рош а шана какой год

Рош аШана — еврейский Новый Год

рош а шана какой годЗвук шофара (бараний рог) призывает: «Очнитесь те, кто дремлет. » (Фото: photoartbymichael, Shutterstock)

Еврейский праздник Рош аШана (ראש השנה) отмечается в честь сотворения мира, он символизирует начало нового года и завершение года уходящего. Существует предание, что в дни Рош аШана Бог отмечает в Книге жизни, какая судьба ожидает в наступающем году каждого из людей: «. кому жить и кому умереть, кого ожидает покой, а кого — скитания, кого — благополучие, а кого — терзания, кому суждена бедность, а кому — богатство». Искренняя вера в то, что Бог желает всем добра и благополучия, превращает этот день в праздник.

В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и подготовиться к начинающемуся году. Размышляя о будущем, евреи просят мира, согласия, здоровья. Звук шофара (бараний рог) призывает: «Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши».

Рош аШана празднуется в течение двух дней, 1-го и 2-го числа еврейского месяца тишрей. Этот праздник отмечается в Израиле всеми. В этот день дарят друг другу подарки, посылают поздравления тем, кто далеко. Семья собирается за столом, который украшают традиционные праздничные блюда. Конечно, любой человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим, «сладким». Вот почему в этот день на стол подается много блюд, символизирующих пожелание «полного», счастливого года.

В зависимости от местных традиций эти блюда могут меняться, но почти повсюду в еврейских семьях подают:
рыбу — символ плодородия;
голову (баранью или рыбную) — чтобы быть «во главе», а не в хвосте;
морковь кружочками — по форме и по цвету она должна напоминать золотые монеты, богатство;
круглую сладкую халу с изюмом — чтобы год был полным, здоровым;
овощи и фрукты — в знак надежды на обильный урожай;
яблоки и мед — кусочек яблока, обмакнув его в мед, съедают в начале трапезы сразу после халы, «чтобы год был сладким и счастливым».

Другие праздники в разделе «Еврейские праздники» рош а шана какой год

Источник

Рош а-Шана 2021: Новый год и осенние еврейские праздники, как и когда отмечают

рош а шана какой год

Еврейский Новый год — Рош а-Шана — начинает череду осенних иудейских праздников, которые отмечают не только в Израиле, но и в других странах, в том числе в России. На Рош а-Шана, по традиции, президент России поздравляет большую еврейскую общину нашей страны. Завершается осенний цикл еврейских праздников торжествами в честь главной книги иудаизма — Торы. Подробнее — в материале ФАН.

Рош а-Шана 2021: что такое еврейский Новый год, традиции и заповеди

Рош а-Шана 2021 отмечается с вечера понедельника, 6 сентября, до вечера среды, 8 сентября.

Считается, что в этот день Всевышний творит суд над всеми, определяя жребий каждого, поэтому праздник также носит название Судный день. Название Рош а-Шана в переводе с иврита означает «голова года», то есть Новый год.

Торжества начинаются после захода солнца, после молитвы верующие участвуют в коллективной ритуальной трапезе, на которой обязательно присутствуют традиционные новогодние блюда. Трапеза проводится не только в семьях, но и в общественных пространствах — в синагогах, еврейских культурных центрах и т. д.

Традиционными блюдами на Рош а-Шана считаются все, что напоминает о совершенстве и красоте мира, сотворенного Создателем, символизируя полноту и сладость наступающего года.

рош а шана какой год

Это круглый хлеб (хала); яблоки, кусочки которых с благословением обмакивают в мед; нарезанная кружочками морковь как символ денег и достатка; плоды граната, число зерен которого считаются соответствующим числу заповедей Торы; а также рыба, голова которой символизирует пожелание «быть во главе, а не в хвосте».

Праздничный стол ломится от овощей и фруктов, различных мясных и рыбных деликатесов, а также от сладостей. Все желают друг другу хорошего и сладкого года. А вот горькое, кислое, острое в этот праздник есть не принято, не едят также орехи. Работа на Рош а-Шана запрещена.

Одна из важнейших заповедей праздника — обязательно посетить синагогу или общественное пространство, где можно услышать, как трубят в шофар — специально выделанный бараний рог. Звук шофара символизирует глас Божий, трубят в него в течение праздника несколько раз, чтобы как можно больше верующих смогли исполнить эту заповедь.

Еще один ритуал праздника Рош а-Шана называется ташлих — освобождение от грехов прошедшего года. Грехи символизируют крошки из карманов, их выбрасывают в воду, отдавая рыбам. Ритуал сопровождается специальными молитвами.

рош а шана какой год

Другие осенние еврейские праздники: Йом-Кипур, Суккот, Симхат Тора

Начиная с праздника Рош а-Шана для иудеев начинаются Дни раскаяния, или Дни трепета. Это десятидневная молитвенная подготовка к главному Дню покаяния, который называется Йом-Кипур. В 2021 году Йом-Кипур начнется вечером в среду, 15 сентября, и завершится вечером в четверг, 16 сентября.

Это время траура, молитвы и строжайшего поста (нельзя не только есть, но и пить).

Затем наступает время радости, которое называется Суккот, или праздник Кущей (шалашей). Суккот 2021 длится неделю — с вечера понедельника, 20 сентября, до вечера понедельника, 27 сентября. Праздник так и называется — Время нашей радости. Верующие полностью доверяют свою жизнь Создателю, поэтому все это время живут фактически под открытым небом — в непрочных шалашах (сукках). Сукки возводят во дворах домов, на балконах, около синагог и так далее. А Израиле в таких сукках верующие практически живут, в том числе ночуют; в более холодном климате в шалашах просто стараются проводить достаточное количество времени.

Завершается осенний цикл еврейских праздников торжествами в честь главной книги иудеев — Торы. Праздник называется Симхат Тора (Радость Торы). Симхат Тора 2021 отмечается с вечера вторника, 28 сентября, до вечера среды, 29 сентября. Это — день окончания чтения годового цикла недельных глав Торы, после чего наступает новый цикл, который будет идти весь следующий год.

Подробнее о еврейских праздниках читайте в материалах ФАН.

Источник

Рош а шана какой год

рош а шана какой год

Рош а-Шана — это еврейский Новый год, день, с которого начинается отсчет иудейского календаря. Но так было не всегда.

В действительности у древних евреев, вероятно, вообще не существовало понятия о том, когда начинается год. Они также не давали названия месяцам: Тора просто перечисляет их: «первый месяц», «седьмой месяц» и т.д.

В наши дни Рош а-Шана отмечается в первый день осеннего месяца Тишрей. Но в библейские времена этот период прямо назывался «седьмым месяцем». В период Первого Храма (с 8-го по середину 6-го века до н.э.) год начинался весной, в первый день Нисана.

Также, перечисляя праздники, Тора всегда начинает с весеннего праздника Песах, который приходится на седьмой месяц — Нисан.

То, что у древних евреев год начинался первого Нисана, не означает, что этот день отмечался каким-то особым образом. Тора говорит нам, что поводом для празднования было новолуние — то есть первое число каждого месяца. Под «празднованием» мы подразумеваем, что в Храме приносилось в жертву больше животных, чем обычно. Новолуние Нисана не отмечалось по-другому. Судя по тому, что мы знаем о ханаанских соседях израильтян, они тоже не обращали никакого внимания на «новый год».

Когда в Книге Шмот (40:17) сообщается, что «скиния была поставлена» в «первый месяц второго года, в первый день месяца», то есть в Нисане, там не говорится, что это был праздник, который, вероятно, заслуживал бы упоминания, если бы он вообще отмечался. На самом деле, нигде в Библии первое число Нисана не упоминается как праздник (хотя в Септуагинте, как мы увидим, может быть исключение).

Кровь быка

С другой стороны, первое Тишрея, отмечаемое сегодня как Рош а-Шана, упоминается как праздник — хотя и очень незначительный. Это ни в коем случае не празднование «нового года». Совсем наоборот. В книге Ваикра (23:24) говорится о первом дне Тишрея: «В седьмом месяце, в первый день месяца, будет у вас суббота [в смысле день покоя], праздник труб, священное собрание» (23:24).

В Торе не перечислены какие-либо особые обычаи для этого праздника, кроме трубления в рог и принесения в жертву некоторых животных (хотя жертвоприношение было более скромным, чем в два основных праздника — Песах и Суккот). Не указана конкретная причина для трубления и не сказано, что мы должны помнить.

Возможно, что более глубокое значение первого Тишрея было утеряно во времени. Или же, возможно, в этот день трубили в трубы и гонцы выходили в поля, чтобы напомнить израильтянам, что через две недели наступит Суккот, и у них есть столько времени, чтобы прийти в Иерусалим с десятиной и другими жертвами.

Если это так, то это означает, что 1-е число Тишрея, почитаемое сегодня как еврейский Новый год, было не более чем спутником главного события, Суккота, как и Йом Кипур и Шмини Ацерет в древние времена.

Первый день Тишрея имеет еще одно значение, о котором мы знаем, основываясь на Книге Йехезкеля. Этот пророк в самом конце периода Первого Храма предписывает, что Храм должен быть очищен (естественно, с помощью крови быка, а как же иначе?) в первый день Тишрея.

В других местах Библия говорит об очищении Храма перед Суккотом, в Йом Кипур, который приходится на 10-й день Тишрея.

Йехезкель вообще не упоминает Йом Кипур. Однако в той версии его книги, которая сохранилась в греческом переводе, называемом Септуагинтой, он приводит похожий обряд очищения, производимый первого Нисана, за две недели до Песаха.

Йехезкель также первым использует выражение «Рош а-Шана» (40:1), хотя для него оно явно не относится ни к какому празднику, а скорее просто означает начало года.

Еврейские месяцы? Не совсем

Когда и как месяцы получили названия?

Мы не знаем, какой была религиозная жизнь евреев во время Вавилонского изгнания. Но мы знаем, что к моменту возвращения в Палестину и к началу периода Второго Храма (516 г. до н.э.) еврейская религиозная практика претерпела глубокие изменения по сравнению с эпохой до изгнания.

Например, названия месяцев, которые мы используем по сей день — вавилонские по происхождению. Тишрей — это вавилонский месяц, название которого происходит от аккадского слова tishritu — «начало».

Кроме того, вавилоняне очень серьезно относились к празднованию Нового года. Они называли этот праздник Акиту (от шумерского слова «ячмень») и «Реш Шаттим», аккадский эквивалент ивритского «Рош а-Шана». Он отмечался дважды в год, в начале Тишрея и в начале Нисана, и длился 12 дней.

Можно предположить, что евреи переняли почитание Нового года у вавилонян. Но это не сразу проявилось после их возвращения — еврейские ритуалы складывались веками.

Неясно, когда именно Рош а-Шана стал отмечаться как самостоятельный праздник, хотя очевидно, что это произошло во времена Второго Храма. Все, что мы можем сказать наверняка, это то, что в книгах, написанных в этот период, таких как Книга Юбилеев и Книга Маккавеев, или в свитках Мертвого моря, не упоминается никакой «Рош а-Шана». Впервые мы слышим о нем в ранней раввинистической литературе — в Мишне и Тосефте, которые были отредактированы примерно в 200 году н.э., и в обоих есть трактаты под названием «Рош а-Шана», посвященные празднику и вопросам, связанным с календарем. Именно в этих текстах мы впервые получаем подробное описание важности праздника и его традиций.

Например, из Мишны мы узнаем, что «мир был сотворен первого числа месяца Тишрей, хотя существует мнение меньшинства, что это произошло первого Нисана».

Именно в Мишне мы впервые знакомимся с главной темой праздника — темой суда: «В Рош а-Шана все люди проходят перед ним [Богом], как овцы перед пастухом» (трактат Рош а-Шана 2).

Эта тема развивается в Талмуде, где рабби Круспедай, живший в III веке в Палестине, цитирует слова своего учителя рабби Йоханана: «На Рош а-Шана открывают три книги: одна для совершенно злых, другая для абсолютно добрых, и третья — для обычных людей. Праведные сразу же записываются, и им предписывается жизнь; Злые сразу же записываются, и им предписывается гибель; средние удерживается в равновесии с Рош а-Шана до Йом Кипура. Если они окажутся достойными, их записывают на жизнь, если нет — на уничтожение». (15b)

Дни, в которые судьба обычных людей висит на волоске, известны с середины 14-го века как «Дни трепета» (Йомим Нораим).

Шофар

Литургия праздника, то есть молитвы, добавленные к обычной ежедневной молитве, посвящена трем основным темам: Царственность Бога, заимствованная из вавилонской Акиду, где царственность (царя) была главной темой; перечисление великих деяний Бога; игра на музыкальном инструменте. По крайней мере два последних пункта были взяты из Библии, как мы обсуждали выше.

Что касается музыкального инструмента, то в принципе в Библии не сказано, что нужно именно дуть. Мишна впервые говорит нам, что это должен быть шофар — рог, обычно барана, хотя он может быть и от антилопы или другого кошерного животного.

Задолго до того, как Талмуд был отредактирован в 500 году н.э., в разных еврейских общинах возникли различные традиции относительно того, как и когда именно следует трубить в шофар. Не зная, какая из них правильная, раввины решили, что все традиции должны быть объединены.

Таким образом, в Рош а-Шана мы имеем ткиа (длинный гудок), шварим (три последовательных коротких гудка) и труа (девять быстрых гудков, разделенных на три группы по три гудка), которые раздаются в разной последовательности в разные периоды дня. В сумме это составляло 90 гудков, которые округлялись до 100, что практикуется сегодня.

Как Рош а-Шана стал двухдневным праздником

Первоначально Рош а-Шана был однодневным праздником. Его стали отмечать два дня из-за проблем с коммуникацией.

Еврейский календарь основан на лунном цикле. Новый месяц начинался с момента восхода новой луны. Восход каждой новой луны определялся раввинским советом в Иерусалиме, а позднее в Явне, на основании свидетельств очевидцев. Затем по всей земле рассылались гонцы, которые сообщали населению о начале нового месяца.

Но что касается Рош а-Шана, то празднование должно было начаться немедленно. К тому времени, когда новость доходила до самых отдаленных уголков Палестины, не говоря уже о других местах, день уже давно заканчивался.

Такие праздники, как Суккот и Песах, не представляли проблемы — они отмечались примерно через две недели после начала нового месяца.

Позже, когда календарь перестал определяться советом и необходимость в двухдневном празднике отпала (не говоря уже о том, что люди могли сами смотреть на небо), раввины решили все же сохранить этот обычай.

Гефилте фиш и другие символы

В Европе в период Высокого Средневековья употребление меда переросло в поедание халы с фруктами, которые сегодня почти повсеместно превратились в яблоки, обмакнутые в мед. Примерно в то же время возникла новая традиция есть на Рош а-Шана гранаты, основанная на ложном убеждении, что число зерен в гранате равно 613, что соответствует числу еврейских заповедей.

Обряд ташлих — опустошение карманов в море или реку (или, если они недоступны, в колодец) на Рош а-Шана — впервые упоминается в 15 веке и сегодня является распространенной традицией среди соблюдающих евреев. Предполагается, что он символизирует очищение себя от грехов.

Посылать поздравительные открытки родным и друзьям начали только в 19 веке, хотя сейчас эта практика практически исчезла. Сегодня вместо этого люди посылают электронные письма и (что раздражает) текстовые сообщения. Традиционные пожелания: «Шана Това», что означает просто «хорошего года», а для более религиозных людей — «Гмар хатима това» — пожелание, чтобы Бог признал вас добродетельным и вписал ваше имя в Книгу жизни.

Источник

Когда еврейский Новый год в 2021 году? ✡

Каждый народ по-своему, иногда даже в разные даты, встречает наступающий год. Так же и евреи – у них наступающий год, правда, не 2021, а 5782 (от сотворения мира). Но для них это особый национальный религиозный праздник, который наряду с Йом-Кипур (Судным днем) считается самыми важными, почитаемыми, судьбоносными.

История праздника и его значение

Рош Ха-Шана, именно так называется еврейский Новый год, в переводе это «голова», то есть, начало. Он имеет много смыслов, и для иудеев это не просто веселый праздник, как у нас, а древняя история, религиозные поклонения, надежды, прощения, и упования. Интересно, что он связан со знаком Весов, а это весьма символично, именно на таком мериле и будут видны все плохие и достойные поступки евреев, когда бог призовет их на Суд.

История праздника начинается с сотворения мира, включает в себя изгнание наших праотцов из рая, несостоявшуюся жертву Исаака, Ноев потоп, освобождение из египетского рабства, и другие, не менее важные библейские события. Древние предания говорят, что именно на Рош Ха-Шан, когда трубит шофат, бог рассматривает поступки каждого, чтобы определить, что с ними будет в наступающем году. Кому-то за его добрые дела пошлет удачу, кому за грехи – беды и проблемы для наказания.

Поэтому каждый еврей так трепетно относится к этому празднику. Все они тщательно к нему готовятся, стараясь максимально очистить душу и тело перед тем, как всевышний станет бросать на чашу весов их слова и поступки для определения судьбы в наступающем году. Главная задача этих дней – максимально вспомнить все плохие поступки, недостойное поведение, плохие слова (даже мысли), раскаяться и очисть душу.

Все ли могут покаянием изменить свою судьбу? В иудаизме принято считать – в начале праздника Бог восседает на престоле, и перед ним лежат 3 книги. В одной – имена грешных, у которых плохих дел гораздо больше, нежели хороших. Во второй – праведники. В третьей обычные люди, которых большинство, число их добрых и недостойных дел примерно одинаково. Именно они и могут покаянием исправить свою участь. Искренняя вера иудеев в божье милосердие делает эти 2 дня настоящим праздником.

Клятва

У евреев считается клятвой даже ненароком брошенное обещание. Поэтому, если его не удалось выполнить, перед новым годом, чтобы снять этот груз, нужно перед тремя мужчинами признаться в поступке и помолиться богу. Эта процедура называется хатарат недарим, и после нее невыполненные обязательства считаются снятыми.

Дата начала и окончания торжеств

Еврейский календарь отличается от нашего, и летоисчисление там другое, не от Рождества Христова, как у нас, а от сотворения мира. Причем, не от первого его дня, а от шестого, когда был создан человек. Кроме того, каждый из месяцев у них начинается с полнолуния, и поэтому многие даты плавающие, каждый год разные.

Вычисление это сложное, им занимаются соответствующие специалисты. В 2021 году еврейский новый год наступает 6 сентября вечером после заката и заканчивается через 2 дня, 8 числа. В иудейском календаре это месяц тишрей, по счету он седьмой.

Почему вечером?

Объяснение тому, что праздник у них не с полуночи начинается, как у нас, простое: в Библии говорится, что когда Бог создал землю: «и был вечер, и было утро». То есть, день начинался с вечера.

Еще необычность этого праздника – он никогда не бывает по воскресеньям, средам и пятницам, всегда выпадает на новую Луну, которой иногда практически не видно на ночном небосводе. И здесь есть свой сакральный смысл – Бог так милосерд, что закрывает глаза на плохие поступки евреев, чтобы проявить милосердие к ним за их покаяние.

Как празднуется в Израиле

Как и все еврейские праздники, этот также, (в отличие от нашего развеселого торжества) проходит в молитвах и покаянии. На Рош Ха-Шана принято читать 10 текстов, где бог упоминается, как царь, столько же о помнящем все Господе, и еще десяток с упоминанием о шофаре и его трубном гласе.

Звук бараньего рога призван пробуждать тех, кто еще не очнулся от греховного сна, и тратит бессмысленно свои годы, вместо того, чтобы раскаяться, измениться и получить прощение от милосердного создателя. В первый день проходит три службы в синагоге, утром, в обеденное время и вечером. На каждой звучит трубный глас шофата, призывающий всех к покаянию, и напоминающий о грядущем божьем суде.

Голос лукавого

Есть еще одна версия значения этих звуков. Якобы, Сатана предстает пред Богом, и начинает ему жаловаться на недостойное поведение людей. Трубные рев, громогласно врываясь на небеса, перекрывает голос лукавого, сбивает его, и господь просто не слышит о проступках своих верующих, что спасает их наказания.

Что можно и нельзя делать

Существуют строгие правила, которые веками выполняются всеми иудеями, независимо от места проживания, возраста, и т.д. Абсолютно все евреи по древнему уставу празднуют новый год, исключение только больным. Все слова и мысли должны быть чистыми, а поступки добрыми и милосердными. Только тогда бог простит грехи и пошлет удачный год.

Обязательно к выполнению:

рош а шана какой год

Когда день любви Ту бе-Ав или 15 Ава💖 история и традиции
Что такое Шабат? 🕎 Особенности и традиции

Традиции и обряды

Вечером первого дня до наступления заката, все евреи стараются пойти на берег любого водоема, вытряхнуть из карманов крошки, и выбросить в реку. Это считается ритуалом скормления грехов рыбам. После этого дома старшая из женщин зажигает свечи за себя и близких. В ночь второго дня процедура повторяется.

Встречаясь со знакомыми на пути в синагогу, евреи желают всем, чтобы бог вписал их в «Книгу жизни», а наступающий год был сладким и благодатным. После храма можно приступать к подготовке торжества, выставлению на стол общепринятых блюд и напитков, которые имеют сакральный смысл и влияние на весь последующий год.

Также подготавливают священные книги для чтения за столом и обсуждения насущных дел со своими близкими. Именно так проходит праздничная трапеза у евреев. Они беседуют, расспрашивают о жизни своих родных, об их успехах и радуются вместе, когда все хорошо, не уставая благодарить господа за это.

Застолье начинается с благословения вина (Кидуш), затем следует омовение рук, благословение хлеба (Хал), и после всего уже приступают к трапезе. При этом все начеку, и прислушиваются к происходящему на улице. Каждый должен услышать звук шофата, и тогда год наступающий для него будет удачным. Кроме того, обычно для родных стараются приготовить интересные приятные подарки, и вручить их во время застолья с наилучшими пожеланиями добра и благополучия.

У евреев-хасидов всего мира есть давняя паломническая традиция – на новый год посетить могилу цадика Нахмана, что находится в Украине, городе Умань. Сюда на Рош Ха-Шан съезжаются тысячи представителей этого течения. У них считается, что если хотя бы раз в своей жизни совершить такую поездку, то жизнь будет счастливой.

Что ставят на стол: 3 главных национальных рецепта

На еврейский новый год все блюда – чисто символические, несут сакральный смысл и предназначены для наступления удачного года. Люди не собираются за столом, чтобы до отвала, как мы, славяне, наесться всяких вкусностей, весело и шумно погулять. Еда готовится заранее по всем правилам, и имеет определенное значение.

На столе у разных направлений иудаизма могут быть: яблочный пирог, запеченная форель, маринованная свекла, печень (как «чистые мысли»), вареное легкое барана (зрение), каша из кус-куса с медом для сладости наступающего года.

Рецепты основных блюд

Чтобы достойно встретить Рош Ха-Шан, нужно научиться готовить самые важные еврейские новогодние блюда. Рецепты их очень просты и доступны, не требуют дорогостоящих вложений и длительного стояния у плиты.

Цимес – древний деликатес

Изначально его готовили бедняки, потому что других сладостей у них не было. Постепенно в цимес стали добавлять яблоки, изюм, финики, другие сухофрукты. Делают его просто.

Морковь нарезать кружками, напоминающими монетки, протушить ее до полу мягкости, добавить мед с сахаром, пропаренные сухофрукты и довести до готовности.

Рыба (гефилте-фиш)

Она может присутствовать в качестве двух блюд – головы (всегда впереди) и собственно рыбы, символизирующей плодородие. Часто их объединяют на новогоднем столе в одно угощение – фаршированная рыба с головой.

Хала (чаллах)

Это сдобная круглая булка, которую в начале трапезы обязательно пробуют, окуная в мед, что символизирует сытую и довольную жизнь в достатке.

Чтобы ее приготовить, нужно взять:

Кроме этих блюд, в наше время часто на новогодних столах евреев можно увидеть маринованную тыкву, хумус, форшмак, фалавель, зеленые бобы и другие блюда, имеющие для них сакральный смысл. «Шана това!» – желают они друг дружке хорошего и удачного года, и надеются, что успели к этому времени всех простить, выполнить все обязательства, пересмотреть свои поступки. В результате чего бог на чаше весов увидит их достойными, и отправит к тем, для кого все последующие месяцы будут полным благополучия и счастья.

По окончании Рош Ха-Шане евреи сразу же вступают в десятку дней молитв раскаяния, по окончании которых приходит праздник Йом-Кипур, называемый еще днем отпущения грехов. Итого празднование у них занимает в общем около 2-х недель, со всеми традициями и обрядами. И уже по окончании всех дней покаяния и прощения еврейский народ с радостью и надеждой на божью милость вступает в новый год.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *