психолог какие вопросы задает клиенту

Алгоритм первой консультации психолога: с примерами и советами от практиков

психолог какие вопросы задает клиенту

Статья создана при участии эксперта

Твороговой Татьяны Сергеевны

Практикующий психолог, судебный эксперт-психолог. Специалист по психосоматической терапии и нейрографике в арт-терапевтическом направлении. Преподаватель психологии.

Читайте в статье:

На первой консультации клиент должен почувствовать, что психолог понимает его и может помочь. В противном случае он откажется от второй встречи. Мы подготовили простой и понятный алгоритм первой сессии, который избавит вас от вопроса — а все ли я делаю правильно?

Начало консультации

Очевидное, но важное напоминание — не опаздывайте. Занесите встречу в ежедневник, поставьте уведомление в телефоне, оставьте немного времени на форс-мажоры.

Знакомство

Итак, вы на месте, клиент заходит в кабинет или выходит на связь, если это онлайн-консультация. Первое, что вам нужно сделать — представиться и познакомиться. Спросите клиента: «Как я могу к вам обращаться?». В будущем используйте именно ту форму, которую он назовет.

психолог какие вопросы задает клиенту

Затем скажите, сколько продлиться сессия, и предложите клиенту рассказать, с чем он пришел.

Задайте вопрос, который предполагает развернутый ответ:

Можно спросить об ожиданиях клиента, например:

«Может быть, вас интересует что-то касаемо самой консультации?»

Возможно, клиент захочет уточнить структуру встречи. Тогда вы можете ответить так:

«Сначала мы с вами познакомимся, определимся с запросами и главной темой на сегодня. Потом вы расскажите о том, что беспокоит. Я буду внимательно слушать вас, поддерживать, комментировать, задавать вопросы. В конце консультации мы подведем итоги, определимся с планом работы на будущее. Вас это устраивает? Может быть, хотите еще что-то узнать?»

Выяснение запроса

Затем можно переходить к разбору темы консультации. Выслушайте, с чем пришел клиент. Узнайте его видение ситуации и позицию по этому вопросу. Когда он акончит рассказывать, помогите сформулировать запрос:

«Чего вам хотелось бы? Какого результата от нашей встречи вы ждете?»

В беседе помогайте клиенту раскрыться, поддерживайте его активным слушанием — кивайте.

Там, где это уместно, произносите фразы:

Выслушивая клиента, разрабатывайте стратегию консультации. Определите степень контроля — если клиент отвлекается от темы, то мягко возвращайте его к главному:

«Позвольте уточнить. Вы сказали … (повторяем что-то важное из слов клиента, а потом задаем вопрос по теме)»

Если он последовательно и уверенно излагает свои мысли, то на первых минутах консультации вы можете занять пассивную позицию. Если клиенту сложно раскрыться, вам нужно быть чуть активнее.

Отмечайте в блокноте все жалобы клиента. Перефразирование его ответов, небольшие паузы и вопрос «Это все или вас беспокоит что-то еще?» помогут вам собрать полную картину.

Завершающий шаг в диагностике — повтор всех жалоб, связанных с ними чувств и мыслей. Если клиент со всем согласен, можно переходить к основной части консультации.

Середина консультации

Трансформируйте жалобы и связанные с ними эмоции и чувства в темы для работы. Определите направления, в которых клиент будет двигаться для разрешения запроса. Проговорите их, получите обратную связь: согласен он с этим или нет.

Всегда запрашивайте обратную связь, обговаривайте с клиентом план, методы, условия сотрудничества — это один из этических принципов работы психолога. Формальные вопросы пропишите в терапевтическом контракте.

Попросите клиента назвать самое важное для него направление — то, с которого начнете работу. Сконцентрируйтесь на этом. Предложите клиенту рассказать, почему он выбрал именно эту тему, почему она так важна для него.

психолог какие вопросы задает клиенту

И еще раз проясняем, что клиент хотел бы получить в конце работы. Зачастую видение конечного результата трансформируется. Особенно по мере проговаривания и осознания клиентом ситуации.

Используйте открытые вопросы, если хотите продолжить обсуждение, и закрытые, если считаете, что его можно завершить. Для перехода от одной темы к другой примените фразу:

«Вы упомянули о … Расскажите, пожалуйста, подробнее»

Перефразируйте слова клиента, чтобы вернуться к сути разговора. Если вам кажется, что вы теряете контроль над ситуацией, то подытожьте все сказанное и продолжите обсуждение.

Получите алгоритм первой сессии на электронную почту

Чтобы был под рукой в нужный момент

Правила общения с клиентом

О чем нужно помнить в процессе общения:

Отслеживайте время консультации, чтобы его было достаточно для ее полноценного завершения. Главное — следить за временем так, чтобы со стороны это не выглядело как желание поскорее «разделаться с этим».

психолог какие вопросы задает клиенту

Преподаватель-эксперт Шахбази Татьяна Азеровна

Практикующий психиатр, сексолог, специалист в области судебной психиатрии, стаж работы 14 лет. Кандидат медицинских наук. Доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии.

Важный момент — следить за временем и уметь разделить его так, чтобы полноценно начать, углубиться в проблему и погрузить в нее клиента, а затем иметь достаточно времени для выхода из работы и оценки сессии.

Тайминг консультации определяется индивидуально в каждом случае — универсальной формулы здесь нет. Распределение времени зависит от двух факторов.

Первый, это личность клиента — открыт он или скрытен. Более застенчивому, недоверчивому клиенту иногда нужно больше времени на адаптацию к личности психолога, к ситуации консультирования.

Второй — характер проблемы. Например, жертвам физического или длительного психологического насилия требуется больше времени, чтобы просто проговорить проблему и, конечно, много времени, чтобы погрузиться в эти тяжелые воспоминания и подавленные чувства, а затем выйти из них.

Завершение консультации

До конца сессии осталось 10-15 минут, самое время подвести итоги:

«Итак, мы выяснили. », «Подытожим все сказанное»

«Не упустили ли мы чего-нибудь важного, есть ли еще что-то, что вам хотелось бы добавить?»

Иногда на этом этапе всплывает ценная информация, с которой можно начать следующую сессию. Если же клиент ничего не хочет добавить, то предложите ему выбрать приоритетную тему для следующей встречи.

Вам важно получить и дать обратную связь:

психолог какие вопросы задает клиенту

Преподаватель-эксперт Творогова Татьяна Сергеевна

Практикующий психолог, судебный эксперт-психолог. Специалист по психосоматической терапии и нейрографике в арт-терапевтическом направлении. Преподаватель психологии.

Избегайте фраз типа «Сегодня вы отлично поработали. Думаю, мы успешно решим вашу проблему». Это оценочное суждение и необоснованное обнадеживание. В конце консультации просто поблагодарите клиента.

Когда клиент покинет кабинет, запишите в свою рабочую тетрадь главную информацию: темы консультации и будущей встречи (в том числе все направления работы, которые вы обозначили в начале консультации), гипотезы, сложности в работе, важные факты из истории клиента, имена, даты. Это нужно, чтобы не забыть ничего важного.

Смазанное или торопливое завершение консультации — распространенная ошибка начинающих психологов. Такой финал встречи способен испортить даже самую лучшую сессию. Уделите достаточно времени завершающей части.

Готово! Вы отлично провели консультацию. Можете похвалить себя и отдохнуть. Не забывайте посещать личного психолога, чтобы сохранять свое психологическое здоровье, и супервизора, чтобы отрабатывать сложные случаи, повышать профессиональные компетенции и защитить себя от выгорания.

психолог какие вопросы задает клиенту

Статья создана при участии эксперта

Твороговой Татьяны Сергеевны

Практикующий психолог, судебный эксперт-психолог. Специалист по психосоматической терапии и нейрографике в арт-терапевтическом направлении. Преподаватель психологии.

Источник

20 вопросов психологу, которыми вы наверняка задавались сами, но боялись их озвучить

Поход к психологу или к психотерапевту, к сожалению, до сих пор считается чем-то постыдным: профессионалов посещает лишь небольшой процент людей с проблемами. Это можно понять: иногда вопросы, волнующие человека, настолько личные, что обсуждать их неловко даже с близкими, не то что с посторонним человеком.

Поэтому отправляемся к психологу Екатерине Шустовой, чтобы задать те самые стыдные, но животрепещущие вопросы.

1. «Мне кажется, что все люди глупее меня. Проблема в людях или во мне?»

психолог какие вопросы задает клиенту
Проблема в том, что иногда мы недооцениваем других и не признаем их права на собственный выбор — как и до каких пределов развиваться. У каждого свой порог комфортной зоны развития: кто-то постоянно тянется к новым знаниям, а кому-то достаточно малого — это далеко не всегда означает глупость. Постарайтесь подмечать хорошие качества людей, которые вас окружают, наблюдайте за ними, учитесь у них чему-то. Растите по выбранному вами сценарию и позволяйте другим делать то же самое. Вам станет комфортнее общаться с людьми!

2. «Хочу стать интересной личностью, но ничего для этого не делаю. Как побороть себя?»

Для начала отложите в сторону понятия «личность» и «интересный человек» и поймите, кто вы, куда идете, чем вам хочется заниматься. Не анализируйте чужие жизни, фантазируя о том, какие все вокруг интересные и самодостаточные. Особенно легко так думать, листая ленту в соцсетях, поэтому старайтесь тратить на это меньше времени.

Развивайте критическое мышление. Читайте хорошую, проверенную временем литературу и обязательно отслеживайте свое отношение к прочитанному. Если автор успешен и авторитетен, это вовсе не значит, что вы должны быть с ним согласны. Формируйте свое мнение, анализируйте, проверяйте информацию, учитесь не соглашаться и дискутировать.

И обязательно поймите для себя, в какую сторону вы хотите развиваться и расти. «Интересный человек» — довольно размытое понятие. А вот то, насколько человек развит, можно отследить. Развивайтесь и вы в интересных для вас направлениях, перенимайте что-то у других людей. И не бойтесь выходить из зоны комфорта, даже если страшно. Это базовые шаги, необходимые для становления личности.

3. «Мне страшно высказывать свое мнение, потому что я боюсь возражений. Что делать?»

Чтобы не бояться возражений, нужно быть уверенным в своем мнении. А для этого — понимать, почему вы считаете именно так, а не иначе. «Потому что я так вижу, и точка» — тоже сгодится. Возражения всегда были и будут, конструктивные и нет, поэтому нужно просто к ним привыкнуть и научиться чувствовать, что ответить: в какой форме и каким тоном. А в некоторых случаях лучше будет вовсе не отвечать или просто улыбнуться.

Возражение лишь безобидное мнение другого человека, который имеет на него право. Осознайте, что на любой вопрос существует множество точек зрения, и примите это, как принимаете, например, многообразие разрезов глаз — есть и есть. А еще из возражений можно извлечь пользу: почему-то ведь ваш собеседник считает так, а не иначе. Возможно, стоит вступить с ним в диалог и узнать что-то новое.

4. «Как научиться брать себя в руки и выполнять нужные задачи вовремя? Совесть мучает, но я продолжаю срывать все сроки»

Для прокрастинации есть много причин: например, страх неудачи или уверенность, что предстоящее занятие скучное. Хотя так называемый синдром «завтра» — проблема очень многих, причины его у всех разные. Но вот несколько советов:

Прокрастинация отнимает больше сил и нервов, чем важные дела, селит в нас чувство вины и стыда, заставляет тревожиться. Ну и зачем нам это?

5. «У всех моих знакомых есть много хобби и целей, а у меня — ничего. Как понять, чего я вообще хочу?»

Первый шаг — перестать сравнивать себя с другими. Возьмите передышку в поисках себя и потратьте это время с пользой: отделите собственные желания от тех, что навязали вам родители и друзья.

Вам может быть неприятно и даже страшно — так проявляется боязнь ошибиться с выбором, внутреннее сопротивление. И это нормально! Разоблачите этот страх, скажите ему: «Привет, я тебя вижу!» И не слушайте тех, кто торопит вас с выбором и самореализацией. Двигайтесь в своем темпе: не подойдет выбранное занятие — вернитесь к списку и попробуйте следующее.

Не гонитесь за Великой Целью. Главное — наполнить жизнь смыслом, соответствующим вашим желаниям.

6. «Что делать, если я не умею принимать комплименты? Когда меня хвалят, я отшучиваюсь или перевожу тему»

Наша реакция на комплименты — это отражение нашей самооценки. И если самооценка занижена, то комплимент вызывает в нас внутреннее противоречие. Оно и провоцирует дискомфорт. Вовсе не обязательно, что у вас низкая самооценка в целом, — возможен ее дефицит в конкретных областях. Подумайте: вам неловко принимать комплименты всегда или при определенных обстоятельствах, от определенных людей? Возможно, как-то влияют их возраст, пол, статус. Проанализируйте это — вам откроется много интересного!

Банальный, но эффективный совет для поднятия самооценки: напишите список ваших хороших качеств. Когда мы пишем такие списки, нейроны в голове выстраиваются определенным образом, и после, когда мы слышим комплимент, мозг вспоминает записанное и мы уже не удивляемся похвале: ведь мы и сами считаем о себе так же. А значит, неловкости не возникнет.

7. «Заметила, что для разных людей у меня разные модели поведения. Получается, я лицемерка?»

психолог какие вопросы задает клиенту
Хорошая новость: скорее всего, у вас высокий социальный интеллект — способность распознавать эмоции других и вести себя сообразно ситуации. У каждого из нас разная социальная роль для разных людей (например, никто не общается с мамой, как с начальницей, а с начальницей — как с подружкой в кафе). Но чем выше социальный интеллект, тем больше таких ролей он может охватить. Это достоинство, а не недостаток! Главное, чтобы от ваших действий не страдали ни другие люди, ни вы. Прислушивайтесь к себе, комфортно ли вам в этих социальных ролях, — так будет проще отделить от этих ролей себя настоящего.

8. «Как побороть бытовую лень? Дома часто так неопрятно, что даже стыдно звать гостей»

Задумайтесь над причинами лени. Часто бытовые дела воспринимаются как скучные и монотонные — по большей части так и есть. Но реальность такова, что заниматься скучными делами периодически необходимо. И это вовсе не значит, что нет способов разнообразить процесс.

После нескольких таких уборок вы втянетесь, уверяю вас!

9. «Я постоянно всем вру по поводу и без, сама того не замечая. Как избавиться от этой привычки?»

Важно понять, откуда такая привычка взялась. От какой правды вы бежите и почему? Может, вас не устраивает что-то в вашей жизни, вы чего-то стыдитесь? Или чувствуете, что правда недостаточно интересна, чтобы делиться ею с другими? Поразмышляйте — и вы найдете ответ. И помните: если вы не хотите сообщать какую-то информацию — вы имеете право ее не сообщать! Вместо того чтобы врать, например, можно мягко перевести разговор.

10. «Как помочь себе, если на душе тревожно, а все успокоительные уже выпиты?»

Важно разобраться, в чем причина вашей тревоги, так как лекарства, и растительные в том числе, — это не решение проблемы, а способ избавиться от ее симптомов. Мы не тревожимся просто так, без повода — любому чувству есть объяснение. И здесь важно учитывать, что мы не всегда можем помочь себе сами, без посторонней помощи. Долгие и безуспешные попытки справиться в одиночку с таким состоянием могут привести к неприятным последствиям вроде панических атак. Поберегите себя, обратитесь к психологу, который, если увидит необходимость, направит вас к нужному специалисту. Будьте здоровы!

11. «Я довольно успешная, но все равно не верю в свои силы. С этой неуверенностью можно справиться?»

Самооценка, как ни странно, не всегда зависит от реальных достижений. Заниженная самооценка как раз порождает чувство неуверенности, страх провала в будущем. Она складывается из двух аспектов: когнитивного (ваши знания о себе) и эмоционального (мера удовлетворенности собой).

Откуда же может брать корни ваша неуверенность, то есть нарушение эмоционального аспекта самооценки?

Во взрослую жизнь мы приходим с большим багажом установок и слов, сказанных в наш адрес ранее. Нужно проанализировать свое прошлое: какие люди могли на вас повлиять, кто и как вас поддерживал? Ищите также и в настоящем: кто окружает вас сейчас? что вы слышите о себе? Бороться с неуверенностью можно и нужно: это даст вам необходимый ресурс, чтобы идти вперед.

12. «Как побороть телефонную зависимость? Трачу целые дни на бесцельное листание интернет-страниц»

психолог какие вопросы задает клиенту
Любую привычку можно искоренить. Но для этого решите для себя, зачем вам это нужно и какую выгоду это принесет именно вам. Представьте это в красках, вдохновитесь и составьте пару-тройку правил, за нарушение которых вам было бы стыдно перед собой. Например, таких:

13. «Погибли близкие мне люди, но я ничего не чувствую. Это нормально, что мне не грустно?»

Мы с детства слышим, что должны или не должны испытывать то или иное чувство в определенных обстоятельствах. Но люди не могут одинаково реагировать на все: хотя бы потому, что у них разные темпераменты и пороги чувствительности. А еще у нас есть сильные защитные механизмы, которые в момент горя могут блокировать проявления горечи утраты. Иногда мы сами запрещаем себе переживать, откладываем чувства на потом, а они так и остаются невыраженными. Это не очень хорошо, эмоции лучше выплеснуть сразу: пусть это будут не традиционные слезы, а смех, крик — главное, не держать все в себе.

Если вы задаетесь таким вопросом, нельзя сказать, что вы не чувствуете ничего. Скорее всего, вы ощущаете стыд, боязнь быть «ненормальным». Отпустите эту мысль, не оценивайте себя. И тогда вы сможете понять, что вы действительно чувствуете.

14. «У нас с женой недавно родился ребенок, но я не чувствую любви к нему. Я плохой отец?»

После рождения ребенка каждая 10-я мать чувствует страх перед новой главой своей жизни — и это при так называемом материнском инстинкте. Что уж говорить об отцах! К тому же, как правило, молодой родитель держит это в секрете, страдая от чувства неполноценности в новой роли. В нашей культуре есть стереотип, что родители должны чуть ли не со дня зачатия безусловно обожать своего малыша. И это культурное давление портит жизнь новоиспеченным матерям и отцам. Папы, чувствуя ответственность, боясь сделать что-то не так, зачастую дистанцируются от ребенка, а сознание блокирует чувства — поэтому и кажется, что чувств нет. Это все ни в коем случае не означает, что вы плохой отец. Просто не сравнивайте себя с мифической нормой, заботьтесь о малыше — и любовь придет.

15. «Как перестать кричать на своих детей? Чувствую, что становлюсь похожа на свою жестокую мать»

Для начала расслабьтесь: идеальных родителей не бывает. Но нужно двигаться в этом направлении. Вы осознаете, что действуете неправильно, — вас можно похвалить! А теперь составьте для себя систему правил и наказаний за подобные срывы. Представьте, как ваше поведение может навредить развитию детей, — вы ведь этого не хотите?

Ключ к решению проблемы — ваши отношения с матерью. Попытайтесь поговорить с ней о своем детстве и честно обсудить то, каково вам было, что вы чувствовали в моменты ее срывов. Примите факт, что вы проецируете образ мамы на себя, то есть приравниваете себя к ней. Составьте перечень ее хороших качеств и постарайтесь их перенимать, периодически освежая в голове список.

16. «Я часто по разным причинам нарушаю данные сыну обещания. Это как-то отразится на его психике?»

Вообще-то да, это может отразиться крайне неприятным образом. Двойные стандарты, с которыми ребенку часто приходится сталкиваться в детстве, расшатывают неокрепшую психику и могут стать одной из причин шизофрении в более позднем возрасте.

Но не все так плохо: если вы не нарушаете обещания регулярно, не ругаете ребенка за то, что сами же разрешили ему сделать, то таких плачевных последствий не будет. Однако стоит помнить, что привычку держать слово мы перенимаем от родителей, а это довольно важный социальный навык. Поэтому найдите в себе смелость быть честной с собой и с ребенком. Если вы не уверены, что сможете что-то купить или сделать, так и говорите: «Я постараюсь, но обещать не могу».

17. «Меня мучают сны, в которых я изменяю своему мужу. Это тревожный звонок или такое бывает у каждого?»

психолог какие вопросы задает клиенту
Исходя из теории Зигмунда Фрейда, под «масками» разных людей вам может сниться совершенно дугой человек. В том числе и ваш собственный муж. Да, это удивительно, но именно так работает механизм цензуры в нашем подсознании. Поразмышляйте над своим сном, как над ребусом, посмотрите на него с разных сторон. Какие мысли вас посещают? Может, вам не хватает тепла и ласки от мужа? Вы хотите, чтобы муж ревновал? У вас есть какие-то фантазии, о которых вы стесняетесь рассказать? Выдвигайте гипотезы — и ваше сознание ответит вам. Чем больше сопротивления вызовет то или иное предположение, тем интенсивнее копайте в эту сторону: это сигнал из глубинных слоев вашей психики.

18. «Я не хочу вообще никогда выходить замуж. Это нормально? И нормально ли не хотеть детей?»

Абсолютно нормально. Культурные нормы и традиции трансформируются со временем, а страх несоответствия стереотипам остается. Нормально все, что нравится вам и не приносит вреда другим. Постарайтесь ответить себе на вопрос, почему вы не хотите замуж. Если это не страх неудачи, не разочарованность в институте брака и материнства, а ваша осознанная позиция — то вы имеете на нее полное право.

19. «Психолог правда может помочь? Он ведь даже не врач!»

Правда может. Но важно знать разницу между психологом и психотерапевтом. Психологи могут провести диагностику, проконсультировать. А психотерапевты — это те, кто вмешивается в психику с целью помочь. В любом случае и те, и другие специалисты нужны: душа тоже может болеть и нуждаться в помощи.

20. «У психологов бывают свои психологи. То есть они не могут оказать поддержку самим себе?

Пропускать через себя проблемы и истории разных людей — непростая работа, ведь внутренний ресурс может исчерпаться. Поэтому психологам и нужны супервизоры — старшие коллеги по опыту. Они помогают посмотреть на ситуацию клиентов свежим взглядом, с ними можно поделиться собственными переживаниями и получить поддержку. Ментальная гигиена важна для каждого, и мы, психологи, тоже живые люди.

Универсальный совет: «Что делать, если я чувствую, что со мной что-то не так?»

Ваша задача — не волноваться и не стыдиться, а найти тот раздражитель, который провоцирует такие мысли. Будьте счастливы!

Источник

10 вопросов, чтобы лучше понять себя и свою проблему. В помощь клиенту и психологу.

У всех нас бывают состояния запутанности. Кто-то путается в мыслях, кто-то в эмоциях, кто-то вообще чувствует себя ежиком в тумане (кстати, мой любимый терапевтический мультик):)

Я предлагаю Вам технику собственного приготовления. Ответив на несколько вопросов, вы сможете понять себя и свою проблему лучше, глубже и целостней. А с этим намного быстрее и эффективнее работать. В качестве иллюстрации привожу отдельные транскрипты из сессий с клиентом. Все данные изменены, а у клиента взято разрешение. Пользуйтесь на здоровье опытом человека, который постепенно побеждает депрессию. Работа с этим клиентом длиться уже два года. Описанные вопросы – это нечто вроде стартовой анкеты, которую я предложила клиенту в устной форме на первой сессии. Информация очень помогла мне, тогда я знаю что происходит с клиентом, как он реагирует на разных уровнях своей психической деятельности, как справляется, и что при этом происходит. Очень большой кусок работы стал более понятным эффективным благодаря этому.

К примеру, человек в состоянии, близком к депрессии, в моей практике, на этот вопрос отвечал так: сейчас мне тяжело. Эта тяжесть ощущается как физическое ощущение в груди и животе. Там как будто большой тяжелый камень и никто не может прийти и снять его.

Клиент: иногда очень редко, когда это состояние становится фоном, я могу идти на контакт с мамой. У нас с ней бывает очень трогательный разговор, когда она меня слышит, а я это понимаю. Тогда я чувствую себя хорошо. Но потом мне настолько же плохо.

Обычно я ухожу в деятельность, начинаю очень много работать. Фактически, работаю все время, которое есть. Иногда я начинаю активно заниматься спортом, либо нахожу себе новое хобби. Сначала у меня бывает очень много энегрии. Но как будто без эмоций.

Не знаю. наверное я бы просто лежал и смотрел в потолок. Да, я бы просто стал овощем. (. ) мне кажется, я бы думал о том, какая я ленивая задница. Я бы злился на себя. А потом была бы пустота.

Один раз я чувствовал себя недостаточно плохо чтобы остаться дома, но почему-то не пошёл на работу. Тогда меня «накрыло» и я думал, что сойду с ума. Мысли затапливали. Тогда я просто лежал и смотрел в потолок. (. ) я был один и никто не был нужен. Хотя нет, я бы хотел видеть рядом маму с тем ее взглядом. (. ) наверное, важно чтобы кто-то был рядом. Но не сильно близко. Я не справился, внутри я все так же смотрю в потолок. Даже если делаю.

Буду рада, если эта «маленькая» техника поможет вам, Коллеги и вам, уважаемые Клиенты лучше понимать себя и процесс.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *