ребенок не сразу овладевая умением воспроизводить все слоги слова как правило сохраняет какой слог
Ребенок не сразу овладевая умением воспроизводить все слоги слова как правило сохраняет какой слог
Проблема становления слоговой структуры слова у детей с нормальным речевым развитием не раз являлась предметом специального исследования и отражена в работах многих авторов.
Усвоение ребенком слоговой структуры слова подчинено ряду этапов, успешное прохождение которых определяет нормальный речевой онтогенез. «У ребенка поэтапно формируется психологическая организация, которая, достигнув ступени формирования, коррелирована с системой языка» (А.А. Леонтьев, 1965,с. 83).
Н.И. Жинкин (1958), Е.И. Исенина (1986), определяют роль способности к интонационному подражательству как решающую в формировании слоговой структуры слова.
В период с 0.3 до 0.5-0.6 мес. происходит качественный скачок в развитии вокализаций ребенка. В.И. Бельтюков (1977) и А.Д. Салахова (1972) называют этот этап периодом синтагматической организации речи, который заключается в соединении голосовых элементов (синтагм) в линейную последовательность с модуляцией по тембру и высоте. Авторы называют лепет первой тренировкой ребенка в выстраивании линейной структуры звуковых комплексов. Исследования спонтанного лепета младенца С.М. Носиковым (1985) свидетельствуют о том, что лепетные цепи могут состоять из вокализаций а-тембра, позже о-, е-, у-, и-тембров, различных по длительности, протяженности, громкости и повторяющихся от 2 до 6 раз. По данным А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, Н.Х. Швачкина, в этот период у звуков появляется признак локализованности, начинается структурализация слога, поток речи распадается на слоговые кванты, структурный состав которых можно определить как последовательность слогов типа СГ.
Н.И. Жинкин (1958) отмечает, что в этот период у ребенка формируется физиологический механизм слогообразования, автономный по отношению к другим речевым механизмам.
Исследования Е.Н. Винарской свидетельствуют о преимуществе интонационного наполнения слова для понимания ребенком обращенной к нему речи. Автор говорит об интонационной значимости обращенной речи для возрастания коммуникативно-познавательной активности ребенка. «Воспринимая такие сегменты меняющейся звучности, ребенок подвергает эмоциональной интерпретации лишь их вокальные или голосовые компоненты» (1970, с. 59).
По данным Е.Н. Винарской постепенно от однотипного звукового наполнения лепетных цепей ребенок переходит к разнозвуковым рифмованным сочетаниям («рифмованому вздору») с выделением отдельного сегмента по сравнению с остальными в произносимой им цепи (1970, с. 57). Выделенность сегмента обозначается относительно большей длительностью, громкостью, высотой тона. Характерно, что чем старше становится ребенок, тем больше средств выделения он использует. Это соответствует представлениям о природе ударения в потоке русской речи. «Рифмованный вздор» протекает в подражательном воспроизведении характерных для русской речи ритмических структур и позже переходит к подражательному воспроизведению ритмических структур русского языка в «структуре целостных псевдосинтагм» (1970, с. 59).
С.М. Носиков (1985) отмечает, что в восьмимесячном возрасте у нормально развивающегося ребенка длина лепетных цепей наиболее максимальна (4-5 сегментов); постепенно их количество сокращается и к 13-16 месяцам в среднем составляет 2.5 сегмента, что близко к среднему числу слогов словоформ в русской речи.
Появление первых лепетных псевдослов (9-10 месяцев) означает, что ребенок переходит на более высокий уровень коммуникативно-познавательной активности. Речь ребенка с началом этого периода характеризуется А.А. Леонтьевым как «словесная». Слово начинает формироваться как «строевая писихолингвистическая единица» (1965, с.с. 84, 148, 143).
Е.Н. Винарская (1970), А.Н. Гвоздев (1964, 1981) считают, что у двусложных псевдослов сначала появляется акцент на первом слоге и становится особенно четким при воспроизведении сочетаний, состоящих из двух разных согласных или имеющих дифонацию в двух слоговых частях. Ударения на втором слоге или псевдослова восходящей звучности появляются гораздо позже и гораздо реже, ограничиваясь отдельными сочетаниями.
Д.Б. Эльконин утверждает, что сравнительная произносительная сила слогов, так называемое «динамическое ударение», а так же другие фонетические признаки гласного (длительность, его ясность), играют решающую роль в усвоении слогового состава слова ребенком. Автор в своих исследованиях показывает возможность «понимания слова при условии сохранности его ритмико-мелодической структуры» (2001, с. 86).
Значимость акцентной модели при усвоении новых слов, стремление к воспроизведению ритмической структуры слова наряду с тенденцией к упрощению звукового облика слова, полисемантичность появляющихся в речи ребенка лексических единиц Р.Е. Левина (1936) называет «омонимизацией» слов.
До 1.6-1.7 лет наблюдается замедление роста словаря и бурное освоение фонетической стороны речи, при этом акцент на ритмо¬мелодическом оформлении слова сохраняется. Е.Н. Винарская называет этот период расцветом «модулированных лепетных монологов» (1970, с. 59).
Для последующих периодов, как и для предыдущих, Е.Н. Винарская отмечает значимость эмоционального общения взрослого с ребенком, поскольку, опираясь на него, ребенок подражательным образом приступает к освоению «звуковых синкретичных комплексов, соответствующих синтагмам речи взрослых» (1970, с. 60).
Последующее речевое развитие характеризуется неравномерностью и скачкообразностью, чередованием критических периодов с эволюционными скачками. Асинхрония усматривается и в накоплении словарного запаса, и в фонетическом, грамматическом, структурном оформлении слова.
Для каждого возраста принято считать адекватными различные проявления особенностей речевого онтогенеза. Так, для ребенка 2.5 лет нормативным считается уподобление гласных, аморфность звуко-слогового контура слова. До трехлетнего возраста можно наблюдать сокращение числа слогов, замену труднопроизносимого слова любым трафаретным словом или паузой для сохранения общего ритма предложения. В незнакомых словах и словах сложной слоговой структуры пропуск слогов или звуков, перестановки звуков и слогов, субституция звуков являются нормативной особенностью.
А.К. Маркова пишет: «Под овладением слоговой структурой слова понимается овладение нужным (адекватным) количеством слогов в нём. Адекватной считается такая структура слова, в которой сохраняется необходимое количество слогов. Быстрее усваивается слоговая структура слов, включающих меньшее количество слогов. Большое влияние на уровень адекватной слоговой структуры оказывает звуковой состав слов. Слоговая структура слов, включающая трудные в произносительном отношении звуки (свистящие, шипящие, р, л) усваивается медленнее, чем структура, в которой они не встречаются» (1969, с.23).
Исходя их схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н.С.Жуковой (1994) по материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», овладение слоговой структурой слов происходит по следующим этапам:
1 г.3 мес. – 1 г. 8 мес. ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: (га-га, ту-ту);
1 г.8 мес. – 1 г.10 мес. воспроизводятся двухсложные слова; в трехсложных словах часто опускается один из слогов: (мако – «молоко»);
1 г. 10 мес. – 2 г. 1 мес. в трехсложных словах иногда все еще опускается слог, чаще предударный: (кусу – «укушу»); может сокращаться количество слогов в четырехсложных словах;
2 г. 1 мес. – 2 г. 3 мес. в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: (ципилась – «зацепилась»);
2 г. 3 мес. – 3 г. слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.
В целом возрастной предел, с которым связывают овладение ребенком структурными особенностями слов родного языка, по данным различных источников, определен трехлетним возрастом. К трем годам ребенок способен воспроизводить любую слоговую структуру слова. Исключения могут составлять слова многосложной слоговой структуры и недоступной указанному возрасту семантики (паспортистка, квартиросъемщик и др.)
С указанным возрастным пределом различные авторы связывают обнаружение у ребенка нормативного чувства правила, когда он научается определять, является ли высказывание правильным относительно некоего языкового стандарта. Таким образом, дети рано обнаруживают способность реализовывать структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к эвфоническим канонам заложены в ребенке изначально, с рождения.
Таким образом, овладение ребёнком слоговой структуры слова происходит постепенно, проходя целый ряд закономерно сменяющихся фаз. К трём годам при нормальном развитии речи у ребёнка исчезают практически все трудности как восприятия, так и воспроизведения слоговой структуры слова.
Список литературы:
Этапы и закономерности формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста в онтогенезе
Жанна Саенко
Этапы и закономерности формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста в онтогенезе
Изучение детской речи имеет огромное значение для ряда научных дисциплин и служит основанием для руководства развитием речи в дошкольном и школьном возрасте, поэтому важно знать, как формируется слоговая структура слова у детей в онтогенезе.
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращивания звуков и слогов, значит, структура слов воспроизводится неверно. До трех лет такое явление физиологически обусловлено нормально. Мы нередко слышим от малышей, только начавших говорить, примерно такие слова: «мацицикл» (мотоцикл, «мицанель» (милиционер, и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи. Однако, если ребенок в возрасте 4-5 лет произносит: «касавока» (сковородка, «писось» (пылесос, «анга» (нога, «липека» (таблетка) и пр., то это является сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова [5].
В системе языка с тремя ее составляющими – фонетикой, лексикой и грамматикой слоговая структура занимает особое место. С одной стороны, это, несомненно, часть произносительной стороны речи – фонетики. Но с другой существует связь между структурными искажениями слов и их семантической недостаточностью у дошкольников (на это указывали Р. Е. Левина, А. К. Маркова и др.). По этому лексические единицы, а именно слова с малознакомым значением чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне.
По данным некоторых исследователей, существует влияние формирования слоговой структуры и на грамматический строй языка.
Р. Е. Левина отмечает, что генетически слоговая структура слова является более ранним образованием, чем фонематическая функция звука. Она связана с ритмико-интонационными фонологическими средствами языка, непосредственно возникающими из доречевых компонентов общения, связанных с выразительными средствами речи [3].
На роль слоговой структуры слова в усвоении произношения звуков указывает А. Н. Гвоздев. «В передаче ребенком звукового состава слова на первом месте следует рассматривать усвоение им слоговой структуры слова, так как с этим связана судьба разных звуков и сочетаний звуков» [2, с. 13]. Именно А. Н. Гвоздев, рассматривая усвоение слоговой структуры слов, останавливается на особенности слоговой структуры русских слов, заключающейся в том, что сила безударных слогов в ней неодинакова. При овладении слоговой структурой ребёнок научается воспроизводить слоги слова в порядке их сравнительной силы; сначала из всего слова передаётся только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги. Опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению входящих в них звуков, и поэтому судьба разных звуков и звукосочетаний связана с усвоением слоговой структуры. Сравнительную силу слогов А. Н. Гвоздев называет «главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других» [2, с. 14]. Как известно, слова состоят из нескольких слогов, имея своим центром ударный слог, характеризуемый наибольшей силой и чёткостью произношения к нему примыкают безударные слоги, обладающие меньшей силой. Для слоговой структуры русских слов характерно, что сила безударных слогов неодинакова: среди них наиболее сильным является первый предударный слог. Эти особенности слоговой структуры слова очень отчётливо сказываются на воспроизведении слов ребёнком.
А. Н. Гвоздев пишет, что ребёнок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова: в течение известного периода наблюдается пропуск (элизия) слогов. Главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других, является их сравнительная сила. Поэтому ударный слог, как правило, сохраняется. Это особенно отчётливо сказывается в том, как сокращаются ребёнком до одного слога двусложные и трёхсложные слова [2].
По мнению Р. Е. Левиной, наблюдение над ранними стадиями развития речи ребенка подтверждают это положение [3]. Как известно, первые слова активной речи носят характер не расчлененных в произносительном отношении звуковых комплексов,по своей длительности крайне ограниченных: фору – «спичка», «огонь»; кх – «кошка»; уу – «ехать», «поезд», «машина». В этих комплексах используются в основном повышение и понижение голоса, интонация, звукоподражание.
Далее появляется способность воспроизводить ударный слог услышанного слова: ка – «каша», Ми – «Миша».
Вслед за этим возникают двухсложные конструкции, которые позволяют ребенку перейти к использованию общеупотребительными словами.
Для этого же возраста отмечено появление способности произвольному повторению двух слогов.
В период возникновения двухсложных структур проявляется довольно определенная зависимость между произношением отдельных звуков и уровнем структуры слова. Об этой зависимости свидетельствует тот факт, что дети обнаруживают способность пользоваться многими звуками или их субститутами, но в пределах доступной слоговой структуры. Так, например, ребенок, достаточно четко произносящий «лапа», вместо слова «лампочка» произносит «атитя».
В своих исследованиях Р. Е. Левина ссылается на мнение И. А. Сикорского, который отмечает, что схематичность описываемого процесса доходит до того, что ребёнок сочиняет совершенно тождественные по звуковому составу слова, но разнящиеся между собой только ударением [3].
Следующая ступень фонетического развития – появление достаточно внятного произношения трехсложных слов. До этого эта способность ограничивалась двумя слогами. В это время четырехсложные слова еще недоступны воспроизведению. Они сокращаются до трехсложных. При необходимости употребить четырехсложное слово происходит сокращение до трехсложных структур и вместе с тем утрата четкости звукового состава слова.
Там, где сохраняется многосложная структура, стирается звуковой состав слов.
Усвоение трехсложных структур также проходит ряд ступеней. Вначале ребенок пользуется открытыми слогами и позже переходит к трехсложным словам со стечением согласных с закрытыми слогами: кастюля – «кастрюля».
Известен и тот факт, что отдельные слова связываются в предложения благодаря грамматическим средствам – окончаниям, а также различным предлогам и союзам. Они же, в свою очередь, нередко образуют в речевом потоке слабые, безударные слоги, звуковые комбинации, содержащие стечения согласных звуков (под столом, в стакане, со скамейки, из-под шкафа).
В русских словах сила безударных слогов неодинакова, а в указанных образованиях, где два-три согласных звука стоят рядом, их восприятие дополнительно затруднено.
Итак, при нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики и грамматики – органически связанно с таким понятием, как слоговая структура слова.
А. К. Маркова указывает на связь овладения слоговым составом с мотивационной стороной деятельности ребенка, уровнем его артикуляционных возможностей, состоянием слухового (фонематического) восприятия. Она же подтверждает, что вследствие искажений слогового состава слова затрудняется общение дошкольников, усвоение ими звукового анализа, а затем грамоты [4].
Исследователи нормальной детской речи давно заметили, что начинающий говорить ребёнок не принимает трудных слов, что при усвоении детьми новых слов легче схватываются такие, как «ам-ам», «би-би», что ребёнок вместо труднопроизносимого слова вставляет лёгкое [1].
Согласно схеме системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой [3] по материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов проходит по следующим этапам:
1.3.-1.8. – ребёнок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одиночных слога: «га-га», «ту-ту»;
1.8.-1.10. – воспроизводятся двусложные слова; в трёхсложных словах часто опускается один из слогов: «мако» (молоко);
1.10.-2.1. – в трёхсложных словах иногда всё ещё опускается слог, чаще предударный «кусу» (укушу); может сокращаться количество слогов в четырёхсложных словах;
2.1.-2.3. – в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги,иногда приставки: «ципилась» (прицепилась);
2.3.-3.0. – слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.
Приведённый материал показывает, что ребёнку в раннем возрасте уже доступно воспроизведение сложных слоговых структур слов.
Усвоение слогового контура слова в норме происходит достаточно чёткими периодами, характеризующимися широким и интенсивным овладением слоговой структуры определённой трудности.
К трём годам практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей головного мозга. В это же время, ребёнок практически овладевает умением воспроизводить число слогов вплоть до четырёхсложных, хотя звуковая сторона речи к этому времени ещё окончательно не сформирована. Усвоение слогового состава слова происходит в норме на фоне ограниченных звуковых возможностей.
Таким образом, овладение слоговым составом слова у детей происходит интенсивно в раннем возрасте и заканчивается к началу дошкольного возраста. Овладение слоговым составом слова опережает усвоение звукового состава слова: в слове, либо раньше всего усваивается слоговой контур, либо разные по звуковому составу и строению слоги (открытые, закрытые, слоги со стечением согласных). Двусложные слова появляются раньше, чем предложения и являются основой, на которой осуществляется овладение многосложными конструкциями.
1. Архипова Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей. – М., 2006. – 319 с.
2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. – 471 с.
3. Левина Р. Е. Нарушение слоговой структуры слова у детей. //Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды. – М., 2005. – 224 с.
4. Маркова А. К. Овладение слоговым составом слова в раннем возрасте. //Вопросы психологии, № 5, 1969. – С. 118-125.
5. Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. – М., 2001. – 39 с.
Игра как способ формирования слоговой структуры слова Искажений слогового контура слова у детей с общим недоразвитием речи являются наиболее многочисленными по сравнению со всеми другими ошибками.
Наглядные пособия для формирования слоговой структуры слова Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление.
Ребенок не сразу овладевая умением воспроизводить все слоги слова как правило сохраняет какой слог
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: В многочисленных работах педагогов, психологов, лингвистов нашел отражение большой фактический материал, который был получен в результате наблюдений за становлением детской речи.
Статья:
Проблема становления слоговой и звуковой структуры у детей с нормальным речевым онтогенезом отражена в работах Е.А. Аркина, А.Н. Гвоздева, К. Зика, Е.И. Исениной, Г.М. Ляминой, А.К. Марковой и др. В многочисленных работах педагогов, психологов, лингвистов нашел отражение большой фактический материал, который был получен в результате наблюдений за становлением детской речи. Результаты этих наблюдений показывают, что развитие речи детей раннего возраста имеет ряд особенностей. Овладение структурой родного языка осуществляется ребенком за достаточно короткий период. К 3-4 годам у ребенка формируется так называемое ядро речи.
Многие авторы отмечают неравномерный, скачкообразный характер речевого развития у детей. Оно может замедляться, останавливаться, а в ряде случаев иногда наблюдается регрессия (А.Н. Гвоздев; Д.Б. Эльконин и др.), что связано не только с состоянием здоровья и особенностями наследственной программы, но также с потоком информации, поступающим по различным информационным каналам. Существует определенная последовательность в развитии как предречевых вокализаций, так и в усвоении грамматических категорий.
В.А. Богородский выделял четыре периода:
1) подготовительный период, или период рефлекторных криков и гуления, начинающийся со дня рождения и заканчивающийся на втором году жизни;
2) период упрощенного произношения слышимых слов, продолжающийся около четырех месяцев;
3) период большего приближения к произношению окружающих, продолжающийся около шести месяцев;
4) период, когда ребенок, уже достаточно овладевший звуками языка, переходит к обычной речи.
Е.Н. Винарская выделяет следующие коммуникативно-познавательные периоды детского возраста с учетом диалектики биологического и социологического:
1) период младенческих криков, продолжающийся от 0 до 2-3 месяцев;
2) период гуления, длящийся от 2-3 до 5-6 месяцев;
3) период раннего лепета, приходящийся на время от 5-6 до 9-10 месяцев;
В.И. Бельтюков сопоставляя речевое и моторное развитие детей раннего возраста, выделяет в нем доречевой и речевой этапы.
Обобщая имеющиеся сведения о раннем речевом развитии, А.А. Леонтьев называет следующие периоды:
2) этап первичного освоения языка, или дограмматический, который приходится на второй год жизни;
По мнению Т.А. Титовой для любой классификации или периодизации раннего речевого развития характерно выделение ряда особенностей:
– Разновременное формирование «ярусов» единиц речи в процессе освоения языка.
– Постепенность в овладении звуковой системой речи.
– Периоды гуления и лепета являются своего рода подготовительным этапом к собственно произношению слов.
– На ранних этапах формирования речевых единиц характерна низкая ступ
ень абстрагирования от индивидуального – они опознаются только у людей, с которыми ребенок общается постоянно и не опознаются у незнакомых.
– Более раннее развитие импрессивной речи.
– Сложная взаимосвязь и взаимозависимость в деятельности речеслухового и речедвигательного анализаторов.
– Взаимосвязь между развитием артикуляторных навыков, мелкой (ручной) и общей моторики.
– Скачкообразность в развитии в целом.
– Общая аритмичность речи, наличие итераций и пауз.
Помимо общего речевого развития, большой интерес вызывают у исследователей и вопросы овладения ребенком фонетической стороны речи, в частности, овладение звукослоговой структурой слова.
Как показали исследования Н.И. Жинкина, Р.В. Тонковой-Ямпольской, определенные успехи у детей первого года жизни в усвоении интонаций подготавливают ребенка к дальнейшему овладению слогом. Детский лепет имеет интонационные структуры, которые впоследствии прослеживаются в речи. Данные В.И. Бельтюкова и А.Д. Салаховой показали, что последовательность появления групп звуков в лепете и словесной речи одна и та же. Лепет необходим для образования артикуляционного контроля. При этом в период с 0.3 до 0.5-0.6 мес. происходит качественный скачок в развитии вокализаций ребенка. В.И. Бельтюков и А.Д. Салахова называют этот этап периодом синтагматической организации речи, который заключается в соединении голосовых элементов (синтагм) в линейную последовательность с модуляцией по тембру и высоте. Авторы называют лепет первой тренировкой ребенка в выстраивании линейной структуры звуковых комплексов.
Если сначала ребенок бессознательно овладевает вокализациями, то приблизительно с полугодовалого возраста он начинает сознательно оперировать «сегментами меняющейся звучности», они становятся, по выражению Е.Н. Винарской, предметами его специальных усилий. Вплоть до появления первых лепетных псевдослов (по данным авторов до 0.9-11 месячного возраста), ребенок тренируется в воспроизводстве цепей, состоящих из сегментов типа слогов СГ, в которых пока отсутствует четкое звуковое наполнение.
Вначале для общения ребенку достаточно воспроизведения только приблизительного слогового состава слова. А.К. Маркова считает, что ребенок прежде всего усваивает открытый тип слога (СГ и Г). Характерным для этого периода является трансформирование детьми закрытого слога типа СГС в открытый слог типа СГ. Ее исследования показали, что после 2,5–3 лет сокращение слогового состава слова представляет собой редкое явление.
А.Н. Гвоздев, Н.X. Швачкин, Д.Б. Эльконин разводят понятия звукового и слогового состава слова. Н.X. Швачкин отмечает, что ребенок часто схватывает слоговой состав слова, мало обращая внимание на звуки этого слова. Слова, произносимые в этих случаях детьми, большей частью весьма точно отвечают количеству слогов в словах взрослых. Такие явления Н.X. Швачкин объясняет общей ритмико-интонационной настроенностью речевого выражения и восприятия, присущей ребенку 1–2 летнего возраста. Автор указывает на возможность усвоения ребенком слоговой структуры слова при полной искаженности его звукового состава, а также на случаи опускания слогов, так называемой «слоговой элизии». Причины «слоговой элизии» он видит в артикуляционной недостаточности у детей раннего возраста.
Д.Б. Эльконин показывает возможность разведения звуковой и слоговой ритмической структуры слова по их роли в понимании: «С изменением звукового состава, но при сохранении ритмико-мелодической структуры понимание сохраняется».
А.Н. Гвоздев также рассматривает усвоение слоговой структуры безотносительно к звуковому составу слова. Он считает, что процессы усвоения отдельных звуков, слогов, сочетаний звуков являются автономными. В работе «Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка» он пишет, что в передаче ребенком звукового состава слов на первом месте следует рассмотреть усвоение им слоговой структуры слова, так как с этим тесно связана судьба различных звуков и сочетаний звуков. Из этого следует, что слоговая структура слова (по Гвоздеву) – один из моментов фонетической стороны речи. Автор четко расчленяет усвоение слогов, усвоение отдельных звуков, усвоение сочетаний звуков как разные моменты внутри фонетической стороны речи. Он указывает на особенность слоговой структуры русских слов, а именно на то, что сила безударных слогов в ней неодинакова. При овладении слоговой структурой ребенок начинает воспроизводить слоги слова в порядке их сравнительной силы: сначала из слова передается только ударный слог, затем появляется первый безударный и, наконец, слабые безударные слоги. Опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению входящих в них звуков. Кроме того, состояние разных звуков и звукосочетаний связано с усвоением слоговой структуры. Сравнительную силу слогов А.Н. Гвоздев называет «главной причиной, влияющей на сокращение одних слогов в слове и на пропуск других».
Г.М. Лямина отмечает, что более или менее стабильно воспроизводя слоговую структуру слова, ребенок значительно варьирует его звуковой состав. Она выделяет ряд факторов, от которых зависит устойчивость или вариабельность заполнения звуками структуры слова: возраст испытуемых, сложность звукового состава слова, трудность выполнения инструкции взрослого.
Е.А. Аркин указывает на многочисленные дефекты, искажающие структуру слова. Наиболее распространенным, по мнению автора, является пропуск звуков. Ребенок при малейшей трудности прибегает к этому удобному приему. Другой тип дефектов произношения – замена одних звуков другими, когда еще не усвоенные звуки заменяются уже усвоенными. Система «субституция» у ребенка базируется на артикуляционном родстве звуков. Распространенным типом ошибок является также и перестановка звуков в слове.
А.Н. Гвоздев отмечает, что овладение произношением тех или иных звуков служит условием для того, чтобы ребенок использовал их в качестве фонем, как звуко-смыслоразличителей. Свидетельством усвоения ребенком нормы произношения является контролирование им как своей, так и чужой речи на основе принятых речевых образцов.
А.А. Леонтьев считает, что овладение правильным произношением происходит по эвристическому типу, путем «прилаживания» к речевым образцам взрослых.
К концу раннего детства ребенок практически овладевает основными фонемами родного языка.
По данным А.И. Гвоздева, ребенок не сразу овладевает слоговой структуры русских слов, очень отчетливо сказываются на воспроизведении слов ребенком. Ребенок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова: в течение известного периода наблюдается пропуск (элизия) слогов. Главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других, является их сравнительная сила. Поэтому ударный слог, как правило, сохраняется. Это особенно отчетливо сказывается в том, как сокращаются ребенком до одного слога двухсложные и трехсложные слова. В двухсложных словах остается ударный слог:
1) и тогда, когда ударение падает на конечный слог, т.е. слово состоит из предударного и ударного (ди-«иди», ки-«чулки», кой-«открой»);
2) и тех случаях, когда ударение падает на первый слог, т.е. слово состоит из ударного и заударного (бу-«булка», па- «палка», ми-«мишка» пла-«плачет».
В трехсложных словах при любом месте ударного:
1) когда ударение падает на конечный слог (ко-«молоко»);
2) когда ударение падает на средний слог (пе-«копейка»);
3) когда ударение падает на первый слог (на-«яблоко», ма-«маленький»).
Имеющиеся сомнительные случаи опущения ударного слога единичны. Пропуск слабейшего слога обнаруживается при сокращении до двух слогов трехсложного слова с ударением на последнем слоге (маки-«башмаки», паги-«сапоги»).
Относительно времени усвоения слов с различным строением слогов, А.Н. Гвоздев приводит наблюдения над своим сыном Женей Г. и пишет, что первым слоем слов являются односложные слова (н’а – на; д’ай – дай; т’ам – там) и двусложные, состоящие из повторения одного слога (оба слога произносятся с одинаково сильным ударением): бо – бо; га – га ; ам – ам; ба – ба; (бай – бай ).
А также в самое раннее время наблюдаются колебания в усвоение места ударения и различий в силе ударных и безударных слогов. Слово т’ука (чулок) имеет слабое ударение на первом слоге и добавочное на втором, а иногда произносится с двумя равносильными ударениями.
Заударные слоги сохраняются чаще (из них иногда опускаются внутренние слоги, являющиеся наиболее слабыми): п’еп’цу (пепельницу); комт’и (в комнате).
Итак, от 1 года 3 месяцев до 1 года 8 месяцев часто в слове воспроизводится только один ударный слог или два одинаковых слога: «га-га», «ту-ту». С 1 года 8 месяцев до 1 года 10 месяцев уже начинают воспроизводиться двусложные слова, а в трёхсложных словах часто опускается один из слогов: «мако» (молоко), «леька»-личко. До 2 лет 1 месяца в трёхсложных словах иногда всё ещё опускается один слог, чаще предударный, но уже может сохраняться количество слогов в четырёхсложных словах. Уже к 2 годам 3 месяцам воспроизводится многосложные слова, но в них всё ещё продолжается опускаться слоги (чаще предударные, иногда приставки: «ципылась» (зацепилась), «минулась» (оглянулась). От 2 лет 3 месяцев до 3 лет отмечается, что слоговая структура у детей нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.
Подытоживая можно сказать, что под овладением структурой слова понимается овладение нужным (адекватным) количеством слогов в нём. Адекватной считается такая структура слова, в которой сохраняется необходимое количество слогов. Быстрее усваивается слоговая структура слов, включающих меньшее количество слогов. Большое влияние на уровень адекватной слоговой структуры оказывает звуковой состав слов. Слоговая структура слов, включающая трудные в произносительном отношении звуки (свистящие, шипящие, р, л) усваивается медленнее, чем структура, в которой они не встречаются. Кроме того, формирование звуковой стороны родного языка определяется тесным взаимодействием с развитием семантики, лексико-грамматической стороны речи, а также взаимовлиянием процессов овладения произношением звуков и усвоения ритмической, слоговой структуры слова.
В целом, как было показано, овладение ребёнком звукослоговой структуры слова происходит постепенно, проходя целый ряд закономерно сменяющихся фаз. К трём годам при нормальном развитии речи у ребёнка исчезают практически все трудности словообразования. В отличие от этого при аномальном развитии часто наблюдается глубокое отставание этого процесса.
Список литературы: