проявлением какой дифференциации является деление общества на управляющих и управляемых
Олимпиадные задания по праву 10 класс
Олимпиадные задания по праву 10 класс с ответами
1. Какому философу принадлежат данные взгляды на вопрос о смысле жизни:
Смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека?
А) И. Кант
Б) Э. Фромм
В) Аристотель
Г) Ф. Ницше
2. Проявлением какой дифференциации является деление общества на управляющих и управляемых?
А) Экономической
Б) Духовной
В) Профессиональной
Г) Политической
3. Какой вид познания описан ниже?
Целостное, образное, эмоциональное познание, процесс создания и восприятия произведений искусства.
А) Обыденное познание
Б) Философское познание
В) Художественное познание
Г) Научное познание
4. Когда был создан такой памятник права как Кодекс Хаммурапи?
А) XI в.
Б) 451—450 гг. до н. э.
В) 1750-х гг. до н. э.
Г) V – VI вв.
5. По краткой биографии определите историческую личность.
Британский историк, философ истории, культуролог и социолог. Учился в Оксфорде, где начал преподавательскую деятельность в 1912 г. В Кингс-колледже преподавал историю Средних веков и Византии. С 1919 по 1924 преподавал в Лондонском университете. С 1929 по 1955 гг. был директором в Королевском институте международных отношений. Автор множества исследований по историко-философским, социологическим и политическим проблемам. Положение учёного-специалиста, вовлечённого в мировую политику на самом высоком уровне (эксперт на Парижских мирных конференциях 1919 и 1946 гг.), в значительной степени определило характер и масштабы его исторического мышления. Последовательно писал и издавал философско-исторический труд «Постижение истории». Это исследование он начал в 1927 г. В «Постижении истории» разработал и изложил собственную теорию цивилизации. Рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории». Цивилизация — замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев: религия и форма её организации, территориальный признак.
А) А. Тойнби
Б) Л. Н. Гумилев
В) С. Хантингтон
Г) В. И Вернадский
А) Гражданина
Б) Личность
В) Работника
Г) Индивидуальность
7. Что из нижеперечисленного НЕ является функцией культуры.
А) Информативно-познавательная функция
Б) Функция потребления
В) Коммуникативная функция
Г) Регулятивная функция
8. Что из перечисленного НЕ относится к формам рационального познания?
А) Понятие
Б) Суждение
В) Представление
Г) Умозаключение
9. Ученик перешел из одной школы в другую.
Примером какой социальной мобильности это является?
А) Вертикальной
Б) Горизонтальной
В) Вертикальной и горизонтальной одновременно
Г) Ни той, ни другой
10. Как дословно переводиться термин «Культура»?
А) Возделывание
Б) Растение
В) Творчество
Г) Воспитание
11. Что является формами научного познания?
А) Понятие, суждение, умозаключение
Б) Научный факт, проблема, гипотеза, теория
В) Эмпирическая и теоритическая форма
Г) Восприятие, осознание, самопознание
12. Как называется часть культуры общества, отличающаяся своим поведением от преобладающего большинства системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами?
А) Субкультура
Б) Квазикультура
В) Надкультура
Г) Контркультура
13. Что из нижеперечисленного относится к социальным нормам?
А) Семья
Б) Этикет
В) Общественное положение
Г) Традиции
14. Что из перечисленного является примерами проступка?
А) Угон автомобиля
Б) Распитие спиртных напитков в общественном месте
В) Поджог дома
Г) Безбилетный проезд
15. Какие понятия рассматривает экономическая сфера?
А) Народы, нации
Б) Наука, нравственность
В) Классы, половозрастные группы
Г) Религия, философия, искусство
Д) Государство
Е) Производительные силы, производственные отношения.
Ж) Партии, общественные движения
16. Какие два уровня выделяют в научном познании?
А) Эмпирический
Б) Теоретический
В) Научный
Г) Философский
17. Как называется систематическое уменьшение абсолютной численности населения какой-либо страны или территории как следствие суженного воспроизводства населения?
А) Ассимиляция
Б) Депопуляция
В) Демографический взрыв
Г) Деградация
18. Какие понятия рассматривает политическая сфера?
А) Народы, нации
Б) Наука, нравственность
В) Классы, половозрастные группы
Г) Религия, философия, искусство
Д) Государство
Е) Производительные силы, производственные отношения.
Ж) Партии, общественные движения
Ответы к олимпиаде по праву 10 класс
Задание | Ответ |
1 | Г |
2 | Г |
3 | В |
4 | В |
5 | А |
6 | Г |
7 | Б |
8 | В |
9 | Б |
10 | А |
11 | Б |
12 | А |
13 | БГ |
14 | БГ |
15 | Е |
16 | АБ |
17 | Б |
18 | ДЖ |
Олимпиадные задания по праву 10 класс с ответами
Проявлением какой дифференциации является деление общества на управляющих и управляемых
Обществознание | ЕГЭ 2022 | Вебиум запись закреплена
#Практикум_Энгельс
⠀
Олимпиадные задания специально для Вас от Валерии Энгельс
⠀Ответы пишите в комментарии через 10 точек
⠀
Выбрать верные варианты ответа
⠀
1. Какому философу принадлежат данные взгляды на вопрос о смысле жизни:
Смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека?
А) И. Кант
Б) Э. Фромм
В) Аристотель
Г) Ф. Ницше
⠀
2. Проявлением какой дифференциации является деление общества на управляющих и управляемых?
А) Экономической
Б) Духовной
В) Профессиональной
Г) Политической
⠀
3. Какой вид познания описан ниже?
Целостное, образное, эмоциональное познание, процесс создания и восприятия произведений искусства.
А) Обыденное познание
Б) Философское познание
В) Художественное познание
Г) Научное познание
⠀
4. Когда был создан такой памятник права как Кодекс Хаммурапи?
А) XI в.
Б) 451—450 гг. до н. э.
В) 1750-х гг. до н. э.
Г) V – VI вв.
Олимпиада по обществознанию 10 класс
Олимпиада по обществознанию 10 класс с ответами
Олимпиада по обществознанию 10 класс с ответами
1. Какому философу принадлежат данные взгляды на вопрос о смысле жизни:
Смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека?
2. Проявлением какой дифференциации является деление общества на управляющих и управляемых?
3. Какой вид познания описан ниже?
Целостное, образное, эмоциональное познание, процесс создания и восприятия произведений искусства.
4. Когда был создан такой памятник права как Кодекс Хаммурапи?
5. По краткой биографии определите историческую личность.
Британский историк, философ истории, культуролог и социолог. Учился в Оксфорде, где начал преподавательскую деятельность в 1912 г. В Кингс-колледже преподавал историю Средних веков и Византии. С 1919 по 1924 преподавал в Лондонском университете. С 1929 по 1955 гг. был директором в Королевском институте международных отношений. Автор множества исследований по историко-философским, социологическим и политическим проблемам. Положение учёного-специалиста, вовлечённого в мировую политику на самом высоком уровне (эксперт на Парижских мирных конференциях 1919 и 1946 гг.), в значительной степени определило характер и масштабы его исторического мышления. Последовательно писал и издавал философско-исторический труд «Постижение истории». Это исследование он начал в 1927 г. В «Постижении истории» разработал и изложил собственную теорию цивилизации. Рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории». Цивилизация — замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев: религия и форма её организации, территориальный признак.
7. Что из нижеперечисленного НЕ является функцией культуры.
8. Что из перечисленного НЕ относится к формам рационального познания?
9. Ученик перешел из одной школы в другую.
Примером какой социальной мобильности это является?
10. Как дословно переводиться термин «Культура»?
11. Что является формами научного познания?
12. Как называется часть культуры общества, отличающаяся своим поведением от преобладающего большинства системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами?
13. Что из нижеперечисленного относится к социальным нормам?
14. Что из перечисленного является примерами проступка?
15. Какие понятия рассматривает экономическая сфера?
16. Какие два уровня выделяют в научном познании?
17. Как называется систематическое уменьшение абсолютной численности населения какой-либо страны или территории как следствие суженного воспроизводства населения?
18. Какие понятия рассматривает политическая сфера?
Социальная дифференциация и стратификация в обществе
Социальная дифференциация (от лат. differentia — разница) — разделение общества на различные социальные группы, которые занимают разное положение в обществе.
Виды социальной дифференциации
Деление общества осуществляется по уровню доходов и уровню жизни: бедные, богатые
Общество делится на управляющих и управляемых членов.
Деление происходит по профессии людей, роду деятельности, ее престижности.
Выделение общественных групп по принципу неравенства доступа к общественным благам называется социальной стратификацией.
Социальная стратификация — система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объёмом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.
Критерии социальной стратификации
Социологи выделяют только четыре критерия социальной стратификации:
Важной особенностью социальной стратификации является малочисленность высшего, привилегированного, класса и наличие определенной власти над низшими слоями.
? Чем отличается социальная стратификация от дифференциации? Социальная дифференциация заключается в простом делении социальных групп по различным критериям, в то время как стратификация представляет собой реальное разделение общества на страты на основе неравенства.
Исторические типы стратификации
Ученые-социологи выделяют четыре типа социальной стратификации, с которыми общество столкнулось в течение своей истории.
Форма максимально жёсткого закрепления людей в низших стратах. Это единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, лишённый всяких прав и свобод.
Система, предполагающая пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этническо-религиозному или экономическому признаку.
Система, предполагающая юридическое закрепление человека за той или иной стратой.
Система открытого типа, не предполагающая юридического или какого?-либо другого способа закрепления индивида за определённой стратой.
Категории работников в современном обществе
Работники интеллектуального труда: дизайнеры, менеджеры, специалисты, копирайтеры
Работники физического труда: строители, сантехники, работники заводов.
Обслуживающий персонал: уборщики, парикмахеры, специалисты по ноготочкам.
Обществознание (59 стр.)
10. Kaкoму виду норм соответствует следующая характеристика: они закрепляют представления о прекрасном и безобразном в поведении людей в производстве и быту:
а) моральным нормам;
в) обычаям и традициям;
г) эстетическим нормам.
11. К социальным нормам относятся:
а) нормы морали;
б) технологические нормы;
в) медицинские нормы;
г) спортивные нормативы.
12. Поведение человека или группы людей в обществе, которое не соответствует установленным социальным нормам или нарушает их, называется в наукe:
в) отклоняющимся;
13. Примером позитивного отклоняющегося поведения является:
а) использование всего свободного от учебы времени для авиамоделирования;
б) раннее пристрастие к употреблению алкогольных напитков;
в) использование учебного времени для посещения спортивных состязaний;
г) отказ от ежедневного применения гигиенических процедур.
14. Что из перечисленного можно считать проявлением отклоняющегося поведения:
в) правонарушение;
г) политическая активность.
15. Отклоняющееся поведение имеет:
а) только позитивные последствия;
б) только негативные последствия;
в) позитивные и негативные последствия;
г) последствия, не влияющие на развитие общества.
16. Примером негативного отклоняющегося поведения является:
а) повышенный интерес к результатам спортивных состязаний;
б) фанатическая преданность творчеству музыкальной группы;
в) применение криминальных методов для решения личных проблем;
г) чрезмерное увлечение гуманитарными предметами.
17. Переход человека из одной социальной группы в другую называется:
а) социальным неравенством;
б) социальной мобильностью;
г) социальной адаптацией.
18. Вертикальная социальная мобильность проявляется при:
а) перемене места жительства;
б) переходе с военной службы на гражданскую;
в) понижении по службе;
г) переходе с одного места работы на другое на такую же должность.
19. Горизонтальную социальную мобильность характеризует:
а) повышение по службе;
б) разжалование офицера в солдаты;
в) получение второй рабочей специальности
г) понижение в должности.
20. Социальная мобильность возрастает:
а) в периоды эволюционного развития общества;
б) в эпохи социальных потрясений;
в) с развитием индустрии туризма;
г) с приходом к власти консервативных партий.
21. Разделение общества на различные группы – это:
а) социальная стратификация;
б) социальная мобильность;
в) социальная интеграция;
г) социальная дискриминация.
22. Социальное неравенство проявляется в:
а) различиях между людьми по природным способностям и склонностям;
б) отсутствии разделения труда;
в) принципе распределения материальных благ поровну;
г) наличии привилегий для отдельных групп.
23. Ниже перечислены четыре социальные группы. Три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда?
в) мужчины;
24. Верны ли следующие суждения о социальной дифференциации?
А. Социальная дифференциация – это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение.
Б. Социальная дифференциация – это переход с одной ступени социальной лестницы на другую.
1) верно только А;
4) оба суждения неверны.
25. Любая социальная группа характеризуется:
а) малочисленностью состава;
б) родственными связями;
в) неформальным контролем за поведением;
г) общностью социального статуса.
26. Верны ли следующие суждения о социальных группах?
А. Социальная группа – это любая совокупность людей, непосредственно взаимодействующих друг с другом.
Б. Социальная группа – это гpyппa, положение которой обязательно регламентируется нормативными документами.
4) оба суждения неверны.
27. Маргиналами называются:
а) социальные группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями;
б) опустившиеся на социальное «дно» выходцы из разных классов;
в) представители малообеспеченных слоев населения.
г) разорившиеся предприниматели.
28. К признакам, которые могут характеризовать социальную группу, относится(-ятся)
а) физические данные;
б) особенности темперамента;
в) умственные способности;
г) профессия.
29. К социальным группам, выделяемым по поселенческому признаку, относится(-ятся)
в) горожане;
30. Какую категорию граждан социологи относят к люмпенам:
в) нищие;
г) малоквалифицированные работники.
Раздел VI
Политическая сфера жизни общества
6.1. Политика. Функции политики
Первоначальный смысл термина «политика» ввел в научный оборот еще древнегреческий философ Аристотель (384–322 гг. до н. э.). Аристотель понимал под политикой цивилизованную форму общности, которая служила достижению «общего блага» и «счастливой жизни». Такой формой, где достигались «благо народа и государства», он считал античный полис (город-государство).
Политика, по замечанию немецкого социолога М. Вебера (1864–1920), «имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству» (Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 644).
Немецкий философ Ф. Ницше (1844–1900) характеризовал мир политики как «слишком человеческое». Диаметрально противоположное мнение о политике высказал русский философ Н. А. Бердяев (1874–1958), который считал, что «политика… всегда основана на лжи…», что она «… в значительной степени есть фикция, владеющая людьми…», «паразитический нарост, высасывающий кровь из людей».
Наверное, можно согласиться с оценкой политики Н. А. Бердяевым, как, впрочем, и с другой ее оценкой, данной В. И. Лениным (1870–1924): политика – это «вообще грязное дело» и «высасывает кровь». Однако политика – реальность и без нее нет ни человека, ни общества, ни цивилизации, политика проявляется не только в деятельности органов государственной власти, политических партий и движений, но и в идеалах, намерениях, страстях, мотивах и поведении людей.
Итак, как же все-таки определяется политика? Каковы ее сущность, содержание и структура?
Специфика политики заключается именно в ее способности обеспечивать целостность общества, согласовывать различные группы интересов, эффективно регулировать социальные взаимодействия.
Существуют различные подходы к вопросу о сущности политики, раскрытию ее содержания и, следовательно, к ее изучению.
Первый подход к объяснению сущности политики – директивный (от латинского dirigere – направлять). Согласно этому подходу политика есть деятельность по руководству и управлению общественными процессами с использованием механизмов власти. Один из авторов данного подхода, М. Вебер, писал, что «политика… означает стремление к участию во власти».
Директивный подход имеет ряд недостатков.
Прежде всего, со временем власть перестает быть прерогативой государства. Кроме того, понимание содержания политики только как отношений по поводу государственной власти не раскрывает социального смысла политики: каким социальным группам служит политика, чьи интересы она выражает?
Второй подход к объяснению сущности политики – функциональный. При таком подходе ее сущность усматривается в разделении обязанностей и полномочий при непременном их согласовании. Идея о разделении людей на управляющих и управляемых принадлежит древнегреческому философу Платону (428–348 гг. до н. э.).
Однако функциональный подход акцентирует внимание на технологии политических взаимодействий, при этом не раскрывает социального смысла политики, природы тех интересов, которые она выражает и защищает.
Третий подход к объяснению сущности политики – коммуникативный (от латинского communicatio – сообщение, общение, связь).
С позиций этого подхода политика трактуется предельно широко – как универсальное средство обеспечения целостности и механизм регулирования социальных конфликтов.