родина икеа какая страна
Наше наследие
Сегодня у бренда ИКЕА миллионы поклонников, а наши товары покупают по всему миру. Но у каждой истории успеха есть свое начало. Вы знали, что когда-то мы были крошечным магазином в Эльмхульте, небольшой деревушке в сельском районе Швеции, а продажи осуществлялись через каталог для заказа по почте? А что штаб-квартира дизайнеров ИКЕА до сих пор расположена там? Вот наша история.
Наши корни
Ингвар Кампрад основал компанию ИКЕА в 1943 году, когда ему было 17 лет. Тогда он занимался продажей всяких мелочей: ручек, кошельков и рамок для фотографий. В Смоланде (регионе, где родился и вырос Ингвар) почва каменистая и не особо плодородная. И в те времена большинству жителей приходилось проявлять чудеса изобретательности, стараясь получить максимум из очень ограниченных ресурсов. Считается, что именно природные условия во многом определили характер жителей Смоланда: они отличаются прижимистостью, изобретательностью и очень практичным подходом к жизни. Эти факторы частично объясняют подход компании ИКЕА к ведению дел и являются залогом ее успеха в бизнесе.
Эволюция логотипа ИКЕА за время существования компании:
Скромный миллиардер. Как Ингвар Кампрад создал IKEA и отказался от нее
Ингвар Кампрад родился 30 марта 1926 года в провинции Смоланд на юге Швеции. Несмотря на дислексию, уже в раннем детстве будущий миллиардер обнаружил в себе навыки предпринимателя, начав торговать спичками. Ребенок смекнул, что можно немного подзаработать, если продавать поштучно соседям скупленные оптом на распродаже спичечные коробки. В последующие годы Кампрад чем только не торговал: ягоды, семена, рыба, новогодние украшения, канцтовары. Торговля шла в том числе через почтовые каталоги. В 1943 году, когда ему исполнилось 17 лет, он основал компанию IKEA. Первые две буквы — это инициалы предпринимателя, две последние пришли из названия семейной фермы Elmtaryd и местного прихода Agunnaryd. Через пять лет Кампрад добавил в свой каталог мебель местных производителей. Спрос на нее так впечатлил бизнесмена, что вскоре он целиком сосредоточился на торговле товарами для дома.
Озарение Кампрада
Бизнес рос, Кампрад нанимал сотрудников. Один из них — Свен Гёте Ханссон — предложил гениальную идею: создать шоурум и выставлять в нем мебель. Так появился первый центр IKEA — в старом здании мастерской в городе Эльмхульт. Постепенно Кампрад отошел от торговли чужой мебелью, IKEA организовала собственное производство, сама разрабатывала дизайн.
А в какой-то момент пришло озарение. Один из сотрудников IKEA открутил ножки у стола, который необходимо было упаковать и отправить клиенту. Так была «изобретена» знаменитая сборная мебель, которая не занимает много места при перевозке и позволяет экономить на доставке и упаковочных материалах. Не менее революционной оказалась идея предложить покупателям самостоятельно собирать мебель. Во-первых, для IKEA стоимость сборки тем самым сокращалась до нуля. Более того, сам того не подозревая, Ингвар открыл важную психологическую особенность людей, которую ученые позже назовут «эффектом IKEA».
Чем больше усилий требуется от потребителя для получения определенного товара или услуги, тем более ценными они кажутся.
Этот эффект успешно используется в коммерции: это и очередь, которую нужно отстоять, чтобы купить и без того дорогую сумку Hermes, и необходимость получить рекомендации от двух участников закрытых лондонских клубов, чтобы войти в их число, и наборы Lego, которые нужно собрать, и, конечно же, мебель от IKEA.
Кампрад экономил не только на сборке мебели. Предприниматель проповедовал крайне скромный образ жизни, того же требовал от подчиненных. В своих мемуарах и интервью он утверждал, что всегда старался летать эконом-классом, долгие годы ездил на недорогой модели Volvo, останавливался в бюджетных отелях и покупал еду у фермеров перед закрытием рынков — так он мог выторговать скидку. Экономил Кампрад и на налогах: несколько десятилетий он прожил в Швейцарии, за что подвергался критике на родине. Спустя годы New York Times обнаружила интересные подробности этой «скромности»: по дорогам Швейцарии Кампрад разъезжал на Porsche, а дом, в котором он жил, был роскошной виллой на берегу Женевского озера.
Как бы то ни было, бережливость прочно вошла в ДНК IKEA, в которой даже топ-менеджеры исписывали листы бумаги с обеих сторон. Подтверждение тому можно найти в ее финансовых отчетах (компания не публична, но публикует основные показатели). В 2018 ее выручка (учитываются продажи товаров и услуг, а также рентный доход) составила €38,8 млрд. Денежные средства, накопленные на счетах к концу 2017 года — в том числе за счет системной экономии — составляли €23 млрд или 43% от активов, при том, что товары в производстве и на складах — всего лишь 4%. Это невероятно маленький показатель для ретейлера, у которого 422 магазина в 50 странах мира. С точки зрения долговой нагрузки компания находится в крайне комфортном положении: подушка безопасности в виде наличных превышает все долги компании в десять раз.
Наследие Кампрада
Если на что-то Кампрад никогда не скупился, так это на услуги юристов — в этом он сам признавался в интервью Forbes. Юристы понадобились Кампраду, чтобы создать сложную систему владения и управления IKEA, состоящую из трастов и фондов. Еще в 1980-х он фактически разделил бизнес-империю на две составляющие: IKEA Group и Inter IKEA. Первая управляет большинством магазинов и торговых центров IKEA, работая при этом по франшизе. Франчазером бренда выступает Inter IKEA — собственник торговой марки и концепции IKEA, получающий лицензионные платежи от всех франчайзи. В случае IKEA Group, как писали в 2000-х СМИ, речь идет о 3% от оборота. Конечный собственник IKEA Group — траст Ingka Stichting Foundation, зарегистрированный в Нидерландах, а Inter IKEA — Interogo Foundation из Лихтенштейна.
Зачем понадобилась такая сложная структура? Журнал The Economist в 2006 году писал, что с помощью трастов и благотворительных фондов Кампрад попросту минимизирует налоговую нагрузку. Антиглобалистская организация Attac (создана для исследования размеров налогов, уплачиваемых транснациональными корпорациями) подсчитала, что налоговые выплаты IKEA Group в 2012 году составили €695 млн, что соответствует общей налоговой ставке в 17,8%. Inter IKEA заплатила €58 млн налогов, что соответствует 11,6%. В обоих случаях речь идет о крайне низких для большинства мировых экономик уровнях налоговой нагрузки. А шведский телеканал SVT в 2011 году заявлял, что один только траст Interogo позволит IKEA к 2031 году сэкономить на налогах от €2,3-3,2 млрд. Сам Кампрад утверждал, что его основная цель была куда благороднее: защитить IKEA от поглощения или возможных семейных конфликтов.
Трасты Ingka и Interogo принадлежат сами себе, но семья Кампрад сохраняет места в органах управления (сам Ингвар отошел от оперативного управления IKEA только в 1998 году, из советов директоров вышел вовсе в 2013-ом). Формально оба траста — благотворительные. Но большая часть их средств реинвестируется в бизнес IKEA — в этом и заключался один из элементов налоговой экономии, писал The Economist. Впрочем, филантропией IKEA тоже занимается, правда, в более скромных масштабах. Например, Ingka Stichting ежегодно вкладывает около €150 млн в партнерские программы. В 2017 году один из крупнейших грантов на €40 млн получила коалиция We Mean Bussines, поддерживающая инициативы в сфере «зеленой» энергетики. Interogo занимается прямыми и венчурными инвестициями (через структуру Nalca, которая поддерживает компании Северного региона) и вкладывает средства в недвижимость и финансовые активы.
«Я отдал IKEA. Мы сохранили контроль в компании, но теперь у нас нет денег», — приводит слова Кампрада, якобы сказанные его сыновьям еще в 1980-х, один из биографов бизнесмена.
У него была Икеа. 50 фактов об основателе крупнейшего мирового ретейлера.
1. Ингвар Кампрад по гороскопу — овен. Он родился 30 марта 1926 года.
2. Он был первым ребёнком в семье.
3. Имя Ингвар означает «охраняющий имя Бога». Ing — скандинавский бог плодородия, varr — «охранять». В русском варианте имя звучит как Игорь.
4. Второе имя Кампрада — Феодор.
5. У Ингвара немецкие корни. Его бабушка с дедушкой со стороны отца приехали в Швецию в 1896 году.
6. Мать Ингвара умерла от рака. В честь неё он основал Фонд для исследования раковых заболеваний.
7. Первые деньги Ингвар заработал в 5 лет. Тётя купила ему 100 коробков спичек по оптовой цене, а он продавал их поштучно. Первыми покупателями были ближайшие родственники.
8. Бабушка Франциска всю жизнь хранила спичечный коробок, который ей продал маленький Ингвар.
9. В 11 лет Ингвар занимался перепродажей семян. После одной крупной сделки он купил новый гоночный велосипед и печатную машинку.
10. Ингвар страдал от дислексии. У него были трудности с чтением и арифметикой.
11. Кампрад не учился в университете, но в 1945 году окончил высшую коммерческую школу в Гётеборге.
12. В юности Ингвар Кампрад поддерживал фашистов и в 1942 году даже стал членом нацистской партии. Ему поручили собирать инвестиции для партии и работать с новичками.
13. Политическим наставником Кампрада был Пер Энгдаль — основатель профашисткой организации «Новошведское движение». Ингвар всю жизнь считал его «великим человеком».
14. Кампрад зарегистрировал «Икею» в 17 лет, в 1943 году. Вначале компания торговала разной мелочью.
15. Слово «Икеа» (IKEA) составное: И — Ингвар, К — Кампрад, Е — Ельмтарюд (название фермы, где Ингвар родился), А — Агуннарюд (название церковного прихода, в котором находится ферма).
16. Первыми сотрудниками «Икеи» были родственники Ингвара. Они отвечали на телефонные звонки, помогали с ведением документации и упаковкой посылок.
17. Кампрад брал кредит в банке всего один раз в жизни — 500 крон ($63) для оптовой покупки французских авторучек.
18. Даже во время службы в армии (в 1946 году) Кампрад не прерывал ведение бизнеса. Командир части разрешил ему брать ночные увольнительные.
19. Первый каталог «Икеи» вышел в 1951 году. Кампрад лично написал для него все тексты.
20. В современном каталоге «Икеи» в качестве бесплатных моделей выступают сотрудники компании.
21. Мебель «Икеа» в этом году отпразднует 65 лет. Первый магазин открылся в 1953 году.
22. Кофейный столик и кресло без подлокотника были первой мебелью, которую начал продавать Кампрад.
23. Фирменными цветами «Икеи» сначала были красный и белый. Сейчас бренд компании окрашен в цвета флага Швеции — синий и жёлтый.
24. Чтобы заставить покупателей приезжать в загородные магазины «Икеи», Кампрад придумал продавать дешёвые багажники на крышу автомобилей.
25. Первый ресторан «Икеа» появился в 1960 году в городе Эльмхульт.
26. 30% посетителей «Икеи» приезжают исключительно для того, чтобы поесть в ресторане.
27. Только 10% своего огромного ассортимента «Икеа» производит сама. Остальное заказывает двум тысячам поставщиков в 55 странах.
28. Ингвар стал давать товарам «Икеи» шведские имена только потому, что не мог запомнить длинные числовые артикулы. Первый диван «Икеи» он назвал «Рут».
29. Мебель — отнюдь не лидер продаж в «Икее». На нее приходится лишь 40%. Остальное — сопутствующие товары.
30. Когда в конце 80-х годов «Икею» обвинили в использовании в производстве формальдегида, компания выделила 3 миллиона долларов на исследовательские программы Greenpeace.
31. Кампрад был категорически против вывода «Икеи» на IPO, заявляя, что это замедлит процесс принятия решений в компании
32. Точной цифры состояния Кампрада никто не знает. Агентство Блумберг в 2012 году оценило его в 42,9 миллиардов долларов.
33. Кампрад всегда демонстрировал экономию и скромность. Он летал эконом-классом, жил в трёхзвездочных отелях, ходил в дешёвые рестораны, в командировках ездил на общественном транспорте, а дома — на стареньком Volvo.
34. Ингвар покупал одежду на блошиных рынках, деловым костюмам предпочитал casual стиль и призывал к тому же сотрудников.
35. Служба безопасности премии «Предприниматель года» в Германии не пустила Кампрада на церемонию вручения, где ему должны были дать награду, потому что увидели, что он приехал на автобусе.
36. Несмотря на пропагандируемую скромность, у Кампрада всё же было поместье в Швеции, вилла с видом на Женевское озеро в Швейцарии и винодельня в Провансе. Он также частенько ездил на Porsche и летал бизнес-джетом.
37. В 1989 году Ингвара Кампрада назвали «Шведом года».
38. Ингвар Кампрад был алкоголиком. Он периодически уходил в запои, однако, планировал их заранее, чтобы не потерять контроль над компанией.
39. Ингвар был дважды женат.
40. У Ингвара Кампрада приёмная дочь Анника и трое сыновей: Питер, Йонас и Матиас. Все сыновья работают в «Икее», они — наследники отца.
41. Сыновья Кампрада поступали на работу в «Икею» на общих основаниях, на низовые позиции и мизерные зарплаты.
42. Сотрудники компании называли Кампрада «папа Ингвар».
43. Кампрад руководил «Икеей» до 83-х лет.
44. У корпорации IKEA Group на 2018 год — 412 магазинов в 49 странах мира.
45. Ежегодный доход «Икеи» — 50 миллиардов евро.
46. Сегодня каждый третий европеец зачат на кроватях «Икеа».
47. «Икеа» пыталась зайти на российский рынок еще во времена СССР. В конце 80-х годов Кампрад уже договорился с советскими руководителями и планировал создать на территории страны комплекс по добыче сырья, производству мебели и открыть сеть магазинов во всех крупных городах. Идея провалилась.
48. Первый российский магазин «Икеа» открылся в 2000 году в подмосковных Химках.
49. Сегодня в России работает 14 магазинов «Икеа».
50. 30 марта 2018 года Ингвару Кампраду исполнилось бы 92 года. Он умер 27 января.
38. Ингвар Кампрад был алкоголиком. Он периодически уходил в запои, однако, планировал их заранее, чтобы не потерять контроль над компанией.
В первом пункте дата рождения 30 марта, а в последнем 26. ЗанудаМодОфф.
самое важное то, что он был овном?
на следующий день, как узнал о его смерти, я поехал в Икею и купил там набор свечей.
Эх! Синяя сумка его праху!
8. Бабушка Франциска всю жизнь хранила спичечный коробок, который ей продал маленький Ингвар.
— Изя какие хорошие у тебя часы. — Да, дедушка перед смертью продал.
Интересно, а таки корни у него и пrавда были немецкие?
БИЗНЕС ВОЙНЫ #1: как ИКЕА выставила иск в 480 млн рублей пацанам с доставкой
Шикарная, на мой взгляд история, полностью можно прочитать на vc.ru
Два молодых парня начали возить товары из ИКЕИ своим знакомым, потом все это дело превратили в небольшой бизнес.
Такой наглости ИКЕА простить не смогла и выкатила счет на 480 млн рублей. (На сайте было 96 упоминаний бренда ИКЕА, посчитали ущерб по 5 млн рублей за упоминание).
В суд от ИКЕА пришли 11 адвокатов, требовали все запретить, убрать и вообще.
Российский суд был строг, но справедлив. Суд удовлетворил иск и призвал взыскать с ответчика целых 2000 рублей (да-да, две тысячи).
Так и закончилась великая битва.
Бизнес войны #2 (про Apple) можно почитать в телеграме БИЗНЕС ВОЙНЫ
Почему я продал бизнес?
Недавно продал бизнес, совсем маленький зал персональных тренировок, который работал 4 года в Москве. Мне задали вопрос «почему?» Решил проанализировать. Осторожно, много букв.
Если коротко, то ответ: «Не бойтесь больших расходов, бойтесь маленьких доходов». Дж. Рокфеллер.
Если бы я эту цитату прочитал два года назад, я бы продал бизнес тогда, а не переживал бы великое коронавирусное потрясение.
Путь к успеху или провалу начинается с первого дня, и, оглядываясь, понимаешь, что у всех достижений и неудач есть первопричина в далёком прошлом. На самом деле я столько ошибок наделал, что удивительно, как не разорился в первый же год. Наверно реагировал быстро и все получалось менять на ходу.
И нужно быть честным и принять тот факт, что некого винить, кроме себя.
3. Ремонт. Тут у всех разные ситуации, поэтому расскажу, какой урок извлёк я. По возможности нужно искать помещение с ремонтом. Затраты на ремонт очень долго отбиваются и в случае, если нужны серьезные переделки, просите каникулы не меньше месяца. За две недели ничего не успеть. Лучше не экономить на оборудовании, брать покруче и понадежнее, чтобы потом не переделывать. На стройматериалы можно сильно не тратиться. Все равно придется через год перекрашивать и ТД. Нам повезло, помещение было отремонтировано, но все равно пришлось отказаться от первоначального плана и переделывать на ходу. Будет круто иметь дизайнера, визуализацию в 3д.
7. Вернитесь к своему бизнес-плану. Посчитайте максимально возможные расходы и минимальные доходы в первый год. Берите самый негативный сценарий и готовьтесь к нему. Скорее всего, он реализуется, а у вас уже будет план, как двигаться дальше. Расходы будут, как минимум, в два раза больше, чем вы рассчитываете. Вы будете вкалывать 24/7. Но потом все наладится. Может на второй или на третий год. Обязательно нужно просчитать, масштабируемость бизнеса. Это одна из основных причин, по которым я продал бизнес. У меня был предел масштабируемости, то есть больше 12-15 клиентов в день я физически не мог обслужить. Если вы не сможете увеличивать свой доход в будущем, то бизнес не получит развития. Будет потолок дохода, а расходы будут расти. И они вас съедят. Вспомните старину Рокфеллера. Повышать цену тоже не решение.
9. Прайс и цены. Никогда, слышите, НИКОГДА не продавайте себе в убыток. На этом правиле я часто прокалывался. Никакие скидки, распродажи, акции не должны быть ниже себестоимости. Да, конкуренция большая, у других может быть дешевле, но на соблазн снизить цену никогда не нужно поддаваться. Я очень много раз на этом прогорел, особенно после пандемии. Даже если клиенты ноют и показывают другие цены, вы не можете себе позволить работать в убыток. Иначе зачем это все? Искренне не понимаю Биглион. Но и задирать цены не нужно, особенно в начале. Заработайте себе имя, работайте клиентуру.
11. Вы должны четко себе представлять своего клиента. Его возраст, доход, пол и ТД. Конечно, вы хотите привлечь всех: и старых, и молодых, и бедных, и богатых. Но так не бывает. У меня основной костяк были женщины 25-35 с доходом выше среднего. То есть флаера в метро не работали, плакаты и скидки тоже. Только целенаправленный таргет. В зависимости от того, насколько точно вы охарактеризуете своего клиента, эффективнее будет работать реклама. И затраты можно сократить. Для этого нужно фиксировать клиентов, уже пришедших к вам, вести анкеты и статистики.
Резюмируя, почему же я продал бизнес, нужно перечислить несколько основных причин:
1. Арендный договор заключался каждый год, продлевать было сложно на тех же условиях.
2. Неудачная ценовая политика. Заниженные цены, скидки ниже себестоимости.
Если вы хотите узнать, как государство мешает вести бизнес, напишите мне, обязательно отвечу.
Родина икеа какая страна
IKEA (торговая марка в России — Икеа, в бытовой речи часто произносят как «икéя») — основанная в Швеции нидерландская группа компаний, владелец одной из крупнейших в мире торговых сетей по продаже мебели и товаров для дома. Юридическое название — Ingka.
Компания имеет шведские корни и поддерживает имидж шведской компании во всех маркетинговых коммуникациях. Основана в 1943 году в Швеции Ингваром Кампрадом.
Ингвар Кампрад начал торговать, когда ему исполнилось 5 лет, он покупал спички оптом в Стокгольме и продавал их в своей небольшой деревне в розницу. Первым покупателем стала его бабушка, которая поощряла юного бизнесмена. Ингвар продолжал торговлю, разносил товары лично и посылал их по почте, тогда это были ручки, карандаши, кошельки, рамки. В 1948 году в ассортименте впервые появилась мебель, а уже в 1958 году открылся первый магазин ИКЕА в Швеции. Сеть магазинов стала разрастаться, в 1963 году ИКЕА вышла на международный рынок, начав с Норвегии.
Название «IKEA» является акронимом, и расшифровывается как «Ingvar Kamprad Elmtaryd Agunnaryd», то есть имя и фамилия основателя и название фермы Эльмтарюд в приходе Агуннарюд, где он родился.
Собственники и руководство
IKEA принадлежит нидерландскому фонду Stichting INGKA Foundation (головная компания группы — голландская Ingka Holding B. V.).
До 1 сентября 2009 года генеральным директором компании являлся Андерс Дальвиг.. После него этот пост занял Микаель Ольссон.
В октябре 2010 года новый генеральный директор IKEA в России Пер Вендшлаг заявил, что в течение ближайших лет компания не собирается строить новых объектов, а будет поддерживать и обновлять имеющиеся.
В январе 2016 года компания IKEA приобрела в аренду землю для строительства крупнейшего торгового комплекса в Красноярске.
7 сентября 2016 года IKEA открыла крупнейшую в России мебельную фабрику, стоимость которой составляет €50 млн. Расположена она в Новгородской области — в деревне Подберезье.
История IKEA: как Ингвар Кампрад построил одну из крупнейших торговых сетей в мире
Обозреватель vc.ru изучил историю шведской компании, которая сделала мебель доступной для самых широких слоев населения.
Мебель — важная часть создания домашнего уюта, и может показаться странным, что в начале XX века даже в развитых странах многие не могли себе позволить ее покупать. Хорошая мебель стоила довольно дорого, и ее могли приобрести в основном обеспеченные люди, остальные же довольствовались тем, что имели, или делали ее своими руками.
Ингвар Кампрад родился в 1926 году и провел детство на родительской ферме. Уже в раннем детстве мальчик славился своими предпринимательскими способностями. В пять лет Ингвар начал продавать соседям спички, узнав, что в Стокгольме их можно приобрести гораздо дешевле. Купить первую партию товара мальчику помогла тетя. Позже Ингвар скажет, что момент, когда он продал свою первую партию спичек, стал лучшим воспоминанием детства.
Необычно предприимчивый мальчик рос, и его цели все больше отличались от интересов сверстников. В школьные годы Кампрад большую часть времени искал новые способы заработать и совершенно не тратил полученные деньги на игрушки и сладости — вместо этого он их копил. Когда родные спрашивали мальчика, зачем ему столько денег, тот отвечал: «Чтобы расширить бизнес». В детстве Ингвар попробовал себя в разных сферах, начиная с продажи спичек и заканчивая рыбалкой.
К 17 годам Кампрад накопил неплохую сумму, после чего занял денег у отца и открыл свою компанию. IKEA — это аббревиатура, составленная из первых букв имени и фамилии предпринимателя и названий фермы и деревни, где он вырос. Шел 1943 год, по всему миру грохотала война, которая, к счастью, почти не задела Швецию. Сначала Ингвар наладил торговлю предметами первой необходимости. Первой моделью работы стала почтовая рассылка товаров. Молодой предприниматель вынужден был совмещать работу и учебу в коммерческой школе Геттерберга, в которой, как говорит он сам, многому научился.
Особым спросом в то время начинают пользоваться письменные принадлежности. Чтобы увеличить прибыль, молодой человек идет на рискованный шаг: берет в кредит 500 крон и заказывает на них шариковые ручки из Франции.
Когда товар наконец пришел, предприниматель понял, что его нужно поскорее сбыть, чтобы рассчитаться с долгом. Задача была не из легких, но Кампрад все же нашел способ завлечь на свою презентацию покупателей. Он дал в газету заметку, в которой пообещал угостить каждого посетителя чашкой кофе и булочкой. Воодушевленные предложением, люди буквально вламывались к нему на презентацию. Собралось больше тысячи гостей, и это была катастрофа. Молодой предприниматель понимал, что ему обязательно нужно угостить всех, иначе пострадает его имя. С огромным трудом, существенно потратившись, он все же сумел это сделать.
Презентация ручек прошла на ура, и товар был очень быстро распродан. Ингвар первым делом отдал кредит и больше никогда их не брал. Он стал размышлять о значении рекламы в привлечении покупателей — в дальнейшем она станет одним из главных факторов превращения его компании в империю. Другим последствием этой рекламной акции стало обязательное наличие ресторана в каждом фирменном магазине IKEA.
В 1945 году, после окончания коммерческой школы, молодого предпринимателя направляют на работу клерком в Ассоциацию лесовладельцев. Ингвар и здесь не стал терять времени: он добился у одного из руководителей права на продажу пил. Бизнес-модель не поменялась, молодой человек вынужден был самостоятельно развозить товар на продажу. Неоценимую помощь ему оказывали родственники, поддерживавшие все начинания Ингвара.
Через год Кампрада призвали в армию. Активный и очень исполнительный молодой человек быстро завоевал доверие командира части и получил разрешение чаще брать ночные увольнительные. Это позволило ему снимать небольшой офис и продолжать заниматься собственным делом.
В 1948 году Кампрад задумался о расширении своего бизнеса. Его осенило: мебель — вот то, чем так или иначе пользуются все. Проблема в том, что она тогда была достаточно дорога, а, чтобы заработать, нужно было сделать этот товар общедоступным. По словам самого Ингвара, последним аргументом в пользу работы в этом направлении стало то, что его конкуренты также пытались это сделать. В этом же году происходит расширение IKEA: глава компании, он же единственный работник, отчаявшись работать в стольких направлениях самостоятельно, наконец принял на работу первого сотрудника. К 1950 году в компании работало уже четыре человека.
Кампрад проводил все свое время в попытках найти дешевую мебель — вначале это были разнообразные мелкие производства, которые не могли заломить высокую цену. Его конкуренты тоже пытались снизить стоимость, но не могли предложить такие же цены, как у IKEA. Со временем подход Ингвара изменился, и он вместо перепродажи мебели начал покупать отдельные детали и собирать их на собственном маленьком заводе, что еще снизило цены. Тогда появилась знаменитая формула Кампрада — лучше продать 600 стульев недорого, чем 60 за большие деньги.
Вскоре поднялась волна недовольства, означавшая начало серьезной конкуренции. Сперва продукцию компании перестали допускать на мебельные ярмарки, где обычно представляли все новинки. Кампраду приходилось проникать на эти мероприятия хитростью, спрятавшись на заднем сидении автомобиля. Борьба против IKEA доходила до абсурда: однажды Ингвара оштрафовали за продажу продукции на выставке, которая происходила в его же собственном здании.
Кампрад не собирался сдаваться, и конкуренты поняли, что такими способами его не остановить. Они пошли на последний из возможных шагов, угрозами вынудив поставщиков объявить молодому предпринимателю бойкот. Но и это не помогло. Виной тому был оригинальный предпринимательский подход Кампрада, а также необычная популярность товаров компании в Швеции.
Такая известность стала возможна благодаря новшествам, которые Ингвар внедрил в бизнес. Первым из них стал рекламный буклет «Новости от IKEA», ориентированный на людей с небольшим доходом, — прообраз современных каталогов, который должен был привлекать клиентов. Первые несколько лет в буклете рекламировалась вовсе не мебель, а привычные ручки для письма.
Кроме того, выручала дешевизна продаваемой продукции и умение Ингвара договариваться с поставщиками — некоторые из них сотрудничали с молодым предпринимателем, несмотря на все запреты.
В 1958 году под вывеской IKEA открылся первый фирменный магазин в Эльмхульте — правда, изначально он больше походил на выставочный зал, чем на магазин в современном смысле слова. Он стал широко известен не только из-за цен, но и благодаря уникальному подходу к клиентам: в этом магазине можно было опробовать мебель, прежде чем покупать ее. Если человек хотел приобрести стул — он мог посидеть на нем, проверить удобство. Несложно догадаться, что такое отношение к клиентам вскоре принесло плоды и люди охотнее приходили в IKEA, чем к конкурентам.
К концу десятилетия проблемы с производителями мебели стали серьезно влиять на бизнес. Оставшиеся поставщики не могли обеспечить растущей компании нужные объемы. Стало понятно, что нужно искать другие варианты для увеличения количества товаров. Тогда предприимчивый Кампрад вспомнил старую историю с ручками, которые удалось приобрести дешевле во Франции. Он решил покупать составляющие в других странах и перепродавать по низкой цене. Некоторое время занял поиск поставщиков, но в итоге в 1961 году Кампрад нашел все необходимое на польских заводах. Теперь конкуренты не могли помешать ему самостоятельно определять стоимость товаров, более того, он мог оказывать давление на компании.
До конца 1950-х рост компании продолжился, а также изменилось отношение к Кампраду. Раньше многие конкуренты считали его этаким ничего не смыслящим юнцом, теперь же стали воспринимать как опасного конкурента, способного найти выход из любой, даже самой сложной ситуации.
В начале 1960-х у IKEA было уже несколько магазинов в Швеции, и Кампрад явно не собирался останавливаться на достигнутом. В 1960 году в Эльмхульте в одном из магазинов бренда открылся первый ресторан, работающий как дополнительный способ привлечь клиентов. Новой целью Ингвара стала интеграция в близлежащие страны Северной Европы. Многие говорят, что на эту мысль его навела поездка в США, в которой он оценил особенности этой страны и ее подход к бизнесу. Так или иначе, в 1963 году в Осло открылся первый иностранный магазин IKEA.
В 1965 году произошел еще один важный виток в развитии компании — распахнул свои двери крупнейший на то время магазин IKEA возле Стокгольма. Он состоял из трехэтажной пристройки, служившей в качестве склада, и круглого четырехэтажного здания. Такая форма была специально избрана дизайнером бренда, потому что позволяла более эффектно демонстрировать товар. Вскоре этот магазин обрел популярность в Швеции, но прежде Ингвар ввел несколько изменений, которые в будущем значительно повлияли на дальнейшее развитие бренда.
Кампрад, как обычно, подошел к открытию очень серьезно: он идеально подобрал место расположения — подальше от шумного центра, — определил время работы — с 11 до 19 часов, когда движение в столице спокойнее всего и можно легко доехать в пригород. Кроме того, он наконец согласился на предложение о перевозке и продаже мебели в разобранном виде, чем одновременно сэкономил на сборке и запустил в индустрию новый тренд. С этого момента бренд начал продавать свою мебель именно так, предлагая клиентам для более быстрой сборки воспользоваться специальной инструкцией.
Правда, во время открытия магазина не обошлось без проблем. После того как товар был завезен, оказалось, что, во-первых, площадь слишком большая (30 тысяч квадратных метров) и у компании просто не хватает наименований, чтобы заставить ее полностью, а во-вторых, товар расходился слишком быстро и его нужно было постоянно подвозить. Чтобы обеспечить товаром всех желающих, пришлось превратить обычный магазин в магазин-склад.
Вскоре наличие большого количества товаров сыграло с брендом злую шутку. Мебель IKEA была очень популярна в Швеции, поэтому каждый день магазины посещало несколько тысяч человек. С кассовыми аппаратами у бренда были проблемы, а огромные очереди при небольшом количестве продавцов привели к тому, что товар стали просто воровать. Пришлось увеличить количество касс и усовершенствовать их расположение. Кроме того, была введена система самообслуживания, в которой роль консультанта доставалась клиенту. Надо сказать, что этот магазин специализировался не только на мебели и других элементах декора. Кампрад в начале 1970-х расширил линейку продуктов, добавив к ней отдел посуды.
Помимо прочего, в ресторане нового магазина можно было приобрести несколько традиционных блюд, приготовленным по рецептам города Смоланда, в котором зародилась компания. Между прочим, эти блюда есть в меню ресторанов бренда и сейчас.
Открытие магазина в Стокгольме стало важной точкой в развитии бренда, заложившей концепцию дальнейшего роста. Уже в 1965 году руководство компании могло убедиться, что был выбран правильный подход: оборот достиг отметки в 70 млн крон. До конца 1960-х бренд открыл еще несколько магазинов в Швеции, кроме того, началась интеграция в Данию.
В начале 1970-х перед Кампрадом появляется новая цель. Владелец компании, которая оценивалась приблизительно в 160 млн крон, задумался, что ждет его детище в будущем. Предприниматель отлично понимал, что многое держится на нем и в случае его смерти компания, выстроенная с таким трудом, может попросту рассыпаться. К этому моменту Ингвар уже устал от бесконечных проблем с шведским налоговым законодательством, которое, по его словам, было устроено довольно глупо. Кампрад решил перенести свой бизнес в другую страну, и в 1973 году центральный офис IKEA переехал в Данию.
С начала 1970-х Кампрад вместе с опытными юристами начал разрабатывать концепцию, которая в будущем позволит защитить компанию от враждебных поглощений и чрезмерного налогообложения. По словам Ингвара, новая структура должна была обеспечить своеобразный иммунитет против любых внешних угроз. Для этого был создан фонд Stiching INGKA Foundation/Stiching IKEA Foundation, которому принадлежат акции холдинга INGKA Holding B.V., куда, в свою очередь, входят все компании IKEA. Именно топ-менеджмент холдинга руководит направлениями работы IKEA по всему миру. Эта часть компании получила неформальное название «рука», что означает, что ей принадлежат основные материальные составляющие IKEA.
От этой части отделена другая важная часть бренда — торговая марка и концепция, принадлежащие Inter IKEA Systems. Эта компания следит за неукоснительным выполнением каждого пункта концепции бренда и может отобрать франшизу в случае ее несоблюдения. Управление брендом построено так, что даже сыновья Кампрада, которые по документам могут назначать руководителей компаний, не могут продать ни одну из них — поэтому IKEA всегда будет оставаться во владении одной семьи. Такая система была выстроена в 1982 году.
Но вернемся в 1970-е. В это время Кампрад, перенесший штаб-квартиру в Данию, все больше склоняется к активной интеграции в другие страны. В 1973 году открывается первый магазин бренда в Швейцарии. Ингвар долго сомневался, стоит ли работать в этой стране. Решающим фактором для него стал подслушанный в Цюрихе разговор молодой пары — стоя перед витриной магазина мебели, они решили, что покупка им сейчас не по карману и нужно подождать до лучших времен.
Через два года магазин IKEA появился в Германии. В 1974 году оборот компании составлял свыше 600 млн крон, и это было только начало активной фазы международной экспансии. До конца 1970-х бренд открыл уже более 20 магазинов в разных частях мира, начиная со стран Европы и заканчивая Австралией.
В это время была разработана концепция вхождения на рынки других стран. Обычно IKEA начинает с открытия торговой точки в центре крупного города, чтобы изучить аудиторию, после чего переходит к более активным действиям и открывает гипермаркеты за городом. Больше всего магазинов появилось в Германии — десять точек до 1980 года. Вхождение на рынок страны сопровождалось потрясающим ажиотажем. Чтобы еще больше увеличить свое влияние, компания открыла официальные представительства в самых крупных магазинах бренда в Германии.
В конце семидесятых вышел фундаментальный труд Кампрада «Заповеди торговца мебелью», в котором была заложена концепция работы компании. С момента его выхода и до сих пор эта книга — первое, что должен изучить любой работник бренда, желающий построить карьеру в IKEA, начиная с персонала магазинов и заканчивая топ-менеджментом.
К этому времени компания окончательно закрепилась в Европе. В 1981 году началось открытие магазинов во Франции. Бренд использовал полученный в Германии опыт, в частности, отказавшись от идеи об официальном дресс-коде. Во Франции, правда, людей меньше удивляло то, что даже топ-менеджеры бренда одеваются в джинсы и свитера. Эта идея Кампрада должна была подчеркнуть, что все работники компании, начиная от руководства и заканчивая кассирами в магазинах, являются частью одной большой команды.
Одновременно с вхождением на европейский рынок шла интеграция в более отдаленные страны: с 1980 по 1984 годы фирменные магазины IKEA были открыты в Саудовской Аравии, Кувейте и Китае.
В 1985 году бренд начал работу в США. Местом расположения для первого магазина была выбрана Филадельфия. Кампрад сильно сомневался, подойдет ли его подход к экспансии для этой страны, ведь культура в Штатах в то время сильно отличалась от европейской. Но в середине 1980-х еще сохранился дух движения хиппи, поэтому оригинальные и демократичные заведения IKEA с их неформальной обстановкой были восприняты на ура.
Параллельно с экспансией существенно расширялась линейка товаров бренда. Стартовали продажи товаров серии «ЛАКК» и «Стокгольм», кроме того, был изготовлен первый диван «Момент». Для его создания ведущему дизайнеру бренда Нильсу Гаммельгарду пришлось обратиться к компании, производившей тележки для супермаркета, чтобы сделать итоговый продукт более прочным и устойчивым.
В 1986 году Ингвар Кампрад объявил, что покинет свой пост в компании и займет должность консультанта фонда Stiching INGKA Foundation. На место генерального директора пришел Андерс Муберг, долгое время работавший заместителем Кампрада. Он продолжил курс, избранный предшественником, и до конца 1980-х компания начала работать еще в двух странах Европы — Италии и Великобритании.
В начале 1990-х новым направлением интеграции стали рынки Восточной Европы. Первые два магазина открылись в 1990 году в Венгрии и Польше, в дальнейшем новые гипермаркеты появились в Словакии и Чехии. Одновременно с этим компания продолжала внедрение на восточные рынки, и в начале 1990-х магазины IKEA появились в ОАЭ.
В это же время объемы продаж стали смещаться с рынков Северной Европы. В 1980-х годах это направление давало компании 85% оборота, к началу 1990-х — всего 27%. Теперь более 60% продаж предоставляла Западная Европа. Остальной мир обеспечил около 13%. Также при новом генеральном директоре изменились каналы поставок. Если раньше компания получала четверть всех своих товаров с рынков Восточной Европы, то теперь география стала значительно шире. В середине 1990-х бренд пользовался услугами производителей из 45 стран мира.
Вместе с этим стала очевидна новая проблема — сложности в руководстве такой огромной корпорацией. Началась реструктуризация, была введена система распределительных центров в разных регионах.
В 1994 году грянул скандал. В газетах появились публикации о том, что Ингвар Кампрад в юности был членом шведской нацистской организации. Люди испытали шок, осознав, кем оказался выдающийся бизнесмен и идол миллионов шведов. Кампраду пришлось публично объясниться, рассказав, что он всю жизнь считал это самой большой свой ошибкой, однако ситуация оставалась кризисной.
Сам Ингвар говорит, что в тот момент увидел, кто в действительности был его другом: многие знакомые и партнеры попросту перестали с ним общаться. Чтобы успокоить общественность, Кампрад сделал несколько пожертвований в различные международные организации. Со временем резонанс стих, но и сейчас порой можно услышать обвинения в адрес Ингвара.
В середине 1990-х продолжилась международная экспансия бренда. В 1996 году магазины IKEA открылись в Испании и Финляндии. В это же время стартовало новое движение бренда, направленное на защиту природы. Еще в начале 1990-х IKEA вошла в Лесной попечительский совет. Кроме того, компания представила собственные наработки, направленные на уменьшение затрат древесины в процессе изготовления новой мебели. На данный момент IKEA, по мнению многих организаций (среди которых и Greenpeace), — одна из наиболее внимательных к окружающей среде компаний.
В 1997 году случилось важное для истории IKEA событие — начало работы в интернете. На сайте компании были представлены концептуальные основы философии IKEA и информация об имеющихся товарах компании.
В это же время официально стартует линейка детской мебели. Отдельные виды товаров из этой категории были в продаже давно, но теперь у каждой семьи был доступ к более широкому ассортименту, что, разумеется, хорошо сказалось на продажах. Также в ресторанах бренда появилось детское меню. Таким образом IKEA создала задел на увеличение продаж в категории, которая раньше считалась побочной.
В 1999 году спустя 13 лет снова меняется руководство компании. Новым генеральным директором становится Андерс Дальвиг — как и его предшественник, он долгое время был ассистентом Кампрада. Новый глава анонсировал список изменений, который он собирался внедрить. В первую очередь речь шла о том, чтобы превратить компанию в современный бренд. Некоторые действия в этом направлении были сделаны Мубергом. Теперь, после окончания реструктуризации, Дальвиг объявил о новом направлении — социальной ответственности IKEA.
Вторым важным направлением работы нового руководителя стала более агрессивная экспансия в другие страны, связанная с тем, что азиатские и американские рынки обеспечивали всего 20% объема продаж, которые в 1999 году превысили отметку в €6 млрд.
Кроме того, генеральный директор приступил к реорганизации управленческого состава. Дальвиг, неплохо разбиравшийся в общественных процессах, сразу заметил уязвимое место, которое вскоре могло нанести вред всему бренду: несмотря на рост роли женщин в бизнесе в конце 1990-х, в топ-менеджменте компании работали только мужчины. За следующее десятилетие ситуацию постепенно получилось исправить.
Превращение компании в современный бренд затронуло еще один важный аспект — условия работы на заводах поставщиков IKEA. В начале 1990-х прогремело несколько скандалов, навредивших репутации больших компаний, — они были связаны с использованием детского труда или недостаточной оплатой услуг рабочих. Чтобы это не повторилось с IKEA, нужно было немедленно взять ситуацию под контроль. Для этого был создан IWAY — своего рода свод законов, регламентирующий условия труда на предприятиях поставщиков компании. Кодекс регламентировал требования по безопасности и уровень заработных плат, запрещал детский труд, а кроме того, в нем было прописано, что деятельность каждого партнера бренда должна строго подчиняться законам страны, к которой он относится.
IKEA не ограничилась созданием кодекса — для контроля за выполнением правил был создан специальный отдел, имевший право выдвигать на рассмотрение совета директоров отказ от услуг поставщика, если условия работы на его заводах не соответствовали IWAY и найденные нарушения не были оперативно исправлены. Надо отметить, что компания не приукрашивает свои успехи на этом поприще. По словам Дальвига, даже в 2009 году было найдено более 100 тысяч нарушений, и большую часть из них сразу же устранили.
Наибольшие проблемы компании доставляют китайские производители, от которых чрезвычайно сложно добиться полного отказа от детского труда. Причем именно из этой страны IKEA получает около 20% сырья, что не позволяет компании резко отказаться от нарушающих законодательство производителей. Сейчас ситуация выглядит таким образом: китайские поставщики пытаются скрыть информацию об условиях труда, а комиссии IKEA — наладить конструктивный диалог для их улучшения.
Интеграция IKEA в Россию заслуживает, пожалуй, отдельной книги. У компании уже был негативный опыт на этом поприще в конце 1980-х. Тогда сам Кампрад видел необходимость этого партнерства и достиг определенных договоренностей с властями СССР. Планировалось создать на территории страны целый комплекс по добыче сырья, созданию мебели и ее продаже в фирменных магазинах, которые должны были появиться в каждом городе. В итоге затея потерпела фиаско, и IKEA спешно покинула этот рынок. Шведская сторона склонна во всем винить СССР, жалуясь на воровство и даже угрозы.
В 1997 году перед компанией снова встал вопрос об интеграции в Россию, против которой резко выступил сам Кампрад. Основателя компании все же удалось переубедить, но перед Яном Аулином, который курировал экспансию, предстала серьезная задача. В первую очередь он собрал информацию о текущем положении дел в стране и достиг договоренностей с местными властями.
Изначально планировалось построить магазин бренда в Московской области в 1999 году, но из-за кризиса строительство было закончено годом позже. Открытый в Химках магазин встретили достаточно тепло. По словам директора российского отделения Леннарта Дальгрена, в первый день магазин посетило более 30 тысяч человек. Такая популярность позволила руководству IKEA с большим позитивом посмотреть в будущее.
Через год появился еще один магазин, на открытие которого пришло почти 50 тысяч человек. В конце 2001 года оборот в регионе составил более 2 млрд крон, что привело к более активной экспансии в другие российские города: к 2008 году в России было уже 11 магазинов компании. К 2009 году уровень продаж достиг отметки в €1 млрд. Однако Дальвиг отрицательно отзывается об этом рынке, жалуясь, что воплощению планов IKEA в регионе мешают бюрократия и коррупция.
Расширение географии бренда в 2000-х годах не остановилось на России. С 2004 по 2006 годы бренд начал работать в Португалии и Японии. Рост в Европе был плановый, так как IKEA привычно опиралась на европейский рынок, который давал около 80% продаж. Азиатский же рынок был гораздо сложнее, позиции бренда на нем в начале 2000-х были недостаточно сильны: гипермаркеты имелись только в Китае, причем приносили лишь убытки.
Именно с этой страны началось исправление ситуации. Чтобы закрепиться на китайском рынке, пришлось использовать более гибкую стратегию, построенную на снижении розничных цен, изменении концепции магазинов, которые понадобилось адаптировать для большего количества посетителей, увеличении объема поставок и более дешевой продукции. В конце концов такая стратегия оправдала себя, и к 2009 году в регионе было уже девять магазинов.
В Японии интеграция прошла гораздо легче — здесь бренд использовал свою стандартную стратегию вхождения на новые рынки, изменений в ценовой политике практически не было. Первый магазин был открыт в 2006 году, а всего через три года их стало уже пять.
Стремление к всемирному доминированию IKEA отразилось и на американском рынке. Дальвиг признал, что, хотя изначально он казался легким для покорения, на деле все оказалось совершенно не так. Главной проблемой была жесткая конкуренция, кроме того, компанию подвела ориентация на европейский рынок. 14 магазинов в США практически не приносили прибыли: ассортимент товаров был совершенно неподходящим для этого рынка, что привело к низкому уровню продаж.
Для решения этой задачи пришлось переоценить всю структуру работы местного подразделения. По итогам пересмотра была произведена кадровая чистка, изменено местоположение некоторых магазинов, а также введена система распродаж. Все это привело к росту прибыли и, как следствие, количества торговых точек — больше 40 магазинов.
В 2009 году покинул свой пост Андерс Дальвиг. Его место занял Микаэль Ольсен — первый генеральный директор, который до того не работал в IKEA.
Следующий год вошел в историю бренда как один из наиболее скандальных. Сначала два топ-менеджера IKEA в России были уволены из-за взяток. Далее компанию обвинили в слежке за людьми во Франции. Оказалось, что IKEA таким образом пыталась получить информацию о прошлом потенциальных сотрудников, а также клиентов, недовольных качеством продукции бренда. Кроме того, стало понятно, что темп экспансии в другие страны будет снижен из-за необходимости внедрения корпоративной культуры.
Новому главе компании пришлось работать под постоянным давлением, которое он в итоге не выдержал. В 2013 году Ольссена заменил Петер Агнефьель — корпорацию вновь возглавил человек с опытом работы в IKEA.
В 2014 году Агнефьель отметил, что бренд будет постепенно наращивать мощности в онлайн-продажах, но это направление не будет ключевым для роста компании. В этом году выручка IKEA составила €28,7 млрд. При этом прибыль осталась на прежней отметке — €3,3 млрд. Рост уровня продаж бренда для многих остается эталоном, ведь IKEA демонстрирует увеличение оборота даже в кризисные времена.
В 2014 году стало известно, что бренд создает новую дочернюю компанию — IKEA Centres, —призванную управлять 45 торговыми центрами в России, Китае и странах Европы. Главная цель IKEA Centres, кроме управленческих функций, — улучшение работы с клиентами и арендодателями.
В 2015 году стало известно, что компания тестирует новую платформу для онлайн-продаж. Агнефьель пообещал несколько новшеств, а также отметил, что первой новый подход оценит Ирландия.
На сегодняшний день интернет-магазины бренда работают уже в 11 странах мира. Выручка компании в 2015 году достигла €31,9 млрд. За этот год было открыто 13 новых магазинов и три распределительных центра. Агнефьель в одном из интервью подчеркнул, что цель компании остается прежней — выручка €50 млрд евро в 2020 году.
На данный момент IKEA — один из крупнейших брендов мира. Позиции компании на международном рынке выглядят практически незыблемо. За свою историю IKEA смогла выдержать жесткую конкуренцию, мировые кризисы и громкие скандалы. Идеология бренда может служить отличным примером того, как нужно строить корпоративную культуру.
Без сомнения, главную роль в развитии IKEA сыграл ее основатель. Ведь он смог с нуля создать компанию, способную выдержать любые перемены. Деяния Ингвара Кампрада могут служить отличным примером того, как нужно работать, чтобы воплотить свою мечту в реальность.