пятый элемент какой год выпуска
Пятый элемент, 1997
Пятый элемент смотреть онлайн
Похожие фильмы онлайн
XXIII век. Вселенная на грани гибели. Единственная надежда человечества – Пятый Элемент, который прилетает на Землю раз в пять тысяч лет с целью защитить людей, используя камни четырех стихий: огонь, вода, земля и воздух. Но космический корабль Мондошаванов, который доставлял на Землю Пятый Элемент, был атакован и уничтожен Мангалорами, космическими наёмниками.
Группа ученых на месте крушения собирает останки некоего существа, выделяет его ДНК и воссоздает Пятый Элемент, им оказывается красивая девушка Лилу.
Испуганная Лилу сбегает из лаборатории, «падает на голову» случайно подвернувшемуся таксисту – Корбену Далласу и с его помощью уходит от преследования полицией. Корбен помогает Лилу добраться до ее цели – священника Вито Корнелиуса. По пути Корбен влюбляется в Лилу и решает помочь ей завершить миссию.
В это же время злодей Жан-Батист Эмануэль Зорг с помощью Мангалоров собирается добыть камни стихий и не допустить, чтобы Лилу спасла Вселенную.
Люк Бессон написал первую версию сценария этого фильма еще в старших классах. Он совершенствовал и переписывал сценарий более 20-ти лет. К 1991 году сценарий насчитывал 400 страниц.
«Божественный язык», на котором говорит Лилу, был придуман режиссером Люком Бессоном, а затем усовершенствован Миллой Йовович. Язык насчитывал 400 слов. Бессон и Йовович общались на нем и писали друг другу письма для практики. К концу съемок они могли свободно разговаривать на этом языке.
Для Gaumont на тот момент производство «Пятого элемента» стало самым дорогим за всю историю студии. Также «Пятый элемент» стал самым дорогим фильмом, снятым за пределами Голливуда.
Когда Корбен первый раз видит Лилу, она говорит на «божественном языке». Люк Бессон не рассказал Брюсу Уиллису, о чем именно будет монолог. Реакция Уиллиса – настоящая.
Мангалоры в фильме носят специальные очки. Такие очки скрывали глаза актеров, которые были видны сквозь маску, и экономили затраты на грим.
Милла Йовович обошла более 3000 претенденток на роль Лилу. Среди них были Джулия Робертс и Элизабет Беркли.
Мел Гибсон и Жан Рено рассматривались на роль Корбена Далласа.
Самым легким в создании фильма Люк Бессон называет утверждение на роль Брюса Уиллиса. «Я приехал в Нью-Йорк. Он прочитал сценарий. Через два часа он согласился на роль».
Изначально фильм должен был стать трилогией. Люк Бессон написал все три сценария, но позже объединил их в один фильм.
«Пятый элемент» был фильмом открытия Каннского фестиваля в 1997 году.
Миниатюру, изображающую Нью-Йорк будущего, строили 9 месяцев. Ее высота составила 6 метров, а длина более 24 метров.
Когда оперная певица Инва Мула увидела партитуру арии Дивы Плавалагуны, которую ей предстояло исполнить, она сказала, что человек физически спеть такое не способен, так как человеческий голос не может так быстро менять ноты. Поэтому она пела ноты по отдельности, а не всю мелодию. Затем записи были обработаны и положены на музыку.
Фраза Корбена Далласа «Я знаю только два языка: английский и матерный английский.» (ориг. «look lady, I only speak two languages, English and bad English.») является импровизацией Брюса Уиллиса.
Джейми Фокс мог сыграть Руби Рода.
Люк Бессон описал Зорга тремя словами: «дэнди», «нувориш», «Гитлер».
Дизайном костюмов занимался легендарный кутюрье Жан-Поль Готье. Также он лично проверял костюмы на всех актерах массовки.
Люк Бессон специально снимал экшн-сцены при ярком дневном свете, в противовес устоявшемуся изображению сцен в темных коридорах космических кораблей в классических научно-фантастических фильмах. По словам режиссера, он хотел изобразить будущее ярким, «радостно-безумным», а не темным и реалистичным.
СОДЕРЖАНИЕ
участок
В 2263 году великое зло появляется в глубоком космосе в виде гигантского живого огненного шара. Он уничтожает вооруженный космический корабль Земли, когда тот направляется на Землю. Священник Вито Корнелиус, в настоящее время контактирующий с людьми Мондошавана на Земле, информирует президента Федеративных территорий об истории великого зла и об оружии, которое может его остановить.
Даллас доставляет ее Корнелиусу и его ученику Дэвиду. Они узнают в ней Пятый элемент. Когда Лилу приходит в себя, она говорит Корнелиусу, что камней не было на борту корабля Мондошаван. Одновременно мондошаваны сообщают правительству Земли, что камни были переданы инопланетной оперной певице, диве Плавалагуне. Зорг нарушает сделку с Мангалорами за то, что они не смогли получить камни, в результате чего некоторые из них погибли. Военные Земли отправляют Даллас на встречу с Плавалагуной; сфальсифицированный радиоконкурс обеспечивает прикрытие, награждая Даллас роскошным отдыхом на борту летающего отеля на планете Флостон в сопровождении яркой ведущей ток-шоу Руби Род. Он включает в себя концерт Плавалагуны. Узнав, что Лилу разделяет его миссию, Даллас позволяет ей сопровождать его. Корнилий поручает Давиду подготовить храм, а затем улетает на роскошный космический корабль. Экипаж Мангалора, преследуя камни для себя, также незаконно сел на корабль.
Когда великое зло приближается к Земле, все четверо встречают Давида в храме. Они развертывают камни, но Лилу, узнав об ужасной истории войн человечества, отказался от жизни. Даллас признается ей в любви и целует ее. В ответ Лилу объединяет силу камней, излучая божественный свет на великое зло и побеждая его. Она и Даллас приветствуются как герои, и, пока высокопоставленные лица ждут, чтобы поприветствовать их, двое страстно обнимаются в палате выздоровления.
Бросать
Производство
Эффекты
Среди масштабных моделей, использованных для съемок, были здания, увиденные в Нью-Йорке. Десятки многоквартирных домов и 25 небоскребов высотой около 20 футов (6,1 м) были построены в масштабе 1/24. На создание всех моделей у команды из 80 человек ушло пять месяцев. Окна зданий были названы командой одной из самых трудоемких задач, наряду с деталями за окнами, такими как мебель, жалюзи, лайтбоксы и крошечные плоские предметы искусства. Виртуальные наборы, созданные в цифровой среде, были созданы для улучшения использования миниатюр. Камеры управления движением перемещались по масштабным наборам, а собранные ими данные экспортировались для отслеживания и создания компьютерной анимации и систем частиц. Другие используемые методы включали цифровые матовые рисунки для фона и математическую модель NURBS для определенных анимаций, включая последовательность, в которой реконструируется тело Лилу.
Автомобили из фильма на выставке в Париже к 20-летнему юбилею
Камень стихии воды
Масштабная модель такси Корбена
Саундтрек
Выпускать
Первоначальный отбор
Театральная касса
Критический ответ
Однако фильм подвергся резким рецензиям, в которых выражалось неодобрение его преувеличенного стиля. Тодд Маккарти из Variety писал: « Пятый элемент, в значительной степени неудачная попытка европейцев сделать фантастику в американском стиле, состоит из мешанины элементов, которые неудобно сливаются». Дэвид Эдельштейн из Slate был еще более критичным, сказав: «Это может быть худший фильм, который когда-либо был снят, а может и не быть, но он один из самых безумных».
Наследие
Уиллис положительно отзывался о фильме в интервью 1999 года, заключив, что «это было очень весело снимать». Такер и Йовович также положительно отзывались как о своем опыте создания фильма, так и о работе с Бессоном в интервью для DVD Ultimate Edition ; Йовович описал Бессона как «первого действительно потрясающего режиссера, с которым я работал». На вопрос в интервью 2014 года, понравился ли ему фильм, Гэри Олдман ответил: «О нет. Я не могу этого вынести». В 2011 году он объяснил: «Это я пел на ужин, потому что Люк пришел и частично профинансировал [мой фильм] Nil by Mouth ».
Похвалы
Домашние СМИ
Первый выпуск фильма на Blu-ray 20 июня 2006 года подвергся критике за плохое качество изображения по стандартам Blu-ray и отсутствие специальных функций. Sony ответила на жалобы, что было названо «крайне редким ходом», предоставив обновленную версию Blu-ray, выпущенную 17 июля 2007 года, а также предложила замену программе обмена для клиентов, недовольных оригинальной версией Blu-ray. Бен Уильямс с Blu-ray.com заявил, что обновленная версия «полностью» компенсирует некачественный исходный выпуск, и похвалил ее за высокое качество видео и звука; однако он критиковал продолжающееся отсутствие специальных функций.
Ремастер 4K, посвященный 20-летнему юбилею, был выпущен на Ultra HD Blu-ray 11 июля 2017 года.
Пятый элемент
Рейтинг:
Кинопоиск 8,18 IMDb 7,6
Страна:
Длительность:
Режиссер фильма «Пятый элемент»:
Актеры фильма «Пятый элемент»:
Содержание фильма «Пятый элемент»:
Фильм «Пятый элемент» (The Fifth Element, 1997) – комедийная лента в жанре фантистического боевика. Картина, снятая именитым режиссёром Люком Бессоном, стала в некотором роде культовой.
Сюжет фильма «Пятый элемент»
Нынешний представитель Мондошаванов на Земле, священник Вито Корнелиус ( актёр Иэн Холм ), сообщает Президенту Федеративных Территорий об оружии. При возвращении на Землю Мондошавы попадают в засаду Мангалорцев, нанятыми Жаном-Батистом Эммануилом Зоргом ( актёр Гари Олдмэн ), для захвата камней.
Корабль Мондошаванов уничтожен, оторванная рука в металлической перчатке из саркофага Пятого Элемента содержит живые клетки – вот всё, что уцелело. Учёные доставляют её в нью-йоркскую лабораторию, где восстанавливают из него женщину по имени Лилу ( актриса Мила Йовович ).
Испуганная незнакомым окружением, она сбегает из заключения, прыгает с высокого выступа, врезаясь в летающее такси Корбена Далласа ( актёр Брюс Уиллис ), бывшего майора спецназа. Он доставляет Лилу Корнелиусу и его ученику Дэвиду, и выясняется, что она Пятый Элемент.
Камни стихий не были на корабле Мондошаванов, они у дивы Плавалагуны ( актриса Майвенн Ле Беско ). Выжившие Мангалорцы хотят захватить артефакты из мести. Генерал Мунро приказывает Далласу отправиться под прикрытием на планету Флостон, для встречи с Плавалагуной в летающем отеле.
Даллас берёт Лилу с собой. Дэвид подготавливает храм для размещения камней. Плавалагуна погибает, когда Мангалоры нападают на отель, но Далласу удается забрать камни. Он убивает лидера злодеев.
Даллас, Корнелиус, Лилу и Руби Род ( актёр Крис Такер ) спасаются с камнями на борту космического корабля Зорга. В оружейной камере храма герои расставляют камни и активируют их соответствующими элементами. Лилу, разочарованная в человечестве, отказывается сотрудничать. Даллас говорит девушке, что любит её, после чего целует. В ответ Лилу объединяет силу камней. Она высвобождает божественный свет, направляя его в великое зло, чтобы разрушить его.
Смотреть «Пятый элемент» онлайн.
Фото фильма «Пятый элемент»:
Пятый элемент какой год выпуска
Сценарий к «Пятому элементу» Люк Бессон начал писать ещё в 16 лет, а на момент выхода фильма ему было 38.
В 1991 году у Бессона было 400 страниц сценария, и кинокомпания Gaumont заинтересовалась проектом. Бессон нанял художников, с которыми вместе придумывал, как будет выглядеть Нью-Йорк будущего. Художником по костюмам пригласили Жан-Поля Готье. Подготовительная работа заняла около года, затем Бессон обратился к Мэлу Гибсону и Брюсу Уиллису с предложением главной роли. Гибсон сразу отказался от роли, а Уиллис заинтересовался, но отнёсся с осторожностью к проекту.
Первоначально Люк планировал снять три фильма, но в конечном итоге сценарии для трёх фильмов были сжаты в один.
Жан-Поль Готье лично проверил костюмы пятисот статистов, которых задействовали в одной из сцен.
Люк Бессон сделал героя таксистом, потому что его отец подрабатывал на второй работе в качестве таксиста. Отец устроился на вторую работу для того, чтобы сын мог ходить в художественную школу. В качестве дани уважения к своему отцу у Бессона практически в каждом фильме есть персонаж-таксист.
Бессон искал спонсоров, которые бы смогли вложить в картину 100 млн. долларов — огромные деньги для французского кино. В 1992 году производство было остановлено.
Бессон даже во время съёмок «Леона» 1994 года упорно продолжал работать над сценарием «Пятого элемента», сокращая сценарий и пытаясь уменьшить бюджет до 90 млн. долларов. В итоге Columbia Pictures согласилась профинансировать проект, и Бессон решил не брать известного актёра на главную роль, чтобы сократить затраты.
Но неожиданно он пересекся у одного из продюсеров с Брюсом Уиллисом, который спросил, как поживает проект и нужен ли ещё актер на главную роль, на что Люк Бессон ответил, что на гонорар Уиллису не хватает денег. На это Брюс сказал, что если понравится сценарий, то они сработаются. В общем, так и получилось.
Гари Олдмана сразу пригласили на роль злодея Зорга, так как Бессон считал его одним из лучших актеров современности.
О работе с Олдманом режиссёр Люк Бессон, снявший его в «Леоне» и «Пятом элементе» отзывался так:
Гари, я думаю, один из пяти лучших актёров в мире. Это невероятный актёр. Я был на съёмочной площадке, а он был в костюме Зорга, и мы говорили о шекспировской классике — «Гамлете». Он сказал: «Да, я играл Гамлета десять лет назад в Лондоне». Я спросил: «Но как ты можешь упомнить все три часа Гамлета?». Он сказал, что это не так уж трудно. Я говорю: «Но десять лет спустя ты помнишь хоть несколько строк?». Он отвечает: «Я помню всё». Я ему: «В каком смысле? Значит, если я скажу: „Акт 2. Сцена 3…“», и тут он просто начал читать Шекспира. В костюме Зорга посреди космического корабля.
Кевин Костнер рассматривался на роль генерала Манро.
Язык, на котором разговаривает Лилу, Люк Бессон придумал сам. В нем около 400 слов. Мила Йовович в перерывах от съёмок совершенствовала этот язык, разговаривая с режиссёром и приводя в восторг всю съёмочную бригаду. Выучить новый язык Миле Йовович было не очень сложно, поскольку на момент съёмок она свободно разговаривала на четырёх языках.
Когда начались съёмки, гримёры решили покрасить волосы Милы Йовович из натурального цвета в фирменный оранжевый. Однако из-за того, что её волосы приходилось регулярно перекрашивать, чтобы сохранить яркий цвет, волосы Милы быстро повредились и стали ломкими. В конечном счёте специально для Милы Йовович был создан парик оранжевого цвета, который актриса носила до момента окончания съёмок.
Часть арии Плавалагуны спета не человеческим голосом, а создана на компьютере (вот этот момент в финале). Считалось, что человек не может исполннить эту партию, но вот пример, доказывающий обратное:
Кстати, Бессон был женат на актрисе Майвенн Ле Беско, сыгравшую Диву Плавалагуну, но во время съёмок расстался с супругой ради Милы Йовович.
Режиссёр очень хотел снять фильм во Франции, но не смог найти подходящих условий, поэтому отправился в Англию на киностудию Pinewood. Сцену с оперой снимали в Королевском оперном театре. А египетские эпизоды были сняты в Мавритании.
Взрыв в главном зале Флостона был самым большим из когда-либо снятых взрывов в помещении. Возникший пожар почти вышел из-под контроля. На тушение ушло двадцать пять минут.
Интересно, что Бессон требовал, чтобы съёмки эпизодов проходили в светлое время, потому что он терпеть не мог научно-фантастические фильмы, в которых действие происходит в тёмных коридорах космических кораблей, на слабоосвещённых планетах.
«Пятый элемент» стал самым дорогим французским фильмом всех времён и на тот момент был самым кассовым французским фильмом, собрав в прокате по миру 263 млн. долларов. В 2011 году его обогнала драма «1+1», собрав 426 млн. долларов.
«Пятый элемент»: от безумной идеи к безумному фильму
Что особенно символично, это происходит в год двадцатилетнего юбилея «Пятого элемента» — пожалуй, самого «народного» из фильмов французского режиссёра и его самой яркой фантастической работы. Давайте вспомним, из чего сложился успех культовой картины Бессона.
Первый элемент. Идея
По словам Бессона, он начал придумывать мир «Пятого элемента» ещё подростком. Родители будущего режиссёра развелись, когда ему исполнилось 10 лет. У Бессона не было ни братьев, ни сестёр, ни близких друзей, так что с помощью фантазии он пытался уйти от одиночества в реальном мире.
Действие придуманного Бессоном сюжета разворачивалось в XXIII веке. Главным героем был водитель летающего такси по имени Залтман Блерос (Zaltman Bleros). Он выигрывал путешествие на планету-курорт Флостон и встречал там прекрасную девушку Лилу, которой на самом деле было более двух тысяч лет.
Многое в сюжете Бессона явно навеяно мультфильмом «Тяжёлый металл» 1981), а конкретно его фрагментом «Гэри Кэньон». Нью-Йорк будущего, таксист, спасающий девушку, таинственный артефакт, зло в виде шара из космоса…
Повзрослев, Бессон не оставил задумку и продолжал её развивать, написав много черновиков сценария. Говорят, один из них насчитывал более 400 страниц и предполагал целую кинотрилогию. Но к тому моменту Бессон уже начал снимать собственные фильмы и отлично понимал, что не сможет реализовать подобный мегапроект. Так что он пошёл на компромисс: выбрал лучшие идеи и уложил в стандартный хронометраж.
Даже после этого перспективы «Пятого элемента» выглядели достаточно туманными. Реализация проекта требовала огромных денег, добыть которые во Франции на тот момент не представлялось возможным.
Второй элемент. Визуализация
Бессон начал с того, что собрал команду лучших в мире иллюстраторов и дизайнеров. В неё, помимо прочего, вошли художники комиксов, вдохновивших Бессона: Жан «Мёбиус» Жиро (создатель «Инкала», «Герметического гаража» и мультфильма «Повелители времени») и Жан-Клод Мезьер (создатель того самого «Валериана»), а костюмами занимался известный модельер Жан-Поль Готье.
Они должны были визуализировать вселенную «Пятого элемента» — Землю XXIII века, космические корабли и диковинных пришельцев. Бессон не хотел идти по избитому пути и изображать будущее в мрачных и депрессивных тонах, как это принято в жанре. Режиссёр видел яркий и жизнерадостный мир, полный эмоций, впечатлений и юмора.
Жан-Клод Мезьер проработал интерьеры и дизайн машин для фильма
Жиро и Мезьер выполнили множество красочных концепт-артов, которые стали визуальным ориентиром для будущей картины. Каждый может убедиться, насколько они похожи на итоговый фильм.
Про «Инкал»
Ходоверсум: жестокая и бесстыдная вселенная Ходоровски
Рассказываем про мир «Инкала» и «Метабаронов» — безумных, философских и очень оригинальных комиксов от режиссёра несостоявшейся «Дюны».
Мёбиус создал персонажей и корабли
Готье же придумывал костюмы для обитателей мира будущего. С ним связана одна анекдотическая история. Дело в том, что Бессон очень хотел, чтобы роль ведущего Руби Рода (в раннем сценарии персонажа звали Лок Род) исполнил не кто иной, как Принс.
Держа в уме образ певца, Готье создал ряд весьма эксцентричных нарядов. В его видении тело персонажа должны были окутывать сети, через которые пробивались длинные пряди искусственных волос. А ещё, уж простите наш французский, у него была искусственная задница.
В таком костюме пришлось бы щеголять Принсу
В 1992 году певец прилетел с туром в Париж. Бессон решил воспользоваться этой возможностью и пригласить Принса сняться в фильме. Однако вместо того, чтобы лично пойти на встречу, он отправил на неё Готье, вооружённого целой стопкой своих работ. Видимо, режиссёр полагал, что кутюрье сумеет лучше объяснить заокеанскому гостю, как будет выглядеть его герой. К тому же ранее Принс несколько раз посещал показы Готье, и Бессон надеялся, что певец серьёзнее отнесётся к его визиту.
Он не учёл, что кутюрье, мягко говоря, не в совершенстве знал английский.
По воспоминаниям Готье, он поприветствовал Принса на ломаном языке Шекспира, после чего принялся показывать ему свои работы. Принс молча разглядывал их, не проявляя никакой реакции. В какой-то момент Готье решил, что нужно лучше объяснить певцу суть костюма, особенно декоративную филейную часть. Он показал на свою пятую точку, затем шлёпнул по ней и сказал: «Faux cul!» — в переводе с французского «искусственная задница».
После этого Принс подал знак своей охране и немедленно покинул помещение. Готье подумал, что после эффектной демонстрации певец, должно быть, решил немедленно отправиться на встречу с режиссёром.
Эскизы футуристических костюмов от Готье
Позже Бессон сказал Готье, что, дескать, Принс счёл его дизайн очень забавным, но, по мнению певца, костюм выглядел уж слишком женоподобно, и у него попросту не нашлось свободного времени на съёмки, так что пришлось отказаться от предложения.
А ещё позже Готье вдруг понял, что из-за акцента его «faux cul!», скорее всего, прозвучало похоже на «fuck you!».
Третий элемент. Успех «Леона»
Потеря Принса была, конечно, досадной, но далеко не главной проблемой будущего фильма. Всё упиралось в извечный вопрос — где взять деньги. Во Франции так и не нашлось инвесторов, готовых вложить 100 миллионов долларов во вселенную Бессона, несмотря на впечатляющие концепты его команды.
В то время такие бюджеты могли обеспечить лишь голливудские студии. А это означало несколько вещей. Во-первых, фильм нужно было снимать на английском языке. Во-вторых, на главную роль требовалось взять большую звезду мирового уровня, способную привлечь много зрителей.
Пока «Пятый элемент» пребывал в «производственном аду», Мезьер использовал свои концепты в комиксах про Валериана
Бессон изначально предполагал снять в «Пятом элементе» своего постоянного соратника Жана Рено. Но, несмотря на всю его харизму, Рено было далеко до статуса звезды категории А. Поэтому сценарий «Пятого элемента» перевели на английский, а Бессон начал рассылать предложения сыграть главную роль в фильме крупным голливудским звёздам, в частности — Мелу Гибсону и Брюсу Уиллису. Что касается роли Лилу, предложение получила Джулия Робертс.
Из актёров идеей заинтересовался лишь Уиллис. Но, как известно, в Голливуде всё меняется в мгновение ока. Коммерческие провалы «Гудзонского ястреба», «Билли Батгейта» и «На расстоянии удара» серьёзно подкосили репутацию актёра. Многим казалось, что звезда Брюса близка к закату, его перестали рассматривать как актёра, способного вытянуть блокбастер.
Без студии и звезды проект забуксовал. В декабре 1992 года Бессону пришлось свернуть все работы над «Пятым элементом».
Чтобы не терять времени зря, режиссёр решил по-быстрому снять какое-нибудь простое, не требующее особых затрат кино, которое могло бы принести хорошие деньги. Выбор пал на историю необычных отношений девочки-подростка и киллера Леона. Бессон написал сценарий всего за месяц, на съёмки потребовалось ещё три.
Работа над «Леоном» стала для Бессона весьма полезным опытом. Он получил возможность поработать с американскими актёрами, подтянуть английский, лучше узнать особенности местной кинокухни и завязать полезные знакомства на студии Columbia Pictures, софинансировавшей картину. Кроме того, режиссёр постепенно перерабатывал сценарий «Пятого элемента», уменьшая размах действия.
Роль Корбена мог бы с успехом сыграть Жан Рено
«Леон» вышел в прокат осенью 1994 года и укрепил репутацию Бессона как коммерчески успешного режиссёра. После успеха фильма он показал боссам Columbia Pictures переработанный сценарий «Пятого элемента». В этот раз они поверили Бессону и заключили с французской студией Gaumont соглашение о совместном финансировании и производстве картины.
Четвёртый элемент. Актёры
Брюс Уиллис — один из немногих, кто с самого начала верил в «Пятый элемент»
Когда Бессон наконец заполучил необходимую финансовую поддержку, он пришёл к выводу, что лучше взять на главную роль менее известного актёра: это позволило бы сэкономить на бюджете. Можно лишь гадать, кто мог исполнить роль Корбена Далласа (возможно, всё тот же Жан Рено), но вмешался случай.
Бессон находился на совещании в офисе продюсера Columbia Барри Джозефсона, когда там раздался телефонный звонок. Звонил не кто иной, как Брюс Уиллис. К тому моменту крепкий орешек снова был на коне, восстановив свою звёздную репутацию «Криминальным чтивом». Уиллис звонил продюсеру по поводу совершенно другого фильма. Но Бессон решил воспользоваться случаем и поздоровался с Уиллисом, как бы между делом сообщив ему, что «Пятый элемент» наконец-то запускают в производство — уже с кем-то менее известным.
После небольшой паузы Уиллис неожиданно произнёс: «Если мне понравится сценарий, мы можем договориться». Бессон незамедлительно выслал ему рукопись. Прочитав сценарий, Уиллис практически сразу же согласился на участие в фильме.
Поиски актёра, который сыграет злодея Зорга, тоже оказались очень быстрыми. Бессон так впечатлился работой, проделанной Гэри Олдманом на съёмках «Леона», что без колебаний предложил ему эту роль. Тот дал согласие, даже не читая сценарий.
Гэри Олдман в роли главного злодея достался «Пятому элементу» в наследство от «Леона»
А вот найти сам пятый элемент оказалось значительно сложнее. В кастинге на роль Лилу приняло участие около трёх тысяч девушек. Бессон лично отсмотрел около 300 претенденток. Каждую из них он просил без запинок произнести имя героини: «Лилуминай Лекатариба Ламиначай Экбат де Сэбат».
Во время первых проб Мила Йовович не слишком впечатлила Бессона, и он вряд ли отдал бы ей роль. Но актриса взяла дело в собственные руки — подстроила «случайную» встречу с режиссёром и убедила его, что она и есть та самая Лилу, которую он искал все эти годы.
Впоследствии Бессон и Йовович разработали около 400 слов и словосочетаний «божественного языка», на котором разговаривала её героиня. К концу съёмок они свободно на нём общались и даже переписывались. Неудивительно, что между ними завязались романтические отношения.
Брак Люка и Миллы продлился, увы, недолго — они развелись через два года, сразу после не столь удачной «Жанны д’Арк»
Роль священника Вито Корнелиуса исполнил Иэн Холм (знаменитый Эш из «Чужого» и будущий Бильбо), а Руби Рода в конечном счёте сыграл комик Крис Такер. В небольшом камео в фильме засветился друг Бессона, режиссёр Матьё Кассовиц. Он сыграл незадачливого бандита в шляпе-фотографии, который пытался ограбить квартиру Корбена Далласа.
Пятый элемент. Пушки, взрывы и музыка
Хотя часть финансирования «Пятого элемента» поступала от голливудской студии, фактически это был европейский фильм. Бессон настоял на том, чтобы все ключевые технические должности заняли его соотечественники.
Знаменитое такси Корбена Далласа готовят к съёмкам
Всего на картину было выделено 90 миллионов долларов. На то время «Пятый элемент» был самым дорогим фильмом в истории европейского кино. Это, как ни странно, стало проблемой для Бессона. Оказалось, что французские кинопроизводственные мощности просто не позволяли вытянуть такой амбициозный проект. Скрипя зубами, Бессону пришлось отправиться через Ла-Манш — в Англию. Именно там, на легендарной студии Pinewood, и были построены основные декорации картины. Всего в съёмках было задействовано семь студийных павильонов.
Съёмки стартовали в январе 1996 года. Большую часть фильма отсняли в павильонах Pinewood. Натурные съёмки пустыни проводились в Мавритании, а эпизод с выступлением дивы Плавалагуны снимали в лондонском Ковент-Гардене.
Футуристические пейзажи Нью-Йорка XXIII века частично создавались с применением компьютерной графики, а частично с использованием традиционных миниатюр. Например, все летающие автомобили, кроме такси главного героя, были нарисованы с помощью CGI, в то время как небоскрёбы представляли собой натурные модели.
Город будущего был не нарисован на компьютере, а реально построен
Жан-Поль Готье разработал каждый из 900 костюмов, которые носила массовка в сценах на планете Флостон, и лично проверял их каждое утро. Стоимость одного дизайнерского пиджака от Готье составляла 5000 долларов, но Бессон не скупился на расходы. Он создавал свою вселенную, и она должна была быть оригинальной в каждом из возможных элементов.
Когда об этом стало известно, десятки оперных певцов начали исполнять «Танец дивы» вживую, а потом заявлять, что их голоса превзошли предел возможного. Как правило, исполнители умалчивают, что на самом деле упростили или вовсе перескочили «невозможную» часть. А всё остальное и Инва Мула спела по-настоящему.
Имя «Плавалагуна» переводится с сербского как «Голубая лагуна». Это отсылка к фильму «Возвращение в Голубую лагуну», где снималась Йовович
Одна из самых необычных особенностей «Пятого элемента» — главный герой и главный злодей ни разу не встречаются на экране. Изначально в сценарии Бессона их пути всё же пересекались на борту круизного лайнера. При встрече Зорг наставлял на Далласа свой чудо-автомат ZF-1 и нажимал спуск. Но выяснялось, что в предыдущей сцене злодей расстрелял все патроны. После этого Корбен нокаутировал Зорга и угонял его корабль. Зорг же успевал активировать генератор защитного поля и выживал при взрыве бомбы.
После взрыва Зорг в защитном коконе падал на ледник планеты, доставал из автомата мобильный телефон, связывался с секретаршей и просил её выслать ему другой корабль. Но в этот момент у телефона разряжался аккумулятор. После этого нам не показывали Зорга, и его судьба оставалась неизвестной.
Подобная развязка, конечно, уступала в остроумии тому варианту, что мы увидели в фильме. Но во время съёмок Бессон внёс правки в сценарий и придумал, как изменить сцену, чтобы обойтись без клише.
Бессон инструктирует полицейских в знаменитых костюмах…
…и мангалоров, готовых устроить бада-бум
Элементы сложились
Премьера «Пятого элемента» состоялась в мае 1997 года на Каннском кинофестивале. Она прошла в таком же ярком стиле, как и сам фильм. Французская студия Gaumont подготовила для события специальную зону площадью с гектар. Всем приглашённым гостям выдали специальные швейцарские часы, которые одновременно служили входным билетом. Показ фильма сопровождался футуристическим балетом, шоу Жан-Поля Готье и фейерверком. Gaumont потратила на мероприятие несколько миллионов долларов, установив рекорд.
После Канн «Пятый элемент» вышел в широкий прокат по всему миру. Сборы картины в США были меньше ожидаемых, зато во Франции она стала самым кассовым фильмом 1997 года. В целом именно мировой прокат принёс «Пятому элементу» основную часть прибыли.
Реакция критиков (особенно англоязычных) на ленту Бессона была смешанной. Кто-то хвалил фильм, кто-то считал безвкусицей и называл одной из худших картин года. Фильм удостоился лишь одной номинации на «Оскар» (за лучший монтаж звука), зато целых двух номинаций на «Золотую малину» — за худшую женскую роль второго плана (Милла Йовович) и худшую новую звезду (Крис Такер). Во Франции же лента номинировалось на семь премий «Сезар» и одержала победу в трёх номинациях: режиссура, операторская работа и дизайн.
Готье с космическими стюардессами, которых он одел
Что касается простых зрителей, то «Пятый элемент» быстро завоевал их сердца. И, несмотря на прошедшие двадцать лет, не растерял их любви. Этот фильм, яркий, громкий, местами глупый, но при этом эффектный и смешной, по-прежнему очень приятно пересматривать. Сейчас он воспринимается как классический образчик 1990-х, эпохи, когда режиссёры не боялись экспериментировать и создавать что-то оригинальное, пусть фильмы и получались менее серьёзными. К тому же, в отличие от множества других собратьев по жанру, «Пятому элементу» повезло остаться не «испорченным» высосанными из пальца продолжениями, ребутами и спин-оффами.
Вскоре после «Пятого элемента» Люк Бессон и Мила Йовович поженились. Но в реальности союз с девушкой мечты не оказался долгим и счастливым. После «Пятого элемента» пара успела поработать над фильмом «Жанна д’Арк». Картина бесславно провалилась в прокате, а Бессон и Йовович вскоре развелись.
После этого Бессон основал компанию EuropaCorp и на несколько лет оставил режиссуру, работая только продюсером и сценаристом. В дальнейшем он вернулся к съёмкам. У него были как финансовые успехи, так и провалы, но ни один из его фильмов XXI века («Люси», «Необычайные приключения Адель», серия про Артура и минипутов) не достиг тех высот, на которые поднялось его раннее творчество.
Можно долго перечислять недостатки картин нового Бессона, но лучше сразу выделим главный: всем им недоставало подлинной страсти. Возможно, дело в том, что, сняв «Пятый элемент», режиссёр реализовал свою давнюю мечту. Покорив, казалось бы, неприступную вершину, он не сумел найти себе новый вызов. Будем надеяться, что «Валериан» станет возвращением именно того старого Бессона, которого мы все любили.