руководитель низшего звена это какие должности
РУКОВОДИТЕЛИ НИЗОВОГО ЗВЕНА
Смотреть что такое «РУКОВОДИТЕЛИ НИЗОВОГО ЗВЕНА» в других словарях:
руководители низового звена — организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). Руководители низового звена в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного получения… … Словарь экономических терминов
РУКОВОДИТЕЛИ НИЗОВОГО ЗВЕНА — организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). Р.н.з. в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного получения непосредственной информации о… … Энциклопедический словарь экономики и права
РУКОВОДИТЕЛИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА — координируют и контролируют работу младших начальников. Этот организационный уровень наиболее многочисленный в системе управления, иногда возникает необходимость разделить данную группу на два уровня: верхний средний и низший средний. Характер… … Экономический словарь
руководители среднего звена — координируют и контролируют работу младших начальников. Этот организационный уровень наиболее многочисленный в системе управления, и иногда возникает необходимость разделить данную группу на два уровня: верхний средний и низший средний.… … Словарь экономических терминов
РУКОВОДИТЕЛИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА — руководители, координирующие и контролирующие работу младших начальников. Этот организационный уровень наиболее многочисленный в системе управления, и иногда возникает необходимость разделить данную группу на два уровня: верхний средний и низший… … Энциклопедический словарь экономики и права
Пирамида управления — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Пирамида управления схема, иллюстрирующая иерархию отношений подчинения в организациях … Википедия
Менеджмент — (Management) Менеджмент это совокупность методов управления предприятием Теория, цели и задачи менеджмента, менеджер и его роль в развитии предприятия Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ — основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве какового может выступать общество в целом и его отдельные сферы экономическая,… … Социология: Энциклопедия
Управление качеством — рассматривается совместно с менеджментом качества, так как это тесно связанные и взаимодополняющие области деятельности, образующие управление качеством в масштабе компании. Управление качеством (англ. quality control) деятельность… … Википедия
Лидерство и руководство (leadership and supervision) — Лидеры управляют и менеджеры ведут за собой, но эти две роли не являются тождественными. И лидеры (leaders), и руководители (supervisors) могут выполнять межличностные, информационные роли и роль принимающего решения, но руководители, сверх того … Психологическая энциклопедия
Уровни менеджмента
В данной статье проводится черта между различными уровнями менеджмента для того, чтобы можно было четко понять, соответствует ли данный руководитель позиции или нет, а также определить зоны его развития.
По моим наблюдениям, решения о назначениях часто принимаются на основе опыта и интуиции высших руководителей. Иногда привлекают экспертов по подбору или представителей HR функции. Соответственно, как правило, такие решения могут приниматься довольно долго, да и качество решений может страдать. Я лично несколько раз был свидетелем того, как после довольно долгой и тщательной процедуры отбора, собеседований и оценок новый руководитель покидал должность, не проработав и полгода.
Многие из нас когда-то переживали этот волнительный переход от исполнителя к руководителю. Еще вчера вы просто выполняете свою работу, а сегодня у вас уже появились подчиненные. Помните?
Так вот, по моим наблюдениям для линейного руководителя характерно ощущение некоего «внутреннего стержня». Для него важно, чтобы его подчиненные слушались, уважали и подчинялись. На этом уровне руководитель учится решать базовые конфликты, справляться с недовольством и неподчинением. Базовая проверка на восприятие человека руководителем происходит именно на этом уровне – или тебя «слушаются», или нет. Это старшина в армии, мастер на производстве или руководитель небольшого подразделения в офисе.
Ключевая задача линейного руководителя – это эффективное управление минимальным коллективом, рабочей группой. Важно, чтобы этот коллектив четко выполнял, стоящие перед ним задачи: выполнение планов, соблюдение сроков, норм, требований.
Соответственно, в линейном менеджменте преобладает так называемая «авторитарная» или «директивная» модель управления – непосредственное участие руководителя в работе своих людей, четкость, требовательность, а также исполнительность и дисциплина.
Для линейного руководителя необходимо знание и применение «базовых» менеджерских навыков таких как планирование, организация, контроль и решение проблемных ситуаций.
С моей точки зрения, опыт линейного управления для руководителя любого уровня является очень важным. Я регулярно сталкиваюсь с тем, что довольно высокопоставленные руководители с трудом говорят подчиненным о том, что им не нравится, не могут призвать к дисциплине или уволить сотрудника. Для себя я объясняю этот феномен тем, что данные руководители «проскочили» линейный уровень или довольно быстро пошли на повышение.
Для себя я объясняю этот феномен тем, что данные руководители «проскочили» линейный уровень или довольно быстро пошли на повышение.
По мере появления более сложных и нестандартных задач, а также управления различными коллективами или группами появляется потребность в так называемом «среднем менеджменте». На этом уровне уже не так просто поставить задачу и добиться ее исполнения. Здесь нужно разбираться в людях. Это начальники участков, руководители отделов или проектов.
Ключевая задача среднего руководителя разобраться в людях и организовать работу в соответствии с их особенностями, талантами и мотивами. Чем лучше руководитель «понимает» своих людей, тем лучше они работают. Важно, чтобы люди были вовлечены и мотивированы. Соответственно, здесь преобладает так называемая «персональная» модель управления. Руководителю важно слушать, наблюдать и хорошо понимать своих людей, чтобы к каждому найти свой индивидуальный подход.
Ему необходимо обладать коммуникационными и «психологическими» навыками, чтобы оценивать, отбирать, развивать и мотивировать сотрудников. Данный опыт руководства также является очень важным. Решать вопросы личной совместимости, мотивации, «выгорания», вовлеченности и лояльности невозможно без получения данного опыта управления.
Теперь пришло время развивать бизнес. Это уже уровень директоров. На этом уровне необходимо мыслить стратегически и обладать четким видением перспективы. Это функциональные директора (производство, финансы, персонал, продажи, ИТ, логистика, безопасность, снабжение и прочие), а также руководители бизнес-направлений или отдельных бизнес-единиц.
Про данный уровень управления написано довольно много книг, в названиях которых присутствует слово «лидер» или «лидерство». Это, действительно, важная составляющая современного управления, особенно в тех отраслях, где требуется быстрое развитие. Я хочу лишь обратить внимание на то, что «настоящий директор» в бизнес-среде появляется тогда, когда руководителю удается получить хороший опыт «линейного» и «среднего» управления. Это дает ему возможность реализовать предлагаемые стратегии. В противном случае, красивые презентации, планы и выступления так и остаются проектами.
Вы давно об этом мечтали, и это случилось. Действительно, плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Теперь вы обладаете высокой властью и одновременно ответственностью. Вы владелец, руководите крупным предприятием холдинга или ваше направление / проект «выходит» на национальный/ международный уровень. На этом уровне появляется необходимость уметь взаимодействовать с интересами различных групп.
Ключевая задача «генерала» – усилить позиции своей стороны с учетом интересов других ключевых игроков. Может быть это звучит странно? Однако, мы поднялись на уровень большой политики. Соответственно, здесь преобладает «политическая» модель управления. Генералу необходимо хорошо понимать расстановку сил и интересов, уметь формировать альянсы и партнерства, а также уметь оставаться конструктивным вне зависимости от сложности ситуации. Ошибки в политике не прощаются. Хорошего политика можно оценить по тому, какие кризисы он смог пройти с выгодой для своей стороны. Это очень непростая задача.
И, пожалуй, самый печальный опыт, происходит тогда, когда успешный функциональный руководитель занимает «высокую политическую» должность. Не успев оценить ситуацию, он старается применять «привычные» методы управления: строить системы, создавать команды, добиваться эффективности и результативности. При этом, он недооценивает значение и роль «политических» сил на уровне представителей акционеров, ключевых контрагентов или конкурентов.
Я несколько раз был свидетелем того, как «успешных» генеральных директоров «снимали» на пике их эффективности, прибыльности и результативности. Они никак не могли понять, в чем причина их отставки. Ключевой причиной являлось их непонимание расстановки сил, а также некорректное «политическое» поведение. Многие из этих генеральных директоров открыто говорили, что не любят политику. Здесь я хочу повторить, что политика ошибок не прощает.
Итак, мы рассмотрели четыре уровня менеджмента. Наверняка, в ходе чтения вы «примеряли» на себя и/ или на своих коллег каждую из моделей управления.
Теперь возникает закономерный вопрос – что же со всем этим делать?
В конце статьи я предлагаю опросник для самопроверки. Вы можете его использовать как для себя, так и для своих коллег-подчиненных.
Далее я хочу рассмотреть несколько возможных выводов после заполнения опросника в формате самооценки:
Вывод 1. Задумайтесь о карьерном росте. Заполняя опросник, вы обратили внимание, что ваш актуальный уровень (например, вы руководитель среднего звена) достаточно хорошо развит. При этом вы видите, что на следующем уровне (функциональный менеджмент) также много положительных ответов.
Вам пора подумать о карьерном росте. Спросите себя, что вас останавливает/ не дает двигаться дальше? На данный вопрос обязательно нужно найти ответ и начать предпринимать действия.
Вывод 2. Найдите время для саморазвития. Вы обратили внимание, что на вашем актуальном уровне не так много положительных ответов. Может быть, вы недавно получили эту должность или политика вашей компании не требует определенных моделей поведения. С моей точки зрения, вы рискуете. Ситуация на рынке может поменяться, может поменяться руководство или появится более подготовленный «конкурент» и риск перерастет в реальную проблему.
Вам необходимо сосредоточиться на своем развитии. Найдите себе наставника, посещайте тренинги и семинары. Помните, что инвестиции в себя и свое развитие – это самые надежные инвестиции, так как их невозможно потерять.
Вывод 3. Попросите обратную связь. На вашем актуальном уровне управления все ответы положительные. При этом, на предыдущих уровнях есть один или несколько «пропусков». Скорее всего, вас это не смущает. В то же время, хочется отметить, что успех в карьере во многом зависит от предыдущего опыта. Часто эти «пропуски» становятся препятствиями для личного успеха.
Обратите внимание на «пропуски», попросите обратную связь у руководства или коллег. Уверяю вас, данная работа не будет потерянным временем.
Уровни управления. Руководители низшего звена (операционные руководители)
Руководители низшего звена (операционные руководители). Самая многочисленная категория. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов (сырья, оборудования, кадров). К младшим начальникам относятся мастер, заведующий лабораторией и т.п. Работа руководителя низшего звена является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока, иногда в работе присутствует значительная доля физического труда.
Исследования показали, что работа руководителя низового звена является напряжённой и наполненной разнообразными действиями. Она характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Задачи сами по себе потенциально краткие. В одном исследовании обнаружено, что время, затрачиваемое мастером в среднем на выполнение одного задания, равнялось 48 секундам. Временной период для реализации решений, принимаемых мастером, тоже короткий. Они почти всегда реализуются в течении менее, чем 2 недель. Было выявлено, что мастера проводят около половины своего рабочего времени в общении.
2. Руководители среднего звена. Они контролируют работу руководителей низшего звена и передают обработанную информацию для руководителей высшего звена. К данному звену относятся: заведующие отделом, декан и т.д. На руководителей среднего звена ложится существенно большая доля ответственности.
3. Руководители высшего звена. Самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных для нее решений. К руководителям высшего звена относятся: президент компании, министр, ректор и т.д. Работа руководителя высшего звена является весьма ответственной, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный. Их работа, в основном, заключается в умственной деятельности. Они постоянно должны принимать управленческие решения.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Руководитель начального звена и среднег кто это
Руководитель начального звена и среднег кто это
В отличие от агента по сбыту, который должен сделать определенное количество телефонных звонков, или рабочего на производстве, который должен выполнить норму выработки, на предприятии в целом не существует такого момента, если не считать полной остановки этого предприятия, когда работу можно считать полностью законченной. Поэтому и руководитель высшего звена не может быть уверен, что он успешно завершил свою деятельность. Поскольку организация продолжает действовать и внешняя среда продолжает меняться, всегда существует риск неудачи. Так было раньше. Но когда бизнес стал автоматизироваться, все стало интереснее. Менеджер Высшего звена, чаще может ограничиться контролем контролирующего и стратегического звена, так как управление это среднее звено. И зачем терять время, если в это время можно диверсифицироваться и, либо строить новую ступень, либо строить свою вторую компанию.
Пирамида управления
Внимание Поездки проводятся 3 — 4 раза в год, в каждой из них принимают участие до 500 человек. Во время поездок слушатели обсуждают доклады по проблемам управления, осматривают предприятия и знакомятся с зарубежной практикой хозяйственной деятельности.
[5] Важно Ежедневный контроль осуществляет руководитель низшего звена управления, для этого ему необходима детализированная, аналитическая информация, которая формируется в управленческом учете по центрам ответственности. [6] Для рабочих и руководителей низшего звена практически отсутствует влияние масштабов производства на трудовую мотивацию.
Для специалистов компании влияние расширения масштабов на мотивацию в целом положительное, у административного персонала заинтересованность повышается в ходе расширения производства.
Руководитель среднего звена — это кто? обучение, роль и обязанности
Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование. Типичным названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой управления в школе бизнеса.
Большая часть руководителей вообще – это руководители низового звена. Большинство руководителей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве.
Исследования показывают, что работа руководителя низового звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями.
Она характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой.
Задачи сами по себе потенциально краткие: в одном исследовании обнаружено, что время, затрачиваемое мастером в среднем на выполнение одного задания, равнялось 48 секундам.
Энциклопедия менеджмента
Управленческие решения, принимаемые в организации, являются практически центральным звеном менеджмента компании. Основные функции, в конечном счете, можно свести к подготовке, принятию и реализации решений.
При этом следует отметить, что руководитель является центром управленческого аппарата и исполнительным органом, отвечающим за текущую деятельность всего предприятия.
Деятельность руководства среднего звена Всю деятельность в компании можно подразделить на два уровня руководства: высшее руководство и работа руководителем среднего звена.
От деятельности управления в среднем звене, то есть от начальников отделов и различных подразделений компании, в итоге зависит успешная деятельность всей фирмы. Общее представление о сущности Руководитель среднего звена — это человек, который представляет собой посредника между высшим руководством компании и низшими звеньями.
Большая энциклопедия нефти и газа
В обязанности первого руководителя входит организация работы в рамках, определяемых законодательством, уставом и другими документами; распоряжение имуществом без специальной доверенности; заключение и расторжение хозяйственных договоров, открытие счетов в банках; решение кадровых вопросов; стимулирование подчиненных руководителей.
Руководители среднего звена (основных подразделений и предприятий, входящих в данную организацию), доля которых в общей численности управляющих составляет 40−60%, назначаются и освобождаются от должности первым лицом или его заместителями и несут перед ними ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность имущества вверенных им подразделений.
Их функции уже локальны.
Что означает быть начальником среднего звена?
За последние десятилетия среднее звено управления значительно выросло и по своей численности, и по своей значимости. В большой организации может быть столько руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы.
И если такое разделение происходит, то возникает два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй — низшим. Таким образом образуется четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний и низовой.
Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), декан (в колледже), управляющий сбытом по региону или по стране и директор филиала.
Армейские офицеры от лейтенанта до полковника, священники в сане епископов считаются руководителями среднего звена в своих организациях.
Руководители среднего звена
РУКОВОДИТЕЛИ ВЫСШЕГО ЗВЕНА Высший организационный уровень – руководство высшего звена – гораздо малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена – всего несколько человек.
Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе – это председатель Совета, президент, вице-президент корпорации.
В армии их можно сопоставить с генералами, в среде государственных деятелей – с министрами, а в университете – с ректорами.
Руководители среднего звена Работа младших начальников координируется я контролируется руководителями среднего звена. В большой организации может быть столько руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы.
Юридический словарь – значение слова Руководитель Среднего Звена
должностное лицо, возглавляющее структурное подразделение организации, специализирующееся на осуществлении одного из видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг или обеспечении соблюдения и контроля за соблюдением правил осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Смотреть значение Руководитель Среднего Звена в других словарях
Руководитель — главаголовашеф
Руководитель М. — 1. Тот, кто направляет чью-л. деятельность, осуществляет руководство (1) чем-л. // Наставник, воспитатель. 2. Тот, кто возглавляет учреждение, организацию и т.п. 3. Должность……..
Толковый словарь Ефремовой
Руководитель — – индивид, возглавляющий какую-либо формальную (вторичную) большую социальную группу или часть, подразделение такой группы и назначаемый на этот пост в соответствии……..
Политический словарь
Автократичный Руководитель — – руководитель, имеющий достаточный объем власти, чтобы навязать свою волю исполнителям. В случае необходимости он делает это, не колеблясь.
Анализ Среднего Отклонения — Оценка рискованных проектов, основанная на их ожидаемой стоимости и дисперсии возможных результатов.
Экономический словарь
Демократический Руководитель — – руководитель, который старается не навязывать свою волю подчиненным и исходит из предпосылки, что люди мотивированы потребностями высшего уровня. Сам он мотивирует……..
Руководитель — руководителя, м. 1. Человек, руководящий чем-н., возглавляющий что-н., являющийся чьим-н. наставником. восстания. правительства. Лозунг “кадры решают все” – требует, чтобы……..
Толковый словарь Ушакова
Индекс Среднего Дохода По Одиннадцати Облигациям — Средний доход на определенный день одиннадцати облигаций, обеспеченных общей (безусловной) гарантией муниципальных иластей, со средним рейтингом АА и сроком погашения……..
Экономический словарь
Использование Исчисленного Среднего Заработка — – порядок исчисления среднего заработка (см. ИСЧИСЛЕНИЕ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА) применяется в случаях: пребывания работника в очередном основном или дополнительном……..
Исчисление Среднего Заработка — – расчет среднего заработка. Средний дневной заработок определяется путем деления фактически выплаченных сумм в расчетном периоде (три календарных месяца……..
Картотека Среднего Кредита И Остатков На Счете — AVERAGE LOAN AND BALANCE FILEКартотека на карточках или регулярно заполняемая книга в банках для отражения ежедневных или ежемесячных ссуд и депозитов каждому клиенту за период,……..
Экономический словарь
Критерий Среднего Отклонения — Отбор портфелей, производимый на основе средних значений и дисперсий их доходностей. Выбор портфеля с более высокой ожидаемой доходностью для данного уровня дисперсии……..
Экономический словарь
Льготы Для Работников, Обучающихся Без Отрыва От Работы В Образовательных Учреждениях Среднего И Выс — работникам, допущенным к вступительным экзаменам в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, предоставляется отпуск без сохранения……..
Экономический словарь
Метод Скользящего Среднего (moving Average Method) — Метод оценки запасов, согласно которому средняя стоимость единицы наличных запасов пересчитывается всякий раз при оприходовании дополнительных единиц. Каждое очередное……..
Экономический словарь
Предприимчивый Руководитель — – менеджер, который изыскивает возможности и идет на преднамеренный риск, осуществляя изменения и вводя усовершенствования на своем предприятии.
Рост Ниже Среднего — Ожидание того, что рост стоимости ценной бумаги будет ниже роста рынка в целом.
Экономический словарь
Руководители Высшего Звена — высший организационный уровень, наиболее малочисленный в системе управления предприятием, компанией. Руководители высшего звена отвечают за принятие……..
Руководители Низового Звена — организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). Руководители низового звена в основном осуществляют……..
Руководители Среднего Звена — координируют и контролируют работу младших начальников. Этот организационный уровень – наиболее многочисленный в системе управления, и иногда возникает необходимость……..
Руководитель — лицо, которое в силу закона, иных нормативных правовых актов или учредительных документов организации осуществляет управление этой организацией либо выполняет функции……..
Экономический словарь
Руководитель Предприятия — по законодательству РФ возглавляющее предприятие должностное лицо, которое без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы, распоряжается……..
Экономический словарь
Руководитель Банков Штата — COMMISSIONER OF BANKINGВ системе регулирования банков и трастовых компаний на уровне штата должность, занимаемая офиц. лицом, выполняющим указанную функцию; в некоторых штатах……..
Экономический словарь
Руководитель Банковского Департамента — BANK COMMISSIONERВ некоторых штатах так называют начальника БАНКОВСКОГО ДЕПАРТАМЕНТА ШТАТА. В др. штатах его называют директором банков штата – суперинтендантом
Экономический словарь
Руководитель Высшего Звена — – руководитель, отвечающий за решения для организации в целом или для значительной части этой организации.
Экономический словарь
Руководитель Должника — Единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии……..
Руководитель Низшего Звена (линейные Руководители) — – руководители в организации на уровне, находящемся непосредственно над уровнем неуправленческого персонала.
Экономический словарь
Руководитель Организации — Руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации; ст. 1 федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”
Руководитель Филиала — Лицо, руководящее филиалом брокерской фирмы или банка. Руководители филиалов, которые контролируют деятельность трех или более брокеров, должны пройти аттестацию,……..
Экономический словарь
Руководитель Центральной Бухгалтерии Банка — GENERAL BOOKKEEPERЛицо, отвечающее за ведение общей главной бух. книги и осуществляющее руководство ЦЕНТРАЛЬНОЙ БУХГАЛТЕРИЕЙ банка
Экономический словарь
Посмотреть в Wikipedia статью для Руководитель Среднего Звена
Кто такой руководитель — советы для начинающих руководителей
Многие из нас, независимо от рода занятий, возраста, социального статуса и других факторов, хотя бы раз в жизни мечтатели занять руководящую должность, даже не задумываясь над тем, кто такой руководитель и так ли заманчива перспектива стать «самым главным», как это выглядит со стороны. Конечно, отдавать приказания намного приятнее, чем выполнять их, а понимание того, что от Вашего решения (а, иногда, обычного каприза) зависит, кто и чем будет заниматься на протяжении рабочего дня, сильно поднимает собственную самооценку и авторитет в глазах окружающих.
Кто такой руководитель — классификация руководителей
Но, нельзя забывать о том, что даже такая привлекательная должность имеет свои недостатки.
цель представленной статьи заключается в том, чтобы провести детальный анализ всех положительных и отрицательных сторон любой руководящей должности, разобраться, кому она подходит, а для кого – полностью противопоказана, а также составить список качеств профессионального руководителя.
Данная информация поможет читателям понять, нужно ли им стремиться возглавить предприятий/учреждение, фирму или лучше заниматься тем, что у них лучше всего получается и забыть о своих честолюбивых планах.
Если взять любой экономический словарь или литературу по теоретическим вопросам организации бизнеса, Вы найдете определения руководителя, которые сводятся к тому, что это сотрудник предприятия/учреждения, имеющий право на принятия решений, связанных с управлением и направленных на повышение эффективности функционирования компании. К данной категории сотрудников относятся разные специалисты, начиная от генерального директора крупного интернационального концерна и заканчивая начальником небольшого отдела с двумя подчиненными.
И в первом, и во втором случае речь идет о руководителе, при этом, если один из подчиненных в последнем примере является заместителем начальника, то он тоже относится к категории руководителей, несмотря на тот факт, что у него только один подчиненный. Всех их объединяет то, что они имеют право принимать важные решения, обязательно несут ответственность за результаты подписанных приказов и отвечают за работу своих подчиненных.
Теоретики экономических дисциплин выделяют три уровня руководителей. Главный критерий данной классификации – это функции, которые они выполняют.
Для эффективного руководства и завоевания авторитета среди подчиненных руководитель должен хорошо разбираться во всех сферах деятельности предприятия. Одни занимают руководящие должности, пройдя тяжелый путь от простого рабочего до начальника предприятия, а другие, получив соответствующее образование, начинают свою карьеру на руководящей должности.
То есть, можно выделить два типа руководителей – теоретики и практики. Нельзя утверждать категорически, что человек, который знает, как работает предприятие только по книгам, будет плохим начальником. Все зависит от конкретной ситуации и личных качеств начальника.
Психологи предлагают свою классификацию руководителей:
Нельзя сделать однозначную оценку каждого из представленных методов управления. Все зависит от конкретной ситуации, направления деятельности предприятия, поставленных задач, личностных отношений между начальником и подчиненными и других факторов.
Отличительные черты руководителей
Для того чтобы лучше понять, чем руководитель отличается от других сотрудников фирмы, необходимо внимательно проанализировать его личные качества, психологические особенности и другие важные моменты, оказывающие влияние на формирование образа руководителя. Начнем с образования.
В современных экономичных и социальных реалиях трудно представить даже начальника низшего звена без высшего образования. Даже те руководители, которые пришли к этой должности постепенно, начиная свою деятельность обычным рабочим, вынуждены получать высшее образование.
Исследователи выявили интересную закономерность.
Современные руководители высшего и среднего звена имеют, в основном, два образования: одно связано с деятельностью фирмы (например, инженер-строитель, если компания занимается строительством или делает ремонты), а второе – педагогическое, экономическое, юридическое или психологическое.
То есть, человек, занимающий серьезную руководящую должность, хорошо разбирается не только в нюансах главного направления деятельности своей компании, но и знает законы или ориентируется в вопросах бизнеса и экономики, ну и последний вариант – умеет работать с людьми (понимает их психологию и применяет это на практике).
Еще раз, обратите внимание на важный факт! Если начальник не будет разбираться в специфике основной деятельности фирмы, которую он возглавляет, его никогда не будут уважать подчиненные.
Некоторые читатели начнут утверждать, что это не обязательно, есть инженеры, технологи, начальники отделов, которые должны заниматься всеми производственными нюансами, а генеральный директор осуществляет общее руководство и т.д.
Возможно, в западной компании так и происходит, но только не у нас.
В случае какой-то внештатной ситуации, когда необходимо принять оперативное решение, от которого зависит месячный объем производства, никто из перечисленных людей не возьмет на себя ответственность, а что скажет генеральный директор, непонимающий сути проблемы, конечно, ничего разумного его подчиненные не услышат.
Кроме знания технической стороны деятельности компании и умения работать с людьми, руководитель высшего звена должен обладать следующими личными качествами:
Естественно, руководитель любого уровня должен обладать гибким умом, креативностью, не бояться форс-мажорных обстоятельств, доброжелательно относиться к окружающим, а также иметь высокие моральные принципы.
Представленный список является перечнем качеств, которыми обладают многие представители высоких руководящих должностей.
Конечно, они не ангелы, и у каждого есть свои недостатки, но негативные стороны характера, как правило, умело маскируются и никогда не демонстрируются своим подчиненным (еще одно достоинство).
Теперь хорошо подумайте и скажите, в первую очередь, самому/самой себе, Вы готовы жить и работать практически каждый день, соблюдая жесткие правила поведения и контролируя эмоции, стоит ли возможность руководить крупной фирмой таких жертв…
Советы для будущих руководителей
Если Вы мечтаете о карьере руководителя, тогда есть смысл внимательно изучить данные рекомендации.
По статистике, руководителями высшего звена становятся после 50 лет, а это позволяет многим читателям реально поверить в то, что их планы обязательно выполняться. Разобравшись с вопросом и детально проанализировав, кто такой руководитель, Вы можете оценить свои силы и принять решение, нужна ли Вам подобная карьера или лучше направить свои способности и таланты в другое русло.
Руководитель среднего звена – это кто? Обучение, роль и обязанности
Управленческие решения, принимаемые в организации, являются практически центральным звеном менеджмента компании. Основные функции, в конечном счете, можно свести к подготовке, принятию и реализации решений.
При этом следует отметить, что руководитель является центром управленческого аппарата и исполнительным органом, отвечающим за текущую деятельность всего предприятия.
Деятельность руководства среднего звена
Всю деятельность в компании можно подразделить на два уровня руководства: высшее руководство и работа руководителем среднего звена.
От деятельности управления в среднем звене, то есть от начальников отделов и различных подразделений компании, в итоге зависит успешная деятельность всей фирмы.
Общее представление о сущности
Руководитель среднего звена – это человек, который представляет собой посредника между высшим руководством компании и низшими звеньями. В свою очередь, менеджер среднего звена подготавливает информацию для высшего руководства, а также доводит эти решения до сотрудников низших звеньев в виде конкретных поставленных задач.
Таким образом, руководитель среднего звена – это директор (начальник) подразделения (отдела, филиала) компании, имеющий в своем подчинении несколько сотрудников. При этом количество сотрудников в подчинении не имеет значения. Их может быть и 2 человека, а может быть и 10.
Наиболее типичные должности руководителей среднего звена следующие: заведующий отделом (сбыта, продаж), управляющий по сбыту, директор филиала. Специфика деятельности в рамках должности определяется сутью работы подразделения и особенностями самой организации.
В современных условиях кризиса компании в России пытаются видоизмениться, адаптироваться с целью выживания в тяжелых экономических условиях. При этом в организации может меняться многое – от структуры до пространственной организации – с целью экономии.
В таких случаях обязанностью руководителя среднего звена выступает связующая роль между идеями высшего руководства и их внедрением среди исполнителей. Менеджер среднего звена должен понятно и просто донести до своих сотрудников, чего же желает начальство.
Только в случае правильного донесения такой информации возможен успех фирмы и ее “выживание” на рынке.
Основополагающей ролью менеджера среднего звена выступает эффективное руководство своим звеном (отделом) в компании, а также доведение сведений и приказов до своих подчиненных от высшего руководства.
Он выступает своеобразным проводником идей, целей, миссий, задач и планов к исполнителям от начальства.
Руководитель среднего звена реализует стратегическую миссию компании в конкретные практические действия.
Однако такое возможно только в случае правильного и своевременного обучения и повышения квалификации начальника.
Рассмотрим роль руководителя среднего звена в медицинской организации. В настоящее время для руководителей среднего звена в упомянутых организациях основным направлением их деятельности выступает усовершенствованное и качественное обеспечение лечебного процесса.
Поэтому руководитель среднего звена – это человек, который обязан иметь полную информацию о потенциале каждого из своего сотрудников, об их личностных и ролевых особенностях, предпочтениях, интересах, карьерных планах.
Такая информация позволит ему оценить соответствие своих сотрудников занимаемой должности в медицинском учреждении, что непосредственным образом влияет на эффективность лечебно-оздоровительного процесса.
Подготовка и обучение
Задачей любой компании для достижения ее конечных целей является в итоге наличие грамотных специалистов через организацию такого процесса, как подготовка руководителей среднего звена.
В случае, если у руководителя среднего звена не получается управлять своими подчиненными, то высшее начальство будет оценивать именно его качества и способности, а в случае необходимости направит на повышение квалификации.
Обучение руководителей среднего звена, как правило, включает следующие блоки знаний:
Основные требования
Руководитель среднего звена – это специалист, которому необходимо иметь до 400 умений и навыков. Именно на них формируются основные требования к представителям среднего звена: руководитель организации, подразделения, аппарата управления должен иметь не только специальную, но и управленческую подготовку.
Менеджер должен обладать следующими умениями:
Руководитель должен обладать следующими управленческими навыками:
Должностные обязанности
Должностные обязанности менеджера среднего звена:
Формула эффективного руководства
Формула эффективного руководства достаточно проста и представлена в таблице ниже.
1. Не жалеть времени на планирование своей деятельности. |
2. Повышать эффективность деятельности каждого отдельного работника. |
3. Стараться избавиться от нерадивых работников. |
Выводы
Руководители среднего звена в компаниях на сегодняшний день являются центральным звеном, так как выполняют посредническую функцию между высшим руководством и исполнителями «снизу». При этом от того, насколько точной и рациональной будет работа именно среднего звена, зависит продуктивность и эффективность всего процесса.
Руководители среднего звена
Работа младших начальников координируется я контролируется руководителями среднего звена. В большой организации может быть столько руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. М.
Мескон считает, что здесь возникают два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй — низшим.
Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются заведующий отделом, управляющий сбытом по региону, директор филиала [31].
Трудно сделать обобщения относительно характера работы руководителя среднего звена, так как она значительно варьируется не только в разных организациях но даже внутри одной и той же организации.
Некоторые организации предоставляют своим руководителям среднего звена большую ответственность, делая их работу в определенной степени похожей на работу руководителей высшего звена. Руководители среднего звена часто являются органичной частью процесса принятия решений.
Они определяют проблемы, начинают обсуждения, рекомендуют действия, разрабатывают новаторские творческие предложения. Характер их работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом.
Например, деятельность начальника производства в промышленной фирме в основном включает координирование и управление работой руководителей низового звена, анализ данных о производительности труда и взаимодействия с инженерами по разработке новой продукции.
В основном, однако, руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев.
Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена и передают эти решения обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым руководителям.
Исследования американских ученых подчеркивают, что большая часть времени затрачивается этими руководителями на устное общение.
Руководители среднего звена как социальная группа испытывали особенно сильное влияние различных изменений экономического и технологического характера на производстве в 80-е годы.
Персональные компьютеры ликвидировали некоторые их функции и изменили другие, дав возможность руководителям высшего звена получать информацию непосредственно за своим рабочим столом прямо из первоисточника, вместо того, чтобы подвергать ее фильтрации на уровне руководителей среднего звена.
Волна корпоративных слияний и другие причины вызвали радикальные сокращения числа руководителей среднего звена в некоторых американских компаниях до 40%.
Это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). Руководители низового уровня в основ но м. осуществляют контроль за выполнением производственных заданий. Руководители этого уровня часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру с этого уровня.
Исследования показывают, что работа руководителей низового уровня является напряженной и наполненной разнообразными действиями. Она характеризуется частыми переходами от одной задачи к другой.
Временной период для реализации решений короткий. Было выявлено, что, например, мастера проводят около половины своего рабочего времени в общении.
Они много общаются со своими подчиненными, немного с другими мастерами и совсем мало со своим начальством.
Важными современными формами управления крупными компаниями являются производственные отделения (“центры прибыли “) и производственно-хозяйственные группы (” стратегические центры хозяйствования”).
Производственные отделения
Современная крупная компания состоит обычно из значительного числа производственных отделений, которые могут включать более мелкие подразделения — отделы, секторы. Во главе отделений обычно стоят управляющие, которые обладают полной самостоятельностью в решении текущих оперативных вопросов в рамках вверенных им подразделений.
Производственные отделения как самостоятельные хозяйственные подразделения несут всю ответственность за результаты своей деятельности: рентабельность производства и, в конечном итоге, — получение прибыли. Поэтому производственные отделения именуются “центрами прибыли”.
В последнее время в США бытует выражение: “Быть небольшим прекрасно”. Сравнительно небольшие фирмы являются более гибкими, они в состоянии быстрее реагировать на любую новую тенденцию на рынке, в меньшей степени зависят от мировой экономики, их организационная структура более обозрима.
Многие компании реорганизовались, создав у себя систему “центров прибыли”. Суть этой системы состоит в следующем. Предприятие фактически распадается на определенное число субпредприятий, которые самостоятельно изготавливают продукцию, покупают необходимые для ее производства сырье и материалы и продают эту продукцию.
Вместе с тем самостоятельность центров прибыли в ряде областей его деятельности ограничена в соответствии с интересами развития всей фирмы. Это касается прежде всего планирования и финансирования. Так, например, центр может производить капитальные затраты без соответствующего одобрения высшей администрации лишь в пределах установленной суммы.
Он не принимает участия в процессе разработки долгосрочных планов, предоставляя лишь необходимую информацию.
Отношения между производственными отделениями одной фирмы строятся на коммерческих началах. Расчеты между отделениями производятся на основе внутренних цен.
Производственные отделения могут иметь юридическую самостоятельность, если они зарегистрированы как дочерняя компания. Тогда они сами составляют баланс хозяйственной деятельности и имеют право от своего имени заключать коммерческие сделки с другими фирмами.
Такие производственные отделения имеют собственные Правления, которые самостоятельно решают оперативные и коммерческие вопросы. Управляющие производственными отделениями несут личную ответственность за состояние дел перед Правлением материнской компании.
Число производственных отделений у той или иной компании зависит от размеров фирмы, ассортимента выпускаемых товаров, сферы деятельности и других факторов.
Производственно-хозяйственные группы (стратегические центры хозяйствования)
Важной формой управления компаниями является групповой уровень управления, выступающий как бы связующим звеном между производственными отделениями, с одной стороны, и высшим звеном управления фирмы — с другой.
Групповой уровень управления представлен производственно-хозяйственной группой, объединяющей два или несколько производственных отделений.
Цель таких групп — координация деятельности, входящих в него производственных отделений, установление между ними необходимых производственных связей, использование совместного научно-технического, производственного и сбытового опыта, направленного на выпуск определенного продукта.
Группа руководит всеми аспектами деятельности отделений, начиная с разработки и внедрения в производство новой продукции и заканчивая ее реализацией и организацией технического обслуживания. Группа осуществляет контроль за производственно-сбытовой деятельностью отделений и вносит необходимые коррективы, исходя из важнейших стратегических решений компании в целом.
Обычно руководство производственно-хозяйственной группой осуществляет вице-президент. В некоторых фирмах руководитель группы имеет в своем подчинении службы планирования, контроля, научных исследований и технических разработок, кадров. Руководитель группы обычно подчиняется ведущему вице-президенту или непосредственно Президенту компании либо главному администратору.
Отличительная особенность организации группового уровня управления в некоторых американских компаниях — наделение производственно-хозяйственных групп финансовой самостоятельностью и превращение их в так называемые “стратегические центры хозяйствования”.
В таких случаях группа выступает как самостоятельный производственно-хозяйственный комплекс, имеет в своем составе наряду с производственными подразделениями различные функциональные службы, в частности, сбытовые, по финансированию продаж, обслуживанию потребителей и др.
Стратегический центр хозяйствования (СЦХ) — это внутрифирменное организационное подразделение, отвечающее за выработку стратегических позиций фирмы в одной или нескольких областях хозяйствования и за конечный результат своей деятельности.
Первой такую структурную единицу ввела американская компания “Дженерал электрик”, которая закрепила оперативно-хозяйственные подразделения за СЦХ, отвечающие не только за планирование и реализацию стратегии, но и за конечный результат — получение прибыли.
Вслед за “Дженерал электрик” по пути создания СЦХ пошли многие другие американские компании. Главным критерием образования СЦХ является эффективность развития по конкретному стратегическому направлению, эффективное использование технологии и высокий уровень рентабельности.
Объекты стратегического планирования — диверсификация деятельности фирмы.
Организационное построение производственно-хозяйственных групп отражает современные тенденции в развитии крупных промышленных фирм.
Усиление под влиянием научно-технического прогресса специализации производства в рамках отдельных компаний ставит их еще в большую зависимость от рынков сбыта и требует создания таких гибких организационных фирм управления, которые обеспечили бы сосредоточение всех функций управления по выпуску определенного продукта на одном уровне.
Особенностью организационной структуры американских компаний является то, что в них реализация принципа группового управления производственными отделениями часто осуществляется через дочерние фирмы, специализирующиеся на выпуске определенной продукции.
Специфика такого построения состоит в том, что дочерняя компания обладает самостоятельностью не только в решении текущих вопросов, но и в выработке стратегических направлений развития.
Образование уровней группового управления является результатом увеличения масштабов деятельности компании, усложнения в условиях научно-технической революции выпускаемой ими продукции и увеличения ее номенклатуры, значительного расширения сферы регионального размещения производства, усложнения производственных и других связей. Это обусловило необходимость более строгой координации и увязки деятельности отдельных производственных подразделений и потребовало организации нового дополнительного связующего звена управления — группового. Этот уровень управления, хотя и приобретает различные формы и имеет определенные особенности у отдельных компаний, составляет принципиальное новшество в развитии организационной структуры централизованного управления деятельностью крупных промышленных фирм в современных условиях.