румыния религия какая основная
Религия в Румынии
Деноминация | Население | % |
---|---|---|
Христианство | 21 455 354 | 98,8 |
Православие | 18 806 428 | 86,7 |
Католицизм | 1 223 882 | 5,6 |
Латинский обряд | 1 028 401 | 4,7 |
Греко-католики | 195 481 | 0,9 |
Протестантизм | 1 425 044 | 6,5 |
Кальвинизм | 698 550 | 3,2 |
Пятидесятники | 330 486 | 1,5 |
Баптизм | 129 937 | 0,6 |
Адвентисты | 97 041 | 0,4 |
Другие | 169 030 | 0,8 |
Ислам | 67 566 | 0,3 |
Иудаизм | 6 179 | 0,03 |
Прочие религии | 87 225 | 0,4 |
Атеисты и нерелигиозные | 23 105 | 0,1 |
Отказались отвечать | 18 492 | 0,1 |
История | Доисторическая • Княжества (Валахия • Молдавия • Трансильвания) • Молдавия и Валахия • Королевство Румыния • СР Румыния • Республика Румыния | |
---|---|---|
Символы | Герб • Флаг • Гимн (все гимны) | |
Политика | Государственный строй • Президент • Премьер-министр • Парламент • Правительство • Конституция • Политические партии • Внешняя политика (Молдавия) • Внутренняя политика | |
Вооружённые силы | Сухопутные войска • Военно-воздушные силы • Военно-морские силы | |
География | Административное деление • Города (Столица) • Регионы развития • Жудецы • Муниципии • Коммуны | |
Общество | Население • Языки (румынский • русский) • Спорт • Образование • Наука • Здравоохранение • Религия (Православие) | |
Экономика | Валюта • Туризм (национальные парки • всемирное наследие) • Транспорт (Железные дороги) | |
Связь | Телефонная • Интернет (.ro) • Телевидение • Радио • Почта (история и марки) • СМИ | |
Культура | Литература • Мифология • Архитектура • Праздники • Достопримечательности • Музыка | |
Портал «Румыния» • Проект «Румыния» |
Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹ ПолезноеСмотреть что такое «Религия в Румынии» в других словарях:Религия в Молдавии — Феодоро Тироновский монастырь в Кишинёве В соответствии с действующим законодательством, Молдавия светское государство[1]. Констит … Википедия Религия в СССР — Сюда перенаправляется запрос «Богоборчество». На эту тему нужна отдельная статья. Религия в СССР положение религии и конфессиональных групп в РСФСР и СССР (1918 1991). Атеизм, как отрицающее религию мировоззрение, не будучи формально… … Википедия Религия в Грузии — Церковь Святого Георгия (Клдисубани) Религия в Грузии совокупность религиозных убеждений, свобода на исповедание которых закреплена для граждан Грузии в … Википедия Религия в Молдове — Православная церковь «Чуфля» в Кишинёве В соответствии с действующим законодательством, Молдавия светское государство[1]. Конституция страны гарантирует свободу совести и вероисповедания[1]. Содержание 1 … Википедия Религия в Республике Молдова — Православная церковь «Чуфля» в Кишинёве В соответствии с действующим законодательством, Молдавия светское государство[1]. Конституция страны гарантирует свободу совести и вероисповедания[1]. Содержание 1 … Википедия Ислам в Румынии — Мечеть Кароля I в г. Констанца Ислам в Румынии в наст. время исповедуют около 0,3 % населения страны … Википедия Католицизм в Румынии — Римско католический собор Святого Иосифа в Бухаресте Католицизм в Румынии. Католическая церковь Румынии (рум … Википедия Венгры в Румынии — Венгерское меньшинство в Румынии … Википедия История Румынии — История Румынии … Википедия Вероисповедание в Румынии: православие фактически считается государственной религиейХристианство в Румынии признано господствующей религией. Появилось в стране оно много веков назад и поэтому имеет свой национальный колорит. Так, например, во всем мире известна церковь деревни Бьертан в Трансильвании её специальная церковь. В ней устроена «комната примирения разводящихся». Сюда приходят перед тем, как получить документ о расторжении брака. Местные супружеские пары живут здесь две недели в тесноте и спят на одной кровати, питаются за одним столом, довольствуются одной ложкой, одно тарелкой и одним столом. В результате за 300 лет здесь только один раз зафиксирован случай развода. Румыния — это православная странаКакая вера у румын главная жители соседних стран прекрасно знают. Дело в том, что большинство румын, а это 86,7% относят себя к православным. При этом большинство из них принадлежит к Румынской православной церкви. При этом отвечая на вопрос: какая религия в Румынии самая распространённая, необходимо помнить о том, что существует неурегулированный вопрос взаимоотношений Румынской православной церкви с Молдавской церковью. Именно поэтому по данным переписи 2002 года православных в стране почти что 90%, но цифра может меняться в большую или же меньшую сторону. Всё зависит о того, входят ли в это число православные Молдавии или же нет. Католики — это вторая по численности религиозная деноминация в стране. Их количество составляет 1 028 401 или 4,7%, при этом 191 556 или 0,9% принадлежит к греко-католикам. Подавляющее большинство католиков латинского обряда сосредоточенно в Трансильвании, на западе страны. Из 1,2 миллионов католических верующих 770 000 человек — это этнические венгры, 360 000 происходит из этнических румын и ещё 70 000 составляли этнические немцы. Греко-католики проживают в северо-западных районах Румынии. Их количество, по данным переписи 2002 года, составляет 191 556 человек. В Румынии также присутствуют протестанты. Это англикане, баптисты, адвентисты, евангельские христиане, пятидесятники и т.д. Крупнейшими протестантскими конфессиями являются реформаторы 560 000 и пятидесятники 450 000. В стране также действуют приходы баптистов 140 000, адвентистов 67 000, унитариан 57 000, лютеран 44 000 человек. Крупнейшими же протестантскими конфессиями в Румынии признаны реформаторы — 560 000 человек и пятидесятники — 450 000 человек. Религия в Румынии отделена от государства, при этом православная церковь им поддерживаетсяРумынских мусульман в стране немного. В основном это этнические турки, проживающие в районе Добружи. Их насчитывается 67 тысяч человек. Есть в стране и последователи иудаизма, число их не превышает 7 000 человек. Стоит также сказать о том, что в стране живут также люди, не относящие себя ни к какой религии. Их количество составляет 23 105 человек и это последствия господства в течение длительного времени в стране коммунистического режима. Вероисповедание в Румынии основывается не только на религиозных предпочтениях её граждан, но и регулируется законом. Так в румынской конституции закреплено, что Румыния представляет собой светское государство. В ней задекларирован принцип свободы совести, а также равенство все официально признанных религий перед законом. При этом статья 7 Закона о свободе вероисповедания говорит о том, что:
Так Церковь поддерживает государство, а высокопоставленное духовенство получает зарплату из государственной казны. Румынская православная церковь — это основная форма организации православных в странеРумынская православная церковь удерживает первенство в стране по числу паствы. На 2011 год их количество составляет 86,45% населения или 16 307 004 человека. Это автокефальная поместная церковь, занимающая 7-е место в диптихе автокефальных поместных церквей. По версии Московского патриархата это место восьмое. Её юрисдикция — территория Румынии и румынская диаспора. Она, как и прочие официально зарегистрированные религиозные организации в Румынии, имеет де-факто государственный статус: жалованье духовенству выплачивается из государственной казны. Христианская религия у румын известна с IV века. Ранее на территории страны существовала римская провинции Дакия, входившая в область Иллирика. Именно поэтому дакийские епископы находились в ведении архиепископа Сирмийского, который подлежал юрисдикции Римского епископа. В V веке гунны разрушили Сирмию и церковная область Дакии перешла в юрисдикцию архиепископа Солунского. Позже она подчинялась то Риму, то Константинополю. В VI веке император Юстиниан I учредил в своём родном городе — первой Юстиниане, центр церковной администрации, при этом Дакию подчинили ему. Митрополия Валахии входила в состав Охридской архиепископии, а затем Тырновского патриархата (1234—1393), вследствие чего восприняла кириллический алфавит и церковнославянский язык в качестве литургического. В 1324 году Валалахия приобрела статус самостоятельного государства. В 1359 году в неё учреждена митрополия Константинопольского патриархата. При этом её деятельность до XVIII века носила в основном формальный характер. Османская империя завоевала Румынию, но богослужения проводились там по-прежнемуПосле завоевания румынских земель Османской империей, В Валахии и Молдове сохранилась полная свобода богослужения. Так дозволялось строить новые храмы и основывать монастыри, а также созывать церковные Соборы. Так как местные господари покровительствовали православной церкви, восточные Патриархаты, а также Афонские монастыри приобретали здесь имения и открывали. Их имения и подворья — это основная статья доходов православной церкви в то время. В 1711 году Молдавия, а в 1716 году Валахия перешли под управление князей, назначаемых султаном из нескольких семей греков-фанариотов. В результате церковная жизнь Румынии значительно эллинизировалась, церковнославянский язык в городах заменили на греческий, а в деревнях его вытеснил румынский язык. В 1776 году Валашскому митрополиту был пожалован титул «Наместника Кесарии Каппадокийской» — самой старшей по чести кафедры Константинопольского патриархата, которую в IV веке возглавлял святитель Василий Великий. После победы России в XVIII веке в русско-турецкой войне русские стали покровительствовать православным, проживающим, на завоеванных территориях. В результате в 1789 году российский Святейший синод учредил «Молдо-Валахскую экзархию». Её местоблюстителем 22 декабря этого года стал бывший архиепископ Екатеринославский и Херсонеса Таврического Амвросий (Серебреников). 1792 году митрополитом Молдо-Влахийским с титулом экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии назначен Гавриил (Бэнулеску-Бодони). В 1793 году его заточили в тюрьму в Константинополе и после осуждения Синодом Константинопольской церкви его назначили на Екатеринославскую кафедру, при этом его сохранили титул «экзарха». В 1859 году князь Александр Куза, осуществил реформы против Православной церквиВначале XIX прославился Митрополит Молдавский Вениамин (Костаки). Он выступал против фанариотов и приветствовал переход Молдавии под власть в России. В 1808—1812 году территории княжеств переподчинили, а когда был заключён в 1813 году Бухарестский мирный договор, в отошедшей к России Бессарабии учредили Кишневскую и Хотинскую епархию, во главе которой стал митрополит Гавриил. В 1859 году княжества Валахия и Молдовы объединились в составе Молдавского княжества. Правившей в то время Румынией князь Александр Куза, под влиянием Франции осуществил реформы, направленные против Православной церкви. Им быль создан новый орган церковного управления «Генеральный национальный синод», включавший всех румынских епископов и по три депутата от духовенства и мирян каждой епархии. Синод мог собираться всего лишь один раз в год и светская власть его полностью контролировала. Князь осуществлял также назначение архиерея. Закон 1863 года установил полную конфискацию (секуляризацию) все церковного и монастырского имущества. Против этого активно выступили такие представители Православной церкви как: братья Скрибаны: епископ Филарет; постриженик Киево-Печерской лавры и епископ Неофит. В 1865 году местная Церковь провозгласила себя автокефальной, но Константинопольский патриархат признал это только в 1885 году. После того, как Румыния аннексировала Бессарабию в 1918, через год Состоялся Собор. Он объединил епархии Румынии, Трансильвании и Буковины. 1 февраля вновь образованная церковь, а за ней и вся страна перешла на григорианский календарь. Конституция Румынии 1923 года признавала Румынскую православную церковь национальной церковью страны. В 1924 году Румынская православная церковь официально перешла на новоюлианский календарь. В 1925 году Румынской православной церкви дарован Патриарх4 февраля 1925 года Румынская православная церковь решением Священного синода провозглашена Патриархатом. Оно признанно каноническим, о чем свидетельствует томос Константинопольского патриарха от 30 июля 1925 года. Тогда же торжественно возвели митрополита–примаса Мирона в сан Блажейнешего Патриарха всей Румынии, наместника Кесарии Каппадокийской, митрополита Унгро-Влахийского, архиепископа Бухарестского. Когда в июне 1940 года Бессарабия вошла в состав СССР, церковные структуры переподчинили Московскому патриархату. На Кишинёвскую епархию направили епископа Алексия (Сергеева) с возведением в сан архиепископа. Королевство Румыния вместе с гитлеровской Германией 22 июня 1941 года напало на СССР. В результате в Бендерах 30 августа 1941 года было заключено румыно-германское соглашение, согласно которому ей отходила область, расположенная между реками Днестр и Южный Буг. Новая область получила название Транснистрия. Здесь открыли православную миссию во главе с архимандритом Юлием (Скрибаном). В Транснистрии запретили деятельность иных православных организаций, включая Украинскую автокефальную церковь. После восстановления советского контроля над Транснистрией в августе 1944 года территория перешла под юрисдикцию Московского патриархата. При коммунистах православие в Румынии не подвергалась особым гонениямПосле установления в 1948 году коммунистического режима Румынская Православная церковь не подверглась значительным гонениям, при этом государство жёстко контролировало церковную жизнь. Так Церковь была обязана исполнять указания государственного Министерства культов. При этом юридически Румынская православная церковь не была отделена от государства. Коммунисты также платили жалование румынскому духовенству. С 1948 по 1977 год Церковь возглавлял патриарх Юстиниан. После падения я 1990 году коммунистического режима восстановлена запрещенная Грекокатолическая церковь. 30 июля 2002 года правительство Владимира Воронина предоставило Бессарабской митрополии официальный статус. Митрополия в составе Румынского патриархата признана правопреемницей Бессарабской митрополии, существовавшей в Бессарабии со времени её аннексии Румынией в 1918 году до вхождения в состав СССР в 1940 году. 1992 году бывший епископ Московского патриархата Петр (Пэдурару) возглавил восстановленную Бессарабскую митрополию в качестве местоблюстителя; в 1995 году был возведён в сан митрополита. В 2018 году Вселенский патриарх Варфоломей освятил новый кафедральный собор Румынского Патриархата — собор Национального спасения. В наше время Румынская Православная церковь имеет трения с Московским патриархатом из-за политики Румынского патриархата на территории Молдовы. РумПЦ насчитывает в своих рядах 1 425 044 человек и 13527 культовых сооружений. Церковь разделена на 10 митрополий. Высший орган власти — Священный Синод, состоящий из Предстоятеля (Патриарха) и всех архиереев Церкви. Наиболее распространенное в Румынии православие представлено и за рубежом среди румынской диаспоры. Существует, например, Австралийская и Новозеландская епархия РумПЦ. История Румынской Церкви: церковный аспект
/p> По сообщению Ипполита Римского и Евсевия Кесарийского христианство на территории между Дунаем и Черным морем, заселенные тогда племенами даков, гетов, сарматов и карпов, было принесено святым апостолом Андреем Первозванным. В 106 году Дакия была покорена римским императором Траяном и обращена в римскую провинцию. После этого христианство стало активно распространяться к северу от Дуная. Письменные и археологические памятники свидетельствуют о гонениях, которые претерпевали христиане на этих территориях. В отличие от других народов у румын не было единовременного массового крещения. Распространение христианства шло постепенно параллельно с процессом становления румынского этноса, который возник в результате смешению даков с римскими колонистами. Румыны и молдаване составляют два самых восточных романских народа. В IV веке на карпато-дунайских территориях уже существовала церковная организация. По свидетельству Филострогия на Первом Вселенском Соборе присутствовал епископ Феофил, власти которого подчинялись христиане “Гетской страны”. На Втором, Третьем и Четвертом Вселенских Соборах присутствовали епископы из города Томы (ныне — Констанца). До V века Дакия входила в состав Сирмийской архиепископии, подлежавшей юрисдикции Рима. После разрушения Сирмии гуннами (V век) Дакия перешла в ведение Солунского архиепископа, подчинявшегося то Риму, то Константинополю. В VIII веке император Лев Исаврянин окончательно подчинил Дакию канонической власти Константинопольского Патриарха. Становление румынской государственности затянулось из-за постоянных набегов на эту территорию различных кочевых племен. В конце III века сюда вторглись готы и гепиды, в IV-VI веках — гунны и авары. С VI века соседями румын стали славяне. С VII века румыны постепенно стали утрачивать связи с романскими народами и испытывать славянское культурное влияние. Исторически Румыния делится на три области: на юге — Валахия, на востоке —Молдова, на северо-западе — Трансильвания. История этих земель складывалась по-разному. В конце VIII века Валахия вошла в состав Первого Болгарского царства. В начале X века румыны стали совершать богослужение на церковно-славянском языке, который был здесь в употреблении до XVII века. Валашская Церковь подчинилась канонической власти Болгарской Церкви (Охридскому, а затем — Тырновскому патриарху). В XI-XII веках Валахия подверглась нападениям печенегов, половцев и других тюркских народов, а в XIII веке часть ее территории оказалась под властью монголо-татар. Около 1324 года Валахия стала самостоятельным государством. В 1359 году валашский воевода Николай Александр I добился от Константинопольского патриарха возведения Церкви на территории его государства в ранг митрополии. До XVIII века Валашская митрополия пользовалась правами широкой автономии. Ее зависимость от Константинополя была номинальной. Митрополиты избирались смешанным Собором епископов и князей. Право церковного суда над митрополитами принадлежало собору 12 румынских архиереев. За нарушение государственных законов они судились смешанным судом, состоявшим из 12 бояр и 12 архиереев. С начала XV века Валахия попала в вассальную зависимость от турецкого султана. При этом она не входила в состав Османской империи, а лишь была ее данницей. До XVI века валашские воеводы избирались высшим духовенством и боярами, а с XVI века стали назначаться султаном из числа этнических румын. По причине многочисленных вторжений и долгого отсутствия национальной государственности молдаване вплоть до XIV века не имели своей церковной организации. Богослужение здесь совершали священники, приходившие из сопредельных Галицких земель. После основания Молдавского княжества к концу XIV века была учреждена отдельная Молдавская митрополия в составе Константинопольского Патриархата (впервые упомянута в 1386 году). Молодому Молдавскому государству пришлось отстаивать свою независимость в борьбе с поляками, венграми и турками. В 1456 году молдавские господари признали вассальную зависимость от турецкого султана. Молдова, как и Валахия, до начала XVI века сохраняла право выбора своих господарей. С начала же XVI века они стали назначаться султаном. Несмотря на зависимость от Османской империи, положение Церкви в Валахии и Молдове было намного лучше, чем в сопредельных землях. При покровительстве местных господарей здесь сохранялась полная свобода богослужения, разрешалось строить новые храмы и основывать монастыри, созывать церковные Соборы. Церковная собственность оставалась неприкосновенной. Благодаря этому Восточные Патриархаты, а также Афонские монастыри приобретали в этих землях имения, которые были одним из важных источников их дохода. В 1711 году молдавские и валашские воеводы выступили против турков в союзе с Петром I во время его Прутского похода. Русские войска потерпели поражение, после чего отношения румын и молдаван с Османской империей резко ухудшились. В 1714 году валашский господарь К. Брынковяну с тремя своими сыновьями был публично казнен в Константинополе. Молдавский господарь Д. Кантемир бежал в Россию. С 1716 года воеводами в Валахию и Молдову стали назначать греков-фанариотов. Начался процесс эллинизации, затронувший не только государство, но и Церковь. Епископами в Валашскую и Молдавскую митрополии назначались этнические греки, богослужение совершалось на греческом языке. Началась активная эмиграция греков в Валахию и Молдову. Во второй половине XVIII века Валашский митрополит был признан первым по чести среди иерархии Константинопольской Патриархии, а в 1776 году ему был пожалован почетный титул Наместника Кесарии Каппадокийской – исторической кафедры, которую возглавлял в IV веке святитель Василий Великий. В результате русско-турецких войн второй половины XVIII века Россия получила право покровительства православным румынам и молдаванам. В 1789 году во время второй русско-турецкой войны Святейшим Синодом Русской Православной Церкви была учреждена Молдо-Влахийская экзархия, местоблюстителем которой 22 декабря того же года был назначен бывший архиепископ Екатеринославский и Херсонеса Таврического Арсений (Серебренников). В 1792 году митрополитом Молдо-Влахийским с титулом экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии был назначен Гавриил (Банулеско-Бодони). Но уже в следующем 1793 году он был переведен на Екатеринославскую кафедру с сохранением за ним титула экзарха. Во время войны 1806-1812 годов русские войска в течение четырех лет (1808-1812) контролировали территорию Молдавского и Валашского княжеств. Здесь была возобновлена деятельность экзархата. В марте 1808 года митрополит Гавриил (Банулеско-Бодони), с 1803 года находившийся на покое, вновь был назначен экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии. В 1812 году по Бухарестскому договору в состав России вошла Бессарабия (земли между реками Прут и Днестр), на остальной территории Молдовы и Валахии была восстановлена власть фанариотов. Из православных приходов Бессарабии, оказавшихся на территории Российской империи, была образована Кишиневская епархия. 21 августа 1813 года ее возглавил Гавриил (Банулеско-Бодони) с титулом митрополита Кишиневского и Хотинского. Молдо-Влахийская экзархия окончательно была упразднена 30 марта 1821 года. В 1821 году во время восстания морейских греков румыны и молдаване не поддержали восставших, а, наоборот, оказали поддержку турецким войскам. В результате в 1822 году султан восстановил право молдавских и валашских бояр самостоятельно избирать своих господарей. После русско-турецкой войны 1828-29 годов Валахия получила автономию, гарантом которой выступала Россия. В 1829-34 годах Валашское княжество находилось под прямым управлением России. В 1831 году здесь был введен в действие Органический регламент, составленный генералом Киселевым и фактически ставший первой румынской конституцией. В результате Крымской войны (1853-1856) российский протекторат над Молдовой и Валахией был упразднен. В 1859 году полковник Александр Куза был избран господарем одновременно в Валахии и Молдове, что означало объединение двух княжеств в единое государство. В 1862 году в Бухаресте было созвано единое Национальное собрание и создано единое правительство. Новое государство стало именоваться Румынским княжеством. Румынское правительство стало активно вмешиваться в церковные дела. Прежде всего, в 1863 году была проведена секуляризация монастырского имущества. Все движимое и недвижимое имущество монастырей стало собственностью государства. Эта мера была продиктована стремлением правительства окончательно лишить греческих иерархов, имевших в Молдове и Валахии значительную собственность, возможности оказывать влияние на Румынскую Церковь. В 1865 году под давлением светской власти без предварительных переговоров с Константинополем была провозглашена автокефалия Румынской Церкви. Управление ею было вверено Генеральному Национальному Синоду, в состав которого входили все епископы, а также по три депутата от духовенства и мирян каждой епархии. Синод должен был собираться один раз в два года. Его решения получали силу только после утверждения светской властью. Митрополиты и епархиальные епископы назначались князем по представлению министра исповеданий. Константинопольский патриарх Софроний не признал акта провозглашения автокефалии и направил протесты в адрес князя Александра Кузы, митрополита Валашского и местоблюстителя митрополии Молдовы. На волне борьбы с “фанариотским наследием” румынское правительство стало внедрять в церковную жизнь элементы западной культуры. Началось распространение григорианского календаря, разрешено употребление за богослужением органа и пение Символа веры с Филиокве. Полную свободу проповеди получили протестантские исповедания. Вмешательство светской власти в церковные дела вызвало протесты ряда румынских и молдавских иерархов. В 1866 году в результате заговора Александр Куза был отстранен от власти. Румынским правителем стал князь Кароль (Карл) I из династии Гогенцоллернов. В 1872 году был издан “Закон об избрании митрополитов и епархиальных епископов, а также об устройстве Священного Синода Православной Румынской Церкви”, которым была несколько ослаблена зависимость Церкви от государства. В соответствие с новым законом членами Синода могли быть только епископы. Министр исповеданий получал в Синоде лишь совещательный голос. Князь Кароль I также начал переговоры с Константинополем по поводу признания автокефалии Румынской Церкви. После начала русско-турецкой войны 9 мая 1877 года парламент Румынии провозгласил полную независимость страны, которая была признана на Берлинском конгрессе 1878 года. После этого Константинопольский патриарх Иоаким III издал акт о даровании Румынской Церкви автокефалии. При этом Константинополь удержал за собой право освящения святого мира. Румынские церковные власти отказались предоставить Константинополю право мироварения и без благословения патриарха совершили торжественно чин освящения мира в Бухарестском кафедральном соборе. После этого патриарх Иоаким III вновь прервал каноническое общение с Румынской Церковью. Окончательное примирение двух Церквей состоялось в 1885 году. 23 апреля этого года Константинопольский патриарх Иоаким IV издал Томос, признавший полную автокефалию Румынской Православной Церкви. Томос был торжественно прочитан в Бухаресте 13 мая 1885 года. Территория Трансильвании в XI-XII веках была завоевана венграми. Православие в Венгерском королевстве имело статус не законно признанной религии (recepta), а лишь терпимой (tollerata). Православное население было обязано платить десятину в пользу католического духовенства. Православное же духовенство считалось обычным податным сословием, которое платило государственные подати, а в случае, если приход находился на земле помещика, то и оброки в пользу последнего. В 1541 году было образовано Трансильванское княжество, вышедшее из-под власти Венгрии и признавшее над собой сюзеренитет турецкого султана. В правление валашского князя Михая Храброго (1592-1601) Трансильвания, Валахия и Молдова на короткое время объединились в одно государство. В результате этого объединения в 1599 году в Трансильвании была учреждена отдельная митрополия. Однако вскоре здесь было восстановлено венгерское владычество. В середине XVI века венгры, проживавшие в Трансильвании, приняли кальвинизм, ставший здесь господствующим вероисповеданием. Православный митрополит был подчинен кальвинистскому суперинтенданту. Князья-кальвинисты на протяжении XVII века стремились внедрить в жизнь православных обычаи, сближающие их с реформатскими церквями. В 1697 году Трансильвания была оккупирована Габсбургами. После этого в 1700 году митрополит Афанасий с частью клира вошел в унию с Римо-католической Церковью. Оставшиеся верными православию румыны получали священников от сербских епископов, находившихся на территории Австрии. В 1783 году в Трансильвании вновь была учреждена отдельная православная епархия, но уже в составе сербской Карловацкой митрополии. До 1810 года епископы в Трансильванию назначались Карловацким митрополитом из числа этнических сербов. В 1810 году австрийское правительство даровало трансильванскому духовенству право избирать своих епископов из числа этнических румын. С начала XIX века резиденция румынского епископа Трансильвании находилась в Германштадте (ныне город Сибиу). 24 декабря 1864 года императорским указом в Сибиу была учреждена независимая Румынская Православная митрополия, канонической власти которой подчинялись все румыны, проживавшие на территории Австрии. После создания в 1867 году двуединой Австро-Венгерской монархии Трансильвания вошла в состав Венгерского королевства. Буковина, с XIV века входившая в состав Молдавского княжества, после русско-турецкой войны 1768-1774 годов была подчинена Австрийской короне. Отдельная епархия, существовавшая здесь с 1402 года, вошла в состав Карловацкой митрополии. В 1873 году императорским указом Буковинская епархия получила статус самостоятельной митрополии. В ее состав была включена также Далматская епархия, поэтому митрополия стала именоваться Буковинско-Далматской или Черновицкой (по месту митрополичьей резиденции). В результате Первой мировой войны Автро-Венгерская империя распалась. Трансильвания, Буковина и Бессарабия вошли в состав Румынского королевства. Находившиеся на этих территориях митрополии и епархии вошли в состав единой Поместной Церкви. 4 февраля 1925 года Румынская Православная Церковь была провозглашена Патриархатом. Законность этого решения была подтверждена Томосом Константинопольского патриарха от 30 июля 1925 года. 1 ноября того же года состоялась торжественная интронизация первого Румынского патриарха — Блаженнейшего Мирона. После начала Второй мировой войны в июне 1940 года к Советскому Союзу были присоединены Бессарабия и Северная Буковина. Находившиеся на этой территории православные приходы перешли в каноническое ведение Московской Патриархии. 22 июня 1941 года Румынское королевство вместе с Германией вступило в войну с СССР. По германо-румынскому соглашению, заключенному в Бендерах 30 августа 1941 года, область между реками Днестром и Бугом передавалась Румынии в качестве вознаграждения за ее участие в войне против Советского Союза. Румынская зона оккупации получила официальное название Транснистрия (Заднестровье), в нее вошли левобережные районы Молдовы, Одесская область и часть территории Николаевской и Винницкой областей. Румынская Церковь распространила на эти территории свою каноническую власть. В сентябре 1941 года Румынский Патриархат открыл в Транснистрии православную миссию во главе с архимандритом Юлием (Скрибаном). При поддержке румынских военных властей здесь стали открываться храмы и монастыри, прекратившие свою деятельность при советской власти. На пустующие приходы направлялись румынские священники. Главное внимание уделялось восстановлению церковной жизни на территории Молдовы. Но и на украинских землях Румынский Патриархат стремился удержать за собой контроль над православными храмами. В Транснистрии была запрещена деятельность Украинских автономной и автокефальной Церквей, которые свободно существовали в рейхскомиссариате Украина. 30 ноября 1942 года была открыта Духовная семинария в Дубоссарах. С 1 марта 1942 года при Одесском университете начали работу богословские курсы для студентов всех факультетов. В будущем планировалось создать в Одессе отдельный богословский факультет. С января 1943 года в Одессе начала действовать православная Духовная семинария. Румынское правительство с помощью Церкви стремилось румынизировать все Заднестровье. Большая часть духовенства Транснистрии была румынского присхождения. В богослужение вводился румынский язык, румынские литургические традиции, григорианский календарь. Для возобновлявших свою деятельность монастырей и храмов привозилась утварь из Румынии. Все это вызывало протесты славянского населения. С конца 1942 года миссию возглавил бывший Черновицкий митрополит Виссарион (Пуи), выпускник Киевской духовной академии, который несколько приостановил процесс румынизации Транснистрии. В ноябре 1943 года Заднестровье было разделено на три епархии. В феврале 1944 года в Бухаресте архимандрит Антим (Ника) был рукоположен во епископа Измаила и Транснистрии. Но уже в конце февраля перемены на фронте вынудили миссию покинуть Одессу и переехать сначала в Тирасполь, а затем в Измаил. 12 сентября 1944 года в Москве было подписано перемирие между Румынией и СССР, в соответствии с которым была восстановлена советско-румынская граница по состоянию на 1 января 1941 года. Таким образом, Молдова и Северная Буковина вновь вошли в состав СССР. Южная Буковина осталась в составе Румынского королевства. На территориях, включенных в состав Советского Союза, была восстановлена церковная юрисдикция Московской Патриархии. 30 декабря 1947 года король Михай отрекся от престола. Была провозглашена Румынская Народная Республика. В стране начались социалистические преобразования. Это отразилось и на жизни Церкви. В октябре 1948 года была ликвидирована Униатская Церковь. Нужно отметить, что в межвоенный период (1918-1938 годы) в Румынии проживало около 1,5 миллионов униатов (главным образом в Трансильвании). Униатская Церковь, как и Православная, имела в Румынском королевстве статус государственной. Теперь же ее деятельность на территории Румынии была полностью запрещена. Однако воссоединение униатов, инициированное светской властью, оказалось непрочным. После падения коммунистического режима значительная часть населения Трансильвании вернулась в унию. Несмотря на жесткий социалистический режим, Церковь в Румынии не подвергалась систематическим гонениям. Юридически Румынская Православная Церковь не была отделена от государства. Румынская Конституция 1965 года провозглашала лишь отделение школы от Церкви (статья 30). В соответствие с декретом “Об общем устройстве религиозных исповеданий” Церковь имела право создавать благотворительные организации, религиозные общества, вести издательскую деятельность, владеть движимым и недвижимым имуществом, пользоваться государственными субсидиями и дотациями для духовенства и преподавателей религии. Румынский патриарх являлся членом Великого национального собрания. С 1948 по 1986 годы в Румынии было построено 454 новых храма. После землетрясения 1977 года на государственные средства был отреставрирован 51 храм. После образования в 1991 году независимого Молдавского государства часть клириков и мирян Молдавской епархии, входящей в состав Русской Православной Церкви, стала выступать за переход в юрисдикцию Румынской Церкви. Наиболее активно эту позицию отстаивали викарий Молдавской епархии епископ Бельцкий Петр (Пэдерару) и протоиерей Петр Бубуруз. На состоявшихся в Кишиневе 8 сентября и 15 декабря 1992 года съездах духовенства было выражено почти единогласное желание остаться в ведении Московской Патриархии. Епископ Петр за непослушание своему правящему архиерею митрополиту Кишеневскому Владимиру и за неявку на заседание Священного Синода был запрещен в священнослужении. Несмотря на это 19 декабря 1992 года епископ Петр и протоиерей Петр были приняты в юрисдикцию Румынского Патриархата без отпускной грамоты от Русской Церкви. На территории Молдовы была создана Бессарабская митрополия Румынской Церкви во главе с епископом Петром, возведенным в сан митрополита. В состав этой митрополии вошло незначительное количество православных приходов Молдовы. В настоящее время между Русской и Румынской Церквями ведутся переговоры о нормализации ситуации, вызванной раскольнической деятельностью епископа Петра. Сегодня в состав Румынской Православной Церкви входит более 13 тысяч церковных единиц (приходов, монастырей, скитов), 531 монашеская община, более 11 тысяч человек духовенства, более 7 тысяч монашествующих и более 19 миллионов мирян. Церковь разделена на 30 епархий (25 из них расположены на территории Румынии и 5 за ее пределами). Действуют два богословских института (в Бухаресте и Сибиу) и семь духовных семинарий. В силу того, что Румыния объединяет территории, долгое время существовавшие как отдельные политические единицы, Румынская Православная Церковь имеет особую структуру. Ее епархии разделены на 5 автономных митрополичьих округов. Юрисдикция Румынской Православной Церкви распространяется также на румын, проживающих в странах Западной Европы, Северной и Южной Америки, Австралии и Новой Зеландии. В США и Канаде с 1929 года действует Румынская Православная Миссионерская архиепископия с центром в Детройте. В 1972 году в состав Румынской Церкви на правах автономной епископии вошла Французская Православная Церковь с несколькими тысячами верующих. Румынские епископии действуют также на территории Венгрии и Югославии.
|