процессный подход относится к какому направлению менеджмента ответ
Процессный подход
Процессный подход это одна из концепций управления, которая окончательно сформировалась в 80-х годах прошлого века. В соответствии с этой концепцией вся деятельность организации рассматривается как набор процессов. Для того чтобы управлять, необходимо управлять процессами. Он стал одним из ключевых элементов улучшения качества.
Цель процессного подхода
Процессный подход был разработан и применяется с целью создания горизонтальных связей в организациях. Подразделения и сотрудники, задействованные в одном процессе, могут самостоятельно координировать работу в рамках процесса и решать возникающие проблемы без участия вышестоящего руководства. Процессный подход к управлению позволяет более оперативно решать возникающие вопросы и воздействовать на результат.
В отличие от функционального подхода, управление процессами позволяет концентрироваться не на работе каждого из подразделений, а на результатах работы организации в целом. Процессный подход меняет понятие структуры организации. Основным элементом становится процесс. В соответствии с одним из принципов процессного подхода организация состоит не из подразделений, а из процессов.
Принципы процессного подхода
Процессный подход основывается на нескольких принципах. Внедрение этих принципов позволяет значительно повысить эффективность работы, однако вместе с тем, требует и высокой корпоративной культуры. Переход от функционального управления к процессному требует от сотрудников постоянной совместной работы, несмотря на то, что они могут относиться к различным подразделениям. От того, насколько удастся обеспечить эту совместную работу, будет зависеть «работоспособность» принципов, заложенных в процессный подход.
При внедрении управления по процессам важно придерживаться следующих принципов:
Ключевые элементы процессного подхода
Процессный подход предполагает наличие ключевых элементов, без которых он не может быть внедрен в организации.
К таким ключевым элементам относятся:
Входами процесса являются элементы, претерпевающие изменения в ходе выполнения действий. В качестве входов процессный подход рассматривает материалы, оборудование, документацию, различную информацию, персонал, финансы и пр.
Выходами процесса являются ожидаемые результаты, ради которых предпринимаются действия. Выходом может быть как материальный продукт, так и различного рода услуги или информация.
Ресурсами являются элементы, необходимые для процесса. В отличие от входов, ресурсы не изменяются в процессе. Такими ресурсами процессный подход определяет оборудование, документацию, финансы, персонал, инфраструктуру, среду и пр.
Владелец процесса – процессный подход вводит это понятие как одно из самых главных. У каждого процесса должен быть свой владелец. Владельцем является человек, имеющий в своем распоряжении необходимое количество ресурсов и отвечающий за конечный результат (выход) процесса.
Поставщики и потребители есть у каждого процесса. Поставщики обеспечивают входные элементы процесса, а потребители заинтересованы в получении выходных элементов. У процесса могут быть как внешние, так и внутренние поставщики и потребители. Если у процесса нет поставщиков, то процесс не будет выполнен. Если у процесса нет потребителей, то процесс не востребован.
Показатели процесса необходимы для получения информации о его работе и принятии соответствующих управленческих решений. Показатели процесса это набор количественных или качественных параметров, характеризующих сам процесс и его результат (выход).
Преимущества процессного подхода
За счет того, что процессный подход создает горизонтальные связи в работе организации, он позволяет получить ряд преимуществ, в сравнении с функциональным подходом.
Основными преимуществами процессного подхода являются:
Совершенствование деятельности на основе процессного подхода
Процессный подход лежит в основе нескольких популярных и достаточно эффективных концепций по совершенствованию работы организаций. На сегодняшний день можно выделить четыре направления, которые используют процессный подход в качестве главного подхода по повышению эффективности деятельности.
К таким направлениям относятся:
Экспресс-подготовка к онлайн-тестированию:
для студентов дистанционного обучения, при устройстве на работу, прохождении аттестаций
Сдаешь тесты самостоятельно?
Закажи скайп-консультацию и узнай все секреты успешной сдачи экзаменов онлайн!
История управленческой мысли МФПА Тест с ответами
Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)
Авторы школы человеческих отношений рекомендовали руководителям для повышения производительности труда
детально изучать рабочие задания и анализировать движения, которые требуются работникам для ее выполнения
+привлекать работников к обсуждению нововведений
+обеспечивать возможности для общения работников и обмена опытом
+поощрять интерес работников к работе
изменить конструкцию инструментов, используемых работником для выполнения заданий
устранять все лишние движения работников
Дуглас МакГрегор
+Элтон Мэйо
Анри Файоль
Фредерик Тейлор
+оптимальных систем
+массового обслуживания
+исследования операций
относительности
большого взрыва
+принятия решений
+игр
излишне большое внимание человеческому фактору и психологии человека
отсутствие научных трудов
малое внимание задачам повышения производительности труда рабочих
+малое внимание человеческому фактору и психологии человека
школы научного менеджмента
школы человеческих отношений
+бюрократической школы
административной школы
Дуглас МакГрегор
+Элтон Мэйо
Анри Фаноль
Фредерик Тейлор
A. Богдановым
Н. Витке
+снизилась, но осталась на более высоком уровне, чем до начала экспериментов
снизилась до уровня, который был до начала экспериментов
не изменилась
повысилась в несколько раз
во втором
в четвертом
в пятом
в первом
в третьем
эмпирического
+социального
психологического
технологического
Расставьте в правильном порядке этапы развития отечественной управленческой мысли (укажите соответствие между датами и названиями этапов):
Строгое математическое описание систем дал в своих трудах:
Ф. Тейлор
+Р. Калман
Л. Берталанфи
А. Богданов
в 1904-1908 гг.
+в 1920-1930-е гг.
в 1911-1914 гг.
в 1918-1921 гг.
Менеджер, разделяющий взгляды, изложенные в теории Х, должен:
учить подчиненных вникать в проблемы организации
стараться сделать обязанности подчиненных более привлекательными
+угрожать работникам наказанием
+стараться сделать обязанности подчиненных более привлекательными
жестко контролировать работников
принуждать работников
+создавать в организации атмосферу открытости и доверия
+учить подчиненных вникать в проблемы организации
К основным положениям теории X относятся следующие положения:
+среднестатистический работник имеет низкие амбиции
физический и умственный труд естественен для человека
+человек предпочитает, чтобы им управляли
+человек стремится избегать ответственности
+среднестатистический работник обладает врожденной неприязнью к труду
среднестатистический работник стремится исполнять дополнительные обязательства
К основным положениям теории Y относятся следующие положения:
среднестатистический работник высоко ценит только безопасность
+каждый индивид целеустремлен и может осуществлять самоконтроль
+средний работник готов брать на себя ответственность
человек предпочитает, чтобы им управляли
+большинство работников показывают высокий уровень креативности
Такие ученые, как П. Друкер. А. Чэндлер и Р. Дэйвис особое значение придавали распространению:
+практического опыта менеджеров, конкретных приемов и методов управления
знаний и навыков в области производственного и проектного менеджмента
общетеоретических основ управления коммерческими организациями
опыта повышения эффективности торгово-закупочной деятельности на промышленных предприятиях США и Великобритании
Выработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом и созданием универсальных принципов управления занимались
школы научного менеджмента
Мери Паркер Фоллетт
Ренснс Ланкерт
+Уильяме Оучи
Крис Арджирис
в простых условиях
в сложных условиях
+в условиях дефицита времени
в условиях, характеризующихся малым набором количественных характеристик
+в условиях, требующих обработки большого массива информации
Первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства состоялась …
в мае 1954 г.
в марте 1934 г.
+в январе 1921 г.
в январе 1918 г.
Школа наук о поведении относится к … направлению менеджмента
современному
классическому
+гуманитарному
«Тейлоровский бум» в России пришелся на
1914—1920
+1911—1914
1885—1905
1905—1917
+современному
классическому
гуманитарному
запланированное постепенное повышение
+временное, неожиданное повышение
резкое снижение
постепенное ожидаемое снижение
К требованиям, предъявляемым к работе менеджера методологией ситуационного подхода, не относится:
умение безошибочно распознавать сложившуюся ситуацию
знание методов управления, доказавших свою эффективность
навык выбора оптимального для данной ситуации управленческого решения
+навык составления инструкций и регламентов, сохраняющих свою актуальность на протяжении как можно более длительного времени
Характерной чертой промышленной революции был рост производительных сил на основе:
развития информационных систем
ручного труда
+машинной индустрии
автоматизации производства
Производственно-строительная управленческая революция происходила в:
1885—1920-е гг.
1605—1562 гг. до н.э.
V тыс. до н.э.
+605—562 гг. до н.э.
Религиозно-коммерческая управленческая революция происходила
605—562 гг. до н.э.
1885—1920-е гг.
+V тыс. до н.э.
XVII—XVIII вв.
Лилиан Гилбрет положила начало области управления, которая теперь называется «…».
финансовый менеджмент
+управление кадрами
логистика
Основоположники школы научного менеджмента полагали, что. проводя наблюдения, замеры и анализ можно улучшить:
отношения в трудовой коллективе и повысить уровень мотивации работников
коммерческую деятельность предприятия, заметно повысим объемы продаж товаров
+трудовые операции и добиться повышения его эффективности производства
административную систему предприятием и добиться повышения эффективности управления
Ф. Тейлора
Г. Гантта
Г. Форда
+Ф. Гилбрета
Что такое процессный подход и как его внедрить
Процессный подход – это концепция управления, согласно которой вся работа компании представляет собой набор определенных процессов. Для эффективного ведения бизнеса важно контролировать эти процессы.
Что такое процессный подход
Процессный подход был основан в 80-х годах 20-го века. Основная причина возникновения этой идеи – преобладание предложения над спросом после окончания дефицита. Целевая аудитория стала внимательнее выбирать товары. В связи с этим предприниматели начали делать акцент на потребностях своих покупателей. Все это привело к тому, что клиентоориентированность стала одним из важнейших направлений в бизнесе.
Процессный подход рассматривает управление как контроль над процессами. У этого термина есть много разных определений, однако чаще всего используется то, которое указано в стандарте ISO 9001. Процесс – это набор взаимодействующих между собой видов деятельности в компании.
Главное свойство процессов – это их систематичность. Все действия, происходящие в рамках процесса, не должны быть случайными.
Выделяют три основных подхода к управлению:
Чаще всего предприниматели используют функциональный подход. Однако его недостаток заключается в том, что адаптировать бизнес под изменения, происходящие вовне, используя этот подход, довольно сложно. Несмотря на то, что ситуационный подход предоставляет большое количество инструментов для управления, есть риск утратить контроль над работой подчиненных.
Процессный подход – это наиболее сбалансированная модель. Работа проходит в соответствии с определенными правилами, но в то же время сотрудники преследуют общую цель подготовить качественный продукт, который будет интересен целевой аудитории, и укрепить позиции компании на рынке.
Процессный подход к управлению организацией подразумевает использование следующих ключевых элементов:
Рассмотрим, что из себя представляет каждый из них.
Кому подойдет процессный подход? Прежде всего компаниям, численность сотрудников в которых достигает 50 человек. Большое количество работников подразумевает большое количество взаимодействий между ними. В этом случае новый подход позволит ускорить работу.
Использование процессного подхода также подойдет тем организациям, основа деятельности которых – это повторяющиеся действия. Так, например, большинство банков ежедневно выполняет одинаковые операции. Наконец, процессный подход стоит использовать там, где требования к срокам выполнения задач достаточно высокие.
Цели применения процессного подхода
Процессный подход применяется с целью сформировать в компании горизонтальные связи. Таким образом отделы и их сотрудники, которые работают над одним процессом, смогут решать свои задачи без прямого участия руководителей. Такая методика нацелена на получение эффективного результата в короткие сроки.
Самостоятельное координирование деятельности позволяет сфокусироваться на общей работе всей организации, а не только на результатах каждого отдела. Процессный подход к управлению характеризуется кардинальным изменением привычной структуры.
У данного подхода можно выделить четыре цели:
Но в то же время самая главная цель процессного подхода – это создание ценного для потребителей конечного товара или услуги.
Главная составляющая в подобной методике – это процесс. Поэтому, как гласит один из ее принципов, структуру компании составляют не отделы, а процессы.
Методология процессного подхода включает пять основных принципов:
Использование таких принципов на предприятии позволяет увеличить эффективность его деятельности. Однако для того, чтобы методика действительно работала, важен высокий показатель корпоративной культуры.
Внедрение процессного подхода предполагает, что персонал, который работает в разных отделах, будет активно взаимодействовать между собой. Если это правило соблюдается, то принципы помогут перейти от функционального к процессному подходу.
Также процесс в процессном подходе имеет ряд функций:
Преимущество использования такой системы в первую очередь состоит в увеличении производительности труда. Поскольку каждый сотрудник знает, какие задачи ему необходимо выполнить и отвлекаться на дополнительную работу не нужно, время выполнения, а вместе с ним и KPI, значительно увеличивается.
Работа в компании становится более прозрачной. Разработанные на основе процессов регламенты позволяют проследить, что именно происходит на предприятии и нужны ли бизнесу изменения. Кроме этого повышается качество производимых товаров или услуг. Это объясняется тем, что основой процессного подхода является клиентоориентированность.
Внедрение процессного подхода к управлению
Прежде чем переходить на новый формат менеджмента, необходимо убедиться, что в компании соблюдены три главных условия:
ВАЖНО! Не стоит использовать процессный подход для небольших компаний. В организациях, где работает немного людей, такая методика, напротив, создаст лишние проблемы: одна из них – это необходимость постоянно обновлять регламент. Кроме этого процессный подход не подойдет компаниям, где сотрудники в своей работе независимы от них. Примером можно назвать агентства недвижимости – здесь взаимодействие сотрудников между собой минимально.
Чек-лист для успешного внедрения такой модели управления:
Процессный подход к управлению на примере банка
Наиболее показательный пример внедрения процессного подхода – это система управления в банках. Деятельность почти любой банковской организации построена на бизнес-процессах. Поэтому целесообразно использовать именно такую модель не только для оперативного, но и для стратегического управления.
Качество продуктов и услуг, представленных банком, характеризуется качеством выполняемых процессов. Чтобы определить их, необходимо сначала выделить глобальные цели банка. На основании этих целей формируется классификация процессов.
Самые важные для банка цели – это:
Для каждой из этих целей можно определить три типа процессов в рамках такого подхода к управлению:
Процессный подход к управлению подразумевает наличие ответственного сотрудника, который будет следить за процессами. Фактически он становится главным руководителем. Ему необходимо делегировать полномочия участникам процессов.
Несмотря на это, монополия на руководства при такой модели утрачивается. В рамках процессного подхода все сотрудники подчиняются не конкретному лицу (начальнику), а общей цели, которая заключается в успешном завершении процессов и получении конечного результата.
Процессный подход в менеджменте: ретроспектива и тенденции
бизнес-консультант, аналитик, эксперт по теории организации и бизнес-планирования
Проектный vs процессный подходы
В науке менеджмента существует два подхода к решению управленческих задач – проектный и процессный.
Последние четверть века в рамках отечественной управленческой мысли преобладала сугубо проектная направленность. Порой доходило до грустно-смешных моментов: на собеседованиях кандидатов на топ-позиции спрашивали, что важнее – результат или процесс? И ответить в том смысле, что правильно выстроенные процессы очень важны, потому что только они и позволят обеспечить гарантированный результат, считалось даже признаком дурного тона. Предполагалось, что для настоящего управленца результат важнее, а процесс вообще вторичен. Принцип «победителей не судят» объявлялся основной и единственной нормой организации управленческой деятельности.
В этой парадигме проектный и процессный подходы противопоставлены друг другу. Но это совершенно неправильное понимание менеджмента. Так как эти понятия не противоречат один другому, а просто применяются в разных целях.
К примеру, если речь идет об организации конкретного мероприятия, единственного в своем роде и не повторяющегося, такого как Олимпийские игры в Сочи в 2014 году, имеет смысл применять именно проектный подход. Также он успешно применим для фирмы, которая изначально создавалась с целью решить одну задачу. В этом случае и команда собирается для достижения единственной конкретной цели, и управляющий подбирается с соответствующими навыками проектного управления.
Но если речь идет про обычный бизнес, у которого имеется миссия, стратегия, цели, задачи, приоритеты развития, если собственник затеял не фирму-однодневку, а хочет долгоиграющий бизнес, то, разумеется, главным для него должно стать внедрение именно процессных методов управления. Предвижу в этом месте нашего повествования стандартные возражения от представителей строительной отрасли, которые привыкли считать возведение каждого отдельно взятого объекта для клиентов новым проектом. Как я уже говорил, проектный подход может быть применим не ко всем стройкам, а только к единичным, уникальным сооружениям типа олимпийских объектов или футбольной арены в Санкт-Петербурге. Причем в случае компании, которая специализируется на строительстве футбольных стадионов, такой подход можно использовать уже с натяжкой.
А если компания работает в сфере коттеджного строительства? Казалось бы, техническое задание каждого из объектов естественно требует отдельного руководителя проекта. Но, скорее всего, верно другое – необходимы качественно выстроенные процессы обработки заказа клиента, порядка финансирования строительства, снабжения и логистики, финансового учета и контроля, которые можно будет применить при каждом новом строительстве очередного объекта. Как видно, речь идет уже не о проектном подходе, а о процессном.
Чтобы избежать терминологической неопределенности и путаницы понятий, сразу оговорю, что понимаю под «процессным подходом» в контексте данной статьи.
Процессный подход – это такой способ организации управленческой деятельности, который предполагает полное описание бизнес-процессов организации, стандартизацию процессных технологий, определение ключевых показателей эффективности каждого этапа бизнес-процесса с возможностью адекватного измерения этих показателей и управления ими как для высшего менеджмента, так и для линейных руководителей и рядовых сотрудников.
При этом описание и внедрение процессов не является самоцелью. Оно должно быть максимально простым и понятным для всех работников компании и служить конечной цели оптимизации и повышения эффективности бизнеса.
Здесь крайне важно удержаться от другой крайности, тоже довольно вредной – фетишизации процессов как таковых и попыток построить систему управления, полностью оторванную от человеческого фактора. Упование на процесс в отрыве от персонала столь же пагубно отразится на бизнесе, как и стремление достигать результата и высоких показателей любой ценой.
На самом деле нет ничего плохого в том, что бизнес-процессы в некой компании «Х» написаны под имеющийся персонал и «заточены» под опыт, навыки и знания конкретных сотрудников. Наглядный пример: если у вас в команде играет Лионель Месси, то просто глупо этим не воспользоваться и не выстроить тактику игры, отталкиваясь от максимально эффективного использования такого мастера.
Современные тенденции в управлении
Однако вернемся к тенденциям. Как уже говорилось выше, последние 20–25 лет прошли под знаком «проектного» подхода. О причинах этого явления можно долго рассуждать, и по всей видимости их немало. Лично мне представляется, что главная причина заключается в специфике нашего бизнеса, а если пойти несколько дальше, то в специфике нашего бизнес-менталитета.
Поскольку современная модель капитализма в России насчитывает практически четверть века, то очевидно, что, с одной стороны, «правила игры» у нас в стране еще не вполне устоялись, а с другой стороны – не устоялась привычка доверять стабильности этих самых правил. Бизнесменов сложно в этом обвинить. Даже для обычного гражданина, далекого от деловых кругов, процессы последних лет с налогами и пенсионными накоплениями вовсе не настраивают на позитивный стабильный лад. Стоит ли говорить о предпринимателях, которые куда более чувствительны к подобным изменениям.
Отсутствие предсказуемости не вызывает желания выстраивать долгую последовательность развития бизнеса. Гораздо более предпочтительными выглядят схемы, позволяющие быстро оборачивать «короткие» деньги, особенно если это связано с извлечением значительных ресурсов в виде маржинального дохода. В условиях неопределенности всегда действует принцип «здесь и сейчас»: любой рубль, полученный сегодня, выглядит предпочтительнее, чем два рубля, которые могут быть получены завтра.
При таком подходе ценность специалистов, умеющих выстраивать долгосрочные процессы, совершенствовать текущий бизнес в рамках выбранной стратегии, не отвлекаясь на сиюминутные результаты и локальные успехи и неудачи, в значительной степени стремится к нулю.
Однако, к счастью, в последнее время наметилась тенденция к изменению этого тренда – в первую очередь благодаря интересу предпринимательского сообщества к теме бережливого производства. Сейчас даже модно рассуждать о Кайдзене, системе 5S, Канбане. Если вы в своей компании внедряете бережливое производство, стало быть, вы в теме, и, скорее всего, вы современный владелец бизнеса. Если же японское словечко «муда» вам не знакомо, есть вероятность, что вы уже отстали от жизни. К теме lean-production я еще вернусь, а пока просто отмечу, что мода на него неизбежно приведет к росту спроса на управленцев именно процессного подхода, людей системных и методически грамотных.
Дело в том, что упомянутый выше кайдзен – это не просто инструкция или свод взаимосвязанных правил, которые можно в один прекрасный день взять и внедрить раз и навсегда. В японском языке слово «кайдзен» означает «непрерывное совершенствование» и по сути является не методикой, а философией.
Цель Кайдзен – улучшая стандартизованные действия и процессы, создать такое производство, которое обходилось бы без потерь во всех смыслах – материальном, временном, технологическом.
Из этого определения становятся понятными две вещи. Первое: к философии кайдзен, как, впрочем, и к любой философии, принципиально невозможно подходить с мерками проектного мышления, так как любой проект по определению является конечным. Он завершается, когда достигаются заранее поставленные цели, а совершенствование – это непрерывный процесс, результат которого идеален и практически недостижим.
Второе: так как мы говорим об улучшении стандартов процессов и действий, то как минимум эти процессы и действия должны быть формально и кратко описаны. И вот тут-то как раз и наступает торжество процессного подхода!
Умение планировать в процессном подходе
Изначально теоретики науки менеджмента рассматривали функции управления как отдельные и независимые. Основных, как известно, четыре: организация, планирование, мотивация и контроль. Однако в рамках процессного подхода сформировалось преобладающее мнение, что рассматривать функции менеджмента правильно не по отдельности, а именно в комплексе, как взаимосвязанные и взаимозависимые, объединенные и пронизанные связующими принципами: организационными коммуникациями и принятием решений. Уже сейчас, по крайней мере в производственных компаниях, востребованы представители управления, умеющие разработать план, формализовать бизнес-процесс, разработать систему мотивации персонала. Эволюция бизнеса приведет к дальнейшему повышению спроса на управленцев с процессным типом мышления.
Нельзя не отметить, что и в случае с бережливым производством, и в случае с реабилитацией незаслуженно заброшенного процессного подхода, как это обычно и бывает, выяснилось, что все новое – это хорошо забытое старое.
Одним из ценных качеств, ключевых навыков менеджера является умение планировать. В настоящее время общепризнанной методикой планирования и целеполагания является методика SMART.
SMART – это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов:
соотносимый с конкретным сроком (time-bounded).
Иными словами, руководитель должен не просто ставить задачи, а делать это правильно. Любой целевой пункт плана должен быть максимально конкретно описан и понятен. Цель должна быть измерима в абсолютных или относительных показателях, принципиально достижима, значима для компании в рамках выбранной стратегии. Срок выполнения каждого пункта плана должен быть точно определен.
Высшие партийные школы существовали в СССР с 1946 по 1991 годы. Причем если до ХХ съезда КПСС еще можно было говорить о том, что в этих школах обучали в основном идеологии и партийному строительству, то реформы Н. С. Хрущева сильно изменили сущность происходящего. Выпускники этих учебных заведений должны были быть универсалами в вопросах экономики и «немного» знать о партийном строительстве (на это отводилось около 5% учебного времени). Таким образом, отечественные управленцы, так называемые «красные директора», умели правильно разрабатывать стратегии и грамотно ставить задачи своим подчиненным задолго до того момента, когда господин Джордж Доран ввел в обиход красивое словечко SMART (что, конечно, нисколько не умаляет заслуг автора в деле построения здания теоретического менеджмента).
Процессный подход и бережливое производство
Вернемся, однако, к тематике бережливого производства. Как известно, одним из основных его инструментов является пресловутая система «5S». Принято считать, что система организации и рационализации рабочего места (рабочего пространства), была разработана в послевоенной Японии.
5S – это пять японских слов или 5 шагов (5 Step):
сэири – «сортировка» (нужное-ненужное) – четкое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних;
сэитон – «соблюдение порядка» (всему свое место) – организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать;
сэисо – «содержание в чистоте» (уборка) – содержание рабочего места в чистоте и опрятности;
сэикэцу – «стандартизация» (поддержание порядка) – необходимое условие для выполнения первых трех правил;
сицукэ – «совершенствование (буквальный перевод – воспитание)» (формирование привычки) – воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.