прямая кривая безразличия характерна для каких товаров
Прямая кривая безразличия характерна для каких товаров
Кривая безразличия: понятие, свойства и наглядные примеры
Кривая безразличия — это график различных комбинаций двух продуктов, к которым потребитель безразличен, то есть ему одинаково нравятся обе комбинации.
Давайте рассмотрим Марка, который хочет определиться с количеством обедов и количеством фильмов в месяц.
Он проанализировал свою модель потребления за последний год и выяснил следующее: (1) если он смотрит 2 фильма в любой месяц, он обедает 8 раз, (2) если он смотрит 4 фильма, он обедает 3 раза и (3) если он смотрит 6 фильмов, он обедает 1 раз и так далее.
Он одинаково любит все возможности и не отдает предпочтения какой-то одной комбинации. Если мы построим эти комбинации на графике с фильмами на одной оси и обедами на другой, мы получим его кривую безразличия, как показано ниже.
Очевидно, Марк предпочел бы смотреть 4 фильма и обедать в ресторане 4 раза, потому что эта комбинация лучше, чем все текущие комбинации. Она показывает, что у одного потребителя может быть более одной кривой безразличия.
Такая группа кривых безразличия, которая показывает одинаково привлекательные альтернативы для потребителя при разном уровне дохода, называется семейством кривых безразличия.
Самая внешняя кривая безразличия IC2 имеет более высокий рейтинг, потому что она предлагает больше как фильмов, так и обедов во всех случаях.
Вы, должно быть, заметили, что существует компромисс между обоими товарами, то есть по мере увеличения количества фильмов количество обедов уменьшается и наоборот.
Скорость, с которой потребитель отказывается от потребления одной единицы одного продукта ради другого, называется предельной нормой замещения (или коэффициентом замещения).
Свойства кривых безразличия
Ниже приведены некоторые важные свойства кривых безразличия:
[1]. Кривые безразличия не наклоняются вверх. Это происходит потому, что кривая безразличия показывает компромисс между двумя товарами, то есть один должен уменьшаться, если другой увеличивается.
Если мы имеем кривую безразличия, направленную вверх, это означает, что потребление обоих товаров может одновременно увеличиваться.
[2]. Самая внешняя кривая безразличия наиболее предпочтительна потребителю, и рейтинг уменьшается по мере того, как мы движемся внутрь, то есть влево.
[3]. Кривые безразличия не пересекаются. Это происходит потому, что разные кривые безразличия представляют разные уровни достатка, и пересечение означало бы, что потребитель безразличен между комбинациями продуктов, представленными двумя кривыми безразличия.
Бюджетные ограничения и кривые безразличия
Бюджетное ограничение потребителя (также называемая бюджетная линия) — это прямая линия, которая показывает различную комбинацию двух продуктов, которые потребитель может позволить себе купить.
Давайте еще раз рассмотрим Марка. Если у него есть в общей сложности 200 долларов, чтобы потратить на фильмы и обеды, это его бюджетное ограничение.
Если фильм стоит 35 долларов, а ужин — 20, мы можем определить его потребительские возможности.
Если он тратит все свои деньги на фильмы, он может позволить себе смотреть 5,7 фильмов (то есть 200 долларов/35 долларов). В качестве альтернативы, если он тратит все 200 долларов на обеды, возможны 10 обедов (200 долларов/20 долларов).
Точка, в которой линия бюджета потребителя касается кривой безразличия (то есть точка E), это комбинация, которую он потребляет.
Анализ кривой безразличия может быть использован для объяснения эффекта замещения и эффекта дохода.
Виды кривых безразличия
Помимо стандартной кривой, в статье описаны нестандартные виды кривых безразличия и приведены их рисунки.
Стандартный вид кривой безразличия
Кривая безразличия показывает все комбинации двух благ, обладающие одинаковым уровнем полезности для потребителя. Стандартный вид кривой безразличия характеризуется отрицательным углом наклона и вогнутостью кривой к началу координат (см. рисунок выше).
Нисходящий кривой говорит о том, что если одного блага в наборе стало меньше, то для сохранения прежнего уровня полезности нужно увеличивать количество другого блага. Вогнутость кривой иллюстрирует закон убывающей полезности (с ростом количества блага полезность его последней единицы уменьшается).
Угол наклона кривой определяется с помощью MRS (предельная норма замещения). MRS показывает количество одного блага, от которого потребитель нужно отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого блага, оставаясь при этом на данной кривой безразличия.
При стандартной кривой безразличия MRS является отрицательной величиной и при движении сверху вниз ее значение уменьшается (по модулю).
Нестандартные виды кривых безразличия
1.Кривая безразличия — прямая линия с отрицательным наклоном. Данный вид показывает ситуацию, когда блага являются совершенными заменителями. MRS при этом является константой.
Пример: нефть и газ, ручки с колпачками разного цвета, один сорт чая в разных упаковках.
2.Кривая безразличия — линия, выпуклая от начала координат. Данный вид показывает ситуацию, когда одно из благ обладает возрастающей полезностью. MRS будет величиной возрастающей (по модулю).
3.Кривая безразличия — две линии, образующие прямой угол. Данный вид показывает ситуацию с абсолютно дополняющими друг друга благами, то есть одного блага без другого не имеет никакой ценности. MRS в этой ситуации равна нулю.
Пример: левый и правый ботинок, системный блок и монитор.
4.Кривая безразличия — прямая линия с положительным наклоном. Ситуация, когда один из товаров является антиблагом (имеет отрицательную полезность). Если дать потребителю больше обычного блага, то, чтобы удержать данного потребителя на той же самой кривой безразличия, в набор нужно добавить антиблага.
Пример: анчоусы и перец в пицце (перец — антиблаго для данного человека), еда и табачный дым (для некурящего).
5.Кривая безразличия — прямая, параллельная вертикальной оси. Ситуация, когда один из товаров (тот, который отложен по вертикали) обладает нулевой полезностью. Потребителя волнует лишь количество имеющегося у него блага, отложенного по горизонтали и совершенно не волнует, сколько у него другого блага.
Пример: покупка товара с бесплатным, но не нужным довеском (в данном случаем человек безразличен к анчоусам). MRS здесь стремится к бесконечности.
Спрос и конкурентное поведение потребителя: анализ кривых безразличия
Как отмечалось выше, концепция предельной полезности имеет существенные методологические изъяны и прежде всего тот, что полезность является субъективной категорией, не поддающейся объективному измерению и сопоставлению. Чтобы избежать необходимости измерения предельной полезности, в экономической теории используют кривые безразличия. Разработка данного подхода к проблеме поведения потребителя связана с именами известных экономистов В.Парето и Д.Хикса.
Анализ кривых безразличия базируется на тезисе, что потребителю нет надобности точно измерять полезность блага. Достаточно, если он в состоянии из двух благ выбрать одно по своему вкусу. Анализ кривых безразличия основывается на следующих предпосылках:
1. Все блага находятся в свободном доступе и обладают положительной предельной полезностью. Другими словами, это означает принцип: чем больше данного блага, тем лучше. Если же какое-либо дополнительное благо начинает понижать благосостояние потребителя, он может с легкостью выбросить его, не неся при этом никаких издержек.
Кривые безразличия и их свойства
Опираясь на названные выше предпосылки, можно построить так называемую карту потребительских предпочтений (рис. 11.1). Предпочтения потребителя выражены при помощи кривых безразличия.
Очевидно, что в силу своих вкусов, пристрастий и обстоятельств каждый потребитель имеет свою собственную карту предпочтений.
Кривые безразличия обладают следующими свойствами.
Выбор потребителя
Таким образом, равновесие потребителя, или рациональный выбор потребителя, достигается в точке касания бюджетной линии с наивысшей доступной для касания кривой безразличия.
Рассмотрим иную ситуацию, когда стоит задача получить некоторую полезность при минимальных затратах (рис. 11.3).
В точке касания ( E ) кривой безразличия с наиболее низко расположенной бюджетной линией будет достигнута поставленная цель: данная комбинация двух благ обеспечивает искомую полезность и стоит менее всего.
Приравняв известные нам формулы наклона этих кривых, получим:
Таким образом, не прибегая к измерению полезности отдельного блага, при помощи кривых безразличия мы получили точно такой же вывод и аналогичную формулу, как и на основе использования теории предельной полезности.
Кривые безразличия и иные кривые
Кривая «цена—потребление». Мы убедились, что при изменении цены одного из двух товаров меняется поведение потребителя. Этот процесс может быть проиллюстрирован при помощи так называемой кривой «цена—потребление».
Кривая «цена—потребление» показывает, как меняется оптимальный уровень потребления двух товаров при изменении цены одного из них.
Рассмотрим теперь ситуацию, когда товар X является товаром низшего класса (рис. 11.7).
Теоретически невозможно предсказать, какой из двух эффектов будет больше. Здравый смысл и житейский опыт подсказывают, что эффект замещения должен быть больше и в конечном итоге повышение цены товара вызовет сокращение его потребления.
Однако, по крайней мере гипотетически, можно предугадать и вариант, при котором эффект дохода окажется выше эффекта замещения. Таковой будет ситуация с так называемым товаром Гиффена. Подобный гипертрофированный эффект дохода можно объяснить, в частности, низким уровнем дохода и большой долей данного товара в совокупном потреблении отдельного домохозяйства. В этом случае повышение цены товара может сопровождаться ростом его потребления. Бесспорно, однако, что на практике такие ситуации встречаются крайне редко.
Поведение потребителя при изменении дохода. Увеличение дохода графически отображается в параллельном перемещении бюджетной линии вправо от начала координат. При этом новая бюджетная линия выступит касательной по отношению уже к иной кривой безразличии, отстоящей далее от начала координат и отвечающей большей совокупной полезности. Новая точка касания продемонстрирует изменения в потреблении в связи с ростом дохода. Если рассмотреть несколько уровней дохода и определить соответствующие им точки оптимального выбора потребителя, то линия, соединяющая эти точки, будет кривой, именуемой «доход—потребление» (рис. 11.8).
В данном случае кривая «доход—потребление» будет отклоняться назад, поскольку с ростом доходов обычно сокращается потребление товаров низшей категории (кривая будет «возвращаться» к началу координат) и возрастает потребление нормальных товаров (кривая поднимется вверх относительно вертикальной оси Y).
На основе кривой «доход—потребление» можно вывести так называемую кривую Энгеля (рис. 11.11).
Кривая Энгеля показывает, как меняется количество потребляемого продукта при различных уровнях дохода. Кривая Энгеля также может иметь разные формы в зависимости от категории товара. Для нормальных товаров наклон кривой обычно положительный, для товаров низшего класса — отрицательный.
Теоретическая и практическая значимость кривых безразличия
Кривые безразличия имеют то важное преимущество перед концепцией предельной полезности, что позволяют не измерять саму полезность, т.е. преодолевают основное уязвимое место вышеназванной концепции.
Кривые безразличия являются не только сугубо теоретическим инструментом. Они могут принести большую пользу в хозяйственной практике, помогая принять правильные решения в отношении предпочтений потребителей. Так, в 1969 г. на основе маркетинговых исследований менеджеры компании Ford Л.Якокка и Д.Фрей смогли правильно определить рыночную стратегию фирмы и предложить новую модель «Форд мустанг», отвечающую предпочтениям потребителей. Менеджеры старались выяснить, что для потребителя важнее: технические параметры автомобиля или дизайн, а следовательно, в каком направлении вести дальнейшие разработки. Были построены два типа кривых безразличия (рис. 11.12 и 11.13).
Первый тип кривых характеризовал явные предпочтения технических параметров. Второй тип кривых показывал чувствительность потребителя к дизайну. Менеджеры правильно определили, что для большинства людей, не слишком сведущих в технике, при обеспечении некоторого достаточно высокого технического уровня автомобиля внешний вид и удобства приобретают гораздо большее значение. Действительно, многие технические усовершенствования могут быть оценены по достоинству только специалистами, а комфортность и внешнюю привлекательность машины оценит каждый. Правильная ориентация на вкусы и предпочтения потребителей помогла фирме Ford выбрать стратегию, которая принесла большой коммерческий успех новой модели «Форд мустанг».
Для оценки потребительских предпочтений и поведения важно не только оценить, насколько крутыми или пологими являются кривые безразличия, но и верно определить их форму. Не все кривые имеют вид дуги, вогнутой в сторону оси координат. На рис. 11.14 изображены кривые безразличия товаров, потребляемых исключительно совместно.
Такими абсолютно взаимодополняющими товарами являются, например, правый и левый ботинок, правая и левая перчатка. Наращивать или сокращать производство их можно только в одной и той же степени. Это же относится и не к столь близким дополнителям, а просто к сопутствующим товарам, фотокамерам и пленке, шурупам и гайкам и т.д.
Для абсолютных заменителей кривые безразличия будут иметь совсем другую форму (рис. 11.15).
Абсолютными заменителями являются товары двух торговых марок, нераспознаваемые без этикеток, например: два непромаркированных тюбика зубной пасты, два необозначенных стиральных порошка.
Третий вариант предполагает комбинацию блага и антиблага, приносящего потребителю не пользу, а неудобства, вред, неудовольствие и пр. (рис. 11.16).
Наконец, рассмотрим случай, известный как угловое решение. В данной ситуации потребитель выбирает исключительно один товар в ущерб другому. Например, при пенсии, размеры которой не обеспечивают нормального существования, человек будет всегда отдавать предпочтение продуктам питания, а не одежде, обуви, книгам и пр. И даже незначительное понижение цен на одежду не заставит такого потребителя изменить свой выбор (рис. 11.17). Такая ситуация, к сожалению, стала типичной для многих потребителей России в 90-е годы, когда более 30% населения оказались за чертой бедности.
При угловом решении отношение предельных полезностей двух товаров не равно их ценовому соотношению, а потому точка B на рис. 11.17 не является точкой оптимального выбора, максимизирующего полезность. В точке B предельная норма замещения еды одеждой больше, чем наклон бюджетной линии, что означает следующее: если бы у потребителя было бы больше одежды, он бы с готовностью пожертвовал ею ради приобретения дополнительных продуктов питания. Подтверждение этому можно увидеть на любом рынке, где пожилые люди продают свою одежду, книги и домашнюю утварь, чтобы полученные деньги можно было бы потратить на покупку продуктов.
Выйти из подобного «тупикового» угла можно в данном конкретном случае, лишь существенно увеличив доходы потребителя или же на порядок сократив цены. Таким образом, кривые безразличия и их анализ помогут сформулировать адекватную социальную политику.
Кривые безразличия достаточно широко применяются в теоретических и прикладных исследованиях. Вместе с тем возможности анализа кривых безразличия не беспредельны и также ограничены. Причины этого таковы, что потребители далеко не всегда ведут себя рационально; информация о товаре не всегда бывает полной и доступной потребителю, а потому его выбор далеко не оптимален; наконец, на практике достаточно трудно вывести достоверные кривые безразличии.
Типы кривых безразличия
Предельная норма замещения может принимать различные значения: она может быть равна нулю, может быть неизменной или меняться при движении вдоль кривой безразличия. Это зависит от характера (вида) кривой безразличия.
Для двух совершенно взаимозаменяемых товаров кривые безразличия представляют собой прямые линии, имеющие отрицательный наклон (Рисунок 9). Это случай, когда оба товара воспринимаются потребителем как один. Поскольку здесь присутствует равноценная замена одной единицы товара на единицу другого товара, то предельная норма замещения (MRS) является величиной постоянной (MRS = const ).
Для товаров, жестко взаимодополняющих друг друга (например, часы и браслет), кривые безразличия имеют вид, представленный на рисунок 10. В этом случае предельная норма замещения равна нулю, так как эти товары не могут заменяться, а жестко дополняют друг друга.
В отдельных исключительных случаях возможно, что чем больше какого-то товара имеет потребитель, тем больше он хотел бы иметь его. В таких случаях кривая безразличия вогнута к началу координат и норма замещения возрастает (Рисунок 12).
Рассмотренные типы кривых безразличия могут быть характерны для каких-то товаров отдельных потребителей. Однако следует иметь в виду, что выпуклость кривых безразличия и убывающая норма предельного замещения представляют наиболее общую и распространенную ситуацию.
Порядковая теория полезности сосредоточивает внимание на I квадранте карты безразличия, где существует проблема выбора и ее оптимальное решение (Рисунок 13). В этом квадранте гипотеза ненасыщения выполняется для обоих товаров Х и Y.
Так, кривые безразличия в порядковой теории полезности можно рассматривать как графики функции общей полезности в количественной теории. Карта кривых безразличия в порядковой теории полезности выполняет ту же роль, что и таблица Менгера в количественной теории. На ее основе индивидуум формирует план потребления, максимизирующий при данном бюджете его удовлетворенность.
Бюджетная линия
Карта безразличия представляет собой графическое изображение системы предпочтений потребителя. Потребитель стремится приобрести товарный набор, принадлежащий наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Однако выбор потребителя зависит не только от предпочтений, но и от экономических факторов. Потребитель старается максимизировать полезность, но он ограничен бюджетом.
(7)
Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, являются доступными для потребителя. Товарные наборы, расположенные выше и правее бюджетной линии, недоступны для потребителя. Бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для потребителя товарных наборов.
Товарные наборы, расположенные ниже бюджетной линии, также доступны потребителю, но их приобретение не позволяет полностью потратить бюджет потребителя.
Если при фиксированных ценах на товары и неизменных предпочтениях потребителя его бюджет увеличивается (уменьшается), то бюджетная линия отодвигается от начала координат параллельно самой себе вверх (вниз).
Если при фиксированном бюджете и неизменной цене товара Х цена товара Y снижается (повышается), то наклон бюджетной линии уменьшается (увеличивается), т.е. бюджетная линия повернется относительно какой-либо точки ее соприкосновения с осями координат.
Для определения товарного набора, обеспечивающего потребителю максимальное удовлетворение при заданном бюджете, необходимо совместить карту безразличия потребителя с его бюджетной линией. Из всех доступных для потребителя товарных наборов он выберет тот, который принадлежит наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Именно этот набор обеспечит ему максимум удовлетворения. Такой набор определит точка касания бюджетной линии с наиболее отдаленной кривой безразличия (рисунок 15).
Формальным признаком достижения потребителем максимального удовлетворения при заданном бюджете является равенство абсолютного значения предельной нормы замещения двух благ соотношению их цен:
В точке касания (Е) наклоны бюджетной линии и кривой безразличия совпадают. Данное условие является условием равновесия потребителя в порядковой теории полезности.
Кривая безразличия и ее свойства
Современные представления о предельной полезности определенного товара основываются на том, что она зависит не только от количества данного товара, но и от количества всех имеющихся товаров. Так, предельная полезность яблок будет зависеть не только от их количества, но и от количества груш, слив, апельсинов, бананов, т.е. наличия многих других фруктов.
Более того, современная экономическая теория отказалась от абсолютно точного измерения полезности и использует относительную полезность, которую можно представить в виде кривых безразличия (рис.6.2). Они отражают объективную информацию о субъективных предпочтениях, отдаваемых потребителем продукту А или продукту В. Кривые безразличия представляют совокупность точек, которые отражают альтернативные комбинации двух товаров, приносящих одинаковое удовлетворение, и к выбору которых покупатель безразличен. Количество товара Х откладывается по оси абсцисс, а товара У по оси ординат. При условии, что наборы А и В для данного потребителя равны, то точки, отражающие эти наборы, будут находиться на одной и той же кривой безразличия.
Кривая безразличия имеет отрицательный наклон, или по-другому, нисходящий вид. Это обусловлено тем, что оба продукта обладают полезностью для потребителя, но при этом соблюдается условие, что увеличение потребления товара Х неизбежно сопровождается некоторым сокращением товара У, ведущее к сохранению общего уровня полезности. Следовательно, чем больше Х, тем меньше У. Поскольку между этими величинами существует обратная связь, то графически она должна предстать линией нисходящего вида, имеющей отрицательный наклон. Абсолютный наклон кривой безразличия уменьшается при движении по ней вправо вниз.
Кривые безразличия в подавляющем большинстве случаев выпуклы к началу координат, это означает, что они становятся более пологими по мере роста потребления одного из благ. Данное свойство вытекает из закона убывающей предельной полезности.
Однако не все кривые имеют такой вид, есть немалое число исключений. Так, для взаимодополняемых товаров (например, коньки и ботинки к ним) кривые безразличия (рис. 6.3) имеют форму прямого угла, т.к. блага не могут заменяться. Кривые взаимозаменяемых товаров (рис. 6.4) представляют собой прямые линии с отрицательным наклоном (например, одна упаковка жвачки «Дирол» на одну упаковку жвачки «Стиморол»).
Возможны ситуации, когда кривая безразличия имеет положительный наклон. Это случается в тех случаях, когда один из товаров, входящих в данный набор, имеет отрицательную полезность.
Через наклон кривой проявляется величина предельной нормы замещения (MRS), которая отражает предел готовности потребителя заместить один товар другим, не меняя при этом степень удовлетворения потребностей.
Две кривые безразличия не могут пересекаться.
Предположим, что две кривые безразличия пересекаются в точке А (рис. 3).
Рис. 4. Кривые безразличия не могут пересекаться
Следовательно, две кривые безразличия не могут иметь общую точку, так как один набор благ не может характеризоваться двумя различными уровнями полезности.
Кривые безразличия не достигают осей координат, а асимптотически приближаются к ним или к иным прямым, параллельным осям координат (рис. 5). Это означает, что сколь бы ни был велик объем потребления одного из товаров, он все же не может компенсировать полное отсутствие другого товара в наборе (иначе говоря, ни один из товаров не может быть полностью заменен другим, т. е. потребитель не может обойтись без какого-то количества каждого из товаров).
Рис. 5. Кривые безразличия не касаются осей координат
Кривые безразличия имеют общие точки с одной или обеими осями координат (рис. 6), т. е. потребитель может полностью отказаться от некоторого товара, компенсируя этот отказ увеличенным потреблением другого. При этом может оказаться, что на всей кривой безразличия MRS > PX/PY или MRS
Карта кривых безразличия представляет собой совокупность кривых безразличия, отражающая различные комбинации товаров и демонстрирующая различные индивидуальные предпочтения потребителя. Она обладает следующими свойствами. Кривые безразличия одного и того же потребителя относительно одних и тех же товаров никогда не пересекаются и не касаются друг друга. Это значит, что через одну точку на двухмерной плоскости может быть проведена только одна кривая. В случае если пересечение все-таки имеет место, означает, что потребитель непоследователен в ранжировании своих потребностей. Каждая последующая кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, состоит из более предпочтительных наборов для данного потребителя. Следовательно, любой набор товаров Х и У, находящийся на кривой U4, представляет собой более высокое сочетание полезности двух этих товаров, чем на всех предыдущих кривых. Отсюда вытекает, что любой набор благ, находящийся на более высокой кривой, будет более предпочтительным.
Таким образом, карта кривых безразличия позволяет показать на одном графике взаимосвязь трех переменных: количества двух товаров и полезность. По характеру построения и назначению карту безразличия сравнивают с географической, где линии уровня определяют точки местности, расположенные одинаково над уровнем моря. А на карте кривых безразличия каждая кривая объединяет точки с одинаковой полезностью. Поэтому чем выше на карте кривая безразличия, тем выше полезность, которую она отражает