рост глаза заканчивается к какому возрасту
Рост глаза заканчивается к какому возрасту
При рождении глаз нормального доношенного ребенка по размеру составляет 65 % глаза взрослого человека. В постнатальный период максимальный рост глаза происходит в течение первого года жизни, затем рост продолжается с высокой, но постепенно снижающейся скоростью до 3 лет, после чего идет медленный рост до периода полового созревания, на протяжении последующей жизни глаз почти не меняется. Можно сказать, что передние структуры глаза при рождении являются относительно большими и впоследствии растут пропорционально меньше, чем задние.
Результатом является прогрессивное изменение формы глазного яблока, которое становится более сферическим.
Склера младенца тонкая и прозрачная, с голубоватым оттенком. Роговица глаза у новорожденного относительно большая (в среднем 10 мм), и к 2-летнему возрасту или ранее достигает размера взрослого (около 12 мм). Ее кривизна с возрастом уменьшается с прогрессирующим изменением преломляющих свойств глаза. Нормальная роговица идеально прозрачная. У недоношенных младенцев может наблюдаться опалесцирующее помутнение роговицы, которое со временем исчезает.
Передняя камера глаза у новорожденного кажется мелкой, а структуры угла, поддерживающие нормальное внутриглазное давление (ВГД), после рождения должны пройти дальнейшую дифференциацию. Радужная оболочка, которая у белокожих индивидов бывает при рождении светло-голубой или сероой, прогрессивно меняет свой цвет по мере увеличения пигментации стромы в течение первых 6 мес. жизни. Зрачки новорожденного младенца маленькие и плохо поддаются расширению. При офтальмоскопическом осмотре часто обнаруживаются остатки зрачковой перепонки (передняя сосудистая сумка») в виде паутинных нитей, пересекающих зрачковую апертуру, особенно заметных у недоношенных младенцев.
Хрусталик новорожденного младенца имеет более сферическую форму, чем хрусталик взрослого; его более высокая преломляющая способность компенсирует относительно короткую ось молодого глаза. Хрусталик растет в течение жизни; новые волокна, появляющиеся на периферии, сдвигают более старые волокна к центру глаза. С возрастом хрусталик становится более плотным и более устойчивым к изменению формы при аккомодации.
Глазное дно новорожденного пигментировано слабее по сравнению с взрослым глазом; отчетливо виден хориоидальный сосудистый рисунок, пигментный рисунок сетчатки имеет мелкоточечную или пятнистую структуру. У некоторых младенцев с темной пигментацией (темнокожих) глазное дно имеет серую или опалесцирующую пленку (налет). У новорожденных некоторые макулярные показатели, особенно фовеальный световой рефлекс, выражены в меньшей степени и не так легко определяются. Периферический участок сетчатки выглядит бледным или сероватым, периферические сосуды сетчатки неразвиты, особенно у недоношенных детей.
Цвет головки зрительного нерва варьирует от розового до бледного, иногда сероватого. В течение 4-6 мес. глазное дно приобретает вид такового зрелого глаза.
У многих новорожденных младенцев наблюдаются поверхностные кровоизлияния в сетчатку. Обычно они быстро рассасываются и редко оставляют стойкие следы. При рождении возможно произойти кровоизлияние в конъюнктиву, которое спонтанно рассасывается без каких-либо последствий. Иногда бывают видны остатки примитивной гиплоидной сосудистой системы стекловидного тела в виде маленьких пучковидных или червеобразных структур, расходящихся от диска (сосок Бергмейгера), либо в виде тонкой нити, проходящей через стекловидное тело; в некоторых случаях на задней стороне капсулы хрусталика остается лишь маленькая точка (точка Миттендорфа).
Глаз младенца в некоторой степени является дальнозорким. Дальнозоркость имеет тенденцию к прогрессированию от рождения до 7 лет. После этого уровень дальнозоркости быстро снижается до 14 лет. За это время дальнозоркость может исчезнуть. Если этот процесс продолжается, развивается миопия (близорукость). Более медленное снижение дальнозоркости, или прогрессирование миопии, продолжается до третьего десятилетия жизни. Преломляющая способность глаза в любой период жизни определяется суммарным эффектом многих факторов: размер глаза, состояние хрусталика, кривизна роговицы.
У новорожденных младенцев глаза закрыты болъшую часть времени, но при этом нормальные младенцы могут видеть, реагировать на изменение освещенности и фиксировать точки контраста. Острота зрения у новорожденных определяется в диапазоне 20/400. Одна из самых ранних реакций на сформированный визуальный раздражитель — разглядывание лица матери, особенно во время кормления. Ко 2-й неделе жизни ребенок задерживает взгляд на больших предметах, и к 8-10-й неделе нормальный младенец может следить за предметом в пределах 180°. Острота зрения быстро улучшается и к 2-3 годам может достигать 20/30-20/20.
У многих нормальных младенцев может отмечаться несовершенная координация и согласованность движений глаз в течение первых дней и недель, но к 3-6 мес. (обычно раньше) координация становится нормальной. Стойкое отклонение глаза у младенца требует консультации.
Слезы обычно отсутствуют при плаче у ребенка до 1-3-месячного возраста. У недоношенных младенцев снижены рефлекс и базальная секреция слез, из-за чего происходит повышение концентрации местно применяемых средств и быстрое высыхание роговицы.
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
Развитие зрения у ребенка с рождения до 1 года.
Автор статьи
Сразу после рождения, ребенок способен различать лишь оттенки черного и белого цветов. Нервные клетки сетчатки и зрительных центров мозга еще не окончательно сформированы. Также в это время еще не развита способность к фокусировке глаз на близко расположенном предмете (конвергенция и аккомодация). Поэтому может казаться, что малыш смотрит как бы «сквозь» предметы.
Однако, уже через несколько дней после рождения, дети способны отличить лицо матери от лица постороннего человека. Возможно, это происходит благодаря тому, что они ориентируются на контрастную границу роста волос (некоторые исследователи прятали этот участок лица под шапочкой и младенцы «теряли» свою маму). Чтобы малышу было легче, старайтесь не сильно менять прическу в первый месяц после родов. Другие исследования предполагают, что детям в этом возрасте легче различить двигающийся объект, чем статичный. Поэтому, уже через 2-3 дня после рождения, они способны реагировать на выражение лица матери, если оно расположено на расстоянии около 30 см от глаз младенца.
Некоторые дети рождаются с разными по цвету глазами. Это состояние называется гетерохромия, оно может передаваться по наследству, либо вызываться мутацией генов, которые отвечают за распределение меланина. Иногда оно может быть признаком воспаления, пигментного невуса радужки или синдрома Горнера. Если вы заметили разный цвет глаз у вашего ребенка, не откладывайте визит к офтальмологу.
Глаза ребенка на первом месяце жизни не слишком чувствительны к свету. На самом деле, количество света, которое требуется младенцу, чтобы вообще заметить, что свет есть (порог светочувствительности) в 50 раз больше, чем требуется взрослому человеку. Поэтому можно спокойно оставить свет в детской, это никак не помешает вашему малышу отдыхать, но вам станет легче наблюдать за ним во время сна. Способность различать цвета появляется у младенцев довольно быстро. Уже через неделю после рождения, они могут различать красный, оранжевый, желтый и зеленый. Чуть больше времени требуется на то, чтобы начать различать синий и фиолетовый. У синего цвета более короткая длина волны, для его восприятия в человеческом глазу отведено меньше рецепторов. Также в это время можно заметить периодическое отклонение глаз ребенка от оси. Они могут отклоняться как кнутри, так и кнаружи, вместе или по-отдельности. Это нормально, но если вы замечаете постоянное отклонение какого-либо глаза, нужно не откладывая обратиться к врачу.
В районе 1 месяца после рождения требуется пройти первичный осмотр офтальмолога, на котором врач сможет, в том числе, исключить серьезную врожденную патологию, например, врожденную катаракту, пороки развития глаз. Несмотря на то, что эти состояния очень редко встречаются, они должны быть диагностированы как можно раньше для минимизации их воздействия на развитие остроты зрения младенца.
На втором и третьем месяце жизни зрение ребенка продолжает активно развиваться. Острота зрения повышается, глаза перестают периодически косить и появляется способность фокусировки на близких предметах. В это время малыш уже хорошо следит за движущимся объектом и начинает тянуться к предметам, которые видит. Также расширяется их поле зрения, ребенок может переводить взгляд с одного предмета на другой не поворачивая головы. Их глаза становятся более чувствительными к свету, в возрасте 3 месяцев, порог световосприятия лишь в 10 раз превышает порог взрослого человека. Поэтому, на время сна и отдыха малыша лучше приглушать свет в его комнате. В это время следует почаще менять расположение кроватки ребенка в комнате, или игрушек, которые его окружают, чтобы он мог получить представление о различных формах предметов. В то время, пока он бодрствует, выкладывайте его на животик почаще, поощряйте его ползать, вкладывайте ему в ручку игрушки. Это стимулирует развитие бинокулярного зрения, даст ребенку возможность точнее определять взаимоудаленность объектов и развивает аккомодацию (настройку изображения на резкость).
Это возраст, когда ваш ребенок уже довольно подвижен. Он активно ползает и в день проползает расстояния, которое вы даже не можете себе представить. Ему лучше удается оценить удаленность предметов, лучше получается захватывать и кидать вещи. Это очень важный этап в развитии ребенка. В это время очень трудно уберечь его от возможного вреда. Шишки, синяки, повреждения глаз и другие возможные травмы появляются в результате освоения ребенком окружающего пространства. Поэтому очень важно убрать подальше все чистящие средства и острые предметы. Для развития зрения ребенка в этот период предложите ему игрушки, которые можно разобрать на детали и собрать обратно, сортируйте игрушки по форме и цвету, катайте друг другу небольшой мяч. В возрасте 1 года ребенку предстоит очередной осмотр офтальмолога. В это время врач сможет более точно определить возможные особенности рефракции малыша, сравнить полученные результаты с данными предыдущих осмотров и составить план дальнейших посещений. Ведь именно на первом году жизни ребенок растет быстрее, чем во все последующие года, а вместе с ним растет и меняется строение его глаз. К тому же, чем старше становится ребенок, тем легче удержать его внимание во время осмотра, тем точнее результаты осмотра. Большинство методов диагностики зрения требуют определенного положения глаз и взора маленького пациента. Поэтому, старайтесь запланировать посещение врача в такое время, которое не нарушало бы привычный режим ребенка. Малыш должен быть готов к игре, а не сонным или голодным. Если есть возможность, не совмещайте осмотр офтальмолога с осмотрами других врачей, взятием анализов или прививками или начните именно с проверки зрения.
Офтальмолог Ирина Лещенко — о непобедимой близорукости и разоблачении моркови Офтальмолог Ирина Лещенко рассказала The Village о том, почему близоруких по всему миру становится больше, как выбирать контактные линзы и в чём заблуждались советские окулисты
В рубрике «Что нового?» The Village говорит с людьми, которые знают лучше других, что происходит в разных сферах жизни города: в образовании, на рынке труда и недвижимости, в культуре и личной жизни москвичей. На этот раз корреспондент The Village Александра Шевелева узнала у врача-офтальмолога, медицинского советника по профессиональным вопросам компании Johnson & Johnson Vision Care в России и СНГ, доцента кафедры офтальмологии ИПК ФМБА Ирины Лещенко, почему в мире всё больше близоруких, как ставить рабочий компьютер относительно окна и поможет ли морковка тем, у кого проблемы со зрением.
О том, почему так много близоруких
— Что происходит со зрением? Есть какая-то статистика по тому, сколько людей нуждается в коррекции зрения?
— В коррекции нуждается большое количество людей: у трети из них астигматизм, у кого-то близорукость (миопия), у кого-то дальнозоркость. У людей старше 40 лет начинается пресбиопия — когда у человека появляются проблемы при чтении на близком расстоянии, чтобы читать вблизи ему нужны дополнительные очки.
— Почему? Уже понятны причины близорукости? Это наследственный фактор?
— До конца причины близорукости не известны, но, конечно, наследственность имеет значение. Доказано, что если у родителей есть близорукость, то у детей она тоже будет. Гены, которые отвечают за близорукость, более сильные, поэтому они доминируют и передаются. Но немало случаев, когда у родителей нет близорукости, а у детей она появляется. Это связано с присутствием всевозможных гаджетов в нашей жизни, потому что люди стали действительно очень много времени проводить за мониторами и экранами. То есть всё время зрение настроено на близкое расстояние, что создаёт предпосылку к развитию близорукости. Само слово «близорукость» означает, что предметы подносят руками близко к глазам. Это говорит о том, что близорукие люди плохо видят вдаль. А если человек с хорошим зрением всё время смотрит на близкое расстояние, то он провоцирует развитие близорукости.
— То есть, что близоруких становится больше, это уже статистически доказано?
— Да, статистически доказано. Особенно тщательно исследованы азиатские страны, потому что в Гонконге, Китае, на Тайване, в Малайзии людей с близорукостью больше, чем в Европе. В этих странах чуть ли не 70 % всего населения страдают близорукостью. Возможно, это особенности влияния урбанизации, особенности их письменности, потому что иероглифы намного сложнее для восприятия, чем наши буквы. Возможно, это связано с гормонами роста, с биохимическими процессами в организме, из-за которых растёт глаз. Когда глаз растёт, растёт и прогрессирует близорукость.
— Близорукость растёт из-за размера глаза?
— В норме глаз взрослого человека должен иметь длину 23,5, максимум 24 миллиметра. Если размер глаза больше чем 24 миллиметра, это уже означает, что глаз близорукий. И увеличение размера глаза на 1 миллиметр приводит к тому, что близорукость увеличивается где-то на 0,33 диоптрии.
— То есть у нас у всех растут глаза?
— У людей с детства растут глаза.
В Краснодарском крае, где большее количество солнечных дней, людей с миопией меньше, чем в условиях Крайнего Севера
Глаз должен перестать расти в 18–20 лет. Как правило, после этого возраста близорукость уже практически не прогрессирует. Её прогрессирование связано с другими факторами, а не с удлинением глазного яблока. Если в детстве, например в 12 лет, глазное яблоко у ребёнка достигает размера 24 миллиметра и начинает расти дальше и глазное яблоко становится, например, 24,5 миллиметра, появляется близорукость приблизительно 1,5 диоптрии. А почему глаз растёт, специалисты во всём мире ответить не могут. Есть разные теории, но они сводятся к одному: глаз растёт больше, чем это нужно, чтобы зрение было чётким.
— Повсеместная близорукость появилась только в XXI веке?
— Почему? Она была всегда. Миопия — это патология, которая известна ещё с древних времён. Но почему происходит прогрессирование миопии — однозначного ответа нет.
— Получается, что у какого-то процента людей глаз перестаёт расти в 20 лет?
— Да. При рождении он может иметь размеры вообще несколько меньшие. Кто-то рождается с более крупными глазами, кто-то рождается с менее крупными глазами. Например, почему у близоруких родителей дети рождаются близорукими? Потому что изначально именно на генетическом уровне им передаётся больший размер глазного яблока.
Возрастная динамика рефракции
Автор:
Возрастная динамика рефракции
Итак, что известно сегодня о динамике рефракции (а точнее, рефракции и аккомодации) в течение жизни? С точки зрения рефрактогенеза путь человека можно разделить на семь возрастных периодов:
Дошкольный возраст (3-7 лет). Рост глазного яблока практически завершается, как завершается и формирование взрослой рефракции у большинства людей. В этот же период, по-видимому, в основном формируются функции аккомодации и тесно связанной о ней конвергенции.
Однако наиболее частым отклонением от нормы в этом возрасте являются первые предвестники приобретенной миопии. Они дают себя знать в виде привычки к склонению головы при обучении чтению и письму, временного снижения остроты зрения вдаль, быстрого утомления при зрительной работе. Относительная аккомодация (если ее удается измерить) у таких детей бывает обычно резко снижена, иногда отмечается и дефицит конвергенции (экзофория для близи).
У некоторых детей выявляется псевдомиопия, а у небольшой части истинная миопия, как правило, слабой степени. Дети, у которых миопия развивается в дошкольном возрасте, составляют прогностически неблагоприятную группу: у них окончательная степень миопии бывает обычно высокой.
Возраст учебы (7-18 лет). Это основной период формирования миопии. Она возникает у 10-30% учащихся (чаще на Севере, чем на Юге, чаще в городе, чем на селе). У остальных детей и подростков рефракция остается в это время неизменной.
Факторами риска развития миопии являются: наличие близорукости в семье, ослабленная относительная аккомодация, хронические и частые заболевания, значительное снижение зрения одного глаза.
Вопрос о том, влияет ли на развитие миопии само исходное состояние рефракции, остается открытым. Есть данные, что дети с гиперметропией менее 1,0 дптр к 7 годам являются кандидатами в близорукие, есть данные противоположные: именно эмметропия является наиболее стабильной рефракцией. Твердо установлено только то, что при астигматизме более 1,0 дптр вероятность развития миопии существенно повышается. Однажды появившись, миопия имеет тенденцию к прогрессированию. Оно происходит особенно интенсивно первые четыре года после начала. Скорость прогрессирования, а, следовательно, и конечная степень миопии, тем выше, чем раньше она появилась. Особенно неблагоприятен прогноз у тех детей, у которых миопия возникла до 10 лет.
Возраст максимальной активности (18-45 лет). У большинства людей рефракция остается стабильной. Аккомодация хотя постепенно и снижается, все еще достаточна для работы на близком расстоянии.
Возраст пресбиопии (45-60 лет). За это время окончательно выходит из строя аккомодация и требуется коррекция для близи. Начало этого процесса варьирует по времени (от 40 до 50 лет), а конец почти всегда приходится на возраст 60 лет.
Изменения рефракции в обе стороны отмечаются у больных сахарным диабетом. Нарушения аккомодации могут быть при приеме различных нейротропных средств. Следует также отметить нередкое в этом возрасте появление астигматизма обратного типа на глазах, ранее имевших сферическую рефракцию.
Возраст после 60 лет. Рефракционные сдвиги отличаются большим разнообразием и зависят от характера и скорости инволюционных процессов.
Основной тенденцией по-прежнему остается медленное ослабление рефракции, (т.е. сдвиг в сторону гиперметропии), нарастание астигматизма обратного типа. Проявляются дефекты, бывшие ранее компенсированными: анизометропия, небольшие степени астигматизма, нарушения мышечного равновесия. Они выявляются в виде жалоб на ухудшение зрения вдаль, различные неприятные ощущения в области глаз, моно- и бинокулярное двоение предметов, быстрое утомление при чтении. Очки, долгое время служившие верою и правдою, перестают удовлетворять пациента.
Объективно, наряду с изменениями рефракции, обнаруживается обычно самая разнообразная глазная патология.
Попытки хирургической коррекции пресбиопии пока находятся в стадии испытаний. Причем речь идет не только о создании искусственной анизометропии, но и о создании условий для расширения диапазона изменений формы хрусталика.
Возраст старше 60 лет. Возраст наиболее частого обращения к офтальмологу и наибольших надежд на очки. Почти каждый пациент начинает свои жалобы фразой: «Доктор, что-то очки стали мне плохо помогать, нельзя ли их проверить и, если надо, сменить». Увы, причина большей частью оказывается не в очках, а в глазах пациента. Самыми распространенными причинами снижения зрения в этом возрасте являются помутнения хрусталика и поражения макулярной зоны сетчатки.
Нарушение мышечного равновесия, чаще в сторону экзофории, может вызывать дискомфорт при чтении, здесь нужны добавления призм основанием к носу.
При снижении абсолютной остроты зрения вследствие помутнений сред или поражения световоспринимающего аппарата целесообразно усиливать добавки для близи свыше 3,0 дптр. Увеличение их до 7,0-8,0 дптр еще позволяет читать двумя глазами на очень близком расстоянии. Более сильные добавки уже исключают возможность конвергенции, и читать удается только одним глазом либо вводить призмы основаниями к носу. Если сильные плюсовые очки (их называют гиперокулярами) не восстанавливают способности к чтению, приходится прибегать к лупам или телескопическим системам.
В этом же возрасте чаще всего возникает необходимость оперативного удаления катаракты. С оптической точки зрения наилучшим видом коррекции афакии являются заднекамерные интраокулярные линзы. Однако не так редки медицинские противопоказания к такому виду коррекции.
Из двух видов оптической коррекции контактные линзы предпочтительнее очков. Особенно незаменимы они при односторонней афакии, когда очки из-за большой разницы увеличения изображения не переносятся. Есть и другие минусы очковой коррекции афакии, которые отсутствуют у контактных линз: искажение предметов на периферии поля взора, кажущееся движение их при поворотах глаз, кольцевая скотома, вызывающее «исчезновение» периферических объектов.
Возрастная тактика компенсации.
Рассмотрим этот вопрос по тем же возрастным периодам.
Первый год жизни. Нужна ли компенсация аметропии в этом возрасте? Наверное, если и нужна, то только при весьма грубых дефектах: при очень высокой (10,0 дптр и выше) врожденной миопии, при высокой гиперметропии, сопровождающейся сходящийся косоглазием, но главным образом при афакии после удаления врожденной катаракты. Лучшей формой коррекции аметропии у младенцев являются, по-видимому, контактные линзы перманентного ношения.
Вероятно, гораздо важнее было бы использование оптической коррекции в качестве регулятора рефрактогенеза в этот период развития. Пока для такого использования очков данных у нас недостаточно.
При гиперметропии главными показаниями к коррекции являются сходящееся косоглазие и амблиопия, особенно неодинаковая острота зрения двух глаз. При косоглазии коррекция назначается возможно более полной (независимо от степени гиперметропии), при амблиопии она может быть менее полной. Третьим показанием служит сама гиперметропия выше 4,0 дптр, так как такая степень ее склонна к декомпенсации.
Длительные наблюдения показали, что ранняя коррекция не тормозит развитие рефракции и. следовательно, не опасна в функциональном отношении; с другой стороны, оставление без коррекции закрепляет и усиливает амблиопию, то есть, оно очень опасно.
Функциональное лечение в этом возрасте сводится к лечению амблиопии (окклюзия или пенализация) и косоглазия (ортоптика или ранняя диплоптика).
Миопия, выявляемая в раннем детстве, как правило, бывает врожденной. Ее следует корригировать при достаточно высокой (выше 5,0-6,0 дптр) степени, хотя, по-видимому, не полностью, так как степень ее по мере роста ребенка может несколько уменьшиться. Коррекция в этих случаях преследует цель предупреждения амблиопии. При односторонней миопии контактная коррекция должна сочетаться с плеоптикой.
Астигматизм в этом возрасте сам по себе исключительно редко требует коррекции: он не приводит к амблиопии, а если и может провоцировать развитие миопии, то в более старшем возрасте. Однако если астигматизм выше 2,0 дптр сопровождает сферическую аметропию, требующую коррекции, то при назначении очков его следует учитывать.
Дошкольный возраст (3-7 лет). Показания к коррекции остаются теми же, но детей, нуждающихся в ней, выявляется значительно больше: это связано с массовыми исследованиями остроты зрения.
Амблиопия (особенно односторонняя) и косоглазие являются ведущими показаниями к коррекции гиперметропии. Миопию корригируют при степени не ниже 1,0 дптр и остроте зрения без коррекции ниже 0,4.
К школе уже включают дифференцированную коррекцию для дали и для близи (очки для близи на 1,5-2,5 дптр слабее). При астигматизме любого вида степенью выше 1,0 дптр, как правило, включают цилиндрический компонент.
Все эти виды тренировок рассчитаны на повышение остроты зрения или восстановление бинокулярного слияния, а не непосредственное влияние на рефрактогенез.
Однако уже в этом возрасте встает вопрос о таком влиянии. Можно ли с помощью функциональных методов предотвратить или приостановить раннее развитие приобретенной миопии? И хотя четкого однозначного ответа на этот вопрос для данной возрастной группы пока не получено, исследования, проведенные на более старших детях, позволяют считать профилактику миопии и у дошкольников с помощью функциональных методов вполне реальной задачей.
Решаться она будет и с помощью тренировок аккомодации при ее недостаточности, и посредством релаксационных упражнений, и ношения очков с призмами при псевдомиопии, и с помощью специальных методов обучения чтению. Вряд ли следует ждать от этих методов общего уменьшения числа близоруких детей. Но у тех, у кого должна была бы развиться миопия, она разовьется позже и конечная степень ее будет меньше, чем она была бы без лечения.
Вопрос о рефракционной хирургии в этом возрасте пока не вставал. Однако, с развитием ее методов, вполне вероятно производство ранних операций по коррекции высокой гиперметропии и высокого астигматизма. И уже сейчас вполне реальна хирургическая коррекция высокой односторонней миопии.