работники сферы обслуживания кто это какие профессии относятся
Работники сферы обслуживания кто это какие профессии относятся
Основная группа 5. Работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности
Работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности оказывают различные индивидуальные услуги, связанные с путешествиями, домоводством, общественным питанием, индивидуальным уходом, защитой от пожаров и противозаконных действий, или демонстрируют и продают товары в магазинах оптовой или розничной торговли и в аналогичных заведениях, а также в палатках и на рынках, и оказывают услуги в сфере охраны граждан и собственности. Большинство занятий данной основной группы требуют квалификации, соответствующей второму квалификационному уровню.
Обязанности работников сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности обычно включают: организацию и оказание услуг во время путешествий; ведение домашнего хозяйства; приготовление и подачу пищи и напитков; уход за детьми; оказание услуг в области индивидуального ухода и базовых услуг здравоохранения на дому и в учреждениях, в том числе обслуживание в парикмахерских и салонах красоты, а также услуги по сопровождению; предсказание судьбы; бальзамирование и организацию похорон; оказание услуг в сфере охраны граждан и собственности от пожара и противоправных действий; поддержание закона и порядка; работу в качестве живых моделей в рекламных целях, на художественных показах и выставках товаров; продажу товаров на предприятиях оптовой и розничной торговли, а также в палатках и на рынках; демонстрацию товаров потенциальным покупателям. Их обязанности могут включать руководство другими работниками.
Занятия этой основной группы входят в следующие подгруппы:
51 Работники сферы индивидуальных услуг
53 Работники, оказывающие услуги по индивидуальному уходу
54 Работники служб, осуществляющих охрану граждан и собственности
Укрупненная группа 5. Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности
УКРУПНЕННАЯ ГРУППА 5
РАБОТНИКИ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ,
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ТОРГОВЛИ И РОДСТВЕННЫХ
Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности выполняют преимущественно функции, связанные с оказанием индивидуальных услуг в сфере бытового обслуживания, защитой и охраной граждан и собственности, продажей и демонстрацией товаров, обслуживанием жилищно-коммунального хозяйства, обеспечением работ кино- и телестудий, выполнением рекламно-оформительских и реставрационных работ, и другие.
Для большинства занятий (профессий) этой укрупненной группы требуемую квалификацию достигают путем индивидуального обучения на рабочем месте или специальной подготовки по установленной программе на базе основного общего образования или среднего (полного) общего образования. Для ряда профессиональных групп, включаемых в данную укрупненную группу, необходимую квалификацию приобретают при получении начального профессионального образования.
К функциям, характерным для данной классификационной группы, относят: обслуживание пассажиров на транспорте, включая туристическое обслуживание; обслуживание посетителей предприятий общественного питания; оказание индивидуальных услуг больным в лечебных учреждениях и на дому; обслуживание клиентов в парикмахерских и салонах красоты; химчистку и крашение одежды; стирку белья; индивидуальный пошив и ремонт одежды и обуви; ремонт квартир, мебели, электробытовых приборов, теле- и радиоаппаратуры, часов и др.; фотосъемку портретов; оказание ритуальных услуг населению; поддержание порядка и законности; обеспечение противопожарной защиты; продажу товаров на предприятиях оптовой и розничной торговли, в палатках и на рынках; демонстрацию товаров покупателям; обслуживание газового, водопроводно-канализационного и зеленого хозяйства в городах, поселках и населенных пунктах; выполнение рекламно-оформительских и реставрационных работ и работ на кино и телестудиях.
Что такое сфера обслуживания? Сфера обслуживания: определение понятия, профессии и отрасли
Сфера услуг и ее особенности
К материальному производству относится любая деятельность, связанная с изготовлением и распределением материальных благ. Все ее виды, которые не связаны напрямую с миром материального производства, образуют сферу услуг. К ней относятся организации, работающие на коммерческой основе, и некоммерческие предприятия. Первые продают услуги, вторые представляют собой в основном государственные учреждения, а также церкви.
Сфера обслуживания имеет свои особенности:
Чаще всего предприятия сферы услуг относятся к малому и среднему бизнесу. Это связано с необходимостью сохранять быструю адаптивность к меняющимся условиям и способность к ускоренному принятию решений на любом уровне. Рынок услуг очень динамично развивается, и организации, которые не успевают отреагировать на растущие потребности и запросы клиентов, не могут конкурировать в такой среде.
Отрасли сферы услуг
Трудно понять, что такое сфера обслуживания, не определив конкретных направлений деятельности (отраслей), которые к ней относятся:
Вместе отрасли сферы обслуживания представляют собой социальную инфраструктуру общества.
Как развивается сфера услуг?
Сфера услуг выходит на лидирующие позиции по отношению к товарному производству. Она развивается большими темпами, постоянно изменяется, подстраивается под требования конкретного клиента. Услуги не продаются оптом, они доставляются каждому потребителю индивидуально.
Произведенные на фабриках товары и их характеристики отходят на второй план в конкурентной борьбе. Сейчас на рынке выигрывает та организация, которая предоставляет лучший сервис, сопутствующие услуги, быстрее и качественнее доносит информацию до целевой аудитории через рекламу и сбытовую политику.
Сфера обслуживания нужна для того, чтобы сделать жизнь людей проще, комфортнее, приятнее. Поэтому она так важна в развитых странах. Когда человек поднимается над проблемами, связанными с безопасностью и стабильностью, у него появляется возможность делать свою жизнь приятнее.
Особенности сферы обслуживания в России
Тенденции мировой экономики не могли не отразиться на Российском рынке. Рост доли услуг в ВВП за последние 7 лет составил 17 %. На 2011 год они составляли 30 % общего объема валового продукта страны.
Крупнейшими отраслями услуг в России являются:
Положительные условия для развития сферы обслуживания в России связаны с реформами в экономике, развитием малого бизнеса и приходом на отечественный рынок зарубежных компаний с большим опытом работы.
Однако сфера обслуживания сталкивается и с определенными негативными явлениями:
Общественное питание
Услуги, связанные с удовлетворением потребности людей в готовой еде, относятся к отрасли общественного питания. Однако на этом ее функции не ограничиваются. Посещение заведений, в которых можно вкусно поесть, позволяет также отдохнуть, развлечься, встретиться с друзьями и знакомыми за большим столом, в уютной атмосфере. То есть услуги общественного питания освобождают от готовки, уборки и мытья посуды и позволяют людям приятно провести время. Многие заведения предлагают и культурную программу, а также курсы кулинарного мастерства.
Поскольку функции этой отрасли многообразны, то каждая организация имеет свои особенности в предоставлении услуг. Столовые, например, обеспечивают население недорогой пищей. Кафе и бары предлагают расширенный спектр услуг.
Общественное питание – сфера обслуживания, профессии которой включают в себя особую психологическую составляющую. Очень важно, чтобы персонал был не только хорошо обученным и честным, но еще и приятным в общении.
Розничная торговля
Розничная торговля подразумевает передачу товара от продавца покупателю для личного или иного вида пользования, но не для дальнейшей продажи. То есть речь идет о доставке продукта конечному потребителю.
Функции такого вида услуг очень разнообразны:
Связь
Связь – это сфера обслуживания, профессии которой помогают людям не терять контакта друг с другом. К этой сфере относятся почтовая связь, стационарная телефония, мобильная телефония, Интернет, спутниковая связь, а также радио- и телевещание.
Несмотря на большое количество жалоб, почтовое сообщение в России работает на уровне стран Западной Европы. Отлажено внутреннее и международное сообщение. Отправить посылку или письмо можно в любую страну мира по земле или по воздуху. Количество почтовых отделений соответствует потребностям населения.
Мобильной связью и Интернетом обеспечены почти все населенные пункты.
Оптоволоконная линия, соединяющая Россию со странами Европы и Японией, позволяет жителям страны быть на связи с родными, друзьями и коллегами по всему миру.
А вот стационарные телефоны для многих по-прежнему остаются недоступны. В то время как в Москве почти каждая семья обеспечена стационарным телефоном, в восточных регионах один телефон приходится на 10 семей.
Бытовые услуги
Сфера обслуживания населения включает в себя бытовые услуги. Они очень разноплановые и разнонаправленные и объединяются в такие группы:
Сфера бытового обслуживания населения ориентирована на широкого потребителя. Вышеперечисленными услугами (всеми или отдельными видами) пользуются практически все члены общества.
Финансовые и страховые организации
В Европе и США население уже не представляет жизни без кредитов. Многие живут в буквальном смысле в долг, регулярно используя заемные средства с банковских карт. В России несколько лет назад наблюдался бум потребительских кредитов. Сейчас большой популярностью пользуются и другие услуги финансовых организаций.
Роль банковской сферы в экономике огромна. Она аккумулирует и перераспределяет свободные денежные средства, регулирует объем денежной массы, осуществляет платежи и т. д.
Сфера обслуживания включает также страховые услуги. Сегодня эта отрасль в России выходит на новый уровень, усовершенствуется законодательная база, увеличивается доверие населения к страховым компаниям, привычным становится понятие «обязательное страхование».
Туризм и рекреационное хозяйство
Рекреационное хозяйство – это особая сфера услуг, которая зависит не только от требований и пожеланий клиентов, но и от сложившихся природных и культурных условий в определенной местности. Туризм может быть связан с наличием моря, реки, озера, пляжей, леса и других природных ресурсов. Также людям нравится посещать места с интересной историей и культурой.
Оздоровительный и познавательный туризм часто сходятся в одних и тех же точках. В России наиболее значимыми рекреационными зонами являются побережье Черного моря, окрестности рек (Волга, Дон, Енисей, Обь и др.), Кавказские Минеральные Воды. Большой популярностью у туристов пользуются города Санкт-Петербург, Москва и ее окрестности, Кисловодск, Пятигорск и др.
Кроме того, в России работают и туристические фирмы, обеспечивающие путешествия за пределы страны. Очень популярными у россиян в последние годы стали поездки в Турцию, Египет, Болгарию, Черногорию, Финляндию, Чехию.
Туризм в России совершил огромный рывок за последние 5 лет и продолжает развиваться.
Особенности профессий сферы обслуживания
Сфера обслуживания – это особый сектор экономики, и требования к работникам здесь тоже отличаются некоторыми нюансами. Стюардессы и медсестры, страховые агенты и продавцы обуви, менеджеры в банке и работники фотоателье – все они должны обладать такими чертами характера, как:
Все эти качества необходимы для работы с людьми. Сотрудник сферы обслуживания должен уметь слушать, быть внимательным к потребностям клиента, иметь выдержку, спокойно воспринимать критику.
10 востребованных профессий сферы обслуживания
Часто работа в сфере обслуживания вызывает у нас негативные ассоциации. Мы сразу представляем низшие слои общества, которые выбрали данную работу только ради заработка хоть каких-то денег. В этом на самом деле есть доля правды, зачастую для работы в данной сфере не требуется специальное образование, достаточно небольшого обучения, поэтому эта одна из самых быстрорастущих сфер в бизнесе. Если ты предоставляешь человеку услугу, в которой он нуждается и предлагаешь плюсом хороший сервис, то у тебя не будет отбоя от клиентов. Данная сфера предоставляет достаточно широкий спектр различных услуг, начиная от сферы гостеприимства, заканчивая сферой туризма. Давайте рассмотрим список самых популярных профессий из данной сферы, так ли быстро обучаются всем этим профессиям? Давайте узнаем!
Администратор отеля — это профессионал предоставления гостиничных услуг
Гостиничный бизнес пользуется популярностью, люди чаще путешествуют, стираются границы. Поэтому этот бизнес будет в ближайшее время уверенно развиваться.
Первое, что видят постояльцы отеля — это администратор, поэтому эта очень важная должность, которая заключает в себя ряд обязанностей: регистрация, встреча, размещение и выписка посетителей и урегулирование конфликтных ситуаций, бронирование номеров, координация персонала отеля.
Для этой работы не обязательно иметь профильное образование, но это будет, несомненно, вашим плюсом. Главными условиями при приеме на работу будет являться знание языков (чем больше, тем лучше); приятная внешность, грамотная устная и письменная речь. Обучение можно пройти в РАНХИГС по специальности «Менеджмент объектов туристской инфраструктуры» или РГСУ по специальности «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм». Дистанционных программ в университетах по данным профессия чаще всего не встречается.
Администратор консультирует постояльцев гостиницы, расселяет их, знакомит с правилами проживания, выдает и забирает ключи от номеров, отвечает за корреспонденцию
Образование подойдет как средне-специальное, так и высшее. В некоторых университетах есть бюджетные места, поэтому пройдя конкурс, можно получить его абсолютно бесплатно. Имея образования у вас больше шансов без опыта работы попасть сразу же в отель высокого класса.
Без опыта и образования вас вряд ли возьмут в пятизвездочный отель, но в маленькую гостиницу попасть вполне возможно, соответствуя требованиям соискателя.
График работы в отелях посуточный, чаще всего это сутки через двое или трое. Зарплата зависит от места, где находится отель и количество звезд. Она может варьироваться от 15 до 65 т. р. в месяц. Также, хорошо владея языками можно спокойно работать за границей в отеле, где зарплаты могут быть в разы выше. Работать на себя в данной профессии нет возможности, только если вы не собираетесь открывать свой отель.
Персонал ресторана в сфере обслуживания
Еда, вот что всегда будет востребовано у людей! В ресторане можно работать как в зале, так и на кухне.
Стать поваром, су-шефом или шефом без образования вряд ли получится. Образования можно получить средне-специальное, оно будет стоит недорого, но обучают там больше классическим технологиям приготовления блюд, которые в высокой кухне уже не используются. Что бы стать шефом, нужно будет либо очень много времени проработать поваром и доказать, что у вас есть свое оригинальное видение, либо пройти обучение за границей. Сразу же на должность шефа, конечно, не возьмут, но это поможет продвинуться по карьерной лестнице.
Обычно каждый официант должен обслуживать не более 15 гостей
Официантом стать намного легче, можно получить должность без опыта работы и профильного образования, имея грамотную речь, приятную внешность, выучив правила обслуживания гостей и меню. Пройти обучение дистанционно по этим профессиям почти не реально, так как важную роль в их освоение играет опыт.
График работы в общепите посменный и по 12-16 часов. Новичкам сначала приходится нелегко проводить такое время на работе, но с опытом становится все легче. Зарплата зависит от уровня заведения. Обычный повар может получать от 20 т. р., шеф получает в разы больше от 60 т. р. Оклад официанта чаще всего небольшой, но он получает чаевые, которые зависят только от его работы и щедрости гостей.
Работники салонов красоты, какие ньюансы в работе
Работа в индустрии красоты обрела сейчас большую популярность, теперь быть мастером маникюра или визажистом модно и перспективно. Будет эта тенденция дальше расти или спадет, никто не знает, но пока это одна из самых конкурентно высоких индустрий.
Обучиться какому-либо навыку в этой сфере можно получив специальное образование, но там дают в основном устаревшие знания, поэтому эффективнее будет пройти обучения на курсах, которых сейчас более чем достаточно. Самое главное в этом бизнесе постоянно развиваться и уловить новые тенденции.
График у работников салона красоты чаще всего посменный и зависит от записи клиентов. Устроиться на такую работу достаточно легко, главное обладать каким-либо навыком на высоком уровне. Можно также работать на себя, принимая клиентов на дому или арендуя кабинет. Такой вариант более выигрышный, если у вас есть уже наработанная клиентская база. Зарплата варьируется от вашей ставки и количество ваших клиентов. У востребованных мастеров своего дела зарплата выходит от 25 т. р.
Продавец
Работа продавцом зачастую становится началом карьеры многих людей. Устроиться в магазин достаточно легко, нужно быть общительным и приветливым. В более престижные магазины отбор намного жестче, смотрят уже на знания различных техник продаж и умение использовать их на деле.
Обучиться всем техникам продаж можно самостоятельно при помощи книг, различных мастер классов и семинаров. В большинстве крупных фирм проводятся свои тренинги, на которых рассказывается, как продавать именно тот товар, на котором специализируется магазин.
Зарплата у работников магазина обычно состоит из оклада и процентов от продаж. То есть полностью зависит от вас. График чаще сменный и зависит от графика работы магазина. В больших фирмах очень хорошо развита система карьерного роста и, поработав продавцом можно достаточно быстро стать управляющим или менеджером.
Портной
Так сложилось, что в современном мире без одежды невозможно. Поэтому портные будут всегда востребованы, и даже в экономически сложную ситуацию для них найдется работа.
Получить образование можно в любом техникуме или колледже. Например, в Московском государственном текстильном университете им. А.Н. Косыгина или в Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна. Также в наше время есть краткосрочные курсы, где обучают данному навыку.
А если вы от природы обладаете хорошим чувством стиля, то в будущем сможете стать модельером.
Модельер, та профессия к которой должен стремиться каждый портной
Работа портного заключается в пошиве одежды. Можно шить одежду на фабрики, по готовым лекалам, а можно выполнять работы на заказ, делая для человека индивидуальный пошив. Сейчас профессия портного развилась и появилась несколько специализаций: дизайнер, закройщик, швея, модельер.
У портных чаще всего сменная работа, если вы работает на кого-то; если же у вас уже достаточно большая клиентская база и вы выполняете работу на заказ, то график зависит только от вас самих.
Зарплата тоже зависит от вашего опыта и места работы, но примерно она будет составлять от 15 до 30 т р.
Сантехник
Водопроводная система есть сегодня абсолютно в каждом доме, и помочь с ее починкой могут только специалисты — сантехники.
Сантехник эксплуатирует, ремонтирует и заменяет санитарно-техническое оборудование. В обязанности сантехника входит обеспечение качественной работы сантехнического оборудования, выявление и устранение ошибок работы в них.
Сантехник, зарекомендовав себя и наработав клиентуру, может успешно работать «на себя»
Для того чтобы работать сантехником, нужно получить специальное образование по данной специальности. Чаще всего его можно получить в профильном колледжи или техникуме. Например, в МГСУ или в СПГПУ.
Данная работа предполагает график по вызову, поэтому иногда бывают периоды, когда работы совсем нет. Еще из минусов данной профессии — это отсутствие карьерного роста и скептическое отношение к данной профессии в обществе. В большинстве случаев у людей при слове сантехник возникают негативные ассоциации.
Зарплата у сантехников небольшая, чаще всего она составляет от 10 до 25 т. р.
Работник ЖКХ
На бирже труда всегда не хватает работников в ЖКХ. Люди идут туда с неохотой. Чаще всего требуются электрики, уборщицы, плотники и т. д. Для данных профессий нужно средне-специальное образование. График обычно посменный. Зарплата составляет примерно от 10 до 17 т. р.
Можно так же устроиться на более высокие должности, но это сделать сложнее, например, пойти работать экономистом, юристом, инженером или бухгалтером. Для данных профессий требуется высшее образование. График обычно 5\2, а зарплата составляет от 20 до 30 т. р.
Устроиться на работу в ЖКХ можно только пройдя достаточно жесткий профотбор
Для устройства на работу нужно пройти собеседование и стажировку. Зачастую на собеседовании проводят тест, где проверяются профессиональные знания работника.
Зарплата всегда выплачивается официально, поэтому, работая в ЖКХ, вы можете претендовать на специальные выплаты. Существует так же награда «Заслуженный работник ЖКХ», которая выдается за успехи в работе. Получая ее, вы так же получаете материальные премию.
Менеджер турагенства
Менеджер по туризму обычно занимается тем, что находит клиентов, рассказывает о нюансах различных стран, помогает оформить все документы, заполняет договора и все. Казалось бы, что все так легко, но, во-первых, зачастую клиентов не хватает, и менеджер просто сидит без работы; во-вторых, нужно знать все тонкости отдыха в странах, о которых вы рассказываете.
Зарплата у менеджеров по туризму — это процент с продаж. Окладной части чаще всего нет. Поэтому если у вас нет клиентов, то у вас нет и зарплаты. В некоторых тур фирмах окладная часть есть, но она всегда очень маленькая 5-10 т. р.
Профессия менеджера по туризму дает шанс побывать в разных уголках мира, и заработать при этом хорошие деньги
Чтобы устроиться на такую работу нужно быть общительным, уметь убеждать и интересоваться темой путешествий.
График обычно у работников турфирмы 5\2, по 6-10 часов в день.
Сотрудник фитнес зала
Если вы узнаете, как быстро накачать мышцы и сколько калорий в яблоках, то вы прирожденный фитнес тренер! В нашу эпоху, когда внешность так много значит, каждый год открываются новый фитнесс залы, потому что это пользуется спросом.
Хорошие профессионалы смогут мотивировать клиентов на приличный результат
Фитнесс тренером можно работать, проводя персональные тренировки, и тогда расписание будет зависеть только от расписания ваших клиентов, а можно работать тренером в зале, тогда у вас будет посменный график.
За персональные тренировки тренера получают в разы больше, одна тренировка может стоить от 300- 2500 р, в зависимости от вашего уровня и уровня фитнес зала. Фитнес тренер, который работает посменно, получает от 15 до 20 т. р.
Стать фитнес тренером не так сложно, достаточно пройти курсы, изучить немного физиологию, подтянуть тело и можно устраиваться на работу!
Профессия администратор
Работать администратором можно абсолютно в любой сфере. Это универсальная работа, которая будет востребована чаще всего, ведь администраторы регулируют работу, заказывают все необходимое. На них держится вся внутренняя работа заведения.
Чтобы работать администратором не нужно специального образования. Достаточно быть ответственным, коммуникабельным, быстро решать проблемы и уметь все организовать.
Работа у администраторов посменная 2\2 или 5\2. Зарплата зависит от места, где вы работает, средняя от 15 до 40 т. р.
Администратор должен быть стрессоустойчивым и позитивным
Администраторы чаще всего отвечают за всю работу, поэтому любая проблема ложится на их плечи. Даже если в той проблемы виноваты не они. Кстати, пойти работать администратором, это отличная возможность влиться в какую-то сферу, где вы хотели бы развиваться дальше. Так вы узнаете все изнутри, и лучше будете понимать, куда двигаться дальше.
Например, если вы хотите работать преподавателем английского, но пока не готовы учить кого-либо, то можете устроиться администратором в языковой клуб. Плюс чаще всего администратором можно посещать бесплатно или со скидкой место, в котором они работают.
Работа в сфере обслуживания непременно вам подойдет, если вы любите работать с людьми. Зачастую работа с людьми предполагает не только постоянное общение, но и улаживание конфликтных ситуаций. Зарплата в сфере сервиса напрямую зависит от того, насколько хорошо вы предоставляете ту или иную услугу. Чем лучше ваше мастерство, тем больше людей готово к вам идти, значит, вы можете повышать цену. Плюс работы в сфере обслуживания, что большинство из профессий не требует специального образования и можно получить работу, пройдя короткое обучение.