русскую правду начали составлять при князе каком

«Русская правда» Ярослава Мудрого

«Русская правда» Ярослава Мудрого

русскую правду начали составлять при князе каком

Чтение народу «Русской правды» в присутствии великого князя Ярослава.

Картина Кившенко А.Д.(1851-1895)

Этот документ является не только памятником русского права, но и содержит важные сведения о социальной структуре, хозяйственной жизни, экономических отношениях.

Русская правда в основном регулировала уголовное право, однако есть статьи по семейному, гражданскому ( прежде всего наследственному)праву, а также она регулировала социальные отношения.

Из документа мы узнаём о металлических деньгах и мехах, которые выполняли роль денег, о ценах на товары, о торговле с другими странами.

Причины принятия «Русской правды»

    Введение христианства привело к замене языческих представлений на преступление и наказание на христианские, что необходимо было отметить в законодательном документе

    Необходимость систематизировать все правовые документы, указы для формирования законодательной системы на Руси.

    Основное содержание

      Определяла социальную структуру общества: «княжие люди», «люди», «холопы».

      Закрепляла права на имущество, принципы наследования.

      Определяла наказания, принципы возмещения за утраты и преступления, степень ответственности в зависимости от социального положения.

      Предусматривала строгое наказание за умышленное убийство

      За побои и увечья предусматривался большой денежный штраф.

      Дополнения «Русской правды»

        Правда Ярослава Мудрого(1016)

        Правда Ярославичей, 60-е годы 10 века, составлена детьми Ярослава Мудрого.

        Устав о закупах и резах Владимира Мономаха, внука Ярослав Мудрого 1113г.

        На сегодняшний день известно 106 вариантов Русской правды.

        Значение «Русской правды»

          Первый письменный законодательный документ государства.

          Она заложила основы нормативно-правовой системы, была основным источником при составлении последующих правовых документов.

          Нормы права данного документа дают полное представление о социальной, экономической жизни страны, о традициях и укладе жизни людей.

          Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

          Источник

          Русская правда Ярослава Мудрого

          Закон не может быть законом, если за ним нет силь­ного.

          Киевская Русь до крещения страны князем Владимиром была языческой страной. Как и в любой языческой стране, законы, по которым жило государство, брались из обычаев страны. Такие обычаи никем не записывались и передавались от поколения к поколению. После крещения Руси создались предпосылки для письменной записи законов государства. Долгое время таких законов никто не создавал, поскольку положение страны было крайне тяжелым. Князьям приходилось постоянно воевать с внешними и внутренними врагами.

          При правлении князя Ярослава в стране наступил долгожданный мир и появился первый письменный свод законов, который носил название «правда Ярослава» или «Русская правда Ярослава Мудрого». В этом законодательном сборнике Ярослав постарался предельно четко структурировать те законы и обычаи, которые были в тот момент в Киевской Руси. Всего правда Ярослава состояла из 35 (тридцати пяти) глав, в которых выделялось гражданское и уголовное право.

          Первый письменный свод законов

          русскую правду начали составлять при князе каком

          Законы, который давала людям Русская правда Ярослава Мудрого были суровыми, но только так можно было навести в стране порядок. Что касается убийств, совершенных в соре или в состоянии опьянения, и убийца скрывался – со всех жителей деревни взималась вира. Если убийца был задержан, то половину виры платили жители деревни, а вторую половину сам убийца. Эта мера была крайне необходима для того, чтобы люди не допускали убийств в ходе ссоры, чтобы каждый проходящий мимо чувствовал на себе ответственность за действия других.

          Особые условия закона

          русскую правду начали составлять при князе каком

          Русская правда Ярослава Мудрого определяла и возможность изменения статуса человека, т.е. как холоп мог стать свободным. Для этого ему требовалось уплатить своему хозяину сумму, равную не полученному последним доходу, то есть тому доходу, который барин могу получить от работы своего холопа.

          В целом первый письменный свод законов регулировал практически все сферы жизни того времени. Так, в нем подробным образом описывалось: ответственность рабов за сохранность имущества своих господ; долговые обязательства; порядок и очередность наследования имущества и прочее. Судьей практически во всех делах был сам князь, а местом суда была княжеская площадь. Доказать невиновность было достаточно трудно, поскольку для этого применялся специальный обряд, в ходе которого обвиняемый брал в руку раскаленный кусок железа. После руку ему забинтовывали и через три дня прилюдно снимали бинты. Если ожогов не было – невиновность доказана.

          Русская правда Ярослава Мудрого это первый письменный свод законов, который упорядочил жизнь Киевской Руси. После смерти Ярослава его потомки дополняли этот документ новыми статьями, тем самым образовав Правду Ярославичей. Сей документ регулировал отношения внутри государства довольно долго, вплоть до периода раздробленности Руси.

          Источники и дополнительный материал по теме:

          Источник

          Русскую правду начали составлять при князе каком

          Ярослав Мудрый вошел в русскую историю не только как крупный государственный деятель, при котором Русь одержала ряд побед над своими соперниками и отличалась внутренним единством. Великий князь также запомнился нам как сторонник образования, открытия школ и развития грамотности. При нем были созданы первые библиотеки и получила государственную поддержку переводческая деятельность. Также именно при Ярославе Мудром был создан первый сборник русских законов. русскую правду начали составлять при князе каком

          «Русская правда» – первый сборник всех законов и правовых норм, существовавших в 10-11 веках. Этот документ объединил в себе все старые нормативно-правовые акты, княжеские указы, законы и другие административные документы, издававшиеся самыми разными инстанциями. «Русская правда» является не только важной частью истории права в России, но и важным культурным памятником, так как она отражает быт и жизнь Древней Руси, ее традиции, принципы ведения хозяйства, а также является важным источником сведений о письменной культуре государства, которая на тот момент только зарождалась.

          В состав документа входят нормы наследственного, торгового, уголовного права и принципы процессуального законодательства. «Русская правда» на тот момент являлась главным письменным источником сведений о социальных, правовых и экономических отношениях на территории Руси.

          Создание данного документа связывают, прежде всего, с именем Ярослава Мудрого – князь собрал все существовавшие на Руси правовые документы и указы и выпустил новый документ примерно в 1016-1054 годах. К сожалению, на сегодняшний день не сохранилось ни одной копии оригинала «Русской правды», только более поздние переписи, так что точно говорить о дате ее создания трудно. Документ переписывался несколько раз другими князьями, которые вносили в нее доработки согласно реалиям времени.

          Основные источники Русской Правды

          Документ существует в двух редакциях: краткой и пространной (более полной). В краткий вариант «Русской правды» входят следующие источники:

          — Покон вирный — определение порядка кормления княжеских слуг, сборщиков виры (создана в 1020-е или 1030-е годы);

          — Правда Ярослава (создана в 1016 или 1030-е годы);

          — Правда Ярославичей (не имеет точной даты);

          — Урок мостникам — регулирование оплаты труда строителей, мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов (создана в 1020-е или 1030-е годы).

          Краткая редакция содержала 43 статьи и описывала новые государственные традиции, появившиеся незадолго до создания документа, а также ряд более старых законодательных норм и обычаев. Вторая часть содержала сведения о штрафах, нарушениях и прочее. Правовые основы в обеих частях были построены на вполне обычном для того времени принципе – сословном. Это значило, что тяжесть преступления, мера наказания или размер штрафа зависели не столько от самого преступления, сколько от того, к какому сословию принадлежал человек, его совершивший. Также разные категории граждан обладали разными правами.

          русскую правду начали составлять при князе каком

          Более поздний вариант «Русской правды» дополнен уставом Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха, количество статей в нем составляло 121. В расширенной редакции документ использовался в гражданском и церковном суде для определения наказания и урегулирования товарно-денежных тяжб и отношений в целом.

          Общее содержание Русской Правды

          В целом, нормы уголовного права, описанные в «Русской правде», соответствуют нормам, принятым во многих раннегосударственных обществах того периода. Стоит отметить, что «Русская правда» описывает штрафы сразу в нескольких валютах для удобства процесса судопроизводства на разных территориях. Документ также содержал немало сведений о процессе судопроизводства, определял основные принципы и нормы процессуального законодательства. «Русская правда» предусматривала и процедуру взимания финансовых средств у должника, появились прототипы судебных приставов, которые занимались подобными вопросами.

          Еще одна сторона, описанная в «Русской правде», – социальная. Документ определял разные категории граждан и их социальный статус. Таким образом, все граждане государства были разделены на несколько категорий: знатные люди и привилегированные слуги, к которым относились князья, дружинники. Затем шли рядовые свободные граждане, то есть те, кто не находился в зависимости от феодала (сюда же относили всех жителей Новгорода). Низшей категорией считались зависимые– крестьяне и другие люди, находящиеся во власти феодалов или князя.

          Значение Русской Правды

          «Русская правда» является одним из важнейших источников сведений о жизни Древней Руси на самом раннем периоде ее развития. Представленные законодательные нормы позволяют составить достаточно полное представление о традициях и укладе жизни всех слоев населения русской земли. Кроме того, «Русская правда» стала одним из самых первых нормативно-правовых документов, который использовался в качестве основного общегосударственного судебника.

          Создание «Русской правды» заложило основы будущей нормативно-правовой системы и при создании новых судебников в дальнейшем (в частности, создание судебника 1497 года) всегда оставалась основным источником, который брался законотворцами за основу не только как документ, содержащий все акты и законы, но также как образец единого правового документа. Также «Русская правда» впервые официально закрепила сословные отношения на Руси.

          Источник

          Русская Правда

          русскую правду начали составлять при князе каком

          русскую правду начали составлять при князе каком

          Русская Правда содержит в себе прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.

          Содержание

          Происхождение

          Условное название древнерусского правового сборника, который сохранился только в списках (копиях) XIII—XV веков и более позднего времени. Аналогична многочисленным ранним европейским правовым сборникам, например, «Салической правде» — сборнику законодательных актов Франкского государства. Также известны Рипуарская и Бургундская правды, составленные в V—VI вв. н. э., и др. К Варварским правдам относятся и англосаксонские судебники, а также ирландский, алеманский, басарский и некоторые другие юридические сборники. Название этих сборников законов «Правды» — спорно. В латинских источниках Lex Salica — Салический закон. Вопрос о времени происхождения её древнейшей части в науке спорен. Некоторые историки относят его даже к VII в. Однако большинство современных исследователей связывают Древнейшую Правду с именем киевского князя Ярослава Мудрого. Примерный период ее создания 1019—1054 гг. Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями на основе устного родового права, с включением моментов скандинавского и византийского права, а также церковного влияния. Как полагает И.В. Петров, Русская правда «явилась конечным кодифицированным результатом эволюции Древнерусского права», прошедшего несколько этапов в своем развитии. [6]

          Основные редакции Русской правды

          русскую правду начали составлять при князе каком

          русскую правду начали составлять при князе каком

          Традиционно сохранившиеся многочисленные варианты «Русской Правды» разделяются на 3 основных редакции, во многом отличающиеся, и получившие наименования «Краткая» (6 списков), «Пространная» (более 100 списков) и «Сокращенная» (2 списка), представляющая собой сокращённый вариант «Пространной» редакции.

          Краткая редакция состоит из следующих правовых текстов:

          «Краткая Правда» состояла из 43 статей. Первая её часть, наиболее древняя, говорила ещё о сохранении обычая кровной мести, об отсутствии достаточно чёткой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социального статуса потерпевшего. Вторая часть (ст. 19–43) отражала дальнейший процесс развития землевладельческих отношений: кровная месть отменялась, жизнь, имущество землевладельцев ограждались повышенными мерами наказания.

          Списки «Пространной Правды» находят в списках церковных законов, в летописях, в статьях из Св. Писания судебного и законодательного характера («Мерила Праведные»). «Пространная правда» состояла из двух частей — Устава князя Ярослава Мудрого и Устава Владимира Мономаха, входивших в «Краткую Правду» с позднейшими изменениями и дополнениями Устава, принятого во время княжения Владимира Мономаха, после подавления восстания в Киеве 1113 г. «Пространная Правда» была составлена в XII в. Ей пользовались духовные судьи при разборе светских дел или тяжб. Она значительно отличалась от «Краткой Правды». Число статей — 121. Этот кодекс отражал дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии землевладельцев, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. «Пространная Правда» свидетельствовала о процессе дальнейшего развития помещичьего земледелия, уделяя много внимания охране прав собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правового регулирования «Пространная Правда» определяла порядок заключения ряда договоров, передаче имущества по наследству.

          «Сокращенная Правда» относилась к значительно более позднему периоду. Историки полагают, что она сложилась в XVв. в Московском государстве после присоединения территории Великой Перми. По Тихомирову она как раз там и была написана, что нашло своё отражение в денежном счёте.

          Источники права

          русскую правду начали составлять при князе каком

          русскую правду начали составлять при князе каком

          Уголовное право «Русской Правды»

          Осложнённые наказания за наиболее тяжкие преступления: за разбой, поджог и конокрадство преступник подвергался не определенной денежной пене в пользу князя, а потере всего имущества с лишением свободы.

          Княжеские пени и частные вознаграждения представляют в Русской Правде целую систему; они высчитывались на гривны кун. За убийство взималась денежная пеня в пользу князя, называвшаяся вирой, и вознаграждение в пользу родственников убитого, называвшееся головничеством. Вира была троякая: двойная в 80 гривен кун за убийство княжего мужа или члена старшей княжеской дружины, простая в 40 гривен за убийство простого свободного человека, половинная или полувирье в 20 гривен за убийство женщины и тяжкие увечья, за отсечение руки, ноги, носа, за порчу глаза. Головничество было гораздо разнообразнее, смотря по общественному значению убитого. Так, головничество за убийство княжего мужа равнялось двойной вире, головничество за свободного крестьянина 5 гривнам. За все прочие преступные деяния закон наказывал продажею в пользу князя и уроком за обиду в пользу потерпевшего.

          Сословия

          русскую правду начали составлять при князе каком

          русскую правду начали составлять при князе каком

          К IX в., времени образования Древнерусского государства, у восточных славян установилась собственность знати на землю и сложились социальные группы — аристократы-землевладельцы и зависимые от них крестьяне. В господствующий класс феодалов входили киевские князья, местные (племенные) князья, общинная знать (бояре), верхушка служилых людей, дружина князей. По мнению доктора исторических наук А. А. Горского, в 9 в. и позднее на Руси ещё не сложился феодализм западноевропейского образца как таковой, а существовала система поборничества. Господствующим же классом была не общинная знать, сведений о которой у нас нет, а корпорация дружины во главе с князем. Боярами же являлись представители и потомки «старшей» дружины, а не общинной знати.

          После принятия в X в. христианства значительная часть земель сосредоточилась в руках церкви, монастырей, духовенства. Появляется другая категория феодалов — дворцовые слуги, служивые люди, получавшие землю за службу и на время службы.

          С увеличением могущества знати росли политические права удельных князей. Они получали от великих князей иммунитеты, освобождались от платежа дани, приобретали право иметь дружину, судить зависимое от них население, собирать подати. Одновременно возникало и право (право-привилегия), охранявшее положение знати. Русская Правда определяла ряд привилегии: повышенное наказание за убийство феодала или причинение ему имущественного вреда, более широкие права по передаче имущества по наследству, в том числе дочерям.

          Класс зависимых крестьян складывался различными путями. Процесс кабализации привёл к тому, что свободных крестьян почти не стало. Основной группой крестьянства были смерды, жившие общиной, имевшие свой дом, хозяйство, участок земли в пользовании. Зависимость от землевладельца могла быть большей или меньшей, но главным образом она проявлялась в обязанности платить подати, отбывать различные повинности. Жизнь и имущество смердов охранялось по закону в значительно меньшей мере по сравнению с землевладельцами. Их имущество в случае отсутствия сыновей не переходило по наследству к замужним дочерям, а становилось собственностью господина. Только незамужние дочери получали часть имущества. Смерды подлежали суду князя, его помощников, церкви (если жили на ее земле).

          Положение смердов нельзя определить как крепостное. Они не были прикреплены к земле или личности землевладельца, но их зависимое состояние сомнения не вызывает.

          Другую категорию населения составляли закупы — смерды, попавшие в тяжелое экономическое положение, взявшие в долг имущество у своего господина и гарантировавшие его возврат как бы самозакладом. Закуп работал в хозяйстве господина и не мог его покинуть, пока не возвращал долг (иначе его переводили в полного, «обельного» холопа). Но закуп имел некоторые права и защиту закона.

          Были и другие категории населения — изгои, люди, вышедшие из общины, прощенники — это попавшие под так называемое «покровительство», патронат церкви, монастырей, светских землевладельцев, и обязанные работать в их хозяйстве.

          Наряду с зависимым населением господствующие классы эксплуатировали и рабов (холопов). Русская Правда называет их ещё и челядью. Наиболее древними источниками холопства являлись плен и рождение от рабыни. Но Русская правда указывала и другие: самопродажа в рабство, брак с рабыней, поступление в услужение (в тиуны, ключники), «без ряду» (то есть без всяких оговорок), банкротство. Холопом мог стать беглый закуп или человек совершивший тяжкое преступление.

          О положении холопов свидетельствовали статьи Русской Правды. За убийство холопа его господину платили возмещение всего 5 гривен, за рабыню-6 гривен. За украденного холопа господин получал 12 гривен. Холоп чаще всего рассматривался как объект права, за него нес ответственность хозяин.

          По мере развития ремесла и торговли возникали города, увеличивалась численность городского населения, из которого выделялась богатая верхушка — люди «лутчие». Городское население было свободнее крестьянства. Жизнь и имущество горожан защищались нормами, относившимися к полноправным свободным людям. Русская Правда с уважением называет «гридинов», «купчин», ремесленников, ростовщиков.

          Имущественные отношения, Обязательственное право

          В Русской Правде существуют понятия: отдача имущества на хранение (поклажа), простой заём, бескорыстная ссуда, одолжение по дружбе, отдача денег в рост из определённого условленного процента, процентный заём краткосрочный и долгосрочный, торговая комиссия, вклад в торговое компанейское предприятие. В Правде существует определённый порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, то есть порядок торгового конкурса с различением несостоятельности злостной и несчастной. Существует несколько видов кредитного оборота.

          Процессуальное право

          Древнерусское право ещё не знало четкого разграничения между уголовным и гражданским процессом, хотя, конечно, некоторые процессуальные действия могли применяться только по уголовным делам. Во всяком случае и по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны равноправны и сами являются двигателем всех процессуальных действий. Даже обе стороны в процессе назывались истцами.

          Судебные доказательства

          В Древнерусском государстве появляется и целая система формальных доказательств:

          Источник

          Русские князья и «Русская правда»

          «Не хочу я лиха, но добра хочу братьям и Русской земле» – в изречении известного своим «Поучением» Великого князя Владимира Мономаха не просто слова, – правда, выстраданная горькими потерями. Немало на древней родине нашей случалось бед и напастей. Основная причина – противление единовластию ради алчной наживы. Терзали княжескую Русь кровопролитные междоусобицы. А на их мрачном фоне мужали, возрастали разумом и духом удивительные правители славянской земли. Тонко подметил древнерусский писатель Даниил Заточник: «Золото плавится огнем, а человек напастями. Пшеница, хорошо перемолотая, чистый хлеб дает, а человек в напасти обретает ум зрелый» …

          Не только хлебушек сажали и собирали на земле русской наши пра-пра-прадеды. Ковали инструменты для возделывания земли, но и мечи обоюдоострые точили. Пока мечи эти брат против родного брата направлял, распинывали землю и народ супостаты иноземные. В муках и страданиях склеивалась Русь в государство единое. Но рождали жены русские и великих благодетелей – Владимира, крестителя русичей, Ярослава, по прозванью Мудрого, внука его, миротворца Владимира Мономаха, великих князей, объединявших народ и земли славян в твердый кулак.

          После смерти Рюрика, княжение переходит к Олегу (в «Повести временных лет» прозванного Вещим). Олег (умер в 912 году) Рюрику доводился родственником, и потому остался регентом при малолетнем князе Игоре. На княжение Олег из Новгорода перебирается в Киев вместе с юным княжичем: и Киев превращается в «матерь городов русских». Князь-регент не только освободил славян от томительной дани хазарам (по щелягу – старинная денежная единица), но одновременно добился и полноправного законодательства для русичей с греками. Первый договор с Константинополем 911 года заключил именно князь Олег: «Если кто убьет, — русский христианина или христианин русского, — да умрет на месте убийства». Это важное событие к тому же давало право русским торговцам на беспошлинную торговлю в Византии, разумеется, в обмен на мир и соблюдение порядка, как в Царьграде, так и на Руси: «…входяще же в Русь град, да не творят пакости»!

          К Киеву ладьи с товарами стекались со всех сторон. Киев, как важнейший торговый перевалочный пункт («из варяг в греки»), превращается в главный город славян, оборонительный форпост русских земель. И киевские князья соответственно уже сажают наместников (посадников) в городах русских. Союзничество с киевским князем облагалось данью, но экономическая и политическая зависимость от Киева была для удельных князей выгодна. Впрочем, до поры до времени, чему доказательство – неуемные и бесконечные кровавые тяжбы князей.

          Византийский император Константин Багрянородный (X век) в сочинении «О народах» отмечал: «Как только наступал месяц ноябрь, русские князья со всей Русью, т.е. дружиной, выходили из Киева на полюдье». В средние века свободное население Киевской Руси носило название «люди». Отсюда термин «полюдье» это и есть сбор дани. Увы, потерпев фиаско от греков, Игорь изрядно увеличил поборы с соседей-славян. Обобранные до нитки древляне, что общеизвестно: не простили князю жестокого грабежа, разорвав правителя на части, кстати, вполне буквально: с помощью двух мощных дерев. Ольга, его горячо любящая супруга, изощренно мстила убийцам за гибель князя, пока с помощью коварства не уничтожила под корень весь род племени – от грудничка до последнего старика. Таковы жуткие плоды языческих нравов славян: «око за око», как говорится, «без суда и следствия» и никак иначе!

          Но после лютой расправы с древлянами княгиня Ольга (умерла в 969 году) сделала благоразумные выводы. Начиная активно заниматься внутренней политикой древнерусского государства, она, во-первых, «полюдье» заменила выплатой четко определенной дани. Во-вторых, узаконила «уставы и уроки», «становища и ловища», назначила «погосты». Погосты (место сбора дани) превратились в малые центры княжеской власти. Таким образом, на Руси при Ольге сложившаяся административно-хозяйственная система централизовала власть, сформировала разные повинности, сформулировала новые правила жизни, все сильнее ослабляя старославянские законы племен.

          В отличие от первых князей, завоевывавших авторитет военной силой, во внешней политике Ольга выбрала дипломатию и пользовалась ею успешно. Прежде всего, поменяла религию. В результате пересмотрела и собственные принципы. Здесь важное: Ольга, приняв православное крещение, поставила русский народ в один ряд с европейцами, включив единоплеменников в состав христианского мира. Ведь под крещением княгини Ольги подразумевалось и крещение всей Руси. Подтверждают этот факт, прежде всего, слова Константинопольского патриарха: «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих». И вот результат: к концу ее правления были соблюдены все условия для упрочения государства на Руси. Законы существовали в письменном виде, закрепились новые земли, определившие границы русского государства, да и сама политическая роль князя выросла при Ольге многократно.

          Как водится при любых радикальных переменах, преображение народа Руси проходило непросто, с большим сопротивлением. Но все же с превращением князя-язычника в ревностного христианина Киевская Русь постепенно превращается в сильную державу: весомо и зримо всему миру. Вдобавок князь стратегически разрешил вековую проблему с набегами печенегов, устроив линию мощных заграждений в местах переправы степняков, систему сигнальных вышек и постоянных дозоров. Владимир проявил себя (вероятно, сказалось генетическое наследство – бабкина кровь) весьма искусным дипломатом. Яркий пример его политических побед – женитьба на сестре Византийских императоров Анне.

          Сын Владимира, князь Ярослав Мудрый ( 980-1054 ) лестное прозвание получил по заслугам. Как политик был дальновиден. На мировой арене сильно укрепил позиции русичей – при нем Русь получила всеобщее международное признание. Ярослав Мудрый фактически был одним из первых объединителей русских земель. Он собрал под своей властью практически все русские земли от юга до севера. С семьей киевского князя с радостью роднились крупнейшие королевства Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе.

          Ярослав Мудрый не только укрепил позиции русского государства, но и издал для людей законы. Русь стала сильным и процветающим Европейским государством, потому что Великий князь понимал: основой благополучного существования государства являются единство и законность.

          Ярослав разграничил полномочия светских и религиозных властей в «Церковном уставе», в котором четко прописались различные проступки против веры, и мера ответственности за них. Создание первого важного правового документа Древней Руси «Русской Правды» также связано с мудрой деятельностью Ярослава. «Русская Правда» объединила все существующие на тот момент законы и указы, сформировала начальную законодательную систему: она включала в себя нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства. Бесспорно, «Русская Правда» – важнейший памятник культуры и блестящий образец письменности на Руси. Но авторству Ярослава принадлежат только первые 17 статей «Русской Правды» («Древнейшая Правда» или «Правда Ярослава»). В основном законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего, в среде княжеской дружины. Но нормы первобытного строя в них еще прослеживались, хотя уже выглядели как пережитки: увы, по-прежнему, оставалась кровная месть. Но, дабы не допустить массового самоуничтожения русичей, Ярослав ввел суровые санкции: определил высокие штрафы, как за убийство, так и за другие крупные злодеяния (поджог и кражу).

          Восстания второй половины XI века потребовали от князей и бояр энергичных действий. «Русская Правда» была дополнена рядом актуальных статей, получивших название «Правда Ярославичей». «Правду Ярослава» дополняли уже его дети. Смысл нововведений: защитить имущество феодала и его вотчину. Управлял вотчиной княжеский дворецкий — огнищанин (от слова «огнище» — дом), ему помогал княжеский подъездной, назначаемый для сбора налогов. Богатство вотчины составляла княжеская земля, которая охранялась весьма тщательно. На этой земле работали зависимые смерды и рабы (холопы, челядь), ремесленники и ремесленницы. Руководили работами ратайные (полевые) старосты.

          «Правда Ярославичей» отменила, наконец, кровную месть и установила разницу в плате за убийство различных категорий населения, по сути, отразив основную заботу государства о жизни и имуществе феодалов. Убийство старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных облагалось штрафом в 80 гривен. Жизнь свободных людей оценивалась в 40 гривен; сельских и ратайных старост, а также ремесленников в 12 гривен; жизнь смердов, живших в вотчинах, и рабов стоила копейки, всего 5 гривен … Для примера: батрачке в деревне в XII веке на готовых хозяйских харчах и прочем содержании оплачивали труд по гривне за лето.

          Крупную переработку закона произвел князь Владимир Мономах, внук Ярослава: так появилась Пространная редакция «Русской Правды».

          Русский князь Владимир Мономах, родился в 1053 году в семье переяславского князя Всеволода Ярославича и княгини Марии, дочери византийского императора Константина Мономаха. Был назван Владимиром в честь равноапостольного прапрадеда, крестителя Руси. С детства копье и лук он держал крепко, был искусным охотником. В военном походе впервые будущий князь принял участие, когда ему было всего двенадцать лет. В юности князь преуспевал в учебе в Оксфордском университете, одном из древнейших учебных заведений мира. Был вхож в королевскую семью, где блистал и покорил сердце самой красивой женщины Европы, своей будущей жены Гиты, дочери последнего англосаксонского короля Гарольда II. При жизни Владимир Мономах использовал на своих печатях титул «архонт», на манер византийских императоров.

          Как добрый правитель Руси князь желал прекращения братоубийств, и созвал Любечский съезд князей в 1097 году, на котором сообща договорились: каждому «владеть своей отчиной». И исполнили: при Мономахе Русь укрепилась единством и могуществом.

          Существенно изменилось содержание «Русской Правды»: смертная казнь сохранялась, умышленное убийство отделялось от неумышленного, были обозначены степени причинения ущерба (намеренного или неумышленного), определены штрафы в зависимости от степени тяжести проступка. Любопытно, что денежные штрафы, упомянутые в «Русской Правде», были посчитаны в разных денежных единицах. Из документа становится известно о металлических деньгах и ценных мехах, которые тоже заменяли деньги, о ценах на товары, о торговле с другими странами.

          «Русская Правда» уже тогда включала в себя некоторые понятия из современной терминологии: и очную ставку, и дачу свидетельских показаний, и «гонение следа» при преследовании преступника (в аналогии с расследованием «по горячим следам»). Если расследование заходило в тупик, к обвиняемому могли применить «ордалий», так называемый «Божий суд». Это не вполне стандартная, даже слишком тяжелая судебная проверка для обвиняемого. При испытании водой утонувший считался невиновным, что обосновывалось представлениями о том, что вода не принимает в себя ничего нечистого. Нет, совсем плохого не подумайте, хоть и строчились законы Средневековые, но, несомненно, «тонул» человек не до утопления; как только обвиняемый начинал захлебываться, его успевали вытащить веревками, которыми фиксировали тело заранее.

          За уголовным преступлением обязательно следовал суд. А «Русская Правда» определяла нормы процессуального законодательства: как и где проводить суды, кому в них принимать участие, как содержать преступников во время суда и как их судить … Знамо дело, знатные граждане-преступники могли рассчитывать на послабление. Что касается долгов и должников, здесь тоже существовала определенная правовая процедура. Ко времени Мономаха можно отнести и постановление о наследстве. По праву сыновья наследовали поровну, а дочерям выдавалось приданое при замужестве. Каждый мог распорядиться своим имуществом по завещанию. В частности, имение жены оставалось неприкосновенным для мужа. Если вдова не выходила снова замуж, то хозяйничала в доме покойного, а дети не имели права ее выгнать.

          И многие другие актуальные статьи дополнили «Русскую Правду» прогрессивными для своего времени законами: например, после восстания, вызванного недовольством крестьян против ростовщиков, князь запретил продавать должников в рабство. Не смотря, на высокородное происхождение, Мономах был человеком сострадательным.

          Князь Владимир считал духовное благосостояние народа первоосновой, фактором, который способен объединить Русь: «Вера во Всевышнего и любовь к ближнему: это то, без чего не будет существовать Русь». Князь Владимир умер в 1125 году. Средняя продолжительность жизни в те далёкие времена была невысокой, но Мономах прожил целых 72 года. Князь Владимир Мономах был великим человеком своей эпохи, заслужив всенародное почитание и звание миротворца. При нем не было войн, н икакие племена не беспокоили Русь в период его власти. Время правления Владимира Мономаха, вплоть до самой смерти, было самым лучшим для Киевской Руси.

          И, что удивительно: собственными поступками князь Владимир всегда подтверждал высокую человечность. Но один случай из его жизни особенно поражает. Князь искренне простил Олегу Черниговскому гибель родного сына: он отправил письмо убийце с предложением забыть о старых обидах и заключить мир, при этом не выставил князю-врагу никаких ответных требований и условий! У князя Мономаха была поистине добрая душа и милостивое сердце, не случайно соплеменники искренне любили своего доброго и мудрого правителя.

          Источник

          Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *