русские люди великая россия наша умирает к какому событию относится
«Русские люди! Великая родина наша умирает. Близок час ее кончины»
Телеграмма министра-председателя за № 4163 1 во всей своей первой части является сплошной ложью: не я послал члена Государственной думы В. Львова к Временному правительству, а он приехал ко мне, как посланец министра-председателя, тому свидетель член Государственной думы Алексей Аладьин.
Таким образом, свершилась великая провокация, которая ставит на карту судьбу Отечества.
Русские люди! Великая родина наша умирает. Близок час её кончины.
Вынужденный выступить открыто – я, генерал Корнилов, заявляю, что Временное правительство под давлением большинства советов действует в полном согласии с планами германского генерального штаба и одновременно с предстоящей высадкой вражеских сил на рижском побережье, убивает армию и потрясает страну внутри.
Тяжёлое сознание неминуемой гибели страны повелевает мне в эти грозные минуты призвать всех русских людей к спасению умирающей Родины. Все, у кого бьётся в груди русское сердце, все, кто верит в Бога – в храмы, молите Господа Бога об явлении величайшего чуда спасения родимой земли.
Я, генерал Корнилов, – сын казака-крестьянина, заявляю всем и каждому, что мне лично ничего не надо, кроме сохранения Великой России, и клянусь довести народ – путём победы над врагом до Учредительного Собрания, на котором он сам решит свои судьбы и выберет уклад новой государственной жизни.
Предать же Россию в руки её исконного врага – германского племени и сделать русский народ рабами немцев – я не в силах. И предпочитаю умереть на поле чести и брани, чтобы не видеть позора и срама русской земли.
Я, Верховный главнокомандующий генерал Корнилов перед лицом всего народа объявляю, что долг солдата, самопожертвование гражданина Свободной России и беззаветная любовь к Родине заставили меня в эти грозные минуты бытия Отечества не подчиниться приказанию Временного Правительства и оставить за собою Верховное Командование народными армиями и флотом.
Истинный сын Народа Русского всегда погибает на своём посту и несёт в жертву Родине самое большое, что он имеет – свою жизнь.
В эти поистине ужасающие минуты существования Отечества, когда подступы к обеим столицам почти открыты для победного шествия торжествующего врага, Временное Правительство, забывая великий вопрос самого независимого существования страны, кидает в народ призрачный страх контрреволюции, которую оно само своим неумением к управлению, своею слабостью в власти, своею нерешительностью в действиях вызывает к скорейшему воплощению.
Не мне – кровному сыну своего народа, всю жизнь свою на глазах всех отдавшего на беззаветное служение ему, не стоять на страже великих свобод, великого будущего своего народа.
Но ныне будущее это в слабых безвольных руках: надменный враг, посредством подкупа и предательства распоряжающийся у нас в стране, как у себя дома, несёт гибель не только свободе, но существованию Народа Русского.
Очнитесь, люди русские, от безумия ослепления и вглядитесь в бездонную пропасть, куда стремительно идёт наша Родина.
1 Вот фрагменты этой телеграммы: «26-го августа ген. Корнилов прислал ко мне члена Гос. Думы Вл. Ник. Львова с требованием передачи Временным правительством ген. Корнилову всей полноты гражданской и военной власти. Действительность полномочий чл. Г. Думы Львова – сделать такое предложение – была подтверждена затем ген. Корниловым при разговоре со мною по прямому проводу.
Усматривая в предъявлении этого требования, обращённого в моём лице к Временному правительству, желание некоторых кругов русского общества воспользоваться тяжёлым положением Государства для установления в стране государственного порядка, противоречащего завоеваниям революции, Временное правительство признало необходимым для спасения родины, свободы и республиканского строя уполномочить меня принять скорые и решительные меры, дабы в корне пресечь все попытки посягнуть на верховную власть в государстве, на завоёванные революцией права граждан.
Вместе с тем приказываю:
Генералу Корнилову сдать должность Верховного главнокомандующего. «
2 Цит. по: ДеникинА.И. Очерки русской смуты. М., 1991. С. 470.
3 ГАРФ. Ф. 1780. Оп. 1. Д. 44. Л. 54.
Кифа № 10 (228), август 2017 года
Ещё материал по теме
Август 1917: последний рубеж. Корниловское выступление
«Начнется Страшный суд»: какими видели 2022 год и будущее РФ святые старцы Зосима и Саровский
К православным старцам обращались за советом и наставлениями. Из их уст звучали пророчества о страшных испытаниях для страны в виде болезней, войн и катастроф. Однако человечеству судьба оставляла и оставляет шансы на спасение.
Православные старцы видели будущее России задолго до великих исторических переворотов и внутренних конфликтов. Их откровения поражают детализацией и совпадениями с современными реалиями. Кроме того, мудрецы предрекали болезнь, очень схожую с пандемией коронавируса.
Массовая публикация пророчеств в СМИ достигла своего пика именно в пандемию — так получилось, что каждый из нас желает погрузиться в далекое прошлое, дабы получить ответы на вопросы настоящего. Издревле наши предки обращались к старцам, чтобы те предостерегли их от опасностей. Они пользовались большой популярностью в древние времена. Сегодня старцы предпочитают вести аскетичный и отшельнический образ жизни. Изредка, но их пророчества доходят до публики с большим опозданием. Верующие жалеют, что не смогли ознакомиться с ними до наступления судьбоносных переворотов.
Невские Новости собрали в новой подборке самые громкие предсказания православных старцев о будущем России, Страшном суде и тревожном 2022 годе, который сулит человечеству неизбежные перемены.
Нектарий Оптинский
Старец Нектарий Оптинский жил на рубеже XIX и XX столетий. В 1917 году он заявил о своем путешествии по третьему измерению. Между сном и явью ему открылись страшные предзнаменования будущего страны. В тот же период в России произошла революция, положившая конец царствованию династии Романовых и установила правление большевиков. Старец отмечал апокалиптические настроения соотечественников — части из них пришлось покинуть родину. Они так и не смирились с коренными изменениями в политическом векторе и признавались об этом в письмах.
«Солнце померкнет, звезды спадут и силы небесные поколеблются. После чего начнется Страшный суд. И все люди, когда-либо жившие на планете, воскреснут», — говорил старец.
Перед Нектарием Оптинским возникли образы апостола Петра и Иисуса Христа. Они разговаривали со старцем о прекращении «мук человеческих». Спаситель назвал число 22 — Нектарий Оптинский описывал его как знак возмездия за грехи прошлого. Он предостерегал людей от ошибок и пренебрежения к законам мироздания. В противном случае планету ожидает жестокое возмездие. В прессе и блогосфере число 22 считается намеком на 2022 год.
Серафим Саровский
Старец Серафим Саровский не раз заявлял о «глобальной войне». Он призывал народы объединиться перед общей напастью, которая придет в 21 веке. Многие считают, что Серафим Саровский имел в виду пандемию. У вируса получилось разобщить людей — в виртуальном пространстве и реальном мире происходят баталии за правоту в вопросах защиты от инфекции, унесшей жизни 5 млн человек по всей планете.
Старец утверждал о некоем «покаянии» людей после свержения власти большевиков. У людей будет 15 лет на то, чтобы замолить грехи и начать новую жизнь. Любители конспирологии посчитали, что старец указывал на распад СССР. В откровениях говорилось, что за 15 лет Россия должна вернуться к православным истокам.
Но если человечество не задумается, его ждет война. Никто доподлинно не знает, что Серафим Саровский подразумевал под этим страшным словом. На тревожные мысли наталкивают ежедневные сводки о вспыхивающих военных конфликтах. Старец называл Турцию одной из виновниц грядущих событий. По его словам, после войны держава будет «разделена» на множество частей, одна из которых отойдет Москве. Стамбул получит статус колыбели христианства. То же самое ждет и Иерусалим, гласит одно из прижизненных предсказаний Серафима Саровского.
Схиархимандрит Зосима
Пророчества донецкого священнослужителя часто появляются в СМИ в связи с затяжным конфликтом России и Украины. Прозорливец не раз твердил о сложностях в отношениях между странами и сетовал на порочную связь церкви и политики. Зосима твердил о неизбежности ссоры Москвы с киевским митрополитом
Украинские и российские храмы Зосима считал домами радости и просветления. Но он не питал иллюзий относительно церковных гонений и расколов.
«Выгонят автокефалисты, где-нибудь Господь даст приют. Тюрьма всех нас ждет. Там полочку уже дадут как-нибудь», — приводит слова обращения Зосимы «Царьград».
У него никогда не было сомнений в ментальном единстве России и Украины. Более того, старец предрекал примирение Москвы и Киева. Для этого необходимо соблюсти одно условие — подвести все храмы и обители под управление Московского патриархата. Если же этого сделать не удастся, то верующие должны избежать подчинения новому правящему архиерею, а перевести обители под самостоятельное игуменское управление до тех пор, пока не произойдет объединение Украины и России, говорил Зосима (Сокур) перед смертью в 2002 году.
Пандемия коронавируса и будущее России остаются самыми актуальными темами этого года. Сегодня утром, 17 ноября, стало известно о новом суточном максимуме смертности от инфекции — по стране от ковида скончались 1247 человек, сообщает RT.
Ошибка генерала Корнилова
Сын казака-крестьянина пытался изменить ход русской истории
Генерал хотел покончить с хаосом революционной демократии.
Видя разложение армии и государства, Корнилов понял, что так долго продолжаться не может. Окончательно в необходимости действовать его убедил провал попытки наступления в июле 1917 года.
«Тяжелоздоровые» уходят из загаженных окопов
Вот описание современника, предельно четко показывающее, во что превратилась армия всего за несколько месяцев правления Временного правительства: «Часовой в нашем передовом окопе раскрыл сонные глаза, лениво потянулся, безучастно поглядев на неприятельские окопы.
И вот, армию, находившуюся в таком состоянии, в июле 1917 года бросили в наступление.
Временное правительство ответило на телеграмму Корнилова назначением его Верховным главнокомандующим. А немцы, видя, что большинство русских частей утратили боеспособность, перешли в контрнаступление Солдатские комитеты и комиссары 11-й армии телеграфировали Временному правительству «всю правду о совершившихся событиях»:
Были случаи, что отданное приказание спешно выступить на поддержку обсуждалось часами на митингах, почему поддержка опаздывала на сутки.
Сегодня главнокомандующим, с согласия комиссаров и комитетов, отдан приказ о стрельбе по бегущим. Пусть вся страна узнает правду. содрогнется и найдет в себе решимость беспощадно обрушиться на всех, кто малодушием губит и продает Россию и революцию».
12-го июля ввиду полной безнадежности положения главнокомандующий отдал приказ об отступлении армии Юго-Западного фронта, очистив всю Галицию и Буковину, воинские части отошли к русской границе.
Путь их был обозначен пожарами, насилиями, убийствами и грабежами. Но среди них были немногие части, отчаянно дравшиеся с врагом, и своею грудью, своею жизнью прикрывавшие обезумевшие толпы беглецов. Среди них было и русское офицерство, своими трупами устилавшее поля сражений.
Армии в полном беспорядке отступали. Комиссары Савинков и Филоненко телеграфировали Временному правительству: «Выбора не дано: смертная казнь изменникам. смертная казнь тем, кто отказывается жертвовать жизнью за Родину».
Два полка могли разгромить большевиков
После всего этого Лавр Георгиевич и предпринял отчаянную попытку спасти страну, как ему казалось, от неминуемого краха. Но очень быстро стало ясно, что народ и армия в большинстве своем не поддерживают это выступление. Керенский вдруг выпустил воззвание к народу с обвинением генерала Корнилова в измене, в намерении уничтожить Временное правительство, установить свою диктатуру и реставрировать царизм.
В этом воззвании Керенский призывал «всех, всех, всех» на борьбу с «генеральской контрреволюцией».
А.И. Деникин впоследствии писал: «Несомненно, появление Корнилова с двумя надежными полками решило бы участь Петрограда».
К солдатам корпуса было отправлено множество революционных агитаторов. Железнодорожники откровенно саботировали попытки войск воспользоваться железными дорогами.
Корпусу пришлось двигаться в конном строю. Но в войсках все меньше и меньше становилось желающих сражаться. А в Петрограде для «борьбы с корниловщиной» легализовавшиеся большевики формировали Красную гвардию. В октябре Керенский поймет, какого джина он выпустил из бутылки, но будет уже поздно.
В итоге попытка разгромить большевиков провалилась. Все обошлось практически без боев. В отчаянии генерал Крымов застрелился.
Корнилов с группой преданных ему генералов и офицеров был арестован. В ноябре 1917 года ему удалось бежать на Дон. Вскоре туда начали пробираться те, кто хотел сражаться с большевиками. Началось формирование Добровольческой армии.
Ее отчаянные бои с красными на Дону и Кубани, неудачная попытка штурма Екатеринодара и гибель Корнилова станут одними из самых ярких страниц истории Гражданской войны.
Но может, быть, ее и не было бы вовсе, если бы в августе 1917 года Корнилов отправил бы на Петроград Корниловский и Текинский полки? Кто знает, какая судьба ожидала бы нашу страну тогда.
Разумен и велик: как архангельский крестьянин создал в России науку
19 (8) ноября 1711 года родился человек, который навсегда стал для нашей страны символом просвещения, русского пытливого ума и стремления к прогрессу — Михайло Васильевич Ломоносов. Он познал Россию от крестьянской избы до императорского дворца, от Славяно-греко-латинской академии до рыбацких хижин. «Известия» вспоминают уникальную судьбу первого великого русского ученого.
Сын промысловика
Он появился на свет в деревне Мшанинской (ныне носящей его имя) под Холмогорами, в глухом углу тогдашней Архангелогородской губернии. Детство Ломоносова представляет непочатый край работы для психологов. Его отец Василий Дорофеевич был удачливым промысловиком, рыболовом и охотником, имел собственное судно. Интерес к мореходству великий ученый сохранил с детства на всю жизнь. Они с отцом не раз ходили в Белое море, по слухам достигали даже берегов Новой Земли. Рано проснулась в Михайле и пытливость к наукам. Он быстро превзошел знания своих первых учителей — дьячка местной церкви Семена Сабельникова и соседа Ивана Шубного, отца знаменитого скульптора Федота Шубина.
Другой сосед, Христофор Дудин, познакомил его с первыми мирскими книгами — «Грамматикой» Мелентия Смотрицкого и «Арифметикой» Леонтия Магницкого. Они показались ему чудом! Так бывает, когда талантливый человек находит призвание. «То были врата учености моей» — так называл Ломоносов эти книги.
Матери он лишился рано. Первая мачеха, которую отец быстро привел в дом, у Ломоносовых не задержалась, быстро умерла, а третья, женщина властная и сварливая, не одобряла «бессмысленных» книжных занятий Михайлы.
Позже Ломоносов напишет в грустную минуту:
И мать еще в младенчестве;
Но восприял меня Творец
И дал жить в благоденстве.
На некоторое время он сблизился с раскольниками, искал правды в мистике, аскетизме, неистовой вере. Но критический ум взял свое. Его притягивали мирские науки, знания, литература.
В декабре 1730 года 19-летний Михайло оставил дом и с рыбным обозом двинулся в Москву. Его мечтой была московская Славяно-греко-латинская академия. Но туда принимали только детей дворянского и духовного звания, к тому же Ломоносов был уже далеко не подростком, а выглядел и вовсе богатырем. Но он выдал себя за дворянского сына, нашел себе покровителей и быстро стал первым учеником.
Тут сказалась еще одна ломоносовская черта: он знал цену успеху и деньгам. Умел заручаться поддержкой сильных мира сего в первую очередь, в будущем Ивана Шувалова, фаворита Елизаветы и выдающегося благотворителя. Для Ломоносова он оказался идеальным меценатом, ведь Шувалов считал себя учеником знаменитого просветителя! С этим даром светской дипломатии парадоксальным образом сочетались «благородная упрямка» Ломоносова, его принципиальность, даже неуживчивость. Свои идеи он подчас доказывал с помощью кулаков. Побывал и в тюремном заключении, и в опале. Вместе с многочисленными талантами и неукротимой любознательностью эти качества составили победительный пробивной характер. Вместе с Шуваловым они открыли Московский университет, который стал лучшим в России учебным заведением. В Петербурге Ломоносов жил в обширной усадьбе на Мойке и не знал нужды.
Европейская история
Ломоносов попал в число молодых русских студиозусов, которых послали учиться в Европу у лучших немецких профессоров. Перед ним поставили задачу изучить химию и горное дело. Но для Ломоносова это было не только время погружения в науки, но и годы, полные приключений. Он узнал Европу и с университетской витрины, и с изнанки. Рослого и уже неюного студента однажды забрали в солдаты, и ему пришлось немало сил приложить, чтобы вернуться к науке. Кроме того, в Германии он изучил русское стихосложение и женился на Елизавете Христине Цильх, дочери марбургского ремесленника.
В его судьбе многое невероятно, как будто невозможного для Ломоносова не существовало. Тогда в России еще не существовало понятия «поэт». А Ломоносов уже был поэтом в душе — и через несколько лет он, соревнуясь с Василием Тредиаковским и Александром Сумароковым, откроет для просвещенной России высокое искусство стихосложения. Он отстаивал красоту и выразительность ямба и неизменно побеждал соперников.
Паспорт, выданный М. Ломоносову Марбургским университетом
Его регулярные оды императрице стали частью дворцового церемониала. Ломоносов наполнял их полезной дидактикой. Дары, которые он получал от монархини за звучную похвалу, всякий раз намного превосходили его жалованье, даже годовое.
Понимала ли Елизавета Петровна поучения этого архангельского богатыря, которому впору оказались европейский камзол и модный парик? Натура эмоциональная, она полагалась на сердце. Ломоносов чем-то напоминал ей отца — такого же гиганта. Недаром веками держится легенда, что великий император был настоящим отцом «великого помора».
Елизавете от Ломоносова и от науки требовались прежде всего чудеса. Звучные стихи, фейерверки, наконец мозаики. Он возродил это старинное искусство, наладил производство смальты — больше тысячи оттенков. Чуть ли не в первую очередь он создал портрет своего кумира — Петра Великого, а потом и огромное полотно Полтавской битвы с императором-всадником в центре композиции. Увы, после смерти Ломоносова это искусство снова было утрачено почти на век.
Перечитывая ломоносовские оды и послания, мы видим, каким тонким и остроумным человеком он был. Чего стоят хотя бы «Стихи, сочиненные по дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для академии, быв много раз прежде за тем же»:
Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,
Коль больше пред людьми ты счастьем одарен.
Что видишь, всё твое; везде в своем дому,
Не просишь ни о чем, не должен никому.
В этом сказанном мимоходом «быв много раз прежде за тем же» оказалось пророчество судьбы русской науки на века.
Сколько отнимется, столько присовокупится
Одно из главных открытий Ломоносова — «всеобщий естественный закон», одна из первых формулировок закона сохранения энергии. Он сформулировал его в письме своему учителю, выдающемуся математику Леонарду Эйлеру и в диссертации «Рассуждение о твердости и жидкости тел». Приведем несколько фраз из этой этапной научной работы:
«Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте. Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения, ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оные у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает»
С юности Ломоносова занимали тайны Вселенной, которым он посвящал и стихи, и научные работы. Во время наблюдений за прохождением Венеры по диску Солнца 26 мая (6 июня) 1761 года Ломоносов совершил первое открытие в истории русской астрономии. Он увидел светящийся силуэт вокруг утренней планеты и определил, что у Венеры есть атмосфера. Современная наука подтвердила эту гипотезу.
Но больше всего времени и усилий он отдавал химии — науке, которую Ломоносов преобразил. В одном из своих трактатов он прямо указывал на необходимость превратить химию из магического искусства, каковым его по-прежнему считали в XVIII веке, в точную науку. По словам Ломоносова, «к сему требуется весьма искусный Химик и глубокий Математик в одном человеке». Ломоносов первым стал читать студентам курс по «истинной физической химии», сопровождая его демонстрационными опытами.
А ключевым словом в наследии Ломоносова было название империи Петра Великого — Россия. Миссия просветителя вряд ли заинтересовала бы его, если бы ученый не считал ее необходимой для страны, для ее могущества на долгие столетия.
Корифей екатерининского века
Уход Елизаветы мог стать роковым для Ломоносова. Ему приходилось много времени и сил тратить на борьбу за право исследовать, ставить опыты, преподавать в достойных условиях, но и в этом искусстве Ломоносов поднаторел. Получив репутацию первого стихотворца России и славного ученого, без помощи сильных мира сего он не оставался. Шувалов, фаворит прежней императрицы, после ее смерти надолго удалился в Европу, но Ломоносов получил поддержку «душевного друга» Екатерины II Григория Орлова.
Новая императрица благосклонно приняла проект Ломоносова о плаваниях Северным морским путем. Чичагов, совершив две полярные экспедиции, не сумел приручить Северный океан, остановившись во льдах. Но начало освоения Арктики было положено.
Императрица Екатерина II у М.В. Ломоносова. Художник И.К. Федоров
Один из неоконченных трудов Ломоносова — «Древняя российская история», где он попытался противопоставить историческую правду «комплексу неполноценности», который испытывали образованные русские люди перед европейцами. «Толь довольно предки наши оставили на память, что, применясь к летописателям других народов, на своих жаловаться не найдем причины», — утверждал Ломоносов. Он и после смерти остался «вождем» историков-антинорманистов, отвергающих государствообразующую роль скандинавов в истории Руси.
7 июня 1764 года Екатерина даже удостоила Ломоносова личным «высочайшим» посещением и провела в его доме около четырех часов, где, как сообщали «Санкт-Петербургские ведомости, «изволила смотреть производимые им работы мозаичного Художества для монумента вечнославной памяти Государя Императора ПЕТРА Великого, также и новоизобретенные им физические инструменты и некоторые физические и химические опыты; чем подать благоволила новое высочайшее уверение о истинном люблении и попечении Своем о Науках и Художествах в Отечестве».
Первый русский академик писал: «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют». Честолюбие в нем не умирало. И Ломоносов действительно стал образцом того, как, словами Некрасова, «архангельский мужик по своей и божьей воле стал разумен и велик». Он прожил только 54 года, но успел сдвинуть горы в литературе, химии, исторической науке, астрономии, математике и геологии.
Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»