профессиональные пробы каких специальностей можно провести на базе вашей школы
Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся
Профессиональная проба. Этапы прохождения профессиональной пробы. Содержание профессиональных проб. Организация и проведение эксперимента.
Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой изменения состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Целью системы профессиональной ориентации является формирование у обучающихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Осознанность выбора профессии с учетом своих способностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий представляет ядро профессионального самоопределения.
Сформированность профессионального самоопределения определяется по следующим критериям:
Показателями мотивационно-потребностного критерия выступают такие, как наличие мотивов, положительное отношение и активная позиция обучающегося в осуществлении процесса самоопределения, способность руководствоваться общественно значимыми ценностями в конструировании и реализации образовательного маршрута.
Информационный критерий сформированности профессионального самоопределения включает в себя наличие спектра вариантов выбора образовательно-профессионального маршрута, интереса к конкретной сфере деятельности, умение работать с источниками профориентационно-значимой информации, распознавать внешние и внутренние факторы, влияющие на выбор профессии. Обучающийся должен знать свои способности, качества, склонности, важные для профессионального самоопределения, а также основные ограничители и способы их компенсации. Ему необходимо владеть информацией о требованиях, предъявляемых к человеку избираемой профессии и быть готовым обратиться к жизненным примерам, демонстрирующим факторы, влияющие на выбор.
Умение ставить цель и составлять программу действий по ее достижению, анализировать имеющиеся варианты выбора, успешно включаться в продуктивную, практическую деятельность, направленную на приобретение опыта в избираемой профессии являются показателями деятельностно-практического критерия.
Кем хотят стать старшеклассники?
По данным Центра социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО, 50% старшеклассников не связывают выбор профессионального будущего со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда; 46% респондентов ориентированы в выборе профессии на поддержку со стороны взрослых (родители, родственники, знакомые); 67% не имеют представления о научных основах выбора профессии, в т.ч. не владеют информацией о требованиях профессии к её «соискателю», не владеют умениями анализа своих возможностей в профессиональном выборе; 44% не обеспечены сведениями о возможностях обучения в интересующей сфере труда [3]. У многих из них отсутствует индивидуальный образовательный запрос, не сформирована личностная потребность во взвешенном выборе направления продолжения образования и не выражена готовность к последующей самореализации и дальнейшей профессиональной самоидентификации в новых экономических, социокультурных условиях. Решение данной проблемы возможно при взаимодействии школ и учреждений начального профессионального образования посредством организации и проведения профессиональных проб.
Что такое профессиональная проба?
Профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности обучающихся к выбору профессии, позволяющий сформировать у них способность разбираться в сложившихся обстоятельствах, анализировать, исследовать, запрашивать и получать психолого-педагогическую и информационную помощь, поддержку.
В основу профессиональных проб положена идея профессора С. Фукуямы (Япония), согласно которой профессиональная проба выступает наиболее важным этапом в области профессиональной ориентации, так как в процессе ее выполнения обучающийся приобретает опыт той профессиональной деятельности, которую он собирается выбирать или уже выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер данной деятельности его способностям и умениям.
В каком возрасте делаются профессиональные пробы
Обучающиеся в ходе профессиональной пробы включаются в деятельность в соответствии с типами профессий: «человек — природа», «человек — техника», «человек — человек», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ» [1].
Выполнение профессиональных проб проводится в два этапа.
Обучающая часть подготовительного этапа направлена на приобретение школьниками основных сведений о профессиях, входящих в данную сферу профессиональной деятельности. Диагностическая направлена на выявление профессионально важных качеств личности.
Теоретические сведения, сообщаемые обучающимся в ходе подготовительного этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Школьники получают информацию о психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией. Знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены.
Практический этап включает пробы трех уровней сложности. Пробы первого уровня рекомендуются ученикам, которые не имеют практического опыта в конкретной сфере деятельности или у которых есть склонность к исполнительской работе. Пробы второго уровня рекомендуются школьникам, проявляющим интерес к конкретной сфере профессиональной деятельности, склонным к созидательной работе. Пробы третьего уровня выполняют обучающиеся с ярко выраженной направленностью к творческому труду, имеющие устойчивые профессиональные интересы.
Содержание профессиональных проб обуславливает наличие исполнительского, созидательного и творческого компонентов деятельности, соответствующих уровню интеллектуального развития обучающихся. Исполнительский компонент в профессиональной пробе предполагает формирование у школьников практических умений, связанных с действиями по определенно заданному алгоритму, например, выполнение практической работы в соответствии с инструкцией, плановым заданием и др.
Созидательный компонент профессиональной пробы предполагает развитие у обучающихся способности к конструированию, проведению исследовательской работы, например, изготовление чертежей, эскизов, технологических карт, выбор материала, деталей, а также действия, предусматривающие модернизацию какой- либо конструкции.
К творческому компоненту профессиональной пробы можно отнести содержание деятельности обучающихся, связанной с постановкой промежуточной и конечной целей работы, планированием, поиском литературных источников, изучением специальной литературы и другой информации по проблеме; конструированием принципиально новых изделий; выращиванием нетрадиционных сельскохозяйственных культур; использованием новых методов решения поставленного задания.
Алгоритм пробы задается таким образом, чтобы обучающиеся в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний самостоятельно выбирали степень сложности задания. Предварительно они знакомятся с условиями пробы и требованиями к ней. Профессиональные пробы выполняются индивидуально, фронтально, в микрогруппах. При этом в выполнении профессиональных проб обеспечивается преемственность урочного и внеурочного времени.
К организации и проведению профессиональной пробы целесообразно привлекать родителей обучающихся, так как важно знать их мнение, учитывать пожелания, конструктивные предложения.
На базе Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища № 40 г. Прокопьевска, осуществляющего подготовку по профессиям «садовник», «рабочий зелёного хозяйства», «цветовод», была организована и проведена профессиональная проба для обучающихся девятых классов школ города с выраженными склонностями к типу профессий «человек – природа», в которой приняло участие 20 человек.
Целью пробы являлось формирование навыков практической деятельности в области растениеводства и сопоставление характера деятельности со склонностями, способностями и умениями обучающихся.
Пробу второго уровня прошли обучающиеся, которые проявили интерес к данной сфере профессиональной деятельности, склонные к созидательной работе. Они описывали почвенно-климатические условия своего района. Обучающиеся составляли список сортов районирования культур с выделением сроков созревания. Выявляли местные сверхранние сорта редиски, огурцов и томатов. Далее внедряли в практику выращивания культурных растений агротехнологические приемы, ускоряющие созревание и увеличение урожая. Производили закладку компоста, определяли кислотность почвы полевым методом. Осуществляли калибровку семян по удельному весу, протравливали и барботировали семена на последующем этапе. Итогом являлось определение сроков уборки и сбор урожая.
Обучающимся с ярко выраженной направленностью к творческому труду, имеющим устойчивые профессиональные интересы в области растениеводства предлагалось пройти третий уровень профессиональной пробы, определить возможность и целесообразность возделывания различных культур на почвах разного механического состава и кислотности (pH). Участники группы составляли календарный план агротехнологических мероприятий по уходу за почвой и культивируемыми растениями. Затем получали биологический гумус. На заключительном этапе выращивали томаты, огурцы, зеленые культуры, подвязывали растения.
По итогам выполнения профессиональных проб обучающиеся проанализировали содержание, характер труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам, сопоставили со своими способностями и склонностями. В контексте выполнения проб обучающиеся, основываясь на самоисследовании и самопознании, разработали план личной профессиональной перспективы, создали презентацию о выполненных пробах, презентовали продукты собственной деятельности.
Повторное анкетирование показало, что недостаток информации об интересующей профессии сохранился у 5% респондентов; недостаточно знают свои способности в отношении выбранной профессии – 5% обучающихся; сомневаются в собственном выборе – 10%; сформированы профессиональные предпочтения у 80% опрошенных.
Таким образом, профессиональные пробы в профориентации являются эффективным способом формирования профессионального самоопределения обучающихся. Более того, организация и проведение профессиональных проб на базе учреждений начального и среднего профессионального образования позволит решить проблему привлечения обучающихся к освоению рабочих профессий, что, в свою очередь, создаст условия для урегулирования дисбаланса между спросом современного рынка труда и предложением рынка образовательных услуг. Через практическую деятельность в рамках профессиональной пробы у обучающихся формируется способность к принятию осознанного профессионального выбора и успешной реализации себя в будущей профессии.
Об авторах: Манешкина Н.В. методист ЦП и ПС ГОУ «КРИРПО» г. Прокопьевск; Роут О.А. методист ЦП и ПС ГОУ «КРИРПО» г. Прокопьевск.
Профессиональные пробы для учеников 9 классов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тамбовское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Жердевский колледж сахарной промышленности»
Программа профессиональной пробы
для учащихся 9-х классов
Организация разработчик: Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Жердевский колледж сахарной промышленности»
Программа профессиональной пробы: «Регулировка клапанов»
Автор составитель: Евдокимова Марина Викторовна, преподаватель спецдисциплин ТОГБПОУ «Жердевский колледж сахарной промышленности»
Область применения программы профессиональной пробы: Техника и техническое обслуживание (транспорт, сельскохозяйственные машины).
Аннотация Программа профессиональной пробы знакомит учащихся 9-х классов с профессией «Слесарь-автомеханик». В настоящее время практически в каждой семье есть автомобиль и поэтому периодически возникает необходимость его ремонта. Ремонт и диагностика различных видов транспортных средств одна из наиболее востребованных сервисных услуг. Специалисты данной области всегда трудоустроены на рынке труда. В связи с тем, что машинный парк постоянно увеличивается, есть реальная возможность открыть собственный бизнес.
Участие в профессиональной пробе способствует формированию интереса у обучающихся к профессии слесаря-автомеханика, чувства собственной значимости и получению профессиональных навыков по обслуживанию автотранспорта.
В ходе профессиональной пробы обучающиеся принимают непосредственное участие в операции регулировки клапанов автомобиля.
Результатом профессиональной пробы будет самостоятельное выполнение регулировки клапанов автомобиля с использованием профессионального инструмента и приспособлений для проведения ремонта и диагностики.
Продолжительность программы: программа рассчитана на 8 часов в группах численностью 4-6 человек
Количество страниц программы: 8с.
Целью программы профессиональных проб является сформировать у учащихся 9-х классов интереса к профессии слесаря-автомеханика, показать значение профессии в современном обществе, её востребованность, приобщить учащихся к творческой деятельности, самостоятельное выполнение регулировки клапанов автомобиля с использованием профессионального инструмента и приспособлений для проведения ремонта и диагностики.
— сообщение базовых сведений о профессиональной деятельности слесаря-автомеханика;
— способствовать развитию умения пользоваться приборами и инструментом, оценивать результаты выполненных действий;
— развитие умений действовать самостоятельно;
— определение уровня готовности обучающихся к выбору профессии.
Профессиональная проба является средством мотивации школьников к выбору будущей профессии и профессионального самоопределения.
Профессиональные пробы пройдут на базе станции технического обслуживания, расположенной на базе Жердевского колледжа сахарной промышленности, оснащенной современной аппаратурой диагностики и ремонта автотранспорта, где обучающие получат возможность самостоятельно выполнять определенные виды диагностических работ.
В процессе профессиональных проб обучающиеся приобретут начальные навыки профессиональной деятельности слесаря-автомеханика, смогут выполнить простейшие операции по регулировке клапанов, соблюдая санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда.
Обучающиеся, освоившие программу профессиональных проб, должны овладеть следующими компетенциями:
• уметь устанавливать связь между учебными предметами, образованием и профессией;
уметь соотносить свои личностные характеристики и способности с требованиями
профессии;
владеть простейшими операциями по ремонту автотранспорта;
• уметь определять уровень своей готовности к выбору профессии.
Профессиональная проба завершается демонстрацией самостоятельно проведенной регулировкой клапанов легкового автомобиля ВАЗ 2107, грузового автомобиля ЗИЛ 130, трактора МТЗ-80, трактора Т-150 с использованием профессионального инструмента и приспособлений для проведения ремонта и диагностики и подведением итогов с обсуждением того, какими начальными профессиональными навыками овладели обучающиеся и какие сложности они испытывали при выполнении профессиональной пробы.
На этапе моделирования профессиональной деятельности в рамках профессиональной пробы виды профессиональной деятельности представителя изучаемой профессии от начала деятельности до получения завершенного ее продукта (выполнение функциональных, должностных обязанностей, выполнение конкретного задания по ремонту и диагностике автомобиля и т.п.) разделяются на несколько циклов.
Каждый цикл содержит специфические особенности изучаемого вида профессиональной деятельности, демонстрирует стадии создания завершенного элемента продукта трудовой деятельности.
Специфика профессиональной деятельности.
Изучение технических характеристик транспортных средств по регулировке зазоров клапанов
Подготовка к регулировке клапанов (снятие крышек, выставление меток).
Проверка зазора клапанов транспортных средств
Регулировка клапанов транспортных средств
Регулировка клапанов согласно очередности
Подготовка распределительного вала к регулировке очередных клапанов
Содержание профессиональной пробы
Занятие №1 Специфика профессиональной деятельности.
Сведения о конкретных видах поломок и диагностики автотранспорта, характеристика и содержание труда слесаря-автомеханика.
Основы проведения диагностики и ремонта автотранспорта.
Наглядное изучение устройства и работы двигателя. Изучение и назначение газораспределительной системы.
Эргономика станции технического обслуживания, санитарно-гигиенические требования к помещениям СТО.
Техника безопасности. Требования к спецодежде. Ознакомление с инструментами и оборудованием.
Занятие №2 Изучение технических характеристик транспортных средств по регулировке зазоров клапанов
Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Инструменты и оборудование для проведения диагностики и ремонта автомобиля.
Отработка навыков работы с инструментом и оборудованием для проведения диагностики и ремонта автомобиля по его техническим характеристикам. Изучение очередности регулировки клапанов. Снятие клапанной крышки головки блока двигателя с целью обеспечения доступа для дальнейших работ.
Занятие №3 Подготовка к регулировке клапанов (снятие крышек, выставление меток).
Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Выбор необходимого инструмента. Особенности диагностики сельскохозяйственных машин.
Демонтаж клапанной крышки, оценка натяжения цепи газораспределительного механизма. При необходимости производится подтягивание цепи т.к. регулировка с прослабленной цепью является малоэффективной. Затем двигатель выставляется в начальное положение для регулировки. Для этого необходимо совместить метку на шкиве коленчатого вала с длинной меткой на корпусе двигателя.
Занятие №4 Проверка зазора клапанов транспортных средств
Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Выбор необходимого инструмента. Подготовка рабочего места. Изучение устройства щупа.
Щуп необходимо поместить между рокером клапана и кулачком распределительного вала. Если щуп заходит с небольшим усилием, то клапан регулировки не требует. Если щуп входит свободно или совсем не входит, то регулировка нужна.
Занятие №5 Регулировка клапанов транспортных средств
Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Выбор необходимого инструмента.
Ключом на 17 отпускаем контргайку, вставляем щуп между рокером и распределительным валом. Ключом на 13 производят непосредственно регулировку до необходимых параметров. После завершения регулировки. Ключом на 13 удерживаем регулировочный винт, ключом на 17 зажимаем контргайку. После зажима контргайки проверяем щупом зазор, если он затянут или прослаблен делаем корректировку до тех пор пока щуп будет входить с натягом.
Занятие №6 Регулировка клапанов согласно очередности
Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Выбор необходимого инструмента.
Очередной клапан регулируется аналогично первому.
Занятие №7 Подготовка распределительного вала к регулировке очередных клапанов
Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Выбор необходимого инструмента. Способы поворота коленчатого вала
Занятие №8 Итоговое занятие
Демонстрация самостоятельно отрегулированных клапанов. Подведение итогов.
Рефлексия приобретенного практического опыта.
Реализация программы профессиональной пробы проходит на станции технического обслуживания автомобилей, находящейся на базе ТОГБПОУ Жердевский колледж сахарной промышленности. Станция оснащена смотровой ямой, подъемником для автомобилей, инструментами и приспособлениями для проведения диагностики и ремонта автотранспорта.
Программа предполагает постепенное усложнение выполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся, внесение в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности. При этом учитываются интересы, склонности, способности обучающегося, а также возрастные психолого-педагогические особенности развития подростков.
Показатели качества выполнения практических заданий пробы:
— обоснованность принятого решения;
— активность и целеустремленность в достижении качественного результата;
— стремление выполнить условия и требования практического задания;
— проявление общих и специальных профессионально важных качеств;
— рефлексия результатов собственной деятельности.
В процессе реализации программы профессиональной пробы должное внимание уделяется обеспечению безопасности здоровья и жизни обучающихся.
Профессиональная проба завершается демонстрацией самостоятельно проведенной регулировки клапанов с обсуждением того, какими начальными профессиональными навыками овладели обучающиеся и какие сложности они испытывали при выполнении профессиональной пробы.
Материально-техническое обеспечение программы профессиональной пробы
Профессиональные пробы школьников в условиях непрерывного профессионального образования
Современный мир профессий и специальностей чрезвычайно динамичен и изменчив. Проблема выбора профессии будущими выпускниками школ в соответствии со своими способностями и возможностями, а главное, со своими интересами, становится всё более актуальной. Большинство выпускников старших классов, как правило, не имеют реального представления о спросе на тех или иных специалистов в различных областях экономики на профессии, которые востребованы обществом больше или меньше. Чаще всего при решении этой проблемы у молодых людей преобладает случайный выбор, который влечёт за собой, соответственно, моральные и материальные издержки, в результате которых могут быть потеряны драгоценное время, нервы, а самое главное, вера в свои собственные силы.
Проблема профессионального самоопределения перед каждым молодым человеком стояла всегда и подходы к этим проблемам в разные периоды были совершенно не похожи друг на друга. Что сегодня предпринимается в целостной системе образования для того, чтобы эта проблема не была столь острой в связи с наличием глубокой конкурентной среды практически во всех отраслях экономики?
Современная профориентационная работа, условно, включает в себя четыре направления.
К первому направлению можно отнести профессиональное консультирование. Как правило, этим направлением занимаются педагоги – психологи. Сегодня в школах имеется обширный диагностический инструментарий, профессионально ориентированные тесты, ролики, брошюры и др., позволяющие достаточно точно определить интерес школьника к той или иной области профессиональной деятельности. После проведения подобной диагностики, можно выработать определённые рекомендации для получения соответствующего образования в предпочитаемой области профессиональной деятельности.
Далее, в рамках профориентации в средней школе можно говорить о серии проводимых мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, склонностей, сформированных тех или иных личностных свойств и качеств школьников, позволяющих в будущем успешно осваивать ту или иную профессию или специальность. Если профориентационную работу выстраивать системно, начиная с начальной школы, то выбор школьника к 10-11 классу будет не одномоментным и спонтанным, а осмысленным и неоднократно выверенным.
К третьему направлению можно отнести профессиональный отбор, а также осмысленный выбор школьника на основе его личных предпочтений. С этим направлением сталкиваются обучающиеся, которые принимают решение после 9-го класса поступать в отраслевые техникумы или колледжи. С понятием профессиональный отбор они сталкиваются при прохождении медицинского осмотра, где определяется их физическая пригодность или непригодность к профессии, поскольку существуют конкретные требования по состоянию здоровья к различным областям деятельности.
И последним, четвёртым направлением, обозначим профессиональную адаптацию субъекта, когда он успешно закончил школу, колледж, вуз и начинает трудиться на конкретном производстве, понимая при этом, что выбор его сделан абсолютно верно. Если это так, то он всегда будет благодарен тем специалистам в школе, которые рано выявили его наклонности и способности, к примеру, к конструкторской работе или способность производить сложные математические расчёты, или работать с детьми и т.д.
Тем не менее, более глубоко и подробно хотелось бы остановиться на таком мероприятии, как профессиональные пробы школьников. Проводимые ежегодные Чемпионаты и конкурсы профессионального мастерства на местах могли бы стать тем рубежным этапом, когда школьник в течение учебного года проверял свои возможности при выполнении тех или иных профессиональных проб, и к периоду выхода на региональный (или муниципальный) конкурс определился с тем, где он хотел бы принять активное участие.
Современная материально – техническая база техникумов и колледжей в регионах позволяет сегодня делать это без каких либо проблем, даже в дистанционном режиме, в зависимости от принадлежности к той или иной специальности. Заинтересованы в этом сегодня все: и школа, и профессиональная образовательная организация, поскольку требования по проведению профессиональной ориентации школьников заложены в профессиональных стандартах для всех педагогов. Самое главное здесь заключается в том, что практически каждый ребёнок получает возможность на практике попробовать как можно раньше свои силы в конкретной области деятельности, которая вызывает у него сильный интерес к тому, к чему лежит его душа. Речь здесь идёт не только о престижных рабочих профессиях.
К примеру, в области педагогики есть большой выбор направлений, где школьники могут попробовать свои силы в роли будущих учителей и воспитателей. Подобные конкурсы позволяют выявить истинные способности обучающихся, которые действительно имеют талант к работе с детьми любого возраста. Будет или нет этот школьник учителем в будущем, это не принципиально. Но то, что он может проверить свои способности и склонности к педагогической деятельности в ходе проведения различных испытаний, это очевидно.
В основе всей профориентационной работы должна лежать проектная деятельность. Речь здесь не идёт лишь о реализации ученических проектов, хотя это тоже очень приветствуется. Речь, прежде всего, идёт об актуальных тенденциях, реализуемых в виде глобальных проектов со стороны совместной деятельности школьников и педагогов.
В начальных классах необходимо начинать знакомство школьников с особенностями различных профессий. Делается это, чаще всего, в игровой форме. В этом возрасте дети очень явно проявляют симпатию к той или иной трудовой деятельности, играя в куклы, машинки, конструкторы и др. Некоторые из педагогов начальных классов приглашают родителей школьников, чтобы они рассказали о том, какой профессией они владеют. В плане воспитательной работы могут быть запланированы тематические экскурсии, выставки рисунков и сочинений на тему существующих в мире профессий. Всё это разнообразие мероприятий, связанных единой тематикой, проходит как реализация комплексного проекта деятельности субъектов образования на ступени начальной школы. Обучающиеся начальных классов могут выполнять несложные проекты и исследования на тему «Мир профессий». Результат такой работы можно представить в виде дневника или записи беседы с родителями и др. Большинство педагогических работников, занимающихся учебной и воспитательной деятельностью в школе, согласны с тем, что профориентационную работу надо начинать проводить с детьми с раннего возраста.
-между явными склонностями и способностями к одной области деятельности и запросами, связанными с престижем и модой на другие области деятельности;
-между существующими притязаниями и реальными возможностями при выборе профессии и др.
Вся последующая работа в области профориентационной деятельности должна складываться именно с этих позиций, реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения. Перед школьниками, отдавшими предпочтение профильной школе, всего через два года предстанет выбор освоения будущей профессиональной деятельности после обучения в том или ином вузе, которые предлагают конкретную специализацию по отраслям. Если выстраивать профориентационную работу на основе раннего индивидуального подхода, к примеру, начиная с начальной школы, то ко времени окончания школы выпускник хотя бы будет знать, к чему его действительно тянет, чтобы потом заниматься этим успешно в течение всей жизни.
Рассмотрим несколько подробнее возможное содержание профориентационной работы в школе на различных этапах обучения школьников:
Начальная школа (классы с 1-го по 4-й):
-понимание роли производительного труда в жизни человека;
-развитие интереса к трудовым действиям через проекты и исследования;
-формирование ценностного отношения к труду и трудовым действиям;
-выполнение содержания образовательной программы в области технологии;
-практическая включённость в различные виды трудовой, социальной, исследовательской, проектной, игровой деятельности;
-выполнение первичных трудовых проб, с учётом содержания образовательной области «Технология»
Основная школа (классы с 5-го по 9-й):
-приобретение познавательного и трудового опыта в образовательной области «Технология»;
-развитие интереса к различным видам профессиональной деятельности через профессиональные пробы;
-понимание собственных интересов и возможностей через выполнение трудовых и профессиональных проб;
-приобретение практического опыта в различных сферах социально – профессиональных практик и событий: технике, искусстве, культуре, экономике и др., через выполнение групповых и индивидуальных проектов;
-приобщение к научной деятельности через учебные и научные исследования;
-реализация курсов и факультативов по выбору, в соответствии с выявленными профессиональными запросами и интересами;
-системная диагностика профессиональных интересов и склонностей;
-групповое и индивидуальное консультирование по вопросам профессиональных предпочтений и др.
Старшая школа (классы 10-й и 11-й):
-саморазвитие и самоподготовка по выявленным областям и запросам в будущей профессиональной деятельности, с учётом выбранного профиля;
-оценка готовности к будущей профессиональной деятельности;
-осуществление полезных практик и различных профессиональных проб;
-формирование и развитие предполагаемых и выявленных профессиональных и личностно значимых качеств для будущей профессиональной деятельности
Как можно было заметить, из перечней выполняемых действий школьниками на всех образовательных уровнях мы встречаемся с понятием профессиональные пробы. Согласно формулировке, представленной в Концепции, профессиональные пробы – это профессиональные испытания, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, завершённый процесс которых способствует сознательному, обоснованному выбору профессии. В Концепции достаточно подробно прописаны версии реализации профессиональных проб школьниками.