религия калмыков в россии какая
Калмыки: религия, традиции, история народа
Традиции и религия калмыков хранят в себе тайны прошлого, как бы сильно не сказались на них веяния нового века. Гордый народ значительно потерял в количестве, но не утратил веру в свои силы и продолжает чтить обычаи предков.
История
Происхождение калмыков связано с историей завоеваний Чингисхана. Его Монгольское царство распространилось на всю Среднюю Азию, а очередные набеги открывали новые пути для поселения. Тогда еще племя под названием ойраты, они населяли Половецкую степь. Позже она получила новое имя в честь народности.
Ойраты служили хану и покорно исполняли свой долг перед войском, отдавая свои жизни в военных походах на Киевскую Русь, Кавказ, Китай, Корею и другие азиатские страны. Именно относительно военного ремесла, которым занималось подразделение, в народе и возникли этногруппы. Все дело в том, что передавались они от отца к сыну:
В один момент горячая кровь монгол вскипела и они отделились от Царства Чингисхана, что было привычным делом в то время. Актуальность распределения «кланов» на сегодняшний день не сохранилась, но в свое время привела к появлению улусов — поселений, образовавшихся относительно этнической группе. Своего рода населенные пункты тогда еще кочевников были отдалены друг от друга, но вместе составляли Калмыцкое ханство.
После революции Калмыкия окончательно стала частью России, лишь в 1929 году под эгидой коммунистов получив право называться автономной областью. Однако влияние идеологии привело к насильственному отказу от религии, а затем и переселению с родной территории во все концы страны. На их место поселили русских, и только в 1953 году они смогли вернуться в родные края. После 1984 начала возвращаться и вера (легальная регистрация храмов). Сначала христианская (православие, пятидесятники, баптисты), затем и буддизм.
Видео расскажет больше о причинах депортации:
Культура и быт народа Калмыкии
Обычаи продиктованы историческими факторами и теми условиями, в которых приходилось пребывать калмыкам от начала существования на теперешней земле. Жители республики соединили в себе несоединимые аспекты:
В повседневной жизни калмык заботился о скоте, тепле жилья и пропитании. Источником питья в степи также были животные — излюбленный напиток кумыс. Готовили на костре, поэтому питались тушеной и жареной говядиной или бараниной.
Ответственность за выбор спутника жизни ложился на родителей, так как они именно они принимали решение без участия «главных героев». Молодой семье необходимо было отдельное жилье, поэтому родственники парня ставили палатку, а девушки — наполняли домашней утварью. Дату помогал назначать астролог, который определял идеальный день.
Культурным наследием выступает художественная литература, сохранившая описание жизни и быта предков. Прекрасными свидетельствами творчества стали: «Джангар», «Сказание о Гесере», «О подвигах богатыря Санары». |
Вероисповедание
Калмыки не имеют одного преобладающего направления в вероисповедании, так как их история полна кардинальных изменений. Существует три ветви, к которой принадлежат в какой-то мере все представители народа, однако есть и ярые почитатели одной их этих религий:
Изначально в поселениях преобладало почитание сил природы, из чего выходила вера в существование посвященных людей, говорящих с духами и повелевающих им. Шаманы есть здесь и до сих пор, однако в подлинности большинства стоит задуматься — для некоторых это лишь повод заработать на легковерных туристах.
В XVII веке на территорию, где живут калмыки, пришли просветители из Тибета, чтобы принести поселенцам буддизм и ламаизм. На сегодняшний день действительно весомый процент населения продолжает быть верным этой религии, что удивительно для части европейской страны.
Со временем Российская империя стала проявлять больше интереса к этой местности, а следовательно и ее жителям. Монорегилия на большей части территории уже проявила себя, как целительный пластырь на разобщенной земле, поэтому и здесь начали прививать православие.
Уже советская власть окончательно отвергла буддийское духовенство, построила на территории Астраханской губернии возле калмыков христианскую семинарию, и ввела поощрительные санкции для тех из них, кто примет новую веру. К примеру, таким людям было разрешено переехать жить и работать в другие края родины.
Ключевую роль в принятии православия сыграло то, что в духовных училищах преподавали грамоту, готовили к церковной службе и работе просветителем. Личностный рост калмыка стал зависим от вероисповедания, поэтому его стали принимать массово. Однако на деле, как и по всей России, традиции и религия предков не исчезли, а лишь смешались с «новыми правилами».
Обычаи и праздники калмыков
Кочевой народ умел ценить важные для суровой жизни вещи — в степи это прежде всего огонь. Его здесь почитали испокон веков, называя святым. Не принято было плевать в него, переступать, бросать в костер мусор, даже тушить водой. Желательно подождать пока он сам сойдет на нет, в крайнем случае можно было засыпать песком, горсткой земли.
Культ огня сохранился у шаманов — в их традициях животные жертвоприношения во время погребения усопшего, празднования свадьбы, благословения ребенка. К тому же, страсть к нему поэтично описана и воспета во многочисленных произведениях народа, которые дошли к нам сквозь века. Красный цвет присутствует в убранстве архитектурных сооружений и национальной одежде.
Новый год
Праздник Зул (лампада или светильник) за шесть веков был преобразован в Новый год. 22 декабря, когда наступает самый короткий день, в каждом доме, магазине, кафе, в храмах и на улицах зажигаются огни. В древнее время считалось, что чем больше и ярче факелы и костры, тем довольнее будет бог солнца, принявший дар.
Наступление весны
Зима истощала все запасы, убивала скот (до XIX века его выписали круглый год) и вредила болезнями. Завершение этого тяжелого периода отмечали праздником Цаган сар, что в переводе означает «белый месяц». Палатки сворачивали, чтобы переселиться на новый места для выпаса, к тому же у животных ожидался приплод.
Ритуал совершался на рассвете — жители приходили к храму еще ночью и с появлением солнца приступали к молитве. В этот день младшее поколение преподносило угощения старшему.
Главный праздник лета
В июне необходимо было почтить богов земли. Ее плодами питался скот, от которого зависела жизнь калмыков. Чтобы на месте остановки всегда зеленела свежая трава, хозяин стада собирал его в одно место и окроплял молоком или кумысом. Выделенное для этого время довольно необычное — в полнолуние.
Праздник тюльпанов
Его происхождение датируется 90-ми — президент Калмыцкой республики учредил его для того, чтобы познакомить как можно больше людей с цветочными красотами их земли и напомнить ее жителям о ее ценности. Поля традиционных красных тюльпанов выглядят как полотно с тысячами играющих огоньков. Эти виды вдохновили танцевальный ансамбль народного творчества взять имя цветка. Он и многие другие представляют свои работы на обозрение празднующему народу в этот день.
Заключение
Узнать до конца кто такие калмыки, проникнуть в их степную душу, постичь глубину веры и традиции непросто. Малочисленная народность хранит обычаи предков, будучи частью прогрессивного общества.
Калмыкия религия
Возродившиеся из легенд, мифов обычаи ойратов (предков калмыков), составили основу древнего религиозного направления. Жители республики Калмыкия являются единственными буддистами стран Европы. История буддизма в стране имеет интересную, сложную судьбу. Она тесно связана с жизнью Тибета, сыгравшей центральную роль её становления.
Вероисповедование буддистов Тибета стало главной религией ойратов в XVI столетии (период власти Алтан-хана). Древние племена, покинувшие Джунгарию, поселившиеся в степях на просторах между Волгой, Доном, принесли с собой элементы буддизма, строго соблюдавшиеся повседневной жизнью калмыков. Их сохранение, развитие главенствующее значение имела связь с иерархами буддистов Тибета. Появились первые монастыри (хурупы). Названия им выбирал Далай-лама (он три раза приезжал на новое место жительство калмыков). Все хурупы были уничтожены к 1940 году, а в судьбе народа было много тяжёлых испытаний. Учёные выделяют два исторических этапа развития буддизма Калмыкии: периоды XIII-XIV столетий, время с конца XVI до начала XVII века. Молодые поколения многие годы росли без духовного наследия своих национальных особенностей, традиций. Восстановление, возрождение буддизма на просторах республики имели много сложностей. В 1988 году население Элисты зарегистрировало первую общину буддистов, как организацию для создания необходимого решения духовного кризиса, выхода из состояния религиозного невежества (появившегося в результате действий России) по законам предков.
Особенности господствующей буддистской религии Калмыкии имеют отличительные черты:
1.Соблюдения специфической календарной обрядности. Начало нового года отсчитывается от зимнего Нового года, отмечаемого в период солнцестояния. В других странах с буддистской религией отсчёт начинают от первого лунного месяца весной. Это Монголия, Бурятия, Япония, Тибет, Китай.
2.Почитание древнего религиозного персонажа Белого старца, могущественного покровителя курганов, обычаев, действующих в раннем периоде веры (процедура жертвоприношения). Сейчас роль жертвы выполняют овцы. Или древнего языческого ритуала уничтожения «чёрного языка».
На этапе восстановления вместо лам (их не было) ритуальные действия совершали медлгчи (знатоки религии, не имеющие подтверждённого сана). В Элисте активно работала основная община женщин-мирянок (мацгта эмгчуд), соблюдающих посты, три раза в году проводивших обряды в домах простых верующих. Власти республики играли важную роль в официальном возрождении буддизма в Калмыкии (особенно после избрания Илюмжинова президентом с 1993 года). Строительство храмов, монастырей, 21 хурула во всех регионах Калмыкии происходило с его поддержкой. Вместе с ними на карте столицы появлялись новые здания, школы буддийского образования во всех общинах страны.
Кроме, буддийских организаций, (их 44 единицы) в республике Калмыкии правомочно действуют другие вероисповедования (5 православных, 10 исламских, 9 евангельских христиан, 3 организации римско-католической церкви, адвентисты седьмого дня, Армия Спасения официальной конфессии). Законы республики дают возможность гражданам Калмыкии свободно выбратьм основное вероисповедание. История православия страны берёт свое начало с XVII столетия. Первыми верующими были переселенцы Украины, России. Калмыки добровольно принимали тип вероисповедования (христианство, мусульманскую веру). Православные церкви официально возводились в XIX столетии (их было около 40 единиц). Атеистическая борьба Советской власти безжалостно их разрушила. Учреждение Элистинской и Калмыцкой епархии в 1995 году открыло новый этап истории православия страны. Через два года Патриарх Московский и всея Руси освятил Главный Элистинский Собор в честь Казанской Богоматери. Рядом с ним установлен памятник преподобному Сергию Радонежскому.
Расцвет религиозных течений Калмыкии, начавшийся в XX столетии, привёл к появлению новых храмов, высших конфессиональных школ, укреплению связей с идеологическим направлением школ Тибета. Сейчас в республике исповедуют два основных вида религиозного движения, определяющих сознание населения:
1.Религиозное движение, возрождающее национальные традиции буддизма (он преобладает в республике). Представителем движения является община «Возрождение», функционирующая под руководством Музаевой. В перечень её основных задач (решаемых из года в год) входит воссоздание до буддистских верований калмыков (тенгрианство).
2.Религиозное движение, развивающее буддизм по образу религии в странах Запада (их можно увидеть на карте) через создание дхарма центров, общин мирян, изучающих наследие будды, освоивших законы медитации. Новые дхарма центры Элисты объединили буддистов с современной молодёжью. Появился интерес к разным школам тибетской религии. Образовалось много общин: Нигма, Кагью, Карма Кагью, что видно на карте республики.
Возрождение основного типа вероисповедования Калмыкии связано не только с появлением новых монастырей, хуралов, но и воспитанием высокообразованных священнослужителей. 15 юношей, получивших высшее духовное образование, (ламы) первыми начали деятельность среди верующих в хурулах. Повышение интереса к философии буддистов привёло к созданию международного института Кармапы в Элисте. Он открыт силами государства, которое много лет оказывает финансовую поддержку молодёжи, обучающейся в институте.
Православная епархия Калмыкии также поддерживает священнослужителей своей веры. Молодёжь обучается в духовных заведениях Москвы, Белгорода. Таким образом, создаются правильные условия для развития религиозных мировоззрений общин. Сейчас в Калмыкии одновременно действуют буддийские монастыри, православные церкви, несколько храмов, была небольшая мечеть приверженцев ислама. Православная епархия является самой развивающейся организацией верующих Юга России. Её деятельность направлена на создание религиозного мировоззрения, основанного на культуре, образе жизни, моральных принципах христианства.
Современное состояние верующих, придерживающихся законов ислама, значительно хуже. После пожара в единственной мечети идёт обсуждение выделения нового места, начале строительства мечети сторонникам ислама.
Особенности культуры тюрко-монгольских народов сохранились в обрядах жизненного цикла калмыков. В них отражается влияние древних культов: огня, плодородия, солярного, животных и т.д. Многие обычаи сформированы под влиянием шаманских, буддийских ритуалов (похороны), условий жизни кочевников. С отдельными традициями боролись русские власти. Тела покойных калмыки выбрасывали в степь. Только в XIX столетии их стали хоронить в земле. Древние традиции составляют основу религии Калмыков. Национальной особенностью калмыцкого народа является постоянство, безупречная преданность наследию предков. Сохранившиеся ритуальные действия жизненного цикла позволяют понять механизмы мировоззрения, культуры, родовой организации, мировосприятия населения калмы. Определить их этногенетические корни. Среди многочисленных «правил поведения» интерес представляют следующие традиции:
1.Свадебный обычай представляет сложный комплекс обязательных элементов, имеющих правовое, социальное, мировоззренческое влияние, направленное на утверждение социальной значимости новой семьи, получающий определённый статус в обществе. На свадьбе с весельем, плясками, розыгрышами закреплялась древняя связь семей новобрачных, следование большим традициям, строгим выполнением взаимоотношений. Несмотря на то, что в современных свадебных обычаях исчезли многие элементы (смотрины жениха, подготовка специального набора постельного белья у невесты, обязательного проведения отдельных торжеств в домах новобрачных) основной смысл свадьбы сохранился. Он заключается в обязательной реализации присоединения жениха к роду невесты и принадлежность её от рождения другому родовому гнезду (символически происходит изменение категории «чужого в своё»). С этим связаны необычные процедуры: обрезать ногти, прядь волос невесты перед уходом из дома (чтобы не нарушить благополучие своего рода). Перед уходом невеста пьёт молоко, завязывает платок, приданое погружают в свадебный поезд. Его формирует жених из 9 или 11 неженатых друзей. Он закупает спиртное (его количество говорит о пышности мероприятия).
2.Родильный обряд является началом жизненных циклов людей. Считают, что в дородовый период у ребёнка есть покровитель, определяющий его дальнейшую судьбу. Для защиты ребёнка калмыкские женщины применяют приёмы «спрашивания души», контактной, парциальной магии, гаданий. До сих пор сохраняются традиции захоронения последа, основанные на связях с потусторонним миром, преодолении границ миров при родах, а послед «хоронят, как заместителя ребёнка». Рождение ребёнка в условиях лучших родильных домов не позволяет провести полностью древний обычай. Но при выписке из роддома калмыки обязательно проводят торжество: мелялга, дарение первой рубашки (бярна), пелёнки (хучлг), колыбели, определённым количеством скота, проведение ритуальных действий от сглаза матери, ребёнка. По специальным обычаям проводится первая стрижка новорожденных, встречаются его первые шаги. Комплекс семейных родильных обрядов направлен на желание создать счастливую судьбу человека.
3.Погребальный (похоронный) обряд основан на представлениях калмыков о необходимости задабривания покойных, чтении молитв, веры в загробную жизнь, её тесной связью с живыми, покровительстве в законах загробного мира. Кочевая жизнь жителей страны требовала реализации разных методов погребения (грунтовое захоронение, водное, на деревьях арангасное). Появление стационарных кладбищ связано с уменьшением территорий кочевий, появления жилья в городах. Сейчас на всех могилах калмыков преобладают надмогильные субурганы, бумбо, цаца (раньше их возводили только на могилах аристократических семей). Проводятся обряды (как излагается в разных источниках), связанные с наступлением смерти, похоронами, проводами покойного к месту захоронения. Поминальные традиции во время похорон сохранились сейчас. Они имеют значение в представлениях о периоде, связанным со смертью, новым началом жизни.
4.Морально-этические обряды. Это древняя, неукоснительно соблюдаемая, система отношений между поколениями, уважения старших. Молодёжь не перечит старшим, помогает во всех делах, оказывает почёт, уважение. Мудрость, накопленная калмыками за многие столетия, записана в знаменитом эпосе «Джангар» и передается последующим поколениям. Кстати, преобладают обычаи калмыков, по которым надо знать своих предков, родственные связи до седьмого колена.
Культурное, духовное наследие удивительного народа является образцом простоты, высокой мудрости, нравственности. В каждой жизненной ситуации (простом чаепитии), поведения людей видна преемственность поколений, сохраняющая наследие культуры, формирующая общество под положительным влиянием религиозных взглядов Калмыкии.
Какая вера у калмыков отличает их от других народов России
К какой религии относятся калмыки понять нетрудно, если знать, что главной достопримечательностью этого российского региона считается Золотая обитель Будды Шакьямуни, которая представляет собой самый крупный буддийский храм в Европе.
Его помещение настолько огромно, что легко вмещает в себя музей, библиотеку, несколько конференц-залов, девятиметровую статую Будды, резиденцию главы буддистов Калмыкии.
При этом также стоит отметить, что Калмыкия географически относиться к Европе, поэтому его можно назвать единственным европейский регионом с преобладающим буддийским населением.
Калмыкия — это уникальный регион в составе Российской Федерации
Республика Калмыкия (калм. Хальмг Таңһч; краткое название: Калмыкия) — это субъект Российской Федерации. Входит в состав Южного федерального округа, является частью Поволжского экономического района. Столица — город Элиста.
Государственные языки: калмыцкий и русский. Национальный состав Калмыкии следующий:
Предки калмыков — ойраты (западные монголы), они жили в Центральной Азии, и от них калмыкам достался необычный головной убор. Этим головным убором ойраты отличались от монголов.
Для этого в него была вшита красная нить (улан зала). Она означала солнце и исходящие от него лучи. Носить подобный головной убор в 1437 году приказал ойратский правитель Тогон-Тайша.
В конце ХVI — начале XVII века ойраты разделились, при этом часть их переместилась через Южную и Западную Сибирь на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий, где поселилась в 1-й трети XVII в., вытеснив оттуда ногайцев. В процессе переселения западные монголы сформировались в отдельный этнос — калмыков.
В начале ХVII века территория современной Республики Калмыкия вошла в состав Российского государства. В 1608 году царь Василий Иоаннович Шуйский принял одно из первых калмыцких посольств и ответил согласием на просьбу о принятии калмыками русского подданства.
В дальнейшем калмыки активно участвовали в его жизни, многие калмыки воевали в составе русской и советской армии. С переходом на оседлость в Калмыкии стали строиться промышленные предприятия, города, железные и автомобильные дороги. С приходом советской власти была образованна Калмыцкая АССР как форма автономии калмыцкого народа.
«Улан-зала» в центре герба республики Калмыкия (принят 11 июня 1996 года). Улан-зала — небольшая кисть из красной ткани на головных уборах калмыков. Носить её повелел своим указом хан Тогон-Тайша, для того, чтобы ойраты (предки калмыков) могли отличаться от монголов
В августе 1942 — январе 1943 года значительная часть Калмыкии была оккупирована немецкими войсками. В декабре 1943 года калмыки были обвинены в в коллаборационизме. Калмыцкую АССР упразднили, ее территорию передали Астраханской области.
Город Элиста переименовали в Степной, а значительная часть калмыцкого народа была депортированы в Сибирь, Среднюю Азию, Казахстан.
Возрождение Калмыкии началось с 1990 х годов, когда была провозглашена Калмыцкая ССР в составе РСФСР.
Республика Калмыкия — единственный регион в Европе, исповедующий буддизм, поэтому понять какая религия у калмыков в России главная достаточно легко. Кроме того здесь также живут православные, католики, протестанты, мусульмане,
Буддизм — национальная религия калмыков
Принятие буддизма в Калмыкии среди ойратов происходило в два этапа: в XIII — начале XIV века и в конце XVI — начале XVII века. Первоначально новую религию приняла только ойратская знать.
Первым князем, обратившимся к буддизму среди ойратов, был торгутский правитель Сайн-Тэнэс-Мерген-Темене, сын которого Нейджи тойн (Цаган Номин-хан) по благословению далай-ламы начал распространять учение среди монголов и ойратов.
Массовой религией монгольских народов буддизм стал в XVII веке, именно тогда Калмыцкое ханство провозгласило его государственной религией. Произошло это 1640 году. Самый ранний ойратский монастырь «Дархан Дорджин кит» («Семь палат») располагался на берегу Иртыша. Он упоминается в грамоте царя Михаила Федоровича 1616 года.
Буддийская церемония. Из книги Н.А. Нефедьева «Подробные сведения о волжских калмыках» (1834). Буддизм калмыки получили от своих предков ойратов. Фото: upload.wikimedia.org
Уже тогда не возникало сомнений, какая вера у калмыков. Расцвет Калмыцкого ханства пришелся на XVIII век, тогда калмыки наиболее тесно контактировали буддийским миром.
После 1711 года, когда Калмыцкое ханство было ликвидировано власти Российской империи стали прилагать усилия по контролю за количеством буддийских монастырей и духовенства.
Так в начале. XIX века калмыки начали называть все храмы монастырями, в официальных данных 1836 года упоминалось 106 хурулов.
В 60-х гг. XIX века были приняты меры по сокращению количества храмов, «лишние» хурулы были объявлены малыми, другие стали именоваться молитвенными кибитками, некоторые перешли на неофициальное положение.
Первые два десятилетия XX века характеризовались оживлением деятельности буддийской церкви в Калмыкии, ростом численности хурулов и духовенства, появлением высших школ, движением за обновление буддизма.
В годы советской власти буддизм в Калмыкии, как и другие религии, подвергся гонениям. Репрессии против буддийского духовенства в республике начались в 1931 году. Если в 1936 году в 14 действовавших храмах был 41 священнослужитель, то к началу Великой Отечественной войны в республике не было ни одного действовавшего буддийского храма.
В период депортации, когда часть калмыков была переселена в Среднюю Азию и Сибирь (1943 — 1957 года), из-за отсутствия храмов буддийская обрядность у них сохранялась на бытовом, уровне.
После того как Калмыцкая автономия была восстановлена и калмыцкий народ вернулся на родину в 1957 году, буддизм все еще оставался под запретом.
Далай-лама XIV Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо. Приезд в 1991 году далай-ламы XIV в Республику Калмыкия оживил здесь процессы возрождения буддизма. Фото: timofeyich.ru
Большую роль в возрождении буддизма в Калмыкии сыграл первый приезд в республику далай-ламы XIV-го летом 1991 года. После него было создано независимое от Центрального духовного управления буддистов СССР Объединение буддистов Калмыкии (ОБК).
О том, как активно развиваться в настоящее время калмыцкий буддизм можно судить потому, что в 2005 году в столице республике Элисте был открыт храм Бурхн-Багшин-Алтн-Сюме (Золотая обитель Будды Шакьямуни), который признан самым крупным культовым буддийским сооружением в Европе.
Сейчас в республике. действуют 35 зарегистрированных объединений буддистов, из них 34 относятся к традиционному для Калмыкии направлению буддизма — махаяне, 1 община принадлежит к движению Карма-кагью. В республике функционирует более 30 хурулов.
Православие — вторая по численности прихожан религия в Калмыкии
Какую религию исповедуют калмыки кроме буддизма можно узнать, изучив историю православия в республике. Так первые сведения о крещении калмыков относятся ко второй половине XVII века.
Целенаправленная миссионерская работа среди калмыков началась в первой четверти XVIII века. В 1724 г. в Санкт-Петербурге был крещен хан калмыков Баксадай Дорджи Тайчин; в свое кочевье между Волгой и Доном, неподалеку от Царицына (ныне Волгоград), он увез походную церковь, устроенную по рисунку императора Петра I.
В 1733 году архимандрит Никодим перевел на калмыкский язык молитву «Отче наш», Символ веры и декалог с комментариями. Миссионерам предписывалось действовать убеждением, запрещалось применять насильственные методы.
К середине 1754 года число принявших крещение калмыков достигло 8695 человек. В 1771 году часть калмыков, недовольная притеснениями царских властей и насильственным крещением ушла в Джунгарию, чтобы сохранить прежний образ жизни.
В 1839 году в Царицыне открылась школа для детей православных калмыков, наиболее активным из учителей был Василий Дилигенский, составивший букварь калмыцкого языка, активно занимавшийся переводом церковных книг на калмыцком языке.
Православные церкви в Калмыкии стали возводится, начиная с 1846 года. Первая церковь в Элисте (небольшой деревянный храм во имя святого Николая Чудотворца) была сооружена в 80-х годах XIX века.
К 150-летию учреждения первого православного прихода в сентябре 2017 года на территории Казанского кафедрального собора установлена кибитка — копия походно-улусной церкви, действовавшей на территории Калмыкии во второй половине XIX века. Фото: upload.wikimedia.org
С приходом советской власти в Калмыкию начались гонения на православных и представителей других религий.
Так, если в 1926 году на территории Калмыцкой автономной области функционировало 17 православных приходов, то к 1940 году в республике не осталось ни одной легальной православной общины, церкви были разрушены или использовались для хозяйственных нужд.
Шли репрессии против духовенства. В период ненемецкой оккупации Карелии ряд общин возобновили деятельность, так, например, был открыт молитвенный дом в Элисте.
После освобождения республики от немцев молитвенные дома в Элисте и Приютном были зарегистрированы советскими властями и до начала 90-х годов XX века оставались единственными действующими приходами в Калмыцкой АССР.
Возрождение православия в Карелии началось в 1990-х годах. Так 7 октября 1995 года постановлением Священного Синода была образована Элистинская и Калмыцкая епархия.
В 1996 — 1997 годах в Элисте на месте разрушенной в 1939 году Крестовоздвиженской церкви был воздвигнут кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери.
В настоящее время Элистинской епархии насчитывается 16 приходов, в дек. 2011 года в епархии насчитывалось 20 приходов, 26 храмов и 14 молитвенных комнат.
Католицизм появился в Калмыкии приходам сюда поволжских немцев
Католики появились в Калмыкии в середине XIX века, когда здесь стали селиться поволжские немцы. Кроме того, развитию католицизма здесь способствовали участники польского восстания 1863 — 1864 годов, отправлены сюда в ссылку.
Естественно, что при доминировании буддизма и православия, а также из-за малочисленности прихожан, Католическая церковь не смогла завевать господствующее положение в том регионе.
Приход святого Франциска Ассизского. Католическая церковь в Элисте. Католицизм в Калмыкию принесли поволжские немцы. Фото: kalmykiatour.com
Жизнь католической общины Карелии активизировалась только в 1993 году, когда в республике было совершенно первое католическое богослужение. В следующем году в Элисте был зарегистрирован католический приход во имя Франциска Ассизского.
В 1995 году власти зарегистрировали еще 2 прихода: Антония Падуанского в Городовиковске и Максимилиана Кольбе в селе Весёлом Городовиковского района. В 1996 году в Элисте, Городовиковске и Весёлом построены часовни, при элистинском приходе действуют молодежный центр «Ассизи» и воскресная школа для детей.
Католическими приходами в республике ведает францисканский орден. Эти приходы входят в состав католической Саратовской епархии. Карельских католиков не более 150 человек. В основном по национальности они немцы, поляки, есть небольшое число русских и армян.
В Карелии действует множество протестантских церквей и деноминаций
В Республике Карелия активно работают представители протестантских церквей и деноминаций. После 2002 года в регионе открылось 14 зарегистрированных организаций различных протестантантских направлений.
В том числе 5 общин евангельских христиан, 4 общины христиан веры евангельской (пятидесятников), по одной общине лютеран (Лютеранство), баптистов, адвентистов седьмого дня, харизматов и Свидетелей Иеговы.
Церковь Евангельских Христиан-Баптистов г. Элисты. Общее собрание. В Калмыкии действуют различные православные церкви и деноминации. Фото: kavpolit.com
Протестантизм появился в республике (кроме баптистов, пятидесятников и лютеран) в постсоветский период проповедниками с Украины, из Молдавии, США, Канады, Бразилии. В 2001 году 5 протестантантских организаций в Карелии объединились в Калмыцкую епархию Евангельского христианского миссионерского союза.
Протестантизм в регионе исповедует примерно 800 человек. В основном это основном это немцы и русские, есть небольшое число калмыков и представителей других народов.
Жители Калмыкии также исповедуют ислам и другие религии
Какая вера у калмыцкого народа появилась в последнее время можно понять, изучив состояние дел в исламской общине республике, а также новые религиозные движения, появившиеся в республике.
До Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годах в Карелии имелось 2 мечети. В последние годы представители исламской общины активизировались: в 2000 году в республике был создан «Единый мусульманский центр», в 2004 году избран муфтий республики, через 3 года начало работу Духовное управление мусульман Калмыкии, входящее в Координационный совет мусульман Северный Кавказа.
В ведении Калмыцкого духовного управления мусульман в настоящее время состоят 4 организации, 6 религиозных групп.
Исламский молельный дом в Элисте. В 2014 году его подожгли неизвестные. Мечеть в Калмыкии до сих пор не построена. Фото: kavpolit.com
Что касается новых религиозных движений, то они в республике представлены «Обществом Сознания Кришны» (вайшнавы), «Общиной последователей веры Бахаи» и Армией спасения.
Кроме того, также имеется группа последователей учения Н.К. Рериха. Активно работают муниты. Местные правоохранительные органы несколько раз возбуждали уголовные дела против последователей новых религиозных движений по обвинению их в экстремизме.