псково печерский монастырь святыни к каким приложится
Псково-печерский монастырь: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
Псково-Печерский монастырь, который не помнит ни одного дня своего закрытия, зато отлично помнит поступки Ивана Грозного, Стефана Батория и Карла XII и славится легендой, что на его место практически указал сам Бог. Наполовину пещерный мужской монастырь с XIII в. прочно удерживает положение обители тянущихся к спокойствию душ, куда другие души, измученные жизнью, приходили за наставлением.
Где находится Псково-Печерский монастырь
Как лучше добираться
Как доехать до Псково-Печерского монастыря из Москвы:
Как доехать до Псково-Печерского монастыря из Пскова:
Посещение. Режим работы
Территория Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря только несколько дней в году ограничена для посещений гостей: это касается пещер (6–9 января и 26–29 августа). Конечно, планировать посещение монастыря стоит заранее. Иначе ни пещеры Псково-Печерского монастыря посмотреть не удастся, ни в храм войти: лучше подстраивать визит под проводящиеся службы и под дни недели. Это значит, что в понедельник и пятницу в Дальние пещеры не пропустят, а Ближние начинают убирать примерно за час до начала службы в монастыре.
Расписание богослужений
Понедельник и пятница
Где можно остановиться
Расстояние от Пскова до Псково-Печерского монастыря равняется 53 км, потому для размещения и город, и сам монастырь предлагают множество вариантов для ночлега.
История Псково-Печерского монастыря
Архитектурные достопримечательности
Комплекс Псково-Печерского монастыря радует цветовым разнообразием: если рассматривать его на фото, видны переливы желтого, белого, красного и вновь желтого оттенков. И кроме цвета, глазу есть на чем удержаться.
Святыни
Псково Печерский монастырь на видео
Если вы принадлежите к числу любителей древностей или атмосферы умиротворения, возможно, не раз бывали в подобных местах.
Гид: Псково-Печерский монастырь
Лето – время, когда многие из нас отправляются в паломничество. Как удобнее добраться до выбранного места, где можно остановиться, как спланировать бюджет? Ответы на эти практические вопросы – в серии публикаций, которые мы рассчитываем подготовить с вашей помощью.
Добраться в Печоры можно либо через Москву, либо через Питер, кому как удобнее. Фирменный поезд «Москва–Псков» (010А) отправляется каждый день в 18:30 с Ленинградского вокзала и прибывает в Псков в 7:30 утра.
По четным дням ходит еще один поезд «Москва–Псков» – 098А. Он уходит с Ленинградского вокзала в 15:35, прибывает в Псков в 5 утра (что дает надежду тем, кто вырвался всего на пару дней, сразу попасть на Литургию), да и билеты на него подешевле – 1450 рублей за плацкарт против 2000 рублей с копейками на поезде 010А. Вся загвоздка в том, что автобусы на Печоры начинают ходить куда позже 5 утра. Впрочем, до Печор можно взять машину – особенно если вы паломничаете вместе с друзьями.
Такси до Печор обойдется в 1000 рублей – может быть, летом чуть подороже, но сколько бы ни запросили, попробуйте сбить до этой, стандартной цены. Стоимость автобусного билета – 120–150 рублей. Таким образом, если вы едете вчетвером, каждый переплатит за такси рублей по 100–150 – так что этот вариант стоит принять к рассмотрению.
Внимание – важная подробность: автобусы, проезжающие через Старый Изборск (эта особенность указывается в расписании), идут дольше, поэтому, даже если такой рейс отправляется на полчаса раньше, чем обычный, смело его пропускайте – в противном случае потеряете намного больше времени.
Расписание автобусов компании «Нива», более комфортабельных, чем обычные пригородные, можно найти здесь.
Остается добавить, что автовокзал находится левее железнодорожного (если стоять к нему спиной), за сквером, в пяти минутах ходьбы.
Ну, а таксистов вы и так не пропустите – они встречают все поезда на привокзальной площади.
Осталось указать время пути до Печор: машина доедет минут за 40, автобус (не через Старый Изборск) будет идти около часа и привезет вас на центральную городскую площадь, от которой до монастыря – рукой подать.
Сюда же приходят и микроавтобусы из Санкт-Петербурга. Тем, кому стало страшно при слове «микроавтобус» и в воображении нарисовалась городская «маршрутка», сообщаем: не бойтесь, это очень удобные машины, ничем не хуже обычных междугородних автобусов.
Прямые перевозки по маршруту Петербург–Печоры осуществляет компания «Viking», чьи автобусы отправляются ежедневно в 17:30 от гостиницы «Россия» (паркуются неподалеку от памятника Н.Г. Чернышевскому), что у станции метро «Парк Победы», и прибывают в Печоры в 22:15. Билет, стоимость которого составляет 550 рублей, нужно заказывать заранее по телефону: 8-911-690-00-60.
Идут микроавтобусы из Петербурга и до Пскова – например, компании «Стрижи», чьи машины отправляются пять раз в день и идут во Псков около 4,5 часов с одной остановкой в Луге. Однако учитывая необходимость подбора стыковки, этот вариант куда более хлопотный.
Напрямую до Печор идут и микроавтобусы компании «Ю-Питер» – правда, всего несколько дней в неделю. Их расписание, меняющееся в зависимости от сезона, уточняйте на сайте компании или по телефону 8-921-112-54-54.
Можно доехать из Питера до Пскова и на поезде, но только теперь – с пересадкой.
«Прямые поезда-экспрессы “Плесковъ” Санкт-Петербург–Псков, – сообщается на странице монастыре сайта “ВКонтакте”, – отменены, вместо них назначены поезда СПб–Строганово и Строганово–Псков; Псков–Луга и Луга–Санкт-Петербург, расписание которых составлено таким образом, что на станции пересадки можно осуществить переход из состава в состав.
В направлении Пскова пересадка осуществляется на станции Строганово, до которой надо ехать на электричке Санкт-Петербург–Луга отправлением с вокзала в 07:10. Будьте внимательны: пересадку надо делать именно в Строганово, а не в Луге (поезд на Псков уходит из Луги раньше прибытия электрички из Петербурга).
В направлении Санкт-Петербурга пересадка осуществляется на станции Луга-1, где достаточно перейти из состава в состав, который через 15 минут отправится на Санкт-Петербург».
Теперь несколько слов о том, где разместиться. Не так давно Псково-Печерский монастырь открыл свой «Дом паломника», расположенный в двух километрах от обители по адресу: г. Печоры, ул. Юрьевская, д. 82. О приезде договаривайтесь заранее: или по телефону 8-(81148)-2-32-27, или по мейлу dompalppm@mail.ru, или по скайпу dompalppm.
Разумеется, это не единственное место, где можно остановиться.
Новенький отель «Печоры-Парк» находится всего в полукилометре от монастыря. Двухместный номер обойдется в 1800 рублей за первые сутки, за вторые возьмут уже 1500. Внимание – важно: при заезде с воскресения по четверг всем пенсионерам предоставляется 20% скидка. Более подробная информация – на сайте отеля http://pechorypark.ru/. Там же можно и забронировать номер.
Кроме этого отеля и городской гостиницы «Планета» http://www.hotelpechory.ru/ (она все-таки представляется нам не самым удачным местом для проживания паломников), в городе есть некоторое количество милых маленьких частных гостиниц, телефоны которых вы найдете на странице монастыря «ВКонтакте».
Одна из них – «Ваш берег», просит за место 500 рублей в сутки и предлагает в прокат велосипеды и бесплатный WiFi на тот неправильный случай, если даже в паломничестве вы не можете оторваться от дел.
С тем, где поесть, в городе тоже проблем не будет – и прямо напротив монастыря, и в 100 метрах от него есть недорогие кафе. Одно – «Старая башня» – даже обзавелось своим сайтом.
Кроме того, не стоит забывать, что маленькие гостиницы, как правило, оборудованы микроволновками, электрочайниками и минимальным набором посуды – а если так, то и без кафе можно обойтись.
Отдельная информация для тех, кто хотел бы потрудиться в обители во славу Божию. Это могут сделать и мужчины, и женщины, которых определяют на послушания в женской трапезной, на кухне, на складе солений и т.д.
Чтобы попасть в число трудников, следует обратиться к сторожу Братского корпуса и спросить гостинника монаха Максима, предварительно получив благословение у священника на своем приходе.
Есть еще один вопрос, которым задаются паломники, прибывающие в обитель: как попасть в Святые пещеры? В Ближние, где покоятся мощи Псково-Печерских преподобных, можно попасть всегда. А вот в Дальние – только с группой. Ну, а один-два человека всегда могут подождать, пока у входа в Пещеры начнет собираться большая группа, после чего попросить благословения у сопровождающего монаха присоединиться. Вообще нужно не стесняться спрашивать и просить – смелость, как известно, города берет.
Осталось рассказать про расписание богослужений. Каждый день в обители совершаются две Божественные литургии. Начало вечерних богослужений в летнее время – в 18:00, утренних – в 6, 7 и 10 часов утра – это зависит от дня недели и службы.
Расписание уточняйте на сайте монастыря. Оно также вывешивается при входе в обитель.
Путешествие к святыням Псковской земли
5. Псково-Печерский монастырь. Ближние пещеры
О дна из главных святынь Псково-Печерского монастыря — Богом зданные пещеры.
Такую надпись увидел над устьем пещеры крестьянин Иван Дементьев в конце XIV века.
Он пришёл на гору рубить лес, и одно из срубленных деревьев, падая под гору, увлекло за собой ещё несколько деревьев и большое количество земли. Изумлённый крестьянин увидел вход в пещеру и надпись «Богом зданная пещера».
В монастырской летописи рассказывается, что один юродивый монах, по имени Варлаам, неоднократно пытался стирать эту надпись. Но она чудесным образом появлялась снова и снова, пока монах, вразумлённый таким чудом, не перестал пытаться уничтожить чудотворную надпись.
В память об этой чудесной надписи и сейчас над входом в пещеры на красном фоне сияют слова: «Вход в пещеры Богом зданныя». Пещеры древнее монастыря.
Отцы Псково-Печерского монастыря считают, что в дате открытия пещер — 1392 год — можно увидеть Божий Промысл. В этом году почил о Господе великий светильник Земли Русской — Преподобный Сергий Радонежский. И вот в утешение нашим предкам Господь зажигает другой светильник — молитвенников, которые подвизались в этих пещерах.
Есть предположение, что на Гору, позднее названную Святой, эти молитвенники — подвижники пришли из Киево-Печерского монастыря, спасаясь от крымского хана, разорявшего их родные места. Они и обнаружили в этой горе пещеры, ставшие для монахов и жилищем, и храмом, и местом упокоения.
Сейчас это место упокоения всех монашествующих со времён основания монастыря. Считается, что здесь погребены более 11 тысяч человек.
Среди них мой любимый старец — отец Иоанн (Крестьянкин), который умер на 96-ом году жизни совсем недавно — в феврале 2006 года. Мне давно хотелось побывать на месте упокоения отца Иоанна, поклониться его могилке.
Оставляю вещи в гостинице. На службу вечернюю ещё рано, а утренняя Литургия уже закончилась. Самое время посетить Святые пещеры.
Вход в пещеры расположен рядом с Успенским храмом. Подхожу к входу, но войти можно только с кем-то из монашествующих. И по одному паломники в пещеры не ходят, только группой в несколько человек. Стою у входа, жду.
Шепчу тихонько: «Отец Иоанн, дорогой мой, я приехала в первую очередь к тебе. Благослови меня и позволь поклониться месту твоего упокоения».
Подходит небольшая экскурсионная группа с иноком. Я прошу разрешения присоединиться к группе. Инок думает, смотрит внимательно на меня. Видимо, выражение моего лица заставляет его смягчиться, и он разрешает мне присоединиться к группе.
Мы заходим внутрь. Сначала мы попадаем в небольшие помещения, которые называются Ближние пещеры.
Ближние пещеры
Здесь покоятся мощи преподобных Печерских Святых Отцов Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и Преподобной матери Вассы.
О Преподобном Марке известно, что он проводил жизнь в отшельничестве и созерцании.
А тело его, высохшее от поста и трудов, было погребено в дубовой колоде в виде лодки, выдолбленной им самим, и служившей и постелью и последним пристанищем.
На меня большое впечатление произвёл рассказ о том, как Господь прославляет Своих угодников. Если Богу угодно, чтобы светильник не оставался под спудом, то он просияет вне зависимости от обстоятельств и давности лет.
О Преподобном Марке известно мало, и даже имя его в монастырский поминальный синодик вписал игумен, чьё имя и самого-то осталось неизвестным. Казалось бы, можно легко забыть и о самом Преподобном Марке. И вот, много лет спустя, игумен Корнилий (будущий Преподобномученик, которому Иоанн Грозный отсёк голову) усомнился и решил убрать имя Марка из поминального синодика.
Сразу же после этого он впал в тяжёлую болезнь, ослеп, у него отнялись руки и ноги. Игумен Корнилий, будучи высокодуховным человеком, сразу же понял причину болезни. Братия отнесла его на носилках к гробу преподобного Марка. Со слезами был отслужен молебен, и произошло мгновенное исцеление. Игумен Корнилий вышел из храма здоровым.
Это чудо способствовало прославлению Преподобного Отца Печерского Марка. А мощи самого игумена Корнилия, устроителя и благоукрасителя монастыря, пребывают не в пещерах, а в Успенском храме. И я смогла им поклониться после службы.
Все мощи находятся в раках, покрытых красивыми покрывалами, над раками иконы святых. Очень много цветов. Горят свечи. На гробницах — книжечки о каждом из Преподобных монастыря.
В этих брошюрах рассказывается о жизни Печерских Святых и об истории монастыря. На каждой книжечке название — «Псково-Печерский листок» и номер листка. Последние номера, которые я взяла на память, перешагнули девятый десяток. В листках есть и поучения и духовные советы. За такими книжечками стоит огромный труд монашеской братии ради духовной пользы паломников.
Прикладываюсь к раке Преподобного Отца Ионы. О нём известно, что он, будучи священником, отцом Иоанном, услышав об открытии пещер, с семьёй переехал к этим благодатным местам.
Начал копать вместе со своей матушкой Марией церковь прямо в горе. Эта церковь и была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Год её освящения — 1473 — считается годом основания Псково-Печерской обители.
Матушка Мария стала первой, кто принял монашеский постриг в обители. Перед смертью она была пострижена с именем Вассы. О ней в Печерском листке говорится: «Преподобная сподвижница устроителей Псково-Печерского монастыря славная матерь Васса».
А после её смерти отец Иоанн тоже принял монашеский постриг с именем Иона. Он почил в 1480 году, по смерти на его теле нашли железный панцирь, и «тело под ним было как изваяно». В Печерском листке говорится, что, когда Иона был воином, этот панцирь был ему доспехами, а когда стал иноком, то панцирь превратился в вериги.
И вот теперь преподобный Иона с преподобной матерью Вассой почивают рядом в раках, защищая своим молитвенным предстательством монастырь. Как поётся в тропаре, «Крепость верным и Обители Псково-Печерския украшение».
Гробница матери Вассы стоит при входе в пещеры, с ней связано несколько чудесных историй.
Когда хоронили мать Вассу и закопали, как обычно, гроб, на следующее утро он оказался на поверхности земли. Это чрезвычайно поразило всех. Отец Иоанн и духовник решили, что допустили ошибки в чине погребения, и отпели Вассу вторично. Но и после вторичного погребения гроб чудесной силой был поднят из земли.
Тогда в случившихся событиях узрели Промысел Божий. В стене пещеры устроили нишу. И теперь гроб с телом преподобной матери Вассы — первое, что встречает паломников в Ближних пещерах.
Над ракой матери Вассы нет покрывала, это деревянная гробница, на крышке которой есть выжженный след. Этот след также имеет чудесную историю.
По преданию, он появился во время нападения ливонцев на монастырь. Один рыцарь дерзко пытался мечом открыть крышку гроба, намереваясь осквернить мощи преподобной. Внезапно из гробницы вышел Божественный огонь, попаливший нечестивого рыцаря. След этого огня виден и иногда благоухает.
Об этом благоухании рассказывала инокиня из одного нашего уральского монастыря. Она ощутила это сильнейшее благоухание, приложившись к гробнице. А некоторое время спустя, была пострижена в монахини с именем Вассы.
Четвёртая и последняя рака в Ближних Пещерах — это рака Пеподобного Лазаря Прозорливого. Он был подвижником и аскетом. После его смерти на теле были найдены вериги весом около 12 килограммов. Сейчас они висят над ракой.
Я приложилась к веригам. Тяжёлые и ледяные.
Какую силу духа нужно иметь, чтобы носить такие вериги, умерщвляя плоть! Я думаю о том, что тяжесть вериг тянула к земле, а дух Преподобного был в горнем царстве. Он сподобился даров прозорливости.
Над ракой две таблички, одна на бронзовой позолоченной доске, другая на камне. В каждой из них значится дата упокоения, но эти даты разные! Согласно одной надписи иеросхимонах Лазарь почил в 1808 году, согласно другой — в 1824 году, то есть, на 16 лет позднее. Почему такое расхождение? В чём здесь тайна?
Оказывается, в 1808 году с Преподобным Лазарем случилось обмирание, оно продолжалось трое суток. И тело стали готовить к погребению, даже положили во гроб. Но, подобно четверодневному Лазарю, старец ожил. На все вопросы любопытствующих он отвечал словами пророка Давида: «Смерть грешника люта». И усилил подвиги поста и молитвы.
Поклонившись ракам Святых в Ближних Пещерах, мы берём по свечке, зажигаем эти свечи. И идём дальше. Тяжёлая массивная дверь открывается и закрывается за нами. Полная темнота. Песчаная дорожка и стены освещаются только колеблющимися огоньками наших свечей. Погаснет свеча — и полный мрак.
Чувствую холод. После июльской жары температура — а она здесь стабильно бывает +5 градусов — кажется сначала приятной прохладой. Но минут через десять начинаешь думать, что тёплый свитер не помешал бы. Вот они, Дальние Пещеры.
Святыни псково печерского монастыря
6. Псково-Печерский монастырь. Дальние пещеры
В Святых пещерах ощущаешь такую благодать, что хочется возвращаться сюда снова и снова. Мне посчастливилось в течение месяца побывать в пещерах пять раз.
Последний раз я, отстав от группы, свернула по знакомому повороту к отцу Иоанну (Крестьянкину), чтобы попрощаться с ним.
Позднее, моя соседка по келье, Аня, рассказывала, что не заметила, как я отстала, потеряла меня и, испугавшись, обратилась к монаху, ведущему группу по пещере: «Оля отстала, она заблудится!» На что монах, улыбнувшись, ответил: «Ну что ж, здесь похоронено одиннадцать тысяч человек. Одним человеком больше, одним меньше…»
Это, конечно, шутка. Братия хорошо знают пещерный город, и никому не позволят заблудиться. Но заблудиться здесь действительно можно. Стоит отстать от группы. А если погаснет дрожащий от потока воздуха огонёк свечи, то всё вокруг погрузится в непроницаемую тьму.
И можно будет долго ходить по пещерам, держась руками за стены, передвигаясь на ощупь по пещерным улицам. А улиц здесь семь. Две — короткие, пять — длинные.
Они имеют названия и напоминают древние катакомбы первых христиан.
Есть улицы Главная, Братская и Малая Братская, улица Старцев или Кормчая. Есть улица Церковная, приводящая к храму в честь Воскресения Христова.
Стены, потолок, пол пещерных улиц — всё песчаное. Рассказывают, что приехавший сюда профессор — почвовед, войдя в пещеры, очень быстро выбежал из них. Он был взволнован и объяснял присутствующим, что они не понимают, насколько эти пещеры чудесны. А вот он, как профессор, хорошо понимает, что песчаный потолок просто не может не осыпаться. И больше он в пещеры не войдёт, это чудо для него слишком невероятно!
Погребения в пещерах производятся в погребальных нишах. В настоящее время здесь обретают место упокоения насельники монастыря, служившие Богу в священном сане.
Часть стен была обложена кирпичом в 19 веке.
Дотрагиваюсь руками до стен, чувствую не песок, камень. Подношу свечу ближе — это керамиды — надгробные плиты. Каждая из них является свидетельством о почившем и памятником древнерусского искусства.
Керамиды — надгробия — каменные или керамические (глиняные). Изображения на них рельефны, часть покрыта глазурями, есть орнаменты. Встречаются разноцветные керамиды. Самое раннее керамическое надгробие датировано 1530 годом.
Несмотря на огромное количество погребенных — заглянув в ниши, можно увидеть гробы — запаха тления нет. По этому поводу, монах, проводивший экскурсию, рассказал нам о посещении пещер Никитой Хрущёвым. О том, как спрашивал он иноков, почему здесь отсутствует запах тления. Один из монахов задал ему встречный вопрос: «Вас сопровождает много людей, скажите, исходит ли от них какой-то запах?» Хрущёв возмутился: «Какой ещё может быть запах от них? Это моя свита!» «А здесь лежит свита Царя Небесного», — ответил Печерский монах.
Да, здесь лежит свита Царя Небесного — думаю я, дотрагиваясь до надгробий. Архимандрит Афиноген (в схиме Агапит), архимандрит Алипий (Воронов), схиархимандрит Александр (Васильев), архимандрит Досифей (Сороченков), иеросхимонах Симеон (Желнин), архимандрит Серафим (Розенберг), архимандрит Нафанаил (Поспелов), архимандрит Иоанн (Крестьянкин) — когда я читала в Печерских листках об этих людях — слёзы текли по моим щекам.
Я чувствовала скорбь и радость одновременно. Скорбь, потому что не довелось увидеть этих светильников Божиих. Радость, потому что посчастливилось побывать и помолиться на месте их упокоения. И осознать — у Бога все живы!
Иеросхимонах Симеон (Желнин) (1869–1960) — известный подвижник и молитвенник, имел от Бога дары прозорливости и благодатной молитвы. Был причислен к лику святых в 2003 году. Этот светильник Божий сиял в монастыре более 60 лет. «Яко древний подвижник преподобием украсивыйся» — поётся о нём в тропаре.
После войны, во времена гонений богоборческой власти, у монастыря были отобраны плодородные земли — посевы и огороды, а взамен их выделены земли за монастырём.
На этих новых землях посевы не дали всходов. В Печерском листке рассказывается, как старец Симеон, знавший об этом в духе, тайным образом ходил на те земли и молился. По его молитвам, Господь послал всходы и обильный урожай.
После канонизации мощи старца перенесены в Сретенский храм монастыря. А на его месте сейчас покоится мой любимый старец, отец Иоанн (Крестьянкин).
Архимандрит Иоанн Крестьянкин прожил долгую жизнь. И всю её посвятил, как истинный пастырь, своим пасомым. У места его упокоения всегда огромные и прекрасные букеты живых цветов. И сколько раз я не приходила к его гробу, цветы всегда были свежими.
Сердце его было бесконечно любящим и милостивым. Эта та любовь, которую можно стяжать только по благодати, любовь, которая «душу полагает за други своя».
Позднее, я побывала в его келье, посидела на диванчике, где сидел батюшка, познакомилась с его келейницей Смирновой Татьяной Сергеевной. Мне запомнились её слова про отца Иоанна.
Зная, что перед ней старец, она, тем не менее, не могла поверить сначала в его любовь к людям. Эта любовь была так велика и всеобъемлюща, что смущённая келейница думала: «Невозможно так сильно любить людей. Может быть, батюшка лицедействует?»
Она рассказывала мне об этом с улыбкой — искушение отошло — и она увидела: да, это настоящая любовь. Просто мы без благодати Божией так любить не умеем. Это Божий дар.
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла…Любовь никогда не перестаёт…» О прозорливости батюшки, о его дарах можно рассказывать долго.
Я провела у его гроба целый час. И не заметила этого времени. Мне казалось, что я беседую с живым человеком. Протянув руку в нишу, можно дотронуться до гроба батюшки.
Когда Татьяна Сергеевна благословила мне книги про отца Иоанна, его фотографии и даже шоколадку, у меня было чувство, что я приняла эти подарки из рук самого батюшки.
Архимандрит Афиноген (в схиме Агапит) (1881–1979) принадлежал к истинному цвету Псково-Печерского старчества. О нём рассказывается в Печерском листке, как о простосердечном и любвеобильном монахе, обладавшем особой силой молитвы.
Кроткий и тихий, в самые тяжёлые годы жизни, в лагерях и ссылках, он полагался на волю Божию и укреплялся молитвой. Он был братским духовником, отчитывал бесноватых, сподобился высоких духовных даров и прозорливости.
Уже приближаясь к столетнему рубежу, старец легко поднимался по крутой лестнице Михайловского собора, каждый день гулял по монастырскому саду на Святой Горке, творя Иисусову молитву.
У него был удивительный слезный дар, он мог плакать целый день от умиления перед любовью Божией к «лежащему во зле миру», от скорби за собственные грехи и даже оплакивая грехи всего человечества.
Архимандрит Алипий (Воронов) (1914–1975) — выдающийся наместник монастыря. Участник Великой Отечественной войны. С 1942 года воевал в действующей армии, прошёл весь фронт до Берлина, был удостоен медалей и ордена. Постриг принял после войны в Троице-Сергиевой Лавре, а с 1959 года был наместником Псково-Печерского монастыря.
Это был пастырь с исповеднической стойкостью и силой духа. В Печерском листке рассказывается, как он, во времена гонений, сжёг бумагу о закрытии монастыря прямо на глазах у посланцев богоборческой власти.
А когда пришли отбирать ключи от пещер, архимандрит Алипий скомандовал келейнику: «Отец Корнилий, давай сюда топор, головы рубить будем!» Пришедшие обратились в бегство.
Хорошо известна история о том, как запретили служить панихиды в пещерах. Но отец Алипий запретившим отвечал, что указ их написан под давлением, из-за слабости духа. А «я слабых духом не слушаю, я слушаю только сильных духом». И служение панихид так и не прервалось. Оно продолжается и сейчас. И мне посчастливилось присутствовать на этих панихидах.
В один из самых сложных периодов для монастырей и всей церкви, когда Хрущёв в интервью заявил, что скоро покажет по телевизору последнего попа, архимандрит Алипий сумел восстановить практически из руин стены, ограждающие обитель. Восстанавливал и реставрировал монастырь, поддерживал иконописные традиции обители. Сам писал иконы.
Сила духа его была такова, что, если на молитве и проповеди у него появлялись воздыхания и слёзы, то плакали все молящиеся вместе с ним.
Схиархимандрит Александр (Васильев) (1927–1998). Его судьба — яркий пример того, как хранит Господь своих избранников. Во время фашистской оккупации угоняли молодёжь на работу в Германию И не взяли его одного, освободив от всякой работы вообще. И только на нём одном из всех был нательный крест. Господь хранил будущего монаха. Отец Александр по поручению стариц хранил святыни Дивеевского монастыря в течение 35 лет. И передал их в Дивеево в 1992 году, когда монастырь стал действующим.
Он был братским духовником. А также любил всё делать своими руками. Садился за руль трактора, работал на уборке овощей. На пасеке. Когда в день его 70-летия наместник монастыря, архимандрит Тихон, спросил у него: «Батюшка, какой день в вашей жизни был самым счастливым?» — отец Александр ответил: «День, когда я служу Божественную Литургию».
Вернувшись со Святой Горы, отец Досифей являл братии пример подвижничества. Его главным деланием была молитва. Там, где у всех в келиях была прихожая, у него стояли кровать и шкаф для одежды. А всё оставшееся место было предназначено для молитвы — посередине аналой, кругом иконы.
До последнего дня, превозмогая сильную боль в ногах, он шёл на Богослужение. Иногда такая дорога занимала до двух часов!
Когда я прочитала об этом, мне хотелось плакать. Я вспомнила, как для меня причиной не ходить на службу, была небольшая простуда или лёгкое недомогание.
Вот такие старцы лежат в Дальних Пещерах. А сколько здесь неизвестных монахов, строителей монастыря, молитвенников, защитников обители! Отцы Псково — Печерские, молите Бога о нас!
Старцы Псково-Печерского монастыря
Старцы Псково-Печерского монастыря и собор святых Псково-Печерских
Множество обителей просияли на Руси, однако лишь некоторые стали известны своими старцами — так называют праведников-монахов, которым Господь даровал прозорливость и чудотворнее при жизни, которые принимают всех людей, подавая каждому совет.
Традиция старчества в Пскова-Печерском монастыре продолжается, но многие из них уже канонизированы в лике святых — ведь монастырь имеет древнюю историю. Он ни разу не закрывался, несмотря на многие исторические перипетии. Красива обитель и духовной жизнью, прекрасна и внешне: здесь сохранились шедевры архитектуры и иконописи, насчитывающие по пятьсот-шестьсот лет, бережно почитаются великие святыни.
Собор преподобных отцов Псково-Печерских – это изображение великих святых подвижников, живших совсем недавно. Это аскеты и молитвенники за всех людей, не оставлявшие никого без утешения. В их молитвенном опыте и помощи — Божия благодать, вера, мудрость и понимание предназначения каждого человека в этом мире. Ведь сегодня трудно понять, где приложить себя среди множества возможностей, как поступить в той или иной ситуации.
Пещеры Псково-Печерского монастыря
Полное название монастыря — Свято-Успенский Псково-Печерский, а такое особое название он имеет благодаря древнему слову «печеры», то есть пещеры. В Пскова-Печерском монастыре они носят название «Богом зданные», то есть «созданные».
Это уникальное природное образование. Первый и главный храм монастыря носит название Успенского и был освящен в честь этого праздника в 1473 году преподобным Ионой, основателем обители. Он пришел сюда из земель современной Эстонии (Тарту) скрываясь от нападений немцев-католиков на православных. Святой Иона был женатым священником и жил поначалу вместе с женой. Вскоре оба они приняли монашество — гроб супруги святого Ионы также находится в «Богом зданных» пещерах. Она канонизирована в лике святых как преподобная Васса.
Они жили и молились в найденных ими пещерах, а после основания храма и мужского монастыря святым Ионой гора, в которой находятся пещеры, получила название «Святая». Традиционно окончивших свой земной путь насельников обители хоронят в пещерах. Сегодня здесь насчитывают более десяти тысяч захоронений всех веков существования обители.
Уникальной особенностью пещер является их чистый и сухой воздух: здесь нет запаха тления. Многие тела похороненных в пещерах стали святыми мощами: от них происходят чудеса.
Комплекс Богом зданных пещер состоит из ближних и дальних, подобно Киевским лаврским пещерам:
— Ближние, длина которых составляет лишь около 15 метров. Сюда перенесены мощи прославленных и почитаемых святых.
— Дальние, из семи длинных галерей протяжённостью примерно 200 метров. Именно здесь находится основное монастырское кладбище. На 5 и 6 галереях похоронены монахи, а на других улицах есть место и захоронениям мирян — благодетелей монастыря. Некоторые части галерей закрыты для посещения: здесь открыто стоят гробы похороненных. В конце 6-й улицы к ним примыкает пещерная церковь Воскресения Христова — удивительный храм, где под землей возносят молитву Богу.
Гробы, хранящиеся в пещерах, помещают в стены, а не засыпают землёй.
Святые Псково-Печерского монастыря — собор преподобных отцов
В честь святых Псково-Печерской Успенской обители совершается день памяти их всех в 4 неделю после праздника Святой Троицы. Он установлен в 1980-е годы по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Пимена, бывшего в свое время настоятелем Псково-Печерского монастыря. Также в обители при его настоятельстве был составлен акафист всем Псково-Печерским святым.
В Соборе Псково-Печерских святых прославлены:
Святые основатели обители — преподобные Марк, Иона, Васса (XV век).
Преподобномученики Корнилий (погибший от руки Ивана Грозного) и Вассиан Муромский.
Преподобный Дорофей Югский, имевший видение Богородицы, которая благословила его выйти из Псково-Печерской обители и основать новый монастырь на реке Юг.
Преподобный Лазарь, схимник прозорливый — он известен своим воскресением. Этот святой впадал в состояние, возможно, клинической смерти, а затем на третий день пришел в себя и жил еще 16 лет. С ним встречался с целью получить духовный совет император Александр I — святой скончался в один год с ним, 1824 году. Известно, что старец наставлял его быть примером для подданных, предупреждая о недолгой жизни.
Александр (Петровский), архиепископ Харьковский, священномученик, погибший от безбожников в 1940 году.
Иеросхимонах Симеон (Желнин), скончавшийся в 1960 г. и проживший в обители около 70 лет. Он исцелял и душевные, и телесные болезни, а также его молитвой отдалялся срок кончины.
Не прославлены в лике святых, но почитаются и известны следующие Псково-Печерские старцы:
Схиигумен Савва (Остапенко), долгие годы работавший в светских учреждениях, а в 1945 году, после войны, ушедший с работы, с хорошей должности инженера, в монашество. Он известен как духовный писатель, оставивший большое письменное наследство, например «Слеза покаяния», «Пути спасения» и другие.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), также родившийся в начале века, прошедший длинный путь, работая и служа в церкви, прошедший пять лет лагерей и тюрем. Он стал наставником для многих людей и скончался в 2006 году. Наиболее известные его сочинения — «Опыт построения исповеди», «Чадцам Божиим», множество писем и сочиненных самим старцем молитв.
В 2000-х годах появилась книга «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова) — он ныне епископ Егорьевский, викарий Патриарха, управляющий Западным викариатством города Москвы. В них описаны случаи и чудеса из жизни старцев Псково-Печерского монастыря. Так, описаны духовные наставления, реальные чудесные события из жизни наместника монастыря, архимандрита Тихона и схиархимандрита Никона Печерского.
Недавно, 28 апреля 2018 года, скончался 94-летний старец обители, архимандрит Адриан (Кирсанов), подававший благодатные советы всем, посещающим его. Важное значение старец придавал воспитанию детей, благословляя относиться к этому с особым вниманием. Другими простыми советами старца является благословение меньше смотреть телевизор, чаще бывать в храме и больше молиться — тогда человек становится более внимателен к себе и более близким к Богу.
Важнейший дар, объединяющий всех старцев Псково-Печерских, да и всех православных святых — любовь к людям. Сам Господь сказал, что главная заповедь — любить ближнего, как себя, и любить Бога. В этих заповедях — «весь закон и пророчества».
Святыни Псково-Печерского монастыря
Важнейшие святыни обители — чудотворные мощи всех перечисленных нами ее святых насельников.
Кроме того, обитель прославлена иконой Успения Пресвятой Богородицы, которая висит над Царскими вратами пещерного храма обители. Она ежегодно износится для поклонения крестным ходом через всю обитель в день праздника Успения Богородицы.
Во все времена обитель привлекала к себе паломников. И сегодня в монастырь едет множество людей, чтобы приложиться к святыням и получить совет праведных насельников обители.
В чем помогают Псково-Печерские старцы
Можно сказать, что святые Псково-Печерской обители помогают во всех трудностях. Нет такой беды, в которой не обращались бы к ним люди. Однако традиция их почитания говорит, что они имеют особую благодать в наставлении человеческой души на путь, предназначенный Богом для нее:
в поиске своей профессии;
в поиске своего человека для супружества;
в избавлении от душевной тревоги, тоски, неопределенности;
проблемах с выбором и поиском жилья;
в избавлении от нечистой силы, колдовских воздействий.
Как доехать в Псково-Печерский монастырь
Сегодня в обитель регулярно ходят экскурсионные автобусы. Вы можете также совершить паломничество самостоятельно.
Из «двух столиц» России до Пскова идут прямые поезда. От Пскова в Печоры ходят маршрутки или электрички. Оба вокзала находятся в непосредственной шаговой доступности от монастыря. Самостоятельное паломничество, дорога к храму — всегда дорога к Богу.
Молитву святым старцам Псково-Печерским можно читать онлайн по тексту ниже
О, преподобные и богоносные отцы наши: Марк, Иона, Корнилий, Вассиан, Дорофей, Лазарь, Симеон, Александр и блаженная мать Васса!
Смиренно припадаем к вам, к великим праведникам, в Псковской земле просиявшим славно — украсили вы обитель Печерскую жития вашего чудного сиянием пресветлым; к вам приходим и, с любовью хваля вас, просим вашего представительства перед Богом за нас, многогрешных: попросите Господа Сил и Пречистую Матерь Его, чтобы сохранили они Российскую страну нашу мирной, утвердили в благочестии землю Псковскую и покровом благодати Своей города России покрыли, монастыри да укрепят и всем подвизающимся в ней подадут спасение и вечную жизнь в Царствии Небесном.
Помогите нам, о угодники Божии, создать храм Божий в сердцах наших и украсить его добродетелями, чтобы жил в нем Сам Господь! Оградите нас стеной молитв побеждающих всех от искусительных стрел врага рода человеческого и от всех злых его соблазнов, чтобы богоугодно жили мы на земле, а по смерти вечное Царство Пресвятой Троицы унаследовали, прославляя всегда и бесконечно Отца, Сына и Духа Святого. Аминь.
Молитвами святых старцев Псково-Печерских да хранит вас Господь!