пять целей оценивания с какими аспектами они связаны

Пять целей оценивания с какими аспектами они связаны

Что является целью оценивания?

Зачастую под целью оценивания предполагается понимание каждым учителем методики и способов его проведения в классе (зачастую, в форме тестирования), цели проведения и оценивае­мого контингента. Ряд приоритетных целей оценивания кратко изложен ниже.

1. Определение сложностей обучения. С этой целью в средних школах могут использовать­ся тесты для определения проблем в области, например, грамотности или арифметики; после чего может проводиться специфическое корректирующее обучение и повторное те­стирование.

3. Развитие мотивации. Часто обратная связь выступает в качестве мотива. Перспективы теста или экзамена как стимула обычно концентрируют мышление и действия некоторых учеников и учителей. Подобный внешний стимул может являться источником поощрения для обучения, но с такой же вероятностью без тщательного контроля может стать инструментом принуждения.

4. Прогнозирование и отбор. Посредством оценивания имеющихся знаний и навыков учи­теля пытаются прогнозировать будущее поведение и развитие учеников. Результаты госу­дарственной экзаменационной системы часто используются в целях отбора, в частности, для доступа к дальнейшему (высшему) образованию или трудоустройству. В рамках школы обычно существует определенная форма оценивания до того, как ученики будут отобраны для распределения в группы и классы.

5. Контроль и исполнение стандартов. Оценивание может проводиться с целью присужде­ния квалификации, установления освоения уровня образования и выдачи соответствующего документа. В данном случае необходимы обоснованные гарантии того, что лица с «квалифи­кацией» соответствуют установленным стандартам. К примеру, анализ данных, полученных по международным тестам, таким как PISA (Международная программа по оценке образо­вательных достижений учащихся), направлен на соответствие международным стандартам. Для контроля над соответствием стандартам на микро- и макроуровнях используются госу­дарственные тесты, а также тесты, разработанные организацией образования.

6. Контроль над содержанием образовательной программы и стилем преподавания и об­учения. Для многих учителей названный контроль является второстепенным, не имеющим прямого отношения к главной цели оценивания. Однако не вызывает сомнений тот факт, что технические приемы и частота оценивания и проведения экзаменов оказывают существенное влияние как на содержание образовательной программы, так и на методику преподавания.

Группа Реформы Оценивания (2002) предлагает следующее определение оценивания для обучения:

Оценивание для обучения – это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, на­правления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня. Одним из значимых элементов этого определения является акцент на использовании данных учениками. При этом обращается внимание на то, что учителя не являются единственными оцени­вающими лицами. Ученики могут быть вовлечены в процесс оценивания своих одноклассников и самих себя, и даже, когда учителя активно проводят оценивание, ученики должны столь же активно в данном процессе участвовать.

Источник

Формирование системы внутренней оценки в соответствии с требованиями ФГОС

1. Необходимость объективного оценивания

Наверное, самым действенным способом оценки того, насколько объективно школа оценивает результаты своих обучающихся, может быть сопоставление внутреннего оценивания с результатами, полученными в ходе других, «внешних» процедур. Например, насколько выпускники школы, получившие золотые медали, успешны в ЕГЭ.

На текущий момент ЕГЭ – очень хорошо организованная процедура, в которой у участников практически нет возможности отклониться от действующих регламентов. Именно поэтому результаты ЕГЭ могут быть ориентиром в объективной оценке уровня подготовки обучающихся.

Однако нельзя сводить вопрос объективной оценки только к ЕГЭ. Кроме подготовки выпускников надо уметь оценить и подготовку обучающихся в других классах, чтобы успеть вовремя, принять необходимые меры в случае возникновения проблем.

2. Объективное оценивание

Элементом внутришкольной системы оценки качества образования, может стать серия оценочных процедур, целью которых является получение объективной информации о качестве подготовки обучающихся. В этом случае гарантией объективности результатов должно являться намерение педагогического коллектива (или хотя бы администрации) получить объективные результаты. При проведении таких процедур должны быть устранены все факторы, способные снизить объективность результатов – конфликт интересов, возможность преждевременного раскрытия заданий, использование некачественных заданий, не отражающих реальные требования к уровню подготовки обучающихся, и т.п.

Вместе с тем, очень важно, чтобы весь педагогический коллектив понимал необходимость объективной оценки результатов обучения, а для этого, в свою очередь, важно устранить все возможные опасения педагогов в том, что объективная оценка приведет к наказанию.

Главное достоинство такого подхода состоит в том, что он позволяет проанализировать реальное положение дел и принять управленческие решения, направленные на устранение проблем – помощь обучающимся с низкими результатами, консультации в педагогическом объединении, в некоторых случаях – оказание профессиональной поддержки педагогу-предметнику со стороны более опытных коллег и т.п.

Таким образом, для формирования позитивного климата в отношении объективности оценивания в школе необходимо, чтобы система проведения оценочных процедур и использования их результатов, выстраивалась на основе обоснованных и понятных педагогам целей. А управленческие воздействия были сосредоточены на соответствии отметок реальным достижениям учеников и поиске возможных путей повышения образовательных результатов школьников.

3. Дефициты системы оценивания

Хотя у пятибалльной отметки есть свои недостатки, и она давно превратилась в четырёх балльную, мы считаем, что её необъективность связана не только с самой системой, но и с процедурой оценивания.

В практике педагоги традиционно ориентированы на фиксацию недостатков.

Не случайно занятия, посвященные подведению итогов работ учеников, называются «работа над ошибками» и обычно превращаются в разбор ошибок, а не анализ достижений.

Часто учителя, проверяя работы, слушая ответы учащихся, автоматически исправляют сделанные ошибки и выставляют отметки.

Данная отметка чаще всего является мало информативной как для учителя, так и для ученика, так как, не используя критерии оценки и не предоставляя эффективной обратнойсвязи ученику, не корректируя свои дальнейшие шаги, учитель не имеет возможности влиять на качество отметки.

Споры о том, полезны отметки или вредны, идут не первый год и даже не первое десятилетие. А можно ли все-таки извлечь из отметок их пользу и сделать оценивание фактором успеха? Мы уверены, что ДА!

4. Виды оценивания. Функции оценивания

Внутришкольное оценивание можно разделять на три группы, у каждой из которых свои функции.

Стартовое оценивание используется для диагностики уровня подготовки обучающихся перед изучением какой-либо темы или при переходе с одного уровня образования на другой.

Вид оценивания

Функция

Диагностическая / Корректирующая / Мотивирующая

Итоговое оценивание проводится в конце изучения тематического раздела (или в конце учебного года) и обобщает степень достижения целей, определенных при изучении раздела. Для него могут использоваться контрольные работы, в том числе собранные из заданий открытых банков ЕГЭ, ОГЭ и ВПР.

Итоговое оценивание сопровождается выставлением отметки. Этот вид оценивания привлекает особое внимание обучающихся и их родителей, потому что результаты итогового оценивания всегда указываются в журнале и учитываются при выставлении четвертных (семестровых) и годовых отметок.

Однако итоговая отметка не является инструментом для коррекции образовательного процесса ни со стороны учеников, ни и со стороны учителя. Не стоит ждать окончания учебного периода, чтобы узнать, каковы образовательные результаты школьников. Для их корректировки не поможет выполнение работы над ошибками, допущенными в контрольной работе или диктанте. Это не означает, что работу над ошибками не нужно выполнять, но выявлять проблемы подготовки учеников необходимо на более ранних этапах обучения.

Для реализации диагностической, корректирующей и мотивирующей функций используется формирующее оценивание, которое предоставляет учителю информацию для планирования и дифференциации обучения, а ученику – для улучшения своих результатов.

Формирующее оценивание стало лейтмотивом нашей работы в 2018-19 учебном году.

5. Оценивание и контроль

Контроль и оценивание – процессы, отличающиеся, в первую очередь своей направленностью.

Если оценивание направлено на выявление имеющегося уровня образовательных результатов (кадровых условий, удовлетворенности родителей и т.д.), то контроль нацелен на выявление соблюдения обязательных требований. Из этого следуют и другие отличия, приведенные в таблице.

Линия сравнения

Оценивание

Проверка выполнения обязательных (минимальных) требований

Выявление существующего уровня

Возможность уровневой градации результатов

Учет индивидуальных особенностей учеников (учителей, школ и т.д.)

Критерии задаются нормативно

Согласование критериев с другими учителями или учениками

Представление результата

Установление соответствия / несоответствия требованиям

Результат процесса

Установление степени соответствия образовательным целям, выявление характера динамики результатов

Развернутая обратная связь

обычно не могут быть сформулированы

Пути изменения ситуации по описанию результатов

могут быть сформулированы

В МБОУ ПСОШ№1 имени Г.В.Алисова используется «Алгоритм действий учителя при проектировании и организации учебного процесса», который включает:

1. Тематическое планирование

Изучение материала желательно организовать крупными блоками на основе выделения нескольких узловых вопросов темы.

В тематическом планировании должно быть выделено время для урока подготовки к проверочной работе (н-р: зачёту), на урок контроля,его рефлексивный анализ и резервное время на доработку материала темы по результатам.

2. Составление списка планируемых результатов обучения

Составленные списки планируемых результатов обучения должны быть обязательно известны и доступны детям с самого начала работы над темой

Динамика достижения планируемых результатов отслеживается через

— Стартовую диагностику, промежуточную аттестацию и итоговый контроль.

3. Ознакомление учащихся с условиями контроля:

1. Список обязательных заданий известен всем заранее (вывешивается в классе).

2. Проверка усвоения учебного материала проводится в разных формах, например, с помощью тематических зачетов. Тематические зачеты проводятся в основном в письменной форме, но могут быть и устными.

3. Каждый ученик вправе самостоятельно установить устраивающий его/ее уровень усвоения данной темы: обязательный или повышенный.

4. Ученику должна быть известна система текущего, промежуточного и итогового оценивания.

(Если учитель предпочитает работать без текущих отметок или по какой-либо иной системе оценивания, ему следует кратко описать ее особенности и правила выставления итоговых отметок.)

Критерии оценки достижений при формирующем оценивании

Довольно часто учащиеся, получив отметку, спрашивают: «Почему мне поставили только «4», а не «5»? Вопросы учеников закономерны, так как они хотят понимать, каких достижений от них ждут, какие критерии используются при оценивании, что необходимо сделать для получения более высокой отметки. Критерии оценивания, процесс их формирования и их использование занимают важное место в системе формирующего оценивания.
Для выбора критериев оценивания необходимо описать желаемый образовательный результат. Полученное описание станет в дальнейшем основой для разработки критериев оценки работы.

Формирующее оценивание предполагает, что ученики принимают и понимают разработанные критерии оценки, в идеальной ситуации обучающиеся участвуют в разработке критериев.

Использование критериев позволяет и учителю, и ученику определить

Само по себе наличие критериев не гарантирует достижение этих целей. В качестве примера рассмотрим критерии оценки работы с контурной картой.

Отметка за правильно оформленную работу может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации.

Приведенные выше критерии (с комментарием после таблицы) многократно встречаются в сети Интернет. Однако в таком виде их сложно использовать для оценивания и самооценки работы обучающегося. Формулировка «Контурная карта в целом заполнена правильно» учениками и их родителями может быть понята произвольно; также ученику сложно понять, чем карта, имеющая ряд недостатков, отличается от карты, заполненной неверно.

Задания на работу с контурными картами направлены на приобретение сложного умения, поэтому проводить оценку следует по нескольким основаниям. В англоязычной и переводной литературе в этом случае принято говорить о разработке рубрик.
Для того, чтобы показать, как критерии связаны с целями работы с контурными картами и результатом работы с картами, который необходимо получить, можно рассматривать несколько аспектов, например:

Убедившись, что смысл всех требований обучающимся понятен, можно совместно с ними определить уровень, который необходим для выставления той или иной отметки по каждому из аспектов оценки.

Возможно, вы согласитесь, что для выставления отметки «4» необходимо нанести на карту не менее 80% объектов, соответствующих заданию, или выберите вариант «не нанесено не более 2 объектов». Выбор уровня определяется самим заданием, возрастом обучающихся.

Если одним из критериев выставления отметки является прилежание, понимаемое как учебная активность, направленная на решение задачи, поиск ответа, поиск путей выполнения задания, то эта позиция тоже должна быть отражена в критериях и известна обучающимся.

4. Использование методов формирующего оценивания

Проведение промежуточных проверочных работ в ходе изучения темы (на уроке или серии уроков, от 5 до 20 минут). Проверочные работы показывают уровень достижений учащихся относительно поставленных целей и задач, и, соответственно, указывают на наличие проблем.
Несмотря на обобщение данных, полученных в ходе промежуточных проверочных работ, результаты оценивания учитель индивидуализирует.

Анализ промежуточных проверочных работ:

Класс __________ Дата _____________ Тема ___________________

Источник

Формирующее оценивание как средство определения индивидуальных достижений учащихся

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Формирующее оценивание как средство определения индивидуальных достижений учащихся.docx

Формирующее оценивание как средство определения индивидуальных достижений учащихся

Тимаева Анна Николаевна

До введения нового стандарта мы четко понимали, что дети должны знать, и что они должны уметь делать, и мы понимали, как это можно оценить. В 2011 году, когда изменились ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию, когда мы (учителя) должны создать условия для учащихся, в которых формировалась бы самостоятельность, умение оценивать себя и оценивать своего товарища, умение брать на себя ответственность свое обучение, это все поменялось. Возник вопрос, а каким же образом это все оценить? Каким образом привлечь к контрольно-оценочной деятельности не только учителя, но и ученика? Сегодня система оценивания в классе, которую предлагается использовать, это как раз формирующее оценивание, или оценивание для обучения как, его называют.

Данная система оценивания базируется на трех основаниях:

Формирующее оценивание происходит в ходе всего обучения и является его частью. Его можно рассматривать как текущее оценивание, как диагностическое оценивание, это своего рода процесс, в ходе которого и учитель и ученик обнаруживает, интерпретирует определенным образом информацию, которая позволяет увидеть и оценить: в какой точке находится сейчас ученик, куда движется, в каком направлении? Насколько далеко продвинулся в своем учении и как ему улучшить этот результат, в тоже время учитель понимает, на основе этого процесса, достаточно ли эффективны методы и приемы, которые он использует, или что-то необходимо изменить конкретно с теми детьми, которые сидят сейчас на этом уроке.

Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. Начиная разговор о новых требованиях к оцениванию и его задачах, нужно оценить ту ситуацию, которая сложилась сегодня. В целом она кажется вполне благоприятной и открытой для новых подходов и инструментов. Закон Российской Федерации «Об образовании» делегирует школе ответственность за организацию и проведение оценивания в классе. В компетенцию образовательного учреждения входит осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии с его уставом. На данный момент экспериментирование в этой области носит единичный характер, происходит в школах, реализующих авторские программы, и не меняет общей картины, весьма консервативной и не соответствующей современным образовательным ценностям и задачам.

Формирующее оценивание, появившись в зарубежной научной литературе в 1967 благодаря американскому ученому Майклу Скривену (Michael Scriven), имеет различные определения, но объединяет их один момент: они ориентированы на достижение школьником успеха в учебном процессе. «Формирующее оценивание относится ко всем видам деятельности, которые осуществляют учителя и учащиеся. Позже этим вопросом заинтересовался Блум (известный по таксономии Блума). В Америке технология формирующего оценивания была разработана и после перекинулась в Европу и постепенно с запада пришла к нам, но еще в 1967г эти формулировки появились благодаря анализу работ нашего соотечественника Л.С. Выготского т.е. база, которая к нам сейчас возвращается, была нами создана в формате идей, разработана нашими коллегами и сейчас активно внедряется в образовательный процесс нашими ученными И.С.Фишман и Г.Б.Голуб., М.А.Пинской.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ

Центрировано на ученике

Это оценивание фокусирует внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания. Оно даёт учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение.

Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия учащихся. Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе. Учителя также работают более концентрированно, ведь они постоянно спрашивают себя: « Какие наиболее существенные знания и умения я стремлюсь преподать своим ученикам?»; « Как я могу выяснить, научились ли они этому?»; « Как я могу помочь им учиться лучше?». Если учитель, отвечая на эти вопросы, работает в тесном контакте с учениками, то совершенствует свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности.

Формирует учебный процесс

Это оценивание должно соответствовать определённым характеристикам и нуждам учителя, учеников и изучаемых дисциплин. То, что хорошо работает в одном классе, необязательно подойдёт для другого.

Коренится в качественном преподавании

Технология формирующего оценивания

Педагогическая технология формирующего оценивания предполагает определенный алгоритм взаимодействия учителя и учащихся при организации образовательно процесса и состоит из девяти магов.

Шаг 1. Спланировать образовательные результаты учащихся по темам

Специфика данной технологии предполагает предварительный шаг на этапе

разработки учебной программы педагога, а не собственно проведения урока. В рабочей программе педагога должны быть спланированы, распределены, сгруппированы образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) учащихся по темам. В разделе «Тематическое планирование» должно` быть представлено поурочное распределение образовательных результатов (предметных и метапредметных) результатов учащихся.

Шаг 2. Спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности учащихся

Для того чтобы цель обучения была диагностируемой, она должна бы сформулирована с точки зрения деятельности ученика, а не учителя.

Цель урока английского языка: «Рассказать об использовании простых времен глагола».

Диагностично сформулированная цель урока английского языка: «Учащиеся научатся использовать простые времена в устной и письменной речи».

Определенные методы и приемы формирующего оценивания помогут учителю и учащимся сделать вывод: достигнута цель урока учеником или нет.

Кроме того, цель должна быть сформулирована на языке, понятном ученику. Учитель может сформулировать две цели урока:

Шаг З. Сформировать задачи урока как шаги деятельности учащихся

Далее цели урока должны быть трансформированы в задачи урока, которые отражают конкретные действия учащихся на уроке. Решение всех задач урока должна привести к достижению цели.

Цель урока английского языка: «Научить учащихся использовать простые времена глагола в устной и письменной речи».

Для достижения цели урока необходимо решить задачи:

1) Изучить структуру простых времен глагола;

2) Определить особенности данных времен;

3) Повторить слова, указывающие на необходимость использования данных времен;

4) Составить примеры использования данных времен и.т.д.

Необходимо определить критерии (мерила) оценивания решения этих задач. Критерии могут разрабатываться учителем, а могут быть созданы учителем совместно с учащимися. Школьники должны заранее знать критерии оценивания выполнения работы.

При выборе критериев оценивания необходимо помнить, что они должны обладать следующими характеристиками:

1) Быть однозначными, т.е. результат оценивания не должен зависеть от личности оценивающего и оцениваемого;

2) Быть понятными не только учителю, но и учащимся, чтобы они могли проводить самооценку и взаимооценку работ;

Шаг 5. Оценивать деятельность учащихся по критериям

После того как критерии сформулированы, необходимо оценивать деятельность учащихся в строгом соответствии с данными критериями.

Обратная связь имеет разные направления:

1) от учителя к ученику;

2) от ученика к ученику;

3) от ученика к учителю

Важным условием при организации обратной связи является ее обратный механизм: ученик должен получать отклик от учителя. Это обеспечит реализацию механизма педагогической поддержки и сопровождения учащихся. Цель этого механизма осмысление ошибок учащихся и выработка рекомендаций по их предотвращению.

ЧЕТЫРЕ АСПЕКТА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

1. Выделение и определение хороших элементов работы ученика

2. Указание того, что ученику следует улучшить, или над чем поработать

З. Подсказки как учащийся может улучшить свою работу

4. Подсказки, в каком направлении обучающийся должен работать дальше

(Коллективная работа: как улучшить обратную связь)

Неудачная обратная связь

Как улучшить обратную связь

Попробуй развить свою мысль

Как это сделать? Куда развить?

Как, по-твоему, изменится результат, если.

Ты должен больше стараться

Что это значит? Что я делаю не так?

Что ты мог бы сделать по-другому, чтобы эта работа стала лучше?

Ты очень хорошо отвечал

Что именно я делал хорошо?

привел хороший пример,

опирался на факты, проверил много разных источников.

Молодец! Хороший прогресс!

Что значит хороший? Чем я прогрессировал? С какого момента?

Как ты думаешь, в чем за последний месяц улучшились твои результаты? Благодаря

чему это произошло?

Я проверил твою работу и указал на ошибки

И что мне с ними делать? Посмотреть и пойти дальше?

В твоей работе есть такие-то ошибки. Как ты думаешь, почему они возникли? Что нужно сделать, чтобы больше

такие ошибки не допускать?

1. От учителя к ученику

Такая обратная связь осуществляется в следующих ситуациях:

— по итогам изучения тем (блоков, разделов и.т.д). Учитель анализирует ошибки учащихся и дает рекомендации, как их избежать, (лист индивидуальных достижений).

2. От ученика к ученику

Обратная связь от ученика к ученику осуществляется в ходе взаимного оценивания работы на отдельных этапах урока.

З. От ученика к учителю

Обратная, связь от ученика к учителю осуществляется в ходе оценивания на отдельных этапах урока. Цель этой обратной связи определить проблемы учащихся в освоении материала, а также оптимизировать методы и приемы обучения и способствовать педагогической рефлексии учителя. Рефлексия проводится с помощью листов самооценки, карт понятий, кластеров и др. Обратная связь обязательно должна заканчиваться взаимодействием педагога учащимися, в ходе которого происходит обмен информацией о трудностях ученика возникающих в процессе обучения.

Шаг 7. При оценивании сравнивать данные результаты достижений учащих предыдущим уровнем их достижений

При оценивании необходимо сравнивать образовательные результаты учащихся с предыдущим уровнем их достижений.

Такой подход составляет смысл формирующего оценивания, при реализации которого данный уровень достижений ученика сравнивается не с нормами, стандартами, предыдущим уровнем его достижений. Этот подход должен быть отражен в отметке учащегося.

Шаг 8. Определить место учащегося на пути достижения цели.

Определив личный «образовательный прогресс» учащегося, необходимо проанализировать возможности достижения цели в заданный временной период учетом результата, достигнутого учащимся на нынешнем этапе.

Шаг 9. Откорректировать образовательный Маршрут учащегося.

По итогам формирующего оценивания можно откорректировать образовательные маршруты учащихся за счет:

вариативности заданий (например, домашних; тестов разного уровня сложности и.т.д);

-различного темпа выполнения задания (ознакомления учащихся заранее с минимумом, который они должны выполнить обязательно);

— выбора элективных курсов;

выбора направлений внеурочной деятельности.

Формирующее оценивание даёт возможность естественным образом интегрировать оценивание в традиционные процессы преподавания и учения, происходящие в классе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Контроль