ростелеком какой оператор мобильной связи
Ростелеком опять мобильный
Логичное решение: Ростелеком создал MVNO (виртуального оператора) на базе федерального сотового оператора Tele2 и будет предоставлять услуги мобильной связи под собственным брендом. Разбираемся, какие преимущества получают абоненты «нового» российского оператора.
На фоне роста популярности конвергентных услуг проект обречён на определённую популярность. Хотя бы в силу того, что многие потребители тяготеют к единому поставщику телеком-услуг, это удобно. Генеральный директор «Ростелекома» Сергей Калугин говорил о планах получить порядка 15% мобильных абонентов России через несколько лет, и это вполне возможно, большинство абонентов проводных телефонных линий России пользуются Ростелекомом. Исключение — Москва, в которой вполне успешно «взлетел» проект MVNO московской городской сети МГТС на сети оператора МТС.
На сегодняшний день виртуальный мобильный оператор Ростелеком запустился в 16 регионах центрального федерального округа: в Москве и Московской области, Белгороде, Брянске, Владимире, Воронеже, Калуге, Костроме, Курске, Липецке, Орле, Рязани, Смоленске, Тамбове, Твери, Туле. В будущем Ростелеком собирается ввести общий биллинг и единый счёт за все свои услуги, планируются «семейные» тарифы, и я даже читал про такую экзотику, как единые пакеты мобильного и фиксированного интернета.
Выглядит рационально, хотя и получилась слегка замысловатая двухходовка. Насколько я понимаю, региональные сети мобильной связи Ростелекома интегрировали с Tele2, которая сейчас является дочерней компанией того же Ростелекома. Да и многие абоненты сами переходили в Tele2 за более высоким качеством связи. Теперь можно будет вернуться в Ростелеком, оставаясь при этом в Tele2. Интересно будет посмотреть на рекламную кампанию MVNO в регионах, где ещё хорошо помнят мобильный Ростелеком. Впрочем, нынешний проект с MVNO на сети Tele2 наверняка в большей мере ориентирован на привлечение абонентов других операторов.
Московскую версию сайта мобильной структуры Ростелекома можно поизучать здесь. Мне понравилось, всё наглядно и разобрано «по полочкам». Слава богу, в описаниях тарифов по клику на «Подробнее» открываются примечания и подробности, а не предлагают загрузить отдельный pdf-файл с описанием. Для того, чтобы стать мобильным абонентом Ростелекома, вы должны уже быть клиентом этого оператора и быть подключенным к одной из услуг: фиксированной телефонии, широкополосному интернету или платному телевидению.
Правда, посетители сайта при попытке запустить процесс подключения упираются в «ошибку 404» на первом же шаге, но это дело поправимое. В любом случае при оформлении заявки на SIM-карту от вас потребуется подтвердить, что вы являетесь клиентом Ростелекома.
Традиционно присутствует карта покрытия. Как вы понимаете, покрытие полностью совпадает с покрытием Tele2. По крайней мере, в московской лицензионной зоне. Насколько я помню, к настоящему времени все мобильные сети Ростелекома должны были быть уже переоборудованы и переведены под бренд Tele2, хотя внимательно я этот процесс не отслеживал, каюсь.
На карте присутствует чекбокс с обозначением «2G», с установленной там галочкой мы видим только кусочки покрытия Tele2 2G в соседних регионах. Косвенное подтверждение того, что московским абонентам мобильного Ростелекома звонки в 2G недоступны, как и московским абонентам Tele2. Остаётся открытым вопрос, будут ли регистрироваться в московской сети Билайн региональные абоненты Ростелеком/Tele2. По идее, должны, но хорошо бы получить практическое подтверждение. На всякий случай.
Тарифы
Как вы понимаете, отсутствие единого биллинга и общего счёта с кредитной формой оплаты заметно снижают привлекательность такого решения для потребителя. Будем надеяться, что планы создать полноценного конвергентного оператора будут реализованы успешно и достаточно быстро. А пока стимулами перейти в мобильный Ростелеком являются моральное удовлетворение от пользования единым поставщиком телеком-услуг и, естественно, тарифы, которые должны быть «заточены» под действующих и будущих клиентов Ростелекома.
На сайте Ростелекома под общим названием «Суперсимка» мы видим почти кальку с московских тарифов Tele2, новых цифр выдумывать не стали. Почти, но не совсем. Некоторые особенности присутствуют. А вот понравятся ли эти особенности будущим мобильным клиентам Ростелекома? Параметры и цены тарифов Tele2 мы уже разбирали, повторяться не будем. Да и на сайте Ростелекома в разделе «Тарифы» всё наглядно. Остановимся на особенностях.
Честно говоря, по мере изучения особенностей мобильных тарифов Ростелеком в Московском регионе у меня начало возникать всё больше вопросов. А как иначе, если в описании тарифа заявляют одно, а несколькими строчками ниже в этом же описании этого же тарифа озвучивают совершенно другое? Собрал «в кучку» образовавшиеся вопросы, сформулировал и решил обратиться к «первоисточнику» в Ростелекоме. По известному принципу «в любом грамотно поставленном вопросе содержится 50%+ ответа». Переписку публикую «as is», идея полностью себя оправдала (смайлик). В моих вопросах содержалось 90%+ ответа.
1. Насколько я понял, тарифы мобильного «Ростелекома» вместе с расценками полностью скопированы с тарифов Tele2, так? В других регионах аналогично?
2. Судя по описанию, во внутрисетевом роуминге у абонентов «Ростелекома» действует только интернет-пакет, пакеты минут и СМС не работают (за отдельную плату). Так?
3. По описанию, вместо безлимитных звонков на Tele2 абоненты Ростелекома получают безлимитные звонки на мобильные и стационарные телефоны Ростелеком, а звонки на Tele2 – как на других операторов. Так?
4. Бесплатные звонки абонентам Ростелекома только на мобильные и фиксированные телефоны Мск/МО, или на региональные сети Ростелекома тоже? И, кстати, как тарифицируются звонки со стационарных Ростелекома на мобильные Ростелекома?
Зависит от тарифа. Кстати, сейчас действует акция, по которой звонки со стационарного на мобильный телефоны бесплатны (включены в абонентскую плату).
5. Можно ли перемещаться по MVNO из Tele2 в Ростелеком и обратно?
6. Если подключен стационарный Ростелекома, Onlime TV и мобильный, то счет приходит общий? Кредит (оплата за прошедший месяц)?
Пока нет, но мы [над этим] работаем.
7. В статистике числа абонентов как учитываются абоненты MVNO? Как абоненты Ростелекома или Tele2?
Скажем спасибо Ростелекому за короткие, но исчерпывающие ответы на вопросы по теме. А мне — отдельное спасибо за формулировки вопросов, я действительно для вас старался.
Резюме
В настоящий момент «конвергентная» услуга Ростелекома ещё далека от конвергентности. Поспешили? Может быть, и жизнь покажет. Но идея в целом правильная. Сработает ли? В Москве-то понятно, с МГТС «ловить нечего» (смайлик), а по России может оказаться вполне востребованным решением. В любом случае, посмотреть на последствия через N месяцев будет чрезвычайно интересно.
Ростелеком — полный обзор: отзывы, тарифы, преимущества и недостатки
Подробный обзор сотового оператора Ростелеком
Компания «Ростелеком», известная всем как крупный российский поставщик интернета и кабельного ТВ, является также поставщиком сотовой связи. Работает виртуальный оператор на базе сети «Теле2», так же как «Тинькофф Мобайл» и «СберМобайл».
Компания «Ростелеком» вышла на рынок связи в 1993 году. В 2012 г. она объединилась с региональной компанией Utel, а в 2014 – с «Теле2». В этой статье речь пойдет именно о предложениях самого «Ростелекома».
Разберем плюсы и минусы оператора.
Преимущества
Недостатки
Зона покрытия
Абонентам «Ростелеком» связь доступна практически по всей стране (65 регионов). Так как оператор действует на основе инфраструктуры «Теле2», его покрытие охватывает ту же территорию. Однако сеть ловит не везде, лучше всего – в крупных городах.
Стандартные возможности
Оценка пользователей «Ростелеком Мобайл»
Положительные отзывы
Клиенты отмечают, что условия оператора на порядок выгоднее, чем у его коллег из «Большой четверки». Нравится качество связи, скорость интернета, а также то, что сеть ловит почти везде (в крупных городах). Отмечают уважительное отношение к клиентам сотрудников колл-центра. Легко получить любую информацию, сделав смс-запрос. Удобный веб-сайт, бонусы.
Отрицательные отзывы
Так как они работают на базе «Теле2», вдали от крупных городов часто бывают проблемы со связью. Можно встретить и отзывы от жителей городов в центре страны, которые жалуются на очень слабый интернет. Часто отмечают технические проблемы с подключением: например, проблемы с доставкой, неизвестно куда ушедшие деньги, трудности с активацией сим-карты. Проблемы техподдержкой решаются, но не оперативно и некоторые клиенты остаются недовольны результатом. Встречаются отзывы о некомпетентность и халатность клиентского сервиса «Ростелеком Мобайл».
Тарифы для сим-карты «Ростелеком»
Рассмотрим стоимость услуг в городе Москва. В городах и регионах стоимость услуг отличается. Ознакомиться со стоимостью услуг и тарифных планов своего города можно по ссылке https://rt.ru/mobile/mobile_tariff
Тарифные планы компании меняются как минимум один раз в год. Поэтому необходимо уточнять актуальную информацию, подключаясь к этому оператору. Линейки тарифов «Суперсимка» и «На всех» были действительны до 23 января 2019 г., теперь подключиться к ним нельзя.
«Новая история»
Предложение включает: 200 минут исходящих звонков, 50 смс-сообщений, 3 Гб. мобильного интернета, Wink-ТВ на 12 месяцев. Абонентская плата – 220 рублей. Для перехода на тариф отправьте код 92 на короткий номер 220.
«Целая история»
Лимит исходящих – 400 минут, смс – 50 штук, интернет-трафик — 9 Гб., Wink-ТВ. Цена – 340 руб./мес. Подключение: код 93 на 220.
«Бесконечная история»
500 исходящих минут, 50 смс, интернет без ограничений, 101 канал Wink. Ежемесячная плата – 500 рублей. Для подключения отправьте код 95 на номер 220.
«Семейная история»
Один пакет с общим балансом на пять сим-карт. Исходящие звонки – 600 минут, смс – 50 штук, трафик – 25 Гб., 101 телеканал. Цена за месяц использования – 700 руб. Чтобы активировать, напишите смс «94» на тот же номер.
Переход на «РТ» со старым номером
Для абонентов, которые хотят подключиться к тарифам сим-карты «Ростелекома», сохранив свой старый номер, действуют особые условия. Преимуществом станет скидка 20% на ежемесячный платеж сроком действия 6 месяцев.
Для перехода требуется удостовериться, что номер телефона зарегистрирован на вас, на нем нет задолженности, а также, что он относится к вашему региону.
Обзор интернета с сим-картой «Ростелеком».
С сим-картой для телефона
Абоненты «Ростелеком», которые хотят использовать сим-карту только для выхода в интернет, могут подключить особые опции:
Линейка тарифов «Простоинтернет» для сим-карты «Ростелеком»:
«S». Полтора гигабайта за 120 руб./мес.
«M». 3 Гб./мес. за 180 рублей.
«L». 7 гигабайт за 270 руб./месяц.
«XL». 15 гигабайт на месяц плюс безлимит на использование Глобальной Сети ночью. Стоимость – 400 рублей.
В данной линейке неиспользованный остаток остается у вас в следующем месяце. Можно подключить дополнительно один гигабайт за 125 рублей или 3 – за 240.
С сим-картой для планшета
Тариф «Для интернета» подходит для разного типа устройств. Для планшетов он предлагает особые условия. Ежемесячная плата – 300 руб. В стоимость входит 10 Гб. интернета. Исходящий вызов по своему региону обойдется в 1,8 р. за минуту, по России на номера «РТ» — 2 р., другим операторам – 8 р., смс – 2,5 р.
Также на планшет можно подключить тарифы «Простоинтернет S, M, L», а также особое предложение – «Простоинтернет в планшете». Сюда входит 10 Гб. за месяц, а также безлимитные соцсети («ВК», «Фейсбук и «Одноклассники») и Навигация («Яндекс.Карты», «Яндекс.Транспорт» и «Яндекс.Навигатор»).
Для компьютера
Для этого типа устройств оператор предлагает два варианта тарифа «Простоинтернет»:
Роуминг
Те же расценки действуют на входящие вызовы. 15 рублей в минуту с вас спишут за вызов в странах СНГ и Европы, 35 руб. – в Азии, Африке и Австралии, 65 и более – в Северной и Южной Америке и др.
Одно смс из Европы и СНГ будет стоить 6 рублей, из Азии, Африки, обеих Америк и др. – 12 руб. Максимум – 29 руб. для таких стран, как Ирак, Алжир, Мальдивские острова, Сейшелы, Тунис и др. (подробнее уточняйте у оператора). Те же цены действуют для mms. Входящие сообщения бесплатны.
Один мегабайт интернет-трафика обойдется вам в 25 рублей, если вы находитесь в Европе или в странах СНГ. Для остального мира – от 50 до 700 рублей.
«РТ» рекомендует перед поездкой отключать настроенные переадресации, так как они могут стать причиной лишних трат. Сделать это можно, набрав комбинацию ##002#. Справочная служба для абонентов Ростелеком в роуминге: +7(495)5395539.
Дополнительные функции
Интернет и ТВ
Управление звонками
Управление смс
Дополнительные 100 sms за 100 рублей в месяц и 300 за 200 рублей. Действуют на номера любых российских операторов.
Управление сим
Обратите внимание, что цены на услуги указаны для Москвы, в остальных регионах расценки могут отличаться.
Как подключиться
Стать абонентом компании не так просто – нужно пользоваться хотя бы одной из основных услуг «Ростелекома»: интернетом, кабельным телевидением или домашним телефоном. Если что-то из этого у вас уже есть, вы можете выбрать один из двух вариантов:
Активация
Необходимо внести абонентскую плату на свой счет. Сим будет активирована после того, как спишется нужная сумма. Обычно это занимает около двух часов, но иногда время ожидания затягивается до суток.
Если вы приобретаете прибор от «Ростелеком», в нем по умолчанию будет установлена sim с приложением.
Замена сим-карты
В случае потери симки, ее можно заменить, сохранив свой номера и все подключенные пакеты и услуги. Сделать это можно бесплатно в любом офисе компании.
Блокировка сим
Эта процедура нужна для того, чтобы в случае кражи преступник не смог воспользоваться вашей картой и всеми аккаунтами, связанными с ней. Есть несколько способов, чтобы добровольно заблокировать sim:
Передача номера другому абоненту
«Ростелеком» дает своим клиентам такую возможность. Однако новый хозяин номера тоже должен пользоваться другими услугами компании.
Для успешной смены владельца номера, клиент должен оплатить все счета и оставить заявку в точке обслуживания. Новый пользователь должен прийти в офис и подписать договор.
Обзор акций для сим-карты «Ростелеком»
Приятным бонусом для клиентов является то, что компания часто делает скидки при покупке нескольких продуктов. Например, в данный момент действуют две акции: «Для семьи» и «Для всего». Первая включает домашний интернет с антивирусом и родительским контролем и интерактивное телевидение. Стоимость комплекта – 1120 руб. Второй вариант – то же самое, но с высокоскоростным интернетом и большим количеством каналом за 1450 р. Мобильная связь в обоих случаях – в подарок.
Полезная информация
*122# — проверить баланс;
*100*12# — остаток пакета;
*103# — узнать текущий тариф;
Телефон службы поддержки: 8800181888; 1888.
Как узнать, что номер принадлежит «Ростелекому»
На сайте «РТ» есть форма, которая позволяет определить, какой сотовой компании принадлежит тот или иной номер.
Как отключить сим
В случае, если вы потеряете сим-карту или просто решите отказаться от услуг компании, выполните одно из следующих действий:
«Ростелеком» стал сотовым оператором. Как это работает?
Компания занимает лидирующее положение на российском рынке услуг широкополосного доступа (ШПД) и платного телевидения: количество абонентов услуг ШПД превышает 12,2 млн, а платного ТВ от «Ростелекома» — более 9,2 млн пользователей, из которых свыше 4 млн смотрит уникальный федеральный продукт «Интерактивное ТВ». Теперь «Ростелеком» добавил в перечень своих услуг мобильную связь. Интернет-портал Юга.ру разобрался, как устроено нововведение и кому оно может пригодиться.
В моем регионе работает сотовая связь от «Ростелекома»?
Мобильная связь от «Ростелекома» доступна в 65 регионах России. В Южном федеральном округе можно подключить услугу в Краснодарском крае, Волгоградской и Ростовской областях.
Сколько это стоит?
Подключение бесплатное, оплачивать вы будете только тарифный план. Например, в «Суперсимку» входит комплект минут, SMS и мобильного интернета. Предусмотрены комплекты четырех «размеров»: S, M, L, XL. К примеру, в Краснодарском крае пакет из 550 минут разговоров, 550 SMS и 5 Гб мобильного трафика в пакете L стоит 250 рублей в месяц. В Ростове-на-Дону тот же пакет обойдется в 299 рублей в месяц. В Волгоградской области за 350 рублей в месяц можно получить набор из 650 минут и SMS и 5 Гб трафика. С дополнительной опцией «Простоинтернет» с таким же выбором «размеров» 5 Гб в месяц (пакет М) в Краснодарском крае обойдется в 180 рублей. Действуют услуги: «Кто звонил?» (50 копеек в сутки), «Ожидание/удержание вызова» (бесплатно), «Конференц-связь» (95 копеек в сутки), «Определитель номера» (бесплатно), «Переадресация вызовов» (бесплатно) и другие.
Чем «Ростелеком» лучше других сотовых операторов?
Тем, что один оператор предоставляет все виды связи: домашний и мобильный телефон, интернет, телевидение. Кроме того, «Ростелеком» позволяет бесплатно звонить на домашние и мобильные телефоны внутри сети и предоставляет скидки на тарифы домашнего телефона. Если вы закажете SIM-карту, курьер вручит ее вам лично в руки, и это бесплатно. Работает круглосуточная служба поддержки, консультацию в которой можно получить в любой день и любое время. А еще «Ростелеком» дарит приятные вознаграждения за бонусы.
Зачем мне отказываться от оператора, услугами которого я пользуюсь сейчас?
Став одним из первых абонентов мобильной связи «Ростелеком», вы получите разовую скидку на оплату домашнего телефона. По акции все звонки между стационарными и мобильными телефонами «Ростелекома» стоят ноль рублей за минуту (звонки между стационарными и мобильными телефонами, которым присвоены номера из ресурса нумерации ПАО «Ростелеком»). Также можно стать абонентом мобильной связи «Ростелеком» с сохранением своего номера.
Я смогу смотреть с телефона те же каналы, что и дома, в рамках пакета услуг «Ростелекома»?
Да! Всеми подключенными у вас сервисами теперь можно будет пользоваться не только дома, но и в любом другом месте с помощью мобильных устройств. Например, смотреть на смартфоне те же каналы, что и по телевизору, управлять услугами через мобильные приложения. Сервис «Мультискрин» позволит смотреть на экране смартфона или планшета те же каналы, что и дома, по телевизору. Приложение «Мой Ростелеком» — это мобильный личный кабинет, в котором просто управлять услугами и опциями, пополнять счет, участвовать в бонусной программе. За поддержку мобильной версии «Госуслуг» тоже отвечает как раз «Ростелеком». Скоро будет запущен мессенджер «Аллё», привязанный к нумерации фиксированной телефонии. Его пользователи смогут по выгодным тарифам звонить в другие города.
А есть специальные предложения для бизнеса?
Помимо скидок при подключении пакетов услуг, например доступа в интернет и мобильной связи, «Ростелеком» предусмотрел сервис «Управление мобильными устройствами». С его помощью сотрудники компаний смогут безопасно пользоваться корпоративными информационными системами с мобильных устройств. Также «Ростелеком» выводит на рынок MVNO-решение, которое позволит бизнесу заказать весь необходимый перечень телеком-сервисов у одного поставщика.
Как подключиться к «Ростелекому»?
Есть несколько простых вариантов:
1) выбрать тарифный план, приобрести SIM-карту и заключить договор в ближайшем центре продаж и обслуживания «Ростелеком»;
2) оформить заказ с бесплатной доставкой на сайте rt.ru;
3) позвонить по бесплатному телефону 8-800-1000-800 и получить полноценную консультацию;
4) стать абонентом мобильной связи можно одновременно при подключении интернета, «Интерактивного ТВ» или стационарного телефона.
SIM-карта «Ростелеком» подходит для смартфонов, планшетов, мобильных телефонов и выпускается сразу в трех форматах: нано, мини и стандарт.
Обзор «Ростелекома»: из операторов связи — в ИТ-гиганта
«Ростелеком» (MCX: RTKM) — группа компаний, специализирующихся на услугах связи, медиа и цифровых технологиях. По итогам 2020 года крупнейший в России оператор фиксированной телефонии. Компания вышла на первое место по объему выручки среди российских телекоммуникационных компаний, обогнав ближайшего конкурента по выручке в сегменте — МТС.
Несмотря на то, что ценные бумаги «Ростелекома» условно не относятся к голубым фишкам, они обладают достаточной ликвидностью для того, чтобы Мосбиржа включала их в состав индекса ММВБ, а также индексов «Широкий рынок» и «Телекоммуникации». Обычные акции группы компаний размещены на Нью-Йоркской фондовой бирже.
А где таблички
В обзоре некоторые подробные таблицы мы перенесли в отдельный гугл-документ :
О компании
Общая характеристика. История группы компаний. «Ростелеком» — первый в России национальный оператор фиксированной телефонной связи, созданный в 1993 году взамен доставшегося от распавшегося СССР «Интертелекома», первоначальное название — «Совтелеком». В 1994 году «Ростелеком» был включен в состав корпорации «Связьинвест», которую в 2013 году поглотил полностью.
Также в 2018 году компания была назначена Правительством РФ оператором Единой биометрической системы, с того же времени ею был предложен ряд новых цифровых сервисов. Начиная с 2000 года наблюдались поглощения группой компаний операторов фиксированной телефонной связи, в частности междугородных, международных и региональных, далее — сервисов доставки контента, дата-центров и т. п., затем — мобильных операторов, операторов кабельного телевидения. Знаковым событием стала консолидация в 2020 году 100% долей мобильного оператора « Теле-2 Россия».
Первичное размещение обычных и привилегированных акций компании состоялось в 1993 году. Публичные торги на ММВБ и РТС начались в 1997 году.
Состав группы компаний. ПАО «Ростелеком» в той или иной степени контролирует значительное количество компаний.
ПАО «Ростелеком» напрямую участвует в капитале 42 коммерческих организаций, косвенно через другие компании — в капитале 164 коммерческих организаций, а также участвует в 25 некоммерческих организациях. Из компаний, в капитале которых группа участвует напрямую, наибольшую выручку приносят в порядке убывания:
Курс о больших делах
Доли акционеров ПАО «Ростелеком»
Росимущество | 38,2% |
ВЭБ | 3,4% |
Банк ВТБ | 8,4% |
Телеком Инвестиции | 21,0% |
Free-float | 29,0% |
На чем зарабатывает
Структура выручки за счет различных услуг. По приросту выручки за 2020 год лидируют услуги, которые в отчетности группы компаний проходят как «прочие». Это по большей части дополнительные услуги, в том числе в рамках пакета домашнего интернета и телевидения «Онлайм». В них входят облачные игры, установка родительского контроля, компьютерная помощь, временная блокировка.
Вряд ли в этом моменте можно увидеть что-либо положительное для компании, поскольку некоторые из этих услуг вообще для нее не профильные и рост сбыта таких услуг не входит в ее стратегию развития. Еще категория «прочих услуг» Ростелекома может вызывать негативные ассоциации у инвесторов, например, после судебного процесса по факту навязывания этих услуг в Волгоградской области.
В остальном же картина вполне логичная: цифровые сервисы и мобильная связь демонстрируют увеличение доходности, тогда как фиксированная телефонная связь — единственная категория услуг, которая показала ее снижение. Это соответствует общей тенденции «мобилизации» связи и роста популярности цифровых технологий, начавшейся в десятых годах и в России, и в мире. То же можно сказать и про преобладание доли мобильной связи в структуре выручки.
Структура выручки ПАО «Ростелеком» в 2019 и 2020 году, млрд рублей
2019 | 2020 | Δ 2020 | |
---|---|---|---|
Прочие услуги | 21,1 | 34,9 | 65,0% |
Цифровые сервисы | 48,5 | 77,3 | 59,5% |
Мобильная связь | 153,8 | 177,0 | 15,1% |
Оптовые услуги | 69,7 | 74,8 | 7,3% |
Фиксированный широкополосный доступ | 84,5 | 90,4 | 7,0% |
ТВ | 37,4 | 38,0 | 1,7% |
Телефония | 60,8 | 54,6 | −10,2% |
Итого выручка | 475,8 | 546,9 | 15,0% |
Выручка от услуг, предоставляемых большими пакетами юридическим лицам, выросла на величину ниже средней. Ничего хорошего здесь нет, поскольку эти услуги составляют значительную долю в ассортименте группы компаний. К ним, например, относятся виртуальные АТС, смс-реклама и многое другое. Низкий прирост ТВ-услуг — вполне ожидаемое явление, учитывая, что современные потребители больше времени проводят в интернете, чем у экрана телевизора.
В первом полугодии 2021 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года тенденция была аналогична — с той только разницей, что такого сильного роста не наблюдалось: падение выручки от фиксированной телефонии было даже сильнее, чем в 2020 году.
Структура выручки ПАО «Ростелеком» в первом полугодии 2020 и 2021 года, млрд рублей
1п2020 | 1п2021 | Изменение | |
---|---|---|---|
Прочие услуги | 10,7 | 14,2 | 33,0% |
Цифровые сервисы | 27,5 | 32,0 | 16,4% |
Мобильная связь | 83,9 | 94 | 12,1% |
Фиксированный широкополосный доступ | 44,2 | 47,8 | 8,3% |
ТВ | 18,8 | 19,9 | 5,8% |
Оптовые услуги | 36,0 | 37,6 | 4,5% |
Телефония | 27,9 | 25,0 | −10,3% |
Итого выручка | 248,9 | 270,5 | 8,7% |
Если же структурировать выручку по видам потребителей, то положительным фактором можно считать значительный процент услуг, предоставляемых юридическим лицам и по госзаказам: 37%, по данным на конец первого полугодия 2021 года. Группа компаний развивается в рамках своей стратегии, и у нее есть приоритет во многих государственных ИТ-проектах.
Финансовые показатели группы компаний. По итогам 2020 года наибольший рост среди финансовых показателей ПАО продемонстрировала чистая прибыль. Однако рентабельность OIBDA и свободный денежный поток упали, а это тревожный признак, который не внушает оптимизма инвесторам. Падение может означать риск того, что некоторые планы в общей стратегии группы могут быть отложены или вообще отменены: свободных для инвестирования собственных средств не хватит. Капитальные затраты также не показали значительного роста, из чего можно сделать аналогичные выводы.
OIBDA — операционный доход до вычета амортизации основных средств и нематериальных активов
Впрочем, это можно списать на общий экономический кризис, вызванный пандемией. Версию о том, что тревожные показатели, в особенности свободного денежного потока, можно связать с пандемическим кризисом, подтверждают данные первого полугодия 2021 года в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. В указанный период, несмотря на вторую и третью волны коронавируса, кризис немного спал.
В первом полугодии 2021 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года все показатели выросли, причем рост свободного денежного потока стоит на втором месте после роста чистой прибыли — это может дать инвесторам надежду на корректную и своевременную реализацию запланированной стратегии группы компаний «Ростелеком».
Ни один из финансовых показателей ПАО за первое полугодие 2021 года не снизился по сравнению с первым полугодием 2020 года. Таким образом, результаты шести месяцев 2021 года, закончившихся 30 июня 2021 года, можно оценить однозначно положительно — даже относительно небольшой рост рентабельности OIBDA на фоне сомнительных результатов вакцинации и борьбы со второй и третьей волнами коронавируса.
Финансовые показатели ПАО «Ростелеком» в 2020 и 2019 году, млрд рублей
2019 | 2020 | Изменение за 2020 | |
---|---|---|---|
Чистая прибыль | 21,9 | 25,3 | 15,9% |
Выручка | 475,8 | 546,9 | 15,0% |
OIBDA | 170,7 | 194,1 | 13,7% |
CAPEX, не вкл. госпрограммы | 105,7 | 107,1 | 1,4% |
CAPEX | 134,4 | 136,0 | 1,2% |
Рентабельность OIBDA | 35,9% | 35,5% | −1,1% |
Свободный денежный поток | 30,3 | 22,7 | −7,6% |
CAPEX — капитальные затраты
Финансовые показатели ПАО «Ростелеком» в первом полугодии 2020 и 2021 года, млрд рублей
1п2020 | 1п2021 | Изменение | |
---|---|---|---|
Чистая прибыль | 15,1 | 23,0 | 52,2% |
Свободный денежный поток | −15,9 | 3,2 | 19,1% |
OIBDA | 95,9 | 11,4 | 16,2% |
CAPEX | 53,6 | 61,5 | 14,7% |
CAPEX, не вкл. госпрограммы | 46,7 | 51,6 | 10,5% |
Выручка | 248,9 | 270,5 | 8,7% |
Рентабельность OIBDA | 38,5% | 41,2% | 7,0% |
Планы
Основной план группы компаний — стать лидером во всех сегментах связи в России. Менеджмент прогнозирует повышение доли рынка с 25 до 28% в сегменте B2C и окончательный переход от концепции оператора связи к концепции провайдера цифровых комплексных услуг. Еще предполагается к 2025 году построить и монетизировать магистральную линию связи «Транзит Европа-Азия ».
Менеджмент планирует к 2025 году увеличить OIBDA в 1,5 раза, а чистую прибыль — в 2 раза. Доля выручки цифровых сервисов, по прогнозам компании, к 2025 году увеличится на фоне снижения доли выручки от фиксированной телефонной связи.
Расширение покрытия мобильной связи — также часть стратегии группы компаний. К 2030 году связь должна появиться в 24 тысячах малых населенных пунктов с численностью населения менее 500 человек, при этом планируется распрощаться в отдаленных регионах с устаревшей медной инфраструктурой и заменить ее на оптическую.
У компании есть амбициозные планы: при повышении инвестиционной активности снизить отношение капитальных затрат к выручке. Базу абонентов «Теле-2» уже в 2022 году планируется вывести на третье место в России. Однако из слов топ-менеджмента компании можно сделать выводы, что его интересуют в большей степени цифровые услуги, которые помогут трансформировать «Ростелеком» из обычного оператора связи в ИТ-гиганта в масштабах страны. Это центры обработки данных, портал госуслуг, «Центр технологий идентификации», технологии безопасности. Вполне прозрачны планы группы компаний сделать значительный упор на реализацию государственных заказов. При этом в целях сокращения капитальных расходов предвидится определенная реструктуризация и трансформация компании — региональных филиалов станет меньше.
С развитием цифровых услуг все относительно понятно: государство поможет, поскольку это отвечает целям национального проекта «Цифровая экономика». На этот проект государство планирует увеличить затраты в три раза по доле в ВВП, и это отличная новость для инвесторов.
По поводу модернизации покрытия мобильной связи и интернета в регионах вопрос более сложный. По всей видимости, группе компаний придется решать эту задачу без государственной помощи: в целях предотвращения негативных последствий пандемии речь шла в основном о покрытии в многоквартирных домах и увеличении емкости хранилищ данных, в том числе и в рамках закона Яровой, но ничего не было сказано о модернизации инфраструктуры в малых населенных пунктах.
Известно, что государство обяжет операторов модернизировать инфраструктуру мобильной связи в малых населенных пунктах за собственный счет. Что касается интернетизации регионов при помощи оптоволоконных кабелей, то пока известно только о государственной поддержке проведения широкополосного доступа в арктические регионы. «Ростелеком» в этой программе не участвует, зато в ней примет участие один из главных конкурентов группы компаний — «Мегафон». Для динамики ценных бумаг ПАО ничего хорошего в этом нет.
Риски
Еще один существенный риск — юридический. Это касается практики навязчивых предложений дополнительных услуг, в сегменте которых выручка «Ростелекома» растет больше всего. Повторяющиеся с определенной периодичностью судебные дела по фактам нарушения прав потребителей явно не способствуют повышению инвестиционной привлекательности ПАО. Подобные случаи были и в 2013, и в 2016, и в 2017, и в 2018 году, но, видимо, группу компаний это ничему не научило.
Мало того, в 2021 году неприятности с законом у группы компаний случились уже гораздо более серьезные: из-за картельного сговора при реализации федерального проекта «Информационная инфраструктура». Чем чаще будут случаться подобные инциденты, тем будет ниже инвестиционная привлекательность «Ростелекома». Были у ПАО и неприятности с судом, связанные с низким качеством обслуживания. Несмотря на государственные капиталы в составе «Ростелекома», судебные органы не всегда горят желанием вставать на его сторону.
В связи с коронавирусом возник еще один риск: риск неплатежей. Группа компаний приняла в 2020 году решение не отключать от связи малые и средние предприятия в случае задержки оплаты счетов. В целом из-за перевода сотрудников на удаленку и, следовательно, повышения спроса на домашний интернет коронавирус не оказал негативного влияния на операционные результаты группы. Но в будущем, если пандемия затянется, неплатежи могут привести к ухудшению финансовых результатов.
Топ-менеджмент группы оценивает как существенный риск фишинговых атак на личные данные пользователей. Однако, по его словам, специалисты по безопасности, работающие в компании, с предотвращением таких неприятностей справляются. Также в прошлом году повреждали кабели при строительных работах, и участились случаи краж. Можно прогнозировать, что кражи кабелей участятся из-за падения уровня жизни населения. Вместе с тем риск крупных аварий, которые могут парализовать обеспечение связью целых регионов, можно считать низким. Подобные аварии происходят относительно редко, глобальная авария с падением сайтов госорганов была в марте этого года, крупная авария, перекрывшая доступ к интернету в азиатской части России, произошла в 2019 году, кратковременный сбой — в декабре 2020 года. Аварии касались только широкополосного интернета, но никогда — мобильной связи.
В плане краткосрочной и среднесрочной динамики акций ПАО — как обычных, так и привилегированных — можно ожидать продолжения роста на новостях:
Тревогу может вызывать ужесточившаяся конкуренция, в частности решение государства предоставить тендер по интернетизации Арктики «Мегафону» и общее обострение конкуренции в связи с пока еще не закончившейся пандемией. В этой ситуации чрезмерно амбициозные планы группы компаний «Ростелеком» стать лидером во всех сегментах связи выглядят не очень реализуемыми.
Также на цену акций может негативно повлиять, если компании, входящие в ПАО, продолжат нарушать закон, а последние новости показывают, что эта практика продолжается. Остальные риски в долгосрочном плане не очень существенны.
Согласно рейтингам Fitch Ratings, Standard & Poor’s и рейтингу Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), прогноз однозначно стабильный.
Группа компаний участвует в значительном количестве телекоммуникационных проектов за рубежом. При этом экспансия сохраняется, крупнейшим реализуемым проектом является линия связи «Европа — Персия». В этом смысле блокировку «Ростелекома» на Украине можно считать не очень значительным негативным фактором для международного развития ПАО.
У акций группы сильные перспективы краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного ралли на фоне не очень существенных рисков, несопоставимых по значению с положительными факторами роста.