путь научного исследования или способ познания какой либо реальности называется
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
В современной методологии и логике науки выделяется общая схема уровней методологии:
· методология общенаучных принципов исследования;
· методика и техника исследования.
Интегрирующую, критико-конструктивную и мировоззренческую, нормативно-аксиологическую функции в познании человека выполняет философская методология науки,в которой развитие человека в природе и обществе является предметом философского познания. Различные философские системы предлагают собственное объяснение мира, понимание метода достижения истинного знания о нем, способы его практического преобразования.
В 40-х гг. XX в. под влиянием общей теории систем Л. фон Берталанфи сформировался системный подход— особого рода метатеория, общенаучная методология познанияконкретных дисциплин. С психологической точки зрения, человек — существо многомерное, и как «элемент» он одновременно принадлежит к разным системам: биологическим и социальным, взаимодействуя с которыми и проявляет и/или приобретает различные качества. Системная методология анализа развития человека включает несколько положений.
1. Человек выступает как «элемент» различных систем, в которых он приобретает и выражает присущие этим системам различные качества.
2. Человек может быть изучен и понят при обязательном условии анализа истории и эволюции порождающих его различных физических, биологических и социальных систем.
3. Необходимым моментом понимания человека является анализ целевой детерминации различных систем, в том числе исследования зарождения, развития и функционирования целеустремленных систем (так называемый объективный телеологический подход).
4. Системная методология как задачу исследования выделяет вопрос о необходимости возникновения феномена личности, о том, «для чего нужна личность» в процессе развития природы и общества.
5. Системный анализ неизбежно обращается к поиску тех «оснований» систем, посредством которых происходит взаимодействие человека с природой, обществом и самим собой.
Научный метод — это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности, состоящий из совокупности приемов или операций, осуществляемых исследователем при изучении какого-либо объекта.
Научный подход к изучаемой реальности, например деятельностный или экзистенциальный, представляет метод в единстве с предметом изучения.
Сущность научного подхода выражается в методологических принципах — установках, организующих направление и характер исследования, в системе координат, в которой и будут оцениваться изучаемые факты. К настоящему времени в психологии сформировались и развиваются два основных научных подхода — естественно-научная и гуманитарная парадигмы познания человека.
Естественно-научное познание строится на наблюдении объектов и эксперименте с ними. Исследователь занимает позицию беспристрастного, незаинтересованного субъекта, вынося себя за скобки познаваемой реальности. Исследуемый человек рассматривается как объект в ряду других объектов природы и как источник информации: он обязан выполнять инструкции, отвечать на вопросы и т.д.
Выдвижение гипотезы об устройстве или свойствах объекта и ее последующая проверка в эксперименте — неотъемлемые этапы получения знаний в естественно-научном подходе. Критериями истинности научного исследования являются проверяемость и воспроизводимость результатов.
Гуманитарное познание — это, прежде всего, ценностное отношение к изучаемой действительности: нравственные, культурные, религиозные и другие аспекты оценки человека. Специальное понимание термина «гуманитарный» связано с познанием человеческой субъективности, с обращением к духовному миру человека, его личностным ценностям и смыслам.
В отличие от естественно-научного подхода, утверждающего «точность» выводов о том или ином феномене, в гуманитарном подходе могут сосуществовать разные точки зрения на одну проблему, обусловленные исторической изменчивостью как исследователя, так и исследуемого. Человек и продукты его деятельности переоцениваются и переосмысливаются новыми поколениями.
Один из основных способов познания в гуманитарной парадигме — понимание, вживание в изучаемую реальность, сопереживание, сочувствие другому. Определяющим в понимании является личный опыт исследователя, его ценностные ориентации, отношение к познаваемому. (Понимание отнюдь не означает одобрение всего поведения человека, имеется в виду признание права на любые собственные чувства без риска потерять уважение психолога.) Исследуемый воспринимается исследователем как активный субъект общения, а исследование имеет форму диалога двух субъектов.
Гуманитарная парадигма, субъектный подход совершенно необходимы в человековедческих сферах, однако, как подчеркивает С. Л. Рубинштейн, принять субъектный подход как единственный — значит закрыть себе путь для раскрытия всех, и прежде всего самых общих, закономерностей психической деятельности.
Ориентации на естествознание, измерение и эксперимент в отечественной психологии традиционно отводилось главное место, и сегодня ведущим является деятельностный подход, созданный А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, П. Я. Гальпериным, А. Р. Лурией и др. Прикладные науки, в том числе и специальная психология, пользуются системой основополагающих принципов,сформулированных в общей психологии в рамках именно деятельностного подхода.
Базовым является принцип отражательности: все психические явления — это особая форма отражения окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний и т.д.
Главными свойствами психического отражения как высшей его формы являются субъектность, активность, избирательность, целенаправленность. Любые отклонения в развитии обусловливают затруднения в становлении различных сторон отражательной деятельности психики — образной, вербальной, понятийной, эмоциональной, ценностно-смысловой.
Принцип детерминизма определяет психические явления как производные от внешнего воздействия. Однако внешняя причина действует, всегда преломляясь через внутренние условия (С. Л. Рубинштейн), что в итоге может приводить к разным эффектам. К внутренним условиям относятся как биологически, так и социально обусловленные индивидуальные характеристики человека: свойства его высшей нервной деятельности (ВНД) и адаптационных механизмов, возраст, уровень и характер образования, степень включенности в социальные и межличностные отношения и т.п.
При отклоняющемся развитии на индивида воздействуют как негативные (нарушение и его последствия), так и позитивные (обучение, коррекция) факторы, которые преломляются через названные выше и другие внутренние условия. В то же время феномен отклоняющегося развития сам по себе является особым классом внутренних условий. Для исследователя это сложное взаимодействие внешних причин и внутренних условий может ограничивать степень психологической прозрачности поведения человека с тем или иным нарушением в развитии.
Генетический принцип (принцип развития) требует анализа всех психических явлений исключительно в динамическом плане, плане их развития и становления. Нарушенное развитие — особый способ формирования психики: одни ее стороны могут оставаться относительно сохранными, другие — повреждаться, третьи — отставать или задерживаться. Симптомы отклонения не появляются у ребенка сразу после первичного нарушения, они имеют определенную возрастную динамику. Таким образом, в процесс онтогенеза в норме включается системогенез — последовательное разворачивание в возрастном плане симптомов отклонения.
Согласно принципу единства сознания (психики) и деятельности, психика развивается и проявляется в процессе внешней материальной деятельности человека, составляя ее внутренний план. При этом предметная деятельность превращается в психическую (интериоризация) и наоборот (экстериоризация).
Психика непосредственно восприниматься не может, но, анализируя внешние проявления, за которыми стоят внутренние процессы, мы изучаем ее опосредованно. Аналогично и отклонения в психическом развитии нельзя видеть непосредственно, нельзя и сводить их только к внешним проявлениям. Связь сознания и деятельности не имеет прямого характера. За одним и тем же наблюдаемым расстройством могут стоять самые различные «поломки» внутренних психических механизмов. Для решения вопроса, какое именно нарушение обусловило внешнюю неуспешность деятельности, психолог должен варьировать условия ее протекания; только в этом случае он сможет более или менее достоверно установить причинно-следственные зависимости.
Развивая деятельностный подход, А. Г. Асмолов систематизирует принципы развития личности,определяющие конкретные механизмы преобразования свойств человека:
· объектной и предметной детерминации деятельности человека;
· реактивной и активной организации процессов деятельности человека;
· сочетания адаптивного и неадаптивного типов активности как условия развития деятельности человека;
· интериоризации—экстериоризации как механизма присвоения и воспроизводства общественно-исторического опыта;
· опосредствования и сигнификации как механизмов овладения и саморегуляции поведения человека;
· зависимости психического образа от места отражаемого объекта в структуре деятельности человека;
· психологического анализа «по единицам» как оппозиции принципу анализа «по элементам»;
· развития и историзма.
Научный подход и методологические принципы реализуются в конкретно-исследовательских методах — форме организации определенного способа познания. В общей, возрастной, педагогической психологии широко используются объективные методы наблюдения, эксперимента, тестов и т.д. Изучение развивающихся объектов реализуется в биографическом методе, в формирующем эксперименте и т.п.
Конкретно-исследовательский метод еще более конкретизируется в исследовательских методиках,отвечающих целям и задачам данного исследования и содержащих описание объекта, процедур его изучения, способов фиксации полученных данных и их обработки. Все существующие исследовательские методики созданы на основе различных методов.
Таким образом, различные уровни исследования находятся в определенных иерархических взаимосвязях (рис. 1).
Научный подход | → | Методологический принцип | → | Исследовательский метод | → | Методика |
Рис. 1. Уровни и способы организации научного познания и исследования (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев)
Научное исследование направлено на открытие нового знания, помогающего интерпретировать, объяснять сущность изучаемого предмета. При этом действует правило: явление существенно, а сущность является. Тот или иной феномен каждый раз выступает как нечто новое, поэтому главной задачей науки становится открытие в этих новообразованиях относительно неизменной сущности — общей закономерности, качества, хода развития и т.п.
Метод научного познания
Смотреть что такое «Метод научного познания» в других словарях:
МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — способ добывания, выявления достоверных, убедительных фактов о реальной действительности, знаний о существующих между явлениями связях и зависимостях, о закономерных тенденциях их развития, способ обобщения добытых сведений и их оценки … Профессиональное образование. Словарь
Структура научного познания, его формы и методы — кратко Многообразные отношения человека к миру включают познавательное отношение, познание, представляющее собой ак тивную деятельность людей, направленную на приобретение знаний. Знания это результат познавательной деятельности, выраженный в… … Малый тезаурус мировой философии
ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — – а) наблюдение– целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств; б) эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, его воспроизведение в специально… … Философия науки и техники: тематический словарь
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — 1) Формализация – отображение содержательного знания в знаково символическом виде (формализованном языке), когда рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками или формулами; 2) аксиоматический метод – способ… … Философия науки и техники: тематический словарь
МЕТОД — (от греч. methodos путь, способ исследования, обучения, изложения) совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. определяется… … Философская энциклопедия
метод — МЕТОД в широком смысле сознательный способ достижения какого либо результата, осуществление определенной деятельности, решение некоторых задач. М. предполагает известную последовательность действий на основе четко осознаваемого,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
МЕТОД — совокупность определенных правил, приемов, норм познания и действия. Основная его функция – организация и регуляция деятельности в любой ее форме, а не только научной. Вопрос о методе – это вопрос о пути, о направлении исследования): комплекс… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
МЕТОД — (от гр. meta к и odos путь) [вопрос о методе это вопрос о пути, о направлении исследования]: комплекс процессов, приводящих ум к определенному результату. «Методы» ума составили первичный предмет логики; среди естественных умственных ходов она… … Философский словарь
Метод — (греч. methodos путь к чему либо ) способ исследования явлений или планомерный путь научного познания и установления истины. Метод в социологии это способ теоретического или эмпирического получения информации в процессе исследования; совокупность … Социологический словарь Socium
Метод — [гр.methodos исследование] способ исследования явлений, осознанный планомерный путь познания и создания информационных блоков; вообще прием, способ или образ действия. Как примеры, можно привести: диалектические методы, метод систематических… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений
Психология человека. Введение в психологию субъективности, стр. 21
1. Как бы вы объяснили следующие факты житейской и научной психологии:
а) выпускники психологических факультетов отмечают, что они не отличаются от непсихологов способностью понимать других людей, умением строить, поддерживать и развивать межчеловеческие отношения;
б) медицинские психологи и психиатры утверждают, что стабильный процент среди молодых пациентов психиатрических клиник составляют студенты факультетов психологии;
в) ваш собственный опыт говорит, что некоторые люди, далекие от профессиональных занятий психологией, тем не менее являются тонкими знатоками человеческих душ;
г) стал хрестоматийным факт отрицательного отношения Ф.М. Достоевского и А. С. Макаренко к психологии; в то же самое время одного называют гениальным писателем-психологом, а другого – гениальным педагогом-психологом?
2. Первым вариантом научной психологии стала физиологическая психология В. Вундта, которая строилась как психология экспериментальная. Для В. Вундта областью экспериментов были простейшие психические процессы – ощущения, представления, чувства. В то же время он утверждал, что существует и другая психология – психология народов, изучающая продукты человеческого духа: язык, традиции, обычаи, мифы и др., использующая другие – неэкспериментальные – методы. В чем вы видите причину подобной «непоследовательности» В. Вундта?
3. Закономерно ли, на ваш взгляд, сосуществование многих направлений и школ в психологии? Что является объективным основанием для отдельных течений в психологии, различных психологий? Чем определяется доминирование в обществе определенного психологического направления или школы?
4. Из истории психологии известно, что попытки описать строение человеческой субъективности приводили чаще всего к схематичным и упрощенным моделям внутреннего мира человека, к подмене целого частью.
Подумайте, есть ли в принципе необходимость выделения частей при познании целого? Возможен ли научный анализ живой реальности, какой является человеческая субъективность?
5. Можно ли согласиться с утверждением, что в дидактических целях для лучшего понимания изучаемых явлений можно пренебречь научной строгостью в изложении психологических фактов? Иначе говоря, можно ли сложное изложить просто?
Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М., 2003.
Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 1. С. 291–436.
Гальперин И.Я. Введение в психологию. М., 2002.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2002.
Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1996. Т. 1. Гл. 2.
Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Введение в антропологию образования. Биробиджан, 2012.
Лобанов А.И. Когнитивная психология. Минск, 2008.
Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2007.
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М., 2007.
Романин А.Н. Гуманистическая психология и психотерапия. М., 2005.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. № 6.
Соколова Е.Е. Введение в общую психологию. М., 2005.
Татенко В.А. Психология в субъектном измерении. Киев, 1996.
Теплов Б.М. Заметки психолога при чтении художественной литературы // Избр. труды: В 2 т. М., 1985. Т. 1. С. 306–312.
Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. СПб., 2004.
Глава 3. Методы психологического познания человека
3.1. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в науке
Понятие о методе науки. Методология как учение о методе. Естественно-научная, или сциентистская, парадигма в познании. Гуманитарная парадигма в науках о человеке и обществе. Различение объяснительной и описательной психологии
В ходе анализа истории предмета психологии мы неоднократно использовали понятие метода. Рассмотрение основных направлений психологии показало, что определение научного предмета связано с построением соответствующего метода. Разные научные школы психологии вырабатывали и разные методы исследования. В психологии сознания это самонаблюдение, в бихевиоризме – внешнее наблюдение и эксперимент, во фрейдизме – психоанализ и т. д.
Метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. Так, метод интроспекции включает одну совокупность операций, а метод эксперимента – совершенно иную.
Представление о методе или способе изучения психической реальности исходит из вполне определенного ее понимания. Многообразие же исторических определений предмета психологии приводит к возникновению и сосуществованию многих психологических школ и направлений. Подобное утверждение верно и относительно методов психологии.
Метод в его единстве с предметом психологии составляет научный подход к изучаемой реальности. Существо научного подхода выражается в методологических принципах, т. е. установках, организующих направление и характер исследования. Психология сознания с ее интроспективным методом представляет собой субъективистский подход к изучению психического. Бихевиоризм – это пример объективистского научного подхода к исследуемой реальности: он реализует методологический принцип детерминизма – включенности поведения в причинно-следственные зависимости от окружающего мира и т. д. В рамках научного подхода советской психологии важное место отводилось принципам детерминизма, единства сознания и деятельности, генетическому принципу.
Тот или иной научный подход и методологические принципы реализуются в конкретно-исследовательских методах. Исследовательский метод есть форма организации определенного способа познания. Требованиям объективности исследования отвечают методы внешнего наблюдения, эксперимента, тестов и т. д. Методологические установки изучения развивающихся объектов адекватно реализуются в методах биографического изучения, в формирующем эксперименте и т. д.
В свою очередь метод психологии конкретизируется в исследовательских методиках. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик. Например, экспериментальный метод в психологии воплощен в методиках изучения интеллекта, воли, личности и других сторон психологической реальности.
Следовательно, можно выстроить определенный ряд родовидовой зависимости (рис. 2). Параллельные стрелки на рисунке означают возможность методологического движения в обоих направлениях: от научного подхода до используемых им методик, от методики до лежащих в ее основе представлений о предмете и методе психологии.
Рис. 2. Уровни и способы организации научного познания
Фактом психологической науки является то, что у нее нет однозначного набора исследовательских методов. Существующие методы психологии получают свою интерпретацию в рамках той или иной научной школы. Есть методы, которые используются только представителями данного направления в психологии, и есть методы, используемые в разных направлениях.
Путь научного исследования или способ познания какой либо реальности называется
ПЕДКАМПУС | ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ | ЭКЗАМЕНЫ | КУРСЫ запись закреплена
«Общая психология»
Правильный ответ помечен «/» символом
1. Как называется метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым?
голосование
\интервью
тестирование
анкетирование
3. Отметьте задачи психологии:
/анализ развития психических явлений
/содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику
/качественное изучение психологических явлений
/изучение определенных физиологических механизмов психологических явлений
4. Что изучает патопсихология?
аномальные индивидуально- и социально- психологические явления
особенности психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияние на его психику больших физических перегрузок
нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения
/особенности нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма
6. Как называется неверный перенос навыка, который ухудшает выполнение деятельности, мешает образованию нового навыка?
/интерференция навыков
диффузия навыков
индукция навыков
дифференциация навыков
7. Ощущения, которые отражают свойства предметов и явлений внешней среды называются:
проприоцептивные
/экстерорецептивные
интерорецептивные
внешними
8. Воображение на основе прочитанного или услышанного имеет название:
пассивное воображение
творческое воображение
/репродуктивное воображение
активное воображение
10. Какое название имеет свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях, необходимое человеку или животному для активной деятельности в нём и управления своим поведением?
психотип
/психика
психология
генетика
11. Какой раздел психологии исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям?
возрастная психология
зоопсихология
/социальная психология
педагогическая психология
13. Как называется наука о закономерностях мыслительного поиска?
психоанализ
психодиагностика
/эвристика
психоаналитика
14. Укажите основные положения теории отражения:
/Личность и деятельность находятся в единстве
Психическое отражение является объективным, так как зависит от объективных условий
Психическое отражение является зеркальным, механическим, пассивным копированием мира, оно сопряжено с выбором, поиском
/Поступающая информация подвергается специфической обработке в связи с необходимостью и потребностями
15. Как называется такой вид исследования, при котором исследователь не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует самые разнообразные продукты его творчества?
проективная методика
/ анализ продуктов деятельности
тестирование
анкетирование
16. Какие виды тестов выделяют по содержанию?
/личностные тесты
/тесты способностей
тесты-анкетирование
/тесты интеллекта
17. Какое научное направление исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике?
медицинская психология
криминогенная психология
/юридическая психология
военная психология
18. Укажите достоинства метода эксперимента:
/естественность поведения испытуемого
неопределенность во времени
/возможность управления процессом исследования
проведение процедуры с небольшим количеством испытуемых
19. Для какого темперамента характерны высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность?
/сангвинического
флегматического
холерического
меланхолического