российская культура формировалась на основе какого этноса
Как формировался великорусский этнос
Преамбула
Великорусы – это славяне + угрофинны + золотоордынцы тюрки-христиане
Словене ильменские владели большим количеством факторий по землям финно-угорских племен, — территориям современных Архангельской и Вологодской областей. В IX веке новгородцы образовали поселения Ростов и Муром, которые, в будущем, станут ключевыми городами Владимир-Суздальского княжества. Также, они основали множество поселений в районе современной Твери. Словом, их фактории были во всех землях будущих русских поселений Северо-Востока. Можно утверждать, что колонизация Северо-Востока Руси шла по уже известным и частично освоенным новгородцами-словенами землям.
Территория будущей Великороссии изначально осваивалась ильменскими словенами.
Как вы знаете, русский язык имеет три диалекта:
Ставший основой литературного русского языка среднерусский диалект имеет в подавляющей массе северные, а не южные лексические единицы.
Давайте, теперь, попробуем разобраться с вопросом: кто же были словене ильменские?
Данные археологических раскопок указывают на то, что около 700 года словене вышли к Приладожью. В устье реки Волхов, они захватили и перестроили финскую Любшанскую крепость. Где-то в 760-е годы ильменские словене, также, захватили и перестроили соседнее торгово-ремесленное поселение в Ладоге. Уже в 780-е — 830-е годы словене ильменские принимают активное участие в международной торговле. Они, в частности, продают пушнину и устанавливают связи со странами Балтийского бассейна — с Пруссией, Померанией, островами Рюгеном и Готландом.
Бытует мнение, что они произошли прибалтийских славян, что хорошо увязывается с антинорманистской версией становления и развития государственности в Древней Руси. Но в настоящее время нет оснований говорить об антропологической и культурной общности балтийских славян и ранних новгородцев. Славяне с Балтики демонстрируют гораздо больше общих черт с германцами, чем с ильменскими словенами. Результаты последних лингвистических исследований также ставят под сомнение концепцию новгородско-западнославянского родства. Но, все же, определенное сходство словен и славянского населения Восточной Прибалтики есть и это позволяет говорить о едином происхождении.
Вот что писал о формировании великорусского этноса Лев Гумилев.
В XIII веке северо-восточные русские княжества, сохранившие свою относительную независимость стали данниками Золотой Орды, в то время как юго-западные, включая киевское, Черниговское, Полоцкое, были захвачены литовцами и вошли в состав Великого княжества Литовского. Важно отметить, что татаро-монголы никогда не покушались на православную веру и их власть по существу ограничивалась взиманием дани (выхода), хотя и тяжкой, но не разорявшей в конец хозяйства, и назначением князей (ханский ярлык), прежде всего великого князя.
В XIII и XIV веках земли эти находились между могучим Литовским княжеством, Великой Степью, где господствовали кочевники, возглавляемые монгольскими ханами улуса Джучиева (Джучи – старший сын Чингисхана), и наступавшими с северо-запада шведами и немецкими рыцарями.
Александр Невский избрал проордынскую политику, справедливо полагая, что Золотая Орда – меньшее из двух зол, а ее силу можно использовать для отпора натиску литовцев, немцев и шведов. Этой прозорливой политики придерживались московские князья, которым и предстояло объединить русские земли и стать во главе нарождающегося великорусского этноса.
Таким образом, великорусский этнос зарождался в междуречье Волги и Оки. Генетическим субстратом его были мигрировавшие сюда славяне (начиная с IX века) и населявшие эти земли финно-угорские племена, мурома, веси и другие.
Взаимодействие славян и угров проходило достаточно мирно, так как финно-угорское население было редким и занималось в основном рыболовством и охотой. А славяне основывали компактные поселения и занимались земледелием и животноводством. В хозяйственном отношении эти племена дополняли друг друга, и не было каких-либо идейных препятствий для смешанных браков.
Финно-угорские племена постепенно перенимали славянский язык и православную веру своих энергичных и стоящих на более высоком уровне экономического развития соседей. Они, естественно, внесли свой генетический вклад в новый этнос, но пассионарного толчка дать не могли, так как их уровень пассионарности был низок.
Вследствие веротерпимости монголов, до 1314 года, ничто не мешало породнению древнерусской княжеско-боярской верхушки с монгольской знатью. Русские князья часто брали в жены дочерей и сестер монгольских ханов, те принимали православие и становились матерями будущих русских князей. Интересен такой факт: сын Батыя Сартак принял православие, а Батый назначил Александра Невского регентом при нем.
Но в 1314 году ситуация резко изменилась, так как на престол Золотой Орды взошел хан Узбек – фанатичный мусульманин. Это означало победу мусульманской партии, отказ от «ясы Чингисхана» как нравственной основы поведения и включение Золотой Орды в мусульманский суперэтнос.
А среди кочевников, пришедших вместе с Батыем в волжско-донские степи, было много христиан-несторианцев (бывших в Центральной Азии еще с первых веков христианства). С приходом к власти, хан Узбек стал нещадно преследовать и истреблять несторианцев в своей Орде, однако, одновременно сохранив свободу вероисповедания в русских княжествах. Более того, он последовательно уничтожал тех монголов, которые не хотели отказаться от веры отцов – «ясы Чингисхана». Что оставалось этим людям?
Оставалась Московская Русь – верный союзник Золотой Орды. Правда, союзник достаточно независимый, чтобы защитить беглецов. И вот тогда, монголы и пришедшие с ними степняки, не желавшие принимать Ислам и изменять вере отцов и своей совести, бежали на Русь, бежали целыми родами; бежали царевичи и простые воины. А ведь люди, не меняющие убеждений ради выгоды или под давлением, очевидно обладают повышенной пассионарностью.
Московские князья охотно принимали этих вынужденных беглецов, дарили им земли и с охотой брали этих опытных воинов в свои дружины. Поэтому на Куликовом поле, когда московский князь со своими союзниками разгромил Золотоордынского темника Мамая, потомки этих беглецов сражались в войске Дмитрия Донского. Всего за два поколения произошло слияние бывших ордынцев и славянского населения Московского княжества.
Такое слияние означает освоение 1) русского языка как родного, 2) принятие православной веры (для неграмотных воинов едва ли было существенно различие между несторианством и православием) и, главное, – 3) единство в определении врагов и друзей. Но генетические следы этого «вливания свежей пассионарной ордынской крови» ясно прослеживаются в русской истории и культуре.
Лев Гумилев приводит весьма знаменательный список фамилий, ведущих свой род от ордынских беженцев:
И это только вершина айсберга. Скурпулезный анализ дворянских родословных позволяет утверждать, что
Но это произошло в последующие века…
Христиане-беженцы из Золотой Орды сформировали целый социальный слой – дворян-однодворцев, которых поселили в юго-восточном углу княжества Московского и которые принимали активное участие в обороне московских рубежей.
Великорусский этнос заявил о своем рождении громко – на поле Куликовом.
Там народ осознал, что его сила – в единении!
Хотя еще не все родственные племена и княжества выступили в союзе с Москвой, а рязанцы во главе со своим князем Олегом так и вовсе объявили себя сторонниками Мамая и маневрировали вблизи Куликовского поля, а позже опозорили себя тем, что добивали русских раненых в отставших обозах.
Рождение же великорусского духа неразрывно связано с именем преподобного Сергия Радонежского, духовного вождя русского народа, заложившего русское понимание православия не путем догматических споров, а всей своей жизнью и положившего начало освоению европейского Севера путем создания в лесах православных монастырских обителей, в результате чего безлюдный ранее Север был в XIV-XVI веках заселен и освоен русскими.
Великорусский этнос, едва оформившись как целостное образование, уже обладал исторической зрелостью – как в этическом плане (терпимость и уважение к обычаям и нравам других народов, что сыграло в дальнейшей истории России, без преувеличения, решающую роль), так и в плане культуры и эстетики. Достаточно вспомнить Андрея Рублева, глубоко воспринявшего высокое византийское искусство, но при этом создавшего самобытные и непревзойденные шедевры в иконописи.
Итак, этнические корни великорусского этноса – древние славяне, угрофинские племена и тюрки-христиане, бежавшие на Русь от мусульманского террора хана Узбека в начале XIII века. Место возникновения этноса – междуречье Волги и Оки. Время проявления во внешнем мире – конец XIV века.
Новое в блогах
РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА.
Н ациональная культура России всегда считалась душой народа. Основная ее особенность и привлекательность состоит в удивительном разнообразии, самобытности и неповторимости. Каждая нация, развивая собственную культуру и традиции, старается избегать подражания и униженного копирования. Именно поэтому создаются свои собственные формы организации культурной жизни.
Каждая страна и каждый народ по-своему важны для современного мира. Особенно это касается истории и ее сохранения.
Сегодня достаточно сложно говорить о том, насколько важна культура для современности, ведь шкала ценностей за последние годы существенно изменилась. Национальная культура все чаще стала восприниматься несколько двусмысленно. Это связано с развитием двух глобальных тенденций в культуре разных стран и народов, которые все чаще стали развивать на этом фоне конфликты.
Первая тенденция напрямую связана с некоторым заимствованием культурных ценностей. Все это происходит стихийно и практически бесконтрольно. Но несет за собой невероятные последствия. Например, потеря колоритности и неповторимости каждого отдельного государства, а значит, и его народа.
С другой стороны, все чаще стали появляться страны, которые призывают своих граждан к возрождению собственной культуры и духовных ценностей.
Но один из самых важных вопросов – русская национальная культура, которая в последние десятилетия стала стираться на фоне многонациональной страны.
Пожалуй, многие слышали о широте русской души и о силе русского характера. Национальная культура России во многом зависит именно от этих двух факторов. В свое время В.О. Ключевский высказал теорию о том, что формирование российского характера во многом зависело именно от географического расположения страны. Он утверждал, что пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли.
Неудивительно и то, что для большинства граждан, живущих в современном государстве, понятие «Русь» несет глубокий смысл. Хозяйственно-бытовая жизнь также отражает пережитки прошлого. Ведь если говорить о культуре, традициях и характере российского народа, то можно отметить, что он сформировался очень давно.
Простота быта всегда была отличительной чертой русского человека. И связано это прежде всего с тем, что славяне перенесли множество пожаров, которые истребляли русские деревни и города. Результатом стала не только неукорененность российского человека, но и упрощенное отношение к быту.
Но именно те испытания, которые выпали на долю славян, и позволили сформировать этой нации специфический национальный характер, который невозможно оценить однозначно.
Основные черты национального характера нации, Русская национальная культура (а именно ее формирование) в значительной мере всегда зависела от характера народа, который проживал на территории государства.
Одна из самых весомых черт – это доброта. Именно это качество проявлялось самыми разнообразными жестами, которые и сегодня можно смело наблюдать у большинства жителей России.
Например, гостеприимство и радушие. Ведь ни один народ так не встречает гостей, как это делают в нашей стране.
Да и такое сочетание качеств, как милосердие, сострадание, сопереживание, сердечность, великодушие, простота и терпимость, редко встречается у других национальностей.
Еще одна важная черта в характере россиян – это любовь к труду. И хотя многие историки и аналитики отмечают, что насколько русский человек был трудолюбив и способен, настолько же ленив и безынициативен, все же нельзя не отметить работоспособность и выносливость этой нации.
В целом же характер русского человека многогранен и до конца еще не изучен. В чем, собственно, и заключается та самая изюминка.
Для того чтобы понять душу человека, необходимо узнать его историю.
Национальная культура нашего народа формировалась в условиях крестьянской общины. Поэтому и неудивительно, что в русской культуре интересы коллектива всегда были выше личностных интересов.
Значительную часть своей истории Россия прожила в условиях военных действий. Вот почему среди ценностей русской культуры всегда отмечают необыкновенную преданность и любовь к своей Родине.
Понятие справедливости во все века считалось на Руси первым делом. Это пришло еще с тех самых пор, как каждому крестьянину выделялся равный участок земли. И если у большинства наций такая ценность считалась инструментальной, то в России она приобрела целевой характер.
Много российских поговорок говорят о том, что отношение к работе у наших предков было очень упрощенное, например: «Работа не волк, в лес не убежит». Это совсем не говорит о том, что труд не ценился. Но понятие «богатство» и само желание разбогатеть никогда не присутствовали у русского человека в той мере, которую сегодня ему приписывают.
И если говорить о ценностях русской культуры, то вся она отражалась в характере и душе русского человека прежде всего.
Что ни говори, а самая большая ценность каждого народа – это его язык. Язык, на котором он говорит, пишет и думает, который позволяет выражать собственные мысли и мнение. Не зря среди россиян бытует поговорка: «Язык – народ».
Древнерусская литература возникла еще во времена принятия христианства. В тот момент было два направления литературного искусства – это мировая история и смысл человеческой жизни.
Книги писались очень медленно, а основными читателями были представители высших классов. Но это не помешало со временем развиться российской литературе до мировых вершин.
В свое время Россия была одной из самых читающих стран в мире!
Язык и национальная культура очень тесно связаны. Ведь именно через писания в древности передавались опыт и накопленные знания.
В историческом плане доминирует русская культура, но роль в ее развитии принимала и национальная культура народов, проживающих на просторах нашей страны. Именно поэтому большинство произведений тесно переплетаются с историческими событиями других стран.
Так же, как и литература, живопись занимает весьма значимое место в становлении культурной жизни России. Первое, что развилось как искусство живописи на территориях Руси – это иконопись. Что в очередной раз доказывает высокий уровень духовности этого народа. А на рубеже XIV–XV веков иконопись достигает своего апогея.
Со временем желание рисовать возникает и у простого народа. Как уже говорилось ранее, большое влияние на становление культурных ценностей оказали те красоты, на территории которых проживали россияне. Возможно, именно поэтому огромное количество картин российских художников были посвящены просторам родного края. Через свои холсты мастера передавали не только красоту окружающего мира, но и личное состояние души, а иногда и состояние души целого народа. Зачастую в картины закладывался двойной тайный смысл, который открывался исключительно тем, для кого предназначалась работа.
Художественная школа России признана всем миром и занимает почетное место на мировом пьедестале.
В древние же времена, еще до крещения Руси, предки народа русского поклонялись ведическим богам. Религия древних славян являлась обожествлением сил природы. Конечно, там встречались не только добрые персонажи, но в основном боги древних представителей нации были загадочны, прекрасны и добры.
Конечно же, проживание других народов на территории России отразилось и на ее кухне. Поэтому во многих блюдах можно наблюдать необычные рецепты, а также наличие отнюдь не славянских продуктов. А вообще не зря говорят: «Мы есть то, что мы едим». Российская кухня очень простая и полезная!
Многие пытаются судить о том, насколько национальная культура нашего государства сохранилась сегодня.
Россия, действительно, уникальная страна. У нее богатая история и непростая судьба.
Именно поэтому культура этой страны иногда нежная и трогательная, а иногда жесткая и воинственная.
Если рассматривать еще древних славян, то именно здесь и зарождалась настоящая национальная культура. Сохранение ее, как никогда, важно сегодня!
За последние несколько столетий Россия научилась не только жить с другими народами в мире и дружбе, но и принимать религию иных наций.
До сегодняшнего дня сохранилось большинство древних традиций, которые россияне с удовольствием чтят. Многие черты древних славян присутствуют сегодня у достойных потомков своего народа.
Россия – великая страна, которая относится к своей культуре крайне бережливо!
Этапы этногенеза и этническая история Русского народа.
Этапы этногенеза и этническая история Русского народа.
(Подход к проблеме происхождения русского народа.)
В истории любого этноса выделяются два этапа:
этногенез – формирование этноса, фигурально выражаясь, его родословная, он завершается появлением общности людей со своим этническим самосознанием и этнонимом, и
этническая история – трансформация этноса входе его существования изменения территории обитания, языковые процессы, преобразования в сфере культуры и т.д. Понятно, что в принципе историю народа можно углублять сколь угодно, вплоть до появления первых людей на Земле, чего современное состояние науки не позволяет сделать. Так, лингвистика дает возможность отыскивать корни русского этноса, сформировавшегося в XIV-XV вв., в славянской этнолингвистической общности, выделившейся из состава индоевропейской языковой семьи, которая, в свою очередь, образовалась на основе ностратической языковой общности, датируемой эпохой мезолита. Но этнос – наличие определенных характеристик кроме языка, это культура, внешний облик, религия и др, в том числе и этноним, каждая из них может иметь собственное происхождение. Так, название болгары перешло к части балканских славян от тюркоязычного населения, корни которого уходят в глубины Азии, все остальные компоненты болгарского этноса имеют, в целом, иное происхождение.
Исторические корни русского народа уходят в глубокое прошлое. В то время как древние анналы содержат значительную информацию о русских племенах в девятом и десятом столетиях нашей эры, очевидно, что соответствующие группы их предков сплотились значительно раньше, по крайней мере в сармато-готский период, а процесс их консолидации должен был начаться еще значительно раньше, в скифский период.
В целом проблема этногенеза любого народа чрезвычайно сложна. Мы не должны подходить к ней в свете таких упрощенных традиционных схем как теория генеалогического древа языков, которая длительное время рассматривалась как универсальная панацея не только филологами, но и историками.
Данное положение выдвинутое Г.В. Вернадским справедливо и до настоящего времени. Это подтверждается фактом существования двух родственных по ДНК народов, а именно Киргизов и Таджиков, имеющих гаплогруппу R1A1 с равным количеством носителей этой гаплогруппы по 63%, но Киргизы тюркоязычны, а Таджики ираноязычны. Явно, что образование языков этих народов зависело от процессов этногенеза.
В отношении доисторического фона формирования русского народа мы должны в особенности избегать таких генерализаций как «изначальный панславянский язык» (Ursprache, праязык), который, как предполагается, существовал до разветвления новых славянских языков, или же «изначальная панславянская родина» (Urheimat, прародина), в которой, согласно предположению, предки всех славянских народов начали свою историческую жизнь. Подобные обобщения не оказывая какой-либо помощи историку, скорее, затемняют вопрос.
Благодаря открытиям археогенетиков о формировании русского и любого другого народа можно вести речь только с точки зрения теории этногенеза, хотя для носителей одной и той же гаплогруппы и существует одна прародина, откуда они начали свои миграции, но их языки в ходе движения трансформировались и стали совершенно не похожи на язык своих пращуров и не имеют сходства между собой.
Иордан, который писал в шестом веке нашей эры, уже знал три группы славянских племен:
венеты,
склавены
и анты.
происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов [2] .
…У тех и других и единый язык, совершенно варварский. Да и внешностью они друг от друга ничем не отличаются, ибо все и высоки, и очень сильны, телом же и волосами не слишком светлые и не рыжие, отнюдь не склоняются и к черноте, но все они чуть красноватые. Образ жизни [их] грубый и неприхотливый, как и у массагетов, и, как и те, они постоянно покрыты грязью, — впрочем, они менее всего коварны и злокозненны, но и в простоте [своей] они сохраняют гуннский нрав. Да и имя встарь у склавинов и антов было одно. Ибо и тех и других издревле звали „спорами“, как раз из-за того, думаю, что они населяют страну, разбросанно расположив свои жилища.
Иные имена упоминались классическими авторами, жившими ранее, для обозначения племен Южной Руси, которые могут рассматриваться как группы прародителей склавенов и антов.
Следует принять во внимание и данную Геродотом информацию (пятый век до н.э.) относительно скифов и их соседей. Любое этнологическое отождествление классических племен и национальных имен затруднительно, особенно в отношении таких народов как
Скифы
и сарматы,
которые объединили под своим контролем огромные территории. Их имена могли относиться не только к правящим племенам, но также и к завоеванным ими местным племенам. Не надо думать, что каждое такое вторжение завершалось общим истреблением местных племен, которые осели в стране задолго до прихода завоевателей. Часть их в любом случае обычно получала разрешение остаться в стране после признания власти захватчиков.
Таким образом, после прихода скифов некоторые из протославянских племен могли остаться на границе степной территории, в то время как принадлежащие к ним другие группы, возможно, были вытеснены в лесную зону. Что же касается сарматского владычества, у нас имеются более убедительные свидетельства того, что некоторые из групп прародителей русских племен уже были в черноморских степях под сарматским контролем.
Принимая во внимание высказанные выше соображения, мы должны полагать, что группы прародителей славян появились частично в лесной зоне и частично в степях, и что процесс их формирования был затяжным и очень сложным. Как мы уже отметили, с точки зрения историка не существует достаточных свидетельств, а также никакой необходимости, чтобы постулировать существование изначальной панславянской прародины. Напротив, свидетельства, даваемые ранними авторами, хотя и редки, но говорят скорее в пользу существования вдревние времена нескольких
– по крайней мере трех – групп протославянских племен, отличающихся друг от друга. Каждая из них должна была даже в отдаленной древности говорить на своем собственном диалекте и обладать особыми обычаями. Более того, каждая контролировала свою собственную территорию. Мы обозначим эти три группы как западные славяне, средние славяне и восточные славяне.
Выдвигая это положение Г.В.Вернадский, естественно, не предполагал появления генетики в применении к историческим исследованиям.Но эта наука начала играть Особую роль среди специальных научных исследований в приложении к археологическим артефактам биологического происхождения:
Палеогенетика —отрасльгенетикивприменениикпроблемам палеонтологии.ОбычноприменяетсядляизученияэволюциисиспользованиемданныхдревнейДНК.Термин«палеогенетика»предложилив1963 году ЭмильЦукеркандльихимикЛайнусПолинг,а«крёстнымотцом»новойдисциплинысталбиологСвантеПаабо.
Палеогенетика —отрасльгенетикивприменениикпроблемам палеонтологии.ОбычноприменяетсядляизученияэволюциисиспользованиемданныхдревнейДНК.Термин«палеогенетика»предложилив1963 году ЭмильЦукеркандльихимикЛайнусПолинг,а«крёстнымотцом»новойдисциплинысталбиологСвантеПаабо.
Можно предположить, что во время рождения Христа места обитания западных славян были в регионе средней и верхней Вислы: поселения средних славян простирались от Карпат до среднего Днепра, в то время как кланы восточных славян распространились по северной кайме степей, по территории, известной с семнадцатого столетия и далее как Левобережная Украина или Слобидшина (Харьковская, Курская, Полтавская, Воронежская губернии)
Некоторые восточные славянские группы возможно проникли и дальше на юг, по направлению к региону нижнего Дона. Не существует археологических свидетельств для предположения, что вышеупомянутые славянские группы были просто новыми пришельцами на территории, которую они занимали в первом веке нашей эры. Напротив, свидетельства указывают скорее на определенную преемственность культуры на этой территории в течение тысячелетия от 500 г. до н.э. до 500 г. н.э.
Мы можем таким образом заключить, что группы прародителей славянских племен осели в этом месте по крайней мере не позднее 500 г. до н.э.
Благодаря исследованиям археогенетиков в настоящее время мы можем утверждать, что на территории южной Европы славяне появились не менее 12000 лет назад.
Развитие генетической науки и применение её научных методов исследований в археологии позволило значительно расширить исторические знания о происхождении русского народа, установить вероятный регион происхождения, пути миграций по Евроазиатскому континенту и уточнить их пространственно-временные рамки. Большое значение при этом имеет открытие геномов и их деления на характерные группы для разных народов. Оказалось возможным исследовать геномы костных останков из древних захоронений. В 20 веке наука дала и методы определения возраста артефактов. Установлено, что характерным геномом для славян в общем и, в частности, для русских является геном гаплогруппы R1a1
Гаплогруппа R1a.
R1a — Y-хромосомная гаплогруппа, распространённая в Восточной Европе, Сибири, Средней и Южной Азии.
Происхождение гаплогруппы R1a
Происходит от мутации гаплогруппы R1, произошедшей у мужчины, жившего в Азии ок. 22 000 лет тому назад (по данным скорости мутаций).
Вероятное распространение — несколькими волнами. Самая значительная волна — ок. 3—5 тыс. лет назад из восточной Европы в рамках археологической культуры шнуровой керамики.
«При изучении истории гаплогруппы R1a1, оказалось, что потомки старейших предков гаплогруппы R1a1 живут в настоящее время в Сибири и Китае. Их общий предок жил примерно 20 тысяч лет тому назад, видимо, в Сибири. Как это удалось установить?
Во-первых, палеолитические образцы со стоянки Афонтова Гора
Памятник исполинам появился близ поселка Мальта в Иркутской области
и Мальта выявили наличие гаплогруппы R1 в этом регионе, а это Сибирь. Также в статье, озаглавленной «Физическая антропология и этничность в Азии: переход от антропометрии к геному», были приведены относительные частоты гаплогрупп, встречающихся у нескольких популяций Китая. Сами гаплотипы не сообщались, но было указано, что гаплогруппа R1a1 встречается у этнических групп Hui, Bolan, Dongxiang и Sala на севере Китая, с частотами 18, 25, 32 и 22%, соответственно, наряду с гаплогруппами DE, С, F*(xK), О, O3, К*(хО,Р) и P*(xR). Как видно, доля гаплогруппы R1a1 в этих популяциях весьма заметна, причем именно древних и первых носителей гаплогруппы R1a1. Базовый гаплотип в столь древних гаплотипах определяется с трудом, и определённое количество мутаций может быть неточным, потому был применён пермутационный метод расчета времени жизни общего предка.
Этногеографическое распространение гаплогруппы R1a
Наибольшее распространение имеет в Восточной Европе: среди лужичан (63%), поляков (ок. 56%), украинцев (ок. 45-54% в зависимости от региона), белорусов (51%), русских (47%), татар 34%, башкир (36%) (у башкир Саратовской и Самарской обл. до 48 %); и в Центральной Азии: у худжандских таджиков (64%), киргизов (63%), ишкашимцы (68%). Умеренное распространение в скандинавских странах (23% в Исландии, 18-22% в Швеции и Норвегии), в Иране (до 25%).
У брахманов в среднем 43%, но в 2-х индийских штатах Западная Бенгалия(восточная Индия) и Уттар-Прадеш(северная Индия) гаплогруппа R1a1 встречается с частотой 72 % и 60 % соответственно (субклад характерный для Центральной и Южной Азии R1a1-Z93).
Лингвистические отношения и родство культуры не обязательно предполагают расовое родство. Племена, принадлежащие к тому же самому «лингвистическому ареалу» или той же «культурной сфере» могут быть различны в расовом отношении или принадлежать к разным антропологическим типам. История предлагает обильные примеры принятия одним народом языка и культуры другого. Так, во времена расширения Римской империи кельты и иберийцы в Галлии и Испании соответственно приняли язык их победителей – латинский язык, на базе которого эволюционировали современный французский и испанский языки. Не менее разителен пример персидского языка, который после завоевания Ирана арабами подвергся полному изменению. Не только арабские слова были восприняты оптом, но и сама структура персидского языка была глубоко затронута арабским, несмотря на тот факт, что персидский принадлежит к группе индоевропейских языков, а арабский – к семитской.
Русская история подобным же образом предостерегает нас от поспешной идентификации языкового единства с расовым.
Хорошо известно, например, что скандинавы, ставшие правящим классом Киевского государства в девятом и десятом столетиях, быстро ассимилировались среди местного населения, приняв славянский язык.
В настоящее время данный тезис Г.В. Вернадского стал ложным, т.к. можно с уверенностью сказать, что скандинавы ставшие правящим классом в Киевском государстве были славянами, говорившими на славянском языке, чему имеются подтверждения в виде рунических надписей на памятных камнях Скандинавии сделанные славянскими рунами на славянском языке.
Интересный пример социальной группы, объединенной культурой и языком, но построенной на варьирующих расовых элементах, являет собою русская знать. Некоторые из наиболее древних русских знатных семей имеют своих предков среди предводителей аланов и варягов; другие несут в себе польскую, литовскую, украинскую, немецкую, шведскую, монгольскую, татарскую, армянскую или грузинскую кровь. Все эти гетерогенные элементы слились воедино, поскольку состоялось принятие русского языка и русской культуры. Схожие процессы могли иметь место
Пеньковская культура (оранжевым) в V—VI вв.на фоне других древнеславянских и балтийских культур.
в ранний период. Анты, которых историки шестого столетия нашей эры считают сильнейшим среди славян племенем,
управлялись иранскими кланами возможно со второго века нашей эры. Во времена Прокопия их язык был, тем не менее, славянским. Таким образом признавая спорную природу вопроса, мы все же можем предположить со всеми положенными оговорками, что
изначальные славянские племена принадлежали в основном к кавказской расе, отличной своими физическими чертами от монголоидной.
Каждое из трех протославянских племен имело, однако. различных соседей и таким образом подвергалось смесительному воздействию различных чужеродных этнических черт.
Сербо лужичане
Западная славянская группа.
должна была иметь определенные отношения с балтийскими (литовскими) племенами на севере и с немцами на западе.
Среднее славянское племя
было, возможно, в тесных отношениях с фракийскими племенами Трансильвании и Балкан.
Восточная группа славян
Славянские народы делятся на три основные.
Происхождение славянских народов до сих пор окутано тайной. Кто-то считает, что славяне — это прямые потомки ариев — племен, которые в свое время перекочевали на территорию Европы предположительно из Индии. Есть ученые, которые считают, что славяне произошли от германских племен и прошли путь «из варяг в греки». Ведь не случайно первые киевские князья были по сути варягами. Взять, к примеру, династию Рюриковичей. Но самая распространенная версия заключается в том, предками современных славянских народов были протославянские племена: анты, венеты и склавины. И вне всяких сомнений, в этногенезе современных славянских народов сыграли определенную роль германские, романские, тюркские, финно-угорские народы, а также греки и евреи.
Восточная группа славян
была более открыта взаимосмешению с кочевыми и полукочевыми племенами степей – и имя им легион.Племена фракийского, кельтского, иранского, готского, угорского, тюркского и монгольского происхождения преследовали одно другое в бесконечной последовательности.Каждое должно было оставить некоторый след в стране. Суммируя сказанное, можно утверждать, что именно некоторые изначальные средние и восточные славянские племена могут рассматриваться как группа предков русского народа. Эти ранние славяне оседали в основном на границе степной зоны, хотя некоторые из их частей расположились более к северу, в лесах, в то время как другие группы спустились на юг в степи. Сельское хозяйство должно было составить главное занятие людей: жившие в лесах занимались охотой и пчеловодством; жившие на юге были скотоводами. Поскольку в реках было много рыбы, рыболовство было также важным средством выживания. Так, ранние восточные славяне были хорошо знакомы с речной жизнью; они делали лодки, выдалбливая стволы деревьев. Их мастерство управления судами позволяло им чувствовать себя уверенно при выходе в открытое море, когда они спускались к берегам Азовского и Черного морей. Разнообразие их естественного окружения и экономических условий привело к раннему формированию различных типов экономической и социальной организации людей. Клановые или семейные общины типа задруги31 должны были преобладать среди групп, чьим главным занятием было сельское хозяйство. Охотничьи и рыболовецкие коллективы представляли иной тип социальной единицы, в то время как другие, рискнувшие уйти на юг в степи и используемые сарматскими предводителями как воины, были, возможно, организованы в военные коммуны позднего казацкого типа.
Территория раннего распространения средних и восточных славян предварительно совпадала с той местностью, что позднее стала известна как Украина. Около восьмого века нашей эры они распространились на более широкой территории, которая теперь называется Европейской Россией, но, возможно, может быть лучше обозначена как Западная Евразия, понятие «Евразия» объединяет регионы европейской и азиатской России воедино32. Западная Евразия таким образом может рассматриваться как первая, единая древняя и средневековая стадия русской экспансии, а Евразия – как целое в качестве ее второй и завершающей стадии. В определенном смысле Западная Евразия уже в древние времена формировала общее географическое основание для развития восточных славян, хотя в это время они в действительности занимали лишь ее юг. Географически и экономически Юг и Север, как и теперь, были взаимосвязаны. Для осуществления подхода к ранней истории восточных славян, нам необходимо поэтому изучить их доисторический фон в более широкой географической рамке. Хотя население Западной Евразии в доисторические времена было редким, страна не представляла собою пустыню. Человек жил здесь многие тысячелетия или скорее десятки тысяч лет до рождества Христова. Именно в далекой древности сложились его основные занятия на всей территории Евразии; приспосабливаясь к природным условиям страны, человек создал раннюю экономику, а культурные традиции постепенно сформировались для передачи его потомкам. Разбросанные по евразийским равнинам, поселения доисторического человека не были изолированы друг от друга. Отношения как мирного, так и военного плана устанавливались между различными группами в первобытный «доклановый период» (дородовое общество), согласно терминологии советских ученых, и в период более организованной родовой жизни. Имели место миграции и войны; торговцы шли вслед за воинами.
Реки, возможно, служили в это время в качестве главных коммерческих путей, и характерно, что большинство
доисторических поселений, открытых до сегодняшнего дня археологами расположены на речных берегах или поблизости. Взаимодействие различных групп не сводилось к местной торговле. В значительной степени поражает, что уже в эти древние времена были установлены коммерческие пути международного значения, и племена Западной Евразии таким образом связывались с прилегающими странами. Занимавшиеся сельским производством в районе среднего Днепра наладили связи с людьми аналогичных интересов в Трансильвании и на Балканах. Коммерция продвинулась далеко на юг и восток. Товары кавказского типа были принесены как в Днепровский, так и в Верхневолжский регионы: раскрашенная керамика района среднего Днепра в этот период обнаруживает поразительную схожесть с глиняной посудой Туркестана, Месопотамии и Китая. Так же как и в более поздний период, причерноморские степи были открыты для набегов кочевых племен Центральной и Восточной Евразии. Фактически эти степи были просто продолжением евразийских. Нет сомнения, что задолго до прихода скифов их предшественники использовали зону степей для своей миграции. Было очень важно, что степная дорога из Китая к Черному морю проходила через такие провинции древней цивилизации как
Иран и Кавказ, культурный базис которых находился в Месопотамии. Через народы степей эти старые центры культуры распространяли свой свет далеко на север. Во втором тысячелетии до нашей эры жители Верхневолжского региона заостряли свои каменные топоры по типу бронзовых топоров кавказцев и украшали свои глиняные изделия типично кавказским рисунком. Поскольку кавказская культура этой эпохи находилась под влиянием хеттской цивилизации, стереотипы и дизайн хеттской Азии находили путь на север России.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов