развитие сестринского дела в россии подтолкнула война какая
Развитие сестринского дела в России
Развитие сестринского дела в России
В России сестринское дело как наука сформировалась относительно недавно. Тем не менее оно имеет многовековую историю. Во все времена тяжелый труд по уходу за больными и ранеными ложился в основном на плечи женщин. Так, в женских монастырях сестры осуществляли абсолютно бескорыстный уход за больными. Первое упоминание о лечебнице, где подобные обязанности выполняли женщины, относится к Х в., а создана она была легендарной княгиней Ольгой. В XVI в. Стоглавым собором был издан указ об основании мужских и женских богаделен, в которых могли служить в том числе и женщины.
Для ухода в условиях госпиталей и лазаретов женщины были впервые задействованы во время царствования великого реформатора Петра I. Несколько позже женский труд в лечебных учреждениях был упразднен (такое положение сохранилось до середины XVIII в.) согласно принятому в 1735 г. генеральному регламенту о госпиталях, в котором сфера деятельности женщин ограничивалась мытьем полов и стиркой белья, а роль сиделок была возложена на солдат-отставников.
Профессия медсестры как таковая появилась лишь в XIX в., причем термин «медицинская сестра» относится уже к XX в. Почти 200 лет назад в России возникла служба «сердобольных вдов», организованная при воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы. Параллельно при тех же воспитательных домах были основаны так называемые вдовьи дома для содержания больных, нищих и сирот (по терминологии того времени — «призрения Божьих людей»).
Безусловно, служба «сердобольных вдов» явилась предтечей службы сестринской помощи, основателем которой в России стал Xристофор фон Опель. Он же был автором первого в истории руководства по уходу за больными, изданного на русском языке в 1822 г. В данном пособии для женщин — помощниц врача впервые появились понятия об этике и деонтологии «ухаживающего персонала».
По указу Петра I в 1715 г. были учреждены воспитательные дома, для службы в которых привлекались женщины, так называемые бабы-сидельницы, из числа вдов и жен больничных солдат.
Спустя два года после Отечественной войны 1812 г. по личному распоряжению императрицы Марии Федоровны из числа работниц Санкт-Петербургского вдовьего дома были приглашены и направлены в лечебные учреждения женщины для ухода и присмотра за пациентами. По истечении годичного испытательного срока 12 марта 1815 г. 16 из 24 приглашенных вдов приняли присягу и получили из рук императрицы специально учрежденный по такому случаю знак — Золотой крест с надписью «сердолюбие». В 1818 г. в Москве был учрежден Институт сердобольных вдов, а при многих больницах и госпиталях организовали курсы для подготовки сиделок. Пожалуй, именно этот момент следует считать отправной точкой начала специальной подготовки женского среднего медицинского персонала в России. Основным учебником для подготовки будущих «сердобольных вдов» являлось ранее упомянутое руководство Христофора фон Опеля.
В 1844 г. в Санкт-Петербурге была основана первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия. Именно с этого момента подготовка женского медперсонала в России вышла на качественно новый уровень. Инициатива основания данной общины исходила непосредственно от великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской.
Всем женщинам, решившим посвятить себя благородному делу помощи больным, назначался испытательный срок продолжительностью в один год, в случае успешного прохождения которого они в обстановке торжественной официальной церемонии принимались в сестры милосердия. После литургии, совершаемой митрополитом Санкт-Петербургским, на каждую принятую в число сестер милосердия возлагался особый золотой крест. На нем был изображен лик Пресвятой Богородицы, сопровожденный словами «Всех скорбящих Радость» — на одной стороне и надписью «Милосердие» — на другой. В утвержденной присяге, которую принимала каждая сестра милосердия, в числе прочего были и такие слова: «…буду тщательно наблюдать все, что по наставлению врачей будет полезным и нужным для восстановления здоровья вверенных моему попечению болящих; все же вредное для них и запрещенное врачами всемерно удалять от них».
Согласно уставу сестры милосердия не должны были владеть каким-либо имуществом, включая собственную одежду, или даже мизерной суммой денег. В нем было оговорено следующее: «Все, что может за свои услуги сестра получить подарками или деньгами, принадлежит общине» (существовала община в основном на пожертвования от различных благотворительных организаций). При малейших нарушениях этих правил сестра исключалась из общины, но за всю историю ни одного подобного случая не было!
«Если сестра удовлетворяет своему назначению, — она есть друг его семьи, она облегчает физические страдания, она же успокаивает порой и душевные муки, она нередко посвящается больным в самые интимные его заботы и скорби, она записывает его предсмертные распоряжения, напутствует его в вечность, принимает его последний вдох. Сколько нужно для этого терпения, находчивости, скромности, твердой веры и горячей любви. Есть глубокий смысл в требовании безвозмездности труда сестры милосердия, ибо за оказание ею услуг нет и не может быть земной платы» (по записям историографа Свято-Троицкой общины сестер милосердия (1864 г.)).
В 1847 г. почетное звание сестер милосердия получили первые 10 женщин, прошедшие специальную медицинскую подготовку в общине, а вскоре началась кровопролитная Крымская война 1853–1856 гг., в которой сестры милосердия прошли первую настоящую проверку. С тех пор медицинским сестрам суждено было принимать активное участие во всех событиях, связанных с войной, начиная с той, первой для них Крымской кампании и до настоящего времени.
Инициатива оказания помощи раненым с помощью сестер милосердия исходила от великой княжны Елены Павловны, жены великого князя Михаила Павловича, родного брата российского царя Николая I. Немка по происхождению (что для российской правящей династии было почти традицией), она была блестяще образована, говорила на нескольких языках и знала историю России. Приняв православие и став супругой великого князя, она получила русское имя Елена Павловна, но счастливой матери пяти дочерей судьбой было уготовано тяжелейшее испытание: с 1832 по 1846 г. она потеряла четверых детей, а в 1849 г. овдовела в возрасте 43 лет. По природе своей великая княгиня была очень скромной, отзывчивой и добросердечной и уделяла большое внимание помощи богоугодным заведениям, став в этом деле достойной преемницей русской императрицы Марии Федоровны, которая завещала ей руководство Мариинским и Повивальным институтами. Следует отметить, что на благотворительность Елена Павловна расходовала большую часть собственных средств и именно ей первой пришла в голову идея создания прообраза Общества Красного Креста.
Осада Севастополя в период Крымской войны со всей наглядностью показала, в каком плачевном состоянии находится организация медицинской помощи в частях русской армии. Повсеместно ощущалась острая нехватка квалифицированных врачей и среднего медицинского персонала. В связи с этими обстоятельствами Елена Павловна обратилась ко всем русским женщинам с просьбой оказать посильную помощь героическим защитникам Севастополя. Ее инициатива встретила горячую поддержку со стороны гениального хирурга Н. И. Пирогова, находившегося в самой гуще военных действий, однако военное управление проявило обычный скептицизм. Н. И. Пирогов на протяжении нескольких месяцев был вынужден убеждать военных чиновников в том, что он нужен именно на передовой. Следует отметить, что в тот момент сама мысль о возможности присутствия женщины у постели раненого военнослужащего считалась чиновниками если не крамолой, то во всяком случае вольнодумством, да и страдания раненого солдата едва ли могли волновать работников военного министерства. Даже главнокомандующий российской армии А. С. Меньшиков отнесся к благим намерениям Елены Павловны и Н. И. Пирогова без понимания и позволил себе грубость, издевательски осведомившись: «…а не открыть ли сразу же при фронте и венерологическое отделение?.» В этой ситуации дело могло спасти только вмешательство монарха. Великая княгиня лично убедила Николая I в необходимости организации добровольной помощи раненым. 25 октября 1854 г. по указу императора была учреждена Крестовоздвиженская община сестер милосердия.
Призыв великой княгини побудил многих женщин, не исключая и представительниц высших слоев общества, отправиться в Севастополь, а сама Елена Павловна посвятила все свое время закупке на собственные деньги медикаментов и отправке их в Крым.
Всю тяжесть труда сестер милосердия невозможно переоценить: они работали по 20 часов в сутки, невзирая на ужасные условия передовой, постоянные артобстрелы, холеру и тиф. Присущая сестрам чистоплотность и аккуратность, а также благотворное нравственное влияние позволяли им выхаживать раненых, которые, без сомнения, были бы просто обречены без заботы «сестричек» — так ласково называли сестер милосердия солдаты. Пример этих женщин вдохновил российскую общественность: огромное количество людей выразили желание оказать посильную материальную помощь, а многие россиянки пожелали вступить в ряды сестер милосердия.
До самого окончания военных действий сестры милосердия работали в госпиталях Севастополя и многих других городов Крымского полуострова. Первой операционной сестрой стала личная помощница хирурга Н. И. Пирогова — Е. М. Бакунина. Она была представительницей аристократии, имела дворянское происхождение, приходилась родной дочерью губернатору Санкт-Петербурга и внучатой племянницей великому русскому полководцу М. И. Кутузову. Оставив высший свет, Е. М. Бакунина поспешила в Севастополь и стала незаменимой ассистенткой при сложнейших операциях, проводимых Н. И. Пироговым. В 1856 г. великая княгиня оценила ее заслуги по достоинству и назначила Е. М. Бакунину главной сестрой-настоятельницей Крестовоздвиженской общины сестер милосердия.
В Свято-Троицкую общину принимались в соответствии с ее уставом физически здоровые и нравственно безупречные вдовы и девицы от 20 до 40 лет всех без исключения сословий и вероисповедания, но с 1855 г. доступ был открыт только для православных.
Крымская война не стала последней военной кампанией для этой самоотверженной женщины. В 1877–1878 гг. Е. М. Бакунина отправилась с отрядом Общества Красного Креста на Кавказский фронт. Даже в своем собственном имении она организовала бесплатную больницу для простых крестьян округи. Кроме этого, она была назначена попечительницей земских больниц Тверской губернии, в связи с чем по праву считается основательницей сельской медицины. Имя Екатерины Бакуниной в 1954 г. увековечено в названии одной из улиц города-героя Севастополя. «Много было в ту войну патриоток, жертвовавших своим имуществом, но не много было пожертвовавших самими собой. Тут нужно было не только сострадание, но и самоотверженность, великодушие, твердость характера и помощь Божья. Ни разные лишения военного времени, ни ненастная погода, ни зной лета, ни гром орудий и осколки, ни ежедневные смерти, ни холерные и тифозные испарения — ничто не могло их удержать от добросовестного исполнения святого своего долга» — так писали о сестрах милосердия в журнале «Русская старина».
Одним из ярчайших примеров героизма и самоотверженности в Крымской войне стала Даша Севастопольская. Ее настоящее имя — Дарья Михайлова. Она вошла в историю как первая в России сестра милосердия, начавшая помогать раненым еще за два месяца до приезда группы сестер милосердия из Санкт-Петербурга, с 8 сентября 1854 г. Во время осады Севастополя вместе с регулярной армией в боях участвовали ополченцы — обычные жители города. В их числе оказалась молодая женщина, дочь погибшего в Синопской битве матроса Лаврентия Михайлова. Оставшись сиротой, Дарья Михайлова продала свой дом, а на вырученные от продажи средства купила лошадь, повозку, бочонок спирта, бинты и прочие медикаменты, а затем отправилась вслед за отрядом матросов на Альму, к месту будущего крупного сражения. Во время битвы раненые с удивлением и радостью принимали помощь одетой в матросский бушлат Дарьи, называя ее «Ангел от Престола Господня». Не имея в отличие от санкт-петербургских сестер милосердия специальной подготовки, Михайлова промывала и бинтовала раны, подносила раненым чарку с нехитрым «народным» обезболивающим.
Всю Крымскую кампанию прошла Дарья Михайлова в качестве сестры милосердия и была отмечена самим императором, которому было доложено о бескорыстии и самоотверженности женщины из народа. 16 ноября 1856 г. по высочайшему указу ей были вручены золотая медаль «За усердие!» на Владимирской ленте и 500 рублей серебром. Кроме того, ей было обещано приданое от самого государя в размере 1000 рублей. Следует отметить, что свое обещание император впоследствии выполнил. По окончании войны Дарья вышла замуж за простого солдата Максима Хворостова и на немалое по тем временам приданое открыла свое дело (обзавелась трактиром), позже переехала жить с мужем в город Николаев. Однако потом Даша вернулась в родной Севастополь и благополучно прожила там до самой смерти в 1910 г. В 1954 г., в год празднования векового юбилея обороны Севастополя, одна из его улиц была названа именем Даши Севастопольской. Совсем недавно, в 2005 г., в Севастополе был установлен памятник героине Крымской войны и первой сестре милосердия Даше Севастопольской.
В 1855 г. был издан царский указ о праве женщин, «которые несли службу в госпиталях или во время обороны Севастополя и оказали особенные услуги» на получение медали «За защиту Севастополя». Помимо этого, по личной просьбе великой княгини были отчеканены 7 золотых и 145 серебряных медалей для вручения сестрам милосердия. Несколько позже изготовили еще 6 золотых и 200 серебряных медалей для крымских сестер милосердия, которыми были удостоены не только сестры Крестовоздвиженской общины, но и Одесской общины сердобольных вдов, а также женщины Севастополя, не принадлежавшие к общинам, но ставшие сестрами милосердия.
В 1868 г. министром внутренних дел было принято историческое решение об открытии ряда учреждений по специальной подготовке сестер и братьев милосердия, совпавшее по времени с учреждением Общества Красного Креста.
Сестры милосердия также выполняли свою благородную миссию во время Русско-турецкой войны (миссия Красного креста в Яссах 1877–1878 гг.), Русско-японской войны 1904–1905 гг., Первой мировой войны 1914–1918 гг.
К другим историческим вехам в становлении сестринского дела в нашей стране можно отнести присоединение России к Женевской конвенции (1867 г.), официальное разрешение на работу женщин в госпиталях в мирное время (1871 г.). После того как в январе 1873 г. скончалась великая княгиня Елена Павловна, в память об этой выдающейся женщине в том же году началась реализация ее последнего замысла — постройка в Санкт-Петербурге института усовершенствования врачей.
В 1897 г. Российское общество Красного Креста организовало в Петербурге институт, где проводилась двухлетняя подготовка мужчин для ухода за ранеными и больными. 26 августа 1917 г. в Москве прошел I Всероссийский съезд сестер милосердия, на котором было официально учреждено Всероссийское общество сестер милосердия. К октябрю 1917 г. в России существовало 109 общин, а сестер милосердия насчитывалось около 10000. Все они сыграли важную роль в борьбе с эпидемиями и уходе за ранеными красноармейцами в период Гражданской войны. Российское общество Красного Креста пережило сначала ликвидацию, а затем признание в 1921 г. и, наконец, возрождение в 1925 г.
В 1938 г. имущество Российского общества Красного Креста было передано в ведение разных народных комиссариатов, однако эти организационные проблемы практически не отразились на его бурной деятельности. Первые медицинские школы в Стране Советов появились в 1920 г., тогда же были разработаны и приняты к внедрению программы по подготовки акушерок и медсестер. В 1927 г. по указанию наркомата здравоохранения и под непосредственным руководством Н. А. Семашко было издано «Положение о медсестрах», в котором четко определялись обязанности медицинских сестер по уходу за пациентами больниц и госпиталей. В период с 1934 по 1938 г. в советских медицинских школах было подготовлено свыше 9000 медсестер, а всего в Советском Союзе в предвоенные годы насчитывалось 967 медицинских и санитарных школ и отделений.
К 1940 г. обеспеченность нашей страны средним медицинским персоналом увеличилась в 8 раз по сравнению с 1913 г. В 1942 г. вышел в свет первый номер журнала «Медицинская сестра». В 1950-е гг. все медицинские школы были реорганизованы в медицинские училища — была создана государственная система среднего специального образования медицинских работников.
Только в 1993 г. была сформулирована и принята философия сестринского дела. В 1994 г. организована Ассоциация медицинских сестер России, вошедшая в состав и принимающая деятельное участие в работе Международного совета медицинских сестер.
В 1995 г. впервые в России, специалист по сестринскому делу Г. М. Перфильева защитила докторскую диссертацию на тему «Сестринское дело в России». По ее инициативе был создан факультет высшего сестринского образования в Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова.
В Крымской войне были задействованы почти 250 сестер милосердия. Все они проявили завидное мужество: сколько солдат и офицеров обязаны им жизнью — просто невозможно подсчитать. Убедившись в самоотверженности и очевидной пользе деятельности сестер милосердия, даже чиновники военного министерства изменили свое мнение о них.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Влияние данных борьбы за Порт-Артур на дальнейшее развитие крепостного дела.
Влияние данных борьбы за Порт-Артур на дальнейшее развитие крепостного дела. В общем борьба за Порт-Артур подтвердила многое, что указывалось и ранее в теории фортификации в отношении как общего расположения крепостей, так и устройства отдельных их элементов, но кроме
Развитие сестринского дела в России
Развитие сестринского дела в России В России сестринское дело как наука сформировалась относительно недавно. Тем не менее оно имеет многовековую историю. Во все времена тяжелый труд по уходу за больными и ранеными ложился в основном на плечи женщин. Так, в женских
Развитие сестринского дела за рубежом
Развитие сестринского дела за рубежом Становление сестринского дела за рубежом связано с именем Флоренс Найтингейл (1820–1910 гг.). Честь считаться основоположницей современного сестринского дела по праву принадлежит ей, английской сестре милосердия, которая сумела
Развитие сестринского дела за рубежом
Развитие сестринского дела за рубежом Становление сестринского дела за рубежом связано с именем Флоренс Найтингейл (1820–1910). Честь считаться основоположницей современного сестринского дела по праву принадлежит ей, английской сестре милосердия, которая сумела
5. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ
5. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ Развитие социологии в России обусловлено требованиями политической и общественной жизни В русской социологической мысли выделились последователи субъективного метода антисциентизма и последователи позитивизма, придерживавшегося
Развитие криминалистики в россии
Развитие криминалистики в россии Путь, по которому развивалась криминалистика в Росии, нельзя назвать прямым и легким. В XX веке революцию, гражданскую войну, разруху, голод, бандитизм – все это прошли следователи вместе с народом. Работники царской полиции уничтожили все
Развитие дактилоскопии в России
Развитие дактилоскопии в России Семеновский возглавил регистрационное бюро Центророзыска и занимался научными исследованиями в области дактилоскопии. В 1923 году он издал книгу «Дактилоскопия как метод регистрации», которая помогла восстановить аппарат регистрации
1.1. Развитие энергосистем России
1.1. Развитие энергосистем России Начало развития электроэнергетики России связано с разработкой и реализацией плана ГОЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России). Энергетики нашей страны первыми в мире получили опыт широкого государственного
7.3. История развития санаторно-курортного дела в России
7.3. История развития санаторно-курортного дела в России Первые упоминания о горячих минеральных источниках на Северном Кавказе в районе современного Пятигорска содержатся в работах арабского путешественника Ибн Батута, который писал о них в середине XIV в. Впервые в
Глава 2. ИСТОРИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИИ
Самосовершенствование и совершенствование в профессии невозможно без знания опыта предыдущих поколений. Хорошо знать прошлое нужно для лучшего понимания задач настоящего, поэтому, начиная изложение, прежде всего следует остановиться на истории возникновения сестринского дела и процессе его оформления в самостоятельную профессию медицинской сестры.
Полная история сестринского дела охватывает тысячелетия. Не случайно сестринское дело иногда называют самым древним искусством и самой юной профессией. В ходе развития цивилизации о больных и страждущих всегда заботились тем или иным образом. Документ древнеегипетской культуры «Семь заповедей истинного милосердия» гласит: «Накорми голодного, дай воды жаждущему, одень голодранца, приюти больного, захорони мертвого».
Исторически сложилось так, что если врачами чаще являлись мужчины, то выхаживанием больных занимались главным образом женщины. У женщины, в силу ее душевной организации, этот процесс может превратиться в единственную радость и цель жизни.
Мирские женщины осуществляли уход за домочадцами: помогали при рождении, растили детей, ухаживали за больным членом семьи, оказывали первую помощь при бытовых травмах и ранениях, утешали и ободряли умирающих. Так постепенно сложился фольклорный образ «сестра-мать».
Среди женщин Московской Руси была глубоко развита частная благотворительность, она составляла «главное, коренное, неизменное дело всей ее жизни», освященное самим Домостроем, этим житейским кодексом домостроевской Руси, поучавшим: «Церковников, и нищих, и скорбных, и больных, и убогих призывай в дом свой и по силе накорми, и напои, и обогрей, и помоги. ».
Свято исполняли женщины это поучение, в особенности московские царицы. Одно из первых упоминаний о стационарном лечебном учреждении на Руси относится к середине X века, когда княгиня Ольга образовала больницу, где уход за больными был поручен женщинам.
Еще до татарского нашествия в летописи упоминаются больницы в Киеве, Переславле Южном, Смоленске, Вышгороде, Чернигове, Новгороде, Пскове, на Волыни, в Галицкой Руси и другие. Больничные здания размещались за монастырскими стенами, к ним примыкали портомойни, бани, огороды, кладбища. Труд «служебников больничных» был очень тяжелым. Богатые были обязаны заботиться о безбедном существовании больниц, неимущие больные за дни, проведенные в больнице, отрабатывали на пашне, на промыслах, в извозе. Таким образом они воздавали богу за исцеление «молением и трудом».
Начало организованного ухода за больными и ранеными было положено во время правления Петра I. В 1715 г. им был издан указ, в котором шла речь о применении женского труда по уходу за больными детьми. Но основная забота Петра сосредоточилась не на гражданских, а на военных медицинских учреждениях, которые в мирное время обслуживали всех больных. В вышедшем в 1716 году Воинском уставе отмечена преимущественная роль женщины в уходе за больными: «потребно всегда при десяти больных быть для услужения одному здоровому солдату и нескольким женщинам, которые оным больным служить имеют и платье на них мыть».
С 1735 года Генеральным регламентом о госпиталях количество работниц при больных определялось характером и тяжестью заболеваний последних.
Однако после смерти Петра I все его начинания были прерваны почти на 100 лет. Отсутствие прочной системы организации женского труда в госпиталях и заинтересованности командования в нем приводило к тому, что в большинстве госпиталей он со временем либо исчез совсем, либо носил временный характер. В результате больные и раненые в госпиталях, особенно в военное время, находились практически на полном самообеспечении. При преемниках Петра, вплоть до Екатерины II, новые больницы не открывались, а открывались богадельни и братства, где заботились и о хронических больных.
Таким образом, до конца XVIII века специально обученных сестер для ухода за больными не было.
При нашествии Наполеона на Россию в 1812 году помощь раненым на добровольных патриотических началах оказывали русские женщины. Они кормили и обогревали раненых солдат, перевязывали им раны, выхаживали вплоть до выздоровления. Это привело к созданию в ноябре 1812 года в Петербурге «Патриотического женского общества», предназначенного для оказания помощи населению, пострадавшему от нашествия врага. Жизнь показала, что при большом поступлении раненых и больных лечебные учреждения были не в состоянии обойтись без вспомогательного женского труда.
Можно считать, что сестринское дело оформилось в России в 1813 году, когда появилась служба «сердобольных вдов». В 1814 году по распоряжению императрицы Марии Федоровны из Петербургского «вдовьего дома» были приглашены и направлены в больницы женщины для «прямого назначения ходить и смотреть за больными». Сердобольные вдовы в отличие от «баб-сидельниц» уже должны были осваивать и некоторые медицинские приемы для оказания помощи. В 1818 году в Москве был создан Институт сердобольных вдов, а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени начинается специальная подготовка женского медицинского персонала.
В 1822 году вышло в свет 1-е руководство на русском языке по уходу за больными, которое было написано главным врачом Мариинской больницы Христофором фон Оппелем. В этом учебнике описывались принципы отбора ухаживающего персонала, требования к их физическим и нравственным качествам (испытуемые должны были обладать трезвостью ума, верностью, человеколюбием, совестливостью, терпением, молчаливостью, опрятностью, отсутствием брезгливости и т.д.), т.е. впервые давались основы деонтологии. Отдельные главы пособия были посвящены особенностям ухода за тяжелобольными, выздоравливающими, травмированными, умирающими, ранеными, младенцами и в особенности за больными «с прилипчивыми болезнями». Х.Оппель уделял большое внимание гигиеническим условиям содержания больных. Описаны методики выполнения основных медицинских процедур и приема лекарственных средств.
В 1828 году руководство благотворительными учреждениями приняла на себя великая княгиня Елена Павловна. Она расширила их сеть и способствовала развитию сестринских общин.
В общину принимались девушки и вдовы от 20 до 40 лет. Сестер обучали уходу за больными, выполнению перевязок, фармации, рецептуре. Первый год был испытательным, через год сестры давали присягу и становились полноправными членами общины. В 1847г. звание сестёр милосердия было присвоено первым 10 женщинам, получившим подготовку в общине. Община существовала на средства благотворительных организаций. Прообразом современных поликлиник стал созданный в 1845 г. при Свято-Троицкой общине «покой для приходящих больных», не нуждающихся в больничном лечении.
Для удовлетворения потребностей общества в сестрах милосердия новые подобные общины были созданы в Петербурге, Одессе.
Историческим поводом для более широкого развития женского ухода за больными в России послужили события Крымской войны 1853-1856гг.
Вступившие в общину женщины в течение 2 – 3 месяцев проходили стажировку, а затем направлялись на фронт. Н.И.Пирогов разделил сестер на группы: сестры перевязывающие, которые помогали врачам во время операций и при перевязках; сестры-аптекарши, которые готовили, хранили и раздавали лекарства; сестры-хозяйки, следившие за чистотой и сменой белья, содержанием больных и за хозяйственными службами, а также дежурные сестры. В октябре 1855г. в Севастополе Н.И.Пирогов для каждой категории сестёр Крестовоздвиженской общины разработал подробную инструкцию деятельности, однако и от врачей, особенно от молодых, он требовал «исполнения опыта сестёр», считая что сёстры «не слепые исполнительницы приказов лица, только что вступившего на врачебное поприще». Много сделали сестры милосердия для улучшения медицинской помощи раненым и больным при введении Н.И.Пироговым сортировки.
Впервые в мировой истории сестры милосердия стали оказывать помощь раненым и больным на поле боя. История сохранила память о сестрах милосердия, помогавших раненым и больным во время этих событий. Среди них Дарья Севастопольская, Екатерина Хитрова, Варвара Щедрина, Прасковья Графова и др. Всего на театре военных действий работало 160 сестер, 17 из них погибли при исполнении своего долга.
Среди блистательных имен русских сестер милосердия видное место занимает дочь Петербургского губернатора Екатерина Михайловна Бакунина. С начала Крымской войны, узнав об организации Крестовоздвиженской общины и преодолев громадное сопротивление родных и знакомых, добилась зачисления в отряд и отправки в Севастополь. Е. М. Бакунина стала постоянной помощницей Н. И. Пирогова при операциях, ухаживала за ранеными и больными при их транспортировке из Севастополя.
Помимо ее незабываемой деятельности в период Крымской кампании Е. М. Бакунина, считается родоначальницей сестринской службы и сельской медицины в России. В 1860 году Екатерина Михайловна отказалась от своего поста настоятельницы Крестовоздвиженской общины сестер и уехала в родовое имение в Тверской губернии, где она организовала на собственные средства лечебницу для больных крестьян. Когда было необходимо, обращалась за советом к врачам, вызывая их на собственные средства из города. Вскоре у себя в лечебнице она поставила несколько кроватей и в собственном доме устроила аптеку, где сама готовила лекарства. Ее самостоятельная деятельность в течение 7 лет принесла свои плоды: местное губернское земство приступило к организации общественной медицинской помощи сельскому населению. Лечебница Е. М. Бакуниной вошла в общеземскую сеть, в помощь был назначен фельдшер и 3 раза в месяц регулярно стал приезжать врач. По предложению земского собрания Е. М. Бакунина приняла на себя обязанности попечительницы медицинских учреждений Новоторжокского уезда Тверской губернии.
После окончания Крымской кампании Крестовоздвиженская община была сохранена и в мирное время сестры продолжали свою работу в госпиталях. По ее примеру появились новые общины сестер милосердия в Одессе, Харькове, Тбилиси и многих других городах. С этого времени сестры стали проявлять инициативу, стараясь активно участвовать в лечении, обеспечивая пациенту питание, чистоту, свежий воздух и безопасность. Врачи начали доверять сестрам выполнение целого ряда медицинских, в том числе врачебных процедур.
Для того чтобы понять дальнейшие пути развития сестринского дела в России, следует сделать небольшое отступление и сказать несколько слов о влиянии и взглядах английской сестры милосердия Флоренс Найтингейл (1820-1910 г.).
Флоренс Найтингейл явилась создателем научной системы ухода за больными и ранеными, первой модели сестринского дела (подробнее модель Флоренс Найтингейл рассматривается в 7 главе).
Под руководством Флоренс Найтингейл 24 июня 1860 года в Англии в больнице Сен-Томас была открыта первая школа сестер милосердия. Из тысячи претенденток были приняты только 15 девушек. Мисс Найтингейл разработала для этой школы детальный план обучения, распорядок дня для слушательниц и правила их поведения. Следуя ее заветам, выпускницы школы разъезжались в разные уголки мира и становились директорами медицинских школ.
Всемирную известность мисс Найтингейл приобрела во время Крымской компании (1854-1856 г.). Ознакомившись с печальным положением полутора тысяч больных и раненых воинов в военных госпиталях, она с тридцатью «дамами высокой души» отправилась сначала в Скутари, затем в Балаклаву и ввела столь превосходные порядки в деле ведения раненых, что существовавшая до нее ужасающая смертность за счет внедрения принципов гигиены и питания уменьшилась с 50-ти процентов до 2-х. Именно в период Крымской войны Флоренс Найтингейл становится известной под именем «Леди с лампой». Часто вечерами она обходила раненых солдат, заботясь о них, и у нее в руках была лампа.
Флоренс вернулась в Англию в июле 1856 г. в возрасте 36 лет всемирно известной, поскольку ее работы по статистике, показавшие, во что обходятся Англии болезни солдат и какова эффективность улучшения санитарных условий, сделали ее борьбу за реформу системы медицинского обслуживания в английской армии успешной. В 1857 г. ее «Заметки по вопросам, касающимся охраны здоровья, эффективных мер и управления госпиталями в Английской армии» привели к созданию Королевской военно-медицинской комиссии, результатом работы которой явились реформы, улучшившие санитарное состояние казарм и военных госпиталей. Кроме того, в результате реформ было создано военно-медицинское училище, разработаны программы специальной подготовки, предъявляющие высокие профессиональные требования к деятельности сестры.
Благодарные соотечественники собрали в ее честь капитал в 50000 фунтов стерлингов, которые Флоренс Найтингейл использовала для обучения медсестер.
Россия присоединилась к Женевской Конвенции в 1867 году, тогда же на базе Крестовоздвиженской общины было создано общество попечения о раненых и больных воинах. Это общество в 1876 году было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК), основной задачей которого являлась благотворительная деятельность и подготовка сестер милосердия.
В 1877 году Россия имела 300 дипломированных сестер милосердия, которые работали в военных госпиталях, городских лечебницах и лечебницах Красного Креста, они направлялись на работу в местности, пораженные эпидемиями и стихийными бедствиями.
Профессия сестер милосердия была уважаема в обществе, требовала особых душевных качеств, человеколюбия и даже самоотречения.
В сестры милосердия в то время принимались женщины всех сословий. Вступая в общины, они брали на себя тяжелый труд и высокую нравственную ответственность. Это была особая форма подвижничества, выдержать которую могли только сильные духом. Вся жизнь сестер милосердия была в нескончаемом труде и заботах. Они не получали ни зарплаты, ни пенсии, не имели ни выходных, ни отпусков. Общины сестер милосердия были своеобразными трудовыми коммунами. При них функционировали детские приюты и школы, больницы и амбулатории, ремесленные и художественные мастерские и обязательно постоянно действующие курсы медицинских сестер. Так, в уставе общины «Утоли мои печали» было прямо записано «Сестры и испытуемые во избежание праздности и связанного с нею нравственною разложения в свободное от дежурства время обязываются заниматься рукоделием в пользу общины».
Неизменными условиями членства были целомудрие и строгость поведения, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие и самоотверженность, дисциплинированность и беспрекословное подчинение начальству.
Сестры милосердия работали в госпиталях во время русско-турецкой (1877-1878 гг.), русско-японской (1904-1905 гг.), Первой мировой (1914-1918 гг.) войн.
В начале XX века руководство благотворительными учреждениями возглавила великая княгиня Елизавета Федоровна. В 1909 году была открыта Марфо-Мариинская обитель, которая к 1911 году стала центром милосердия в Москве: организовывались бесплатные обеды, лечебницы, визиты сестер милосердия на дом к больным. В 1914 году обитель была превращена в госпиталь. Сюда привозили раненых с фронтов Первой мировой войны.
К 1913 году в России насчитывалось 109 сестринских общин, всего 10 тысяч сестер милосердия. В 1917 году в Москве состоялся 1-й Всероссийский съезд сестер милосердия, на котором было учреждено Всероссийское общество сестер милосердия.
Однако после революции общины сестер милосердия были ликвидированы, само слово «милосердие» объявлено «поповским», вместо него появились термины «красные санитарки», «красные сестры», «помврача», «замврача» и наконец «медицинская сестра».
Первые медицинские школы появились в нашей стране в 1920 году по инициативе Н.А. Семашко. Из программ сестринской подготовки был удалён религиозный компонент (до революции он составлял 300 часов). В 1927 году издано Положение о медицинских сестрах, в котором определены обязанности медицинских сестер по уходу за больными.
Яркая страница истории сестринского дела написана в 30-40 годы. Это объясняется периодом подготовки к войне и военным условиям. В 1934-1938 годах подготовлено 9 тысяч медицинских сестер, насчитывалось 967 медицинских и санитарских школ и отделений.
В Великую отечественную войну только в армии находилось 200 тысяч врачей и 500 тысяч средних медицинских работников. В период с 1941 по 1945 г. организацией Красного Креста было подготовлено 300 тыс. медицинских сестер, 500 тыс. сандружинниц и 300 тыс. санитарок. Впервые в мире в Красной Армии на линию огня была выведена женщина-санинструктор, в обязанности которой входили вынос раненых и оказание им неотложной помощи. Смертность среди санинструкторов рот была самой высокой, иногда из боев выходило только 30% личного состава. Оказание помощи раненым на поле боя приравнивалось к ратному подвигу.
В годы войны медицинская служба Вооруженных Сил СССР совместно с гражданским здравоохранением возвратила в строй после излечения 72,3 % раненых и 90,6% больных. Действующую армию и тыл удалось уберечь от крупных эпидемий инфекционных заболеваний. Своей службой медицинские сестры наряду с советскими воинами приблизили историческую победу над фашизмом. Они выполнили торжественную клятву, данную 24 августа 1941 года в Колонном зале Дома Союзов в Москве, где состоялось собрание медицинских сестер: «Страна доверила нам самое дорогое — жизнь доблестных защитников Родины, и мы оправдаем это доверие».
В 1946 году Минздрав СССР утвердил новые учебные планы по подготовке квалифицированных специалистов со средним медицинским образованием для работы в крупных лечебно-профилактических центрах страны. В 1953 году медицинские школы были реорганизованы в медицинские училища, которые готовили всех специалистов со средним медицинским образованием. В 1959 году Министерство высшего и среднего специального образования одобрило новые планы обучения медицинских сестер. Длительность программы увеличилась. Практическая подготовка была включена в программу, и ей выделялось большее количество времени. В том же году были введены курсы специализации и программы профессиональной подготовки медсестер. В соответствии с потребностью лечебно-профилактических учреждений в кадрах проводится подготовка специалистов более широкого профиля: фельдшеров, акушерок, санитарных фельдшеров, медицинских сестер, медицинских лаборантов, медицинских сестер для детских лечебно-профилактических учреждений, фармацевтов, зубных врачей, зубных техников, техников по монтажу, ремонту и эксплуатации рентгеновской и электромедицинской аппаратуры. В новых учебных планах увеличилось количество часов на предметы общемедицинского и специального циклов, учебно-производственную практику и т. д.
В 60-х годах для улучшения качества и ухода за больными некоторые больницы в порядке опыта были переведены на двухстепенный метод обслуживания, сущность которого заключается в том, что уход за больными осуществляется младшими медицинскими сестрами, имеющими специальную медицинскую подготовку. Практика работы по двухстепенной системе показала, что это прогрессивная форма обслуживания, особенно в отношении тяжелобольных, но она требует увеличения штата медицинских сестер.
Рост сети медицинских учреждений, развитие специализированной медицинской помощи, внедрение в практику сложных методов лечения, оснащение лечебных учреждений медицинской аппаратурой вызвали необходимость усовершенствования организации труда средних медицинских работников. Им была предоставлена широкая возможность повышать свою квалификацию: написана специальная медицинская литература, серия книг «Библиотека среднего медицинского работника», журналы «Фельдшер и акушерка» и «Медицинская сестра», организуются семинары, декадники и другие формы обучения. В 1965 году были организованы курсы повышения квалификации средних медицинских работников при крупных учреждениях здравоохранения. В 1981 году функционировали уже первые 15 училищ повышения квалификации.
В системе здравоохранения стали появляться должности сестер-руководителей. В частности, в 1965 году приказом МЗ СССР № 395 была утверждена должность главной медицинской сестры. В 1977 году приложением № 45 к этому же приказу в штатное расписание лечебных учреждений вводится должность старшей медицинской сестры, а в 1979 году главные медицинские сестры включены в штатное расписание лечебных учреждений с числом коей более пятидесяти.
В 1994 году была образована Ассоциация медсестер России (президент Валентина Саркисова), принимающая участие в работе Международного Совета сестер. Кроме того, существуют региональные медсестринские ассоциации.
В 1995 году впервые в истории российского сестринского дела в России Г.М.Перфильева, лидер сестринского дела, инициатор создания факультета высшего сестринского образования в Московской медицинской академии им.И.М.Сеченова, защитила докторскую диссертацию в области сестринского дела на тему: «Сестринское дело в России».
Кроме того, на сегодняшний день активно развиваются программы по семейной медицине, где одна из ведущих ролей принадлежит семейной медицинской сестре, ежегодно проводятся Всероссийские конференции, совещания, семинары, издаётся пять общероссийских периодических журналов для медицинских сестёр, фельдшеров, акушерок и несколько десятков изданий регионального и местного уровня.
Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 79 ; Нарушение авторских прав