районный депутат какие привилегии
Имеет ли муниципальный депутат право на временное предоставление жилья?
Также полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений установлены в ст. 14 Жилищного кодекса РФ.
При этом следует учитывать, что не каждый орган местного самоуправления может осуществлять полномочия в области жилищного обеспечения, в том числе определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
исходя из положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в компетенцию сельского поселения вопросы жилищного обеспечения не входят.
Вместе с тем в данной норме закреплено, что законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных в ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 ст. 14 этого закона).
Таким образом, местные вопросы в области жилищных отношений могут закрепляться уставами сельских поселений за сельскими поселениями, если данные полномочия определены для них законами субъектов РФ.
К таким вопросам относятся:
обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;
определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и другие полномочия, указанные в ст. 14 Жилищного кодекса РФ.
Устав Муниципального образования «Новосветское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области» принят решением Совета депутатов Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района (решение от 17.02.2011 № 2).
Согласно содержанию указанного устава МО «Новосветское сельское поселение» не наделено полномочиями на определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, в том числе на установление категорий граждан и обеспечение их служебными жилыми помещениями в муниципальном жилищном фонде.
Следовательно, у МО «Новосветское сельское поселение» нет полномочия по предоставлению служебных жилых помещений, в том числе депутатам представительного органа сельского поселения.
Также депутатам представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения не установлен особый порядок предоставления служебных жилых помещений согласно положениям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Жилищного кодекса РФ.
Льготы депутатам местного самоуправления
Добрый день! Сегодня отвечаем на вопрос нашего читателя.
Законодательная база
Гарантии на предоставление льгот местным депутатам определяются ст.40 ФЗ №131. В ней указано, что конкретные льготы могут быть прописаны в Уставе муниципального образования. Поэтому единого набора привилегий не существует – он меняется в зависимости от администрации района, города, сельского поселения.
Гарантии и льготы реализуются за счет местного бюджета. Они распространяются на депутатов, непосредственно исполняющих свои обязанности (в том числе и по достижении пенсионного возраста). Основные льготные категории:
Также льготы распространяются и на период утраты трудоспособности, за исключением случаев, когда увольнение связано с:
Льготы и гарантии депутату
В соответствии с актуальным законодательством (федерального и регионального уровней) и действующими редакциями Уставов муниципальных образований депутаты имеют право на несколько привилегий:
Другие привилегии
Во время непосредственного исполнения обязанностей местные депутаты также имеют право на следующие привилегии:
Еще одна категория льгот – надбавки к основному должностному окладу. Они могут выплачиваться с разной периодичностью и по разным основаниям:
Перечень основных льгот сильно зависит от Устава конкретного населенного пункта. Обычно гарантии депутатам связаны не только с надбавками к окладу, но и страхованием жизни, здоровья, предоставлением автомобиля и телефонной связи.
Муниципальные депутаты получили гарантии трудовой деятельности
С 5 мая 2020 года у муниципальных депутатов, исполняющих свои полномочия без отрыва от основной деятельности, появились государственные гарантии сохранения основного места работы (должности). Их закрепил Федеральный закон от 24.04.2020 № 148-ФЗ. Впервые на федеральном уровне установлена предельная продолжительность периода, в течение которого за депутатом сохраняются основное место работы и должность.
Чем новые гарантии помогут депутату в работе
Депутаты представительного органа муниципального образования, как правило, осуществляют свои полномочия на непостоянной основе (ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Но прежде на федеральном уровне не были урегулированы особенности осуществления депутатами своих полномочий без отрыва от основной деятельности.
Гарантии тем, кто освобожден от работы вследствие избрания на должность в органе МСУ, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ (ст. 172 ТК). Гарантии осуществления полномочий депутата местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными и региональными законами (ч. 5.1 ст. 40 Закона № 131-ФЗ). Но поскольку на федеральном уровне правил не существовало, данный вопрос регулировали только региональные власти. Это приводило к тому, что в одних субъектах сохранение места работы за депутатом было закреплено региональным законом, а в других данный вопрос никак не был урегулирован. Кроме того, существовала практика освобождения депутатов от работы только на время участия в заседаниях представительного органа и его комиссий. Оформлять депутатские запросы, проводить прием населения в местной администрации или выездные встречи с жителями в депутатском округе приходилось в выходные дни или в ущерб основной работе. Это провоцировало конфликты депутата с работодателем.
Работодатель обязан освобождать сотрудника от работы с сохранением за ним места работы и должности на время исполнения им государственных или общественных обязанностей, если по закону эти обязанности должны исполняться в рабочее время (ч. 1 ст. 170 ТК). Но на федеральном уровне не был определен временной период, в течение которого этой гарантией может пользоваться депутат при осуществлении депутатской деятельности. А на региональном уровне законодатели устанавливали разную продолжительность такого периода.
Закон № 148-ФЗ решил эту проблему. Он установил четкие временные параметры реализации работником депутатских полномочий с сохранением основного места работы. По мнению Минтруда, который разработал законопроект, теперь депутатам будет проще исполнять свои полномочия без отрыва от основной деятельности. Возрастет эффективность их работы.
Какая продолжительность периода установлена
Гарантируемый период не должен быть меньше двух и больше шести рабочих дней в месяц (ч. 5 ст. 40 Закона № 131-ФЗ). Его конкретную продолжительность должен установить регион, на территории которого находится муниципальное образование. В течение гарантируемого периода за депутатом, исполняющим свои полномочия без отрыва от основной деятельности, сохраняется место работы и должность. Правило действует в течение всего срока осуществления полномочий депутата.
Место работы сохраняется за депутатом не только на время его участия в заседаниях представительного органа, но и на время осуществления иной депутатской деятельности. Например, когда он встречается с избирателями, участвует в торжественных мероприятиях и выездных заседаниях региональных органов власти.
Продолжительность сохранения основного места работы на период, необходимый для осуществления депутатских полномочий, нужно закрепить в уставе муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ. Когда в вашем регионе установят конкретную продолжительность периода — в пределах от двух до шести рабочих дней в месяц, внесите аналогичные нормы в устав муниципального образования.
На заметку: Депутат может предупредить работодателя о том, что будет отсутствовать, устно или письменно
Почему депутатские гарантии полезны для работодателей
Осуществление депутатской деятельности носит плановый характер. Поэтому у депутата будет возможность заранее предупредить работодателя о днях, в которые он будет отсутствовать на рабочем месте. Работодателю будет проще планировать производственную деятельность. Он сможет перераспределить задачи и скорректировать работу подразделений, чтобы минимизировать последствия временного отсутствия сотрудника. Кроме того, на время исполнения постоянным сотрудником депутатских полномочий работодатель вправе принять другого человека по срочному договору.
Можно ли получить компенсацию за период исполнения депутатских полномочий
Работодатель не выплачивает сотруднику зарплату за дни, в которые тот занимался депутатской деятельностью
За время, когда сотрудника не было на работе в связи с исполнением депутатских полномочий, зарплата ему не положена. Трудовой кодекс не предусматривает ее выплату. Закон № 148-ФЗ не изменил это правило. Но орган местного самоуправления вправе установить депутатам, членам выборного органа МСУ компенсацию из бюджета (ч. 5.1 ст. 40 Закона № 131-ФЗ). Такая возможность предусмотрена и Трудовым кодексом. Оплата времени исполнения государственных и общественных обязанностей может быть вменена тому органу или организации, где работник эти обязанности исполняет (ст. 165 ТК). Денежная компенсация выплачивается за количество рабочих дней, в течение которых депутат исполнял свои депутатские полномочия. Размер компенсационной выплаты можно определить исходя из суммы месячного денежного содержания депутата, работающего на профессиональной постоянной основе, пропорционально количеству дней освобождения от основной работы.
Орган местного самоуправления вправе установить денежную компенсацию в муниципальном правовом акте, если соблюдается одно условие. Данный вопрос должен быть урегулирован законом субъекта РФ о статусе и порядке деятельности депутатов представительных органов муниципальных образований.
ПАВЕЛ ГУЛИДОВ, юрист, депутат Думы Черниговского муниципального района Приморского края
Районный депутат какие привилегии
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 августа 2019 г. N 21-4/В-1098 О пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления
Департаментом пенсионного обеспечения Минтруда России в связи с письмом Председателя Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Н. Диденко рассмотрено Ваше обращение относительно пенсионного обеспечения выборных должностных лиц местного самоуправления.
В силу статей 130 и 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Частью 5.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Помимо этого, частью 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств, в т.ч. местных бюджетов, регулируются правовыми актами органов местного самоуправления.
В этой связи федеральное законодательство относит определение условий и порядка пенсионного обеспечения лиц, замещавших муниципальные должности, к компетенции органов местного самоуправления, выплаты, на которое должны производиться за счет средств муниципального образования и предусматриваться в бюджете как расходные обязательства местного органа.
Таким образом, местное самоуправление с учетом своих финансово-экономических возможностей, самостоятельно, в части, непротиворечащей федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации, устанавливает и изменяет условия и порядок дополнительного пенсионного обеспечения указанных лиц.
Как усматривается из Вашего обращения, Вы не лишены дополнительного пенсионного обеспечения, однако с некоторого момента оно осуществляется по иным условиям и порядку.
Законодательный орган Российской Федерации и Минтруд России не обладают правомочием давать правовую оценку решениям, принимаемым местными органами, или отменять их, а также рассматривать споры между гражданами и этими органами по принятым ими решениям.
В случае если Вы полагаете, что при осуществлении Вашего пенсионного обеспечения были нарушены права и законные интересы, Вы можете в установленном порядке обратиться в судебные органы за их защитой, в т.ч. на предмет рассмотрения вопроса о признании муниципальных правовых актов (их части), несоответствующими федеральному законодательству (законодательству субъектов Российской Федерации) и (или) нарушающими пенсионные права выборных лиц, осуществлявших полномочия на территории соответствующего муниципального образования.
Обзор документа
Минтруд разъяснил, что порядок пенсионного обеспечения лиц, замещавших муниципальные должности, определяют органы местного самоуправления. Соответствующие выплаты производятся за счет муниципалитета.
Если гражданин считает, что при пенсионном обеспечении были нарушены его права и законные интересы, то он вправе обратиться в судебные органы за их защитой, в т. ч. на предмет рассмотрения вопроса о признании муниципальных правовых актов (их части) несоответствующими федеральному (региональному) законодательству и (или) нарушающими пенсионные права выборных лиц.
Минтруд разъяснил, как сельским депутатам декларировать доходы в 2020 году
Минтруд рассказал, в каких случаях депутатам представительных органов сельских поселений нужно отчитываться о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Разъяснения касаются сельских депутатов, которые осуществляют свои полномочия на непостоянной основе, а также кандидатов на эту должность.
Необходимость в разъяснениях возникла после того, как сельским депутатам разрешили отчитываться в упрощенном порядке. Новые правила действуют с 6 августа 2019 года. Депутата обязали представлять справку о доходах на себя и ближайших родственников не ежегодно, а только один раз — когда он получил депутатский мандат (ч. 4.2 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). Затем придется декларировать доходы и имущество, только если в отчетном году были крупные сделки. Если же в течение года депутат и члены его семьи крупных сделок не совершали, то достаточно сообщить об этом губернатору. Образец уведомления в конце статьи.
Как отчитаться недавно избранному депутату
Кандидат на должность депутата представительного органа сельского поселения представляет в избирательную комиссию сведения о размере и об источниках своих доходов. В документе указывают также информацию об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, о ценных бумагах. Минтруд разъяснил, что представление сведений в избирком не освобождает от необходимости в случае избрания подать губернатору справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Аналогичные сведения нужно представить на супругу (супруга) и несовершеннолетних детей.
Если депутат задекларировал доходы, имущество и обязательства имущественного характера в течение четырех месяцев со дня своего избрания, сведения о расходах он может не представлять.
На заметку: Четырехмесячный срок отсчитайте со дня, когда избирательная комиссия приняла решение об избрании кандидата депутатом
Минтруд также разъяснил, какую информацию депутат должен представить в течение четырех месяцев со дня своего избрания. Это сведения:
— о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных из всех источников за год, предшествующий году подачи данных сведений;
— недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение этого периода в результате безвозмездной сделки;
— об имуществе в собственности депутата, его супруги (супруга), несовершеннолетних детей;
— о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера.
На заметку: Сведения о счетах, ценных бумагах и обязательствах представляйте по состоянию на перво е число месяца, предшествующего месяцу подачи сведений
При каких сделках возникает обязанность представить сведения
Минтруд разъяснил, в случае совершения каких сделок депутат должен направить губернатору декларацию. Речь идет о покупке земли и других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций. Эти сделки предусмотрены частью 1 статьи 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов…». Если в отчетном периоде общая сумма таких сделок превысила общий доход депутата за три предыдущих года, нужно подать декларацию. Сделать это также придется, если крупные сделки совершили супруг (супруга) или несовершеннолетний ребенок депутата. Такой порядок установлен частью 4.2 статьи 12.1 Закона № 273-ФЗ.
К сделкам, из-за которых придется представить сведения в следующем году, не относятся сделки, совершенные:
— супругой (супругом) депутата до вступления с ним в брак;
— лицом до замещения должности депутата, если депутат или его супруга (супруг) ранее не замещали государственные, муниципальные или иные должности.
Важно: Сведения о крупных сделках представляйте в срок с 1 января до 1 апреля года, следующего за годом, когда вы эти сделки совершили. Впервые в соответствии с новым порядком нужно отчитаться в 2020 году за 2019 год
Как уведомить губернатора об отсутствии крупных сделок
Бланк уведомления о том, что крупных сделок в отчетном году не было, Минтруд привел в приложении к разъяснениям. Как его заполнить, посмотрите в образце ниже.
Минтруд рекомендовал направлять уведомление губернатору в двух экземплярах. Один останется у губернатора, второй вам вернут с отметкой о регистрации. Уведомление можно представить лично или отправить по почте.
ПАВЕЛ ГУЛИДОВ, юрист, депутат Черниговского муниципального района Приморского края