психолог который дает оценку с профессиональной психологической точки зрения какого либо решения

Задачи и основные этапы деятельности ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ

Заказчиками в деятельности практических психологов выступают руководитель организации или частное лицо, обратившееся к психологу за консультацией психологи­ческого характера.

Взаимоотношения психолога и клиента (заказчика) устанавливаются исходя из трех возможных позиций пси­холога-практика: эксперта, учителя или консультанта (Жу­ков, 1999, с.28—34).

Психолог как эксперт — носитель специальных знаний и опыта. К нему обращаются с заказом дать психологичес­кую экспертизу, то есть оценку с профессиональной пси­хологической точки зрения, какого-либо решения, проекта, события. Услуги психолога как эксперта нужны после завершения клиентом некоторой работы.

Психолог как учитель занят передачей специальных зна­ний», которые необходимы людям для эффективной орга­низации их деятельности. Практический психолог в позиции учителя — не преподаватель, который в систематизиро­ванном виде излагает теории и факты. Он проводит психо­логические тренинги, деловые игры и другие активные методы обучения. Учитель выполняет свою миссию до того, как работа началась.

Психолог как консультант включается в деятельность клиента. Он предоставляет клиенту знания и опыт в тех объемах и формах, которые необходимы на данный момент. Его задача — оказать психологическую помощь кли­енту в выполнении работы.

К числу основных задач деятельности практических психологов относятся:

1) выявление психологических характеристик конкрет­ного человека, группы;

2) выявление психологических причин, вызывающих трудности в их повседневной жизнедеятельности;

3) оказание психологической помощи в преодолении этих трудностей, в решении клиентом различных психологических проблем;

4) содействие государственным, общественным, пред­принимательским организациям в эффективном использовании психологического фактора при ре­шении практических задач;

5) социально-психологическое сопровождение труда и жизни клиентов;

6) пропаганда психологических знаний и повышение психологической культуры людей;

7) оптимизация системы психологической работы и повышение собственной профессиональной компе­тентности.

Рассмотрим основные этапы работы психолога.

1. Психолог получает заказ от заказчика (или клиента), на основании которого составляет программу рабо­ты, договаривается о распределении прав между психологом, заказчиком и клиентом, о взаимных обязательствах в совместной деятельности.

2. Психолог выбирает адекватные задачам психологи­ческой деятельности теоретические концепции, методы работы, конкретные методики исследова­ния и формы работы с клиентом, способы регист­рации и обработки первичных данных.

3. Психолог осуществляет работу с клиентом в форме беседы, анкетирования, интервью, наблюдения, тестирования, психофизиологического исследования.

4. Психолог обрабатывает первичные материалы, осуществляет их интерпретацию, обсуждает полу­ченные данные с компетентными коллегами, формулирует выводы и заключения по интересующим заказчика проблемам.

5. Психолог передает заказчику свои заключения и рекомендации в форме письменного документа или устного сообщения. В них содержатся ответы на воп­росы, поставленные заказчиком.

6. Заказчик использует рекомендации психолога. Использование рекомендаций может заключаться в изме­нении условий трудовой деятельности, саморазвитии личности, в организации психокоррекционного, психолого-педагогического, обучающего, админи­стративного воздействия. Во многих случаях психо­лог по поручению заказчика сам применяет рекомендации, например, проводя психотерапию, консультирование, тренинг. Или сам клиент приме­няет к себе рекомендации психолога (Крылов, Юрь­ев, 1990, с.267).

6.3. права и обязанности практических психологов

Рассмотрим права и обязанности, которые необходи­мы для успешного осуществления психологом своей про­фессиональной деятельности.

Психолог должен иметь право:

1) принимать участие во всех сторонах жизнедеятель­ности организации, учреждения, конкретного клиента, а также знакомиться с содержанием доку­ментации, необходимой для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

2) участвовать в работе квалификационных комиссий, а также совещаний по согласованию проектов, ус­тавов, законов;

3) самостоятельно вырабатывать концепцию и опре­делять пути выполнения своих профессиональных обязанностей;

4) получать конфиденциальную информацию о пси­хологических свойствах, особенностях и состояниях людей, выступающих в качестве испытуемых или клиентов;

5) проводить с клиентами социально-психологичес­кие мероприятия;

6) поддерживать профессиональные связи с различ­ными вневедомственными организациями и част­ными лицами для решения психологических проблем;

7) вырабатывать и давать рекомендации психологичес­кого характера администрации, общественным орга­нам и клиентам, обратившимся за помощью;

8) разрабатывать новые методы работы психолога и получать на них авторские права.

Одновременно психолог обязан:

1) изучать психологические проблемы жизни и дея­тельности клиентов;

2) оказывать помощь в преодолении критических ситуа­ций, трудностей, активно способствовать развитию личности и совершенствованию профессиональной деятельности клиентов;

3) участвовать в отборе кадров, их последующей адап­тации и профессионализации;

4) организовывать и проводить консультирование, за­нятия по психологическому просвещению клиентов;

5) изучать социально-психологические процессы в орга­низации;

6) организовывать и лично проводить социально-пси­хологическую работу;

7) постоянно совершенствовать свою профессиональ­ную компетентность;

8) руководствоваться в своей деятельности основны­ми этическими принципами профессиональной пси­хологической работы.

Выше охарактеризованы только общие принципы ра­боты психолога, его права и обязанности. При выполне­нии конкретного заказа основные этапы его работы, права и обязанности сторон могут иметь некоторую специфику и должны быть конкретизированы.

Источник

Психолог который дает оценку с профессиональной психологической точки зрения какого либо решения

Психология для студента

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ

УДК 159.9.01 ББК 88 К212

В книге показано многообразие психологических знаний о человеке, изложена история появления профессии психолога, представлены основные виды деятельности профессиональных психологов в научной и практической сферах: в медицине, в образовании, в социальной психологии, в экономике, промышленности, в юридической психологии, в спорте, в сфере консультационных услуг.

Существенное место в книге занимает характеристика профессиональных, этических и личностных качеств, важных для успешной деятельности психолога. Описана система подготовки профессиональных психологов и принципы организации психологического сообщества.

Завершает учебное пособие терминологический словарь, который поможет начинающему психологу ориентироваться в мире языка профессионалов и обеспечит лучшее понимание психологической литературы.

© Издательство «Смысл», 2000

КТО ТАКОЙ ПСИХОЛОГ? ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ?

Психология в последние годы стала наукой, востребованной самой жизнью. Однако слово «психология» все еще окутано завесой тайны для тех, кому не приходилось соприкасаться с психологами на практике. Психологов ценят, уважают, но в обыденной жизни побаиваются, полагая, что психолог «насквозь видит человека» даже в простом разговоре. При этом затрудняются точно сказать, «кто такой психолог», «что он делает» и «какую пользу он может принести». В то же время проявляют заинтересованность в психологе, видимо находясь под магическим действием слова «психология». Правильному пониманию профессии психолога мешает также и то обстоятельство, что появилось много людей, например, астрологов, хиромантов, гадалок, которые также любят причислять себя к психологам. Вокруг психологической профессии возник ажиотаж.

Психология — это знания о внутреннем мире человека, о законах, объясняющих его поведение. К числу психических относятся разнообразные проявления душевной жизни человека.

Ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, речь — это познавательные психические процессы. В протекание этих процессов включаются образы, понятия, суждения, умозаключения. С помощью них человек познает мир.

К сфере эмоциональных явлений относятся аффекты, стрессы, тревожность, чувства, страсти, настроения и др. С их помощью человек переживает свое отношение к тем или иным предметам и событиям мира.

К психическим явлениям относятся мотивация, внимание, интерес, уровень притязаний, стремление, принятие решений, волевое усилие, самоконтроль, самообладание. С их помощью человек регулирует свою деятельность, свое воздействие на окружающий мир и на себя самого. Различные состояния, такие как вдохновение, усталость, адаптация, напряженность, фрустрация изменяют протекание психических процерсов в течение определенного промежутка времени, активизируют или тормозят их, придают им особый качественный оттенок. Темперамент, характер, способности, одаренность, настойчивость, фанатизм, эгоизм придают своеобразие психической жизни каждого человека. К психическим свойствам человека относятся его уровень притязаний, представления о самом себе, самооценка и самоуважение. Многие психические явления характеризуют межличностные отношения человека, такие как совместимость, внушаемость, конформность, симпатия, дружба, любовь, конфликты, психологический климат.

Психические явления бывают осознанные и неосознанные. Сознание — это совокупность психических явлений, в которых человек может дать себе отчет. Когда человек находится в сознании, он осознает себя, свои мысли и чувства, т.е. может дать отчет в том, что с ним происходит. Существует и большая группа неосознаваемых психических явлений.

Профессиональные психологи используют язык научной психологии. Специфика психологических понятий такова, что многие из них включены в нашу обыденную разговорную речь. Это вызывает невольную терминологическую путаницу у человека, входящего в мир профессиональной психологии, затрудняет первые шаги на пути к научно-психологическим знаниям. С другой стороны, психологи часто пользуются особой профессиональной терминологией, которая на первых порах может быть малопонятна студенту-психологу. Поэтому советую, встречаясь с психологическими или другими научными терминами, не вполне понятными, обращаться к психологическому словарю. В нем дано доступное для начинающего психолога толкование многих психологических понятий.

глава 1. Виды психологических знаний

Накопление психологических знаний происходило в разных науках и сферах человеческой деятельности, — везде, где нужны были знания о душевном мире и поведении людей. По мнению одних авторов, слово «психология» появилось в литературе в XVI веке, по мнению других — в XVIII. Мнения историков по поводу того, как возникло слово «психология», расходятся. В буквальном переводе с греческого оно означает «учение о душе» или «наука о душе» — соответствующие греческие корни psyche (душа) и logos (наука, учение).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *