разрешающие показания каких светофоров могут служить разрешением машинисту на занятие при паб каскор
Что служит разрешением на занятие перегона при ПАБ, в том числе, при ее неисправности?
(ПТЭ, Приложение№6. п. 88; ИДП, Приложение№3. п.1, п.19, п.22)
Разрешением на занятие поездом перегона, при (ПАБ) служит разрешающее показание выходного или проходного светофора. Если устройства ПАБ не исправны, то переходят на телефонные средства связи. В этом случае машинисту выдается путевая записка ф. ДУ-50 для следования поезда до входного светофора соседней станции.
Неисправностью полуавтоблокировки считается:
1. Невозможность закрытия выходного или проходного светофора;
2. Невозможность открытия выходного или проходного светофора при свободном перегоне;
3. Произвольное получение блокировочных сигналов;
4. Невозможность получения или подачи блокировочных сигналов;
5. Отсутствие пломб на аппарате управления ДСП.
Виды разрешений на отправление поезда при запрещающем показании выходного светофора
Вопрос №104 Аттестация локомотивных бригад
Отправление поезда при запрещающем показании выходного светофора:
Если при правильно установленном маршруте и свободном (по показаниям приборов управления) первом блок-участке выходной светофор не открывается, поезд может быть отправлен на двухпутный перегон по правильному пути (п. 1.14, ИДП):
— по пригласительному сигналу на выходном светофоре;
— по регистрируемому приказу дежурного по станции, передаваемому машинисту отправляющегося поезда по радиосвязи:
«Приказ № ___ Дата ___ Время ___ (часы, минуты).
Разрешаю поезду № ____ отправиться с ___ пути по ___ главному пути при запрещающем показании выходного (маршрутного) светофора литер ___, и следовать до первого проходного (выходного, маршрутного) светофора литер ___, а далее руководствоваться сигналами автоблокировки. ДСП___»;
— по разрешению на бланке зеленого цвета с заполнением пункта 1 (бланк формы ДУ-54, см. рис. 7.1).
На однопутный перегон или по неправильному пути двухпутного перегона с двусторонней автоблокировкой при запрещающем показании выходного светофора поезд может быть отправлен:
— по регистрируемому приказу дежурного по станции, передаваемому машинисту поезда по радиосвязи по форме, указанной в п. 1.14 настоящей Инструкции;
— по разрешению на бланке зеленого цвета с заполнением пункта 1 (бланк формы ДУ-54).
Что служит разрешением на занятие поездом блок-участка при (АБ)? Порядок действий машиниста при запрещающем показании проходного светофора
При (АБ) разрешением служит разрешающее показание выходного или проходного светофора.
Как исключение, на проходных светофорах (кроме находящихся передвходными светофорами), расположенных на затяжных подъемах, допускается в каждом отдельном случае с разрешения владельца инфраструктуры установка условно-разрешающего сигнала, подаваемого знаком в виде – «буква «Т», нанесенном на щите опоры светофора. Наличие этого сигнала служит разрешением грузовому поезду на проследование красного огня светофора без остановки. При этом поезд должен проследовать светофор с красным огнем со скоростью не более 20 км/ч.
После остановки поезда перед проходным светофором с красным огнем, а также с непонятным показанием или погасшим, если машинист видит или знает, что впереди лежащий блок-участок занят поездом или имеется иное препятствие для движения, запрещается продолжать движение до тех пор, пока блок-участок не освободиться. Если машинист не знает о нахождении на впереди лежащем блок-участке поезда (иного препятствия), он должен после остановки отпустить автотормоза и, если за это время на светофоре не появится разрешающего огня, вести поезд до следующего светофора со скоростью не более 20 км/час.
В случае, когда следующий проходной светофор будет в таком же положении, движение поезда после остановки продолжается в том же порядке.
В случае, если после проследования в установленном порядкепроходного светофора с запрещающим показанием, с непонятным показанием или погасшего проходного светофора и дальнейшем следовании по блок-участку на локомотивном светофоре появится желтый или зеленый огонь, машинист может увеличить скорость движения, но не более 40 км/ч и следовать с особой бдительностью до следующего светофора.
При неустойчивом показании огней на локомотивном светофоре во время следования по блок-участку машинист следует до следующего светофора со скоростью не более 20 км/ч.
При наличии разрешающего огня на локомотивном светофоре проходнойсветофор с погасшим огнем разрешается проследовать безостановочно, руководствуясь показаниями локомотивного светофора.
Когда сигнал путевого светофора не виден (из-за большого расстояния, наличия кривой, тумана и в других случаях), машинист и его помощник до приближения к путевому светофору на расстояние видимости обязаны руководствоваться показанием локомотивного светофора.
Если показания путевого и локомотивного светофоров не соответствуют друг другу, машинист должен руководствоваться только показаниями путевых светофоров.
Порядок приема, отправления поездов и производства маневров в условиях нарушения нормальной работы устройств СЦБ
Кроме того, в любом случае перед передачей машинисту любого из этих разрешений блок-система должна быть установлена в направлении отправляющегося поезда и изъят из аппарата ключ-жезл соответствующего перегона. Указанный порядок должен соблюдаться и в тех случаях, когда поезд отправляется с путей, не имеющих выходных светофоров, а также и тогда, когда голова отправляющегося поезда находится за выходным светофором и последний открыть невозможно.
При отправлении поезда на однопутный и на двухпутный перегоны каждое из перечисленных разрешений может быть выдано или передано машинисту отправляющегося поезда только в том случае, когда дежурный по станции при помощи имеющихся в его распоряжении средств (по показаниям приборов управления, путем переговоров по радиосвязи с машинистом ранее отправленного поезда, по сообщениям сигналистов, дежурных стрелочных постов, дежурных по переездам и др.) убедится в свободности первого блок-участка или выяснит, где находится ранее отправленный поезд. Если по истечении времени, необходимого на проход ранее отправленным поездом первого блок-участка, дежурный по станции в продолжении 10 мин не может выяснить место нахождения поезда, отправление на перегон следующего поезда осуществляется также по одному из указанных разрешений, но при этом машинист поезда должен быть предупрежден по радиосвязи или отметкой на бланке разрешения зеленого цвета о том, что о свободности первого блок-участка сведений не имеется.
Если контрольные приборы показывают занятость перегона при фактической его свободности и при этом требуется изменить направление движения (на однопутных перегонах или на двухпутных с двусторонней автоблокировкой), то при наличии рукояток (кнопок) вспомогательного режима такое изменение осуществляется с помощью этих рукояток по регистрируемому приказу поездного диспетчера, передаваемому дежурным по станциям, ограничивающим перегон, после предварительной проверки свободности перегона.
Получив такой приказ, дежурные по обеим станциям снимают пломбы и переводят рукоятки (кнопки) вспомогательного режима для перемены направления движения. Изменив направление, дежурные по станциям должны по показаниям контрольных приборов на пульте управления убедиться в том, что изменение произошло, и установить вспомогательные рукоятки (кнопки) в нормальное положение. О снятии пломб делается запись в журнале осмотра.
Отправление поезда при неисправностях автоблокировки. Неисправности, при которых действие автоблокировки должно быть прекращено:
— погасшие сигнальные огни на двух или более расположенных подряд светофорах на перегоне;
— наличие разрешающего огня на проходном светофоре при занятом блок-участке;
— невозможность смены направления, в том числе с помощью рукояток вспомогательного режима на однопутном перегоне или при отправлении поезда по неправильному пути на двухпутном перегоне с двусторонней блокировкой, при этом пользоваться автоблокировкой в установленном направлении разрешается.
Во всех указанных случаях приказом поездного диспетчера автоблокировка закрывается и движение поездов устанавливается по телефонным средствам связи.
После прекращения пользования автоматической блокировкой и перехода на телефонную связь машинистам локомотивов выдаются путевые записки, которые являются одновременно и разрешением на проследование выходного светофора с запрещающим показанием.
Отправление поезда по неправильному пути двухпутного перегона, не оборудованного автоблокировкой для двустороннего движения. Поезд может быть отправлен только после передачи поездным диспетчером приказа о прекращении пользования блокировкой по этому пути и установления движения поездов по телефонным средствам связи по правилам, предусмотренным для однопутных перегонов. Машинистам отправляющихся поездов выдаются путевые записки.
Значение отдельных пунктов разрешения на бланке зеленого цвета (форма ДУ-54) при автоблокировке. Разрешение с заполнением пункта 1 выдается только в случаях, когда автоблокировка не закрыта, но выходной (маршрутный) светофор по какой-либо причине открыть невозможно. Дает машинисту право проследовать запрещающее показание выходного (маршрутного) светофора и двигаться с ограниченной скоростью до первого проходного (выходного) светофора.
Разрешение с заполнением пункта 2 выдается при отправлении поездов, как на однопутный, так и на двухпутный перегон только при разрешающем показании группового выходного светофора при неисправности на нем маршрутного указателя или неисправности повторителя группового выходного светофора. Пункт 2 используется также в случаях, когда разрешающее показание выходного (не группового) светофора не видно машинисту отправляющегося поезда.
Движение поездов при полуавтоматической блокировке. Разрешением на отправление поезда со станции служит разрешающее показание выходного светофора.
Разрешающими показаниями выходного светофора при отправлении поезда со станции на перегон с полуавтоматической блокировкой могут быть:
Отправление поезда по групповому выходному светофору. Если поезд отправляется по групповому выходному светофору, то его разрешающее показание дополняется цифрой (зеленого цвета) на маршрутном указателе, соответствующей номеру того пути, с которого разрешено отправление поезда. При неисправности маршрутного указателя разрешающее показание группового светофора дополняется выдачей машинисту разрешения на бланке зеленого цвета (форма ДУ-52) с заполнением пункта 2 или передачей машинисту по радиосвязи регистрируемого приказа дежурного по станции.
В случаях если локомотив поезда находится за выходным сигналом с разрешающим показанием и показание этого сигнала машинисту не видно, то дополнительно к открытию сигнала машинисту вручается разрешение на бланке зеленого цвета с заполнением пункта 2.
Отправление поезда на перегон с полуавтоматической блокировкой при запрещающем показании выходного светофора допускается только в случаях, когда выходной светофор был открыт, но затем его закрыли. К ним относятся: задержка поезда, которому был открыт выходной светофор, затем его закрыли, поезд задержали, а в последующем на перегон отправляется задержанный или другой поезд того же направления; самопроизвольное закрытие выходного светофора (вследствие появления ложной занятости изолированного участка или перегорания светофорной лампы); ошибочное закрытие дежурным по станции выходного светофора. Во всех этих случаях отправление поезда в том же направлении при запрещающем показании выходного светофора производится по разрешению на бланке зеленого цвета с заполнением пункта 1. На некоторых станциях имеются вспомогательные устройства, применение которых в перечисленных случаях позволяет дежурному по станции при свободном перегоне повторно открыть выходной светофор. Пользоваться такими устройствами дежурный по станции может только с разрешения поездного диспетчера. Если в подобных ситуациях возникнет необходимость вместо задержанного поезда отправить на однопутный перегон поезд встречного направления, то это может быть осуществлено только после закрытия блокировки и перехода на телефонные средства связи.
Искусственная подача блокировочного сигнала прибытия. Если после прибытия поезда не сработают устройства, контролирующие прибытие поезда, то дежурный по станции, убедившись, что поезд прибыл в полном составе (по наличию сигнала на последнем вагоне), с разрешения поездного диспетчера, передаваемого одновременно на обе станции, ограничивающие перегон, подает на станцию, отправлявшую поезд, блокировочный сигнал прибытия посредством вспомогательной кнопки, а при электромеханической блокировке — после искусственного срабатывания педальной замычки. Такой же порядок должен соблюдаться и в случаях приема поездов на станцию при запрещающем показании входного светофора.
Случаи отправления поездов после прекращения действия блокировки. Действие полуавтоматической блокировки должно прекращаться при следующих ее неисправностях:
— невозможно закрыть выходной или проходной светофор; невозможно открыть выходной или проходной светофор при свободном перегоне (в том числе с применением кнопок для выключения контроля свободности изолированных участков);
— произвольное получение блокировочных сигналов; невозможность подачи или получения блокировочных сигналов; отсутствие пломб на блок-аппарате (за исключением пломб на педальной замычке или вспомогательной кнопке).
Пользование полуавтоматической блокировкой должно прекращаться также в случаях:
— если голова отправляющегося поезда находится за выходным светофором и последний открыть невозможно;
— если поезд надо отправить с пути, с которого нет организованных маршрутов отправления.
Во всех перечисленных случаях приказом поездного диспетчера блокировка закрывается, и движение поездов осуществляется по телефонной связи.
После прекращения действия блокировки и перехода на телефонную связь машинистам поездов выдается для следования до соседнего раздельного пункта путевая записка.
Если на двухпутных (многопутных) перегонах, оборудованных односторонней блокировкой, необходимо в порядке регулировки отправить поезд по неправильному пути, то приказом дежурного поездного диспетчера действие блокировки также закрывается и движение поездов устанавливается по телефонным средствам связи по правилам однопутного движения. Машинисту отправляющегося поезда выдается путевая записка.
Движение поездов при электрожезловой системе. Движение поездов при электрожезловой системе применяется на однопутных перегонах малодеятельных участков и на подъездных путях. Правом на занятие поездом перегона при электрожезловой системе служит жезл данного перегона, вручаемый машинисту отправляемого поезда.
Для отправления поезда дежурный по станции запрашивает по телефону согласие дежурного по станции, на которую отправляется поезд.
Дежурный по станции, если нет препятствий для приема поезда, дает по телефону согласие.
Вынув из аппарата жезл, дежурный по станции отправления обязан записать его номер в журнал движения поездов и вручить машинисту отправляемого поезда. На станциях, где жезловые аппараты вынесены на стрелочные посты, номер изъятого жезла дежурный стрелочного поста сообщает дежурному по станции.
При необходимости дежурный по станции имеет право передать жезл, полученный с прибывшего поезда, на поезд, отправляющийся на, тот же перегон, без пропуска жезла через аппарат. В этом случае необходимо предварительно получить согласие дежурного по соседней станции, на которую отправляется поезд.
Запрещается запрашивать разрешение на извлечение жезла ранее готовности поезда к отправлению, за исключением случаев безостановочного пропуска поездов или стоянки их по расписанию не более 5 мин; хранить действующие жезлы не вложенными в аппарат; провозить жезлы на соседний перегон.
Если после изъятия жезла для отправления поезда последний по каким либо причинам не будет отправлен, дежурный по станции обязан вложить жезл в аппарат, уведомить об этом дежурного по соседней станции.
Электрожезловая система считается неисправной, если:
Во всех указанных случаях, а также при ремонте, переносе и замене жезловых аппаратов приказом поездного диспетчера пользование электрожезловой системой прекращается и движение поездов организуется по телефонной связи.
При утере жезла, в том числе в случае неполучения жезла с прибывшего или проследовавшего поезда, дежурный по станции немедленно докладывает поездному диспетчеру. Для восстановления действия электрожезловой системы дежурный по станции обязан в этом случае потребовать от электромеханика изъятия из аппарата еще одного жезла. Вынутый из аппарата жезл хранится у электромеханика. Об изъятии жезла электромеханик и дежурный по станции делают запись в журнале осмотра, после чего приказом поездного диспетчера действие электрожезловой системы восстанавливается.
Когда утерянный жезл будет найден, дежурный по станции извещает об этом электромеханика, а жезл хранит у себя до тех пор, пока электромеханик не вложит его в соответствующий жезловой аппарат вместе с жезлом, изъятым ранее, о чем делается запись в журнале осмотра.
В этом случае правом на занятие перегона является разрешение на бланке белого цвета с двумя красными полосами по диагоналям, выдаваемое дежурным по станции машинисту.
При перерыве действия всех средств сигнализации и связи запрещается отправлять поезда:
— с разрядными, негабаритными грузами, соединенные, повышенной массы и длины;
— с остановкой для работы на перегоне, кроме восстановительных, пожарных поездов и вспомогательных локомотивов; следующие на примыкание на перегоне.
Подталкивающие локомотивы должны следовать по всему перегону и прибывать на соседнюю станцию.
На двухпутных перегонах, если один из путей до перерыва связи был закрыт, впредь до установления движения по письменным извещениям может быть отправлен поезд только того направления, которое для оставшегося действующего пути было правильным при двухпутном движении.
На отправление первого поезда преимущественного направления разрешения дежурного по соседней станции не требуется, если перегон не оборудован двусторонней автоблокировкой. На однопутном перегоне, оборудованном двусторонней автоматической блокировкой, первый поезд преимущественного направления может быть отправлен со станции только после проверки дежурным по станции свободности перегона на всем протяжении до соседней станции.
Пересылка письменных извещений между станциями начинается с первым поездом, отправляемым на перегон при перерыве всех установленных средств сигнализации и связи. Машинисту ведущего локомотива этого поезда выдается разрешение на бланке белого цвета с двумя красными полосами по диагоналям на право занятия перегона и, кроме того, посылается на соседнюю станцию письменное извещение на специальном бланке о порядке дальнейшего движения поездов.
Если к моменту перерыва действия всех установленных средств сигнализации и связи нечетных поездов для отправления на перегон, ограниченный станциями, между которыми прекратилась связь нет, дежурный по станции, имеющий право отправления первого поезда, если ему известно о наличии к отправлению на этот перегон поезда с соседней станции, посылает на эту станцию извещение об ожидании поезда встречного направления. На перегонах, не оборудованных двусторонней автоблокировкой, для пересылки письменных извещений установленной формы, разрешается использовать несъемные автодрезины, а также одиночные локомотивы.
В течение перерыва действия всех установленных средств сигнализации и связи поезда отправляются по разрешениям на бланке белого цвета с двумя красными полосами по диагоналям. Чтобы не прерывать между собой связи, дежурные по станциям впредь до восстановления нормального действия устройств обязаны пересылать с машинистом ведущего локомотива каждого поезда в том и в другом направлении письменные извещения о дальнейшем отправлении поездов.
На двухпутных перегонах поезда при перерыве действия всех средств сигнализации и связи отправляются в соответствующем направлении с разграничиванием их временем, положенным для проследования поездом перегона, с прибавлением 3 мин.
На двухпутных перегонах, оборудованных двусторонней автоблокировкой, перед отправлением первого поезда дежурный по станции должен убедиться в свободности перегона от встречных поездов.