рост какого показателя увеличит мультипликатор расходов
Мультипликаторы: как выбирать акции для инвестирования.
Часть 2
Эти мультипликаторы помогают оценить экономическую эффективность бизнеса и его способность получать прибыль.
ROE или Return on Equity — показатель рентабельности капитала. Он позволяет понять, сколько копеек чистой прибыли сгенерировала компания на каждый вложенный рубль акционерного капитала. Например, если ROE равен 20%, то капитал сгенерировал 20 копеек с одного вложенного рубля.
Как оценивать : чем больше ROE, тем лучше. Чтобы оценить рентабельность конкретной компании, сравните ROE с показателями конкурентов, средним значением мультипликатора по отрасли и с собственными показателями компании в прошлом. Если ROE увеличивается на протяжении нескольких лет — компания развивается, у ее акций есть потенциал для роста.
В идеале ROE не должен быть ниже средней доходности по депозитам в крупных банках и гособлигациям. Если рентабельность капитала ниже процентных ставок по низкорисковым инструментам, бизнес будет невыгодным для владельцев и инвесторов. В январе 2021 года доходность вкладов в крупнейших банках не превышает 4,5% годовых, доходность гособлигаций — 5,72% годовых.
Пример
Посчитаем рентабельность капитала для «Газпром нефти» и «Башнефти». Собственный капитал — разница между активами компании и долгами — есть в финансовой отчетности. Там же можно найти показатель чистой прибыли.
«Газпром нефть»
Чистая прибыль – 116,2 млрд рублей
Собственный капитал – 2034 млрд рублей
ROE – 5,7%
«Башнефть»
Чистая прибыль – 5,9 млрд рублей
Собственный капитал – 478,6 млрд рублей
ROE – 1,2%
Судя по ROE, «Газпром нефть» почти в пять раз эффективнее использует акционерный капитал. Кроме того, мультипликатор «Башнефти» за последний год оказался ниже средней доходности низкорисковых активов. Это значит, что в этом периоде компания «Газпром нефть» была эффективнее, и ее капитал окупается гораздо быстрее. Инвестору выгоднее выбрать «Газпром нефть» нежели «Башнефть».
При этом средний ROE по российской энергетической отрасли — 1,7%. Значит, «Газпром нефть» опережает результаты рынка, а «Башнефть» — отстает от них.
Показатель рентабельности капитала не учитывает обязательства компании, поэтому его можно искусственно завысить за счет заемных средств. Чем больше обязательств, тем ниже собственный капитал и выше ROE. В такой ситуации мультипликатор может оказаться недостоверно высоким даже при небольшой прибыли.
Коэффициент ROE не подходит для оценки компаний из разных секторов. При этом он удобен для сравнения банков, так как связан с оценкой эффективности использования активов.
ROA или Return On Assets — рентабельность активов. Он показывает, насколько эффективно компания использует активы. В отличие от ROE, рентабельность активов учитывает не только собственный капитал, но и заемные средства.
Как оценивать : чем выше показатель, тем лучше. Низкий показатель рентабельности активов говорит, что компания неэффективно использует активы или у нее много заемных средств. Лучше оценивать ROA в динамике и относительно среднего значения по отрасли. Если мультипликатор со временем снижается, то либо компания теряет прибыльность, либо у нее все больше долгов. Такие инвестиции невыгодны в долгосрочной перспективе.
Единого норматива ROA нет — все зависит от отрасли. Для капиталоемкого бизнеса мультипликатор будет ниже, например, у энергетических или добывающих компаний. У компаний сферы услуг или розничной торговли относительно небольшие капитальные вложения и быстрая оборачиваемость, поэтому ROA выше.
Расчет рентабельности активов имеет смысл при положительной прибыли. ROA лучше оценивать в паре с ROE — чем больше между ними разница, тем больше заемных средств у компании.
Пример
Посмотрим рентабельность активов для «Газпром нефти» и «Башнефти». В статье использовали информацию на 2 января 2021 года, поэтому опираемся на данные с начала октября 2019 года по конец сентября 2020 года.
«Газпром нефть»
Чистая прибыль – 116,2 млрд рублей
Активы – 4030 млрд рублей
ROA – 2,9%
«Башнефть»
Чистая прибыль – 5,9 млрд рублей
Активы – 782,9 млрд рублей
ROA – 0,8%
За последний год компания «Газпром нефть» эффективнее использовала свои активы — ROA и ROE у нее выше, чем у «Башнефти». То есть акции «Газпром нефти» сейчас привлекательнее. Но с другой стороны, рентабельность активов «Газпром нефти» снижается на протяжении нескольких кварталов — это негативный сигнал для инвестора. Тенденция на снижение рентабельности предполагает снижение стоимости бизнеса.
Мультипликаторы рентабельности и мультипликаторы из предыдущей статьи можно применить практически к любой отрасли. Но часто они не учитывают особенности ведения бизнеса и налогообложения, поэтому для некоторых отраслей используют отдельные мультипликаторы.
Пример
Сбербанк
Чистый процентный доход – 1553 млрд рублей
Чистая процентная маржа – 5,53%
ROE – 22,8%
Чистый процентный доход – 504,3 млрд рублей
Чистая процентная маржа – 3,7%
ROE – 4%
Банк «Санкт-Петербург»
Чистый процентный доход – 24,7 млрд рублей
Чистая процентная маржа – 3,99%
ROE – 12,9%
Сбербанк эффективнее ВТБ и БСПБ использует активы относительно привлеченных средств, а его доходность акционерного капитала выше. При этом по показателю P/BV Сбербанк выглядит переоцененным относительно других банков. Возможно, если инвестор рассматривает эту бумагу для покупки, ему стоит подождать временного падения цены акций и только тогда инвестировать в них — купить «на просадке».
Еще одним показателем для банков будут чистый процентный доход и Net Interest Margin — чистая процентная маржа. Она отражает эффективность использования активов относительно привлеченных средств. Если коэффициент выше среднего по отрасли — компания эффективно контролирует расходы и предоставляет услуги по цене, превышающей издержки. Это позитивный знак для инвестора. Инвесторы желательно оценивать норму чистой прибыли — она показывает, как хорошо компания преобразует доход в прибыль, которую поделят между собой акционеры.
Кроме этого, банки сравнивают по коэффициенту стоимости риска Cost of Risk. Чем больше показатель, тем выше риск операций и необходимость увеличения резервов. Кредитным организациям важно поддерживать уровень резервов на достаточном уровне, чтобы продолжать работу, если кредитоспособность клиентов ухудшится.
Нефтегазовые компании. Для оценки нефтегазового сектора вместо EV / EBITDA часто используют EV / EBITDAX — стоимость компании по отношению к прибыли до вычета налогов, процентов, амортизации и расходов на разведку. У добывающих компаний может быть разная учетная политика расходов, поэтому мультипликатор EBITDAX необходим, чтобы устранить различия в учете затрат на разведку месторождений.
Еще два стоимостных мультипликатора для нефтегазовых компаний — EV / Production и EV / Capacity. Первый позволяет оценить соотношение стоимости компании к ее ежедневной добычи, а второй — к мощности производства.
Технологические и телекоммуникационные компании. Для IT и медиакомпаний подходят уже известные нам по предыдущей статье P / E и P / S, а также P / Cash Flow, то есть цена акции на денежный поток. Мультипликатор P / Cash Flow позволяет оценить свободные средства компании, которые могут быть направлены на дивиденды. Чем меньше мультипликатор, тем лучше.
Пример
Посчитаем показатели для российских IT-компаний за 2020 год.
«Яндекс»
Капитализация – 1634 млн рублей
Чистая прибыль – 24,1 млрд рублей
Выручка – 218,3 млн рублей
Денежный поток от операционной деятельности – 32,6 млн рублей
P / E – 67,7
P / S – 7,5
P / Cash Flow – 50,1
«Mail.ru Group»
Оценить P / E для Mail.ru мы пока не можем — холдинг не генерирует прибыли. Поэтому рассчитываем P / S и P / Cash Flow — оба бизнеса переоценены рынком, причем «Яндекс» сильнее, чем Mail.ru. Это частая ситуация для технологических компаний — их бумаги активно скупают инвесторы, которые верят в рост IT-сектора и его эмитентов.
Медиакомпании и разработчики приложений считают EV / Subscribers — стоимость компании относительно количества пользователей. Высокие значения показателей говорят о способности компании извлекать прибыль из каждого пользователя. Телекоммуникационные компании зачастую используют мультипликатор ARPU или Average Revenue per User — среднюю выручку на одного пользователя.
Отраслевых мультипликаторов очень много, мы рассмотрели лишь основные. Для качественной оценки лучше рассчитывать базовые и специфические мультипликаторы в динамике и в сравнении с другими компаниями отрасли. Если стоимостные коэффициенты у компании ниже, чем в среднем по отрасли, то она может быть недооценена инвесторами и имеет потенциал для роста.
Мультипликаторы в дело: как оценивать каждый сектор
На это раз речь пойдет о наиболее простом из методов фундаментального анализа — сравнительной оценке или оценке по мультипликаторам. Рассмотрим особенности применения этого подхода в зависимости от специфики каждого сектора.
Оценку эту принято считать «быстрой», она способна дать мгновенную, хотя и менее точную по сравнению со сложными моделями дисконтирования денежных потоков картину действительности: показать насколько акция недооценена/переоценена по сравнению с конкурентами. Помимо этого, мультипликаторы могут использоваться в оценке широкого рынка акций, сравнении отдельных секторов, для построения условно целевых уровней по бумагам.
О том, что такое мультипликаторы, какие они бывают и для чего нужны вы можете прочитать в специальном материале «Гид по рыночным мультипликаторам: как оценить компании по аналогии?»
Виды мультипликаторов
Мультипликаторы бывают стандартные и специфические, зависящие от особенностей индустрии. Обычные показатели более универсальны, их можно найти на бесплатных ресурсах, к примеру, Morningstar. Отраслевые мультипликаторы можно встретить в аналитических отчетах, некоторые из них представлены в терминалах Bloomberg и Reuters, в принципе их можно рассчитать и самому. Иногда эти показатели являются надуманными и маскируют неспособность компании выйти на прибыльный уровень.
Помимо этого, мультипликаторы бывают обычные — учитывающие доходы за прошлый финансовый год или последние 12 месяцев, и форвардные — с учетом прогноза по доходам на будущие периоды, обычно следующие 12 месяцев. Форвардные показатели являются взглядом в будущее, поэтому более адекватны для оценки акций, которая базируется, прежде всего, на ожиданиях относительно будущих доходов. Помимо этого, с их помощью можно оценить убыточные или низкомаржинальные предприятия. Минусы форвардных мультипликаторов: прогнозы могут быть ошибочными, показатели сложно найти в открытых источниках.
1) P/Е — соотношение капитализации и годовой чистой прибыли, наиболее известный мультипликатор, имеющий при этом много недостатков. Об этом вы можете прочитать в специальном обзоре «Мультипликатор P/E. Преимущества, недостатки, как его использовать»
2) PEG — P/E, скорректированная на долгосрочный рост. Как правило, представляет собой соотношение P/E и среднегодовые темпы роста eps, спрогнозированные на ближайшие пять лет. Мультипликатор неплохо подходит для оценки быстрорастущих компаний, позволяет сгладить эффект низкой базы. PEG ниже 1 свидетельствует о возможной недооценке акций. Чем более PEG превышает 1, тем «дороже» выглядят бумаги.
3) P/S — Price/Sales — соотношение капитализации и выручки.
4) EV/EBITDA. EV (Enterprise Value) демонстрирует ценность предприятия с точки зрения не только акционеров, но и кредиторов — все активы предприятия. В упрощенном виде EV равна сумме рыночной капитализации и чистого долгосрочного долга, конкретней капитализация + долгосрочный долг — «кэш» на балансе (MC + Debt — Cash). EBITDA — прибыль до вычета амортизации, процентов и налогов. Лучше всего показывает способность компании платить по кредитам. EV/EBITDA является весьма популярным мультипликатором. Он позволяет сопоставлять предприятия с различной долговой и налоговой нагрузкой, то есть абстрагироваться от структуры капитала и особенностей налогообложения.
Динамика EV/EBITDA рынка США в разрезе по секторам (источник: Statista)
5) P/BV- Price/ Balance Value — капитализация компании деленая на балансовую стоимость акционерного капитала (активы минус обязательства).
6) P/ Cash Flow — цена / денежный поток. Как правило, под Cash Flow в таких случаях понимают операционный денежный поток, самый грубый вариант его оценки — чистая прибыль плюс амортизация. Еще одна версия — P/ FCF — цена/свободный денежный поток. Под FCF подразумевается разница между операционным денежным потоком и капитальными расходами.
В зависимости от сектора или индустрии принято использовать различный набор мультипликаторов. Наиболее популярный подход, заключающийся в оценке всего по P/Е не всегда дает корректные результаты. При таком раскладе не учитывается специфика бизнеса, структура капитала, невозможно оценить убыточные предприятия. Фактически лучше использовать комбинацию из 2 и более показателей, включая форвардные. Рассмотрим секторальную специфику на примере рынка США, хотя общие принципы универсальны и могут быть использованы в том числе и для работы на российском рынке.
Технологичный сектор
Ключевыми метриками в данном случае являются динамика прибыли на акцию (EPS) и продаж. Также полезно отслеживать программы buyback, которые наиболее типичны для зрелых компаний сектора. Среди мультипликаторов наиболее значимыми являются P/E, EV/EBITDA, P/ Cash Flow. Так как большинство технологичных компаний ориентированы на рост, смотрим на PEG.
Многие компании, выходящие на IPO, являются убыточными. P/E для ниже не применим. Тут особое значение приобретают форвардные мультипликаторы, а также P/S. Есть еще вариант использования специфических натуральных показателей, к примеру, капитализация на одного подписчика (P/Subscriber).
Потребительский сектор
В целом все стандартно. Однако в фокусе — продажи. Особенно это актуально для ритейлеров. Важная метрика для них — сопоставимые продажи, то есть продажи в точка открытых более 1 года. Такое сглаживание необходимо для оценки качественного роста, а не только эффекта масштабирования. В оценке также используется показатель продаж на 1 кв. метр. Основной мультипликатор — P/S или его аналог EV/Sales, который сложнее найти в открытых источниках, но с точки зрения структуры капитала — это более адекватная метрика.
Транспортная индустрия
В авиационной индустрии и автопроме принято использовать производные от EV/EBITDA мультипликаторы. Дело в том, что прибыль этих компаний зависит от специфических единовременных факторов. Для авиаиндустрии применяют EV/EBITDAR, где к знаменателю возвращаются расходы на аренду самолетов, то есть EBITDA берется за вычетом этих расходов. Традиционному автопрому США присущи высокие пенсионные фонды и затраты, связанные с их обслуживанием. Тут вполне адекватным является мультипликатор EV/EBITDAP, где к знаменателю прибавляются пенсионные обязательства. Интересный момент — Tesla является не только представителем автопрома, но и отчасти технологичной компанией. В связи с этим для ее оценки могут быть адекватными более высокие значения мультипликаторов, необходимо отслеживать ожидания по динамике прибыли на акцию.
Финансовый сектор
Оценка акций финансового сектора очень специфична. Ключевые метрики для оценки банков — рентабельность собственного капитала (ROE), соотношение кредитов и депозитов, чистая процентная маржа и чистый процентный доход (ЧПД), выручка подразделения FICC (облигации, валюта, сырье), коэффициент эффективности (Efficiency Ratio) — соотношение операционных расходов и выручки банка. Помимо этого, важны разные показатели риска, включая уровни достаточности капитала, кредиты низкого качества, просрочки. Для оценки банков традиционно используются два мультипликатора — P/E и P/BV (цена/ чистая стоимость балансовых активов). Помимо этого, выделяют показатель P/TBV (цена/ чистая стоимость материальных балансовых активов), а также форвардные мультипликаторы (с учетом ожиданий по доходам или балансовым показателям). Помимо этого, вполне адекватным может оказаться использование показателя PEG.
Нефть и газ
Самый простой способ сравнительной оценки в данном случае заключается в использовании мультипликатора EV/EBITDA. Он более доступен по сравнению со специфическими показателями. Однако более адекватным является EV/EBITDAX — стоимость компании / EBITDA до вычета расходов на разведывательные работы (exploration expenses). Данный коэффициент широко используется в США для устранения влияния различий в учете расходов на разведку. Учетная политика по расходам на геологоразведку у разных компаний может разница и для более точного анализа показатель EBITDA корректируется на данную величину. Помимо этого, используется целая линейка мультипликаторов, учитывающих производство, резервы, мощности.
Подробности вы можете узнать из специального материала «Как сравнивать нефтяные компании»
Здравоохранение
Ключевая метрика — портфель препаратов, находящихся в процессе разработки и тестирования (pipeline), который может поддержать компанию в высококонкурентной среде. Необходимо отслеживать защищенность препаратов патентами (до 20 лет в США) или документацией о маркетинговой эксклюзивности (от 6 мес. до 7 лет). Для оценки сегмента, как правило, используется традиционный набор мультипликаторов. Если предприятие убыточно, что характерно для молодых биотехов, инвестирующих в новые проекты, то более адекватным будет показатель P/S или EV/Sales. Бизнес битехнологичных компаний характеризуется высокими затратами на исследования, возможны провалы в процессе тестирования и судебные иски. Поэтому важно отслеживать показатели долговой нагрузки (левериджа). К ним относятся соотношение долг/ собственный капитал, соотношение долг/ EBITDA, коэффициент покрытия процентов. Важно отслеживать запасы кэша, их ежеквартальное использование, если кэш сжигается на развитие.
REITs
Ключевой показатель для оценки REITs — FFO (funds from operations). FFO равна чистой прибыли, к которой прибавляется амортизация собственности и из которой вычитается прибыль (прибавляются убытки) от продажи объектов недвижимости. Является своего рода аналогом показателя денежных потоков. Adjusted Funds From Operations (AFFO) — это скорректированная версия FFO учитывающая регулярные доходы и расходы. Для расчета AFFO к FFO прибавляется увеличение арендных доходов, вычитаются капитальные расходы и нормальные затраты на поддержание недвижимости в надлежащем состоянии. Значения FFO и AFFO можно найти в отчетности REIT. Их полезно отслеживать в динамике — за 1, 3, 5 лет. Соотношения P/FFO и P/AFFO позволяют сравнивать бумаги между собой. Обозначенные мультипликаторы доступны в базах Reuters и Bloomberg. В открытом доступе их зачастую найти непросто. Желающие детально проанализировать REITs могут рассчитать их самостоятельно. Если P/FFO и P/AFFO получить сложно, то на помощь может прийти традиционный P/E, хотя полученные при помощи него выводы могут быть менее корректными. Помимо этого, важен дивидендный фактор.
Подводя итоги
Оценка по мультипликаторам — это достаточно простой и интуитивно понятный подход. Однако мультипликаторы необходимо учитывать в сочетании с различными финансовыми метриками. Иногда недооценка или переоценка является истинной, когда идет в разрез с показателями доходов, прогнозами по прибыли, показателями долговой нагрузки. Реальная недооценка наблюдается, когда бизнес силен, а мультипликаторы при этом незаслуженно низки относительно средних по рынку, индустрии, медианных значений по группе сопоставимых компаний или исторических значений. Для оценки ситуации в различных индустриях желательно использовать определенный набор мультипликаторов. Стандартные можно найти в бесплатных источниках. Специфические можно встретить на платных ресурсах или в обзорах аналитиков. В любом случае, в процессе принятия инвестиционных решений необходим комплексный подход, учитывающие общерыночную ситуацию и сентимент, фундаментальный и технический анализ, индивидуальные цели и толерантность к риску.
Аналитики говорят о каких-то мультипликаторах, а я не понимаю. Помогите!
Для чего нужны мультипликаторы?
Мультипликаторы, учитывающие рыночную стоимость компании
P/BV = Капитализация / Собственный капитал
Чем меньше, тем лучше
Пожалуй, самый «простой» показатель. Он соотносит рыночную стоимость компании с размером собственного капитала, зафиксированного в последней финансовой отчетности.
Можно сказать, что P/BV показывает, сколько стоит на рынке один рубль акционерной (балансовой) стоимости компании. Предполагается, что чем меньше P/BV, тем больший потенциал роста имеют акции.
Но у этого мультипликатора есть один большой недостаток — он не учитывает будущих доходов компании. К примеру, убыточная компания может показаться более выгодной для вложения по сравнению с высокоприбыльной корпорацией с таким же уровнем P/BV.
Другое проявление этого недостатка в том, что P/BV очень немного может сказать о компаниях, где человеческий капитал важнее стоимости оборудования и зданий — например, о разработчиках программного обеспечения или медийных компаниях.
Поэтому этот мультипликатор на практике можно использовать только как дополнение к другим оценочным коэффициентам.
P/E = Капитализация / Чистая прибыль
Чем меньше, тем лучше
Самый популярный коэффициент. Он сравнивает стоимость компании с главным итогом деятельности — прибылью. В классическом варианте для сравнения берется капитализация за последний завершенный торговый день и чистая прибыль из последней годовой отчетности.
Другой вариант расчета — деление биржевой цены одной акции компании на величину прибыли на одну акцию, указанную в отчетности ( EPS ).
Правда, и с P/E есть одна проблема. Чистая прибыль — показатель весьма изменчивый. Даже большие компании могут в каком-нибудь квартале или году показать убыток, а не прибыль. Тогда этот мультипликатор вообще теряет смысл.
Кроме того, прибылью можно манипулировать бухгалтерскими методами. Об этом обычно пишут в годовых отчетах, но непрофессионалу трудно оценить значение этих изменений. Этого недостатка лишен следующий показатель.
P/S = Капитализация / Выручка
Чем меньше, тем лучше
Отношение рыночной цены компании к выручке. P/S во многом похож на P/E, только вместо прибыли в знаменателе используется выручка.
Строго говоря, с точки зрения акционера прибыль важнее. Ведь это именно те деньги, которыми акционеры вправе полностью распоряжаться после того, как сотрудники получили зарплату, поставщики — оплату, кредиторы — проценты, а государство — налоги. Но у P/S есть два преимущества перед «сводным братом» P/E:
Недостаток этого коэффициента состоит в том, что он не учитывает эффективности работы компании — одинаковое значение P/S может оказаться у убыточной и прибыльной компании.
EV / EBITDA
Чем меньше, тем лучше
Этот мультипликатор очень похож на P/E с одной существенной разницей. В таком виде он становится интересен в том числе кредиторам (скажем, держателям облигаций). Чтобы этого добиться, P/E изменяется с «поправкой» на задолженность компании.
В числителе к капитализации прибавляется долгосрочный долг и вычитаются наличные средства — так получается справедливая стоимость компании (EV, Enterprise Value), то есть стоимость бизнеса с учетом долга.
Как и в случае с P/E, чем меньше коэффициент — тем выше вероятность, что компания недооценена. Анализ по этому мультипликатору используется покупателями облигаций и другими кредиторами.
Долг в данном случае — это не плохо. Ведь это дополнительные деньги, которые компания может использовать для извлечения прибыли. Главное, чтобы долговая нагрузка не была чрезмерной. Об этом просигналит следующий коэффициент.
Мультипликаторы без учета рыночной стоимости
ROE = Чистая прибыль / Собственный капитал * 100%
Чем больше, тем лучше
Этот коэффициент показывает, насколько эффективно компания использует деньги акционеров для извлечения прибыли. Иными словами, ROE — это доходность акционерного капитала, выраженная в процентах. Чем больше доходность, тем лучше для компании и ее акционеров.
Собственный капитал, обозначенный в знаменателе — это часть баланса, которая отражает стоимость имущества акционеров. Если компания распродаст все активы по ценам, по которым учитывает их в отчетности (по «балансовой» стоимости), и вернет все долги поставщикам, банкам, держателям облигаций и государству, у нее останется собственный капитал — деньги акционеров.
Однако и с ROE не все гладко. Этот показатель можно «накрутить», активно используя заемные деньги. А большие долги означают дополнительные риски для бизнеса.
Осторожно, ROE
По итогам 2016 года «Башнефть» и «Трубная металлургическая компания» (ТМК) имели близкие уровни ROE — 20%. Но при этом, доля займов у ТМК составляла больше 60% пассивов, а у «Башнефти» 20%. В итоге на долю прибыли в выручке компании у ТМК приходилось только 4,8% против 10,5% у «Башнефти», а отношение чистого финансового долга к EBITDA (показатель уровня долга) у ТМК в 5 раз больше, чем у «Башнефти».
Другой подвох RОЕ кроется в том, что он может показать большое значение даже при незначительной прибыли. Это возможно в том случае, когда величина собственного капитала у компании мала.
Например, Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ) показал в 2016 году ROE 58,8%. Это больше, чем у «Полиметалла» (54%) при меньшем размере прибыли и несопоставимой доле прибыли в выручке (6,3% у ЧТПЗ и 24,1% у «Полиметалла»). Такая высокая рентабельность капитала ЧТПЗ объясняется тем, что завод только второй год как вернулся к положительному значению собственного капитала, сохраняя его низкую величину.
Поэтому ROE хорошо рассматривать в паре с коэффициентом, который мы рассматривали ранее — P/BV. Компания считается недооцененной, если ее ROE выше, а P/BV ниже, чем у конкурентов.
Долг / EBITDA
Чем меньше, тем лучше
Этот коэффициент отражает долговую нагрузку. Он показывает, сколько лет компании потребуется на выплату долга, если всю EBITDA тратить исключительно на эти цели. Чем быстрее расплатится, тем лучше для акционеров.
Какой коэффициент выбрать
«Золотого» мультипликатора, который выявил бы идеальный объект для инвестиций, не существует. Даже компании из одной отрасли придется сравнивать сразу по нескольким направлениям: разные коэффициенты описывают разные особенности работы компании — долг, доходность проектов, эффективность затрат. Запросто может оказаться, что компания, лучшая по одному коэффициенту, будет хуже по нескольким другим.
Отдельная специфика у финансовых компаний. При оценке инвестиций в акции банков и страховых компаний некоторые мультипликаторы нельзя использовать в силу того, что суть бизнеса отличаются от большинства нефинансовых структур.
Банки и страховщики не используют такое понятие как выручка, не вычисляют EBITDA и не измеряют уровень долговой нагрузки. Поэтому применять мультипликаторы P/S, EV/EBITDA и долг/EBITDA в отношении банков не получится. Для оценки перспектив вложения в акции банков и страховых компаний остается использовать P/E, ROE и P/BV.
Стоимость компании на рынке, рассчитанная из количества акций компании, умноженного на их текущую цену. Капитализация фондового рынка – суммарная стоимость ценных бумаг, обращающихся на этом рынке. Показатель, указывающий на количество средств, которое компания может выплатить на каждую обыкновенную акцию из чистой прибыли. Существует в нескольких вариантах. Лицо, выпускающее ценные бумаги. Эмитентом может быть как физическое лицо, так и юридическое (компании, органы исполнительной власти или местного самоуправления). Аналитический показатель, указывающий на объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизации. Несмотря на свою популярность, комиссия по ценным бумагам США (SEC) не считает его частью Общепринятых Принципов Бухгалтерского Учёта (GAAP). Расчетный показатель. Позволяет оценить уровень недооцененности или переоцененности активов рынком. Считается как отношение показателя, содержащего рыночную стоимость актива (капитализация, цена акции, стоимость бизнеса) с отчетным финансовым показателем (выручка, прибыль, EBITDA и др.). Недооцененность или переоцененность актива оценивается при сравнении значения мультипликатора с мультипликаторами конкурентов. Соотношение капитализации компании к ее чистой прибыли. Популярный показатель для оценки стоимости акций и поиска недооцененных и переоцененных компаний Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Подробнее