республика шкид в каком классе проходят

Сценарий урока по литературе «Моя республика Шкид»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

республика шкид в каком классе проходятреспублика шкид в каком классе проходят

урока по литературе в рамках проекта «Кинообразование»

(Подготовка к созданию презентации – урок-проект).

ГБОУ СОШ № 603 имени Героя Советского Союза Кузнецова Н.В.

Учитель: Попрыгина И.В.

Подготовка к уроку начинается примерно за две недели. Ученики в классе получают предварительное задание на повторение и на ознакомление:

Напоминает, что подготовка к данному уроку началась заранее. Ученики получили опережающее задание:

Первое : ознакомиться с материалами фильма «Республика ШКИД» ( возможен совместный просмотр фильма с обсуждением)

Производство: киностудии «Ленфильм» СССР, 1966 год.

Автор сценария: Л.Пантелеев

В главных ролях: С.Юрский (Золотой теленок, Место встречи изменить нельзя), Ю.Бурыгина, П.Луспекаев (Белое солнце пустыни), А.Мельников, В.Титова

Второе: познакомиться с дополнительным материалом «Создание фильма. Подготовительный период. Создание сценария».

Третье : подобрать фото, дающие представление о 20-х годах 20 века.

Планируемые образовательные результаты:

Научатся : При качественном подходе к подготовительному этапу, получается плодотворный урок, который надолго запоминается ребятам. Результат урока : знакомство с видами фильмов,

знакомство с историческими событиями начала 20 века, умение анализировать просмотренный материал, умение формулировать свое мнение и доказывать свою позицию.

Получат возможность научиться : работать в группах; осознавать ответственность за конечный результат.

Эпоха начала прошлого века в картинках:

— Рассмотрите фотографии, придумайте заглавия.

республика шкид в каком классе проходят

республика шкид в каком классе проходят

республика шкид в каком классе проходят

республика шкид в каком классе проходят

республика шкид в каком классе проходят

Крестьянки начала 20 века

республика шкид в каком классе проходят

Физкультура и спорт в 20-е годы 20 века

республика шкид в каком классе проходят

республика шкид в каком классе проходят

республика шкид в каком классе проходят

Пионерский летний лагерь

— Когда разворачивается действие к/ф «Республика Шкид»

— Что вы знаете о 20-х гг. 20 века?

— Расскажите об истории создания к/ф «Республика Шкид»

Работа над содержанием к/ф. Обсуждение к/ф.

— Расскажите, как беспризорник Григорий Черных попал в приемник-распределитель?

— Что мы узнаем о директоре школы индивидуального воспитания имени Достоевского Сорокине?

— Почему директор согласился принять в школу нового воспитанника? Прокомментируйте сложившуюся ситуацию.

— Как строит свою работу Сорокин?

— Расскажите о воспитанниках школы.

— Почему учитель словесности Ариков становится любимым учителем для вчерашних беспризорников? Дайте оценку позиции Арикова.

— Что послужило причиной конфликта между воспитанниками и преподавателями? Кто прав? Докажите свою позицию.

— Почему, как вы думаете. Сорокин не обращается в милицию? Как это его характеризует?

— Какое решение принимает Сорокин? Расскажите подробнее.

— Расскажите о Республике Шкид.

— Почему шкидовцы хотят стать пионерами?

— Почему им отказывают?

— Расскажите о своем любимом герое.

— Чем заканчивается фильм?

— Вам понравился фильм? Почему?

А) Выбрать понравившийся эпизод, воспроизвести диалог в лицах.

Б) 1 группа Докажите, что Республика Шкид похожа на современную школу.

2 группа Докажите, что Республика Шкид не похожа на современную школу.

В) Рассмотрите фотографии, возьмите одну из них, придумайте историю, расскажите ее классу.

Подготовка учащихся к созданию своего фильма.

Рассмотрим два ключевых момента вашей общей деятельности:

На основе знаний материала создать фильм

как создать фильм или презентацию

Обращение к учащимся:

О чем фильм, мы определили. Последовательность изложения – тоже.

Как написать сценарий фильма? Напомню:

Задачи документалистики:

Средство обучения (учебные фильмы)

Исследование (географическое, зоологическое, историческое, этнографическое, и т.д.)

Пропаганда (науки, товара, технологии, религии, т.д.)

Хроника (длительное наблюдение за событием, репортаж, т.п.)

Объединяет их общая для всего документального кино задача: « рассказать нам о мире, в котором мы живём » (англ.документалист Хью Бэдли).

Какую задачу (-и) будет решать наша презентация? (Средство обучения, историческое исследование).

Вы знаете, что изначально нужно создать литературный сценарий, а чтобы перенести литературный сценарий на видеопленку, нужно подготовить режиссерский, или, как говорят профессионалы, постановочный сценарий. Я предлагаю немного интерпритировать это применительно к нашему уроку.

Сначала вы создадите литературный сценарий, а затем результат вашего творческого исследования наглядно представите в виде постановочного сценария, который будет является продуктом вашей деятельности (Цель – конечный продукт).

Обращение к учащимся:

Я предлагаю вам трансформировать алгоритм изучения материала в свой сценарий.

(Введение, основная часть, заключение)

создать сценарий презентации «Моя Республика ШКИД»,

написать рецензию на к/ф «Республика ШКИД», написать стихотворение.

республика шкид в каком классе проходят

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

республика шкид в каком классе проходят

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

республика шкид в каком классе проходят

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

республика шкид в каком классе проходят

республика шкид в каком классе проходят

Номер материала: ДВ-051634

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

республика шкид в каком классе проходят

республика шкид в каком классе проходят

В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»

Время чтения: 1 минута

республика шкид в каком классе проходят

В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

Время чтения: 1 минута

республика шкид в каком классе проходят

Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года

Время чтения: 1 минута

республика шкид в каком классе проходят

В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет

Время чтения: 1 минута

республика шкид в каком классе проходят

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

республика шкид в каком классе проходят

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока литературы «Республика Шкид». Судьбы детей в период революции»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект открытого урока по литературе

Класс: 8 Б Дата проведения: 16.11.17

Тема: Судьбы детей во время революции на примере повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД»

Формирование образного представления об эпохе революции 1917 года в России и судьбах детей того периода через изучение художественного произведения

установление связей и параллелей с собственным нравственным опытом, с мнениями и чувствами ровесников и представителей старшего поколения.

обучение умению находить компромисс в общении, достойно оппонировать другой точке зрения и корректировать собственную позицию.

формирование представлений о подлинных жизненных ценностях

Познакомиться со временем написания повести и судьбой ее авторов и героев

Пересказать основное содержание повести

Проанализировать ключевые эпизоды

Обсудить вопросы, поставленные автором в повести о судьбах детей в переломные исторические времена

Ответить на вопрос, каких людей можно назвать счастливыми

Обсудить проблему подлинных и ложных жизненных ценностей

Сделать вывод, что помогает человеку преодолевать несчастья в жизни

Продолжить работу по развитию речи учащихся

Повесть Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД»

Презентация к уроку

Художественный фильм «Республика ШКИД» 1966 г

Песня беспризорника из фильма

2. Сообщение темы и целей урока

Запись в тетради даты и темы урока

2. Сообщения учащихся

1 учащийся выступает с небольшим сообщением о революции 1917 года в России

Появляется 3 учащийся в образе беспризорника Кольки Громоносцева

4 учащийся рассказывает о беспризорных детях революции и школах – колониях

Войны и государственные перевороты всегда ударяют в первую очередь по самым слабым. Октябрьская революция, годы Гражданской войны – все это оставило огромное количество детей без попечения родителей.

На улицах городов появилось огромное количество грязных оборванных ребят, для которых вскоре придумали специальное слово – беспризорники, то есть оставшиеся «без призора». Они выживали как могли – попрошайничали, перебивались карманными кражами, забирались в пустые квартиры, воровали на вокзалах, жгли костры в подворотнях, ночевали на кучах угля. По разным данным беспризорников в тогдашней России было от шести до восьми миллионов.

В январе 1921 года была создана «Комиссия по улучшению жизни детей». В результате ее деятельности стали возникать все новые стационарные учреждения – детские дома. Детей с улиц направляли для начала в приемники-распределители, а потом рассылали по «казенным учреждениям» – детдомам или колониям, где пытались перевоспитывать – с разной степенью успеха.

Антон Макаренко , написавший по итогам своих трудов «Педагогическую поэму», тоже начинал трудно. В доверенной ему под Полтавой колонии имени Горького поначалу творился беспредел – беспризорники (а по сути – уже молодые преступники) воспринимали ее как воровскую малину.

Однако Антону Семеновичу удалось добиться невозможного: он организовал в колонии самоуправление. Все подростки были разделены на разновозрастные отряды, от 7 до 15 человек в каждом; у отрядов были командиры, которые учили младших и раз в неделю собирались для решения организационных вопросов.

Настолько это стало легко для Макаренко, что в колонии им. Дзержинского он полностью отказался от воспитателей, и на его попечении оказалось 600 бывших правонарушителей. Были учителя в школе, инженеры на заводе, но детский коллектив в 500-600 человек жил в известной степени самостоятельно. Макаренко был уверен, что дети самостоятельно по сигналу вовремя встанут с постели, приведут в порядок себя и все помещения коммуны. В коммуне никогда не было уборщиц. Воспитанники все убирали сами, притом так, что все должно было блестеть, ведь в коммуну приходило по 3-4 делегации в день. Чистоту проверяли белым носовым платком.

Новая коммуна не получила за время своего существования практически ничего от государства. В первые годы коммуна переживала очень большую нужду. Были моменты, когда в течение дня ели один хлеб. Но уже через 3 года коммуна отказалась от помощи чекистов, и на свои собственные деньги начала строить завод электроинструментов, первый в стране. Завод был построен менее чем за год, и воспитанники стали производить детали, ранее покупаемые только за рубежом. Но на этом они не остановились и освоили производство фотоаппаратов «Лейка»

Производство стало настолько рентабельно, что коммуна отдавала государству прибыль в 4,5 миллиона в год. Кроме того, продукция колонистов освободила от ввоза в страну иностранной продукции.

В том или ином виде система Макаренко работает и поныне, однако внедрению его системы как в России, так и за рубежом мешают по крайней мере два обстоятельства.

республика шкид в каком классе проходят

Для сравнения напомним: среди почти 3000 воспитанников А. С. Макаренко не известно ни одного рецидива, причём многие исследователи судьбы этих выпускников отмечают, что «они были счастливыми людьми».

5 учащийся сообщает об истории написания повести бывшими беспризорниками Белых и Пантелеевым

Эту повесть написали бывшие беспризорные, одни из тех, кому судьба готовила участь бродяг, воров, налетчиков. Осколки разрушенных семей, они легко могли бы докатиться до самого дна жизни, стать «человеческой пылью», если бы молодая Советская республика с первых лет своего существования не начала бережно собирать этих, казалось бы, навсегда потерянных для общества будущих граждан, сделавшихся с детства «бывшими людьми».
«Их брали из «нормальных» детдомов, из тюрем, из распределительных пунктов, от измученных родителей и из отделений милиции, куда приводили разношерстную беспризорщину прямо с облавы по притонам. Пестрая ватага распределялась по новым домам. Так появилась новая сеть детских домов-школ, в шеренгу которых стала и вновь испеченная «Школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского», позднее сокращенная ее дефективными обитателями в звучное «Шкид».
Должно быть, это сокращенное название, заменившее собою более длинное и торжественное, привилось и укоренилось так скоро потому, что в новообразованном слове «Шкид» (или «Шкида») бывшие беспризорники чувствовали нечто знакомое, свое, созвучное словечкам из уличного жаргона «шкет» и «шкода».

Школа, о которой идет речь в этой повести, существовала на самом деле. Виктор Николаевич Сорока-Росинский стал заведующим школой имени Достоевского в 1920 году. Его целью было собрать в одном месте ребят одаренных. Да, пусть из числа беспризорников, но – обладающих определенными талантами. Он считал, что вернуть их к нормальной жизни может лишь усиленная учеба.

Каждый день в его школе было по 10-12 уроков. Воспитанники изучали немецкий язык и русскую литературу, издавали газету, сочиняли стихи – и это делали те самые немытые беспризорники, которые поначалу пытались обворовывать и педагогов, и собственных товарищей.

Время от времени они срывались, «бузили», устраивали друг другу «темную» – но на крайности идти побаивались: самым страшным наказанием было изгнание из школы, а быть изгнанным никто не хотел.

К тому времени как он стал заведующим школой имени Достоевского, Викниксор, как прозвали его ребята, имел уже пятнадцатилетний стаж педагогической работы и был автором многих серьезных исследований по вопросам школы, обучения и воспитания детей. Руководство этим интернатом для трудных детей в суровые годы войны, разрухи и голода было, вероятно, самым значительным делом его жизни. Мечтая о том, чтобы его питомцы стали полноправными гражданами, В. Н. Сорока-Росинский хотел, прежде всего, дать им образование, хотел пробудить у них интерес к учебе. Десять — двенадцать уроков в день! Это может показаться неправдоподобным. Но шкидцы понимали: учиться — значит «выйти в люди»; учиться — значит «добыть себе путевку в жизнь». Это стало их девизом, это звучало в их гимне. Культ учебы, поощрение литературной игры, издание рукописных газет и журналов — все это позволило впоследствии С. Маршаку сопоставить эту школу полутюремного режима с Царскосельским пушкинским Лицеем.

Тот, кто внимательно прочтет эту необычную школьную эпопею, с интересом заметит, какой сложный и причудливый сплав постепенно образуется в Шкиде, где увлекающийся педагогическими исканиями Викниксор пытается привить сборищу бывших беспризорных чуть ли не лицейские традиции. Нелегко было победить романтику уголовщины.

3. Обсуждение повести. Характеристика персонажей

— Почему эта книга подтверждает веру Горького в человека?

— По какой причине, по вашему мнению, Макаренко называет Шкиду «педагогической неудачей»?

— Кто из героев повести вам наиболее запомнился? Давайте обсудим характеры и судьбы главных персонажей книги, перешедшими и в фильм.

— Какие педагогические приемы применял Викниксор в своей работе?

Источник

Новое в блогах

Что стало с героями Республики ШКИД

Викниксору запретили преподавать, а Эланлюм ушла с немцами

республика шкид в каком классе проходят

Создателя ШКИД Виктора Сорока-Росинского в известном фильме сыграл Сергей Юрский

Благодаря знаменитой книге и фильму Республика ШКИД в 60‑е годы прошлого века была так же популярна, как сегодня — английский «Хогвартс» — место учебы Гарри Поттера. Но «Хогвартс» — плод воображения Джоан Роулинг, а Школа имени Достоевского реально существовала в Ленинграде. Причем любимцы советских зрителей: Цыган, Японец, Викниксор — настоящие люди с трагичной судьбой.

«Дети, изувеченные переживаниями»

Республикой ШКИД это учебное заведение прозвали сами ученики, официальное же ее наименование было менее лаконично: Школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского для трудновоспитуемых.

Открыли ее в сентябре 1920 года на Старо-Петергофском проспекте, в доме 19, где прежде располагалось коммерческое училище. Первыми воспитанниками стали беспризорники. Революция и Гражданская война выкинули на улицы Петрограда тысячи детей и подростков, которые выживали, побираясь, воруя, участвуя в налетах. Чиновники называли таких детей «морально-дефективными». Директор открывшейся школы — Виктор Николаевич Сорока-Росинский (тот самый Викниксор, которого в фильме сыграл Сер­гей Юрский) — лично ходил по спец­распределителям и отбирал к себе в школу самых отпетых подростков, которым прямая дорога была в тюрьму. При этом многие из его будущих учеников были не лишены способностей, а некоторые — и талантов. Сорока-Росинский имел богатый дореволюционный педагогический опыт, увлекался новыми идеями в педагогике.

«Те ребята, которых направляли в школу имени Достоевского, были прошедшими сквозь огонь и воду, закаленными телом и духом людьми, — писал педагог спустя 40 лет в своих воспоминаниях. — Но они были в то же время и детьми, глубоко изувеченными непосильными для их возраста переживаниями. Травмирована была у них и нервная система. Все в них — и психика, и нервы, и вся жизненная установка — требовало даже не ремонта, а полной перестройки. А для этого одинаково не годились ни филантропия сиротских приютов, ни решетки колоний для малолетних преступников. Нельзя было искать помощи и у педагогики Запада: там не было ни Октября, ни беспризорщины. Оставалось одно: самим найти надлежащие пути».

Условия жизни воспитанников, да и педагогического состава, были весьма неприглядные: всюду в школе царили нищета и убогость. От прежних владельцев ШКИД достались лепнина на потолках и старинная библиотека, но в то же время не было белья, одежды, продуктов. Директору приходилось обивать пороги инстанций, доставая самое необходимое для своих полуголодных птенцов. Кроме того, школа «закрытого типа» по сути была наполовину тюрьмой, провинившихся учеников отправляли в карцер.

республика шкид в каком классе проходят

Школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского для трудновоспитуемых размещалась в доме 19 на Старо-Петергофском проспекте

Система Сорока-Росинского

Виктор Сорока-Росинский был выдающимся педагогом. Он теоретически обосновал и апробировал на практике оригинальную систему воспитания трудных подростков‑сирот на основе развития их творческих способностей. Своих подопечных Сорока-Росинский относил к одаренным натурам, но с отклонениями от нормы в результате особого душевного и физического склада и специфичного развития. Главным для них он считал фундаментальную образовательную подготовку (10 уроков ежедневно) и самостоятельную, творческую деятельность воспитанников, способную «дать надлежащий выход той буйной беспокойной энергии, которой полны эти дети». Широко использовал метод длительных игр — инсценировки и постановки, журналистское творчество, соревнования.

Одна книга на двоих

Не всех учеников подобрали с улицы и из распределителей — кого-то из «дефективных» сдали в ШКИД отчаявшиеся родители, не способные справиться со своими буйными детьми. Таким был и Григорий Белых, выведенный в книге как Гришка Черных по прозвищу Янкель. Отец его был рабочим Путиловского завода и рано умер, мать не знала, как в одиночку воспитывать отбившегося от рук сына. Вот что о своем ученике написал спустя 40 лет Сорока-Росинский: «Белых еще в бытность свою в школе обладал столь редким среди наших современных писателей чувством юмора. Его юмористические статейки, появлявшиеся во многочисленных рукописных журналах школы, заставляли от души смеяться даже тех, кто сам бывал их жертвой, даже педагогов».

Спустя год в школу имени Достоевского пришел Алексей Еремеев по кличке Ленька Пантелеев. Прозвищем своим он обязан известному в те годы в Петрограде налетчику. В ШКИД его привели те же воровство и мошенничество, что и других. Еремееву в конце своей жизни Сорока-Росинский дал такую характеристику: «Отсутствие чувства юмора и чувства меры». Ленька Пантелеев и Янкель стали «сламщиками», то есть друзьями. После окончания школы Белых и Пантелеев пробовали себя в роли актеров, но из этого ничего не вышло. Перебиваясь случайными заработками, молодые люди почти голодали. От безысходности друзья решили попытать счастья на литературном поприще. О чем писать, как не о себе? Так родилась идея «Республики ШКИД».

республика шкид в каком классе проходят

Обложка книги «Республика ШКИД»

Воспоминания о школе были еще свежи в головах авторов, ведь с момента их выпуска прошло всего три года. Григорию Белых только исполнилось 20 лет, Пантелееву — 18. Парни разделили будущую книгу на 32 главы. Белых взял на себя первую половину (так как он учился в ШКИД с момента ее основания), а Пантелеев — вторую. По отзывам критиков и читателей, первая часть «Республики ШКИД» с литературной точки зрения получилась сильнее. Рукопись чудом попала в «Детгиз» к Самуилу Маршаку и Евгению Шварцу. Они прочитали повесть и пришли в восторг. Через год «Республика ШКИД» увидела свет. Ее появление отметил и Максим Горький, назвав книгу «преоригинальной, веселой и жуткой». Больше 10 лет она победоносно шествовала по стране — до 1937 года ее ежегодно переиздавали и даже перевели на семь языков.

республика шкид в каком классе проходят

Григорий Белых и Леонид Пантелеев

После выхода в свет книги «Республика ШКИД» в 1926 году к двум вчерашним дефективным подросткам Леониду Пантелееву и Григорию Белых пришли слава и деньги. С первого же гонорара друзья ушли в загул, Ленька купил себе ковбойскую шляпу и кожаное пальто. Вскоре за уличную драку он попадает в милицию, его судили и приговорили к полугоду исправительных работ.

«Педагогическая неудача»

Парадокс в том, что успех «Республики ШКИД» стал для самой школы и ее директора фатальным. Прочитав книгу, многие выразили возмущение методами преподавания и воспитания, которыми руководствовался Сорока-Росинский. Особенно негодовала «главный педагог среди марксистов» Надежда Крупская: «В детдомах должен в центре всего стоять труд, тесно связанный с учебой, не тяжелый физический труд, не труд как наказание, а труд, увлекающий ребят, организующий их. А на деле не в Чухломе какой-нибудь, а в Ленинграде процветает советская бурса. В системе этой школы очень уж много до отвращения знакомых непривлекательных черт с ее разрядами, напоминающими синие и желтые билетики воскресной школы, в которой учился Том Сойер, с ее «летописью», представляющей собою одну из разновидностей «Кондуита», с изолятором и иными наказаниями во всех видах и степенях». Вслед за Крупской на Сорока-Росинского обрушился и Антон Макаренко, назвав школу имени Достоевского «педагогической неудачей». Такое явное неодобрение двух главных столпов народного образования не могло не сказаться на карьере директора ШКИД. Сорока-Росинского признали «неблагонадежным», а с 1928 года запретили работать в педагогической системе. Лишь в 1938 году он снова смог устроиться учителем русского языка и литературы в школу для девочек. Да и то с оговоркой: «никакой психологии».

Непопулярная гимназия

Кстати, в 1930 году вышла еще одна повесть о школе имени Достоевского «Последняя гимназия». Один из ее авторов — Павел Ольховский, в «Республике ШКИД» выписанный как Саша Пыльников. Книга была задумана как продолжение «Республики ШКИД», но в документальном стиле. Она получилась мрачной по содержанию, в ней было много критики в адрес педагогов и методов их воспитания. «Последняя гимназия» вызвала недовольство поклонников первой книги и самих шкидовцев и больше не переиздавалась.

«Жалею, что не стал мошенником»

Ранний литературный успех обещал молодым писателям Пантелееву и Белых большое будущее. Но жизнь распорядилась иначе. Каждый из авторов пошел своей дорогой. К середине 30‑х годов Леонид Пантелеев уже был известным детским писателем и хорошим другом Маршака. Григорий Белых женился, у него родилась дочь, но дела шли неважно. В 1936 году арестовали его брата Николая. Тяга к сатире, о которой упоминал Викниксор, и погубила Григория. При обыске в его комнате обнаружили стих «Разговор двух великих», где Петр I обращался к Сталину: «Я был идеями богат, но не был так богат рабами». За такой «юмор» Григория Белых арестовали по статье 58–10 за антисоветскую пропаганду. На допросы вызывали и Леонида Пантелеева, НКВД подозревало его в соучастии, поэтому писателю пришлось предать старинного школьного приятеля и соавтора. «Я был возмущен тем, что мой друг, как я его считал, сочиняет контрреволюционные произведения», — писал «объяснительные» Пантелеев. Но даже это «открещивание» не до конца сняло с него подозрения — чекисты поставили на нем штамп «неблагонадежный», а «Республику ШКИД» запретили.

Григорий Белых три года сидел в лагерях под Старой Руссой. Он писал оттуда письма, в которых признавался: «жалею, что не стал мошенником». В 1938 году у него «открылся» туберкулез. Белых привезли в Ленинград, где он умер в тюремной больнице. Его жена Рая погибла в блокаду.

республика шкид в каком классе проходят

республика шкид в каком классе проходят

Кадр из фильма «Республика ШКИД»

Эланлюм ушла с немцами

Великая Отечественная война погубила многих бывших шкидовцев. Самого Леонида Пантелеева из-за его «неблагонадежности» и старой судимости не взяли на­ фронт и собирались выслать из Ленинграда. 9 месяцев автор запрещенной повести жил в осажденном городе на «птичьих правах» — без карточек и прописки. Весной 1942 года его, истощенного, нашли на улице и привезли в больницу — умирать. На помощь пришел писатель Александр Фадеев, которому Пантелеев успел отправить письмо: самолетом его отправили в Москву и там выходили.

Сорока-Росинский был эвакуирован на Алтай, где всю войну проработал учителем. Вернувшись после войны в Ленинград, он всю оставшуюся жизнь говорил, что его жена, Элла Андреевна Люмберг (в книге Эланлюм), умерла в эвакуации. Викниксор до конца жизни скрывал правду. Эллу, этническую немку, выслали из Ленинграда в Ессентуки, которые вскоре были оккупированы врагом. В 1943 году советские войска освободили район Кавминвод, но Люмберг ушла вместе с немцами на запад. «Не хочу уезжать, но боюсь», — написала она.

Леонид Пантелеев — о фильме:

«Процветали в нашей школе и воровство, и картежные игры, и ростовщичество. Были жестокие драки. Но было и другое… Мы много и с увлечением читали. Изучали иностранные языки. Писали стихи. Было время, когда в нашей крохотной республике на шестьдесят человек «населения» выходило около шестидесяти газет и журналов… Был музей. Был театр, где ставили «Бориса Годунова» и современные революционные пьесы. Ничего этого (или почти ничего) в фильме нет. …Жизнь Шкиды на экране выглядит беднее и грубее, чем она была на самом деле».

республика шкид в каком классе проходят

Режиссер Геннадий Полока

Викниксор не дожил до славы 6 лет

Григория Белых реабилитировали только после смерти Сталина. В 1960 году снова разрешили переиздавать «Республику ШКИД», а в 1966‑м вышел одноименный фильм режиссера Геннадия Полоки, прославивший школу и ее директора на весь Советский Союз. Леонид Пантелеев, к тому времени классик советской детской литературы, был автором сценария. Только в 1967 году фильм посмотрели более 32 миллионов человек. Сам Викниксор до своей всесоюзной славы не дожил шесть лет — выйдя на пенсию, он продолжал заниматься с двоечниками русским языком, жил уединенно, с сыном у него был многолетний разлад. В 1960 году он, уже почти полностью глухой и плохо видящий, попал под трамвай. Одна из его учениц, Рива Шендерова, написала воспоминания о своем учителе, в которых передала его слова, сказанные незадолго до смерти: «Труд учителя, воспитателя, ученого очень сложен, растягивается на долгие годы. Плоды такого труда в лучшем случае увидишь через много лет, а можно при жизни и вовсе не дождаться, хотя посев был добрый, нещадно полит потом и кровью».

республика шкид в каком классе проходят

Памятник на могиле Викниксора

Что стало с прототипами «Республики ШКИД»

Николай Громоносцев (Цыган) — реальное имя Николай Победоносцев. После школы работал агрономом в 100 километрах от Череповца. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Георгий Ионин (Японец) — через год после школы имени Достоевского поступил в Театральный институт, учился на режиссера. Дружил с Дмитрием Шостаковичем, помог тому написать либретто к опере «Нос». Умер от скарлатины в 20 лет.

Офенбах (Купец) — настоящая фамилия Вольфрам. Всю жизнь проработал инженером на ленинградском предприятии. Воевал на фронте. Умер последним из шкидовцев в 1995 году — старика избили пьяные подростки во дворе собственного дома.

Константин Федотов (Мамочка) — после школы работал в типографии, дальнейшая судьба неизвестна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *