проанализируйте по каким основаниям необходимо осуществлять классификацию
Классификация административно-правовых норм
Нормы административного права играют немаловажную роль в системе российского права, так как упорядочивают широкий круг разнообразных общественных отношений. Рассмотрим, какое значение они имеют и их классификацию.
Что такое административно-правовые нормы
Нормы административного права — это строго установленное и государством в лице уполномоченных органов, общеобязательные правила должного и возможного поведение, распространяющиеся на нечёткий круг субъектов, направленные на длительное применение, защищённые от посягательств принудительной силой государства.
Значение административно-правовой нормы заключается в следующем:
Не будь административных норм, не соблюдались бы точные требования законности действий участников правоотношений: государственных служащих, трудовых коллективов, граждан и юридических лиц
Какие классификации административно-правовых норм существуют
Классифицировать административно-процессуальные нормы можно по следующим основаниям:
По методу воздействия на поведение субъектов:
По действию во времени
По форме предписания
Раскройте общую классификацию административно-правовых норм
Административно-правовые нормы могут быть классифицированы по многим основаниям. Такая классификация имеет не только теоретическое значение, позволяющее систематизировать и группировать их в процессе изучения административного, а также иных отраслей права, но и практическое, давая возможность устанавливать взаимосвязь норм, содержащихся в различных нормативных правовых актах, правильно выстраивать иерархию норм и, в конечном счете, грамотно их реализовывать.
Отметим, что такая классификация использует характерные для большинства отраслей права критерии, наиболее традиционно подразделяя административно-правовые нормы на материальные и процессуальные:
определяют правовой статус участников административно-правовых отношений, закрепляя комплекс их прав, обязанностей и ответственность, устанавливают порядок взаимодействия и функционирования участников данных отношений, дают легальные определения тех или иных явлений, требующих правового регулирования.
регламентируют порядок реализации прав и обязанностей участников административных отношений, установленных материальными нормами.
Особую многочисленную группу составляют процессуальные нормы, связанные с административной ответственностью, в частности регулирующие порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях.
В зависимости от содержания выделяются следующие административно-правовые нормы:
Они содержат юридическое предписание адресату осуществлять деятельность в определенных, иногда довольно узких рамках. Посредством обязывающих норм осуществляется государственно-властное воздействие на общественные отношения, регулируемые административным правом в целом, и на участников, субъектов данных отношений в частности. Через обязывающие нормы конкретизируются и воплощаются в жизнь принципиальные положения Конституции РФ и федеральных законов, создается механизм реализации прав и свобод человека и гражданина. Обязывающие нормы побуждают (под угрозой соответствующих государственных санкций) к совершению определенных действий либо к воздержанию от совершения действий, способных повлечь негативные последствия. административный право юридический предписание
— Запрещающие (запретительные) нормы.
Данная разновидность административно-правовых норм выражает запрет на совершение тех или иных действий. По сути, запрещающие нормы формулируют должное поведение путем не указания на действие, а недопущения нежелательного действия (например, принятие посылки от неизвестного лица для перевозки в самолете).
— Уполномочивающие (дозволительные) нормы.
Данная разновидность административно-правовых норм предоставляет возможность лицу в ряде случаев совершать действия по своему усмотрению, хотя и в определенных рамках.
Предоставляют возможность выбора определенных моделей поведения путем предложения неких ориентиров.
— Стимулирующие нормы (нормы-стимулы).
Обеспечивают должное или желательное поведение субъектов регулируемых административным правом отношений с помощью различных средств материального, морального и иного воздействия. Адресатами стимулирующих норм могут быть как физические лица (граждане, государственные служащие), так и коллективные образования (юридические лица различных организационно-правовых форм). Как правило, посредством названных норм законодатель (если речь идет о нормах, содержащихся в законах) или иной орган, уполномоченный на принятие нормативных правовых актов, стремится заинтересовать, мотивировать определенную категорию субъектов в совершении соответствующих действий, в определенном поведении.
Нормы-стимулы декларируют возможности, однако, как правило, принятие решения о том, воспользоваться ими либо проигнорировать их, остается самостоятельным выбором адресата нормы.
Как правило, они определяют основную направленность содержания нормативных правовых актов, формулируют основополагающие тезисы, задачи, на решение которых направлено административно-правовое регулирование конкретной сферы общественных отношений.
Особенностью данного вида норм является то, что они регламентируют определенные, складывавшиеся на протяжении длительного периода традиции, обычаи, ритуалы, влияющие на правоотношения и тем самым приобретающие правовой характер.
По адресату (лицу, на регулирование поведения которого направлена, адресована норма) можно, пожалуй, наиболее обширно классифицировать административно-правовые нормы, в частности, регулирующие:
Предложенная классификация по адресату не может быть исчерпывающей, поскольку выделяет только основные группы субъектов административно-правовых отношений. В каждой из этих групп можно выделить многочисленных подгруппы.
По территории (масштабу) действия административно-правовые нормы классифицируются на:
По объекту регулирования административно-правовые нормы подразделяются:
По действию во времени административно-правовые нормы классифицируются на:
Административно-правовые нормы могут быть классифицированы и по другим основаниям.
Ответы
Суслин Владимир Александрович
1. Наиболее традиционна классификация норм на:
а) материальные, закрепляющие комплекс прав, обязанностей и ответственность участников административных отношений (их правовой статус), порядок взаимодействия и функционирования субъектов исполнительной власти и т.д.;
б) процессуальные, регламентирующие процедуру реализации прав и обязанностей участников административных отношений, установленных материальными нормами.
2. В зависимости от содержания выделяются следующие административно-правовые нормы:
а) обязывающие, т.е. содержащие юридическое предписание действовать в установленных рамках. Например, создаваемое юридическое лицо обязано пройти государственную регистрацию;
б) запретительные, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий. Например, запрещается нарушать правила дорожного движения;
в) уполномочивающие (дозволительные), т.е. предоставляющие возможность лицу действовать по своему усмотрению, хотя и в установленных рамках. Например, во многих нормах предусматривается право гражданина обжаловать действия (бездействие) должностных лиц. И каждый гражданин сам решает, воспользоваться этим правом или нет. Если он решает воспользоваться, то должен это сделать в определенном порядке и в установленные сроки;
г) стимулирующие, обеспечивающие должное поведение субъектов отношений с помощью различных средств материального, морального и иного воздействия;
д) рекомендательные, т.е. дающие возможность поиска наиболее целесообразных вариантов решения поставленных задач. Например, рекомендации по организации наиболее эффективной работы различных структур в системе исполнительной власти.
3. По адресу выделяются административно-правовые нормы, регулирующие:
а) административно-правовой статус гражданина;
б) административно-правовой статус коммерческих организаций;
в) административно-правовой статус общественных объединений и иных некоммерческих организаций;
г) административно-правовой статус органов исполнительной власти;
д) административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений;
е) административно-правовой статус государственных служащих;
ж) различные вопросы организации и деятельности звеньев исполнительной власти.
4. По масштабу действия административно-правовые нормы классифицируются на:
а) федеральные нормы;
б) нормы субъектов РФ;
в) нормы местного самоуправления.
5. По объекту регулирования административно-правовые нормы подразделяются на:
а) общие, регламентирующие наиболее важные стороны административного регулирования и имеющие широкое применение. Такие нормы направлены на все сферы и отрасли государственного управления;
б) межотраслевые, регламентирующие все или несколько отраслей государственного управления, имеющие при этом специальный характер. Например, административные нормы, имеющиеся в таможенном законодательстве;
в) отраслевые, регулирующие управленческие отношения, возникающие в определенных отраслях исполнительной власти.
6. По действию во времени:
а) срочные, для которых определен срок действия;
б) бессрочные, т.е. срок их действия не указан и они действуют до отмены компетентным органом.
Классификация административно-правовых норм может быть проведена и по другим основаниям.
Фурманский Антон
Классификацию сделаю таким образом:
а)по содержанию (правовым институтам) бывают:
а1) определяющие админ.прав.статус субъекта;
а2) определ. формы и методы реализации исполнит.власти;
а3) устанавливающие ответственность и порядок привлечения к ней за правонарушения (не преступления);
а4) регулирующие способы законности в деятельности органов исполн.власти;
а5) определ.основн. положения по орг. гос.управления в економич., соц.-культурн. и админ.-полт.сферах.
б) по порядку реализации прав и обязанностей:
б1) материальные;
б2) процессуальные;
в) по форме выражения (способу воздействия) на субъект админ.права:
в1) обязывающие;
в2) запрещающие;
в3) уполномачивающие;
в4) стимулирующие;
в5) рекомендательные
г) по кругу лиц:
г1) общеобязательные;
г2) для спец.субъектов;
д) по действию в пространстве на территории:
д1) общефедерал.;
д2) федеральн. или региональн. субъект;
д3) межотраслевые
д4) отраслевые;
д5) локальные.
-граждане имеют право создавать творческие союзы — а1, б1, в5, г1, д1
— полиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека; а4, б1, в2, г2, д1
— постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения а4, б2, в2, г2, д1
— инспектор ГИБДД назначил штраф гражданину Иванову; — для Иванова а3, б2, в1, г1, д1
— Главное управление юстиции по субъекту РФ дало заключение на регистрацию устава общественного объединения «Правопорядок»; а1, б1, в3, г1, д1
— Правительство РФ оказало материальную помощь жителям города Волгодонска;а5, б1, в4, г2, д5
— министр обороны РФ уволил офицера Иванова из Вооруженных Сил РФ по состоянию здоровья;а2, б2, в4, г2, д5
— произошло совместное совещание руководящего состава Федеральной налоговой службы и Министерства финансов РФ а2, б2, в5, г2, д3
Надеюсь, что помог и что сам не запутался, если, что валите на меня )))
Критерии классификации и виды административно-правовых норм
По целевому назначению:
регулятивные – содержащие правила созидательной, нормальной деятельности;
охранительные – призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений.
И соответственно административное право можно рассматривать как комплекс, состоящий из норм, регламентирующих созидательную деятельность исполнительной власти и ее охранительную деятельность.
По содержанию (порядку реализации прав и обязанностей участников административно-правовых отношений) – материальные и процессуальные:
Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников регулируемых общественных отношений, т. е. фактически их административно-правовой статус. Например, ФЗ-79 «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Эта норма статична, т. к. лишь фиксирует возможность приобрести охарактеризованный в ней в общей форме статус государственного служащего.
Процессуальные административно-правовые нормы по своему назначению определяют (регламентируют) процедуру или порядок реализации обязанностей и прав, устанавливаемых нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений. В частности, они определяют порядок поступления на государственную службу и ее прохождения.
По методу воздействия на субъекты отношения:
обязывающие, т.е. содержащие юридическое предписание действовать в предусмотренных нормой условиях должным образом. Например, для совершения определенных видов работ необходимо получить лицензию (официальное разрешение); при приеме на государственную службу соответствующие должностные лица обязаны издать приказ; возникающее коммерческое объединение обязано пройти государственную регистрацию в органах юстиции и т.п.;
запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Например, общим является запрещение действий (бездействия), подпадающих под признаки административных правонарушений (КоАП РФ); запрещается рассмотрение жалобы должностным лицом, чьи действия являются предметом жалобы гражданина и т.п.;
уполномочивающие (дозволительные), т.е. предусматривающие возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Налицо разрешение, дающее возможность выбора того или иного варианта действий (бездействия), но в рамках определенного правового режима, создаваемого данной нормой. Например, гражданину предоставлена возможность самостоятельно решать вопросы, связанные с практической реализацией его субъективных прав и свобод в сфере государственного управления (например, право на обжалование неправомерных действий должностных лиц). Если речь идет, например, о должностных лицах, то применительно к ним дозволительные нормы означают самостоятельный выбор определенного варианта поведения, но не произвольного, а одного из предлагаемых данной нормой.
Так, должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, могут применять к нарушителю соответствующих правил поведения одну из предусмотренных административно-правовой нормой меру административного принуждения. Например, должностные лица Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии России) при осуществлении государственного контроля за соблюдением природоохранительного законодательства вправе давать обязательные предписания по устранению обнаруженных нарушений законодательства; ограничивать или приостанавливать хозяйственную или иную деятельность, осуществляемую с нарушением требований законодательства; давать предписания о прекращении финансирования этой деятельности; рассматривать дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды; аннулировать лицензии; запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство которых выполнено с нарушением экологических норм и т.п. Очевидно, что применяется не вся совокупность названных средств воздействия, а лишь те, которые, по мнению полномочного должностного лица, являются наиболее эффективными.
стимулирующие (поощрительные), т.е. обеспечивающие должное поведение с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия на участников регулируемых управленческих отношений (например, налоговые или иные льготы, применение льготного кредитования и т. д.).
рекомендательные, т. е. дающие возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения определенных задач (например, рекомендации по наиболее эффективной организации работы государственных налоговых инспекций по применению санкций за нарушения налогового законодательства).
По предметам действия:
по действию в пространстве (территориальному масштабу): общефедеральные, действующие на территории субъекта РФ или региона, межотраслевые, отраслевые, локальные (внутриорганизационные)
Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт.
по кругу лиц: общеобязательные для всех субъектов, для специальных субъектов (отдельных групп лиц)
По кругу физических лиц действие административно-правовых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на отдельные их группы (военнослужащие, беженцы, работники определенного министерства и т.д.) – это так называемые специальные субъекты.
По юридической силе:
подзаконные акты – могут содержаться в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах и постановлениях ведомственных органов, постановлениях глав администраций.
Решения Конституционного и других судов имеют большую юридическую силу, чем подзаконные акты и даже законы.
временные. Если срок действия нормы заранее установлен, значит, она временная, срочная. Срочная норма, если её досрочно не отменят, прекращает действие автоматически, когда наступает заранее названная дата.постоянные. Постоянные нормы действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется, они имеют силу до тех пор, пока не будут отменены.
Тема 2. Административно-правовые нормы и отношения.
1. Понятие и признаки административно-правовых норм.
2. Виды административно-правовых норм.
3. Административное правотворчество и нормотворчество.
4. Действие и реализация административно-правовых норм.
5. Источники административного права.
6. Административно-правовые отношения: понятие и особенности.
7. Виды административно-правовых отношений. Горизонтальные и вертикальные отношения.
8. Юридические факты в административном праве.
Рекомендации по самостоятельному изучению темы: Административно-правовые нормы представляют собой устанавливаемые государством правила поведения, целью которых является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти (в сфере государственного управления). Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие нормативные акты. Административно-правовые отношения — это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения являются разновидностью правоотношений вообще, а потому обладают всеми свойственными им общими признаками. Большая часть административных правоотношений — властеотношения (вертикальные), но в некоторых из них власть не участвует (горизонтальные). Участниками горизонтальных административных правоотношений являются субъекты, ни один из которых не имеет властных полномочий по отношению к другому. По первому вопросу следует рассмотреть понятие и основные признаки административно-правовых норм. По второму вопросу необходимо выяснить какие существуют виды и классификации административно-правовых норм. По третьему вопросу нужно разобрать содержание категорий административного правотворчества и нормотворчества. По четвёртому вопросу необходимо выяснить особенности действия и реализации административно-правовых норм. По пятому вопросу следует рассмотреть основные источники административного права, их виды и особенности. По шестому вопросу необходимо уяснить содержание административно-правовых отношений. По седьмому вопросу необходимо выяснить какие существуют виды административно-правовых отношений, а также разобрать содержание горизонтальных и вертикальных административных отношений. По восьмому вопросу необходимо рассмотреть понятие и виды юридических фактов в административном праве.
1. Конституция Российской Федерации (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, N 15, ст. 1691. 2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», с изм. и доп. (СЗ РФ,1997, № 51, ст. 5712); 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, с изм. и доп. (СЗ РФ. 2002. № 1. ст. 1, 2); 4. Уголовный кодекс РФ, с изм. и доп. (СЗ РФ, 1996, № 25, ст. 2954);
1. Административное право и административный процесс. Актуальные проблемы. Отв. Ред. Л.Л. Попов, М.С. Студеникина. – М., Юристъ. 2004.
2. Козлов Ю.М. Административные правоотношения. – М.2006.
3. Лапина М.А. Структура административных правоотношений // Административное право и процесс. 2009. № 2.
4. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. – М. 2010.
5. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право РФ. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт-издат, 2013.
Контрольные вопросы по теме:
1. Каково понятие административно-правовой нормы?
2. Какие существуют признаки административно-правовых норм?
3. В чем разница между административным нормотворчеством и правотворчеством?
4. Понятие и виды административных правоотношений.
5. Какие имеются юридические факты в административном праве. Темы контрольных работ и рефератов:
1. Публичное право и административное право.
2. Административное право и частное право
3. Международные акты как источники административного права.
4. Административное правотворчество.
5. Конклюдентные действия в административном праве.
1. Проанализируйте по каким основаниям необходимо осуществлять классификацию следующих административно-правовых норм:
Приведите примеры каждой из указанных норм в нормативных правовых актах.
2. Найдите в нормативно-правовых актах примеры административно-правовых норм, регулирующих:
— организацию и деятельность федеральных органов исполнительной власти;
— организацию и деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ;
3. Проанализируйте содержание административно-правовой нормы с позиций ее структуры. Найдите нормы, содержащие только диспозицию; гипотезу и диспозицию; все три элемента структуры нормы.
Анализ можно провести на базе КоАП РФ.
4. Проанализируйте приведенные ситуации:
— гражданин Н. обратился в органы социальной защиты с заявлением о назначении ему пенсии;
— мэр города Ш. своим распоряжением передал здание, являющееся объектом муниципальной собственности, из ведения одной муниципальной организации в ведение другой;
— гражданин Б. обратился с жалобой на неправильно назначенное ему административное наказание в суд;
— гражданин С. обратился к прокурору на предмет привлечения к ответственности гражданина Ц., нанесшего ему побои.
Определите и обоснуйте, какие из названных правоотношений можно отнести к числу административно-правовых?
5. Какого рода правовые отношения возникают между:
— главой республики, входящей в состав РФ, и предприятиями, находящимися в федеральной собственности;
— администрацией области и областным фондом имущества;
— республиканским министерством и администрацией района, города;
— федеральным министерством и федеральным агентством;
— ректором вуза и студентами;
— общественным объединением и гражданами, являющимися его членами, а также не являющимися таковыми?
Кейсы (казусы) к практическому занятию:
Вопросы и задания к кейсу:
Перечислите нормативные правовые акты, которые необходимы для разрешения данной ситуации.
Укажите всех участников административных отношений в данной ситуации.
Правомерно ли поступил начальник ОВД Иванов, исходя из условий задачи?
Есть ли у гражданина Семенова юридические основания для обжалования решения начальника ОВД?
Дополнительное задание. Составьте проект жалобы Семенова на действия Иванова.
Кейс 2. Согласно части 4 статьи 17 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» «структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ». Однако в части 7 статьи 26.3 указанного Федерального закона содержится исключение из нормативного порядка, предусмотренного ст. 17 ФЗ «Об общих принципах…», согласно которому законы о передаче полномочий на уровень субъектов РФ должны содержать положения, предусматривающие «права и обязанности федеральных органов исполнительной власти … связанные с определением структуры органов исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющих переданные полномочия».
Вопросы и задания к кейсу:
Можно ли сделать вывод о слишком широкой трактовке принципа единства исполнительной власти, несоразмерном вмешательстве в организационную самостоятельность субъектов Российской Федерации, в том числе в части права влиять на определение структуры исполнительных органов власти субъектов трактуется слишком широко? Определите, присутствует ли здесь коллизия правовых норм.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.