работа в прокуратуре это какая служба
Статья 40. Служба в органах и организациях прокуратуры
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 233-ФЗ в наименование статьи 40 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 40. Служба в органах и организациях прокуратуры
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 40 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 233-ФЗ в пункт 1 статьи 40 настоящего Федерального закона внесены изменения
1. Служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой.
Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 233-ФЗ в пункт 2 статьи 40 настоящего Федерального закона внесены изменения
ГАРАНТ:
См. Правила внутреннего трудового распорядка работников Генеральной прокуратуры РФ, утвержденные приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30 января 2015 г. N 37
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ пункт 3 статьи 40 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 15 января 2011 г.
3. Порядок прохождения службы военными прокурорами регулируется настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 233-ФЗ в пункт 4 статьи 40 настоящего Федерального закона внесены изменения
4. Работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и организаций прокуратуры по вопросам прохождения службы.
Служба в органах и организациях прокуратуры РФ: понятие и содержание
Прокуратура РФ, выступая в качестве общегосударственного органа в системе проведения целостной правительственной власти, обращен к числу тех органов, механизм которых закреплен Конституцией Российской Федерации (статья 129).
На основании Закона о правоохранительных органах (ст. 40) служба в учреждениях прокуратуры считается формой общегосударственной структуры, а прокурорские служащие, включая прокуроров, адвокатов, различных научных специалистов, других работников органов прокуратуры, которые имеют военный ранг, по своему званию относятся к федеральным правительственным работникам и выполняют обязательства по статусу федеральной службы, учитывая условия Закона о прокуратуре.
Под государственной услугой подразумевается дипломированная работа по гарантированию реализации компетенции правительственных органов.
Следуя Закону о прокуратуре работа в правоохранительных органах, как особой форме правительственного поста, – это функция прокурорских служащих, находящихся на соответствующих статусах общегосударственной службы, по использованию власти от имени Российской Федерации, по контролю за выполнением Конституции и законов, работающих на ее местности, а также по использованию других положений, прописанных законодательством.
Службой в органах прокуратуры считается также дипломированная работа на определенных должностях в учебных и образовательных учреждениях правоохранительных органов России по методическому гарантированию работы прокуратуры, организации и классифицированной переподготовке состава, увеличению категории прокуроров.
Работа в органах и учреждениях правоохранительных органов основывается на положениях и принципах, регламентируемых Федеральным законодательством от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» с учетом свойств, прописанных Законом о правоохранительных органах.
Основные принципы прокурорской службы
Основными положениями работы в прокуратуре считаются:
Первостепенную функцию в обозначении порядка прохождения службы сотрудниками прокуратуры выполняет Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». В этом положении прописано, что сотрудник прокуратуры должен:
К важным позициям службы в правоохранительных органах, описывающие его функцию, относятся такие основы, как:
Правовой статус прокуроров
Юридический статус работников прокуратуры считается комплексом прав, обязательств, противопоказаний, прописанных законодательной базой и обеспечивающихся правительством. Статьей 54 Закона о прокуратуре предписано, что определение «прокурор» состоит из таких понятий как Генпрокурор РФ, старшие прокуроры, все нижестоящие сотрудники, прокуроры управлений и подразделений, работающие в рамках своих полномочий.
В структуре органов прокуратуры проходят службу общегосударственные гражданские работники, чьи полномочия состоят в Реестре должностей общегосударственной гражданской службы, утв. Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574. На данных служащих требования Закона о правоохранительных органах не распространяются, и их юридический статус предопределяется соответственно законодательной базой РФ о правительственной гражданской службе и иными юридическими документами.
В целостном виде определения статусов работников прокуратуры записаны в Законе о прокурорских органах и в подписанных на его основании юридических документах, мониторящих разнообразные стороны деятельности органов и учреждений прокуратуры. Более конкретно определение статусов прокурорских сотрудников и гражданских работников прописаны в организационно-распорядительных актах учреждений прокуратуры, обозначающих их систему и типичный режим. Помимо этого, личное дело прокурорского служащего включает данные об указанном сотруднике, о проведении им службы в правоохранительных органах, увеличении статуса их звания. Не разрешается собрание и занесение в личное дело информации о государственно-правовой и духовной принадлежности сотрудника прокуратуры.
Права и обязанности прокурорских служащих
Прокурорский сотрудник имеет права на:
Прокурорский служащий обязан:
Сотрудник прокуратуры выполняет другие функции, прописанные Законом о прокуратуре, Трудовым Кодексом, законодательством о прохождении общегосударственной службы и иными юридическими документами.
Классные чины
Все сотрудники прокуратуры на основании своих статусов и временем работы наделяются определенными классными чинами.
Военные прокурорские работники, а также другие служащие данных органов наделяются категориями военнослужащих и имеют множество льгот, прописанных Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и иными нормативными юридическими документами.
Назначение юридического статуса сотрудника прокуратуры связано с существующим правовым результатом поступления гражданина на службу в правоохранительные органы и заступления его на должность, прописанную Законодательством о прокуратуре.
Как и для всех статусов правительственных сотрудников, для прокурорских служащих для подтверждения соответствия своей должности и для увеличения ранга, закрепления трудового поведения назначается аттестация.
За добросовестное выполнение прокурорскими сотрудниками своих служебных обязательств, длительную и качественную службу в органах, исполнение важных приказов существуют следующие награды:
Главным фактором службы в прокуратуре считаются условия ведения службы, в том числе внутренний режим, количество рабочих часов, отпуска, финансовая сторона, способы юридической и общественной безопасности различных рангов прокурорских сотрудников.
Граждане, желающие занять место прокуроров, зачисляются на службу в правоохранительные органы на условиях трудового соглашения, подписанного на срок до 5 лет. В связи с этим на прокурорских служащих накладываются обязательства по выполнению правил внутреннего режима, назначенные в учреждении прокуратуры. На них действует общая продолжительность рабочего дня, выдается оплачиваемый отпуск каждый год.
Финансовое обеспечение сотрудников прокуратуры включает:
Завершение службы прокуроров
Пенсионное содержание прокурорских работников, научных и педагогических сотрудников и членов их семей производится согласно законодательной базе РФ, установленной для граждан, служивших в правоохранительных органах. Данной категории служащих, которые имеют право на пенсию за продолжительность службы, прописывается также 50% надбавка каждый месяц дополнительно.
Прокуроры, являясь уполномоченными представителями правительственной власти, находятся под важной охраной.
Они должны быть непременно государственно застрахованы за счет финансов федерального госбюджета на сумму пропорциональную 180-кратному объему их месячной зарплаты.
К отличительным чертам завершения службы прокурорских рабочих относится вероятность их сокращения помимо оснований, прописанных в трудовой законодательной базе, на основании выхода в отставку и по желанию управляющего лица учреждения прокуратуры при достижении максимального возраста нахождения на службе, прекращения гражданства России, несоблюдения клятвы прокурора, а также деяний, порочащих честь прокурорских работников, а также в связи с потерей доверия.
Некоторые особенности завершения службы существуют также для федеральных общегосударственных сотрудников правоохранительных органов.
Соблюдения последовательности несения службы сотрудниками прокуратуры производится определенными структурными подразделениями организаций правоохранительных органов.
Работа в прокуратуре это какая служба
Статья 40.1. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров
(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция», или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция», или высшее образование по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей «Юриспруденция», с присвоением квалификации «юрист», обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 06.02.2020 N 15-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 233-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
имеет гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
(в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
имело или имеет судимость;
имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника. Порядок медицинского освидетельствования лица на предмет наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, и форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, утверждаются Правительством Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 06.11.2011 N 297-ФЗ, от 21.07.2014 N 233-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или организации прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 21.07.2014 N 233-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.
2.1. Лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе также в случае прекращения гражданства Российской Федерации.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 09.11.2020 N 367-ФЗ)
3. Лица принимаются на службу в органы и организации прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 233-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
Как попасть на работу в прокуратуру?
Молодому и ещё неопытному выпускнику юридического вуза попасть на работу в прокуратуру крайне сложно, так как вакантные места в этом учреждении появляются редко, а желающих получить работу всегда много.
Заметно легче пройти конкурсный отбор отличникам, окончивших учебное заведение, которое имеет специальную договорённость с местной прокуратурой.
Таких кандидатов принимают на свободные места вне очереди. В редких случаях на должность следователя принимают лиц, не окончивших обучение и продолжающих учиться без отрыва от трудовой деятельности.
🔍 Где искать вакансию?
Свободные рабочие места будущие сотрудники прокуратуры могут искать через отдел кадров соответствующего местного учреждения.
Здесь им подскажут, какие выдвигаются требования к соискателю для трудоустройства на конкретную должность.
Если идёт речь о студентах юридического вуза, следует заранее выяснить, есть ли договорённость между этим учебным заведением и местной прокуратурой о приёме на работу выпускников или студентов. Но, как было сказано выше, в большинстве случаев такие привилегии имеют только лица с отличными показателями по учёбе.
Ввиду перечисленных сложностей искать вакантное место лучше всего с первого курса обучения, чтобы повысить шансы на трудоустройство.
Следует отметить, что сотрудников в прокуратурах иногда не хватает, особенно в менее престижных в глазах выпускников межрайонных учреждениях. Но условия отбора на вакантные места и здесь будут достаточно жёсткими. Например, сюда не примут человека, имеющего непрофильное образование.
Особенности приёма на работу в военную прокуратуру
Что касается военных прокуратур, то кандидат должен иметь не только профильное образование, но также являться кадровым военным или пройти срочную службу. Невоенные юристы тоже могут подать документы на вакантную должность, но шансы на трудоустройство у них невысоки.
К тому же на эти должности не принимают девушек. Это связано с особыми требованиями к сотрудникам данного военного ведомства. Военные прокуроры занимаются делами нарушителей закона в армии, поэтому они должны знать все нюансы службы не понаслышке (сотруднику необходимо пройти срочную службу).
💡 Требования к соискателям
Основные требования к претендентам на вакантное место перечислены в отдельном федеральном Законе о прокуратуре.
В статье 40.1 указанного закона выдвигаются следующие требования для обоих полов (мужчин и женщин):
Для военных прокуратур, кроме соответствия перечисленным выше требованиям, претенденту необходимо пройти срочную службу или служить некоторое время по контракту. Именно по этой причине при отборе кандидатов отсеиваются соискатели женского пола. Мало кто из девушек служит в армии и при этом имеет профильное образование, требующееся по условиям трудоустройства.
Кроме того, указанный ФЗ перечисляет препятствия, не позволяющие кандидату на должность получить вакантное место. Это:
✅ Проверка и тестирование
Основным методом тестирования для приёма в ведомство является проверка психологических и личностных качеств каждого претендента на вакансию.
Широко распространено использование различных социальных опросников, например, американского MMPI (русифицированного СМИЛ) или опросника Кэттела, позволяющего составить психологический портрет соискателя.
Тестирование подобного типа позволяет одномоментно выявить максимальное количество психологических составляющих.
Для углублённого исследования специально-ориентированной направленности используются методики Лири, Д. Холланда, КОТ и другие.
Также в тестирование включаются различные вопросы, касающиеся профессиональных навыков и знаний. Выбираются они в зависимости от должности, на которую претендует человек. Например, для должностей, имеющих отношение к делопроизводству, может проверяться знание соответствующих инструкций, составленных для работы в прокуратуре.
Следует отметить, что конкурсный отбор не всегда имеет форму тестирования. Иногда проводится только собеседование. А если в него всё-таки будут включены тесты, заранее узнать все вопросы, касающиеся профессиональных знаний и навыков, невозможно: они постоянно меняются.
📋 Необходимые документы
Соискатель должен представить в кадровый отдел учреждения, где имеется вакантная должность, пакет документов:
Дополнительно рекомендуется приложить рекомендации от действующих сотрудников прокуратуры либо предоставить кадровикам письменный отзыв с места учёбы или прежнего места работы.
Важно и само учебное заведение, где учился претендент. Предпочтение обычно отдаётся выпускникам престижных государственных вузов. Особенно приветствуется профильная специализация специалиста – уголовное или гражданское право.
👇 Процедура трудоустройства
Первым этапом на пути к заветной должности является получение образования в области юриспруденции.
Для обучения необходимо выбрать государственный вуз, имеющий юридическую кафедру, либо учреждение с государственной аккредитацией. Например, в Москве престижно учиться в МГУ, Финансовом университете, РУДН, МГЮА, Институте Прокуратуры (здесь конкурс на поступление несколько ниже).
Для получения профессии военного юриста потребуется поступить в Военный университет. Одно из основных требований к его абитуриентам — прохождение срочной службы в вооружённых силах. Если срочная служба отсутствует из-за возраста или отсрочки, кандидат должен пройти военную подготовку на военной кафедре вуза.
Успешный служащий прокуратуры должен досконально знать криминалистику, административный кодекс и уголовное право.
На следующем этапе соискатель собирает все необходимые документы и подаёт их в кадровый отдел местной прокуратуры. К документам прилагается анкета. Положительные рекомендации от действующих сотрудников, в том числе и полицейских, обеспечат кандидату дополнительное преимущество. В дальнейшем: