результат деятельности субъекта познания какая истина
Результат деятельности субъекта познания какая истина
Установите соответствие между характеристиками знания и видами истины, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ | ВИД ИСТИНЫ | ||||||||||||||||
Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при Используя обществоведческие знания: 1) раскройте смысл понятия «истина»; 2) составьте два предложения: — одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине; — одно предложение, раскрывающее конкретность истины. (Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.) Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: знание объективно соответствующее предмету познания / знание, точно и адекватно отражающее действительность; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией об абсолютной истине, например: абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание об объекте, которое не может быть опровергнуто; (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию об абсолютной истине.) 3) одно предложение, раскрывающее конкретность истины, например: конкретность истины проявляется в ее связи с временем, местом и условиями ее получения, которые необходимо учитывать в процессе познания. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее конкретность истины.) Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «истина»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о методах познания истины; − одно предложение, раскрывающее сущность абсолютной истины. Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: истина — это знание, соответствующее предмету познания (или адекватное отражение действительности в сознании человека); (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией о методах познания истины, опирающееся на знание курса, например: К методам познания истины можно отнести наблюдение, эксперимент, моделирование и др. (Может быть составлено другое предложение о двух и более методах познания истины.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность абсолютной истины, например: Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание об объекте, явлении, процессе. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее сущность абсолютной истины.) Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании. Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «истина»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине; − одно предложение, раскрывающее взаимосвязь абсолютной и относительной истины. Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия. 1) смысл понятия: истина — знание соответствующее объекту познания. 2) два предложения, например: — абсолютная истина раз и навсегда установлена и не может быть опровергнута или уточнена со временем. — и абсолютная и относительная истины объективны, то есть не зависят от воли и чувств познающего субъекта. Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания. 1) Только абсолютная истина — это такое содержание знания, которое существует само по себе и не зависит от человека. 2) Истина — это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. 3) Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты. 4) Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, зависящее от определённых условий, места, времени и средств получения знаний. 5) Относительная истина всегда субъективна. 1) Только абсолютная истина — это такое содержание знания, которое существует само по себе и не зависит от человека. Нет, неверно, в данном суждении отражена объективность истины, а не ее абсолютный характер. относительная истина тоже носит объективный характер. 2) Истина — это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Да, верно, это определение истины. 3) Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты. Да, верно, это два вида истины: абсолютная и относительная, а объективность это свой свойство любой истины. 4) Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, зависящее от определённых условий, места, времени и средств получения знаний. Да, верно, в данном суждении содержится определение относительной истины. 5) Относительная истина всегда субъективна. Нет, неверно, истина объективна, а субъективно, прежде всего, мнение. Установите соответствие между характеристиками знания и видами истины, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова. Исходя из контекста, последовательность 382956 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов. Результат деятельности субъекта познания какая истинаЗапишите слово, пропущенное в таблице.
Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины. Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто. Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения. Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами. Назовите и проиллюстрируйте примерами три критерия истины. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие критерии: — применимость на практике Например, инженерные расчёты позволяют построить здания, выдерживающие требуемые нагрузки и пригодные к эксплуатации. Например, в доказательстве теоремы Пифагора все звенья в цепи рассуждений следуют одно из другого, все выводы согласуются со всеми посылками. Например, периодический закон Менделеева подтверждается свойствами химических элементов, выявляемыми в ходе эксперимента. Могут быть названы иные критерии, приведены другие примеры. В тексте говорится о вопросах истины знания, ее критерия как проблемы в отношении между знанием и объектом. С опорой на знания курса, назовите любые известные вам три критерия истины. Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских. Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе. Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом. Таким образом, познание — это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта. Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом. При рассмотрении проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс вопросов. Отчасти они возникают в связи с освоением субъектом уже наработанного знания (монографии, схемы, формулы, таблицы и т.п.). Освоение готового знания имеет свою специфику, и последняя задает субъекту познания свои «правила игры». Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации. И наконец, есть свои проблемы и в отношении между знанием и объектом как источником этого знания. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда есть знание о конкретном объекте. В связи с этим возникает вопрос о достаточности оснований для осуществления перехода от «смутного» восприятия объекта к рациональным выводам относительно объекта, переход от субъективного к объективному. (И,И, Калькой, Ю.А. Сандулов) Укажите два определения познания, которые дают авторы. Правильный ответ должен содержать следующие определения: 1) совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе; 2) специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта. Как авторы определяют субъект познания? Какие три субъекта познания они называют? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «истина». В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы: 1) Определение: тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания; 2) Названные субъекты познания: индивид, группа, общество в целом. 3) Объяснен смысл понятие, например: истина — знание, объективно соответствующее предмету познания. Какие два аспекта связи субъекта и знания выделяют авторы? Проиллюстрируйте примером каждый из них. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) два аспекта связи: — освоение субъектом уже наработанного (готового) знания и оценка знаний со стороны субъекта; — определение их достаточности для решения конкретной проблемы. 2) примеры, допустим: — школьник изучает открытые Ньютоном законы (освоение субъектом уже наработанного (готового) знания и оценка знаний со стороны субъекта); — учащиеся проводят опыты по выращиванию растений, для чего на каждом этапе они определяют, какие знания им необходимы и достаточны (определение их достаточности для решения конкретной проблемы). Могут быть приведены другие примеры. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «истина». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы: 1) Определение: тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания; 2) Названные субъекты познания: индивид, группа, общество в целом. 3) Объяснен смысл понятие, например: истина — знание, объективно соответствующее предмету познания. В правильном ответе могут быть приведены критерии: 1) общественная практика (тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. д.); 2) формально-логический критерий (применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику; например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях); 3) непротиворечивость тем знаниям, чья истинность установлена. Могут быть приведены критерии истины в других формулировках. Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем это представление является с точки зрения современных научных взглядов: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и относительной истины в познании мира. В правильном ответе должны быть указаны: 1. Это высказывание является заблуждением. Объяснение: сегодня точно известна ошибочность таких представлений. 2. Могут приведены следующие примеры: — заблуждения: Колумб считал, что западный путь в Индию был короче. — относительная истина: Человек является высшей ступенью эволюции. Могут быть приведены и иные примеры, не искажающие смысла. Автор утверждает, что практика служит критерием истинности. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите объяснение авторской мысли. Назовите еще любые два критерия истинности научного знания. Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Государство и право, их многоплановое и активное функционирование – суть общественно-политическая реальная практика, а не идеи и понятия. Причём это такая реальность, с которой вынуждены считаться все общественные силы независимо от их социально-политической направленности. Экономика, социальная сфера, оборона страны, охрана окружающей среды, обеспечение общественного порядка – вот далеко не полный перечень важнейших объектов практической деятельности государства и правового регулирования. Государственно-правовая действительность, политико-правовые процессы относятся к числу сложнейших и важнейших общественных сфер, от которых во многом зависит жизнедеятельность общества в целом. Их научное осмысление не только объективная потребность общества, но и многотрудное дело. И если бы наука не изучала и не обобщала этот гигантский исторический опыт, то государственно-правовая практика либо извечно топталась бы на одном месте, либо отбрасывалась, поскольку люди забывали бы ценный опыт и достижения прошлых поколений. Даже в наши дни игнорирование науки в государственно-правовом строительстве порождает массу негативных последствий. Изучая и обобщая практику, наука о государстве и праве формулирует понятия и определения государственно- правовых явлений, вырабатывает научные рекомендации и выводы, генерирует новые идеи о содержании и формах государства и права. В то же время жизненность, социальная значимость теории государства и права во многом определяется её связью с общественной практикой, способностью удовлетворять потребности последней. Юридическая практика, опыт функционирования государств, бесчисленные факты государственно-правовой действительности служат неисчерпаемым источником для развития учения о государстве и праве. Практика же обусловливает и цели исследования государства и права, т. е. познание государственно-правовых явлений осуществляется для того, чтобы сама практика развивалась на научной основе. «Нет ничего практичнее хорошей теории», – гласит весьма популярный в век научно-технического прогресса лозунг. Наконец, практика служит критерием истинности научного знания. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, – вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность. своего мышления». Обществознание. 10 классКонспект урокаОбществознание, 10 класс Урок 11. Человек. Человек в системе общественных отношенийПеречень вопросов, рассматриваемых на уроке: Познание — процесс обогащения человека новым знанием. Истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Относительная истина — это ограниченное верное знание о чём-либо, которое соответствует определенному уровню развития общества и которое может быть уточнено в будущем. Абсолютная истина— это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте о мире, которое не может быть опровергнуто. Объективная истина – знание, которое не зависит от субъекта (человека и общества) по содержанию. Заблуждение— это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное. Социальное познание – это процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе. Агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый) — философское учение, отрицающее Конвенционализм – разновидность агностицизма, учение, согласно которому, существующие научные теории являются лишь соглашениями между учёными (от лат. conventio — соглашение). Эти теории не могут достоверно отражать сущность исследуемых предметов. Гносеологизм (от греческих слов gnosis — познание и logos — учение) — не отрицая сложности познания, доказывают познаваемость мира. Истина, абсолютная и относительная истина, познание, мышление. Основная и дополнительная литература по теме урока: Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014. О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 5-35. П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 63-70. Теоретический материал для самостоятельного изучения Человек всегда стремился к познанию истины. Философов с древности интересовал вопрос о возможности познания мира? Размышления об этом разделили философов на оптимистов, скептиков и пессимистов. Познаваемость мира признают оптимисты в отличии от пессимистов, отрицающих данный взгляд. В свою очередь скептики занимают срединную позицию, говоря о возможности познания мира, но сомневаясь в достоверности знаний о нём. Так зародились философские теории о познаваемости мира: агностицизм, конвенционализм (разновидность агностицизма) и гносеологизм. Мир принципиально познаваем Отрицание познаваемости мира Познание мира возможно, но достоверно ли полученное знание Те, кто признает познаваемость мира выделяют чувственное и рациональное познание. Формами чувственного познания являются ощущения – отражение отдельных свойств, признаков предметов и процессов; восприятие – отражение предметов в многообразии их свойств; представление – конкретный образ объекта через оживление с помощью памяти. Формами рационального познания являются понятие – форма мышления, в которой фиксируются общие существенные признаки вещей, суждение, форма мышления утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания, умозаключение – форма мышления, посредством которой из суждений выводится заключение или вывод. Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны, потому что рациональное невозможно без чувственного – это первая ступень познания, при этом практика, метод рационального познания, исключает недостатки чувственного. Наши знания могут быть как истинными, так и ложными. Истина – это соответствие полученного знания действительности. Истина бывает абсолютной и относительной. Отличить истину от заблуждения помогают критерии истины. КРИТЕРИИ ИСТИНЫ непротиворечивое, практика как производство, опыт, логически стройное знание эксперимент Наиболее истинным считается научное знание. Его особенность в том, что в нем присутствуют Объект должен быть таким, каков он есть на самом деле Знание должно быть доказанным Знание должно быть проверено специальными средствами: наблюдением, практикой, логикой Выделяют два уровня научного знания. научные факты, события, процессы научные понятия, гипотезы, принципы и законы науки Каждый из уровней научного знания имеют свои методы познания. Наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент Аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация Кроме научного познания существуют и другие формы. Одной из них является миф – это ранняя форма познания, родившаяся в результате поисков целостной картины мира. Повседневный труд и опыт дают человеку обыденное знание, которое выражается и в особенности языка – чуть-чуть, щепотка, на глазок. Пословицы и поговорки отражают этот тип знания – народную мудрость. Образное представление окружающей действительности дает искусство. Одним из видов знания признается и паранаука (от греч. para – возле, около). Эти знания околонаучны ли лженаучны. Все знания человек приобретает в процессе деятельности. Одним из видов познавательной деятельности является коммуникативная деятельность, которая имеет свои формы и функции. Передача методологических, нормативных и др. основ научных выводов Она основывается на общение, взаимодействие равноправных партнеров, которые считаются с мнением друг друга. Разбор типового тренировочного задания 1.Коммуникативная деятельность в познании выполняет функции оформления знаний в виде текстов, передачи системы методологических,-мировоззренческих и иных нормативов основ научных выводов. 2.Коммуникативная деятельность в познании не существует. 3.Коммуникативная деятельность в познании охватывает передачу информации с помощью различных социальных институтов и структур, в первую очередь СМИ, которые собирают, перерабатывают и распространяют информацию 4.Коммуникативной деятельностью не может быть профессиональное общение внутри наук, в том числе социально-гуманитарных. Правильный вариант/варианты: 1,3. Ближе всего к истине стоит _______ знание, которое приобретается через научное познание. Результаты человеческих ______ не ограничиваются наукой. Научное, житейское, обыденное; Исканий, знаний, стремлений. Правильный вариант: научное, знаний.
|