Российская федерация присоединилась к конвенции оэср в каком году
16 мая 2007 года Совет ОЭСР принял Резолюцию сессии Совета ОЭСР на уровне министров о расширении и углубленном партнерстве, в которой содержалось решение о приглашении Российской Федерации к переговорам о ее присоединении к Организации.
Однако в связи с политической ситуацией по итогам заседания Совета ОЭСР 12 марта 2014 г. Организация временно приостанавливает деятельность, связанную с процессом присоединения Российской Федерации к ОЭСР.
Вместе с тем, сохраняя статус «присоединяющегося государства», Российская Федерация продолжает активное взаимодействие с ОЭСР с целью использования ее передового опыта и наилучших практик для модернизации российского законодательства.
Формат взаимодействия российских ФОИВ с рабочими органами ОЭСР
Организация работы российских ведомств и организаций по вопросам ОЭСР выстраивается в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2020 г. №1091-р о распределении обязанностей между федеральными органами исполнительной власти и организациями по взаимодействию с ОЭСР.
Задачи по выстраиванию конструктивного сотрудничества с рабочими органами ОЭСР отражаются в двухгодичных планах работ по взаимодействию Российской Федерации с ОЭСР, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Минэкономразвития России и ОЭСР
Минэкономразвития России совместно с МИДом России выступает координаторами деятельности органов государственной власти по взаимодействию России с ОЭСР в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2016 г. № 28.
Минэкономразвития России ведет работу с ОЭСР по направлениям:
Российская федерация присоединилась к конвенции оэср в каком году
Распоряжение от 20 мая 2017 года №963-р. Конвенция ориентирована на противодействие схемам вывода прибыли из России и позволит скоординировать усилия по реализации Плана Организации экономического сотрудничества и развития по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения путём согласования на многосторонней основе изменений в отношении механизма применения действующих соглашений об избежании двойного налогообложения без необходимости проводить двусторонние переговоры по каждому такому соглашению в отдельности.
Документ
Распоряжение от 23 мая 2017 года №963-р
Внесено Минфином России.
Многосторонняя Конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения от 24 ноября 2016 года разработана странами, являющимися участниками Специальной группы Организации экономического сотрудничества и развития, в рамках реализации Плана по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (далее соответственно – Конвенция, ОЭСР, План BEPS). Конвенция открыта для подписания с 31 декабря 2016 года.
Конвенция ориентирована на противодействие схемам вывода прибыли из России и позволит скоординировать усилия по реализации Плана BEPS путём согласования на многосторонней основе изменений в отношении механизма применения действующих соглашений об избежании двойного налогообложения без необходимости проводить двусторонние переговоры по каждому такому соглашению в отдельности.
Подписанным распоряжением принято предложение Минфина России, согласованное с МИДом, Минэкономразвития, Минюстом и ФНС России, о подписании Конвенции.
Конвенция будет применяться к 63 соглашениям об избежании двойного налогообложения, заключённым Российской Федерацией с иностранными государствами. Исключение составляют соглашения со странами, не являющимися участниками Специальной группы ОЭСР по разработке Конвенции, а также соглашения со Швецией и Японией по причине ведущихся переговоров о заключении новых соглашений с учётом положений Конвенции.
В соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» Конвенция подлежит ратификации, поскольку она содержит правила, отличные от предусмотренных российским законодательством.
Конвенция не противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе и другим международным договорам Российской Федерации.
Министерство экономического развития Российской Федерации
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
27 сентября 2010 г.
Версия для печати
Organization for Economic Cooperation and Development(OECD),
Organisation de Coopération et de Développement Economiques (OCDE)
Место расположения: Париж, Франция.
Создана: апрель 1948 г.
Членство: 34 страны.
Генеральный секретарь: Хосе Анхель Гурриа Тревиньо (Мексика) с июня 2006 года.
Рабочие языки: английский и французский.
История Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) началась в апреле 1948 года, когда была создана Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), основная цель которой заключалась в координации деятельности государств по послевоенному хозяйственному восстановлению Западной Европы на основе «Плана Маршалла» (1948-1951 гг.). В задачи ОЕЭС входила экономическая интеграция Западной Европы, создание обширного рынка с устранением внутри него количественных ограничений на движение товаров, а также снятие валютных и тарифных барьеров.
14 декабря 1960 года в Париже была подписана Конвенция о создании Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), вступившая в силу 30 сентября 1961 года. Инициатором создания организации с более широким диапазоном деятельности выступили США, преследовавшие как политические цели (укрепление так называемого атлантического единства), так и экономические цели (усиление влияние на европейскую экономику).
Именно в рамках ОЭСР осуществляется регулирование практически всех важнейших вопросов экономического развития мира, анализируются и прогнозируются тенденции экономического развития отдельных стран, ведется разработка теоретических и практических подходов к решению мировых финансово-экономических проблем, которые впоследствии кодифицируются в международных соглашениях и договорах.
В качестве основных задач ОЭСР определено:
Для реализации поставленных задач страны-члены обязались:
Членами ОЭСР являются 34 страны. В 2004 году была разработана Стратегия расширения ОЭСР, в рамках которой сформулирован ряд критериев, на основании которых производится отбор потенциальных членов на вступление в ОЭСР. В соответствии с решением, принятым Советом ОЭСР 16 мая 2007 года, определены две основных «волны расширения»:
— в «первую волну» вошли Россия, Чили, Эстония, Израиль и Словения, которые получили приглашение к началу переговорного процесса о вступлении (на сегодняшний день из этих стран только Россия не присоединилась к Организации);
— во «вторую волну» вошли еще пять стран – Бразилия, Китай, Индия, Индонезия и ЮАР– с которыми ОЭСР будет расширять сотрудничество с учетом их возможного будущего членства в Организации.
В структуре ОЭСР высшим органом является Совет представителейстран — членов организации,заседания которого на уровне министров иностранных дел, финансов, торговли или экономики проводятся не реже одного раза в год. На уровне постоянных представителей (в ранге послов) Совет собирается не менее двух раз в месяц под председательством Генерального секретаря. Решения Совета (резолюции, рекомендации) принимаются, как правило, консенсусом.
В Комитет содействия развитию входят более двадцати государств-членов и Европейская комиссия, статус наблюдателя имеют Всемирный банк и Международный валютный фонд. Комитет является центральным органом по координации помощи, оказываемой странами ОЭСР развивающимся странам. В его задачи входит повышение эффективности этой помощи, содействие созданию в развивающихся странах жизнеспособных экономических систем и их включение в мировую экономику.
Работой Международного секретариата руководит Генеральный секретарь. В составе Секретариата функционируют департаменты, направления деятельности которых соответствуют тематике комитетов (статистика; продовольствие, сельское хозяйство и рыболовство; информатика и коммуникация; сотрудничество в содействии развитию; окружающая среда; финансы, налоги и предпринимательство; социальные вопросы, рабочая сила и образование; наука, технология и промышленность; занятость и социальные вопросы). Кроме того, в структуру Международного секретариата входит основанный в 1990 году Центр по сотрудничеству с европейскими экономиками в переходный период.
Штаб-квартира ОЭСР
Organisation de Coopération et de Développement Economiques (OCDE) 2, Rue André Pascal, 75775, Paris, Cedex 16, France Tel: (8-10-33-1-45) 24-82 00; Fax: (8-10-33-1-45) 24-85 00
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
Предшественницей ОЭСР была Организация европейского экономического сотрудничества, созданная 16 апреля 1948 г. для восстановления экономики стран Западной Европы в соответствии с планом Маршалла.
В настоящее время членами ОЭСР являются 35 государств: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Мексика, Польша, Португалия, Республика Корея, Словакия, Словения, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эстония, Япония, Латвия. На долю стран ОЭСР, в которых проживает менее 20% населения земного шара, приходится около 55% мирового ВВП.
Основной задачей ОЭСР является анализ состояния экономики государств-членов и выработка рекомендаций по совершенствованию экономического регулирования на макроэкономическом и отраслевом уровнях. В рамках Организации определяются перспективы развития крупнейших стран мира, разрабатываются пути решения возникающих экономических проблем, которые впоследствии кодифицируются в международных соглашениях и договорах. В связи с этим ОЭСР фактически является органом координации социально-экономической политики ведущих индустриальных стран.
ОЭСР разрабатывает рекомендации и предоставляет экспертно-аналитическое содействие по ключевым проблемам мировой экономики, включая содействие развитию, экологию, борьбу с коррупцией, образование, здравоохранение, для других международных организаций и форумов, в т.ч. для «Группы восьми» и «Группы двадцати». ОЭСР тесно взаимодействует с МВФ, Всемирным банком, ВТО, АТЭС, МОТ и др.
Высшим органом ОЭСР является Совет, в который входят постоянные представители от стран-участниц в ранге послов. Как правило, Совет заседает раз в две недели на уровне постоянных представителей и один раз в год на уровне министров, курирующих проблематику ОЭСР.
Постоянно действующим органом ОЭСР, обеспечивающим его текущую работу, является Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем. С 1 июня 2006 г. этот пост занимает гражданин Мексики Анхель Гурриа.
Секретариат ОЭСР состоит из следующих директоратов:
— по финансам и вопросам предпринимательства;
— по сотрудничеству в вопросах развития;
— по торговле и сельскому хозяйству;
— по вопросам экономики;
— по вопросам образования;
— по вопросам занятости, трудовым и социальным вопросам;
— по охране окружающей среды;
— по вопросам государственного управления и развития территорий;
— по науке, технологиям и промышленности.
Кроме того, в состав Секретариата входят Центр налоговой политики и управления, Центр по вопросам предпринимательства, малого и среднего бизнеса и местного развития и Центр по сотрудничеству со странами—нечленами.
Под эгидой ОЭСР также функционирует ряд автономных и полуавтономных органов, важнейшими из которых являются Международное энергетическое агентство и Агентство по ядерной энергии.
Решения ОЭСР принимаются на основе консенсуса и могут иметь различный правовой статус. Так, собственно «решения» Совета носят юридически обязывающий характер. Принимаются они сравнительно редко и используются, главным образом, для юридического оформления вступления в силу важнейших Конвенций или других нормативно-правовых актов. Чаще принимаются рекомендации Совета, которые не носят юридически обязывающего характера, а представляют собой своего рода «моральное обязательство» стран-членов следовать той или иной политике.
ОЭСР долгое время являлась своего рода «закрытым клубом» промышленно-развитых стран и негативно относилась к идеям о расширении своего состава. В 1993 г. было принято принципиальное решение о возможности приема новых членов. В 1994-96 гг. в ОЭСР вступили Мексика, Польша, Венгрия, Чехия, Республика Корея. В 2000 г. – Словакия. В этот период активно стало развиваться сотрудничество Организации со странами-нечленами, в том числе с Россией.
16 мая 2007 г. в ходе заседания министерского Совета ОЭСР в Париже было принято решение пригласить Россию, а также Израиль, Словению, Чили и Эстонию к началу официальных переговоров по вступлению в Организацию. Кроме того, было инициировано т.н. «расширенное партнерство» с Китаем, Индией, Бразилией, Индонезией, ЮАР. В течение 2010 г. Чили, Словения, Израиль и Эстония стали полноправными членами Организации. В 2015 г. членом Организации стала Латвия. Переговоры о вступлении России были временно приостановлены в 2014 г. в связи с событиями на Украине.
Россия и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
ОЭСР объединяет 35 стран мира. Главным направлением деятельности Организации является анализ социально-экономического положения стран-членов, выработка рекомендаций по повышению эффективности экономической и социальной политики и ее координация.
До середины 90-х годов ХХ в. ОЭСР была своего рода «закрытым клубом» развитых стран. В июне 1993 г. было принято решение о расширении взаимодействия с заинтересованными развивающимися государствами, открывшее возможность их вступления в Организацию. Это создало предпосылки для подписания 8 июня 1994 г. Декларации о сотрудничестве между Россией и ОЭСР. В 1995 г. была принята первая Рабочая программа сотрудничества Российской Федерации с ОЭСР.
16 мая 2007 г. в ходе заседания в Париже Совет ОЭСР на министерском уровне принял решение пригласить Россию, а также Израиль, Словению, Чили и Эстонию к началу официальных переговоров по вступлению в Организацию. В ноябре 2007 г. Совет ОЭСР утвердил «Дорожную карту» переговоров с Россией. Данный документ содержит общее описание плана вступления, перечень обязательств и нормативных актов ОЭСР, в отношении которых нам необходимо сформировать свою позицию.
В июне 2009 г. в ходе заседания Совета ОЭСР на министерском уровне в Париже Министр экономического развития Э.С.Набиуллина передала генеральному секретарю А.Гурриа утвержденный Правительством Российской Федерации начальный меморандум о позиции нашей страны в отношении нормативно-правовых инструментов Организации. Данное событие ознаменовало практическое начало переговоров по согласованию условий присоединения России к ОЭСР. После вступления России в ВТО и завершения ратификационных процедур в отношении антикоррупционной Конвенции ОЭСР (2012 г.) были сняты главные формальные препятствия на пути членства России в Организации.
Проведенные в рамках процесса вступления двусторонние переговоры продемонстрировали, что по многим показателям Россия вписывается в рекомендованные ОЭСР ориентиры. На начало 2014 г. было вынесено положительное решение в рамках семи профильных комитетов Организации (по здравоохранению, труду, налоговой политике, рыболовству, судостроению, конкуренции и научно-технической политике). С рядом комитетов, в том числе по статистике и защите прав потребителей переговоры находились в финальной стадии. Обозначились трудности в процессе определения соответствия российского законодательства и правоприменения нормативно-правовой базе ОЭСР в сфере противодействия коррупции, экологической политики, оборота химической продукции, участия государства в экономике, корпоративного управления, политики в области иностранных инвестиций, информационной безопасности, государственной поддержки экспорта, пенсионной политики и др.
17-18 января 2013 г. состоялся рабочий визит генерального секретаря ОЭСР А.Гурриа в Москву, в рамках которого он встретился с Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым и руководителями профильных российских министерств. 14 февраля 2013 г. А.Гурриа был принят Президентом Российской Федерации В.В.Путиным для личной беседы. Встречи оэсровца с высшим руководством страны были посвящены активизации процесса вступления России в Организацию с акцентом на узкие места в переговорах, поиск и нахождение развязок по проблемным вопросам сотрудничества.
11-13 февраля 2013 г. состоялся первый визит российской парламентской делегации в ОЭСР во главе с Первым заместителем Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Д.Жуковым, в ходе которого были достигнуты договоренности о законодательной поддержке процесса вступления.
25-26 апреля 2013 г. штаб-квартиру ОЭСР посетила российская правительственная делегация во главе с первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шуваловым. Состоялись встречи с генеральным секретарем ОЭСР А.Гурриа и руководителями основных отраслевых директоратов, в ходе которых были даны развернутые пояснения о российских подходах к решению существующих проблемных вопросов. В целом визит позволил существенно продвинуть переговорный процесс о вступлении России в Организацию.
Эксперты Организации во главе с генеральным секретарем А.Гурриа внесли значительный вклад в обеспечение российского председательства в «Группе двадцати» в 2013 г. Взаимодействие с ОЭСР на этом направлении способствовало продвижению общей повестки дня – восстановления устойчивого роста в условиях кризиса мировой экономики, решения связанных с этим проблем занятости, создания необходимых условий для долгосрочной стабильности мировой финансовой системы, способствовало укреплению наших позиций в ходе переговорного процесса по присоединению к Организации.
12 марта 2014 г. на закрытом заседании Совет ОЭСР принял решение о временной приостановке переговорного процесса с Россией в связи с событиями на Украине. С 2014 г. представители России не участвуют в ежегодных заседаниях Совета ОЭСР.
Вместе с тем, однако, несмотря на временное приостановление рассмотрения российской заявки, Россия сохраняет официальный статус присоединяющейся страны и продолжает участие в рабочих органах ОЭСР на экспертном уровне. При этом не были полностью заморожены и политические контакты.
В 2015 г. штаб-квартиру Организации в Париже посетили Министр экономического развития Российской Федерации А.В.Улюкаев, начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции О.А.Плохой, заместитель Министра юстиции М.А.Травников, заместитель Министра финансов С.Д.Шаталов, заместители Министра экономического развития А.Л.Ведев и О.В.Фомичев, заместитель Руководителя ФАС А.Г.Цыганов. Руководитель ФНС М.В.Мишустин был переизбран заместителем Председателя Форума ОЭСР по налоговому администрированию, а директор департамента Министерства юстиции Российской Федерации М.В.Виноградов – в состав руководящего органа антикоррупционной группы. Порядка 180 представителей Российской Федерации из более 30 ведомств и организаций приняли участие в мероприятиях ОЭСР на экспертном уровне.
Широкое распространение получила практика направления Генеральным секретарем ОЭСР посланий российским министрам с изложением основных итогов работы ОЭСР в различных областях с представлением подготовленных документов.
Вместе с тем, говорить о полномасштабном восстановлении переговорного процесса о вступлении России в Организацию в ближайшем будущем было бы преждевременным. Наши отношения с ключевыми государствами-членами этой Организации переживают не лучшие времена. В условиях действующего в Организации принципа консенсуса при принятии решений это усложняет перезапуск процесса присоединения. Наиболее ярко выраженные антироссийские позиции в Организации занимает Канада, которая, в частности, предпринимает попытки блокирования направления приглашений России для участия в комитетах и рабочих группах, в которых наша страна является наблюдателем.
С учетом этого, принят курс на прагматичное развитие отношений с ОЭСР. В соответствии с Планом работы по взаимодействию Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития на 2016 г., одобренным Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым, стремимся получить максимально возможную отдачу от контактов с Организацией. Такая линия также позволит нам обеспечить необходимый задел в случае принятия сторонами решения о возобновлении переговорного процесса о присоединении России к ОЭСР.