расскажите о жизни симеона полоцкого и деятельности какое влияние он оказал на детей царя алексея
Вопросы по истории 8 класс учебник Арсентьев параграф 2
1. Приведите примеры усиления иноземного влияния в России в XVII в. Оцените значение этого влияния на реформаторскую деятельность представителей власти.
2. Расскажите о жизни и деятельности Симеона Полоцкого. Какое влияние он оказал на детей Алексея Михайловича?
Симеон Полоцкий был богословом, поэтом, драматургом и переводчиком в Речи Посполитой, где родился, и в Царстве Русском, где прошла основная часть его деятельности, и где закончилась его жизнь.
Симеон Полоцкий также известен, как наставник детей Алексея Михайловича (от Марии Милославской), и как основатель школы при Заиконоспасском монастыре, он обучал также Сильвестра Медведева.
Рассказывая о его жизни, стоит упомянуть то, что он родился в Полоцке (отсюда его фамилия), учился в Киево-Могилянской коллегии у Лазаря Барановича. В 1656 году в родном городе он принял православное монашество в Богоявленском монастыре, и так стал дидаскалом православной братской школы. В 1664 году он поехал в Москву, где царь спонтанно поручил ему обучать подъячих Приказа тайных дел в Спасском монастыре. Через год он уже был переводчиком Паисия Лигариды, а в 1666 году он произнес перед Алексеем Михайловичем орацию по необходимости повышения уровня образования в России.
В 1667 году царь назначил его учителем своих детей.
Он также писал книги, которые не пришлись по вкусу старообрядцев. А будучи воспитателем детей Алексея Михайловича, он написал такие сочинения, как «Вертоград Многоцветный», «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», «Книгу кратких вопросов и ответов катехизических» и так далее. Считается, что именно он написал Устав Славяно-греко-латинской академии.
3. Какие реформаторские проекты принадлежали А.Л.Ордин-Нащокину? Что из них удалось воплотить, а что нет и почему?
Вообще, Ордин-Нащекин пытался провести реформы, связанные с международным положением страны. В частности, он отстаивал необходимость в расширении экономических и культурных связей со странами Западной Европы и Востока, и в первую очередь, Речи Посполитой, потому что это, по его мнению, помогло бы в борьбе с Османской империей.
Кроме того, список его реформ обязательно включает сокращение дворянского ополчения, увеличение числа стрелецких полков, введение рекрутской повинности (то есть установление постоянной армии).
Как видно из дальнейшей деятельности Петра Первого, многое из выше перечисленного Ордину-Нащекину сделать не удалось. Однако, ему удалось отменить привилегии для иностранных компаний, и одновременно с этим, ему удалось предоставить льготы для русских купцов. Эта реформа была закреплена в Новоторговом уставе 1667 года.
Кроме того, деятельность Ордина-Нащекина включает создание мануфактур, установление почтовой связи между Москвой, Ригой и Вильно.
4. Как вы думаете, почему историк В. О. Ключевский назвал Ордин-Нащокина «государственным человеком»?
Потому что Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащекин (псковский дворянин) был не только отличным полководцем, но и крупным дипломатом. Он очень много сделал для России, все что он предлагал и делал, очень правильно. Перечислю его заслуги перед Отечеством:
1) Союзный договор с Курляндией (1656 г.)
2) Перемирие России со Швецией (1658 г.)
3) Выступал за расширение экономических и культурных связей со странами Западной Европы и Востока
4) От соперничества с Речью Посполитой предложил перейти к союзу с ней для борьбы с турецкой угрозой
5) В области внутренней политики предлагал сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких полков и ввести рекрутскую повинность (переход к постоянной армии).
6) пытался ввести элементы самоуправления, как в Европе, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения.
7) Он отменил привилегии иностранным компаниям, а русским купцам предоставлял льготы, поддерживая тем самым экономику своей страны.
8) Он основал целый ряд новых мануфактур.
9) Именно по его проекту была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.
Еще очень многое, что было им задумано осуществить так не удалось, потому что в 1671 году он был подвергнут опале, после чего он постригся в монахи.
5. Выскажите свое мнение о деятельности и государственных проектах князя В.В.Голицына. Почему многие его проекты так и не воплотились в жизнь?
Реформаторские планы Голицына стали предпосылками петровских реформ, вывели страну на новый уровень. Многие проекты не воплотились в жизнь, так как были слишком революционны для своего времени.
6. Как вы думаете, какие слои общества могли быть недовольны реформаторской деятельностью представителей власти? А кто был в ней заинтересован?
Реформаторская деятельность Петра имела поддержку широкого круга дворянства, но вызывала недовольство и сопротивление среди бояр, стрельцов и духовенства, т.к. преобразования влекли утрату ими руководящей роли в государственном управлении. Среди противников реформ Петра I был и его сын Алексей.
1. Нет ли противоречия между приведенными высказываниями А.Л. Ордин-Нащокина? Ответ аргументируйте.
Да, если противоречие в его словах. Вероятно, это связано с тем, что его точка зрения изменилась.
Сперва он говорит, о том, что национальная замкнутость должна прекратиться, и мы должны научиться брать чужой опыт, даже если это наши враги. Позже он говорит о том, что чужой опыт примерять на себя не нужно. В этом есть определенное противоречие.
2. К какому виду исторических источников можно отнести данный документ?
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Напишите короткий биографический очерк об одном из реформаторов XVII в. В конце очерка дайте собственную оценку его личности и государственной деятельности.
Я расскажу про Алексея Михайловича Тишайшего, как царя династии Романовых и одного из самых крупных реформаторов 17 века в России.
Алексей Михайлович известен несколькими крупными реформами, которые сопровождались народными волнениями, и которые нельзя назвать удачными.
В 1648 году Алексей Михайлович решил проводить военную реформу, в рамках которой он создал полки иноземного строя. Реформа длилась до 1654 года. В рамках реформы стрельцы, пушкари и конница были увеличены. Помимо перечисленных войск, были созданы рейтарские, солдатские, гусарские и драгунские войска. Кроме того, Алексей Михайлович нанял иностранных военных специалистов.
В 1654 году Алексей Михайлович начал монетную реформу, когда рубли чеканили из талеров. Кроме того, появились ефимки – как копейка – 64 ефимки = рубль. Плюс, появился медный полтинник, налоги собирались серебром, а заработные платы выплачивались медью. Это вызвало медный бунт.
Затем следовала церковная реформа, для проведения которой он позвал Никона. Никон стал патриархом задолго до созыва Большого Московского собора. В планы Алексея Михайловича входило проведение унификации обрядов и церковных книг по греческому образцу. Однако, окончательно реформа была проведена только после упразднения Никона.
2. Используя материалы параграфа и интернета, оцените позицию В.В.Голицына относительно преимущества наемной армии перед иными принципами комплектования армии. Поддержите или опровергните эту позицию. Сделайте вывод.
Князь поддерживал принцип наемной армии, армии по западному образцу. Наемная армия, или армия тех, кто служит по контракту, при этом люди принимают решение служить добровольно. Наемники обычно хорошо вооруженные и хорошо обученные, они служат тем, кто имеет власть в стране. Также существует принудительное привлечение на службу без желания самого человека. В такой армии ее члены нацелены защищать страну от внешнего врага, они чувствуют связь себя и своей Родины, но за время их службы за короткое время невозможно обучить солдат навыкам ведения боя и военных действий. В тоже время наемники обеспокоены больше своими доходами, чем результатом сражения, могут быть трусливыми, не обладать высокими моральными принципами, иметь убеждения защищать других людей. Моим мнением будет такое, что у обоих принципов комплектования армии есть достоинства и недостатки, значит надо формировать армию, используя оба принципа ее формирования. Таким образом, мы получим боеспособную армию, соединяющую высокий моральный дух и стремление защищать принудительной армии и с высокими военными качествами наемной армии. Сам князь считал, что формировать армию нужно из дворян, а крестьян не привлекать к военной службе, потому что они не умеют воевать, и брать на службу обученных солдат.
3. Приведите примеры влияния Симеона Полоцкого на взгляды детей царя Алексея Михайловича. Составьте тезисы сообщения на эту тему.
Да, Симеон Полоцкий оказывал влияние на взгляды детей Алексея Михайловича, и было бы странно, если бы он этого не делал, ведь Полоцкий был их учителем.
Как известно, Федор и будущий Петр 1 обучаются латыни, польскому языку, он дает им также религиозное образование по своим сочинениям.
Вот, например, Симеон Полоцкий говорил о том, что Россия славу расширяет не только мечом, но и многовечным сущим. Возможно, это спровоцировало желание Петра 1 сделать Россию передовой промышленной страной. А обучение иностранным языкам позволило ему много путешествовать, проводить Великое посольство, обучаться всему новому и в итоге провести невероятные реформы.
Но в целом, взгляды Полоцкого и взгляды того же Петра 1 не очень похожи, в частности, второй не давал никакого внимания религии.
4. Продолжите в тетради заполнение таблицы «Современники». Подчеркните имена, которые вам встречались ранее.
Расскажите о жизни симеона полоцкого и деятельности какое влияние он оказал на детей царя алексея
Подробное решение параграф §2 по истории для учащихся 8 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Торкунова А.В. 2016
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Приведите примеры усиления иноземного влияния в России в XVII в. Оцените значение этого влияния на реформаторскую деятельность представителей власти.
С воцарением династии Романовых началось систематическое приглашение для консультаций и на службу в Россию иностранных военных специалистов, врачей, аптекарей. На окраине Москвы появилась Немецкая слобода – Кукуй, где жили выходцы из западноевропейских стран. Уже в ходе русско-польской (Смоленской) войны в составе русской армии воевали шесть полков «иноземного строя». При Алексее Михайловиче был создан воинский устав, составленный по западным образцам. Голландские специалисты участвовали в строительстве пушечного завода в Москве и первого русского военного корабля «Орел», построенного в 1667 г. Модными стали западноевропейская одежда, танцы (полонез, мазурка), иностранные языки.
Это влияние способствовало реформаторской деятельности представителей власти. Во-первых, таким образом можно было познакомиться с преимуществами и недостатками технических достижений и социального устройства зарубежных стран. Во-вторых, мода на всё иностранное повышала престиж реформаторов, следовавших иностранным образцам. В-третьих, использование иноземного опыта позволяло использовать готовые образцы, экономить ресурсы, а не «изобретать велосипед».
2. Расскажите о жизни и деятельности Симеона Полоцкого. Какое влияние он оказал на детей Алексея Михайловича?
Выходец из Белоруссии Самуил Петровский-Ситнианович (1629 – 1680) окончил Киево-Могилянскую академию и около 1656 г. постригся в монахи, приняв имя Симеона. Он жил в Богоявленском монастыре в Полоцке (откуда и его более позднее прозвище – Полоцкий). Здесь же Симеон учительствовал, получив широкое признание у населения благодаря своим высоким профессиональным и нравственным качествам. Он писал стихи на белорусском и польском языках. Симеон выступал за объединение русского, украинского и белорусского народов в рамках единого Российского государства. Слава о просвещенном монахе быстро распространилась по России, и Симеон был приглашен в Москву. С 1664 г. он обучал будущих служащих московских приказов в школе при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице, возле Кремля.
Симеон стал первым придворным поэтом, прославлявшим в своих произведениях царскую фамилию. Его публицистические работы также превозносили самодержавие. Вскоре царь Алексей Михайлович поручил ему воспитание и образование своих детей. Двое из них – Федор и Софья – стали затем царствовать. Это были первые правители России, получившие элементы западного образования, включавшего знание европейской истории, культуры, иностранных языков. Неудивительно, что царствование Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и правление царевны Софьи были отмечены попытками проводить реформы по западному образцу.
3. Какие реформаторские проекты принадлежали А.Л.Ордин-Нащокину? Что из них удалось воплотить, а что нет и почему?
А.Л.Ордин-Нащокину принадлежали реформаторские проекты во внешне- и внутриполитической сфере. Он способствовал заключению Андрусовского перемирия с Речью Посполитой. На лишь после его смерти Россия перешла от соперничества с Польшей к союзу с ней, направленному против турецкой угрозы, чтобы обезопасить западные и южные рубежи России. В области внутренней политики он отменил привилегии иностранных кампаний, предоставив льготы русским купцам (Новоторговый устав 1667 г.) и основателям ряда новых мануфактур, организовал постоянную почтовую связь между Москвой, Вильно и Ригой. Но многое из задуманного ему так и не удалось осуществить – сократить дворянское ополчение, увеличив число стрелецких полков, ввести рекрутскую повинность, осуществить постепенный переход к постоянно действующей армии, ввести элементы самоуправления по образцу.
4. Как вы думаете, почему историк В. О. Ключевский назвал Ордин-Нащокина «государственным человеком»?
Историк В.О.Ключевский по праву назвал А.Л.Ордин-Нащокина «государственным человеком», поскольку этот один из самых известных политических деятелей России XVII в. был не только незаурядным военным и дипломатом, но крупным реформатором. Он радел об интересах страны, правильно понимал необходимость преобразований в России, разрабатывал важнейшие государственные документы и реформы, выступал за расширение экономических и культурных связей со странами Западной Европы и Востока.
5. Выскажите свое мнение о деятельности и государственных проектах князя В.В.Голицына. Почему многие его проекты так и не воплотились в жизнь?
В.В.Голицын был приближенным царевны Софьи, но не обладал всей полнотой власти. Многие его начинания (отмена смертной казни, отмена крепостного права) опередили время и не были воплощены в жизнь. Видимо, ему не хватило социальной опоры, помешали традиционный характер мировоззрения большинства населения и недостаток ресурсов для государственных преобразований и создания наемной армии.
6. Как вы думаете, какие слои общества могли быть недовольны реформаторской деятельностью представителей власти? А кто был в ней заинтересован?
Мне кажется, реформаторской деятельностью представителей власти были многие слои населения. Во-первых, у реформаторов было много завистников, соперников и противников среди царского окружения и высших слоев общества. Во-вторых, против преобразований выступало большинство духовенства, державшееся за старину и противившееся иноземным обычаям. В-третьих, торговые люди, крестьяне и ремесленники также опасались изменений, опасаясь ухудшения своего положения. В реформаторской деятельности были заинтересованы немногочисленные европейски просвещенные люди, купцы и предприниматели, получавшую выгоду от развития международной торговли.
Изучаем документ
1. Нет ли противоречия между приведенными высказываниями А.Л. Ордин-Нащокина? Ответ аргументируйте.
Я считаю, что никакого противоречия между приведенными высказываниями нет. А.Л. Ордин-Нащокин выступал за использование западноевропейских образцов, но подчеркивал, что при переносе зарубежного опыта на нашу почву необходимо учитывать особенности российской культуры и традиций. Во-первых, он был хорошо знаком иноземными порядками и особенностями российской жизни, понимал, что серьезные преобразования требуют долгого времени. Во-вторых, А.Л. Ордин-Нащокин знал, что географические условия и исторический путь России отличается от стран Западной Европы, заимствования оттуда должны быть приспособлены для восприятия нашими людьми.
2. К какому виду исторических источников можно отнести данный документ?
Данный документ можно отнести к такому виду исторических источников, как публицистика.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Напишите короткий биографический очерк об одном из реформаторов XVII в. В конце очерка дайте собственную оценку его личности и государственной деятельности.
Особенно Ордин-Нащокин отличился как дипломат во время русско-шведской войны 1656-1658 годов. После взятия русскими войсками Куконойса Ордин-Нащокин был назначен туда на воеводство и сделался фактическим управителем Ливонии. Ордин-Нащокин был сторонником антишведской внешнеполитической программы, считая для Русского государства необходимым утверждение на берегах Балтийского моря и приобретение морских гаваней. Время пребывания Ордин-Нащокина в Ливонии являлось удобным моментом для осуществления этой цели, т. к. против Швеции образовалась коалиция из Речи Посполитой, Германской империи, Дании и Бранденбурга. Понимая невозможность одновременной войны с Швецией за Ливонию и с Польшей за Украину, Ордин-Нащокин высказывался за мирные отношения с Польшей и готов был даже пожертвовать Украиной. Стремясь укрепить русские позиции против Швеции, Ордин-Нащокин добился официального перехода Курляндии под патронат России. В целях противодействия шведскому флоту Ордин-Нащокин принял меры к строительству русского флота на Западной Двине. Однако планы Ордин-Нащокина не получили поддержки в Москве. Во внешней политике Русского государства победила линия сторонников войны с Польшей, поддержанная царём Алексеем Михайловичем. Было решено начать переговоры о мире с Швецией, ведение которых было поручено Ордин-Нащокину. В результате переговоров в декабре 1658 года в Валиесаре было заключено перемирие на 3 года, согласно которому Россия сохраняла свои завоевания в Ливонии. Кардисский мирный договор 1661 года вернул Швеции её владения в Ливонии, закреплённые за Россией по Валиесарскому перемирию. Таким образом, дипломатические планы Ордин-Нащокина были разрушены. Но, несмотря на это, он и в дальнейшем упорно добивался перед царём претворения в жизнь своей программы, предлагая помириться с Польшей и доказывая, что обладание Ливонией выгоднее присоединения Украины. В январе 1657 года Ордин-Нащокин заключил Андрусовский договор с Польшей, знаменовавший большой дипломатический успех Русского государства. По возвращении из Андрусова Ордин-Нащокин был пожалован в бояре, а затем назначен начальником Посольского приказа с титулом «царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегатель». Качество дипломатической службы, с точки зрения Ордин-Нащокина, определялось не количеством посольских работников, а их талантами и чувством ответственности за своё дело. Для того чтобы держать Посольский приказ в курсе зарубежных событий, переводчики Посольского приказа составляли на основе иностранных газет и ведомостей, поступавших из-за границы, так называемые «куранты», т. е. рукописные сводки иностранных известий.
В качестве главы Посольского приказа и руководителя внешней политики Русского государства Ордин-Нащокин принимал меры к обеспечению торговых интересов России в сношениях со странами Запада и Востока. Новоторговый устав 1667 года, тоже связанный с именем Ордин-Нащокина, основанный на меркантилистических принципах, регламентировал торговлю иностранцев в целях устранения конкуренции на русском рынке. При Ордин-Нащокине был снаряжён с дипломатическими и торговыми целями ряд посольств на Запад: в Испанию, Францию, Венецию, Голландию, Англию, Пруссию, Швецию. В мае 1667 года Ордин-Нащокин заключил торговый договор с армянской «Персидской компанией», ведшей торговлю шёлком. Заботился он и об укреплении торговых связей с Бухарой и Хивой, снарядил посольство в Индию.
Недовольство в правительственных кругах действиями Ордин-Нащокина скоро привело к его устранению сначала с поста руководителя Малороссийского, а затем и Посольского приказа. Тем не менее, в 1679 году он участвовал ещё с успехом в переговорах о продлении Андрусовского перемирия.
Ордин-Нащокин был человеком незаурядного ума и яркого таланта, политиком с хорошей теоретической подготовкой и большим практическим опытом. Его наиболее характерной чертой было стремление к самостоятельности в проведении внешнеполитической программы: «нельзя во всём дожидаться государева указа». Как дипломат он отличался большим искусством в ведении переговоров и вместе с тем большой принципиальностью.
2. Используя материалы параграфа и интернета, оцените позицию В.В.Голицына относительно преимущества наемной армии перед иными принципами комплектования армии. Поддержите или опровергните эту позицию. Сделайте вывод.
В истории известно два основных принципа формирования армии:
1) Принудительный. Это призывная армия, иначе ее еще называют народной или национальной. В призывной армии военный коллектив нацелен на защиту общества от вооруженных нападений извне, связан неразрывными узами с родной страной и своим народом. Но военные эксперты придерживаются мнения, что за недолгое время срочной службы невозможно подготовить хорошего бойца.
2) Добровольческий. Это контрактная армия. К ней нужно отнести и наёмную – она ведь тоже работает по контракту. При наемной армии военный коллектив может превратится в группу хорошо обученных и вооруженных людей, которые служат не стране, а лишь узкому клану или социальной группе, стоящей у власти, оплачивающих их работу и использующих наемников для достижения личных целей.
Видный итальянский государственный деятель, философ Никколо Макиавелли считал, что войско государства может быть полностью или частично наемным, союзным, а также собственным. В тоже время, Макиавелли полагал что наемные и союзнические войска не только бесполезными, но и опасными для государства-нанимателя: наемники честолюбивы, задиристы, лишены моральных принципов, распущенны, вероломны, в бою трусливы, в мирное время они воруют и грабят мирное население. Сколько бы им не платили – им будет всегда мало, а главное, у них полностью отсутствует побуждение ценой своей жизни защитить кого-либо.
Многие утверждают, что наемный солдат будет более профессионально выполнять свои обязанности, чем служащий по призыву. Но мне кажется, что в действительности ни боевые, ни специальные качества бойца не зависят от того, каким путем он попал в армию, а обусловлены личным отношением каждого человека к порученному ему делу.
Можно с уверенностью сделать вывод: наемная армия неспособна участвовать в масштабных и длительных боевых действиях. Для такой большой страны, как наша Россия, содержание исключительно наёмной армии еще и слишком большая финансовая нагрузка. Таким образом, я думаю, что необходимо использовать преимущества призывной и наёмной армии в сочетании.
3. Приведите примеры влияния Симеона Полоцкого на взгляды детей царя Алексея Михайловича. Составьте тезисы сообщения на эту тему.
В 1667 Симеон Полоцкий назначается царем на высокие государственные должности воспитателя царевичей и царского придворного поэта. Симеон воспитывает Федора и Петра (будущего Великого), которым дает замечательное многогранное образование, обучает латыни и польскому языку.
С. Полоцкому приписывается большинством исследователей авторство первоначального проекта Устава («Привилеи») Славяно-греко-латинской академии, представленного на утверждение Фёдора Алексеевича в 1682 году Сильвестром Медведевым. По Уставу академии Полоцкого, ректору и преподавателям академии предоставлялась высший контроль по делам веры и образования; на корпорацию академии возлагалась обязанность бороться с ересями, причём за многие преступления привилея предусматривала сожжение.
С. Полоцкий не только обучал своих царственных учеников гуманитарным наукам (языкам, риторике), но и формировал у них политическое сознание, утверждая, что «Россия славу расширяет не мечом только, но скоротечным типом, через книги, сущим многовечным».
4. Продолжите в тетради заполнение таблицы «Современники». Подчеркните имена, которые вам встречались ранее.
Расскажите о жизни симеона полоцкого и деятельности какое влияние он оказал на детей царя алексея
Симеон Полоцкий, будучи приверженцем западноевропейского просвещения, был противником «греческого направления», что также повлияло на мировоззрение его подопечных.
Был человеком очень образованным, современных взглядов и пользовался большим авторитетом царя и у царских детей.
Посвятил царским детям целое собрание стихотворений «Ветроград многоцветный», которое пополнял всю свою жизнь.
Обучил детей нескольким языкам, благодаря монаху Фёдор отлично знал латынь и польский язык, а также прекрасно сочинял стихи. Сёмин Полоцкий впервые при дворе ставит интермедии. Он дал детям широкое современное европейское образование, приучил их к труду, что в дальнейшем повлияло на формирование их взглядов.
Симеон Полоцкий (1629-1680гг.) – русский проповедник, иеромонах, стихотворец и педагог. Получил образование не только киево-могилянской коллегии, но и европейское. В тот период город Полоцк входил в состав Речи Посполитой.
В 1656 году, во время проезда царя Алексея Михайловича через Полоцк, царь лично приглашает монаха в Москву.
Монах, в свою очередь, при дворе становится поэтом и учителем-наставником детей царя. Ему выпало обучение Фёдора, Ивана и Софью, совместных детей Алексея Михайловича и Марии Мирославской.