реки исеть и чусовая какой город на них

Река Чусовая

Чусовая – самая известная река Урала с удивительной по красоте природой и богатой историей. Река Чусовая пробила себе проход с одного склона Уральских гор на другой. Таким образом, Чусовая, начинаясь в Азии, пересекает Уральские горы и течет в Европу. Еще в 1728 году в «Описании уральских и сибирских заводов» главный начальник Уральских заводов Вильгельм де Геннин писал по этому поводу:

«Все реки, которые из оного Уральского камня текут в полуденную сторону, те прошли в Сибирь, а которые в полночь, те ушли в Русь. Сквозь те Уральские горы в Русь никоторая река, кроме Чусовой… не прошла, а Чусовая прошла сквозь и поперек их из Сибири в Русь и впала в Каму».

реки исеть и чусовая какой город на них

Значение топонима «Чусовая»

Существует несколько вариантов объяснения названия реки Чусовой. Вот основные из них.

1. Чусовая = «Часовая». Эту версию в XVIII веке выдвинул во время своей экспедиции по Уралу академик И.И. Лепихин. Вот что он писал: «Может статься, что наименование реки сея перепорчено, и она должна называться Часовая река, а не Чусовая: ибо должно ожидать известного времени или часа, в который суда отпустить можно». Однако название реки сложилось еще до начала отправки по ней железных караванов, поэтому гипотеза не выдерживает критики.

3. По самой фантастической гипотезе название реки состоит из четырех слов четырех разных языков: тибетское «чу», тюркское «су», коми-пермяцкое «ва» и мансийское «я». Все эти слова означают «река». То есть название реки по версии автора этой гипотезы должно означать «река-река-река-река».

Многочисленные названия озер и поселков, а также города со словом «чусовая» возникли уже позже, по названию реки.

реки исеть и чусовая какой город на них

География реки Чусовой

Длина реки Чусовой по регионам:

Дно реки покрыто галькой, помимо которой на дне часто встречается отколовшиеся от скал большие глыбы.

реки исеть и чусовая какой город на них

В Чусовую впадают многочисленные речки и ручьи (всего порядка 150 притоков). Из них наиболее крупные притоки: реки Ревда, Утка (в Слободе), Каменка, Трёка, Утка (в Староуткинске), Дарья, Шайтанка, Илим, Сулем, Межевая Утка, Еква, Серебрянка, Койва, Усьва. Бассейн реки Чусовой занимает 42 000 квадратных километров.

На реке Чусовой находятся Верхнемакаровское и Волчихинское водохранилища, а также оказывает большое влияние Камское водохранилище в Перми.

На Чусовой стоят около 70 небольших деревень и сел (большинство из них – в нижнем течении). При этом на Чусовой и в непосредственной близости от нее лишь четыре города: Полевской, Ревда, Первоуральск в Свердловской области и город Чусовой в Пермском крае. Раньше на реке было куда более оживленно. В наши дни от многих деревень остались лишь зарастающие поляны.

реки исеть и чусовая какой город на них

По берегам Чусовой возвышаются сотни живописных скал, у каждой из которых есть свое название. Именно они и привлекают многочисленных туристов-водников. Многие из скал – памятники природы. Чусовские скалы сложены пермскими и девонскими известняками. Реже встречаются скалы из доломита, ангидрита, сланца. На многих скалах видна слоистость, в некоторых местах эти слои сильно изогнутые. На скалах можно наблюдать бурые потеки окиси железа и желтовато-красные пятна накипных лишайников.

реки исеть и чусовая какой город на них

Издавна скалы на Чусовой называют камнями, а скалы, на которых в большую воду несет течением – бойцами. Это название не случайно – о бойцы разбивались барки во время весеннего сплава заводской продукции. Об этой странице в истории Чусовой хорошо писал Д.Н. Мамин-Сибиряк.

В долине Чусовой встречается немало редких растений, многие из которых занесены в Красную книгу. Обитают дикие животные. В прилегающих к реке лесах встречаются лоси, волки, рыси, кабаны, медведи, куницы, белки, соболи. Во время сплава вы наверняка заметите погрызенные бобрами деревья. Много птиц, в том числе уток и цапель.

В реке в значительном количестве обитает рыба, в том числе местами встречается хариус и таймень. Искусственно разводится стерлядь.

реки исеть и чусовая какой город на них

Чусовую условно можно разделить на три части: верхнее, среднее и нижнее течение.

Верхняя часть Чусовой – от истока до Коуровки – мелка, непригодна для сплава и малоинтересна. Скал на этом отрезке очень мало и они невелики.

Средняя часть Чусовой – самая известная и популярная. Именно здесь – от Коуровки и до города Чусового – проходит популярнейший маршрут сплава. Протяженность этого участка более 350 километров. Наиболее высоки и красивы скалы после Усть-Утки и в районе Кына.

Нижняя часть реки – от города Чусового и практически до города Пермь – малоинтересна. Река здесь приобретает равнинный характер, сильно разливается. Здесь чувствуется подпор созданного в середине XX века Камского водохранилища и полностью отсутствует течение.

реки исеть и чусовая какой город на них

Арка Новикова камня

История Чусовой

Люди давно приметили для себя Чусовую. Археологи сделали на ее берегах немало открытий. Найдены многочисленные стоянки древнего человека эпохи неолита и бронзы. Тем не менее, можно с большой долей вероятности предположить, что многие открытия еще впереди, поскольку археологами берега реки исследованы достаточно слабо (особенно это касается верхнего и среднего течения реки Чусовая).

В средние века на Чусовой жили башкиры (в верхнем течении), манси (в среднем) и коми-пермяки (в нижнем течении). Пропитание себе добывали охотой и рыбалкой. Зверья и рыбы в те времена на Урале хватало.

С Чусовой начиналось освоение этого края русскими. Впервые Чусовая была упомянута в летописи Нестора 1396 года. В ней она названа рекой Чусва.

Первое русское поселение на этой реке (Нижнечусовские городки) возникло в 1568 году. Именно с этой реки, из Нижнечусовских городков, начал свой поход Ермак со своей дружиной. К сожалению, после создания Камского водохранилища, памятное место, где стояли Нижнечусовские городки, было затоплено. Остался лишь небольшой островок.

реки исеть и чусовая какой город на них

В 1692 году вверх по Чусовой поднимались Избрант Идес и Адам Бранд по дороге в Китай, где они возглавили русское посольство. Они оставили первое письменное описание реки. Из записок Идеса:

«Должен сказать, что довольно плотно населенные земли по этой реке можно считать в числе самых красивых в мире. И когда я выходил на берег…, находил всевозможные и прекраснейшие цветы…, издававшие чудный аромат. Повсюду в очень большом количестве встречалась различная дичь, крупная и мелкая».

«Пошли мы вверх по небольшой и узкой реке Чусовой… Здесь нами овладело беспокойство, поскольку упомянутая река в определенное время выходит из берегов… Наши суда много раз задевали верхушки деревьев: глубина реки внушала нам большой страх». Далее, когда вода спала, он писал: «Путешествие по реке было очень приятным, так как мы все время плыли мимо великолепных тенистых лесов по обоим берегам реки и красивых и привлекательных гор из чистого гипса и алебастра».

реки исеть и чусовая какой город на них

Позже, спустя более века после похода Ермака, Чусовая стала главным транспортным путем для отправки продукции уральских заводов в Россию. Каждую весну на реку спускали сотни барок, нагруженные заводской продукцией. Часть из них налетала на скалы-бойцы, разбивалась, гибли люди. Бывало, что барки садились на мель.

Два века Чусовая выполняла важнейшую функцию транспортной артерии. С постройкой железной дороги транспортное значение своенравной Чусовой утратилось.

Непростые времена ждали Чусовую в противоречивом XX веке. По ее берегам возникло несколько десятков поселков спецпереселенцев, которых насильственно переселили сюда с родных земель. Появились и лагеря ГУЛАГа. Остатки одного из лагерей («Створа») можно увидеть чуть выше по течению от города Чусовой, а другом лагере, ниже Чусового, сейчас работает музей «Пермь-36». Переселенцы рубили лес и сплавляли его молем и в плотах. Немало деревьев тонуло, забивало дно и берега. Утонувшая древесина начинала гнить, отравляя воду. Молевой сплав запретили лишь в 1970-х годах. В тех же 1970-х прошла волна ликвидации «неперспективных» поселений. Десятки деревень на Чусовой были ликвидированы.

реки исеть и чусовая какой город на них

Сильно отразилось на реке Чусовой строительство заводов в Первоуральске и Ревде. Особенно губительное воздействие на реку оказал завод «Хромпик», сбрасывающий в нее отравленные сточные воды. Сейчас экология Чусовой стала получше, тем не менее в пробах воды экологи до сих пор фиксируют повышенное в несколько раз содержание хрома шестивалентного. Поэтому воду во время туристических сплавов лучше брать из родников и ручьев, а не из самой реки. Также не стоит употреблять в пищу выловленную здесь рыбу, поскольку в ней концентрируются все вредные вещества.

Начиная с середины XX века, Чусовая стала самой популярной рекой среди туристов Урала. И не удивительно. Благодаря транспортной доступности сюда просто заехать и достаточно просто выехать. Здесь нет никаких препятствий (порогов, шивер, завалов), Чусовая безопасна и доступна даже для новичков. А уж красота Чусовой и чусовских скал никого не оставит равнодушным! Особый колорит в путешествие привносит богатая история реки Чусовой.

В советское время по Чусовой проходил Всесоюзный лодочный маршрут № 58а. В то же время был подсчитан километраж от камня Собачьи Рёбра, на котором стоит Коуровская турбаза (сейчас база отдыха «Чусовая»), до основных скал маршрута. На многих скалах эти таблички сохранились до сих пор. На них нанесено название скалы и километраж от турбазы. В то время не было таких точных приборов, да и все подробные карты были строго засекречены. Поэтому километраж часто отличается от реального на несколько километров. Так, у города Чусового погрешность достигает 10 километров. Современную карту-лоцию реки Чусовой можно найти здесь.

реки исеть и чусовая какой город на них

Чусовая в творчестве

Про Чусовую красочно писали выдающиеся уральские писатели прошлого (Д.Н. Мамин-Сибиряк, Ф.М. Решетников) и настоящего (А.В. Иванов). Первым из писателей про Чусовую написал Ф.М. Решетников в произведении «Подлиповцы».

Любят Чусовую и художники, запечатлевшие ее невероятные красоты на десятках полотен. Также на Чусовой снимали многие художественные фильмы: «Волга-Волга», «Угрюм-река», «Семен Дежнев», «Демидовы», «Золото» и другие.

реки исеть и чусовая какой город на них

Туризм и сплавы на Чусовой

Река Чусовая – популярнейший туристический маршрут, идеальная река для сплава, особенно для новичков и неопытных туристов.

Сплавляться по Чусовой можно как весной, так и летом. Никаких серьезных преград (порогов, «расчесок», завалов) на реке нет, поэтому сплав по Чусовой доступен даже неопытным туристам. За летний сезон по Чусовой проплывает несколько десятков тысяч туристов: на катамаранах, резиновых лодках, байдарках.

Благодаря транспортной доступности попасть на реку Чусовую достаточно легко. Весь сплавной участок реки от станции Коуровка до города Чусового длиной примерно 350 километров. Его можно легко разбить на несколько участков, на каждом из которых есть что-то особенное, неповторимое.

реки исеть и чусовая какой город на них

Насладиться красотами реки Чусовая и ее достопримечательностями можно не только сплавляясь, но и в пеших походах по долине реки. А около города Чусового создан этнографический парк истории реки Чусовой.

Зимой по реке можно путешествовать на лыжах, а по следам снегоходов и пешком.

реки исеть и чусовая какой город на них

Павел Распопов

Источник

Река Чусовая: история, достопримечательности, фото

Чусовая – красивейшая река Урала с удивительной историей и сотнями достопримечательностей. Своей красотой и уникальностью она широко известна не только в России, но и за ее пределами. Ежегодно красотами Чусовой любуются многие тысячи любителей уральской природы

Чусовая – красивейшая река Урала с удивительной историей и сотнями достопримечательностей. Своей красотой и уникальностью она широко известна не только в России, но и за ее пределами. Ежегодно красотами Чусовой любуются многие тысячи любителей уральской природы. Это единственная в мире река, пересекающая Уральские горы с востока на запад, текущая и в Азии, и в Европе.

Река Чусовая

Существует несколько гипотез происхождения названия этой уральской реки. По наиболее распространенной версии название произошло от коми-пермяцких слов «чус» – быстрая и «ва» – вода, т. е. «чусва» – «быстрая вода». На Чусовой – сотни красивейших достопримечательностей: скал, пещер, памятников…

Из более 200 скальных обнажений многие имеют статус памятников природы. На реке более 70 перекатов, крупнейший из которых – Кашкинский. У реки более 150 притоков – от небольших ручьев до приличных речек. В 2004 году на участке реки Чусовой в 148 километров был создан природный парк «Река Чусовая».

Исток Чусовой находится в озере Большое Чусовское на севере Челябинской области, а устье близ города Перми, где она сливается с огромным Камским водохранилищем. В итоге Чусовая течет по трем российским регионам: начинаясь в Челябинской области, проходит по Свердловской области и в Пермском крае впадает в реку Каму. Образовавшийся в середине XX века при строительстве Камской ГЭС Чусовской залив вытянулся почти на 150 километров. Общая протяженность реки – более 750 километров.

В окрестностях Екатеринбурга на Чусовой построено два водохранилища – Волчихинское и Верхнемакаровское. Истоки Чусовой установили лишь в конце XIX – начале XX века. В 1972 году у истока реки установили обелиск с незамысловатой надписью: «Здесь начинается река Чусовая».

Древние люди на реке Чусовой и археологические находки

Ни одна из уральских рек не имеет такую богатую и славную историю, как река Чусовая. С незапамятных времен она служила транспортной артерией. Люди в этих местах появились много тысяч лет назад, о чем свидетельствуют археологические находки: стоянки, поселения, городища, могильники, святилища.

Наиболее интересны находки в пещерах и гротах на реке Чусовой. Так, в пещере в камне Дыроватом, которая находится на отвесной скале на высоте 20 метров, ученые обнаружили несколько тысяч наконечников стрел. Здесь нашли каменные, костяные, металлические наконечники, относящиеся к разным временным эпохам. Любопытно, что часть найденных наконечников характерна для Приуралья, а часть – для Зауралья, что подтверждает давнюю транспортную роль Чусовой. Некоторые из наконечников были украшены геометрическим орнаментом. Они служили для ритуальных целей. Пещера в Дыроватом камне была святилищем древних людей.

Уникальный археологический памятник в 1988 году был обнаружен в укромно расположенном гроте камня Дождевой. Тагильский археолог Ю. Б. Сериков обнаружил здесь загадочное захоронение шамана и, возможно, его помощницы. Захоронение женщины находилось у входа в грот, сохранилось лишь частично. Ее одежду украшали 73 клыка выдры, 2 зуба северного оленя, зуб медведя и 2 резца лося.

Массовое захоронение людей найдено в пещере на реке Кумыш близ ее впадения в Чусовую. Тут покоились останки трех взрослых людей, двое новорожденных и два плода. Также найден расколотый череп годовалого младенца, наполненный охрой. Что за трагедия здесь произошла – не известно. Погребению около 5,5 тысячи лет. Первое документальное упоминание Чусовой в русских летописях относят к 1396 году. До прихода сюда русских берега Чусовой населяли манси (русские называли их вогулами), коми-пермяки и башкиры.

Заселение Чусовой русским народом

В 1568 году на Чусовой, недалеко от ее устья, появился первый русский населенный пункт – Нижний Чусовской городок (в середине XX века его поглотило Камское водохранилище, оставив лишь небольшой островок). Именно отсюда в 1581 году начался легендарный поход дружины Ермака. По Чусовой дружина Ермака поднималась до устья реки Серебрянки, после чего повернула на нее. В последующем на Чусовой появилось еще несколько небольших поселений.

Но по-настоящему бурная жизнь ждала Чусовую с постройкой на Урале первых заводов в начале XVIII века. На Чусовой построили 18 пристаней. На них строились и загружались продукцией барки. На протяжении почти двух веков все выпускаемое на уральских заводах железо и прочую продукцию каждую весну отправляли на барках по реке Чусовой.

Далеко не все барки проходили Чусовую благополучно. Сотни барок разбились о камни, прозванные с тех пор бойцами. Многие бурлаки погибли в пучинах Чусовой. С постройкой железной дороги в конце XIX века транспортное значение Чусовой ушло в прошлое.

В 1912 году по Чусовой проплыл фотограф С. М. Прокудин-Горский, впервые запечатлевший достопримечательности Чусовой в цвете. Сейчас, спустя век после его экспедиции, мы можем увидеть, как выглядели эти места 100 лет назад, и сравнить с днем сегодняшним. Многих поселений уже давно не существует, а ландшафт существенно изменился. С фотографиями Чусовой Прокудина-Горского можно познакомиться и на нашем сайте.

Летом 2011 года – в преддверии векового юбилея – проект «Наш Урал» проводит ряд экспедиций на реке Чусовой, в ходе которых снимаются те же самые места, которые фотографировал век назад Прокудин-Горский. С первыми результатами можно познакомиться на страничке нашего спецпроекта.

Чусовая в творчестве уральцев

С этой уральской рекой связаны произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка «Бойцы», «На реке Чусовой», «В камнях», «Вольный человек Яшка», Ф. Решетникова «Подлиповцы», А. Иванова «Золото Бунта».

Писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк писал про Чусовую: «Река Чусовая, вероятно, будет в непродолжительном времени служить одним из любимых мест для русских туристов, ученых, художников… Грядущий турист отдохнет в горах и лесах, художник найдет обильный материал для своих альбомов, ученый, без сомнения, встретит много интересного по части геологии, ботаники и этнографии в обширном смысле слова». На Чусовой снималось несколько известных фильмов: «Волга-Волга», «Угрюм-река», «Семен Дежнев», «Демидовы», «Варвара» и другие.

Река Чусовая туристическая

Река Чусовая – популярнейший туристический маршрут. На ее берега можно выбраться как в рамках похода выходного дня, так и сплавиться по ней на более длительный срок. Возможные точки для начала и окончания сплава по Чусовой: Коуровка, Староуткинск, Чусовое, Усть-Утка, Кын, Верхняя Ослянка, город Чусовой. Ниже города Чусового река уже не представляет большого интереса для туристов-водников. Покинув уральские горы, она там становится тихой равнинной рекой.

Сплавляться можно как весной, так и летом. Никаких серьезных преград на реке нет, поэтому она хороша для сплава и неопытным туристам. Населенных пунктов на реке немного, поэтому всю еду на маршрут лучше брать сразу. Остановиться на ночь можно будет только в своих палатках. По берегам реки много туристских стоянок.

Мероприятия на реке Чусовой

На Чусовой проходит немало интересных праздников и фестивалей: фестиваль-сплав «Большая вода», туристский фестиваль «Уральская гряда», фестиваль сплава «Чусовая – река родная», фестиваль «Большая рыба», «Энергия жизни», «Пилорама», фестиваль «Чусовая России».

Фестиваль «Чусовая России»

Достопримечательности реки Чусовой

Свердловская область

Пермский край

Источник

ЗАБЫТЫЕ ПРОЕКТЫ (канал Чусовая – Сысерть)

Изучение назначения и истории недостроенной в XIX веке Черновской канавы в бассейне р. Сысерть вывело меня на скудную информацию о том, что примерно в то же время рассматривался вопрос о возможности устройства судоходства между реками Чусовая и Исеть. В некоторых источниках встретились упоминания о создании двух проектов в районе реки Сысерть и реки Решетка из которых предпочтение было отдано Решетке, где сейчас и имеется канал. Детальные поиски материалов и изучение истории Сысертского горнозаводского округа в конце концов увенчалось успехом. Стали известны исторические подробности событий исполнение которых могло сделать г. Сысерть крупным транспортным узлом Урала.

В 1815 году между реками Чусовой и Решёткой, впадающей в реку Исеть, управляющий Яковлевскими заводами купец Григорий Федотович Зотов начал самостоятельно не согласовывая с местным начальством копать канал для подачи воды в пруд Верх-Исетского завода и прокопал его на две версты, шириною в сажень. Начальство, понаблюдав за работами управляющего донесло о самочинстве в Департамент водных коммуникаций, обосновав своё беспокойство нанесением вреда судоходству по реке Чусовой. По которой, как известно, регулярно отправлялись караваны с уральским чугуном и железом, а также другими восточными товарами.

реки исеть и чусовая какой город на них

Для расследования начатого канала в 1816 г. департамент командировал инженер-поручика Гермеса. Который, после изучения строительства и, видимо, очень близкого общения с Зотовым, представил начальству канал как важнейший узел для транспортного сообщения всей России. Он сообщил, что соединение может быть полезно как для судоходства по реке Чусовой так и для работы екатеринбургских казённых заводов.

Назначение канала состоит в поднятии горизонта воды в реке Чусовой (посредством плотины с шлюзом ) до высоты, с которой вода каналом будет переливаться в реку Решётку, а по ней в Верхне-Исетский пруд. Возведением плотины на Чусовой образуется значительный пруд, который может служить во время засухи для питания реки Исеть и помогать сплаву караванов по Чусовой, которая иногда бывает мелководна. Завершение строительства канала на реке Решётка получит возможность с вершин реки Чусовой сплавлять в Екатеринбург строевой лес, дрова, уголь и сено. Проведением чусовских вод в Исетские, возможно снабжать этими водами реку Пышму и таким образом дать средства обрабатывать на местах руды всех близ лежащих рудников, содержащих золото и серебро, без перевозки их на отдаленные заводы.

Вблизи места, где предполагается плотина, вниз по Чусовой ни каких селений не существуют, а ближайшие находятся в 15 верстах и при том ниже плотины Ревдинского завода, в безопасном месте от подтопления. От разлива же воды будут затопляться одни только покосы, принадлежащие Ревдинскому заводу. В этом случае, во избежание не удовольствий, Зотов обязывался купить земли в пользу Верхне-Исетского завода.

Управляющий III округом путей сообщения, генерал-майор Ивашев, к донесению поручика Гермеса присовокупил, что построение канала между Исетью и Чусовою может быть допущено, если Зотов согласится на построение двух шлюзов: одного на Чусовой и другого на канале.

реки исеть и чусовая какой город на них
Местность где проектировался канал Чусовая-Решётка.

В октябре 1816 года совет путей сообщения, рассмотрев эти донесения, признал необходимым для полного обсуждения дела иметь генеральную карту рек: Чусовой, Исеть, Решётка и чертёж шлюза, какой Зотов полагает устроить. Между тем совет находил, что допущение устройства начатого канала может представиться неудобным по следующим причинам:

1) Вода Чусовой, поднятая на 10 футов, будет удержана на значительном пространстве земляною дамбою, которая даже при хорошей постройке и тщательном надзоре может легко быть прорвана и тогда затопятся не только сенокосные и пахотные угодья, но и люди, работающие или проезжающие ниже дамбы.

2) Запружение или преграждение судоходных рек, какова Чусовая, вообще противно общим законам.

3) От устроения прокопа и запруды необходимо последует обмеление Чусовой ниже дамбы. Основываясь на мнении совета, инженер-генерал Деволант предписал управлявшему III округом путей сообщения остановить копку канала, предположенного Зотовым.

Через шесть лет столичное руководство вновь вернулось к вопросу строительства канала. В 1832 году генерал-майор Паренсов Дмитрий Тихонович (начальник выдела корабельных лесов) представил уже в военное министерство проект канала для соединения Чусовой и Решётки, найденный им у одного из управляющих частными заводами. Паренсов объяснил, что в Исеть впадает Решётка, образующаяся из соединения трёх меньших притоков: Северной, Большой и Малой Решёток. Одну из них можно соединить с Чусовою посредством канала в 6 или 7 вёрст длины, оканчивающегося на соединяемой реке в 5 верстах ниже Ревды. Пространство между ними есть болотная лесная страна с малыми возвышениями и в этом месте горизонт Чусовой лежит на 71 фут выше Решётки.

Представление г. Паренсова по высочайшему повелению передано было на рассмотрение в Совет путей сообщения. Тогда старший член того же совета генерал-лейтенант Горголи довёл до высочайшего лица (Николай I) сведения почему были в 1816 году остановлены работы, начатые уже по этому проекту, и вместе с тем донёс, что в то время не было подробных сведений о реках Исеть и Решётка, но что быть может надлежащее исследование местности этих рек откроет средство для устройства сообщения между Волгой и Иртышем.

27 января 1833 года последовало высочайшее повеление произвести дальнейшие изыскания и подробнейше исследовать местность, на которой предполагалось соединение рек Исеть с Чусовой. Изучение местности между названными реками поручено было подполковнику Термину, в данной ему инструкции указано, что:

«……..1) Средняя и северная части уральского хребта имеют весьма мало сходства с другими хребтами, как например Альпийскими, Пиренейскими и даже Апеннинскими. Вместо того, чтобы представлять ряды гор, постепенно понижающихся и происходящих от среднего, наиболее возвышенного кряжа, уральские горы изображают почти единственный хребет, несколько осевший на средине. От этого на средине Уральского хребта встречаются болотистые долины и множество озёр, которые по всей вероятности могут весьма способствовать учреждению судоходного пути с раздельным пунктом.

2) Покатость Уральского хребта со стороны Европы довольно крута, со стороны же Сибири она делается гораздо положе, как о том свидетельствуют знаменитые естествоиспытатели Паллас, Гмелин и другие путешественники, посетившие эту часть России.

3) Многие реки, выходящие из Уральского хребта, оказались судоходными или по крайней мере сплавными почти от самых своих истоков: Уфа, Белая, Чусовая, и проч. Со стороны же Сибири судоходство и даже сплав по рекам, выходящим из уральских гор, встречает гораздо более затруднений, хотя горы эти к стороне Сибири отложе; а по тому надлежало бы ожидать противного, т.е. более удобства к судоходству, нежели со стороны Европы. Это подаёт повод к заключению, что при тщательнейшем исследовании местностей откроется вероятно возможность учредить удобный судоходный путь

4) Река Чусовая во многих отношениях представляет разительное сходство с рекою Мcтой и по тому учреждение по ней взводного судоходства, по всей вероятности, потребовало бы весьма значительных издержек. Впрочем для решительного заключения следует произвести подробные исследования, ибо сведения о реке Чусовой нельзя еще считать совершенно удовлетворительными.»

В начале 1834 года подполковник Термин представил предварительные сведения о выгодах открытия водного сообщения между бассейнами рек Оби и Волги, в которых изложил доводы свои следующим образом:

«… по предварительным соображениям предполагаемое водяное сообщение должно удовлетворить следующим условиям:

1) судоходный путь должен находиться сколько возможно ближе к центру горных заводов, т.е. к Екатеринбургу.

2) Реки, входящие в состав этого пути, должны быть естественно судоходны или же требовать только малых усилий к обращению их в судоходные.

3) Точка раздела этого соединения должна иметь удобное положение для скопления достаточного количества воды, необходимой к поддержанию судоходства.

4) Это сообщение не только не должно уменьшить количество вод, необходимых для полного беспрерывного действия заводов, но даже если возможно их увеличить.»

Подполковник Термин заключал, что проект купца Зотова о соединении Исети с Чусовою посредством речки Решётки (подавшей повод к настоящим изысканиям) удовлетворяет только первому и отчасти последнему из этих условий.

а) Из всех рек, имеющих начало в Уральских горах, только Чусовая, Уфа и Белая могут войти в судоходную систему по значительности своей.

б) Чусовая в верхней своей части имеет столь сильное падение (в иных местах более 1\900 и редко менее), что число шлюзов для взводного судоходства должно быть весьма велико.

в) Белая по быстроте своей и мелководью (начиная от истока своего и почти до города Уфы) также не способна для судоходства и при том весьма удалена от Екатеринбурга.

г) Река Уфа имеет перед первыми преимущество в том, что глубины её ровные, течение медленнее и за исключением небольшого порога, не вредящего судоходству во время полноводия, судоходна почти везде во всякое время лета и осени.

ж) Уфалей, впадающий в Уфу, также судоходен от самого Уфалейского завода, находящегося в недальнем расстоянии от его вершины.

к) Сысерть впадает в Исеть в таком месте, где минуются все заводы, находящиеся на этой последней, и при том не образует ни одного порога.

л) Хотя эти реки не глубоки, но как ширина их не весьма значительна и берега вообще довольно высоки, то легко можно исправить недостатки, замедляющее или останавливающие по ним судоходство.

м) Все пространство между Чусовою и системою сысертских вод представляет почти горизонтальную поверхность, покрытую озерами, болотами и многими речками, посредством которых представляется пять различных систем для соединения Сысерти с Чусовою:

1) Устроить канал между Слюдинкою и Малым озером, дающим начало речке, впадающей в Северную Сысерть.

2) Соединить каналом речку Мочаловку с одною из речек, впадающих в Чусовую.

3) Соединить каналом Малое Сысертское озеро с Чусовою или одною из рек, в нее текущих.

4) Полдневую Сысерть соединить двумя каналами с Чусовою или впадающею в нее речкою.

5) Провести сообщение чрез озеро Иткуль посредством каналов.

Для соединения Уфалея с Чусовою представляются также два способа: или посредством речки Аузака или речки Картая.

Предварительные сведения были рассмотрены в главном управлении путей и после того подполковнику Термину было поручено произвести изыскания и представить генеральный проект, а также подробные сведения, на основании которых можно разрешить вопрос о возможности исполнения предприятия и указать посредством какого именно пути удобнее и выгоднее соединить бассейны рек Волги и Иртыша.

В 1839 году г. Термин составил общий проект соединения бассейнов Волги и Иртыша посредством соединительного канала между Чусовой, впадающей в Каму (в приток Волги), и Сысертью, которая впадает в Исеть, текущую в Тобол (в приток Иртыша). Линию этого соединения г. Термин предпочёл другим предположениями для устройства сообщения между бассейнами Волги и Иртыша по следующим причинам:

реки исеть и чусовая какой город на них
Местность где проектировался канал Чусовая-Сысерть.

Река Чусовая вытекает из трёх озёр, называемых Чусовскими или Полдневскими, лежащих на европейском скате Урала, в 70 верстах на юго-запад от Екатеринбурга, на протяжении более 100 вёрст она течет к северу параллельно лини раздела вод.

Чусовая от начала своего почти до устья впадающей в нее реки Сылвы течёт по узкой долине между высоких берегов из твёрдых пород, образующими в многих местах вертикальные скалы и по тому не имеет широкого разлива во время половодья. Воды её только подтопляют некоторые прибрежные луга и то на небольшом расстоянии. На этом протяжении ширина реки Чусовой постепенно увеличивается от 10 до 100 сажень, исключая места, называемые Комасинские плесы, где горы удаляются от берегов и где на протяжении около 30 вёрст река образует длинное озеро с островами и мелями.

Падение реки Чусовой вообще менее 1\2000 и этот предел она превышает только в местах, где находятся переборы, которые чувствительны во время маловодья. В летнее сухое время Чусовая вообще маловодна, но во время дождей и особенно в весеннее полноводье (не редко даже в верхней части этой реки) вода поднимается на одну сажень и более выше обыкновенного горизонта.

Река Исеть выходит из озера Исетского, лежащего в 20 верстах на северо-запад от Екатеринбурга, она течет сначала к югу параллельно линии раздела вод, потом удаляется к востоку. Долина, по которой протекает рака Исеть, не так тесна, как долина реки Чусовой; образующие ее горы не так высоки и не так круты, но состоят тоже из твёрдых пород. В верхней части своей Исеть запружена в трёх местах заводскими плотинами, а именно: в Екатеринбурге для монетного двора, гранильной фабрики и толчеи, в Верхнеисетске для железного завода Яковлева и в казённом Нижнеисетском железном заводе.

Кроме трёх главных плотин на Исети много других, устроенных для действия небольших мукомольных мельниц, большей частью эти малые плотины разбираются на зиму. Исеть в верхней части своей имеет падение крутое, однако в весеннее полноводье или во время дождей вода в верхней её части немного превышает обыкновенный горизонт, вероятно по тому, что она задерживается заводскими плотинами. Падение реки Исеть уменьшается по мере удаления от линии раздела вод, так что ниже устья впадающей в нее реки Синары нет уже более препятствий к судоходству, кроме отмелей, происходящих от наносов, которые не трудно освободить в фарватере.

На правом берегу реки Чусовой, в 40 верстах от Чусовских озёр, прилегающие горы склоняются и образуют обильную водами долину, которая начинается почти от берега реки Чусовой и продолжается до самой Исети. В верхней части этой долины находится верхнее Гольянское озеро, окруженное болотами, воды которых стекают с одной стороны в Чусовую, а с другой образуют маленькую речку Мочаловку, впадающую в Сысерть. Сначала она течет между горами, а далее образует так называемое Терсутское болото. Здесь долина делается шире и принимает воды речки Северной Сысерти, вытекающей также из гор, окружающих долину. Ниже эта речка соединяется с Полдневой Сысертью и составляют реку Сысерть, которая течет в довольно узкой долине на протяжение около 50 вёрст и впадает в Исеть. Эта долина, по изобилию вод своих, оказалась самою удобною для предполагаемого сообщения и в следствие того избрана следующая линия:

1) река Чусовая, на протяжении более 650 вёрст, составляет ветвь предполагаемого сообщения со стороны европейской России. Средства к её улучшению состоят:

а) в построении упругих заплывей во всех крутых поворотах реки;

б) в очищении реки от наносов, образующихся близь устьев впадающих в нее речек;

в) в образовании в верхней части Чусовой (близ деревни Косой брод) водохранилища, из которого, по мере надобности, выпускать воду в реку Чусовую. Это же водохранилище будет раздельною точкою всей системы предполагаемого соединения, а по тому в этом месте на реке Чусовой предполагается устроить три камерных шлюза с шандорными плотинами и небольшой канал с камерным шлюзом, для хода судов из Чусовой в водохранилище.

2) от водохранилища, составляющего раздельный пункт, предполагается провести канал через Гольянское озеро до речки Мачаловки.

3) речка Мочаловка, Терсутское болото, Сысерть, Сысертский пруд, нижняя часть Сысерти до Исети и наконец Исеть составляет азиатскую ветвь предполагаемого сообщения.

Все издержки для исполнения этого проекта составили бы до 30.795000 рублей ассигнациями. В июле 1839 года комиссия проектов и смет сравнивала проект г. Термина с предложением купца Зотова и нашла:

По проекту подполковника Термина.

1) Река Чусовая преграждена в 50 верстах выше того места, где г. Зотов полагал учредить раздельный пункт и следовательно все количество воды, протекающее на этом 50 вёрстном расстоянии, не входит в состав раздельного пункта.

2) Соединительный канал между Чусовою и Мачаловкой должен пересекать возвышенность на глубину до 16 сажень (на 8 верстах длины) и пролегать, как можно судить по объяснениям г. Термина, в каменистом грунте.

3) Масса воды, которою пользуется автор проекта, по его исчислению достаточна для пропуска ежедневно только двух судов по азиатской ветви системы.

4) Предполагаемый им судоходный путь 35 или 40 верстами длиннее того, который предложен Зотовым.

Единственная выгода проекта г. Термина заключаются в том, что

а) река Чусовая будет приведена в судоходное положение на 50 вёрст далее; следовательно все селения и заводы, находящееся на этом протяжении, будут пользоваться судоходством, которого они должны лишиться, если раздельный пункт будет устроен ниже, как полагает г. Зотов.

б) следуя направлению реки Мачаловки и Сысерти, не нужно устраивать обводный канал около озёр и прудов, по которым предложен судовой путь, чего по мнению г. Термина сделать нельзя в реке Решётке и верховьях Исети, а должно будет или прорывать каменистые берега реки для устроения боковых каналов, или же насыпать дамбы по низменным долинам рек для помещения между ними канала.

По проекту купца Зотова.

1) Судоходный путь, как сказано выше, 35 или 40 верстами короче.

2) Берега Чусовой в том месте, где река Решётка наиболее с нею сближается, так низки, что достаточно (ссылаясь на показания г. Термина и основываясь на нивелировке поручика Гермеса, сделанной еще в 1816 году) поднять воду в первой из этих рек на 4 сажени и тем залить все прилегающие места и даже перелить эти воды по реке Решётке, т.е. в азиатскую отрасль водяной системы.

3) Продольное падение Чусовой от Косого брода до реки Решётки простирается до 70 футов; это доказывает, что раздельный пункт по проекту Зотова будет тоже 70 футами ниже предполагаемого г. Термином, а по тому и потребуется по азиатской отрасли канала семью, а по Чусовой тремя шлюзами менее, чем по проекту последнего.

4.) Судоходный путь будет пролегать через места населенные и через самый центр промышленности, как например через Верхнеисетский железный завод, Екатеринбург и множество других заводов и деревень.

Невыгоды проекта Зотова заключаются в том только, что:

а) в Чусовой, в месте её сближения с рекой Решёткой, по причине низменности прилегающих мест, нельзя поднять воду на 4 сажени без того, чтобы не затопить обширного пространства лугов и множества деревень, которые по тому пришлось бы переводить на другие места.

Эти же неудобства, по мнению г. Термина, повторятся в Верхнеисетском заводе, в Екатеринбурге и других местах.

в) Учреждение искусственного судоходства через заводские пруды может быть неудобно для судоходства, для заводского производства, при изобилии и при недостатке воды.

Комиссия проектов и смет, не находя при проекте подполковника Термина поперечных профилей через долины рек в тех местах, где предположены водохранилища, не могла определить поверхностей разлива вод, а потому и убыли вод от испарений и фильтрации.

Сверх того, так как г. Термин основывал возможность проекта на количестве вод, протекающих только в меженное время, то комиссия вообще полагала, в случае утверждения этого предварительного проекта, приступить к составлению детального проекта по направлению г. Термина, с подробным исчислением массы вод в различных местах этой системы, с показанием поперечных профилей, выемки и насыпи, исследованного грунта и т. д. Таковой же проект комиссия считала необходимым и по другим направлениям и в особенности по проекту Зотова который по большому изобилию вод, меньшему числу шлюзов, меньшей длине и глубине соединительного канала и всего водяного сообщения заслуживает подробного исследования. Так как новые изыскания потребовали бы занятия многих инженеров в течении нескольких лет, то главноуправляющий путями сообщения, граф Толь, приказал комиссии проектов и смет прежде всего обсудить пользу этого сообщения.

Комиссия мнение свое изложила так.

По сметам г. Термина потребно 30.795000 рублей, но как в них не показаны все подробности, зависящие от местных обстоятельств то вероятно эта сумма должна еще значительно увеличиться.

1) Количество товаров, перевозимых из Сибири в европейскую Россию и обратно, не простирается свыше 17,5 миллиона рублей и при том не все товары могут пользоваться водяным сообщением, по тому что по роду местной торговли они должны доставляться к срокам на ярмарки: Кяхтинскую, Ирбитскую и Нижегородскую.

В подобных обстоятельствах промышленники по необходимости предпочтут сухопутную перевозку продолжительному водяному пути, а по тому должно заключить, что огромный капитал на учреждение судоходства между Чусовою и Исетью, равно как и издержки на его содержание не будут соответствовать ожидаемой пользе.

2) Предполагая, что издержки на устройство этого сообщения не будут соответствовать ожидаемой пользе, то и дальнейшие изыскания по этому предмету следует отложить до времени, когда промышленность сибирского края усилится и укажет надобность в этом сообщении. В настоящее же время полезно для расширения торговли того края ограничиться улучшением там сухопутных сообщений между известными пристанями и принятием надлежащих мер для усиления речного судоходства.

С мнением комиссии, подтверждённой советом путей сообщения, граф Толь согласился, но счёл нужным передать все сведения по этому вопросу на соображение министра финансов, который отозвался, что он совершенно согласен с заключением комиссии проектов и смет и совета путей сообщения.

В апреле месяце 1840 года вопрос об учреждение судоходства между Чусовою и Исетью поступил в комитет министров. По этому случаю граф Толь донёс, что для улучшения речного судоходства в Сибири он предложил министру внутренних дел ввести на сибирских реках в употребление улучшенные суда и доставил описание их.

С этою же целю он сообщил свои предположения об открытии свободного судоходства по реке Ниц, которая даёт возможность водворить постоянный сплав между городом и торговыми пристанями реки Оби.

Кроме того он известил, что улучшение сухопутных сообщений в Сибири между известными пристанями будет зависеть от соображений министерства внутренних дел и местного начальства.

Но под этим улучшением сухопутных сообщений не должно подразумеваться устройства там искусственных шоссе по тому, что значительное протяжение сибирских дорог, в настоящем положении тамошнего края, может требовать только выбор для их удобнейших направлений, в отношении населенности и проходимости мест и к содержание в исправности мостов и переправ через реки.

Комитет министров, соглашаясь с мнениями графов Канкрина и Толя, что исчисленные издержки на учреждение предполагаемая судоходства между Чусовою и Исетью не могут соответствовать ожидаемой пользе, положил: устройство этого сообщения отложить до более благоприятного времени.

Таковое положение комитета удостоилось 21 июня 1842 года высочайшего утверждения.

Алексей Минин
июнь 2019 г.

*В публикации использованы материалы «Предположение об устройстве водяного сообщения между бассейнами рек Волги и Иртыша» из дел архива Главного управления путей сообщения и публичных изданий
1815 года № 173, 1832 г.№3, 1835 г. №12, 1837 г. №20, 1838 г.№34.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *