рудный какая область казахстана
Рудный (город в Казахской ССР)
Ру́дный — город на реке Тобол в Костанайской области Казахстана. Возник в 1957 году в связи с освоением железорудного месторождения и строительством Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбината.
Национальный состав: Русские — 62,4 %, Казахи — 13,3 %, Немцы — 2,9 %; Другие — 19,7 %.
Содержание
Название
Первоночально «Рудный» — называли посёлок строители треста «Соколоврудстрой».
Позже горняки стали его называть — Рудногорск.
После построения палаточного городка было предложено называться — Семидесятипалатинск.
В официальных бумагах название населённого пункта менялось много раз.
Считается, что окончательно название установил четырнадцатый номер журнала «Огонёк» за 1955 год. В опубликованном очерке было написано:
«Этого города нет на карте, у него нет еще названия. Но пионеры новой Магнитки считают, что самое подходящее имя ему — город Рудный».
Климат
Климат резко континентальный, с ярко выраженным чередованием четырёх времен года. Зимой в течение недели температура воздуха достигает отметки минус 25-40°C. Летом в течение двух недель до 30 °C.
Месяц | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
Температура °C | −16 | −15,3 | −7,9 | 5,6 | 13,6 | 19,1 | 21 | 17,8 | 12,1 | 2,7 | −5,5 | −12,7 |
Осадки мм | 17 | 13 | 15 | 23 | 27 | 37 | 56 | 35 | 27 | 28 | 24 | 20 |
История
18 февраля 1949 года лётчик одной геолого-развездочной экспедиции М. Г. Сургутанов, пролетая над урочищем «Сарбай» обратил внимание на странное поведение компаса. Через несколько месяцев к магнитной аномалии прибыли геологи и географы. Так было открыто Соколовское месторождение железных руд. Открытие и изучение месторождения приписывается геологу В. П. Носикову.
Летом 1954 года правительство постановило о начале строительства комбината и города при нём.
В мае 1955 года прибыли первые строители. Управляющим трестом был Я. М. Гиммельмарш, а главным инженером В. Ш. Буреш. Горняки геологи и строители первое время размещались в посёлке Комсомольск. Дополнительно были установлены палатки, а также построены временные сборно-щитовые дома.
Уже в 1955 году по комсомольским путёвкам прибыли на Большой Тургай первые 4 тысячи человек. Самый большой палаточный городок находился в районе кинотеатра «ВЛКСМ». Он состоял из семидесяти палаток, поэтому и вошёл в историю как Семидесятипалатинск. Другие палаточные городки находились на месте 39 квартала, около поселка Комсомольский, в районе хлебозавода, жили новоселы более чем в 200 палатках — по 20 человек в каждой. Палаточные городки имели свои улицы, название которых говорили сами за себя и которые до сих пор есть в городе: Строительная, Пионерская, Комсомольская, Украинская, Киевская и другие.
Будущий город заложили в 3 километрах от Алексеевки. Первый генеральный план был разработан в 1953 году и был рассчитан на 22 тысячи человек. Но уже в 1954 году этот план был пересмотрен, численность населения увеличена до 30 тысяч человек.
Летом 1956 года Президиум Верховного Совета КазССР постановил придать Рудному статус рабочего посёлка. Также в черту рабочего поселка был внесён населенный пункт Комсомольский.
30 августа 1957 года рабочий посёлок преобразован в город областного подчинения.
Рудный
Ру́дный — город на реке Тобол в Костанайской области Казахстана. Возник в 1957 году в связи с освоением железорудного месторождения и строительством Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбината.
Содержание
Население
Население города составляет 125 179 человек (по состоянию на 1 января 2010 года) [3]
Название
Первоначально «Рудный» — название посёлка строителей треста «Соколоврудстрой».
Позже горняки стали его называть — Рудногорск.
После построения палаточного городка было предложено называться — Семидесятипалатинск.
В официальных бумагах название населённого пункта менялось много раз.
Климат
Климат резко континентальный, с ярко выраженным чередованием четырёх времен года. Зимой в течение недели температура воздуха достигает отметки минус 25-40 °C. Летом в течение двух недель до 30 °C.
Климат Рудный | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Средняя температура, °C | −16 | −15,3 | −7,9 | 5,6 | 13,6 | 19,1 | 21 | 17,8 | 12,1 | 2,7 | −5,5 | −12,7 | 2,8 |
Норма осадков, мм | 17 | 13 | 15 | 23 | 27 | 37 | 56 | 35 | 27 | 28 | 24 | 20 | 322 |
История
18 февраля 1949 года лётчик Михаил Григорьевич Сургутанов, пролетая над урочищем «Сарбай» обратил внимание на странное поведение компаса. Через несколько месяцев к магнитной аномалии прибыли геологи и географы. Так было открыто Соколовское месторождение железных руд. Открытие и изучение месторождения приписывается геологу В. П. Носикову.
Летом 1954 года правительство постановило о начале строительства комбината и города при нём.
В мае 1955 года прибыли первые строители. Управляющим трестом был Я. М. Гиммельмарш, а главным инженером В. Ш. Буреш. Горняки геологи и строители первое время размещались в посёлке Комсомольск. Дополнительно были установлены палатки, а также построены временные сборно-щитовые дома.
Уже в 1955 году по комсомольским путёвкам прибыли на Большой Тургай первые 4 тысячи человек. Самый большой палаточный городок находился в районе кинотеатра «ВЛКСМ». Он состоял из семидесяти палаток, поэтому и вошёл в историю как Семидесятипалатинск. Другие палаточные городки находились на месте 39 квартала, около поселка Комсомольский, в районе хлебозавода, жили новоселы более чем в 200 палатках — по 20 человек в каждой. Палаточные городки имели свои улицы, название которых говорили сами за себя и которые до сих пор есть в городе: Строительная, Пионерская, Комсомольская, Украинская, Киевская и другие.
Будущий город заложили в 3 километрах от Алексеевки. Первый генеральный план был разработан в 1953 году и был рассчитан на 22 тысячи человек. Но уже в 1954 году этот план был пересмотрен, численность населения увеличена до 30 тысяч человек.
Летом 1956 года Президиум Верховного Совета КазССР постановил придать Рудному статус рабочего посёлка. Также в черту рабочего поселка был внесён населенный пункт Комсомольский.
30 августа 1957 года рабочий посёлок преобразован в город областного подчинения.
Со временем город Рудный вырос в крупный промышленный и культурный центр Костанайской области Республики Казахстан.
Объём промышленного производства за 12 месяцев 2009 года составил 145,6 миллиардов тенге, или 76,1 % от факта прошлого года, что связано в основном со снижением мировых цен на продукцию металлургии.
За отчётный период объём производства градообразующего предприятия АО «ССГПО» составил 128,3 млрд тенге.
Завод «Казогнеупор», «Трансремвагон», ТОО «Лидер-2» — производство алкогольной продукции, фирмой «Арасан» — безалкогольных напитков, «Сарыбай», «Иргиз», завод металлоконструкций «Имсталькон», «ДОК-мебель», «Кожевенный завод».
Транспорт
С железнодорожной станции Железорудная отправляются поезда в Аркалык, Костанай, Алматы, Санкт-Петербург, Москву, Челябинск. Пригородные поезда следуют до Костаная и Житикары. С автовокзала отправляются рейсы в Астану, Алма-Ату, Караганду, Курган, Лисаковск, Магнитогорск, Петропавловск, Тарановку, Челябинск, Житикару, Качар, Костанай, Новопавловку, Алтынсарино, Волгоградский, Варваринку, Денисовку, Камысты, Крымский, Кайранколь, Клочково, Комаровку, Тобол, Актобе, Чайковский (Казахстан).
Известные люди города
С городом Рудный связаны судьбы многих известных людей. В их числе — герой Великой Отечественной войны Прошкин Пётр Сергеевич и Герой Советского Союза М. П. Галин, полный кавалер солдатского ордена Славы сапёр Н. И. Киселёв (до самой смерти работал в Рудном главным маркшейдером в Соколовском рудоуправлении), фронтовик-краснофлотец А. И. Новиков, первый директор АО «ССГПО» Николай Фадеевич Сандригайло 10.10.1910 г.р., бронзовый призёр Олимпийских игр в Саппоро И. И. Гаранин и др.
Трудом отметились А. Я. Дунин, К. К. Дюсембаев, Ш. Ж. Жаныбеков, и другие.
Как живёт провинциальный моногород в Северном Казахстане. Рудный, Костанайская область.
Привет, читатель! Сегодня пойдём гулять по провинциальному моногородку в Северном Казахстане.
г.Рудный, Костанайская область, Казахстан.
Этот пост получился большим, по меркам предыдущих моих статей, но это и не удивительно, ведь сегодня мы гуляем по городу, в котором я провел первые 18 лет своей жизни.
Глядя на этот памятник, можно догадаться, что же за предприятие кормит весь город.
А если быть точнее, то название города происходит от слова «руда», а именно «железная руда», её то тут и добывают. Но на самом деле, далеко не всё население города трудится на горно-обогатительном комбинате.
И сразу же я включу диванного урбаниста. Видимо, Рудненские градостроители считают, что для пешеходного перехода достаточно поставить только знак.
Безбарьерная среда – для слабаков.
А это самое высокое жилое здание в Рудном:
Пожив в Девяткино (читай статью Стоит ли жить в Мурино? СПб или область? Многоэтажки, парковки, грязь и цыгане.), среди этих высоток, я понял, что в действительно хорошем районе не может быть жилых домов с этажностью под 20 квартир в высоту. А в Рудном вообще нет высоток, в первую очередь из-за отсутствия необходимости. Здесь практически не строят новые дома, ведь есть еще запас из недостроенных, вот их то и восстанавливают. На момент лета 2019-го года в резерве пара-тройка домов точно осталась (да, я в курсе, что май – это весенний месяц ).
Ну вот, видимо, рано я начал обвинять Рудный в наплевательском отношении к безбарьерной среде:
Далеко не всё по урбанистическому Фен-Шую, но наличие хоть каких-то задатков не может не радовать.
Можно ещё что-то хорошее сказать.
Ледовый Дворец Спорта.
Для провинциального городка здесь большое разнообразие в выборе занятий спортом. Вот, например, в Рудном есть профессиональная хоккейная команда, чем могут похвастаться только областные центры. По крайней мере, так было, когда я занимался хоккеем и интересовался Чемпионатом Казахстана.
ЦУМ – это единственный в Рудном торговый центр, в общем его понимании, но ничего интересного внутри не происходит. Хотя, мы, будучи школьниками даже умудрялись там тусоваться, как это делают многие дети во всех городах, где есть ТЦ.
Что-то хорошее сказал, можно и снова обосрать. Замечу, что все мои обсёры будут изливаться, исключительно, в урбанистическом ключе.
Чем же мне так не понравилась эта велодорожка, что я даже заключил её в саркастические кавычки? Скажу заранее, даже малейшее развитие в данном направлении поднимает мне настроение, но как это обычно бывает, первый блин всегда комом. Вот и первая велодорожка в Рудном оказалась тем же самым.
Рудный идеален своими размерами, для того, чтобы перемещаться по нему на велосипеде, чем я тут иногда и занимаюсь, но была бы у меня машина, я бы скорее выбрал её. Как минимум, из-за отсутствия велопарковок, хотя в некоторых местах они уже появились. Да и сам город просто кричит: «Купи машину!», общественный транспорт в Рудном адекватно ходит только по центральной улице, а с других остановок проще дойти до ул. Ленина (как вы могли догадаться, именно так называется главная улица). Хотя любая точка города находится в пешей доступности. За час, спокойным шагом можно пройти весь горд из одного конца в другой. Так что, на автобусах я перемещаюсь здесь крайне редко.
Так, я отвлекся от велодорожек.
Провести белую линию на тротуаре и нарисовать велосипед – это не равно сделать велодорожку. Такие «велодорожки» вызывают конфликты между пешеходами и велосипедистами, за счет того, что пешеходы будут ходить по велодорожкам, как это и происходит прямо на фото, а велосипедисты будут кататься по пешеходной зоне.
Зона для велосипедистов должна быть отделена от пешеходной и автомобильной. Прямо здесь есть идеальное место для велодорожки – между двумя рядами деревьев. Также в местах пересечения автомобильной и велосипедной зон, требуется приподнимать дороги, а не делать спуски. Это нужно в первую очередь для успокоения трафика, за счет эффекта «лежачего полицейского» и плюс сыграет свою роль психологический фактор, то есть ощущение того, что водитель въезжает на территорию пешехода/велосипедиста и снизит скорость. На самом деле, тема велодорожек может занимать отдельный пост, так что ограничимся толкьо данным примером.
Надеюсь, человек, который «проектировал» «велодорожки» в Рудном, каким-то образом наткнётся на мой пост и увидит рекомендацию прочитать книгу «Проектирование городских велодорожек».
Мечеть появилась лишь в 2008-м году, а церковь ровно на 20 лет раньше, но ещё в 2012-м открыли новый храм. А чтобы попасть в синагогу, придётся ехать в соседний город.
Так как наша прогулка имеет урбанистический окрас, то я не могу не поговорить про общественный транспорт. Он здесь представлен только в виде автобусов. С интервалами хождения здесь, откровенно говоря, есть проблемы, и в купе с размерами города, получается нецелесообразно ждать автобус, быстрее будет дойти пешком, но это если ты молодой и здоровый.
Что мне еще не нравится в Рудненском автобусном парке, так это то, что на городских маршрутах здесь катаются автобусы, предназначенные для междугородних поездок, а про низкопольный транспорт, думаю, пока еще даже не стоит заикаться.
Ретроавтобус, который еще может. Таких старичков в городе, как минимум, десять (есть ещё старенькие ЛАЗы и ПАЗики).
А вот старые автобусы, которые до сих пор на ходу и курсируют по маршрутам – это то, от чего я в восторге. Я считаю, рудничанам нужно создать фонд поддержки этих раритетных автобусов, чтобы они как можно дольше катались по городу, выполняя свою работу. А если их ещё и отреставрировать, то вообще получатся настоящие музеи на колёсах. Также стоимость проезда в 60 тенге (10 рублей) оставляет приятное ощущение.
Но и конечно же, стоит наравне с «музеями», полноценно развивать общественный транспорт в городе, чтобы он стал одинаково доступен для всех слоёв населения, как для молодых и здоровых, так и для старых и больных. Я замечаю, что в Рудном среда становится более доступной для маломобильных граждан, но считаю, стоит напомнить, маломобильные граждане – это не только инвалиды, но также и мамы с колясками, а в некоторых случаях также и люди с велосипедами.
Ещё один бич многих Постсоветских городов – это побелка и кронирование деревьев, вот тут просто комбо:
Ещё и поребрик покрасили.
Как и велодорожки, тему озеленения сложно полноценно вписать в этот пост, но я попытаюсь тезисно рассказать, почему же крашенные обрубки посреди города лишь уродуют этот самый город, не неся никакой практической пользы.
Вся эта проблема появилась из-за изначально неправильного озеленения улиц. Тополя садят не просто так, а потому что они растут гораздо быстрее остальных деревьев, но в возрасте 40-50 лет становятся опасными для жителей города и поэтому им обрубают все ветки.
Как нужно делать: еще на моменте посадки тополей, параллельно с ними высаживать другие деревья, например, березы или клёны. Когда тополь станет аварийным, то не нужно его кромсать, а стоит просто спилить такое дерево, а на его месте высадить новое, если заранее об этом не позаботились.
Также в головах наших граждан крепко осел стереотип, что побелка деревьев – обязательный атрибут городской среды, мол это защита от вредителей. Нет, на самом деле, белили деревья во время войны, чтобы было проще ездить на машине не включая фары, затем побелка перекочевала в армейскую среду, а оттуда уже и в гражданскую. Да и как же тогда в лесах или том же Питере деревья выживают без побелки? Да запросто, им это не нужно. Пожалуйста, прекратите уродовать улицы городов!
В целом, Рудный вызывает впечатление чистого городка, что объективно не может вызывать сомнений, но без исключений никуда:
Давай, скажи, что я только говно и недостатки ищу.
Хоть это не совсем по теме поста, но у меня прям чешутся пальцы, высказаться относительно моей предыдущей реплики. Многие рудничане с вилами готовы броситься на любого, кто что-то плохое говорит о их городе, прикрываясь огромной любовью к Рудному.
А в моем понимании настоящий патриотизм и любовь к своему городу – это адекватное обращение внимания на недостатки города и обсуждение этих самых недостатков. Самое худшее, что вы можете сделать для своего города – это только кричать, что он самый чудный в мире, а кто не согласен, пускай валит в свою Россию! Мы то свалим, как и делает это большое количество жителей Рудного, но в этом то и заключается основная проблема провинциальных городов – здесь практически нет перспектив для развития, в сравнении с крупными городами.
Да, я свалил в «Свой Питер», посмотрел там городскую среду и отрефлексировал на проблемы благоустройства в Рудном. Я и считаю, что развитие города может быть только в том случае, если обращать внимание на недостатки своего города, а в других странах и городах выискиваешь что-то хорошее и перенимать для себя. И да, я не говорю, что Питер с Москвой – идеальные города, там тоже полно проблем, но в плане урбанистики, они на несколько шагов впереди Рудного, что и естественно. Да, уеду из Рудного, но все равно, его проблемы останутся для меня небезразличны.
А мы снова приближаемся к чему-то приятному, к кондитерской «Обжоркин»:
Именно тот случай, когда перенятие опыта более развитых коллег позволило иметь успех на фоне консервативных конкурентов.
Как и в бизнесе, так и в городском благоустройстве, просто необходимо перенимать опыт успешных кейсов в других городах и странах. Повторюсь, Рудный на данный момент – это практически чистое полотно, на котором не совершили еще фатальных ошибок, главное – найти толкового и грамотного градостроителя, который смог бы превратить Рудный в красивую и удобную конфетку, которая ничуть не уступала бы комфортным европейским городкам.
А вот как делать уж точно не стоит:
Полнейшее отсутствие какого-либо дизайн-кода.
Апогей уродских вывесок и всех остальных грехов наружной рекламы:
Там ещё и музыка орёт.
Чем же мне так не понравилась «Лежебока»? Я бы даже сказал, что внешний вид этого ТЦ меня возмутил! Давайте по списку:
1. Растянутые плакаты, которые напрочь убили весь внешний вид фасада, да и вообще, таким вывескам не место на зданиях, плюс, опять же, никакого дизайн-кода.
2. Светодиодное табло – это вообще пик безвкусицы и уродства, которое можно себе позволить в наружной рекламе.
3. Несанкционированные торговые точки. Уличные торгаши – это как раз-таки один из факторов, которые критически портят внешний вид улиц. Бабушек, торгующих дарами своего огорода или различными вязанными предметами гардероба я еще могу понять и простить, но вот почему не выгоняют тех, кто пытается строить свой бизнес таким образом, я понять не могу.
4. Скамейки-рекламные места. Они по определению не могут быть удобными и комфортными, потому что в первую очередь их ставят в максимально проходимых местах, а не там, где удобно сидеть человеку, да и сам форм-фактор таких скамеек ужасен, про внешний вид я вообще молчу.
5. Какой-то ларёк, который вообще не вписывается сюда.
6. Наклеенные бумажные объявления, как подтверждение стойкого впечатления засранности фасада, видимо оно возникло не только у меня, но и у того, кто решил их там наклеить.
7. Ну, и звуковая засоренность воздуха вокруг этого здания. Если визуальный мусор мы еще как-то замечаем, то на звуковое загрязнение, в большинстве случаев, мы не обращаем внимания, хотя оно действует на наше состояние более критично.
Я вижу, что у «Лежебоки» есть подъём для маломобильных граждан, что не может не радовать, но вот внешний вид здания – это кромешный ужас!
Что меня еще радует в Рудном, так это сохранившаяся мозаика на фасадах Рудненских домов: