революционный романтизм характерен для картин какого художника
Романтизм
Романтизм первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Романтизм закладывает в основу восприятия жизни конфликт между идеалом и действительностью, возвышенными чувствами и повседневностью.
Термин романтизм впервые был использован в Германии в конце XVIII века, когда критики Август и Фридрих Шлегель ввели определение romantische Poesie (романтическая поэзия). Мадам де Сталь, влиятельный лидер французской интеллектуальной жизни, после публикации отчета о ее немецких путешествиях в 1813 году, популяризировала этот термин во Франции. В 1815 году английский поэт Уильям Вордсворт, ставший главным голосом романтического движения и считавший, что поэзия должна быть «спонтанным переполнением сильных чувств», «противопоставил романтическую арфу классической лире». Преодолев установленный порядок, романтизм стал доминирующим художественным движением во всей Европе к 1820-м годам.
Ранним прототипом романтизма было немецкое движение «Буря и натиск» (Sturm und Drang). Хотя «Буря и натиск» прежде всего литературное явление, оно оказало большое влияние на общественное и художественное сознание. Движение получило свое название от названия пьесы (1777) Фридриха Максмилиана Клингера.
Как сформулировал британский государственный деятель Эдмунд Берк, впервые разработавший как самостоятельное эстетическое понятие возвышенное, в трактате «Философское исследование относительно возникновения наших понятий о возвышенном и прекрасном» (1757): «Всё, что каким-либо образом способно вызвать представления о страдании и опасности, есть источник возвышенного, то есть вызывает самое сильное впечатление, которое сознание способно воспринять». В 1790 году немецкий философ Эммануил Кант, изучавший связь между человеческим разумом и опытом, развил понятия Берка в критике суждения. Идея возвышенного заняла центральное место в большей части романтизма, чтобы противостоять рациональности просвещения.
«Романтизм – не в выборе сюжетов, не в правдоподобии, а в особой «манере чувствования»- писал поэт и критик Шарль Бодлер в 1846 году. С точки зрения Бодлера, романтизм охватывает широкий спектр стилей и предметов, от истории и мифов до ориентализма и национализма.
Художники-романтики отказались от дидактизма неоклассической исторической живописи в пользу воображаемых и экзотических сюжетов. Ориентализм и мир литературы стимулировали новые диалоги как с прошлым, так и с настоящим. Извилистые одалиски Энгра отражают современное увлечение экзотикой гарема. В 1832 году Делакруа отправился в Марокко, и его поездка в Северную Африку побудила других художников последовать его примеру. Литература предложила альтернативную форму эскапизма. Романы сэра Вальтера Скотта, поэзия лорда Байрона и драма Шекспира перенесли искусство в другие миры и эпохи. Так, средневековая Англия — место «Похищения Ребекки» Делакруа, авторского видения популярного романтического сюжета, позаимствованного у Вальтера Скотта.
Отчасти вдохновленный идеализмом Французской революции, романтизм охватил борьбу за свободу и равенство, а также содействие справедливости. Художники начали использовать текущие события и зверства, чтобы пролить свет на несправедливость в драматических композициях, которые соперничали с более степенными картинами неоклассической истории, принятыми Национальными академиями.
Романтизм в Германии
Романтическое движение продвигало творческую интуицию и воображение как основу всего искусства. Таким образом, произведение искусства стало выражением «голоса изнутри», как выразился ведущий художник-романтик Каспар Давид Фридрих (1774-1840). Предпочтительным жанром среди романтиков была пейзажная живопись. Природа рассматривалась как зеркало души, в то время как в политически ограниченной Германии она также рассматривалась как символ свободы и безграничности. Таким образом, иконография романтического искусства включает одинокие фигуры с тоской, глядящие вдаль, а также мотивы vanitas (мертвые деревья, заросшие руины), символизирующие быстротечность и конечность жизни.
Романтизм в Испании
Развитие романтизма в Испании 30-х гг. стимулировалось революционно-патриотическими устремлениями начала века. После долгого периода засилья иностранцев, господства академизма во всех областях художественной культуры возникновение романтизма в Испании имело в целом прогрессивное значение, способствуя подъему национального самосознания. Романтизм обновил испанскую историческую науку, внес много свежего в развитие литературы и театра, возродив интерес к традициям «золотого века», к народному творчеству. Но в области изобразительного искусства испанский романтизм был менее ярок и самобытен. Показательно, что здесь источником вдохновения служило не столько искусство Гойи, сколько произведения романтизма в других западноевропейских странах.
Франсиско де Гойя был самым выдающимся из испанских романтиков. В то время как он был официальным художником королевского двора, к концу XVIII века, он начал исследовать воображаемое, иррациональное и ужасы человеческого поведения и войны. Его работы, в том числе картина «Третье мая 1808 года» (1814) и серия гравюр «Бедствия войны» (1812-15), являются мощными упреками войны.
Романтизм во Франции
После того, как наполеоновские войны закончились, романтические художники начали оспаривать неоклассицизм Жака Луи Давида, передового художника, работавшего во время Французской революции, и общий неоклассический стиль, одобренный Академией. В отличие от своих немецких коллег, французы писали не только портреты, но и создавали исторические полотна.
Во Франции главными романтическими художниками были Барон Антуан Гро, написавший драматические картины современных событий Наполеоновских войн, и Теодор Жерико. Величайшим французским художником-романтиком был Эжен Делакруа, который известен своей свободной и выразительной кисти, богатым и чувственным использованием цвета, динамичными композициями и экзотическим и авантюрным сюжетом, начиная от североафриканской Арабской жизни и заканчивая революционной политикой. Поль Деларош, Теодор Шассерио и, иногда, Ж.-А.-Д. Энгр представляют последнюю, более академическую фазу романтической живописи во Франции.
Романтизм в Англии
Романтизм в Соединенных Штатах
Американский романтизм нашел свое основное выражение в пейзажной живописи школы реки Гудзон (1825-1875). В то время как движение началось с Томаса Даути, чья работа подчеркивала своего рода квиетизм в природе, самым известным членом группы был Томас Коул, чьи пейзажи передают чувство благоговения перед необъятностью природы. Другими известными художниками этой школы были Фредерик Эдвин Черч, Ашер Б. Дюран и Альберт Бирштадт. Работы большинства из этих художников были сосредоточены на ландшафте Адирондаков, Белых гор и Катскиллов на северо-востоке, но постепенно разветвлялись на американский Запад, а также южные и латиноамериканские пейзажи.
Среди величайших художников-романтиков были Генри Фюзели (1741-1825), Франсиско Гойя (1746-1828), Каспар Дэвид Фридрих (1774-1840), JMW Тернер (1775-1851), Джон Констебль (1776-1837), Теодор Жерико (1791-1824) и Эжен Делакруа (1798-63). Романтическое искусство не вытеснило неоклассический стиль, а скорее выступило противовесом его строгости и жесткости. Хотя романтизм пришел в упадок около 1830 года, его влияние продолжалось еще долго.
Романтический стиль живописи стимулировал появление многочисленных школ, таких как: Барбизонская школа, Норвичская школа пейзажистов; назаряне, группа католических немецких и австрийских художников; символизм (например, Арнольд Беклин).
Каспар Давид Фридрих «Странник над морем тумана». 94.8 х 74.8 см. Холст, масло. Гамбургский кунстхаллее, 1818
Теодор Жерико. Плот «Медузы». 491 х 716 см. Холст, масло. Лувр, Париж, 1819
Карл Фридрих Лессинг «Осада (оборона церковного двора в Тридцатилетнюю войну)». Холст, масло. Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф, 1848
Движение романтизма | 10 самых известных картин
Романтизм был движением, доминировавшим во всех жанрах, включая литературу, музыку, искусство и архитектуру в Европе и США в первой половине 19 века. Он возник в конце 18 века как реакция на идеалы порядка, спокойствия, гармонии, идеализации и рациональности, которые характеризовали классицизм в целом и неоклассицизм конца 18 века в частности. Романтизм сделал упор на эмоции и индивидуализм, а также восхваление прошлого и природы. Художники движения создавали работы, подчеркивающие это чувство и эмоции. Были так же важны для познания мира разум и баланс. Романтизм получил большое развитие в пейзажной живописи от жанра, который тогда считался низким искусством, поднявшись до уровня, соперничающего с исторической живописью. Наиболее известные пейзажи движения включают «Боевой Темер», «Телега сена» и «Странник над морем тумана». В романтическом движении также были изображения темной природы, лучше всего представленные картинами «Кошмар» и «Плот Медузы»; и искусством Франсиско Гойи, как Сатурн, пожирающий своего сына. Узнайте больше о романтизме через 10 самых известных картин этого движения.
Обнаженная Майя
Испанское название: La Maja Desnuda
Художник: Франсиско Гойя
Год: 1800
Обнаженная Майя (1800)
Франсиско Гойя считается важнейшим испанским художником конца 18 начала 19 веков и одним из великих портретистов современности. «Обнаженная Майя», один из его шедевров, известен как первая «полностью профанная обнаженная женщина в натуральную величину в западном искусстве» и первая большая западная картина, на которой изображены женские лобковые волосы без явных негативных коннотаций. Картина, скорее всего, была заказана премьер-министром Испании Мануэлем де Годой. Подлинность модели достоверно неизвестна. Вероятные кандидаты — любовница Годоя Пепита Тудо и Мария Каэтана де Сильва, 13-я герцогиня Альба. Известная прямым и бесстыдным взглядом модели на зрителя, картина считается революционным произведением, расширившим горизонты западного искусства.
Кошмар
Художник: Генри Фузели
Кошмар (1781) — Генри Фузели
Генри Фузели был выдающимся швейцарским художником, известным своими сверхъестественными элементами. На этой картине изображена восхищенная женщина, лежащая в глубоком сне на диване с откинутыми назад руками. У нее на груди сидит обезьяна — инкуб, мифологический демон, который ложится на спящих женщин, чтобы вступить с ними в половую связь. В сцене также присутствует загадочная черная кобыла, которая выглядывает через красные занавески. Интерпретации картины различаются. Самая простая — это то, что художник изображает спящую женщину и содержание ее кошмара. Обычно критики сходятся во мнении, что картина имеет сексуальную тематику и, вероятно, призвана показать женский оргазм. Кошмар произвела сенсацию, когда была впервые представлена, и вскоре стала чрезвычайно популярной. Она была встречена с ужасающим восхищением, широко анализировалась и вдохновляла не только на художественные, но и на литературные произведения. Эта работа определенно одно из знаковых произведений движения романтизма.
Боевой Темер
Полное название: «Боевой Темерар» добрался до последней стоянки
Художник: Дж. М. У. Тернер
Год: 1839
«Боевой Темерар» отошел к последнему причалу (1839 г.) — Дж. М. У. Тернер
Боевой Темерар был 98-пушечным второсортным военным кораблем из Королевского военно-морского флота, который славится своим героическим выступлением в Трафальгарской битве между Великобританией и объединенными флотами французских и испанских военно-морских сил, 1805 г. Дж. М. У. Тернер изображает военный корабль, спустя годы после его славных дней, который буксир тянет, чтобы разбить на куски. Картина отдает дань уважения парусным кораблям, которые должны были быть заменены пароходами. Тернер использует символику, например, заходящее солнце, чтобы обозначить кончину объекта и его смертность, несмотря на героическое прошлое. Написанная Тернером на пике карьеры, «Боевой Темер» — его самая известная картина, которую он называл своей «любимой». В 2005 году она была признана самой любимой картиной Великобритании в опросе, организованном BBC.
Телега для сена
Художник: Джон Констебль
Год: 1821
Телега для сена (1821) — Джон Констебль
Самым влиятельным английским художником-романтистом, предпочитающим пейзаж, был Джон Констебль. Телега для сена изображает сельскую сцену на реке Стор между английскими графствами Саффолк и Эссекс. Это район, где родился Констебль, изображенный в его самых знаменитых шедеврах и ставший известен как Страна Констеблей. В центре картины — деревянная повозка, или большая телега, которую тянут через реку три лошади. Действие происходит недалеко от Флэтфордской мельницы, принадлежавшей отцу Констебля. Левый берег находится в Саффолке, а пейзаж на правом берегу — в Эссексе. Телега для сена почитается как одна из величайших пейзажных романтических картин, а также одна из лучших когда-либо созданных английским художником. В опросе 2005 года, организованном BBC, эта картина была признана второй по популярности картиной в британской галерее после «Боевого Темера».
Сатурн, пожирающий своего сына
Испанское название: Saturno Devorando a su hijo
Художник: Франсиско Гойя
Год: 1819–1823 гг.
Сатурн, пожирающий своего сына (1823) — Франсиско Гойя
Среди самых известных работ Франсиско Гойи его «Черные картины», изображающие напряженные, захватывающие темы, отражая как его страх перед безумием, так и его мрачный взгляд на человечество. Эти работы были написаны Гойей в виде фресок на стенах своего дома и перенесены на холст спустя годы после его смерти. Этот тревожный портрет Сатурна, поглощающего одного из своих детей, является самой известной из 14 темных картин Франсиско Гойи. Эта картина была одной из шести картин, украшавших его столовую. Шедевр основан на римском мифе о том, что титан Сатурн съел своих детей, поскольку было предсказано, что один из его сыновей свергнет его, точно так же, как он сверг своего отца Целуса. Пророчество сбылось, поскольку его жена Опс обманула Сатурна и спасла одного из их сыновей.
Поцелуй
Итальянское название: Il bacio
Художник: Франческо Хайез
Год: 1859
Поцелуй (1859) — Франческо Хайес
Странник над морем тумана
Немецкое название: Der Wanderer über dem Nebelmeer
Художник: Каспар Давид Фридрих
Год: 1818
Странник над морем тумана (1818) — Каспар Давид Фридрих
Каспар Давид Фридрих считается самым важным немецким художником-романтиком. Он наиболее известен своими работами, в которых люди помещаются в ночное небо, утренний туман, бесплодные деревья и т. д., тем самым демонстрируя уменьшение силы человека в более широком масштабе жизни. На этой картине мужчина с тростью в руках стоит на выступе скалы спиной к зрителю. Таким образом, зритель может увидеть пейзаж, покрытый густым морем тумана; на который мужчина смотрит задумчиво. Использование пространства Фридрихом иллюстрирует крохотное место человека в природе. На картине изображены различные достопримечательности красивых гор Эльбского песчаника в Саксонии на юго-востоке Германии. «Странник над морем тумана» — самая известная работа Каспара Давида Фридриха. Она стала синонимом эпохи романтизма и является самой известной пейзажной живописью этого движения.
Третье мая 1808 г.
Испанское название: El tres de mayo de 1808 en Madrid
Художник: Франсиско Гойя
Год: 1814
Третье мая 1808 (1814) — Франсиско Гойя
2 мая 1808 года жители Мадрида восстали против оккупации города французской армией Наполеона. Гойя запечатлел это восстание в своей картине «Второе мая 1808 года». «Третье мая 1808 года» самая известная картина художника, изображает возмездие французов на следующий день, во время которого были схвачены и расстреляны сотни испанцев. Картина не имеет явных прецедентов, поскольку расходится с традиционными изображениями войны. Таким образом считается одной из первых картин современной эпохи. Известный британский историк искусства Кеннет Кларк описал шедевр Гойи как «Первая великая картина, которую можно назвать революционной во всех смыслах этого слова, по стилю, по сюжету и по замыслу». Третье мая послужило вдохновением для создания нескольких известных картин будущих художников, в первую очередь шедевра Пабло Пикассо «Герника».
Плот Медузы
Французское название: Le Radeau de La Méduse
Художник: Теодор Жерико
Год: 1819
Плот Медузы (1819) — Теодор Жерико
Méduse был французским военным кораблем, который участвовал в наполеоновских войнах. Несмотря на то, что он устоял в боях, в июле 1816 года он разбился о песчаную отмель, когда перевозил людей в Сенегал. 400 человек на борту были эвакуированы; из них 151 — на плот. Этим людям на плоту пришлось пережить ужасное испытание. Многие были смыты в море штормом; другие восстали и были убиты офицерами; оставшиеся в живых занимались каннибализмом. Когда припасы заканчивались, раненых бросали в море. После 13 дней в море плот был найден и в живых осталось всего 15 человек. Событие превратилось в международный скандал. Теодор Жерико тщательно изучил инцидент, прежде чем создать этот шедевр. Плот Медузы оказался чрезвычайно влиятельным во французском искусстве; считается культовым произведением французского романтизма и увековечил инцидент, который изображает.
Свобода, ведущая народ
Французское название: La Liberté guidant le peuple
Художник: Эжен Делакруа
Год: 1830
Свобода, ведущая народ (1830) — Эжен Делакруа
Романтизм в русской живописи 19-20 века
С начала 19 века на территории России наблюдался культурный и духовный подъем. Страна шла вровень с другими странами, а подчас опережала их в культурных достижениях. Основными культурными центрами стали города. Этот период считается золотым веком живописи, в том числе отмечались проявления романтизма в живописи 19, 20 века в России. В основном характерны для творчества были реализм и романтизм, хотя официально признавался классицизм, Академия художеств препятствовала свободному творчеству. Поощрялись мифологические или библейские тематики, однако этого для молодых и одаренных русских художников было недостаточно, поэтому часто они писали портреты.
В живописи удалось воплотить романтические идеалы, отразить период национального подъема, в романтизме художники нашли возможность показать неповторимость окружающего мира. Далее от портретных и пейзажных работ романтизм распространился на другие направления, спровоцировал рождение бытового жанра. За историческими тематиками скрывались романтические темы и идеи. Романтизм позволил проявить многое: сильные страсти, духовность и творческие порывы, прошлое идеализировалось, природа создавалась одухотворенной. Больше всего романтизм проявился в изобразительном искусстве, огромный вклад в жанр русской живописи сделали А. Иванов, В. Тропинина, О. Кипренский, К. Брюллов, и многие другие художники.
Романтизм в русской живописи
Кипренский Орест Адамович
Художник оставил заметный след в Романтическом направлении живописи, писал портреты и другие работы. Он прекрасно справлялся с историческим направлением, академическими стандартами, но талант раскрыл в портретах, где проявилась его непринужденность и естественность передачи. Постепенное его возможности к отражению светового настроения, драмы, выразительности только улучшились – полотна наполнились жизнью и эмоциями. Кипренский умел добиться непринужденности даже в строгом парадном портрете, в том числе художник нарисовал романтический портрет Пушкина А. С. В творчестве присутствует немало бытовых типажей, а к зрелым годам он больше тянулся к написанию несколько волшебных работ. Отражалось предназначение России и аллегорическое видение истории Европы.
Некоторые работы художника пропали либо не были закончены, зато его творчество отразилось в творчестве А. А. Иванова и К. П. Брюллова.
Реалистичность и романтизм в работах В. А. Тропинина
Немалую толику романтизма в русскую живопись внес Тропинин. Изначально он придерживался сдержанной красочной гаммы, делая моделей центром образа. Уже позже он научился добиваться большей скульптурности, улучшил передачу объема, а самое главное – он начал передавать подвижность стихии жизни со всей ее романтичностью. При этом герои портрета стали только частью работы. Были написаны несколько портретов А. С. Пушкина, один в мечтательном образе, словно поэт прислушивается к музе. Другая работа противоположна, Пушкин показан не очень счастливым, но умудренным опытом. Тропинин удивительно передавал домашнюю обстановку – от нее словно веет уютом, в работах много простых и духовно богатых лиц. В том числе это обычные люди, не относящиеся к высшему сословию.
Идейные образы Карла Брюллова
Художник выполнил немало интересных работ, в том числе его вдохновили печальные события Помпеи, он сам побывал в зоне раскопок античного города. Результатом стало полотно «Последний день Помпеи», попасть на территорию России оно смогло только через 3 года. Брюллов отразил самоотверженность и мужество, которые могли показать люди перед лицом столь страшной катастрофы, им были выбраны удивительные краски. Художник умел увидеть красоту и передавать все от солнечного луча на свежей зелени до совершенства обнаженного тела. Из-под его кисти выходили интимные и парадные портреты, исторические события.
Бытовой романтизм работ А. Г. Венецианова
Объединение бытового жанра и романтизма в русской живописи 19 века наглядно заметно в картинах Венецианова. Основой сюжетов художника стали крестьяне, при этом во всех изображениях можно отметить склонность к приукрашиванию, идеализации, сентиментальности. Он отлично показывал человеческие достоинства, благородство обычных людей, изображая их за работой и не подразделяя с учетом социального положения.
Сатира, быт и романтизм творчества П. А. Федотова
Полотна живописца разоблачают скрытые тайны «сливок» общества, их мораль и наполнены сатирическим высмеиванием. Уже в начале карьеры художник обращался к сатирическим зарисовкам. Именно в этом стиле созданы многие картины, например «Вдовушка» или «Сватовство майора».
Марины И. К. Айвазовского
Многие считают, что работы Айвазовского – отражение красоты стихии в реалистичном стиле, на самом деле в каждой из них есть влияние романтизма. Художник великолепно передавал морские волны, красоту кораблей, воздуха, различные погодные явления. Он не относился к реалистам, а большую часть полотен писал не с натуры, а по наброскам и памяти, поэтому нередко грешил против достоверности. Работы были хороши с технической стороны, но за отсутствие соответствия реальности его часто порицали.
Сложился романтический стиль с учетом влияния окружающей обстановки, рассмотреть романтический стиль в работах можно за счет характерных визуально-смысловых компонентов. Среди таких идей – бунтующий и волнующийся океан, который готов поглотить человека. Ведь насколько ничтожен человек по сравнению с океаном и стихией. Такой прием заметен не только за счет моря, но и окружающей природы или гор.
С. Ф. Щедрин – работа с натуры
Также романтизм и сентиментализм в русской живописи представляют работы Щедрина. Художник отходил от канонов, уделяя внимание живости передаче. Больше всего он рисовал природу, стремясь к естественности и отстраняясь от условности в цветах и четкости деления пространства. Ценил живописец скалистую местность, в частности скалистые бухты, природную красоту. Позже в его творчестве появились более мрачные силуэты, тревожность, выраженная слабым лунным освещением.
Идейная живопись А. И. Иванова
Хотя художник придерживался академического построения, патриотичности, гражданственности, в его работах заметно влияние романтизма. С его работ на зрителя смотрят величественные соборы, замки, важные для страны здания. Также он уделял время написанию реальных событий из истории.
В период 19-20 веков романтизм в России уверенно развивался и откладывал свой отпечаток на творчество художников. Отмечался взлет искусства, многим русским рисовальщикам удалось добиться высочайшего уровня мастерства и встать на один уровень с наиболее прославленными европейскими художниками.
Основными темами жанра было: обличение проблем крепостничества, идеи пробуждения души, при написании портретов стремились показать особенности души, чувства. Появилось много исторических картин, пейзажей, изображений обычного народа, представителей отдельных профессий, писали детские портреты. Художники стремились показать красоту родной природы с лучшей стороны, рисуя пейзажи и активно используя крестьянскую тему.