профилактика каких нарушений проводится в детском возрасте
Здоровьесберегающие меры – профилактика нарушений здоровья детей и подростков.
Здоровье детей и подростков социально обусловлено и зависит от таких факторов, как окружающая среда, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, а также в образовательном учреждении.
Время обучения в образовательном учреждении совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию неблагоприятных условий окружающей среды.
Проведение профилактических медицинских осмотров детей и подростков в образовательных учреждениях позволяют обнаружить и начать своевременную коррекцию нарушений в физическом развитии детского населения.
В 2016 году профилактическими осмотрами специалистов на территории Тюменской области было охвачено 291236 детей в возрасте от 0 до 17 лет, что составило 100% от общей численности подлежащего профосмотрам детского населения.
По результатам профилактических осмотров детей от 0 до 17 лет на протяжении последних лет (2012-2016 гг.) наблюдается 100% охват профилактическими осмотрами на большинстве территорий Тюменской области.
По мере взросления детей, посещающих образовательные учреждения, наблюдается увеличение частоты отклонений в состоянии здоровья в несколько раз, что требует проведения мероприятий, направленных на профилактику и оздоровление детей и подростков.
| |
По данным различных источников насчитывается лишь 14-23% здоровых школьников, около 50% имеют функциональные отклонения, остальные – хронические заболевания. Каждый третий выпускник имеет близорукость, нарушение осанки, каждый четвертый – патологию сердечно-сосудистой системы. Имеется тенденция к снижению показателей физического развития школьников, в том числе мышечной силы (Макарова Л.П., Буйнов Л.Г., Плахов Н.Н., «Гигиена и санитария», 2017 г.).
Повсеместное использование компьютеров в школе и дома, неправильно оборудованное рабочее место школьника, несоблюдение режима труда и отдыха, низкая физическая активность детей и подростков, неполноценное и нерациональное питание способствуют возникновению нарушений в состоянии здоровья обучающихся детей.
Управление Роспотребнадзора по Тюменской области настоятельно рекомендует родителям акцентировать внимание на профилактику и оздоровление детей и подростков:
1. Оздоровительные мероприятия – достаточная двигательная активность, занятия физкультурой, в т.ч. на свежем воздухе, участие в массовых спортивных мероприятиях, физическое воспитание с использованием корригирующей гимнастики, регулярная гимнастика для глаз и др.
| |
2. Рационального и сбалансированного питания, в том числе с использованием обогащенных продуктов, как в школе, так и дома.
| |
3. Соответствие рабочего места в школе и дома гигиеническим требованиям: достаточное освещение дневным и искусственным светом, правильное направление падения света на рабочую поверхность с учетом того, какой рукой пишет ребенок (для правшей – слева), соответствие мебели росту детей и подростков.
Профилактика нарушений психофизического развития
Воробьёва Лариса
Профилактика нарушений психофизического развития
В структуру психологической помощи детям с отклонениями в развитиивходят следующие составляющие: психодиагностика, психологическое консультирование, психопрофилактика и психологическая коррекция, которая является центральным звеном в данной системе.
Психопрофилактика понимается как система мероприятий, направленных на предотвращение нарушений психического развития, их раннюю диагностику и коррекцию, предупреждение рецидивов таких нарушений.
Значение психопрофилактики как особого направления деятельности специального психолога основано на положении об иерархической структуре дефекта (Выготский Л. С., 1935).
Почти любое неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка может привести к отклонениям в психическом развитии.
Их проявления будут различны в зависимости от времени неблагоприятного воздействия, его длительности, от наследственной структуры организма, особенностей реагирования ЦНС, а также от социальных условий, в которых воспитывается ребенок. Эти факторы определяют ведущий (первичный) дефект, который может проявиться в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения.
Первичный дефект обусловливает вторичные отклонения, структура которых зависит от характера первичного дефекта (например, у детей с недостатками слуха вторично нарушается понимание обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь). Невыявленные вовремя отклонения в развитии не только задерживают темп психического развития, но способствуют формированию третичных – эмоциональных и личностных нарушений у детей. Поэтому важной задачей всех специалистов, работающих с ребенком, является предупреждение возможных вторичных, третичных отклонений в развитии, а профилактика – это не что иное, как совокупность предупреждающих мероприятий.
В специальной психологии различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.
Первичная психопрофилактика должна начинаться в пренатальном периоде и сопутствовать всем этапам развития ребенка, обеспечивая условия наибольшего психологического комфорта для формирования его личности. Она позволяет предотвратить социальную депривацию, школьную дезадаптацию, семейные конфликты, личностные кризисы и способствует созданию благоприятной обстановки для развития психики ребенка, облегчает его воспитание и обучение. Предупреждение нарушений психического развития ребенка осуществляется через работу с его семьей, учителями и обществом в целом.
Первичная профилактика подразумевает психологическое консультирование и социотерапию в широком смысле этого слова.
Вторичная психопрофилактика как метод специальной психологии состоит в раннем выявлении отклонений психического развития, контроле состояния ребенка и оказании ему срочной помощи. В этих целях проводится психодиагностика ребенка и семьи, а также начальная психокоррекционная работа с ребенком, предупреждающая усиление отклонения и вторичные нарушения.
Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение рецидивов нарушений развития. Как метод она осуществляется в форме психологической поддержки ребенка и помощи семье в различных видах его обучения и социализации. При этой профилактике учитываются особенности личности ребенка.
Третичная профилактика предотвращает декомпенсацию в семейных отношениях, облегчает получение образования и выбор профессии. В успешных случаях индивид приспосабливается к своему дефекту, у него не формируются патологические черты характера.
Профилактика нарушений психического развития детей
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Профилактика нарушений психического развития детей
Нарушение психического развития Представляет собой психическое состояние, которое характеризуется замедленными темпами формирования личности и психических функций, а также нарушениями в умственной и познавательной способности.
В течение последних десятилетий нарастают негативные явления в состоянии здоровья детей. При аномалиях развития, при длительных заболеваниях раннего возраста могут возникнуть выраженные нарушения, которые приводят к ограничению жизненных и социальных функций, в наиболее тяжелых случаях приводящие к социальной недостаточности.
Факторы, оказывающие негативное воздействие на нормальное течение процессов формирования психики: экзогенные (например, питание или экологическая обстановка); патогенные (к примеру, негативно влияющие на организм социальные факторы); сочетание патогенных и биологических (к ним относятся патологии беременности, недоношенность ребенка, травмы, полученные в процессе родов, и т.д.).
В отдельных случаях причинами нарушений психического развития могут стать неблагоприятные социальные факторы, например, недостаток уделяемого ребенку внимания, его насильственный отрыв от матери, недостаток педагогического воспитания, дефицит воспитания, отрыв от нормальной социальной среды, неблагоприятные условия в семейном кругу или окружающем малыша обществе и т.д.
Травмы детей Самые опасные — открытые и закрытые травмы головы, которые вызывают не только сотрясение мозга, но и могут быть причиной повреждения центров (зрения, речи и т.п.).
Симптомы Дети с подобными патологиями, как правило, отличаются эмоциональной неустойчивостью. Им свойственны повышенная утомляемость, колебания настроения, чувство страха, манерничанье, неуверенность, суетливость, фамильярность, недифференцированное употребление слов, малый словарный запас, трудность в произвольном оперировании словами, повышенная вегетативная и общая возбудимость, нарушение сна, желудочно-кишечные расстройства.
ПРОЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. Искажения(аутизм), психопатия, отсутствие самоопределения, повреждение личностного развития, проблемы с познанием и невозможности умственного развития. Эти нарушения, чаще всего, связаны с дисфункцией головного мозга, и, как правило, начинают проявляться еще в раннем детстве.
НПР у детей могут сопровождаться нетерпеливостью, нарушением внимания, недостаточностью концентрации внимания, гиперактивным поведением (множество движений руками и ногами, вращение на месте), тихой речью, сниженным объемом памяти, низкой скоростью запоминания, низкой продуктивностью и проч.
Профилактика нарушений психического развития детей Приступать к комплексной профилактической работе нужно уже в женской консультации, где наблюдается будущая мама. Необходимо использовать наглядно-стендовые формы просвещения, просветительские буклеты для будущих родителей о нормальном развитии ребенка и возможных отклонениях.
СОТРУДНИЧЕСТВО СО СПЕЦИАЛИСТАМИ. Своевременное и регулярное посещение педиатра- необходимый шаг на пути профилактики нарушений психического развития детей. Не менее важно для родителей получить достаточную информацию о том, как самостоятельно проверять наличие различных психомоторных реакций у своего ребенка. Именно это позволит вовремя заметить какие-либо отклонения от нормы в его развитии.
В более старшем возрасте определить состояние психического развития детей помогают логопеды, дефектологи и детские психологи. Для постановки диагноза нарушение психического развития требуется проведение диагностического обследования.
К важным мерам профилактики нарушений психического развития также относят: создание благоприятной для психического развития ребенка среды; избегание конфликтов в кругу семьи; исключение эмоциональных и физических травм в период вынашивания ребенка.
Спасибо за внимание
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-1128015
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
В Воронежской области ввели масочный режим в школах
Время чтения: 2 минуты
Школьники Свердловской области с 8 ноября перейдут на дистанционку
Время чтения: 0 минут
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
В Ульяновской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Профилактика каких нарушений проводится в детском возрасте
Уважаемые посетители сайта! Здесь вы можете задать любой интересующий вас вопрос, а так же записаться на прием!
Внимание! Поля, отмеченные звездочкой, обязательны для заполнения.
Мы свяжемся с Вами по контактному телефону для согласования даты и времени приема.
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
Заполните форму и мы перезвоним Вам.
Санкт-Петербург, ул.Парашютная, 23, корп.2
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Частые заболевания у детей разного возраста и их профилактика
Детский возраст подразделяется на несколько периодов. Каждый период детского возраста характеризуется особенностями роста, развития, иммунитета, функционирования органов и систем. В связи с этим, для каждого возрастного периода характерны те или иные заболевания у детей.
Грудной период (до 1 года жизни)
Правильное питание ребенка – предпочтительно грудное вскармливание до 1 года со своевременным введением прикорма в 6 месяцев (ежемесячно вводится новый прикорм: разнообразные овощи, каши, мясо, фруктовое пюре, творог, кисломолочные продукты и др). При искусственном вскармливании прикорм вводится с 5 месяцев.
Для профилактики рахита с 1 месяца жизни назначается витамин Д. Прогулки с ребенком не менее 2 часов в день с открытым личиком и с открытым капюшоном коляски. Массаж, гимнастика.
Для профилактики анемии – мясо красное (говядина), печень, гречневая каша. Если еще рано вводить ребенку мясо, то кормящая мама должна принимать комплекс минералов с железом и витаминов.
Рекомендуется купать ребенка ежедневно. Смазывать все складочки детским маслом. Подмывать после смены подгузника. Не перегревать, так как легко возникает потница.
Рациональное вскармливание ребенка (см.выше). Нельзя давать ребенку пищу, не соответствующую возрасту. Новые продукты вводить постепенно. Ребенку давать только свежеприготовленную пищу. Правильное питание кормящей женщины с исключением аллергенов (цитрусовые, шоколад, коровье молоко и др.)
Тщательно следить за чистотой сосок, игрушек, посуды, рук. Проводить ребенку гигиену полости рта, с момента прорезывания зубов чистить их специальными щетками.
Кроме этого в профилактике кишечных инфекций: чистые руки, чистые игрушки, свежеприготовленная пища.
Следить за ребенком (лестницы, углы мебели). Исключить доступ к розеткам, режущим и колющим предметам, лекарствам, мелким предметам и др.
Для развития речи необходимо разговаривать с ребенком предметно, читать детские книжки, развивать мелкую моторику, заниматься лепкой, рисованием. Исключить телевизор как длительный звуковой фон, так как ребенок привыкает не прислушиваться и не вникать в смысл речи. В дальнейшем развивается непослушание, так как «не слышит родителей».
Дошкольный период (3 – 7 лет)
Кроме этого в профилактике глистных инвазий – чистые руки, ограничение контактов с животными и птицами.
В профилактике аллергии: правильное питание с ограничением цитрусовых, шоколада. Гипоаллергенный быт: в детской комнате должно быть мало мягких игрушек, необходима регулярная стирка их, а также штор, покрывал. Ежедневная влажная уборка. Ограничение контакта с животными и птицами.
Спокойная обстановка дома, выяснять отношения не при ребенке. Ребенка не ругать, а объяснять. Твёрдые правила, режим дня, достаточный сон. Перед сном – спокойные игры, исключить просмотр TV. Ребенок в этом возрасте много фантазирует – не смеяться, не обзывать. Также для этого возраста характерны различные страхи. Ребенка нельзя пугать, если боится темноты, поставить светильник в комнате и т.д.
Следить за осанкой. Правильный стол и стул для занятий. Подставка для книг. Не портфель, а рюкзак. Физкультура. Обувь по размеру, ортопедическая (фиксирующая пятку и голеностопный сустав). Летом ходьба босиком. По гладкому полу босиком не рекомендуется, так как провоцируется плоскостопие.
Сразу обращаться к врачу при заболевании. Правильное лечение простудных заболеваний. Выдерживать ребенка дома до выздоровления. Курсы поливитаминов. Закаливание, полноценное питание (фрукты, овощи, мясо, рыба, молочные продукты), прогулки, физкультура и спорт – это укрепляет иммунитет.
Следить за осанкой. Правильный стол и стул для занятий. Подставка для книг. Не портфель, а рюкзак. Физкультура.
Следить за освещенностью рабочего места. Перерывы между занятиями, гимнастика для глаз. Ограничение просмотра TV и игр за компьютером, тем более, на телефоне или планшете (очень маленький экран, сильно напрягается зрение). Прогулки не менее 2 часов ежедневно.
Объяснить правила дорожного движения, правила предупреждения травм при играх (горки, лыжи, бег и др.), правила поведения на переменах.
В питании детей обязательно должны присутствовать молочные продукты, сыр, рыба. Регулярная гигиена полости рта (чистить зубы, полоскать после еды). Профилактический осмотр стоматолога 1 раз в 6 месяцев.
Старший школьный или подростковый возраст (12 – 17 лет)
Режим дня, чередование активности и отдыха, достаточный сон, ограничение просмотра TV и игр за компьютером и на гаджетах. Адекватные умственные нагрузки. Прогулки на свежем воздухе не менее 2 часов ежедневно. Физкультура и спорт. Спокойное общение с подростком, допустимость его увлечений. Регулярный контроль уровня АД.
v Хронические заболевания ЖКТ (гастрит, гастродуоденит, язвенная болезнь).
v Нарушения пищевого поведения (ожирение, анорексия).
v Эндокринные заболевания (нарушение полового созревания).
Правильное питание, обязательный завтрак утром, обед с супом. Ограничение фастфуда, чипсов, газировки, острой и жареной пищи и др. Исключить еду наспех, всухомятку, длительные перерывы между приемами пищи.
Для профилактики пищевых нарушений, особенно анорексии, важно повышение самооценки подростка. Нельзя есть перед компьютером и TV, так как человек, увлеченный игрой или сюжетом, не замечает количество съеденной пищи и не ощущает чувство насыщения, что приводит к избыточному весу.
При отставании или опережении полового развития необходимо обратиться к эндокринологу. Девочкам рекомендовано ограничение физических нагрузок, так как тяжелые физические нагрузки могут привести к нарушениям в репродуктивной сфере.
Здоровый образ жизни родителей. Занять ребенка разными видами деятельности, чтобы не было свободного времени (спорт, музыка, кружки и др.). Доверительные отношения. Беседы, литература, брошюры, фильмы на темы репродуктивного здоровья.
Профилактика нарушений психического развития детей
Ведущую роль в предотвращении нарушений психического развития отводят комплексу профилактических мероприятий. Первым шагом к профилактике нарушений психического развития является своевременное и регулярное посещение педиатра. Не менее важно для родителей получить достаточную информацию о том, как самостоятельно проверять наличие различных психомоторных реакций у своего ребёнка. Именно это позволит вовремя заметить какие-либо отклонения от нормы в его развитии. В более старшем возрасте определить состояние психического развития детей помогают логопеды, дефектологи и детские психологи. Для постановки диагноза нарушение психического развития требуется проведение диагностического обследования. К важным мерам профилактики нарушений психического развития также относят: Создание благоприятной для психического развития ребёнка среды; Избегание конфликтов в кругу семьи; Исключение эмоциональных и физических травм в период вынашивания ребёнка.
Профилактику психических нарушений необходимо начинать проводить с регулярного осмотра и консультаций у педиатра, а также проверки психомоторных реакций у ребёнка. Состояние психического развития должны определять логопед, детский психолог, педиатр и дефектолог. Точный диагноз ребёнка и тип нарушений психического развития можно определить с помощью диагностического обследования.
Не менее важно для родителей получить достаточную информацию о том, как самостоятельно проверять наличие различных психомоторных реакций у своего ребёнка. Именно это позволит вовремя заметить какие-либо отклонения от нормы в его развитии.
Для создания правильной среды для психического развития используется благоприятное коррекционное пространство, в котором ребёнок развивает познавательную функцию, логическое мышление и приобретает учебные навыки. Важным фактором профилактики является соблюдение безопасности, а также проведение медицинских и педагогических консультаций с первых месяцев беременности.
После рождения ребёнка и в течение первого года его жизни можно выявить первые признаки психических нарушений. Отсутствие реакций на звук и свет могут первыми признаками таких нарушений. У детей дошкольного возраста нарушения психического развития часто проявляются в виде проблем с речью и письмом, отставании в моторном развитии и слабой памяти.
Для проведения эффективной профилактики нарушений психического развития необходимо:
Так же для профилактики необходимо знать, какие симптомы возникновения нервных расстройств могут проявить себя у ребёнка. Заподозрить неладное можно в следующих случаях: