Расходы на зарплату сотрудников какие издержки
Установите соответствие между видами издержек и конкретными примерами издержек: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРИМЕРЫ ИЗДЕРЖЕК | ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Всегда net | 42% |
| Всегда gross | 32% |
| Чаще gross, чем net | 15% |
| Чаще net, чем gross | 11% |
В вакансиях большинство работодателей указывают зарплату чистыми, а вот в бюджет закладывают — грязными, то есть с учетом НДФЛ. Источник: «Хедхантер»
Помимо НДФЛ работодатель в любом случае обязан отчислять с ежемесячных выплат сотруднику gross:
Это основные тарифы, но есть и льготные. Например, малый и средний бизнес с выплат работнику свыше МРОТ на пенсионное страхование платит 10%, на медицинское — 5%, на соцстрахование — 0%.
То есть работодатель при планировании своего бюджета дополнительно считает ежемесячные выплаты работнику — премии, надбавки, бонусы, а также налоги и взносы — это еще 43% от суммы, которую в итоге получает сотрудник на руки.
Кандидат подсчитал, что с такими условиями выплат он будет в среднем за год ежемесячно получать примерно 185 000 Р : 160 000 Р + 12 000 Р + (160 000 Р / 12 месяцев). Сумма оказалась даже немного больше той, что он просил. Поэтому программист принял оффер.
Компания же заложила в свой бюджет 276 935 Р ежемесячно: 185 333,33 Р — выплаты сотруднику, 27 693,49 Р — НДФЛ, 63 908,04 Р — страховые и пенсионные взносы.
Почему граждан другой страны неохотно берут на работу в РФ
Офис и рабочее место
Аренда офиса. Нововведение 2020 года — повальная удаленная работа. Но все равно не так много компаний отказались от офисов.
Чаще всего офисы арендуют. Стоимость аренды делится на всех сотрудников при планировании бюджета, ведь чем больше сотрудников, тем больше нужен офис и, например, больше требуется переговорных комнат.
Даже если сотрудники временно работают из дома, работодатель все равно ежемесячно оплачивает аренду офиса.
Если у сотрудника есть свое рабочее место, то на него распределяется стоимость части квадратных метров офиса. Это фактически выделенный размер рабочего места и процент от общей территории: кухни, переговорных, коридоров и т. д.
Самый простой способ забюджетировать расходы на офис — высчитать процент от стоимости аренды на каждое рабочее место и распределить стоимость оставшейся части площади на всех.
Предположим, ООО «Умные люди» арендует небольшой офис на 32 человека. Площадь офиса — 383 м², арендная плата — 950 000 Р в месяц. В офисе несколько помещений: кабинет директора, кабинет бухгалтерии и эйчара, несколько комнат разных отделов и общие помещения.
Пример распределения площади помещений в офисе при бюджетировании
| Помещение | Площадь | Рабочих мест | Доля в помещении на одного сотрудника |
|---|---|---|---|
| Кабинет генерального директора | 20 м² | 1 | 5,22% |
| Кабинет бухгалтерии и эйчара | 45 м² | 3 | 3,92% |
| Комната 1 — отдел аналитики | 92 м² | 8 | 3% |
| Комната 2 — отдел проверки качества | 30 м² | 5 | 1,57% |
| Комната 3 — отдел разработки внешних проектов | 74 м² | 8 | 2,42% |
| Комната 4 — отдел разработки внутренних проектов | 70 м² | 7 | 2,61% |
| Общие помещения | 52 м² | Все сотрудники, 32 человека | 0,42% |
74 м² / (8 + 1) человек
Это 2,15% от общей площади офиса.
Также изменится распределение общей площади: 52 м² нужно будет делить уже на 33 сотрудника, то есть на каждого будет приходиться по 0,41% от общей площади офиса.
Итого стоимость рабочего места одного сотрудника составит 24 320 Р в месяц:
(2,15% + 0,41%) × 950 000 Р
Мебель и оборудование. Сюда относится офисная мебель, канцтовары, техника на рабочем месте, чай, кофе, кулеры, униформа и многое другое. Все это тоже закупает работодатель, когда создает рабочее место или когда планово обновляет оборудование. Либо компания делает регулярные закупки в объеме, который соответствует размеру штата.
Даже если сотрудник работает не в офисе компании, но по трудовому договору, на него распространяются все правила, как для офисного работника. То есть если удаленному сотруднику требуется степлер или блокнот, их должны ему выдать.
Социальные плюшки. Это, например, корпоративная столовая, массажный кабинет, настольный футбол и все, на что готов пойти работодатель ради комфорта своих сотрудников.
Например, генеральный директор — фанат спорта и здорового образа жизни. Тогда он наверняка откроет в офисе спортзал. А если штат сотрудников состоит в основном из женщин, у которых есть дети, работодатель может организовать в офисе детскую комнату с няней.
Кроме того, в бюджете на текущий год заложено порядка 850 000 Р на различные канцтовары. После оформления нового сотрудника затраты на человека составят примерно по 2150 Р в месяц.
Никаких дополнительных плюшек в офисе нет. Чай, кофе и печеньки также включены в стоимость аренды помещения.
Непроизводственный и административный персонал
Так как мы пробуем оценить прямые и косвенные расходы на производственного сотрудника — того, кто непосредственно приносит компании доход, то уместно включить в бюджет и других сотрудников, которые не работают на получение дохода.
Непроизводственный персонал. При планировании бюджета можно распределить на производственных сотрудников затраты на вспомогательные службы, которые обеспечивают их работу.
В каждой компании непроизводственный персонал может отличаться: где-то есть отдельный штат финансистов, а где-то их работу выполняет бухгалтер. В компании могут быть менеджеры отделов, или производственные сотрудники могут сами «менеджерить» проекты.
Вот стандартные непроизводственные кадры, которые обычно есть в фирме:
Так как это непроизводственные сотрудники, то расходы решили бюджетировать так.
Расход на гендиректора делится на всех производственных сотрудников: 750 000 Р / (33 сотрудника − 5 руководителей − 3 сотрудника из кадровой и бухгалтерской службы) = 30 000 Р ежемесячно.
Руководитель отдела не успевает работать на проекте как полноценный сотрудник, и затраты на него также распределяются. Но только на его сотрудников: 350 000 Р / 8 человек = 43 750 Р ежемесячно.
Расход на кадровую службу и бухгалтерию должен делиться на всех сотрудников без исключения, но чтобы упростить бюджетирование, этот расход опять же решили распределять только на производственных сотрудников: 250 000 Р / 25 человек = 10 000 Р ежемесячно.
Итого дополнительная нагрузка на непроизводственный персонал для программиста — 83 750 Р ежемесячно.
Социальный пакет
Еще одна большая статья расходов на сотрудника — социальный пакет. Он может быть самым разным, но в любом случае в более-менее крупных фирмах он есть практически всегда.
Вот что может входить в соцпакет:
ДМС — добровольное медицинское страхование. Это одна из самых популярных плюшек. Она особенно актуальна для иногородних сотрудников, которые не прикреплены к местной поликлинике по ОМС. При просмотре вакансий зачастую можно увидеть, что ДМС указывается как преимущество условий работы в компании чуть ли не вторым после белой заработной платы.
Сами программы ДМС могут быть общими для всех сотрудников или расширяться в зависимости, например, от должности или стажа конкретного работника. Некоторые компании даже дополнительно готовы частично или полностью профинансировать договор ДМС на родственников сотрудников.
Набор основных услуг ДМС в зависимости от размеров фирм
| Крупные фирмы | Средние фирмы | Малые фирмы | |
|---|---|---|---|
| Амбулаторная помощь | 100% | 100% | 100% |
| Стоматология | 100% | 100% | 73% |
| Госпитализация | 100% | 100% | 89% |
| Скорая медицинская помощь | 100% | 100% | 89% |
| Экстренная помощь по России | 100% | 93% | 43% |
| Аптека | 80% | 25% | 0% |
| Ведение беременности | 0% | 11% | 0% |
| Родовспоможение | 0% | 11% | 0% |
Источник: «Страхование сегодня» по данным компании «АСТ»
Средняя стоимость договора ДМС на человека
| 2020, прогноз | 17 587 Р |
| 2019, прогноз | 16 436 Р |
| 2018, прогноз | 15 361 Р |
| 2017, оценка | 14 356 Р |
| 2016 | 13 436 Р |
Источник: Business-planner по данным Минэкономразвития и ЦБ РФ
Компенсация дополнительных дней отдыха или больничного. Это приятный бонус для сотрудника, но с точки зрения бюджетирования расходов он не учитывается как непосредственно компенсация: на каждого сотрудника просто считают зарплату на все 12 месяцев, будто он не болеет и отдыхает ровно 28 календарных дней.
Такие компенсации, скорее, влияют на доход, так как у сотрудника становится меньше фактически отработанных дней. Но для работодателя эти дни — дополнительные расходы на конкретного сотрудника.
Обучение. Первый месяц сотрудник все равно будет работать практически в ноль для работодателя. Хорошо, если не в минус. Его надо обучить, показать ему новые задачи. Обычно спустя месяц работы уже появляется некий уровень экспертизы, и сотрудник становится полноценным участником команды. Но это в среднем: все сильно зависит от сферы деятельности, самого сотрудника и того, насколько ему действительно требуется погружение в деятельность компании.
Кроме этого, работодатели понимают, что чем квалифицированнее специалист, тем больше дохода он может принести компании. Но и тем дороже он будет стоить при поиске на рынке. Поэтому наиболее бюджетный вариант — это не искать суперспециалиста извне, а обучить его самостоятельно. Для этого придется вложиться и оплатить разнообразные курсы и билеты на конференции или приглашать менторов и лекторов к себе в офис.
Еще в зависимости от сферы деятельности компании могут требоваться специалисты с определенными навыками, сертификатами или званиями: например, чтобы получать больше заказов или выигрывать больше конкурсов. Тогда придется дополнительно оплачивать сдачи и пересдачи экзаменов. Работодатель, заинтересованный в качественных специалистах, скорее всего, будет планировать в своем бюджете затраты на повышение квалификации своих сотрудников.
Если же обучение или повышение квалификации организовывает сам работодатель, он может заключить с сотрудником так называемый ученический договор, чтобы получить гарантию, что деньги не будут потрачены зря. Этот договор обязует работника либо отработать в компании сколько-то лет, либо возместить расходы на обучение. Аналогичные условия работодатель может включить и в трудовой договор.
Что включают в себя переменные затраты
В составе затрат на производство продукции выделяют две основные категории: издержки постоянные и переменные. Изменения в составе и объемах переменных издержек ведут к изменению общего итога затрат на производство. Поговорим о том, что включается в эту категорию затрат и каково практическое значение корректного учета переменных издержек.
Постоянные и переменные затраты
Различие между переменными и постоянными затратами связано с объемом производства. Постоянные характерны тем, что от изменений величины произведенной продукции практически не зависят.
Вот некоторые примеры постоянных затрат:
Каков состав переменных расходов на 1 км и постоянных на 1 час при определении себестоимости транспортной продукции методом прямого счета?
Понятно, что полностью неизменными не могут быть и эти расходы – время от времени повышается заработная плата управленцев, могут измениться цены по договорам аренды, оказания услуг связи. Косвенно наращивание объема производства может вылиться и в увеличение таких затрат. К примеру, более интенсивный производственный процесс ведет к увеличению расходов на интернет, поездки для переговоров с клиентами о заключении контрактов. Тем не менее в силу достаточно слабой связи фактора изменения объема производства и изменения этого вида затрат при планировании их относят к постоянным.
Переменные, напротив, зависят от объема производства значительно. Их размер меняется пропорционально объему выпуска продукции – товаров, работ, услуг. Характерный пример – расход сырья и материалов. Для производства большего числа единиц продукции требуется большее количество этого ресурса, значит, затраты будут меняться.
К переменным затратам относят также заработную плату производственного персонала, расходы электрической и других видов энергии на отопление, освещение производственных помещений, расход полуфабрикатов в производстве и пр.
Переменные затраты включаются в стоимость единицы продукции в виде постоянной расчетной величины. Увеличение или уменьшение расходов достигается изменением физического объема выпуска продукции.
Кстати говоря! Если производство прекращается, переменные издержки стремятся к нулю. Это один из важнейших признаков их.
Состав переменных затрат
Классификация переменных затрат зависит прежде всего от специфики работы фирмы. Вместе с тем есть и общие классификационные признаки.
Основные виды переменных затрат такие:
Зарплата работников здесь учитывается как переменный фактор в части, зависящей от объема производства (сдельная оплата), и отчисления от нее учитываются по тому же принципу.
Надбавки менеджерам и агентам включаются в переменные затраты, несмотря на то что имеют отношение к продажам, а не собственно к производству. Если имело место обращение к услугам аутсорсинговых компаний, эти расходы тоже включают в переменные.
За редким исключением размер налоговой базы зависит от произведенной продукции и затрат на нее, поэтому сумма налога является переменной величиной.
Кроме того, применяют и другие классификации переменных затрат. Заметим, что линейное увеличение (уменьшение) переменных затрат на производство в связи с изменением выпуска продукции не всегда имеет место, что тоже отражается в классификации.
Зависимость от объема выпускаемой продукции может быть:
Отнесение на себестоимость продукции дает классификацию на затраты:
Первые можно отнести на себестоимость конкретной продукции, изделий (сырье), а вторые – нельзя (заработная плата рабочих склада готовой продукции), но ясно, что они зависят от производства продукции в целом.
Однако, как мы уже говорили, классификация находится в зависимости от специфики производства. Характерный пример – транспортные расходы. Если фирма занимается перевозками, затраты относят к прямым, если транспортный цех обслуживает производство – к косвенным.
Затраты по отношению к производственному процессу делят на:
К непроизводственным можно отнести, например, надбавки менеджерам, а к производственным – расход сырья и материалов.
Применяют так называемый статистический принцип разделения переменных затрат на общие и средние. Общие включают издержки сразу на всю номенклатуру произведенной продукции, тогда как средние – на единицу продукции или номенклатурную группу.
Как рассчитать переменные издержки
Очевидно, что общая сумма переменных издержек слагается из сумм издержек по категориям, определенным в управленческом учете. Для этого используют бухгалтерские данные на счетах учета переменных издержек. Как правило, это счет 20 и иные счета, в зависимости от принятого рабочего плана счетов. Следует иметь в виду, что, например, на счете 25 могут отражаться как постоянные, так и переменные издержки.
Для разделения издержек и быстрого исчисления их переменной части нередко используют метод директ-костинга. Он позволяет списать постоянные затраты на уменьшение финансового результата единовременно. К примеру, на счете 26 все издержки будут носить постоянный характер, в то же время в объеме сумм на счете 25 большую часть составляют переменные величины, и с достаточной степенью достоверности можно принять весь счет 25 как носитель информации о переменных издержках. Если характер производства товаров, работ, услуг позволяет пренебречь такими погрешностями, то исчисление переменных издержек можно упростить.
В общем случае формула переменных затрат будет выглядеть так: ПЗ = ∑ Зп, где ПЗ – переменные затраты, а ∑ Зп – расходы в сумме, понесенные конкретно на производство товаров, работ, услуг и учтенные в себестоимости. Общехозяйственная часть распределенных расходов сюда не входит.
Зачем их рассчитывают
Переменные затраты рассчитываются для целей управленческого учета, а не бухгалтерского. Расчет размера переменных затрат и их анализ в конечном итоге служит управленческим решениям, направленным на увеличение прибыли.
В России с применением показателя переменных издержек рассчитывается валовая маржа. Под ней понимается разница между выручкой от реализации и переменными затратами. Специалисты, однако, уточняют, что речь здесь скорее идет о маржинальном доходе (маржинальной прибыли, contribution margin).
Подсказка! Маржа — gross profit, рентабельность продаж, применяется несколько вариантов расчета этого показателя.





