различение акустически более далеких и недифференцированность близких звуков какой этап

Различение акустически более далеких и недифференцированность близких звуков какой этап

Фонематическое восприятие в процессе онтогенеза проходит определенные стадии своего развития. Так, Р. Е. Левиной выделены следующие стадии:

2. На второй стадии становится возможным различие акустически далеких фонем, в то время как акустически близкие фонемы не дифференцируются. Ребенок слышит звуки иными, чем взрослый. Искаженное произношение, вероятно, соответствует неправильному восприятию речи. Правильное и неправильное произношение не различаются.

3. На третьей стадии ребенок начинает слышать звуки в соответствии с их смыслоразличительными признаками. Однако с предметом соотносится и искаженное, неправильно произнесенное слово. При этом Р. Е. Левина отмечает сосуществование на этом этапе двух типов языкового фона: прежнего, косноязычного и формирующегося нового.

4. На четвертой стадии при восприятии речи у ребенка преобладают новые образы. Экспрессивная речь почти соответствует норме, но фонематическая дифференциация еще нестойкая, что проявляется при восприятии незнакомых слов.

5. На пятой стадии происходит завершение процесса фонематического развития, когда и восприятие, и экспрессивная речь ребенка правильны. Самым существенным признаком перехода на эту ступень является то, что ребенок различает правильное и неправильное произношение.

По Н. X. Швачкину различение звуков, развитие фонематического восприятия происходит в определенной последовательности. Вначале формируется различие гласных, затем различение согласных. Это объясняется тем, что гласные «сонорнее» согласных и в связи с этим воспринимаются лучше. Кроме того, в русском языке, по данным А. М. Пешковского, гласные встречаются в пять раз чаще, чем согласные.

Различение между наличием и отсутствием согласного возникает раньше различения согласных. Раньше других согласных ребенок выделяет в речи сонорные. Это, по-видимому, объясняется тем, что сонорные звуки по своей акустической характеристике наиболее близки к гласным. Среди шумных согласных раньше других начинают выделяться артикулируемые шумные звуки, т. е. звуки, которые уже имеются в речи ребенка. До этой стадии ведущую роль в развитии фонематического восприятия играл слух, затем начинает оказывать влияние артикуляция.

Источник

Онтогенетические аспекты становления фонематического восприятия и его значение для развития детей дошкольного возраста

Р.Е. Левина выделяла следующие стадии формирования фонематического восприятия:

1 стадия) Полное отсутствие дифференциации звуков окружающей речи характеризует дофонематическую стадию развития языкового сознания и сопровождается полным отсутствием понимания речи и активных речевых возможностей ребенка.

2 стадия) Далее можно говорить о начальных этапах переработки фонем, которая характеризуется различением акустически более далеких фонем и недифференцированностью близких.

3 стадия) Этот этап можно охарактеризовать тем, что в восприятии окружающей речи произошли дальнейшие сдвиги. Ребенок начинает слышать звуки в соответствии с теми фонематическими признаками, какие имеются в речи других.

4 стадия) В четвертой фазе новые образы восприятия получают преобладание в языковом фоне. На этой стадии активная речь ребенка достигает почти полной правильности, которая носит еще нестойкий характер.

5 стадия) Пятая стадия знаменуется завершением процесса фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно.

Таким образом, овладение звуковой речью [по Р.Е. Левиной, 31], происходит на основе акустического различения фонем и установления тех фонематических отношений, которые формируются в процессе овладения речью. Фонематический анализ является более сложной функцией фонематической системы. Фонематический анализ включает в себя выделение звуков на фоне слова, сопоставление слов по выделенным звукам, определение количественного и последовательного звукового состава слова.

При фонематическом анализе не только узнаются и различаются слова, но и обращается внимание на звуковой состав слова.

Таким образом, развитие всех фонематических функций в процессе онтогенеза проходит определенные стадии своего развития. Поступление ребёнка в школу важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Ведущие учёные (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.Е.Чиркина, И.К.Колпоковская, А.В.Ястебова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой. Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.

Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим читать. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.

По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина, «чтение есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Источник

Презентация «Фонетико-фонематическое развитие детей дошкольного возраста»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

различение акустически более далеких и недифференцированность близких звуков какой этап

Описание презентации по отдельным слайдам:

Фонетико—- фонематическое развитие детей дошкольного возраста Учитель-логопед МДОУ №44 Емельянова Анна Витальевна

Фонетико-фонематический слух способность человека воспринимать, узнавать, анализировать и синтезировать речевые звуки.

Полное отсутствие дифференциации звуков, непонимание речи Различение только далёких фонем, отсутствие различения правильного и неправильного произношения окружающих людей и своего Ребенок начинает слышать звуки в соответствии с их фонематическими признаками Активная речь достигает полной правильности, в собственной речи ребёнка преобладают новые образы звуков Завершается процесс фонематического развития, ребенок говорит и слышит правильно, у него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков

нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Различение высоты, силы и тембра голоса: Угадай, кто позвал Угадай персонаж по голосу Близко или далеко Отгадай, когда так говорят (один звук разными интонациями) 5. Кто из животных говорит? (голосом животного с различными интонациями)

Различение высоты, силы и тембра голоса: Скажи с разной интонацией

Различение слов, близких по звуковому составу Рак – лак Зуб – суп

Различение слов, близких по звуковому составу Хлопни в ладоши, когда услышишь Правильное слово

Различение слов, близких по звуковому составу Не случайно у сестрички С ФАНТИКАМИ две косички. Посмотрите в воду сами – С очень длинными усами. Проплывает под мостом Серый, скользкий, длинный ДОМ.. Пес Барбос совсем не глуп, Но не хочет рыбный ДУБ. Много снега во дворе – Едут ТАНКИ по горе. Замени «неправильные» слова похожими по смыслу

Различение слов, близких по звуковому составу Закончи стихотворение одним из предложенных слов Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные …. (перина, подушка, рубашка) Ой, ребята, верь, не верь – От меня сбежала … (кошка, дверь, стенка) От грязнули даже стол Поздним вечером … (сбежал, ушел, ускакал) Сел в машину верный пес, У него в чернилах … (лапа, шея, нос) Опустела мостовая, И уехали … (автобусы, трамваи, такси)

Назови первы й звук в словах

Подбор слов на заданный звук Что везешь, Автомашина? Всё, что есть на букву А. Вот арбузы, апельсины, абрикосы и айва.

По первым буквам картинок составь слово

Назови предметы и «рассели» их по домикам (проведи линии)

Помоги кошке поймать мышку. Кошка может пробегать только там, где нарисованы предметы, начинающиеся на букву «О».

Гномы Дин и Дон живут по соседству. У Дина зеленая комната и предметы Он старается выбирать с мягкими Звуками, Дон – наоборот. Назови предметы в их комнатах. Твердые и мягкие звуки

Назови звук, с помощью которого произошли волшебные превращения слов.

различение акустически более далеких и недифференцированность близких звуков какой этап

Номер материала: 78101042116

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

различение акустически более далеких и недифференцированность близких звуков какой этап

различение акустически более далеких и недифференцированность близких звуков какой этап

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

различение акустически более далеких и недифференцированность близких звуков какой этап

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

различение акустически более далеких и недифференцированность близких звуков какой этап

Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне

Время чтения: 1 минута

различение акустически более далеких и недифференцированность близких звуков какой этап

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

различение акустически более далеких и недифференцированность близких звуков какой этап

В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом

Время чтения: 2 минуты

различение акустически более далеких и недифференцированность близких звуков какой этап

Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

Зонды постановочные

Развитие фонематического восприятия в онтогенезе

Автор: Голубцова Елена Сергеевна,
студентка 5 курса заочного отделения
факультета коррекционной педагогики и психологии

Оригинал: скачать
Сертификат:

Основой для развития фонематического восприятия является нормальное развитие слухового восприятия: уже в 1-2 месяца отмечаются ориентировочные реакции на слуховой раздражитель (звучание погремушки, голос матери, мелодия); в 2-3 месяца – ориентировочно-поисковые реакции; в 3-4 месяца ребёнок находит источник звука, различает голоса близких, различает строгую и ласковую интонации, спокойную и плясовую мелодии, по-разному реагирует на своё и чужое имя, начинает формироваться избирательное внимание к речи окружающих[5].

Интонация играет ведущую семантическую роль в понимании и выражении ребёнка во вторую четверть первого года его жизни.

Швачкин Н.Х. [56] подчёркивает, что возникновение сенсомоторных связей, относящихся к четвёртому месяцу жизни ребёнка, является важнейшей предпосылкой речи вообще и звуков речи в частности. В 6-7 месяцев развивается способность не просто слышать звуки, но и воспринимать звучащую речь. На шестом месяце особую семантическую функцию получает ритм. На 7-8 месяце ребёнок понимает многие слова, узнаёт названия некоторых предметов, которые ему показывают. В конце первого года жизни вслед за интонацией и ритмом семантическую значимость начинает получать звуковой рисунок слова. Этот этап развития детской речи автор назвал до-фонемным.

Под воздействием изменения семантики происходит переход к фонематическому восприятию речи, связанный с коренной перестройкой артикуляции и речевого слуха ребёнка. Зачатки этого перехода отмечаются в начале второго года жизни. Речь второго периода Н.Х. Швачкин назвал фонемной.[56].

Фонематическое становление речи ребёнка существенно зависит от психологических особенностей фонем:

1 Обобщённость фонемы

Фонема возникает в связи со становлением слова. Фонема включает в себя ряд фонетических представлений и, конкретизируясь в процессе речи, является представлением, образом.

2 Различительная функция фонемы.

Фонема-звук, различающий значения слов. Психологическая особенность различения значений с особой чёткостью обнаруживается в момент образования фонемы. Возникновение фонем связано с развитием способности различения значения, она рождается в процессе развития этой способности, является своеобразным вестником этого явления.

3 Константность фонемы.

Благодаря ей, мы разное «к» в словах «кот», «кат» воспринимаем как одинаковое «к».

4. Произвольность или преднамеренность фонемы.

Фонема-звук произвольно или преднамеренно произносимый. Произвольность фонемы чётко выявляется в момент её возникновения. В период до фонемной речи ребёнок произносит звуки непроизвольно, они сопровождают артикуляцию.

Н.Х. Швачкин [56] составил общую схему фонематического развития. На первой стадии ребенок овладевает различением гласных:

— А в отличие от других гласных

— противопоставление по ряду И-У, Э-О, И-О, Э-У

— противопоставление гласных среднего и верхнего подъема И-Э, У-О.

На второй стадии ребенок учится определять наличие или отсутствие согласных в слове, затем овладевает умением различать согласные:

-различение сонорных– шумных;

— различение твёрдых – мягких;

— различение сонорных между собой;

— различение губных и язычных;

— различение взрывных и щелевых;

— различение переднеязычных и заднеязычных;

— различение глухих и звонких согласных;

— различение шипящих и свистящих;

— различение плавных и йот.

На основе данных Р.Е. Левиной [32] можно выделить несколько этапов усвоения фонематической системы языка в онтогенезе.

1 Дофонематический (доязыковой) этап, от рождения до шести месяцев.

Отсутствует дифференциация звуков речи на слух. Слово воспринимается глобально и опознается по общему звуковому «облику» с опорой на просодические особенности (интонационно-ритмические характеристики). Понимание речи не развито.

2 Фонематический (языковой), начальный этап, от шести месяцев до двух лет.

Дифференцируются контрастные фонемы. Активно развивается понимание. Критика к своей и чужой речи снижена. Правильное и неправильное произношение не различаются. Звукопроизносительная сторона речи искажена.[32].

3 От двух до четырех лет.

На протяжении от двух до трех лет совершенствуются реакции ребенка на неречевые и речевые звуки. Различает звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Сенсорные эталоны фонематического восприятия еще не стабильны. Замечает различие между правильным и неправильным произношением. Звукопроизношение несовершенно.

4 К возрасту четырех лет.

В норме фонематическое восприятие и представления сформированы. Формируется критика к собственной речи. Ребенок различает на слух все фонемы языка. Правильно произносится большинство фонем.

Завершается процесс спонтанного фонематического развития. Сформированы дифференцированные образы слов и отдельных звуков. Ребенок не только слышит, но и правильно произносит все звуки родного языка.

6 Заключительный этап.

К шести – семи годам наступает осознание звуковой стороны слова[32].

Опираясь на данные А.И. Гвоздева, Н.Х. Швачкина, Левиной Р.Е. и других исследователей детской речи, можно констатировать, что к четырехлетнему возрасту формирование фонематического восприятия ребёнка с нормальным интеллектом в основном заканчивается, что в этом возрасте он различает на слух все фонематические тонкости речи окружающих его взрослых.[56,5,32]

Осознание различительной функции фонем начинается в дошкольном возрасте. Это проявляется у ребёнка в намеренных упражнениях в усвоении звуков, в стремлении исправить ошибки в произношении других.

В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень фонематического развития, они правильно произносят звуки родного языка. У детей формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Всё это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом.

От развития фонематического восприятия зависит формирование всей фонематической системы ребёнка, а в дальнейшем и процесс овладения устной и письменной речью.

Формирование речевой функции в онтогенезе происходит по определённым закономерностям, определяющим последовательное и взаимосвязанное развитие всех сторон речевой системы (фонетической стороны, лексического запаса и грамматического строя).

В своем развитии речевая функция проходит ряд физиологических этапов, а в законченном сформированном виде является физиологическим стереотипом, сложной уравновешенной системой связей, которые возникают и укрепляются в ходе развития организма в результате его взаимодействия с окружающей средой.

Относительно онтогенеза эту мысль в основном развивали Л.С. Выготский, А.Е. Лурия, подчеркивая, что развитие речи идет от диффузности и дифферентности по всем компонентам (словарь, грамматический строй, фонетика) и социально обусловлено[4].

Проблемой развития фонематических функций в онтогенезе занимались такие исследователи как Н.Х. Швачкин [56], В.К. Орфинская [31], Р.Е. Левина [32], В.И. Бельтюков [1,2] и другие.

Так, например, Е.Н. Винарская [3] выделяет два уровня восприятия речи. Первый уровень – фонетический (сенсомоторный) – различение звуков речи на слух и превращение их в артикуляторные образы на основе сохранности акустического и кинестетического анализа. Этот уровень обеспечивает полноценность импрессивной и экспрессивной речи.

Второй уровень – фонологический (языковой), фонемное распознавание речи, установление последовательности звуков и их количества.

Такого же мнения придерживается Н.Х. Швачкин [56]. По Н.Х. Швачкину речь, которую слышит ребенок, представляет собой чрезвычайно сложный по своему звуковому составу текучий и изменчивый процесс. Перед ребенком стоит сложнейшая задача – выделить из всего звукового многообразия живой речи те звуковые отношения, которые играют в языке роль смыслоразличителей.

Ребенок должен проделать весьма сложную операцию не только выделения, но и обобщения произносительных слуховых признаков звуков речи. Основой обобщения может быть только семантика самого языка. Благодаря тому, что общение ребенка опосредствовано словом, он, постепенно овладевая значением слова, начинает обобщать звуки, образуя слово. Через слово ребенок переходит к фонематическому восприятию речи.

Таким образом, Н.Х. Швачкин выделил два периода в развитии детской речи. Речь первого периода – дофонемная, просодическая речь, речь второго периода – фонемная. Автор определил, что последовательность различения звуков речи идет от различения контрастных к различению все более близких звуков. Вначале формируется различение гласных, затем согласных[56].

На следующей стадии фонематического восприятия ребенком усваивается дифференциация глухих и звонких согласных. Вначале происходит их акустическое различение, на основе чего возникает произносительная дифференциация, которая способствует совершенствованию акустической дифференциации. На этом этапе также большая роль отводится взаимодействию речеслухового и речедвигательного анализаторов.

В.И. Бельтюков [1] – также подробно изучал становление фонематических функций в онтогенезе речи. Он подробно изучил сложность взаимодействия речедвигательного и слухового анализаторов в процессе формирования фонематического слуха и объяснил ее своеобразием чисто моторных трудностей, с которыми сопряжены овладение артикуляцией тех или иных фонем и их дифференцировки в произношении.

В.И. Бельтюков экспериментально доказал, что к концу второго года жизни фонематический слух нормально развивающегося ребенка оказывается уже сформировавшимся.

В.И. Бельтюков [2] указывает, что после стадии лепета раньше всего в детских словах происходит различение сонорных и шумных согласных (мама-папа, тетя-дядя). Он пишет: «Прежде всего, в детской речи дифференцируются звуки, в основе различения которых лежит противопоставление надставных труб: ротовой и носовой» [2, с.58].

Р.Е. Левина [32] отмечает, что раньше всего устанавливается различение фонем, наиболее легких по звучанию, постепенно распространяясь на акустически более близкие звуки. Постепенно ребенок овладевает фонемами, мало отличающимися одна от другой своими акустическими свойствами (звонкие-глухие, шипящие, свистящие, р и л и т. д.). Путь фонетического развития речи завершается только тогда, когда все фонемы данного языка оказываются усвоенными.

Р.Е.Левина[32] выделяла следующие стадии формирования фонематического восприятия:

1 стадия. Полное отсутствие дифференциации звуков окружающей речи характеризует дофонематическую стадию развития языкового сознания и сопровождается полным отсутствием понимания речи и активных речевых возможностей ребенка.

2 стадия.На данной стадии можно говорить о начальных этапах переработки фонем, которые характеризуются различением акустически более далеких фонем и недифференцированностью близких.

3стадия.Можно охарактеризовать тем, что в восприятии окружающей речи произошли дальнейшие сдвиги. Ребенок начинает слышать звуки в соответствии с теми фонематическими признаками, какие имеются в речи других.

4стадия.Новые образы восприятия получают преобладание в языковом фоне. На этой стадии активная речь ребенка достигает почти полной правильности, которая носит еще нестойкий характер.

5стадия.Знаменуется завершением процесса фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно.

Овладение звуковой речью по определению Р.Е. Левиной[ 32], происходит на основе акустического различения фонем и установления тех фонематических отношений, которые формируются в процессе овладения речью. Фонематический анализ является более сложной функцией фонематической системы. Фонематический анализ включает в себя выделение звуков на фоне слова, сопоставление слов по выделенным звукам, определение количественного и последовательного звукового состава слова.

При фонематическом анализе не только узнаются и различаются слова, но и обращается внимание на звуковой состав слова,Д.Б. Эльконин[ 57].

Таким образом, развитие всех фонематических функций в процессе онтогенеза проходит определенные стадии. Поступление ребёнка в школу- важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. [46] Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Ведущие учёные (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.Е.Чиркина, И.К.Колпоковская, А.В.Ястебова и др.)[31,37,20] доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой. Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.

Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.) [57,44] подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим читать. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.

По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина[57], «чтение есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка[45].

Следовательно, если у ребенка отмечаются хотя бы лёгкие отклонения в развитии фонематического восприятия, то обязательно будут затруднения в овладении чтением и письмом [45].

Из этого следует,что необходима система поэтапного формирования фонематической стороны речи в процессе ознакомления обучающихся со звуками. Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения, поэтому фонематические процессы необходимо развивать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] – М., 1961.

6.Горчакова, А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи [Текст] // Современные тенденции специальной педагогики и психологии// Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии»[Текст] – Самара: СГПУ, 2003 – 70-83с.

7.Гриншпун, Б.М. Дислалия [Текст]: Хрестоматия по логопедии –т.1.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.-108-120с.

8.Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников [Текст] – М.: 2002.

9.Журова, Л.Е., Эльконин, Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста [Текст]- М.: Просвещение, 2003.-213-227с.

10. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст]- М.: 1994.

12. Жинкин, Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников[Текст] – М.:1999. – 9-31с.

15. Каше, Г.А., Филичёва, Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи[Текст]- М.: 1978.

23.Лукина, Н.А., Никкинен, И.И. Научи меня слышать[Текст]- СПб.: Паритет, 2003.

25. Логопедия : Волкова, Л.С., Лалаева, Р.И., Мастюкова, Е.М. и др.; Под ред. Волковой,Л.С. [Текст]: В 2-х книгах. Книга 2.- М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.

30. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи[Текст]- СПб.: 2001.

31.Орфинская, В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте[Текст] // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 1946, Т.3. – 44с.

37.Спирова, Л.В., Ястребова, А.В. Нарушения речи у детей[Текст]: Хрестоматия по логопедии / Под ред. Волковой, Л.С., Селиверстова, В.И. В 2-х т.-М.: Владос, 1997.

39. Специальная педагогика. Преодоление ОНР дошкольников [Текст]: Учебное методическое пособие [Текст]/ Под ред. Волосовец,Т.В. 2002. – 256с.

42. Ткаченко, Т.А. В первый класс без дефектов речи[Текст]- СПб.: 1999.

43.Ткаченко, Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа[Текст]- СПб.: 1998.

45.Ушинский, К.Д. Родное слово[Текст]: Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. Алексеева, М.М., Яшина,В.И. – М.: Академия, 1999 – 69с.

46. Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи[Текст]- М.: 1991.

49. Филичёва, Т.Б., Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада[Текст]- М.: 1999.

50. Филичёва, Т.Б., Чевелева, Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду[Текст]- М.: 1987.

52.Фомичёва, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения[Текст]-Воронеж, 1997.

54. Хватцев, М.Е. Общее учение о косноязычии[Текст]: Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997- 13-17с.

55. Чиркина, Г.В. Основы коррекционного обучения[Текст]: Хрестоматия по логопедии. Т.1,-М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997- 68-76с.

56. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте[Текст] // Известия АПП РСФСР, вып.13. 1948. – 101-133с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *