работа без авторства про какого художника
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА
Мировая премьера фильма «Работа без авторства» немецкого режиссера Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка состоялась на Венецианском международном кинофестивале. Хотя там картина не получила никаких призов, Германия выдвинула ее на «Оскар-2019» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» (список номинантов на эту награду будет объявлен Американской киноакадемией 22 января, а победителей назовут на церемонии в ночь с 24 на 25 февраля).
«Работа без авторства» — единственный из всех виденных мной фильмов об искусстве, в котором точно изображен творческий процесс — от чистого холста, через все срывы и ошибки, в конечном итоге приводящие к открытиям.
Обойдясь без патетики и трагического надлома в образе главного героя, характерных для фильмов о Баскиа, Поллоке, Пикассо и ван Гоге, фон Доннерсмарк (уже получивший премию «Оскар» за фильм 2006 года «Жизнь других») смог добиться невероятной правдоподобности.
Творчество у фон Доннерсмарка становится основой повествования, раскрывающего социальное, политическое и художественное наследие, которое нацизм оставил послевоенному поколению немцев. Представителем этого поколения является и главный герой фильма по имени Курт Барнерт (его сыграл Том Шиллинг), прототипом которого стал Герхард Рихтер, один из самых дорогих ныне живущих художников.
Фильм открывается сценой бомбардировки Дрездена, которую видит ребенком Барнерт. Герой растет в образовавшейся после войны ГДР, становится учеником Йозефа Бойса и однокашником по дюссельдорфской Академии художеств персонажа, прототипом которого является художник Гюнтер Юккер. Зрители получат особенное удовольствие от того момента, когда Барнерт превращается в того самого Рихтера, которого все мы знаем. В фильме есть и антигерой — тесть Барнерта, нераскаявшийся нацист-гинеколог, на чьей совести принудительная стерилизация и уничтожение невинных, которого пугающе достоверно сыграл Себастьян Кох.
Перед показом в нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА) фон Доннерсмарк рассказал, что все самые невероятные сцены его нового фильма основаны на реальных событиях. Фильм и вправду оставляет очень правдоподобное впечатление. Впрочем, не для всех. Сидевший рядом со мной на показе дилер Антон Керн, сын Георга Базелица, назвал фильм «китчем».
Выразил недовольство результатом и сам Рихтер в опубликованном в журнале New Yorker материале о фильме. Перед началом съемок он сотрудничал с творческой группой, консультировал режиссера и даже разрешил пригласить его ассистента для воссоздания своих новаторских полотен. Фон Доннерсмарк также консультировался с Робертом Сторром, куратором ретроспективы Рихтера 2002 года в МоМА. «Это очень хорошо, но не то, чего я ожидал», — сказал Сторр, также присутствовавший на показе.
Жизнь другого: биография Герхарда Рихтера стала основой для фильма
В российском прокате — «Работа без авторства», первый за восемь лет фильм Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка. В 2008-м он прогремел своим полнометражным дебютом: драма «Жизнь других» про агента «Штази» завоевала «Оскар» и сразу открыла перед немецким режиссером двери в Голливуд. Но безликий детектив «Турист» (2010) с Анджелиной Джоли и Джонни Деппом в главных ролях столь же стремительно эти двери захлопнул. Вернувшись на родину, Доннерсмарк обратился к тому, с чего начинал: экзистенциальной драме о послевоенном прошлом Германии и свободе творчества.
На этот раз главному герою вроде бы повезло больше. Он не драматург, безнадежно запертый в ГДР, а художник, еще до строительства Берлинской стены сбежавший на Запад, где его ждало обретение собственного стиля, признание и семейное счастье. У персонажа по имени Курт Барнерт, сыгранного Томом Шиллингом, есть реальный прототип: знаменитый абстракционист Герхард Рихтер, живой классик, хорошо знакомый и российским зрителям (прямо сейчас на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина можно увидеть его работы).
Доннерсмарк, однако, показывает более ранний этап жизни Рихтера — еще до его модуляции в нефигуративное искусство. Трехчасовое повествование завершается появлением первого ноу-хау: полустертым, размытым перерисовкам реальных фотографий. Этим и объясняется название фильма: так критик на пресс-конференции охарактеризовал любительские снимки, сделанные случайно и без вмешательства художника.
Истинный автор искусства, по мнению Доннерсмарка, — сама жизнь. И любая художественная новация должна корениться в личном опыте автора. Искренность может проявиться в любой форме, но без нее искусство пусто. И неважно, соцреалистическая агитка это или претенциозная инсталляция — пафосный и пустой модернизм режиссер показывает столь же иронично, как и гэдээровские росписи на тему единства рабочих и колхозников.
Идея, в общем, не нова, но мало кому удавалось выразить ее с такой силой и честностью. Главный герой, несмотря на юность (в конце фильма ему около 30), успел пережить много трагедий. В детстве — войну и гибель любимой тети в газовой камере; в юности — потерю нерожденного ребенка. Плюс, как настоящий Рихтер, да и сам Доннерсмарк, Барнерт несет подсознательный груз вины за всё прошлое своей страны и пытается его искупить в искусстве. Получается, к счастью, у всех троих.
Главный антагонист здесь — директор гинекологической клиники, ставший тестем Барнерта. Господин Зебанд («Профессор Зебанд!» — поправляет тот) был лучшим в своем деле, он лечил жен Геббельса и Геринга, и именно ему нацисты поручили заботу о будущей чистоте арийской нации. Попав в плен после разгрома фашистов, доктор чуть не погиб, но удачно помог жене офицера советской армии во время родов — и продолжил благополучную жизнь уже при новой власти. Только теперь он говорил речи о торжестве коммунизма.
Зебанда играет Себастьян Кох. Он же был драматургом в «Жизни других». Но хотя у этих персонажей есть общие черты — тщеславие и конформизм вкупе с несомненным талантом, парадоксальное сочетание силы и слабости, — герою «Работы без авторства» Доннерсмарк не дает шанса на исправление. В этом плане «Работа без авторства» более жестока, чем нашумевший дебют, продемонстрировавший перерождение чекиста. Зато для Барнерта и его супруги (прекрасная Паула Бир из «Франца» Озона) хеппи-энд полный и безоговорочный.
Оно и понятно: Доннерсмарк явно ассоциирует себя с героем Тома Шиллинга. Истину о том, что надо создавать искусство о наболевшем, а не браться за, казалось бы, привлекательные конъюнктурные проекты, режиссер проверил на себе. Неудача с «Туристом» надолго выбила его из седла, «Работа без авторства», получившая приз Венецианского фестиваля и номинацию на «Оскар», реабилитировала. Хочется верить, что как и Барнерт-Рихтер, он усвоил урок и обрел гармонию.
Я художник, я так вижу: рецензия на фильм «Работа без авторства»
Трехчасовой номинант на премию «Оскар», неумело анализирующий историю послевоенной Германии глазами художника.
Смотрите «Работа без авторства» онлайн
Трейлер
Смотрите «Работа без авторства» онлайн
Правообладателям
Ежемесячно более 17 миллионов пользователей посещают и активно используют Film.ru.
Чтобы дать нашим пользователям возможность смотреть фильмы легально, мы приглашаем к сотрудничеству онлайн-кинотеатры.
Участие в нашей партнерской программе значительно расширит ваш охват и увеличит долю новых зрителей.
Чтобы стать партнером, отправьте заявку на адрес partner@film.ru.
Будьте готовы предоставить API на библиотеку ваших фильмов и сериалов для интеграции на Film.ru.
Еще в детстве Курт понял, что хочет стать художником — вместе с тетей он посещал выставки работ, которые нацисты назвали «дегенеративным искусством», а потом смотрел, как она играет на рояле обнаженной. Впрочем, любовался он недолго: из-за разыгравшейся шизофрении ее сначала отправили на принудительную стерилизацию, позже — в газовую камеру. В сознательном возрасте Курт, помнящий тетины советы, поступил в Дрезденскую художественную академию — там он не может реализовать свой талант из-за строгих канонов соцреализма, но влюбляется в молодую девушки по имени Элизабет. Ее отец когда-то был членом СС и врачом-гинекологом, приговорившим сотни девушки к стерилизации и эвтаназии — одной из них была тетя Курта. Он тщательно скрывал страшный секрет все эти годы, но понимает, что когда-нибудь его прошлое выплывет наружу.
Кадр из фильма «Работа без авторства»
Кадр из фильма «Работа без авторства»
Попытка создать большое кино про изувеченную войной и разделенную Германию через оптику осмысляющего свои травмы художника почему-то принесла обратный результат. «Работа без авторства» выглядит как обычный телефильм — в отличие от фон Доннерсмарка, который режиссировал скорее на автомате, высоким амбициям картины соответствуют только оператор Калеб Дешанель и композитор Макс Рихтер. Фабульно фильм и вовсе лениво проходит по всем вытоптанным дорожкам байопиков: где надо, умело манипулирует, в остальном возвышает талантливого протагониста над кучкой карикатурных героев. Особенно досталось женским персонажам, которые, видимо, добавлены в фильм для постоянных эротических сцен с крупными планами поп.
«Работа без авторства» — это старомодный в плохом смысле, нескладный и неуклюжий байопик, создатели которого считают, что количество минут в хронометраже коррелирует с монументальностью фильма. Из аналогий, близких отечественному зрителю, можно упомянуть разве что Никиту Михалкова с его эпиками «Утомленные солнцем 2» и «Солнечный удар». Однако лучше всего о фильме фон Доннерсмарка говорит его второе название — «Не отводи взгляд» (реплика тети Курта): для 188-минутной картины, которая выглядит как набор эпизодов из нескольких разных фильмов, оно кажется по-злому ироничным.
Оскорбляющая красота
Нет более лживого жанра, чем анонсы кинофильмов. Хуже только гороскопы на неделю, информация о сроках окончания работ по благоустройству и объяснительные записки о причинах опоздания на работу. «Работа без авторства» — это не фильм о художнике, не размышление о предназначении искусства и уж тем более не история творца, жившего при трех режимах. Это картина о красоте.
То есть формально все вроде бы верно. Есть главный герой Курт Барнерт, чьим прообразом стал Герхард Рихтер, один из самых дорогих современных художников, который, кстати говоря, с трудом сейчас находит слова, чтобы передать свое возмущение «Работой без авторства». Есть многочисленные рассуждения о творчестве с демонстрацией примеров. Есть три периода жизни Барнерта: в гитлеровской Германии, в ГДР и на Западе, в мире просвещенного капитализма. Фильм вообще очень четко делится на части, причем у всех почти одинаковая структура. Сперва нам всякий раз читают небольшую лекцию об искусстве: «дегенеративном», соцреалистическом, которое противопоставлено буржуазному декадансу и формализму, или современном, — а ближе к концу каждой из частей режиссер показывает либо стерилизацию девушки-ангела, либо аборт, либо — в самом финале — рождение ребенка.
Конечно, можно все списать на желание режиссера Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, уже получившего «Оскар» за свою первую картину «Жизнь других», понравиться простодушному американскому зрителю, добавив в свою коллекцию вторую лысую статуэтку, но дело, кажется, не в этом. Мелодраматически-исторический сюжет нужен ему больше для проформы. Фон Доннерсмарку не слишком интересна политика, и он вполне мог бы повторить вслед за своим героем: «Я не делаю заявлений — я создаю образы». О живописи и работе художника у режиссера, кажется, вообще довольно смутные представления, хотя его пародии и на соцреализм, и на современное искусство выглядят точными и забавными. Но это фильм не о творцах и не о нацистских преступниках, а о людях, завороженных красотой. Красотой, данной нам в самых разных ощущениях — зрительных, как у главного героя, слуховых, как у его тети, которая купается в звуках автобусных гудков и для которой вся вселенная сосредоточена во втором «ля» на фортепиано Блютнера в доме семьи Май в Гросшенау, или даже тактильных, как для профессора ван Вертена, чей мир состоит из войлока и жира.
Да и сам фильм очень красив. «Ты так красива, что это почти не романтика, — говорит Курт своей будущей жене (разумеется, при свете полной луны в ночном небе). — Тебя слишком легко любить». «Работа без автора» так красива, что это почти неприлично. На своей лекции ван Вертен, цитируя скульптора Вильгельма Лембрука, говорит: «В каждом произведении искусства должно быть что-то от первых дней творения». И фон Доннерсмарк снимает так, как будто до «Работы без авторства» в безвидном и пустом мире не существовало ни одного фильма. Барнерт сидит на роскошном дубе и, любуясь живописными окрестностями, прозревает устройство вселенной. Его божественная жена, сбросив одежду, медленно спускается по лестнице со словами: «Я беременна». Во время бомбардировки в воздухе медленно кружатся кусочки серебряной фольги, сброшенные, чтобы создать помехи радарам. За последнюю сцену режиссера, кстати, чуть не распяли в Германии: в ней под Dixit Dominus Генделя союзники бомбят Дрезден, обнаженные женщины идут в газовую камеру, а солдаты умирают на поле боя — все это страшно и бесстыдно красиво.
«Правда прекрасна», — повторяют герои фильма как мантру, и в конце истории эта формула обретает новый смысл. Если все, что правдиво, прекрасно, то все прекрасное правдиво, и однажды Барнерт, нарисовав картину, помимо собственной воли раскрывает тайну, связанную с прошлым его семьи. Впрочем, художник, кажется, не догадывается о своем открытии, да оно его, в общем, и не интересует. Важнее всего для него красота, как и для режиссера, которого не волнует ни происхождение этой красоты, ни ее автор. Не случайно главный герой, которого играет Том Шиллинг, кажется персонажем не то чтобы бесцветным, но несколько упрощенным. «Работами без авторства» называет картины Курта Барнерта тележурналист со страшными зубами, но это определение можно применить ко всему вокруг: как нам неоднократно сообщали, не существует ни автора, ни бога. Есть только созданная тем, кого нет, красота. И люди, которые, однажды ощутив ее присутствие в мире, навсегда сходят с ума.
ОгласКА: Рецензия Киноакадемии на фильм «Работа без авторства»
1. Персонажи. Фильм, претендующий едва ли не на историчность, слишком красит своих героев в белые и черные цвета. Максимально злодейский отец Элли, связанный с главным героем темным прошлым, максимально добрые влюбленные. «Серых» персонажей в фильме просто нет. В какой-то момент создается ощущение, что смотришь не немецкий фильм об искусстве, а американскую попсу.
Мое мнение будет непопулярно, но «Работа без авторства» похожа как раз на те самые картины Курта, которые сначала были созданы прекрасными и пронзительными, а затем замазаны, потеряв в выразительности и оригинальности. Впрочем, я признаю, что у меня к каким-то моментам фильма чисто личная неприязнь, а зритель, любящий размышлять об искусстве, останется фильмом доволен. Так что, несмотря на некоторый негатив, к просмотру все равно рекомендую.
Евгений S.h.
Фильм «Работа без авторства», как и жизнь молодого художника Курта Барнерта (Том Шиллинг), условно поделен на два этапа:
1. Детство, затронутое фашизмом, который пропагандирует превосходство одной нации над другими, но не прощает даже чистокровных арийцев за наличие у них недееспособности.
2. Юность под знаменами «красных» победителей нацистов, строящих и восхваляющих на территории социалистической ГДР коммунизм и отвергающих любое пагубное влияние капиталистического Запада на молодые умы.
Все случившиеся с главным героем события в эти периоды жизни формируют в юноше гения своего времени. Фильм Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка является доказательством того, что на любой период в истории человечества, даже самый ужасный и тяжелый, всегда найдется свой гений, который найдет луч света даже в самом темном царстве. И никакой режим и никакая война не станет для него помехой, не сможет помешать творить, нести свои произведения в массы. Такой человек всегда разглядит правду, какой бы страшной и невыносимой она не была, найдет нечто прекрасное и вдохновляющее для себя и своих потомков.
Не факт, что это тот фильм, к которому вы захотите вернуться в ближайшее время, но «Работа без авторства» не оставит равнодушным никого, даже самого далекого от искусства человека.
Stefa
Режиссер и сценарист Флориан Хенкель фон Доннерсмарк («Турист», «Жизнь других») определенно обладает своим видением/мнением. Как свободный художник он не боится изобразить мир таким, каким он и является – пошарканным, тусклым, несправедливым, но оставляет при этом в сердцах зрителей надежду на справедливость, надежду обрести смысл.
«Работа без авторства» – очень многогранное кино, так сказать, о высоком. рассказанное весьма тяжелыми инструментами. Как кисть художника, она резкими мазками проходится по нашему лицу, рисуя грусть и печаль. Смывает с нас фальшь, оставляя лишь истину. Курт Барнерт находится в поисках себя, в поисках настоящего, но что есть «Я»? Тот, кем ты был в прошлом или тот, кем стал? Сюжет базируется на биографии немецкого художника Герхарда Рихтера, на долю которого выпало немало невзгод, но, несмотря на все трудности, он шел к своей цели. Найти правду – найти себя. Авторская картина для всех, кто хочет насладиться прекрасными видами, отличной актерской игрой и музыкальным сопровождением. А на что пойдете вы, чтобы узнать правду и рассказать о ней миру?
OlegD
Фильмы Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка подобны музыке, которая прочно закрепляется на подкорке мозга и звучит там не переставая, порой напоминая о себе в самые неожиданные моменты. Для кино о живописи «Работа без авторства» удивительно музыкальна. Все ключевые моменты, пожалуй, связаны скорее со звуками, чем с картинкой. Возможно, это эффект таланта композитора Макса Рихтера, чьи мелодии неизменно задевают душевные струны, но тут кроется и нечто большее. Фон Доннерсмарк вкладывает в свой фильм много подтекста, часто выводя важные события за рамки объективности и обозначая их деликатными намеками. Тем самым он избегает главной ловушки кинематографистов: драматизировать материал до такой степени, что в него перестаешь верить. Героям «Работы без авторства» веришь всегда, будто переживая все их невзгоды с ними вместе, далеко не в последнюю очередь благодаря маститым актерам в главных ролях.
Понимаете, кинематограф столь разнообразен и его так много, что со временем он начинает смешиваться в один сумбурный, яростный поток, где сложно различить одно от другого. Однако такие фильмы как «Работа без авторства» будут выделяться всегда, как редкий пример потрясающей истории, которая попала в руки правильного рассказчика. Повторить это специально – невозможно, все равно, что пытаться поймать молнию в бутылку. Здесь не работают ни голливудские формулы, ни прекрасные технические аспекты (хотя и они важны, не зря же Калеб Дешанель был номинирован на премию Оскар за операторскую работу). Ты смотришь, затаив дыхание, как на твоих глазах разворачиваются жизнь и искусство, взболтанные, но не смешанные. Американские локализаторы как в воду глядели, когда нарекли фильм «Never look away» (на английском), ведь от этого трехчасового действа и вправду невозможно отвести взгляд.
Не менее сложны и противоречивы роли второго плана: странный профессор Антониус ван Вертен (Оливер Мазуччи), трепетная тетушка Элизабет (Саския Розендаль), нежная Элли (Паула Бир) и каждый персонаж пьесы. Даже массовка не оставит вас равнодушными: пример, душераздирающий эпизод в психиатрической лечебнице.