работа какого ученого стала первым фундаментальным трудом раскрывающим основы дидактики

Великая дидактика: образовательные принципы Яна Амоса Коменского

работа какого ученого стала первым фундаментальным трудом раскрывающим основы дидактики

В каждой отрасли знания есть люди, чьи имена являются чуть ли не синонимами самой науки. Их идеи переживают государства и эпохи, и в процессе эволюции не исчезают бесследно, а продолжают в том или ином виде функционировать спустя века или становятся фундаментом для дальнейшего развития. Если говорить о педагогике, то в перечне таких людей на первое место можно вполне заслужено поставить Яна Амоса Коменского.

Онлайн-программа «Лучшие техники самообразования» научит применять различные техники и модели самообразования, с помощью которых сможете учиться быстрее, эффективнее и интереснее.

Педагог Ян Амос Коменский

Когда читаешь биографию Яна Коменского (1592-1670) даже в кратком пересказе, возникает чувство, схожее по своей природе с теми, что появляются в процессе знакомства с другими жизнеописаниями великих людей. Бесспорно, оно во многом индивидуально, но невольный вопрос: «Как можно столько всего успеть сделать за жизнь, да ещё и в стольких областях?», – возникает, наверное, у каждого.

А список того, что сделал за свою «учитель народов», поистине велик. Ещё обучаясь в университете, Я. Коменский принялся за написание своеобразной энциклопедии «Театр всех вещей». К этому же времени относится и начало работы над созданием полного словаря – «Сокровищницы чешского языка», которая продолжалась более 40 лет. Этот, а также другие его труды из данной области, сыграли очень важную роль в становлении литературного чешского языка.

После окончания обучения Я. Коменский стал работать в той же латинской школе, с которой началось его собственное образование. Но канонов традиционного воспитания, доставшихся в наследие от средневековой схоластической традиции, он не придерживался. В то время провести урок вне класса и приправить его рассказом не по учебнику, а исходя из опыта реальной жизни, как делал молодой учитель, было верхом новаторства. Кроме того, будущий «отец педагогики» совершенствовал не только практическую сторону процесса обучения, но и теоретическую. Он был убеждённым последователем идеи доступности образования для всех сословий и работал над несколькими трактатами, которые, как покажет история, навсегда изменили подход к образованию.

Над «универсальным искусством обучения всех всему», как называл дидактику сам Я. Коменский, он начал работать в 1627 г. Спустя 5 лет почти в одно время появились два его значимых педагогических труда. Один из них – «Материнская школа», первое в мире руководство по семейному воспитанию. Его основная идея сводилась к убеждению, что образование должно начинаться не со школы, а ещё раньше – в семейном кругу. Второе – «Дидактика», с которой чаще всего и ассоциируется имя Коменского, хотя он и был автором многих других учебников по разным предметам и трактатов, посвящённых отдельным аспектам педагогики (о них мы поговорим в последующих статьях).

Великая дидактика

«Дидактика» 1632 г. была написана на чешском языке. Сразу же после её публикации автор занялся дополнением и переводом труда на латынь (язык науки того времени). 4-томная «Великая дидактика» выходила в период с 1633 по 1638 г. и сегодня считается не только одним из величайших произведений Я. Коменского, но и педагогики в целом. В ней он изложил своё представление о целях образования и представил комплексный взгляд на теорию обучения.

Задачи, стоящие перед собой, автор описал во вступлении: «Мы решаемся обещать Великую Дидактику, т.е. универсальное искусство всех учить всему. И притом учить с верным успехом; так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием для той и другой стороны; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинной науке, добрым нравам и глубокому благочестию». Согласно Коменскому, это нужно не только для процветания личности, но и для блага государства. Здесь имеется контекст – в результате Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) Чехия потеряла независимость, и задача сохранения национальной аутентичности в среде интеллигенции воспринималась очень остро. Отсюда и желание поставить на службу этой цели образование.

Ещё одним важным моментом общей характеристики «Великой дидактики» является то, что автор, вопреки средневековой традиции, видит в образовании не сатанинский, а божий замысел. Он считает, что если человек рождается способным к познанию, то это позволяет говорить о его божественности. Для священника, пусть и протестантского, это было очень смелым утверждением.

Образовательные принципы Коменского: история и современность

Наука в целом и педагогика в частности сегодня сделали в сравнении с тем временем большой шаг вперёд, но, несмотря на это, главная награда ЮНЕСКО в области научных исследований и инноваций называется «медалью Коменского». Но ещё более яркой иллюстрацией его вклада является то, что хоть Я. Коменский и жил в XVII веке, основные принципы его «Великой дидактики» легко прослеживаются в современной организации учебного процесса.

Основополагающая идея системы образования Коменского – воспитание детей в духе христианской протестантской церкви. Сегодня она неактуальна, поскольку школа и церковь разделены государством, зато успешно работают другие принципы. Например, классно-урочная система. До этого ученики обучались индивидуально, а чешский педагог предложил организовывать детей в классы, где они совместно бы занимались одним и тем же предметом, на протяжении одного и того же времени. Помимо коллективности и целостности, Я. Коменский говорил и об обоеполости образования – общем образовании для мальчиков и девочек. Также он ввёл понятие школьного года и связанного с ним понятия программы. Учёба делилась на периоды, содержание которых определялось возрастом ученика.

В наше время появляются отдельные материалы и даже экспериментальные школы, критикующие классно-урочную систему как устаревшую. Тем не менее, она во всём мире остаётся доминирующей формой организации учебного процесса (конечно же, не в первозданном виде) и таких же популярных альтернатив не имеет.

Но основные нововведения реформы «старой» школы касались не организации, а самого обучения. Помимо традиционных для школ того времени «свободных искусств», Я. Коменский вводил в гимназиях обучение естествознанию, истории и географии. Всем предметам ученики должны были обучаться постепенно, от общего к частному. Так появились учебники для каждого класса, которые писались с учётом возраста и предшествующей подготовки.

Одним из главных принципов дидактики Коменского было требование наглядности. Любые научные правила и законы должны были подводить черту под доступными и понятными примерами. С высоты сегодняшних дней это может казаться несуразным, но именно «учитель народов» потребовал от педагогов связывать житейскую практику и преподаваемую в школе теорию. И сам написал «Мир чувственных вещей в картинках» – первый учебник, в котором иллюстрации использовались как дидактическое средство. А изречение Я. Коменского: «Без примера ничему не выучишься», – даже стало крылатым.

В целом подача материала должна быть сжатой, но точной, и сопровождаться не просто примерами, а примерами разнообразными, чтобы у детей формировалось максимально широкое представление о событиях и предметах. А то, как ученики усваивают новые знания, предлагалось проверять с помощью упражнений на закрепление.

В «Великой дидактике» говорилось и о требованиях к учителям. Одним из обязательных аспектов работы педагога должно было стать умение не просто давать детям информацию, а и прививать стремление к познанию, мотивировать на обучение. Революционным было и следующее суждение: «Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий».

А в завершение – о нелюбимой многими школьниками теме дисциплины, без которой, по мнению автора, школа и образование немыслимы. Для её поддержания среди учащихся сами учителя должны были подавать верный пример. Ну а основой были наставления, увещевания, а иногда и выговоры. К слову, «иногда», как показала дальнейшая практика, трактовалось каждым по-своему – во многих странах мира физические наказания школьников отменили лишь в XX веке. Но в этом вины Я. Коменского нет.

Так выглядят краеугольные идеи системы образования Я. Коменского в сжатом изложении. Познакомиться с полным текстом «Великой Дидактики» можно по ссылке.

В качестве итога отметим, что даже такой краткий пересказ основных образовательных принципов великого чешского педагога помогает оценить, насколько современная система образования построена на идеях, которым уже почти 4 столетия. Конечно, они были усовершенствованы и детализированы в ходе дальнейшего развития научной мысли, и приспособлены к требованиям времени. Благодаря этому, традиционное образование продолжает хорошо выполнять свою прямую функцию. Но тот этап развития технологий, на котором мир находится сегодня, всё больше перекраивает ситуацию. Интерактивность, геймификация, MOOC и дистанционное образование позволяют судить о том, что мы находимся в начале нового пути. И, несмотря на это, очевидно, что даже в случае революционных перемен, полностью от идей Коменского отказаться невозможно.

Отзывы и комментарии

Дополнить или уточнить существующий материал можно посредством комментариев.

Источник

Работа какого ученого стала первым фундаментальным трудом раскрывающим основы дидактики

1.Что такое «дидактика»?

2. Существуют различные подходы к классификации методов:

a. методы по характеру познавательной деятельности учителя и уча­щегося;

b. методы по источнику знаний;

c. методы по особенностям деятельности учителя и учащегося.

3. Кто впервые ввел научный оборот термин «дидактика»?

4.Один из важнейших разделов педагоги – дидактика – изучает…

5. Что из перечисленного не относится к основным задачам дидактики?

6. Работа, какого ученого стала первым фундаментальным трудом, раскрывающим основы дидактики?

7. Дидактика рассматривает обучение как процесс, именующий две стороны:

8. Овладение знаниями и способами деятельности представляет сущность?

9. Основным субъектом педагогического процесса являются?

10. Деятельность ученика и овладение им знаниями, умениями и навыками?

11. Планомерное руководство обучающим учебной деятельностью ученика?

12. При каких условиях учитель может использовать только словес­ные методы?

a) Учитель хорошо владеет словесными методами.

b) Учитель не располагает временем для проблемного изучения дан­ной темы.

c) Учитель не располагает необходимыми наглядными пособиями или не может изготовить их самостоятельно.

13. На достижение единства части и целого, элемента и структуры при овладении содержанием изучаемого нацеливает принцип:

14. Организацию педагогического процесса на основе новейших достижений психологии, педагогики, методику преподавания предполагает принцип:

15. Согласно……………, основная цель школы – развитие способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, мышления:

а) теории материального образования;

б) теории дидактического формализма;

в) теории дидактического утилитаризма;

г) проблемно-комплексной теории.

16. Содержательно-процессуальную, или внутреннюю, сторону учебного процесса характеризует:

а) форма организации обучения;

в) технические средства обучения;

г) все ответы неверны.

17. Классно-урочная система обучения – это:

б) организационная форма обучения;

в) средство обучения;

г) разновидность лекции.

18. Зачет, как метод обучения, относится к методам

19. Внутреннее строение урока, последовательность его отдельных этапов составляет содержание понятия:

20. Наглядность является

21. Систематичность и последовательность являются

22. В том случае, если педагог в процессе обучения предлагает для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания мы имеем дело с

23. Оценка различных вариантом проведения будущего урока и выбор оптимального составляет содержание понятия:

24. Воспитание, образование, обучение, формирование и развитие личности принадлежат категориальному аппарату

Источник

практическая работа педагогика. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7 (1). Практическая работа 7 Тема Обучение как педагогический процесс. Методы и средства обучения

Практическая работа №7

Тема Обучение как педагогический процесс.

Методы и средства обучения.

Задачи: 1. Сформировать у студентов понятие о сущности процесса обучения, его движущих силах и структуре, о роли и месте в системе факторов, детерминирующих развитие человека.

2. Познакомить с закономерностями, принципами, методами и средствами

Задание№1. Выполните тест

а) наука о воспитании;

б) наука об образовании и обучении;

в) наука о развитии;

г) все ответы верны.

2. Теоретическая и нормативно-прикладная наука об обучении и

3. Кто впервые ввел в научный оборот термин «дидактика»?

а) немецкий педагог В. Ратке;

б) чешский ученый-педагог Я.А. Коменский;

в) швейцарский педагог И. Песталоцци;

г) русский педагог-демократ К.Д. Ушинский.

4. Один из важнейших разделов педагогики – дидактика – изучает:

а) общие закономерности обучения;

б) принципы и методы обучения;

в) организационные формы обучения.

г) все ответы верны.

5. Что из перечисленного не относится к основным задачам дидактики?

а) определение целей образования и обучения;

в) разработка методов диагностики способностей;

г) определение форм и методов обучения.

6. Научная работа какого ученого стала первым фундаментальным трудом,

раскрывающим основы дидактики?

а) немецкого педагога В. Ратке.

б) чешского ученого-педагога Я.А. Коменского.

в) швейцарского педагога И. Песталоцци.

г) русского педагога-демократа К.Д. Ушинского.

7. Кто из русских ученых дореволюционного периода внес наибольший

вклад в развитие отечественной дидактики?

8. Дидактика рассматривает обучение как процесс, имеющий две стороны:

а) преподавание и учение;

б) обучение и воспитание;

в) обучение и развитие;

г) воспитание и развитие.

9. Овладение знаниями и способами деятельности представляет сущность:

10. Основными субъектами педагогического процесса являются …

а) учащиеся и педагоги;

в) учащиеся и социальная среда;

г) учащиеся, педагоги и социальная среда.

11. Качество обучения зависти от …

а) активности учащихся;

б) применяемых методов и форм обучения;

в) применяемых методов обучения и активности учащихся;

г) применяемых методов, форм обучения и активности учащихся.

12. Деятельность ученика и овладение им знаниями, умениями и навыками

13. Планомерное руководство учебной деятельностью ученика

г) все ответы верны.

Как вы думаете, что труднее: хорошо учить или хорошо учиться?

Обоснуйте свой ответ.

3. Решение ситуации. При решении используйте знания о формах организации, методах воспитания и обучения, стилях общения и управления детским коллективом.
Ситуация 1. Ученик отвечает урок. Материал он знает, но не может его подать; веселит своим ответом остальную группу и учителя. Мальчик доволен собой и продолжает в том же духе. Когда ему ставят «4», он не понимает за что: он отвечал, учительница ему улыбалась, – значит, ей нравился ответ. На его недоумение учитель отвечает, что он допустил много ошибок. Ребята заступились за него и попросили поставить «5», но учитель остался при своем мнении. Ребенок обиделся.

Данная ситуация возникла из-за того, что личные отношения учителя и ребенка столкнулись с деловыми. Учительница не указала на конкретные ошибки по ходу ответа ученика и после него. Он же рассчитывал, что отвечает хорошо и получит высокую оценку.

На отношение к нему других учеников сложившаяся ситуация не повлияет (ребята не изменят своего хорошего отношения к нему). А мальчик решит, что учитель несправедливо придирается к нему, и его доверие, хорошее отношение к учителю пошатнется.

Нужно назвать те ошибки, которые он допустил, озвучить их, чтобы не возникло ощущения, что учитель необъективен. При ответе он использовал специально подготовленные иллюстрации, поэтому я бы задала дополнительные вопросы, дала бы возможность получить «5».
Ситуация 2. Уважаемый учитель с большим опытом работы входит в класс и видит на доске карикатуру на себя. Она выразительная, смешная, точная. Класс молча ждет реакции учителя. Учитель с интересом рассматривает карикатуру и говорит:

– Поскольку нарисовано очень хорошо, мне жаль это стирать. Пусть художник сначала перенесет это на бумагу. Я хвалю талантливого карикатуриста.

Источник

Дидактика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:25, тест

Краткое описание

Тесты по дидактике, педагогике с ответами

Файлы: 1 файл

Тест1.docx

Программа-тест по дидактике

Студентки группы ФВ-10-2

1.Что такое «дидактика»?
а) Наука о воспитании.
б) Наука об образовании и обучении.
в) Наука о развитии.
г) Все ответы верны.

2. Теоретическая и нормативно-прикладная наука об обучении и образовании – это …
а) педагогика;
б) дидактика;
в) эвристика;
г) акмеология.

3. Кто впервые ввел в научный оборот термин «дидактика»?
а) Немецкий педагог В. Ратке.
б) Чешский ученый-педагог Я.А. Коменский.
в) Швейцарский педагог И. Песталоцци.
г) Русский педагог-демократ К.Д. Ушинский.

4. Один из важнейших разделов педагогики – дидактика – изучает …
а) общие закономерности обучения;
б) принципы и методы обучения;
в) организационные формы обучения.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.

5. Что из перечисленного не относится к основным задачам дидактики?
а) Определение целей образования и обучения.
б) Определение содержания образования и обучения.
в) Разработка методов диагностики способностей.
г) Определение форм и методов обучения.

6. Работа какого ученого стала первым фундаментальным трудом, раскрывающим основы дидактики?
а) Немецкого педагога В. Ратке.
б) Чешского ученого-педагога Я.А. Коменского.
в) Швейцарского педагога И. Песталоцци.
г) Русского педагога-демократа К.Д. Ушинского.

7. Кто из русских ученых дореволюционного периода внес наибольший
вклад в развитие дидактики?
а) В. Белинский.
б) К. Ушинский.
в) М. Ломоносов.
г) М. Добролюбов.

8. Дидактика рассматривает обучение как процесс, имеющий две стороны: …
а) преподавание и учение;
б) обучение и воспитание;
в) обучение и развитие;
г) воспитание и развитие.

9. Овладение знаниями и способами деятельности представляет сущность …
а) воспитания;
б) учения;
в) развития;
г) акмеологии;
д) социализации.

10. Основными субъектами педагогического процесса являются …
а) учащиеся;
б) общество;
в) педагоги;
г) педагоги и общественность;
е) учащиеся и социальная среда;
ж) учащиеся и педагоги;
з) учащиеся, педагоги и социальная среда.

11. Качество обучения зависти от …
а) применяемых методов обучения;
б) применяемых форм обучения;
в) применяемых методов и форм обучения;
г) активности учащихся;
д) применяемых методов обучения и активности учащихся;
е) применяемых форм обучения и активности учащихся;
ж) применяемых методов, форм обучения и активности учащихся.
з) Все ответы неверны.

12. Деятельность ученика и овладение им знаниями, умениями и навыками – это …
а) обучение;
б) образование;
в) учение;
г) развитие.

13. Планомерное руководство обучающим учебной деятельностью ученика (учащихся) – это …
а) обучение;
б) воспитание;
в) преподавание.
г) Все ответы верны.

14. Система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие личности, подготовку ее к жизни и трудовой деятельности – это …
а) цель обучения;
б) содержание образования;
в) предмет дидактики.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.

15. К числу основных элементов содержания образования не относится …
а) система знаний о природе;
б) система знаний о человеке;
в) система интеллектуальных навыков;
г) опыт эмоционально-волевого отношения к миру и людям;
е) опыт религиозного отношения к миру;
ж) система знаний об обществе;
з) система практических навыков;
и) система знаний о технике;
к) опыт творческой деятельности.

Источник

2. Существуют различные подходы к классификации методов:
методы по характеру познавательной деятельности учителя и учащегося;
методы по источнику знаний;
методы по особенностям деятельности учителя и учащегося.

4.Один из важнейших разделов педагоги дидактика изучает
Общие закономерности обучения.
Принципы и методы обучения.
Организационные формы обучения.
+Все ответы верны.

5. Что из перечисленного не относится к основным задачам дидактики?
Определение целей образования и обучения.
Определение содержания образования и обучения.
Разработка методов диагностики способностей.
Определение форм и методов обучения.

6. Работа, какого ученого стала первым фундаментальным трудом, раскрывающим основы дидактики?
Немецкий педагог В. Ратке.
Чешский ученый-педагог Я.А. Коменский.
Швейцарский педагог И.Песталоцци.
Русский педагог демократ К.Д. Ушинский.

7. Дидактика рассматривает обучение как процесс, именующий две стороны:
Преподавание и учение.
Обучение и воспитание.
Обучение и развитие.
Воспитание и развитие.

8. Овладение знаниями и способами деятельности представляет сущность?
Воспитания.
+Учения.
Развития.
Социализация.

9. Основным субъектом педагогического процесса являются?
Учащихся
Общество.
Педагоги.
Учащиеся и педагогики.
Учащиеся, педагоги и социальная среда.

10. Деятельность ученика и овладение им знаниями, умениями и навыками?
Обучение.
Образование.
Учение.
Развитие.

11. Планомерное руководство обучающим учебной деятельностью ученика?
Обучение.
Воспитание.
Преподавание.
Все ответы верны.

12. При каких условиях учитель может использовать только словесные методы?
+Учитель хорошо владеет словесными методами.
Учитель не располагает временем для проблемного изучения дан ной темы.
Учитель не располагает необходимыми наглядными пособиями или не может изготовить их самостоятельно.

13. На достижение единства части и целого, элемента и структуры при овладении содержанием изучаемого нацеливает принцип:
систематичности;
наглядности;
прочности;
научности.

14. Организацию педагогического процесса на основе новейших достижений психологии, педагогики, методику преподавания предполагает принцип:
систематичности ;
доступности;
наглядности;
научности.

16. Содержательно-процессуальную, или внутреннюю, сторону учебного процесса характеризует:
форма организации обучения;
+метод обучения ;
технические средства обучения;
все ответы неверны.

17. Классно-урочная система обучения это:
метод обучения;
организационная форма обучения ;
средство обучения;
разновидность лекции.

19. Внутреннее строение урока, последовательность его отдельных этапов составляет содержание понятия:
диагностика урока;
проектирование урока;
структура урока ;
прогнозирование урока.

20. Наглядность является
методом формирования познания;
приемом воспитания;
+дидактическим принципом ;
методом обучения.

22. В том случае, если педагог в процессе обучения предлагает для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания мы имеем дело с
дидактическим методом;
дидактическим принципом ;
дидактической формой;
дидактическим замыслом.

23. Оценка различных вариантом проведения будущего урока и выбор оптимального составляет содержание понятия:
прогнозирование урока;
диагностика урока;
планирование урока ;
структура урока.

24. Воспитание, образование, обучение, формирование и развитие личности принадлежат категориальному аппарату
психологии;
социологии;
+педагогики ;
политологии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *