прочитайте определения основных этапов развития сюжета как вы думаете какие сцены комедии ревизор
Прочитайте определения основных этапов развития сюжета как вы думаете какие сцены комедии ревизор
2. Кто первый сообщил о ревизоре? Почему все поверили этому сообщению? Кто такой Хлестаков: мелкий чиновник и ничтожный человек или значительное лицо? Каким он предстает в беседах с чиновниками, купцами, женой и дочкой городничего?
Впервые о ревизоре узнали из письма, полученного Городничим и, поскольку ревизор мог уже приехать и жить в городе инкогнито, то взбалмошные и бестолковые сплетники Добчинский и Бобчинский приняли за ревизора Странного приезжего, которым и оказался Хлестаков. Все поверили их догадке, потому что были сильно напуганы. В действительности Хлестаков – ничтожный и пустой человек, болтун и хвастунишка, который ничего не умеет делать, но догадывается, как получить выгоду от ошибки чиновников. Он довольно ловко подстраивается под собеседников и производит впечатление на всех. С чиновниками он держится свободно, перед дамами хвастает, с купцами изображает начальника.
3. Где завязка и развязка комедии? Хотел ли Хлестаков обмануть чиновников и обывателей города?
Завязка комедии – это эпизод, в котором закладываются предпосылки развития сюжета. В данном случае, мне кажется, это момент, когда Бобчинский и Добчинский сообщают, что видели ревизора.
Развязка – это момент, когда сюжет приходит к своему завершению. Это эпизод чтения письма Хлестакова, из которого всем делается ясно, что он не ревизор.
4. Почему помещики Добчинский, Бобчинский и городничий обманываются? Прочитайте и прокомментируйте сцену в трактире. По какой причине чиновники верят Хлестакову в «сцене вранья»? Вспомните и расскажите или прочитайте вслух эту сцену. Какова роль ремарок в комедии?
Помещики обманываются, потому что они глупые, они захвачены сенсацией и хотят быть к ней причастными, а Хлестаков ведет себя нетипично. Городничий верит им со страху. Все слова Хлестакова о тюрьме, например, он принимает на свой счет: Хлестаков боится, что его посадят в тюрьму за то, что он не платит трактирщику, а Городничий сам боится тюрьмы за взяточничество. Желая избежать ареста, Хлестаков врет, что он уважаемый чиновник, а Городничий принимает это за намек, что он и есть ревизор.
В «сцене вранья» все чиновники очень пугаются, потому что они думают, что пьяный будет говорить правду. Они еще не встречали таких самозабвенных врунов, как Хлестаков. Он и сам себе, кажется, верит. К тому же, все его очень боятся, ведь они все нарушали закон. Ремарки показывают, как они сначала не решались сесть, а потом вскочили и трясутся от ужаса.
5. Что означало известие о прибытии нового ревизора и кто этот новый ревизор – чиновник или совесть каждого персонажа? Прочитайте эту сцену и подготовьте развернутый ответ на этот вопрос.
Известие о прибытии нового ревизора – настоящего – означало для каждого из чиновников конец карьеры, а может быть, и тюрьму. Все и так были ошарашены своей раскрывшейся ошибкой, а тут еще настоящий ревизор. Городничий говорит: «Убит, совсем убит!» Это, наверное, было чувством всех.
Я думаю, что это настоящий ревизор: едва ли у таких людей, как, например, Земляника, может быть совесть. Мне кажется, это уж тогда не совесть, а страх наказания, потому что если бы у чиновников была совесть, они бы так себя не вели. Тот же Земляника обворовывал больных людей, нанял врача, который ни слова не понимает по-русски: неудивительно, что все пациенты «как мухи выздоравливают». Что-то типа человеческих чувств проглядывает в Городничем, он даже говорит слова, которые хотел бы сказать сам Гоголь: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!» Эти слова он говорит не столько чиновникам, сколько нам всем. Потому что ревизор – это совесть не чиновников, а наша.
6. Прочитайте определения основных этапов развития сюжета. Как вы думаете, какие сцены комедии соответствуют этим этапам? (экспозиция, завязка, кульминация, развязка)
Экспозиция – это чтение и обсуждение письма, полученного Городничим.
Завязка – сообщение помещиков о том, что они нашли ревизора и разговор с ним Городничего.
Кульминация – сцены, где Городничий хвастается, что уезжает в Петербург.
Развязка – чтение письма Хлестакова.
7. Известно, что Николай 1 после первого представления пьесы сказал: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!» А Гоголь воскликнул: «Все против меня!» Чем объяснить возмущение пьесой всех сословий?
Все обиделись на комедию, потому что сатирически изображены люди всех сословий. Под видом уездного города изображена вся Россия.
Комедия «Ревизор» Гоголя. Прочитайте определения основных этапов развития сюжета. Как вы думаете, какие сцены комедии соответсвуют этим этапам? Экспозиция-предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения.Завязка-исходный эпизод, момент, определяющий последующие действия. Кульминация-высшая точка напряжения. Развязка-исход событий.
Попросил Рас Деву: — Испеки мне Колобок. Дева по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок. Покатился Колобок по Дорожке. Катится-катится, а навстречу ему — Лебедь: — Колобок-Колобок, я тебя съем! И отщипнул клювом кусочек от Колобка. Катится Колобок дальше. Навстречу ему — Ворон: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел. Покатился Колобок дальше по Дорожке. Тут навстречу ему Медведь: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес. Катиться Колобок, катиться по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему — Волк: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок. Но Путь его еще не закончился. Катится он дальше: уж совсем маленький кусочек от Колобка остался. А тут навстречу Колобку Лиса выходит: — Колобок-Колобок, я тебя съем! — Не ешь меня, Лисонька, — только и успел проговорить Колобок, а Лиса его — “ам”, и съела целиком.
Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков. Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни “почти ватрушкой”, как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за Колобка. Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели ее пытаются представить. Колобок — это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Не даром русский народ повсюду славился своим образным мышлением.
Сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса), до новолуния (Чертог Лисы). “Замес” Колобка — полнолуние, в данной сказке, происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идет на убыль, т.е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) — “съедают” часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается — Мидгард-Земля (по современному — планета Земля) полностью закрывает Месяц от Солнца.
Подтверждение именно такой интерпретации Колобка мы находим в русских народных загадках (из собрания В.Даля): Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается. — Это про Небеса и Ярило-Солнце. Интересно, как бы современные сказочные новоделы изобразили бы красного Колобка? Подмешали румян в тесто?
Для детишек еще пара-другая загадок: Белоголовая корова в подворотню смотрит. (Месяц) Молодой был — молодцом глядел, под старость устал — меркнуть стал, новый родился — опять развеселился. (Месяц) Вертится вертушечка, золотая коклюшечка, никто ее не достанет: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Солнце) Кто на свете всех богаче? (Земля)
Следует учитывать, что славянские созвездия не соответствуют в точности современным созвездиям. В Славянском Круголете — 16 Чертогов (созвездий), и имели они иные конфигурации, чем современные 12 Знаков Зодиака. Чертог Раса (семейство Кошачьих) примерно можно соотнести с
Анализ эпизода комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Анализ эпизода комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
Подготовительный этап: работа, предваряющая изучение комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
время действия комедии
авторские «Замечания для господ актеров»
рекомендации по чтению комедии
идейно – художественное своеобразие комедии
средства сатирической типизации
новаторство Н. В. Гоголя – комедиографа
Творческий этап 11
вопросы для анализа эпизода первой встречи Хлестакова с городничим 11
анализ эпизода как самостоятельного фрагмента произведения 12
Среди разнообразных видов письменных работ по литературе, ставших традиционными, анализ эпизода произведения занимает все более важное место. Это определяется его специфическими особенностями:
Небольшой объем анализируемого отрывка
Связь эпизода с тематикой и проблематикой произведения
Значение эпизода для характеристики персонажей произведения, раскрытия его идейного смысла
Роль художественных деталей, при помощи которых писатель достигает полноты изображаемой картины
Роль использованных автором средств языковой выразительности.
Анализ эпизода драматического произведения имеет свои отличительные черты, вытекающие из особенностей драмы: ее сюжетно – композиционное своеобразие, роли Ремарк, реплик персонажей, мизансцен.
Этим объясняется обращение к теме реферата: «Анализ эпизода комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
II . Работа, предваряющая изучение комедии «Ревизор».
Необходимо разъяснить, как строится пьеса: афиша, акты (действия), явления (сцены), монологи, диалоги, реплики в сторону, ремарки; как обозначается место и время действия; как графически обозначается речь действующих лиц (фамилия или имя героя, часто авторская ремарка, затем текст речи), каковы сюжетно-композиционные особенности пьесы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
1. Перелистайте пьесу «Ревизор», определите, сколько актов в ней, из скольких явлений состоит каждый акт. (5 действий, в каждом от 6 до 16 явлений)
2. Откройте афишу, познакомьтесь с действующими лицами (25 конкретных действующих лиц разного ранга и положения и множество гостей, купцов, мещан, просителей без имени. Уже чтение афиши позволяет предположить, что в комедии дана широкая картина жизни уездного города).
4. Так как одной из особенностей комедии является то, что в ней изображены уже сложившиеся характеры, то обратимся к авторским «Замечаниям для господ актеров». Во время работы над комедией будем обращаться к ним, чтобы увидеть, как реализуется в поступках, поведении характер того или иного героя.
5. Дадим рекомендации к чтению комедии:
— читать, обращая внимание на тональность реплик, на авторские ремарки, на настроение, пронизывающее каждую реплику, каждую сцену, и его изменение.
— читать, помня, что смех – главный герой комедии, казнящий пороки и утверждающий положительные идеалы.
6. Введем необходимый исторический материал:
А) «Табель о рангах», введенная Петром 1 в 1722 году.
Табель о рангах, введенная Петром I в 1722 году
Артиллерии капитан III ранга
Генерал от артиллерии
Генерал от кавалерии
Генерал от инфантерии
Капитан или ротмистр
Штабс-капитан или штабс-ротмистр
Прапорщик или корнет
Действительный тайный советник
Действительный статский советник
Б) Ордена Российской империи.
Орден Андрея Первозванного
Орден св. Екатерины
Орден Владимира I степени
Орден Александра Невского
Орден Владимира II степени
Орден Анны I степени
Орден Станислава I степени
Орден Владимира III степени
Орден Владимира IV степени
Орден Анны II степени
Орден Станислава II степени
Орден Анны III степени
Орден Станислава III степени
Орден Анны IV степени
7. Рассмотрим идейно-художественное своеобразие комедии «Ревизор»
А) Жанровое своеобразие: комедия социально-политическая, в ней рассматриваются не любовная интрига, не события частной жизни, а явления общественного порядка. Свою задачу Гоголь видит в художественном изображении государственного устройства России и главной фигурой в нем – чиновника.
Б) Типичность изображаемого: в городе, от которого «хоть три года скачи, не до какого государства не доедешь», изображен обычный город России. Жизнь города представлена с энциклопедической точностью: показаны различные классы и сословия, все государственные институты власти: высшая полиция; дан широкий показ действительности: злоупотребления чиновников, праздная жизнь городских помещиков, притеснение купцов со стороны властей и их собственный обман покупателей, тяжелая жизнь мещан; высмеян внутренний мир обитателей города: чинопочитание и пошлость, ничтожность интересов, лицемерие, ложь, чванство, полное отсутствие человеческого достоинства, суеверие и сплетни.
Сатира Гоголя не ограничивается уездным масштабом, изображая Хлестакова, автор раздвигает границы изображаемого до общероссийского масштаба, показывая чиновничье- бюрократическое правление крепостнической России 30-х годов.
В) Особенности конфликта (столкновение, противоречие, лежащие в основе действия). Выделяют внешнюю и внутреннюю стороны конфликта. Внешний конфликт происходит между Хлестаковым как ревизором и чиновниками города. Этот конфликт основан не на противоречиях между ними, а на недоразумении.
Внутренний конфликт между властью и народам. Автор срывает маску с «благонамеренных лиц» и показывает злоупотребления и крайности, несоответствующие идеалу человека и общества: взяточничество, казнокрадство, грубый произвол.
Г) Особенности сюжета. Сюжет – это связанные между собой и последовательно развивающиеся события, изображаемые в художественном произведении.
Экспозиция – это вступительная часть сюжета, показывающая обстановку, в которой будут происходить события, рисующая положение и характеры действующих лиц до начала действия.
Так как сюжет комедии связан с двумя главными действующими лицами, городничим и Хлестаковым, в комедии 2 экспозиции, 2 завязки, 2 кульминации и 2 развязки.
Завязка – это событие, с которого начинается действие.
Завязка линии городничего – его первые слова в комедии о том, что едет ревизор. (Действие 1, явление 1)
Завязка линии Хлестакова – сенсационное сообщение Бобчинского и Добчинского. (Действие 1, явление 3)
Драматургическое мастерство Гоголя проявляется в том, что он придумал такую завязку, которая привела в движение всех действующих лиц комедии. Каждый из героев встревожен известием о ревизоре и ведет себя в соответствии со своим характером и своими преступлениями против закона.
Начало развития действия – личная встреча городничего и Хлестакова. (Явление 8, действие 2)
Комизм этой сцены обусловлен обоюдным страхом героев, несоответствием между видимым и предполагаемым, приводящим к конфликту «наоборот»: предполагаемый ревизор ни на кого не нападает, жалко оправдывается, признается в безденежье, но его поведение объясняется городничим как тонкая игра, хитрость.
Кульминация линии Хлестакова – явления 5,6 третьего действия. В этой сцене вранья Хлестаков вознесся так высоко, что страх чиновников перед ним стал почти паническим. В то же время автор своими ремарками подчеркивает, что он нелеп и смешон: «Поскальзывается и чуть-чуть не шлепнул на пол». Но ослепленные страхом чиновники не замечают этого, как не замечают того, что Хлестаков проговорился и сказал о себе правду.
Кульминация линии городничего – Действие 5, явления 1-7. Городничий, подобно Хлестакову, упивается своим будущим высоким положением. Он торжествует, грозит, он мысленно уже получил право унижать других. В этой сцене Гоголь изображает явление, которое может быть названо хлестаковщиной.
Развязка линии Хлестакова – его сватовство и отъезд. (Действие 4, явления 14-16)
Эти эпизоды довершают характеристику Хлестакова как человека легкомысленного, не умеющего даже сосредоточиться на одном объекте «постоянной любви». Последняя фраза: «Прощайте, маменька!»
Развязка линии городничего – появление почтмейстера с письмом и разоблачение истинного лица Хлестакова. (Действие 5, явление 8) Чтение письма – это пародия на разоблачение чиновников, так как определения, данные Хлестаковым, поверхностны и случайны. Комический эффект имеет реакция городничего, который «убит» тем, что за важного человека принял «елистратишку», не способного даже правдоподобно притвориться «персоной».
Гоголь считал, что развязка пьесы должна напомнить о справедливости, о долге правительства. Поэтому финал пьесы венчает немая сцена, которая композиционно объединяет всех чиновников чувством страха и завершает обе линии комедии: линию ревизора и линию городничего и чиновников. Финал не отбрасывает героев к исходному состоянию, изображенному в экспозиции, а повергает их в новое душевное состояние. Очевидно, что в финале они окончательно выбиты из колеи привычной жизни, и эта окончательность символично выражена длительностью немой сцены – «почти полторы минуты».
8. Отметим средства сатирической типизации, использованные Гоголем.
Б) Речевые характеристики:
— крылатые выражения («легкость мысли необыкновенная»)
— алогизмы («больные выздоравливают как мухи»)
— гиперболы («суп в кастрюльке из Парижа»).
В) Говорящие фамилии (Ляпкин-Тяпкин, Держиморда и др.).
Г) Комичные ситуации, оговорки (городничий надевает футляр вместо шляпы и приказывает городовым взять в руки по улице).
Д) Парные персонажи (Бобчинский и Добчинский).
Е) Любовная интрига носит пародийно – комический характер.
Ж) Непосредственное выражение авторской позиции (ремарки, замечания для господ актеров, немая сцена, данная в виде описательного текста).
9. Познакомим учащихся с проявлениями новаторства Гоголя – комедиографа.
— Широта охвата жизненных явлений, правда жизни,
— предельная конкретность положений,
— необычность происходящих событий,
— стремительность в развитии действия,
— социально – психологическая разработка характеров,
— глубокая мотивировка поступков персонажей,
— яркость. Броскость образов, их неповторимость и типичность,
— установка на широкий общественный резонанс («выставить зло на всенародные очи», на «осмеяние всеобщее»),
— ориентация на передовую, демократическую аудиторию,
— смелое применение гротеска и гиперболы,
— острота и злободневность темы,
— языковое мастерство, соответствие роли персонажа его социальному, служебному положению, образованию, характеру, полу, возрасту, конкретной ситуации.
— использование традиций народного театра: комическая несообразность, путаница, поговорка, пословица, присловье, меткость фамилий,
— отсутствие положительного сценического персонажа,
— наличие внесценических участников пьесы (смех как положительный герой, страх как возрастающее от действия к действию чувство персонажей)
III . Творческий этап
После изучения комедии обращаемся к анализу ее отдельных эпизодов.
Роль эпизода первой встречи Хлестакова с городничим в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
Вопросы для анализа:
А) Отметьте своеобразие драматургии Н. В. Гоголя: ее сатирическую направленность, жанровое своеобразие, особенности конфликта и сюжета (необходимо сказать о таких чертах, которые наиболее ярко отражены в анализируемом эпизоде).
Б) Сформулируйте тезис о месте и роли эпизода первой встречи Хлестакова и городничего.
2. Основная часть. Анализ эпизода как самостоятельного фрагмента произведения.
А) Дайте краткую характеристику персонажей на момент начала действия эпизода:
— О чем думал городничий по пути в гостиницу?
— Чем был занят Хлестаков с утра до прихода городничего? Каково его эмоциональное состояние перед встречей с городничим?
Б) Проанализируйте ремарки начала 8-го явления и определите, каково отношение городничего и Хлестакова друг к другу в начале встречи и как это проявляется в их поведении?
В) Как меняется поведение героев в ходе встречи? Какими художественными средствами Н. В. Гоголь передает усиление страха персонажей?
Г) В чем заключается комизм данной сцены?
Д) Проанализируйте реплики в сторону, сказанные городничим. Как они характеризуют героя? Почему у Хлестакова нет реплик в сторону?
Е) Какой эпизод этого явления можно считать кульминацией? Обоснуйте свою точку зрения.
Ж) Как проявляется новаторство Н. В. Гоголя, использовавшего старую сюжетную коллизию, основанную на недоразумении и путанице?
З) Сделайте вывод о чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях персонажей, выявленных при анализе эпизода.
И) Какова роль второстепенных персонажей – городских помещиков Добчинского и Бобчинского – в этом эпизоде?
К) Как эпизод встречи городничего и Хлестакова задает направление дальнейшему развитию действия?
3. Сделайте заключение о роли эпизода первой встречи Хлестакова и городничего как важного этапа развития конфликта, необходимого для понимания идейного смысла комедии.
Анализ эпизода «Первая встреча городничего и Хлестакова»
(По явлению 8-му 2-го действия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Городничий Сквозник-Дмухановский, по характеристике Гоголя, прожженная бестия, он дальновиден и сообразителен, поэтому, несмотря на свой страх, отправляется в гостиницу для личной встречи с ревизором. Он понимает, что этой встречи все равно не избежать, а встреться с ревизором в гостинице под благоприятным предлогом заботы о проезжающих будет не только полезно для его репутации, но и необходимо, чтобы понять, что собой представляет ревизор и как с ним поступить, чтобы приручить его. По дороге в гостиницу он перебирает в уме разные «трудные случаи» из богатого опыта своих злоупотреблений и способы, помогавшие ему выйти сухим из воды.
Чувства Хлестакова к моменту встречи с городничим более разнообразны и менее определенны, так как он не затрудняет себя разобраться в своих ощущениях: здесь и неутоленный голод, и недовольство окружающими людьми, и чувство превосходства столичного франта перед провинцией, и страх перед неизвестностью будущего.
В тот момент, когда Хлестаков и городничий оказываются друг перед другом, ими безраздельно владеет одно чувство – страх. На этом обоюдном чувстве страха основан комизм сцены: и городничий, и Хлестаков видят перед собой противника, облеченного властью, и ждут от этой встречи решения своей судьбы. Их страх и замешательство автор подчеркивает ремаркой: «Оба в испуге несколько минут смотрят один на другого, выпучив глаза». Их дальнейшее поведение абсолютно соответствует их характерам.
Умный и опытный городничий изумлен и сбит с толку, увидев Хлестакова, настолько необычен вид ревизора, но стоит, демонстрируя преданность, неподвижно. С большим трудом, как бы насильно разжимая челюсти, он произносит: «Желаю здравствовать». Чиновник предполагает, что ревизор ведет тонкую игру, что правительство проявило высшую степень хитрости, отправив к нему в город такого необыкновенного инспектора. Хлестаков же заикается от страха и, стремясь защитить себя от тюрьмы, жалуется на трактирщика. Он и в этой сцене человек пустейший, потому что не слышит слов городничего, не видит его состояния. Комизм этой сцены заключается в том, что каждое слово городничего, которым он пытается смягчить гнев «ревизора», еще более усиливают страх Хлестакова и заставляют его активнее обороняться.
Городничий пытается овладеть положением: говорит почтительно, держа руки по швам, лепечет о жене и маленьких детях, дрожа, признается во взятках и применении физических наказаний, а сам лихорадочно думает, как подступиться к необычному ревизору. О его внутреннем состоянии свидетельствуют не только авторские ремарки, но и реплики в сторону, которые показывают его многолетнюю привычку говорить одно, делать другое, а думать при этом третье, привычку лицемерить и приспосабливаться ради личной выгоды.
У Хлестакова нет ни одной реплики в сторону, но это тоже не характеризует его положительно, наоборот, это говорит о его легкомыслии, о неумении думать и анализировать: у него, что на уме, то и на языке.
Не зная, как подступиться к такому необычному ревизору, Сквозник-Дмухановский решает рискнуть и использовать против него давно испытанное средство – дать взятку. Он осторожничает, боится, что Хлестаков, сказав о своих денежных затруднениях, лишь проверяет его, но, не видя другого выхода, предлагает деньги. Этот момент – кульминация сцены: положение каждого персонажа отчаянное, деньги сразу делают ситуацию более спокойной. Облегченно вздыхает городничий, весело и радушно звучит голос Хлестакова, пересчитавшего деньги.
Дальнейший разговор Хлестакова и городничего строится на несоответствии видимого и мнимого. Страх затмил разум городничего, он слушает откровения Хлестакова и видит в них тонкую игру такого же хитрого, как и он сам, человека. Гоголь использует старую сюжетную коллизию, основанную на недоразумении и путанице, но использует ее новаторски: он показывает, как страх чиновника превращает на глазах у зрителя ничтожного Хлестакова в грозную фигуру ревизора.
Эпизод первой встречи Хлестакова и городничего помог глубже понять героев. Они раскрылись вполне в своих неприглядных качествах: привыкший гнуть в дугу слабых и гнуться перед сильными городничий и Хлестаков, преглупый петербургский неудачник, смотрящий, тем не менее, свысока на других и уверенный в своем праве «срывать цветы удовольствия».
В этом эпизоде принимают участие бессловесные Бобчинский и Добчинский. Один из них на протяжении всего разговора городничего и Хлестакова стоит навытяжку, всем своим видом выражая страх и почтение. Другой то и дело заглядывает в дверь, не справляясь со своим любопытством, и тут же в испуге прячется. Эти городские сплетники расширяют границы эпизода и показывают, насколько глубоко сидит в русском человеке страх перед начальством, ведь помещикам Бобчинскому и Добчинскому не может быть вреда от ревизора: они нигде не служат.
Этот эпизод задает направление дальнейшему развитию действия: с него начинается триумфальный успех «ревизора» Хлестакова, которому все будут оказывать почет и уважение. Эпизод первой встречи Хлестакова и городничего, являясь началом развития действия, предвещает достаточно напряженный ход дальнейших событий: ведь хоть и удалось городничему «ввернуть вместо двухсот рублей четыреста», он все-таки полон опасений насчет ревизора и обдумывает план, как «узнать, что он такое и в какой мере нужно его опасаться».
В. Г. Белинский говорил о том, что в «Ревизоре» «нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собой единое целое». И все же эпизод первой встречи Хлестакова и городничего кажется особенно важным. Он позволяет увидеть, как нечистая совесть, страх за свою карьеру, привычка хитрить и приспосабливаться, чинопочитание, доходящее до божественного ужаса перед начальством, приводят к тому, что за идеал человека принимают пустышку, сосульку, тряпку. В этом, на мой взгляд, непреходящее идейное значение комедии.
Этот анализ эпизода выполнен в 8-ом классе в течение двух уроков по вопросной опоре, данной учителем. Дальнейшие этапы работы – самостоятельное составление вопросов к анализу эпизода и написание с их помощью творческих работ.
Беленький Г. И. Литература в 8 классе. Методические советы.- М.: Просвещение, 1997.
Буслакова Т. П. Русская литература XIX века.- М.: Высшая школа, 2003.
Гоголь Н. В. Ревизор.
Докусов А. М., Маранцман В. Г. Комедия Н. В. Гоголя в школьном изучении.- Л.: Просвещение, 1975.
Золотарева И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс.- М.: ВАКО, 2004.
Карнаух Н. Л., Щербина И. В. Письменные работы по литературе.- М.: Дрофа, 2002.