русские архитекторы высокого классицизма часто берут за основу своих сооружений какой ордер
Классицизм в России
Предпосылки появления классицизма в России
Идея Просвещения произвела огромное влияние на переход от эпохи рококо к эпохе классицизма. Многие представитель эпохи классицизма увидели в культуре античности реализацию своих идеалов в жизни. Идеалами в эпоху классицизма стали естественность и простота, которые развивали в обществе строгость вкусов и умеренность в жизни.
Мнение большинства известных деятелей того время было схожим в том, что аналогичное искусство прекрасно отвечало образцам гражданской добродетельности. Второй значительной причиной оказалась готовность радикального изменения стиля, и намерения передохнуть от роскоши рококо. Под воздействием концепций Просвещения и благодаря его рассудительности и естественности, классицизм использовался в более разнообразных областях жизни, чем рококо.
Строения эпохи классицизма XVIII века существенным образом отличаются от построек в XVII веке отсутствует в них пафосности и помпезности, которыми прониклись большое количество строений Франции и Англии. Но в то же самое время в классицизме XVIII века отсутствует сдержанность зданий, которые были построены архитекторами Голландии.
Начиная с XVIII века классицизм обращает свой взор открыто к античности, минуя призму ренессансных достояний и постепенно отходя от воздействия барокко, которое было очень большим в XVII веке. Раскопки Помпея и прочих оснований древней культуры, археологами XVIII века, содействовали этому переходу. Одним из известных археологов XVIII века был Иоганн Иоахим Винкельман, немецкий искусствовед. Он являлся основоположником современных представлений того времени об археологии и античном искусстве.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Классицизма разделяется на три этапа своего существования:
Во времена существования в России классицизма, его названия определялось исходя из правящей персоны в стране на текущий момент. Таким образом в Российской империи классицизм выделен тремя этапами:
Приусадебные строения в стиле классицизма чаще всего скромны и примитивны. Их чуть ли не обязательной декорацией является крытая галерея с колонами, а также треугольная или циркульная верхняя часть фасада строения, обусловленная двускатной крышей, с аналогичным украшением над окнами и дверьми. Строение зачастую выгляди в виде призмы.
Однако есть и гораздо непростые зрелищные решения, например, центральный дом усадьбы Люблино в Москве. Принципы философии Просвещения составляют основу классицизма XVIII столетия, и отмечают приверженность к созидательной точности и строгости. В период классицизма свойственны культ рассудка и одновременно устремление к непосредственности.
Это проявляется и в том, что привлекательность сооружений содержится в привлекательности его главных архитектурных компонентов, не идеализированных с помощью декора. Важным является и то насколько здания соответствуют пейзажной среде.
В Российской Империи ранний классицизм ассоциируется с созиданием таких прекрасных представителей этой эпохи, как Василий Иванович Баженов (русский архитектор, теоретик архитектуры и педагог), Матвей Фёдорович Казаков (русский архитектор, который в годы правления Екатерины II перестроил центр Москвы в палладианском стиле) и Иван Егорович Старов (русский архитектор, академик и профессор Императорской Академии художеств). Большинство русских архитекторов первоначально часто наследовали творчество Андреа Палладио.
В интерьерах многих зданий во времена классицизма применялись античные орнаменты. Преференции отдавались гладким поверхностям, модным считался естественный и декоративный мрамор. Прекрасным примером торжественного интерьера российского классицизма является колонный зал бывшего Дворянского, Благородного собрания в Москве архитектора Матвея Фёдоровича Казакова.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Основные архитектурные постройки времён классицизма в Российской Империи
Академия художеств в Петербурге (1764-1788 гг.). Принадлежит к достижениям раннего классицизма (архитекторы Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот и Александр Филиппович Кокоринов). Архитектура пока включает в себя компоненты барокко, но лицевая сторона академии имеет в своём составе колонны и пилястры.
Мраморный дворец в Санкт-Петербурге (1768-1785 гг., архитектор Антонио Ринальди), фасады дворца облицованы естественным камнем с использованием различных сортов мрамора, необыкновенно эффектно выглядел розово-красный тивдийский камень.
Здание Сената в Кремле (1776-1787 гг., архитектор Матвей Фёдорович Казаков). Данное строение построено подобно треугольнику, великолепно вписавшегося в тогда уже действующее сооружение Кремля. Завершение треугольной формы здания осуществляется круглым залом с огромным сводом. Крытая галерея с колоннами, прилегающая к зданию, треугольная или циркульная верхняя часть фасада здания, ограниченная двускатной крышей, а также аналогичные украшения над окнами, дверьми и круглый купол – это сочетание становится классическим для российского классицизма.
Дом Пашкова, Москва (1784-1786 гг., архитектор Василий Иванович Баженов) отражён на рисунке 1, и считается шедевром российской архитектуры XVIII века, относящийся к раннему классицизму, который ещё не является свободным от воздействия барокко и пристрастием к палладианству.
Таврический дворец на Шпалерной улице в Петербурге (1783 – 1789 гг., архитектор Иван Егорович Старов, рисунок 2). На основании формы Таврического дворца, слагающейся из основного корпуса и фланговых пристроек, в дальнейшем будет возводиться основная масса зданий учебных учреждений и царских дворцов времен классицизма. Позади Таврического дворца находится сад, в котором любил прогуливаться князь Потёмкин во время сиесты.
Рисунок 1. Дом Пашкова в Москве
Рисунок 2. Таврический дворец на Шпалерной улице в Петербурге
К основным архитектурным постройкам эпохи российского классицизма можно отнести огромное количество зданий, которые являются шедеврами архитектурного искусства. Среди них:
Русский классицизм в архитектуре
С приходом к власти Екатерины II в России начал развиваться классицизм – стиль, заимствованный у Европы. Здание Адмиралтейства в Петербурге.
К середине 18 века в российском обществе сформировалось мировоззрение, которое способствовало развитию классицизма в архитектуре России, в моде были идеи рационализма, возрос интерес к античности. Другой предпосылкой утверждения нового стиля было создание абсолютистского государства просвещенной монархии.
Это было время развития страны, большого строительства, которое требовало более рационального подхода к декору зданий, унификации, что обеспечивал новый стиль благодаря простоте форм, строгости отделки, отсутствию излишеств и наличию единых канонов.В стиле русский классицизм строили казенные и общественные заведения, государственные и административные здания, дворцы, а также городские и загородные дома-усадьбы.
Здание Адмиралтейства в Петербурге. Строительство начато в 1704 году по чертежам Петра I. В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом. В 1732-1738 гг. построено каменное здание Адмиралтейства. Арх. И.К.Коробов. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на высоту 72 м.
Особенности русского классицизма в архитектуре определялись личностью императора, его отношения к искусству, периода развития страны.
Различают екатерининский ранний классицизм, екатерининский строгий классицизм, александровский классицизм.
Архитекторы, шедевры русского классицизма
Среди ярких представителей русского направления стиля особого внимания заслуживает творчество: В. Баженова (1738 – 1799), М.Казакова (1738 – 1812), И. Старова(1748 – 1808).
В ранний период классцизма в его развитии играли большую роль Ж. Валлен-Деламот, А. Кокоринов, построившие Академию художеств в Петербурге (1764 – 1788). В некоторых элементах фасада еще чувствуется влияние барокко (есть вогнутые и выпуклые элементы, лепнина, статуи), однако на фасаде появились пилястры, колонны рассредоточены вдоль всего фасада.
Академия художеств в Петербурге. Ж. Валлен-Деламот, А. Кокоринов. 1764 – 1788 гг.
Архитектор Антонио Ринальди построил Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, (1768—1785).
Василий Иванович Баженов
В. И. Баженов (1735 – 1799) получил образование за границей, где в то время в моду входил новый стиль. Вернувшийся в страну Баженов стал внедрять классицизм в России.
По приказу Екатерины он занялся перепланировкой Большого Кремлевского дворца в Москве: императрица планировала превратить Кремль в подобие римского Форума. Работа над проектированием продолжалась до восстания Пугачева, затем проектирование прекратилось.
Сохранившиеся чертежи и проекты, как считают историки, оказали большое влияние на дальнейшее развитие российской архитектуры. По проектам Баженова дворец должен был иметь протяженные фасады с колоннадами на высоких цоколях. По его задумке дворец должен был стать центром площади, где расположилась бы Коллегия, театр, трибуны для собраний, Арсенал, что реализовало бы задумку императрицы и отражало бы идею гражданственности по римскому образцу.
Дом Пашкова. Москва. 1784 – 1786 гг. Арх. В. Баженов.
Другие строения Баженова: церковь в селе Стоянове, в селе Быкове, в селах Виноградове, Михалкове, дом Юшкова на углу Мясницкой улицы в Москве с полукруглой ротондой, выходящей на улицу. При Павле I Баженов принял участие в работе над Михайловским замком в Петербурге.
Михайловский замок строился как парадная резиденция императора Павла I. Название получил в честь Архангела Михаила. С 1823 года здесь разместилось Николаевское Инженерное училище, и замок стал называться «Инженерный». Дворец сочетает в себе черты русской и европейской архитектуры.
Проект дворца был разработан архитектором В. Баженовым по поручению Павла I. Строительством руководил архитектор В. Бренна. В создании проекта принимал участие сам Павел I. Среди помощников Бренна были Ф. Свиньин и К. Росси, Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников. Также на стадии создания проекта в нем участвовал А.-Ф.-Г.Виолье.
Инженерный замок. Павильон (1797—1801 гг.)
Матвей Федорович Казаков
Казаков не окончил ни Академии, ни университета, но позже сам основал первое архитектурное училище. Всего Казаков построил около 100 зданий.
Здание Сената. Кремль. Москва. Арх. М.Казаков. 1776 – 1787гг.
Другим не менее известным заданием, спроектированным М. Казаковым является Голицынская больница (Первая градская) на Калужской улице (1796 – 1801) (ныне Лениский проспект). В центре строения мощная колоннада дорического ордера, треугольный фронтон, над которым возвышается церковный купол.
Голицынская больница на Калужской улице (1796 – 1801гг.). Арх. М.Казаков.
Петровский путевой дворец.
Зодчий строил и городские усадьбы. Обычно они представляют собой крупные массивные здания, практически лишенные декора с колонным портиком. Обычно дом располагался в глубине обширного двора, а флигели и ограды выходили на красную линию улицы.
Известными усадьбами работы Казаковы были дом заводчика И. Демидова на Гороховой, дом заводчика М. Губина на Петровке, усадьба Барышниковых на Мясницкой.
Иван Егорович Старов
Самое знаменитое строение Старова в стиле русский классицизм – Таврический дворец на Шпалерной улице в Петербурге (1783 – 1789). Состоит из главного корпуса и боковых флигелей. Такая схема проекта станет основной для строительства учебных заведений и царских дворцов времен классицизма. Фасад дворца выглядит строгим, украшен дорической колоннадой шестиколонного портика, портик увенчан куполом.
Джакомо Кваренги
Основные принципы, которых придерживался зодчий в своих работах:
— Схема жилого или административного здания в его проектах включает центральный корпус и два симметричных флигеля, соединенных с центральным корпусом прямыми или скругленными галереями.
— Здание представляет собой параллелепипед и обычно имеет три этажа. Центральный корпус украшен портиком. Например, здание Академии наук в Петербурге, новое здание Института Благородных девиц.
— Смольный институт. Портик увенчан фронтоном, крайние точки которого архитектор подчеркивал вертикалями статуй.
— В фасадах отсутствуют богато декорированные угловые композиции. Плоскости ничем не украшены.
— Окна прямоугольные или трехчастные, оконные проемы без обрамления, иногда увенчаны треугольными фронтончиками – сандриками.
— Колонны отодвинуты от стены, лишены каннелюр.
Эти принципы Кваренги реализовывал в своих постройках в стиле русского классицизма.
Картина «Александровский дворец». Художник А.М. Горностаев. 1847. Из коллекции музея Эрмитаж.
Винченцо Бренна
Итальянский архитектор Винченцо Бренна (1745—1820) работал в России в 1783—1802 гг. Участвовал в строительстве Михайловского замка в Санкт-Петербурге (совместно с В. И. Баженовым), дворцов в Павловске и Гатчине (Большой Гатчинский дворец).
Большой Гатчинский дворец.
Чарльз Камерон
Чарльз Камерон (1740 – 1812) приехал в Россию в 1779 г. К работе зодчего в стиле русского классицизма относится комплекс в Царском селе (пристроенный к дворцу, созданному Растрелли), в который вошла Камероновая галерея.
Камероновая галерея имеет широко расставленные тонкие колонны ионического ордера, которые придают легкость верху, вознесенному на аркадах, облицованных серым пудожским камнем. Основу образа составляет контраст шероховатой грубой поверхности облицовки и палевого тона стен, белыми филенками и медальонами.
Павловский ансамбль. Архитектор Камерон.
Классицизм в архитектуре России сыграл большую роль в создании облика Москвы. Петербурга и провинции. Созданные два века назад здания до сегодняшнего дня сохраняют свою привлекательность, в них размещены учебные и государственные заведения, музеи.
Ордерный стиль в классицизме. его основной смысл ( желательно в архитектуре)
Постоянное обращение архитекторов классицизма к наследию античной архитектуры подразумевало не только использование её отдельных мотивов и элементов, но и постижение общих законов её архитектоники. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах более близкий к античности, чем в зодчестве предыдущих эпох; в постройках он употребляется таким образом, что не затемняет общую структуру сооружения, но становится её тонким и сдержанным аккомпанементом
КОНЦЕПЦИЯ ОРДЕРА Одной из главных забот зодчего стал архитектурный ордер. Его теорией занимались художественные академии, без изложения основ ордерной системы не обходился ни один профессиональный трактат. Именно посредством ордера по художественной традиции, идущей от Ренессанса, выражался масштабный строй здания, соотношения его частей друг с другом, их смысл и значение, и, наконец, антропоморфность, человечность архитектурной формы. Поэтому ордера в первую очередь канонизируются, в них видят универсальное средство, при помощи которого можно приобщить здание к художественным сокровищам. Сущность ордерной концепции классицизма заключалась отнюдь не в том, чтобы возвратить ордеру тектонический смысл, который он имел у древних греков. Так же, как и в Древнем Риме, в эпоху Ренессанса он применялся декоративно, но в другом сочетании с массой стены. В отличие от барокко, где при помощи ордера вскрывались образно-динамические потенции стенового массива, ордер классицизма иллюзорно воплощает тектоническую взаимосвязь несущих и несомых частей здания. И хотя ордерная палитра ограничивалась несколькими идеальными моделями, каноническими образцами, все же сохранялось много свободы, в связи с независимостью от стены реально несшей нагрузку перекрытий. Благодаря автономии ордера и стало возможным сохранить идеальность его построений. Колоннада могла быть спаренной или одинарной, поставленной на высокие пьедесталы, аркаду или вырастать прямо из земли, могла охватывать всю стену или выступать отдельными портиками. Ибо во всех случаях стена превращалась в нейтральный компонент иллюзорной тектонической системы классицизма. В конце XVIII в. ордера использовались в древнеримском варианте, часто в интерпретации Виньолы и других теоретиков.
Самыми употребительными являлись ионический и коринфский ордера,
которые благодаря объемной моделировке хорошо отвечали общему характеру стереометрических масс здания.
Именно через ордерные формы выразились две пластические концепции стиля. В одних случаях здание подчеркнуто материально, тяжеловесно, в других — казалось легким, воздушным, а его изысканные ордерные формы не столько связывались со стеновым массивом, сколько стремились раствориться в окружающей среде, вовлекая в нее здание. Можно сопоставить работы Кваренги и Камерона. Эти две концепции стали своеобразным отражением в обществе центробежных и центростремительных сил
АРХИТЕКТУРА КЛАССИЦИЗМА В РОССИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII — ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIX ВЕКА)
Во второй половине XVIII века на смену стилю барокко в архитектуре приходит классицизм, широко распространившийся в Западной Европе. Здания в стиле классицизма возводят в Петербурге и Москве, а затем и в других городах России.
Быстрый отход России от стиля барокко явился причиной отставки главного архитектора Ф. Б. Растрелли. Являясь ярким представителем стиля барокко, Растрелли последние годы после ухода на пенсию отходит от архитектурного проектирования, а достойной замены Растрелли не было.
Возникновение стиля классицизма в России было неизбежно, как и в других (гранах Западной Европы, по причины появления классицизма в разных странах были различными.
Развитие архитектуры всегда связано с экономическими и социальными явлениями. Новые экономические отношения России привели к образованию большого внутреннего рынка, расширялась внешняя торговля, развивалась промышленность. С развитием экономики возникла необходимость в строительстве совершенно новых Зданий — гостиных дворов, рынков, складских сооружений, бирж, банков. Победы во внешней политике подняли престиж России, что нашло отражение в создании монументальных сооружений.
Развивались культура и просвещение. Естественно, возникла необходимость в строительстве учебных заведений, академий, театров и др. Быстрый рост городов требовал строительства новых жилых зданий.
Размеры строительства во второй половине XVIII века привели к поискам экономичной и соответствующей духу времени архитектуры. Античная архитектура, доступная пониманию и выразительная, послужила образцом красоты, основой для зарождения классицизма в России.
В России античная архитектура была хорошо известна. В Петербурге работали итальянские архитекторы М. Д. Фонтана, Н. Микетти и другие, а русские зодчие П. М. Еропкин и Т. Н. Усов совершенствовали свое мастерство в Италии. В это время в России издаются труды выдающихся итальянских архитекторов и теоретиков архитектуры А. Палладио «Четыре книги об архитектуре», В. Витрувия «Десять книг об архитектуре», Д. Виньолы «Правило пяти ордеров архитектуры» (рис. V.58). В работах некоторых русских архитекторов 60-х годов XVIII века четко видны черты классицизма: Увеселительный павильон (1760) А. Ф. Кокоринова, Ботный дом (1761-1762) А. Ф. Виста в Петропавловской крепости Петербурга (в нем хранится ботик Петра I — «дедушка русского флота»).
Большую роль в становлении стиля классицизма сыграла открытая в 1757 году в Петербурге Академия трех знатнейших художеств: живописи, скульптуры и архитектуры (Академия художеств). Архитектурные классы в Академии вели известные архитекторы, большие знатоки и последователи классицизма Л. Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот.
В Москве традиции классицизма воплотились архитектором В. И. Баженовым в Партикулярной академии при Экспедиции кремлевского строения и в учрежденной в 1775 году Архитектурной школе при Каменном приказе (центральном государственном органе, руководившем строительством каменных домов).
Преподаватели архитектурных учебных заведений Москвы и Петербурга пропагандировали идеи классицизма не только на академических занятиях, но и в своих архитектурных проектах, по которым строились здания в Москве, Петербурге и других городах.
Классицизм в России не был явлением однородным. Его особенности определялись своеобразием различных губерний страны, определенными тенденциями в развитии культуры.
Классицизм господствовал почти столетие, начиная с 1760 года по 1840 год.
Можно выделить три основных периода развития классицизма в России: ранний классицизм (1760-1780), средний (1780-1800) и высокий классицизм (1800- 1840).
Первый период был переходным — от барокко к классицизму; второй выражал сущность классицизма — простоту, главная роль отводилась ордеру; третий период — создание архитектурных ансамблей с применением монументальной скульптуры.
АРХИТЕКТУРА РАННЕГО КЛАССИЦИЗМА (1760-1780)
В период раннего классицизма пробуждается интерес к пропорциям и средствам ордерной архитектуры, но сохраняется привычка к приемам стиля барокко.
Крупнейшими мастерами раннего классицизма были русские архитекторы А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен и К. И. Бланк, итальянец А. Ринальди и француз Ж.-Б. Валлен-Деламот.
АРХИТЕКТУРА СТРОГОГО КЛАССИЦИЗМА (1780-1800)
XVIII век в России отмечен интенсивным развитием экономики, которое нашло отражение в градостроительстве и архитектуре. В городах создаются административно-торговые центры, строятся присутственные места, губернандские дома, жандарменные здания, возводятся торговые комплексы.
Архитектуру этого периода отличали простота и строгость линий, отсутствие скульптуры, главное в ней — соотношение отдельных частей здания, особенности интерьера. Получают большое распространение двухсветные залы прямоугольной формы, колонны ионического или коринфского ордера; стены обрабатываются пилястрами или полуколоннами такого же ордера.
Характерной особенностью строгого классицизма является четкая планировка помещений, конструкцию здания составляют стойки и балки. Архитектура строгого классицизма вывела русское зодчество на новый этап развития.
Яркими представителями нового стиля были в Москве В. И. Баженов, М. Ф. Казаков и другие, в Петербурге — И. Е. Старов, Н. А. Львов, Д. Кваренги, Ч. Камерон.
АРХИТЕКТУРА ВЫСОКОГО КЛАССИЦИЗМА (1800-1840)
В архитектуре Петербурга начата XIX пека на первое место выдвигаются градостроительные задачи — создание архитектурных ансамблей и площадей. Большая протяженность зданий с крупными деталями, четкость’ и простота ордерных форм меняли внешний облик центра города.
Возрастает роль скульптуры в декоративном убранстве зданий. Скульптура не только дополняет архитектурные произведения, но и подчеркивает идеи патриотизма и гражданственности. Тесное сотрудничество архитекторов и скульпторов способствовало созданию неповторимых архитектурных шедевров.
В XIX веке в России происходит рост металлургической промышленности, который привел к созданию новых конструкций из чугуна и стали, что позволило зодчим создавать новые архитектурные формы.
В Петербурге был создан Комитет для строений и гидравлических работ (1816-1843), который рассматривал и утверждал все строительные работы. В Комитете работали К. И. Росси и Ан. А. Михайлов.
Подобный орган был создан в Москве — Комиссия для строения города Москвы (1813 1843). Возглавлял ее И. О. Бове. Комиссия руководила работами по восстановлению и реконструкции города после пожара 1812 года.
Период высокого классицизма в России был отмечен произведениями известных архитекторов А. Н. Воронихина. Л. Д. Захарова, К. И. Росси, Тома де Томона, О. Монферрана, которые завоевали мировое признание.