про какую семью было сказано подлая порода

Семья Курагиных в романе «Война и мир»

про какую семью было сказано подлая порода

Во всех больших произведениях Л. Н. Толстого семейная тема проходит красной нитью, но, пожалуй, только семья Курагиных в романе Война и мир вызывает столько отрицательных эмоций у читателя.

Поистине, автор был беспощаден в изображении этих персонажей.

Характеристика и описание семейства Курагиных в романе Война и мир

Рассмотрим по пунктам, что представляет собой эта семья, какие у них цели, занятия, интересы, отношения между собой и к окружающим.

Где живут Курагины

про какую семью было сказано подлая породаКнязь Василий, отец семейства, появляется в первых строчках романа в салоне Анны Шерер. Это кружок высшего света, место, где встречаются аристократы, приближенные к императору сановники. Все они имеют огромное влияние на судьбы страны.

Немыслимо представить, чтобы они жили где-либо еще, как не в столице Российской империи Санкт-Петербурге. Кроме Анатоля Курагина, который «отослан» отцом в Москву за то, что тот стоил ему слишком многих денег сорок тысяч рублей в год. В Москве Анатоль жил скромнее, в конно-гвардейских казармах.

Автор не указывает, где располагался дом Курагиных в столице, не описывает его интерьеров, возможно, подчеркивая этим духовную неосновательность их семейства.

Отношения в семье Курагиных между детьми

Младшее поколение князей Курагиных представляет собой тип светских, испорченных богатством и знатностью молодых людей. Они веселы и легки в общении, ими можно увлечься, но даже между собой они не способны на высокие чувства.

Анатоля и Элен связывает притяжение двух красивых, здоровых животных. Они симпатизируют друг другу и порой помогают «по-братски» в достижении своих страстей, связанных с похотью и деньгами. Каждый из них по-своему успешен: Анатоль – знаменитый в высшем обществе повеса, Элен – красавица и светская львица.

Они любуются друг другом и чувствуют практическую пользу – роль одного усиливает роль другого. Их взаимная симпатия даже вызвала нелицеприятные толки в свете (возможно, не без оснований, как намекает автор), отчасти из-за этого Анатоля и отправили в Москву.

Старшему сыну Ипполиту в романе уделено меньше внимания. Он изображен дегенератом, не способным на какие-либо искренние чувства. Все в нем напоказ, с самым уверенным видом он произносит совершенные глупости. Впрочем, это не мешает ему занимать дипломатический пост.

Его брат и сестра вполне довольны Ипполитом просто потому, что он Курагин, один из них. Они готовы были бы и посодействовать ему в карьере, если бы это потребовалось, потому что все Курагины должны жить хорошо и иметь приличное положение в обществе, иначе просто не мыслимо. К тому же брат и сестра ценят его за то, что он безвредный дурак, он им не опасен, как конкурент.

Проблема отцов и детей Курагиных

про какую семью было сказано подлая породаОтношение князя Василия к своим детям подкупает своей открытой, беззлобной циничностью. Анатоля он хочет выгодно женить, потому что тот слишком дорого ему обходится. Элен выдает замуж за Пьера, так как надеется и сам поживиться миллионами Безуховых.

Дети считают практицизм и бездуховность родителей нормой, они с полуслова понимают отца и способствуют всем его начинаниям.

Как это ни парадоксально, проблемы отцов и детей в семействе Курагиных нет. Здесь царит почти полная гармония. Почти потому что, хотя нет идеологических противоречий между ними, но есть противоречия интересов на уровне богатства, знатности, удовольствий.

Княгиня Курагина (редко появляющийся в романе персонаж) мучается завистью к дочери, когда Элен вступает в «блестящий» брак с Пьером Безуховым. Анатоль злится на отца, когда тот не дает ему денег.

Отношение к слугам Курагиных

Для князей Курагиных слуги – это просто слуги, почти неодушевленные существа, призванные обеспечивать их комфорт. Князья не вступают с ними в человеческое общение, это «не комильфо».

Тон отношений с ними барски-презрительный. Это утвержденная форма общения, переступать за которую – табу.

Отношение к войне и Наполеону у Курагиных

Любые политические или религиозные взгляды во вселенной Курагиных не столь важны в сравнении с их личными интересами. Князь Василий в силу своего общественного положения высказывает некоторые политические воззрения, всегда близкие к общему направлению мыслей его окружения. Даже во время войны он ищет только собственную выгоду.

Ипполит способен рассказать патриотический анекдот, возвышающий его Государя над другими европейскими владыками. Перед войной он презрительно отзывался о Бонопарте, считая его недостойным выскочкой. Анатоль и Элен, младшие дети Курагиных, совершенно не интересовались политикой.

Когда началась война 12-го года, это коснулось всех русских людей. Но Курагины в ней хотели только выжить, что не всем удалось. Анатоль был ранен в битве при Бородино, ему ампутировали ногу, после чего он скончался. Элен сбегает за границу и впоследствии умирает от постыдной болезни.

Авторское отношение к Курагиным

про какую семью было сказано подлая породаЛев Николаевич, как антитезу другим героям, вывел в образах Курагиных беспринципных индивидуалистов. В дни тяжелых испытаний они оказались бесполезным и даже вредным грузом для Отечества. Народ победил Наполеона вопреки таким людям.

По глубокому убеждению Толстого, в семье должно быть теплое, человеческое начало, основанное на взаимной любви, терпении, бескорыстной помощи ближнему. Только такой союз можно называть истинной семьей.

Анализируя судьбы своих героев, Толстой приходит к выводу, что жизненная философия Курагиных ведет к гибели их самих и несет вред окружающим.

Анатоль соблазняет юную наивную Наташу, будучи сам женат, тем самым разрушив ее будущий брак с Андреем Болконским. Распутное поведение Элен приводит Пьера на грань жизни и смерти, а затем к глубокому духовному кризису.

Сравнительная характеристика семей Болконских, Ростовых, Курагиных

Драматично и трогательно описаны семейные отношения Болконских. Старый грозный князь, которого и боятся, и искренно любят его дети. Трепетная Мари, обожающая своего брата. Когда Андрей Болконский осознает, что желает славы, людского почитания, он, пройдя суровые испытания, раскаивается в этом, меняет свою жизнь. Анатолю рефлексия вообще не свойственна. Он не только о других людях, но и о себе не задумывается.

Семейство Ростовых Толстой описал с особенным вниманием. Здесь царит любовь. Пылкая, обаятельная Наташа – душа этой семьи. Ее обожают даже слуги, несмотря на ее капризы.

Когда Николай, старший из детей Ростовых, проигравшись в карты, небрежно просит отца оплатить его долг, тот, смутившись, быстро соглашается. Через минуты, устыдившись своего поступка, Николай со слезами просит прощения. Такая сцена немыслима в семействе Курагиных.

Цитатная характеристика семьи Курагиных

Словами Пьера Безухова автор дает краткий диагноз всем Курагиным: «О, подлая, бессердечная порода!».

Об Элен он говорит: «Где вы — там разврат, зло».

Глава семьи, князь Василий, так говорит о своих отпрысках: «Мои дети — обуза моего существования. Это мой крест». Ипполита он характеризует «покойным дураком», а Анатоля, младшего сына, — «беспокойным».

Цитата Элен из романа говорит сама за себя: «Я не такая дура, чтобы иметь детей».

Источник

Литература. 10 класс

Конспект урока

«Мысль семейная» в романе. Ростовы и Болконские

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «Лысые горы». Сравнение семейного уклада Ростовых и Болконских;

2. Жизненные ценности семьи Курагиных (авторский «антиидеал»);

3. Суть «мысли семейной» в романе.

Антитеза — противопоставление различных понятий или явлений, постановка рядом противоположных по значению слов.

Идеал авторский — авторское представление о том, каким должен быть человек и мир, его окружающий, оценка автором изображаемых событий и персонажей.

Эпизод — небольшая и относительно самостоятельная часть произведения, фиксирующая один законченный момент действия, происходящего между двумя и более персонажами в одном месте и на протяжении ограниченного временного промежутка, или повествующая о поступке одного из героев.

Эпилог — завершающая часть произведения, в которой повествуется о том, как сложились судьбы героев после событий, рассказанных в основной части. Иногда в эпилоге затрагиваются и обсуждаются философские и нравственные аспекты изображаемого, освещается личность автора.

1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2015. — 367 с.

1. Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения. СПб.: Глагол, 2000. — 271 с.

2. Иванова Е. В. Анализ произведений русской литературы XIX века. М.: Экзамен, 2017. — 222 с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Л. Н. Толстой. «Война и мир». «Мысль семейная» в романе. // gramma.ru: Портал «Культура письменной речи». URL: http://gramma.ru/LIT/?id=1.104 (дата обращения: 17.08.2018)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

«Мысль семейная» — важнейшая тема в «Войне и мире». Для Толстого это — основа основ. В романе мы видим Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких, Безуховых, есть упоминание о Бергах, Долоховых, Карагиных. Им всем присущи отличительные семейные черты. Ключевую роль в развитии сюжета играют Ростовы, Болконские и Курагины. Остановимся на их характеристике подробнее.

Первое знакомство читателя с семьёй Ростовых происходит в начале романа, когда автор показывает радушный приём по случаю именин двух Наталий — графини-матери и дочери. Неожиданно, посреди вечера, в гостиную врывается молодое поколение, привнося с собой радость и нарушая все светские приличия. В хлебосольном доме по-семейному тепло. Графиня —жена и многодетная мать. Граф Ростов «как выше, так и ниже его стоявших людей», то есть, независимо от их положения в обществе, встречает одинаково радушно. Так же, как и в салоне Шерер, там говорят о войне, но старшее поколение этот вопрос волнует потому, что сражаться идут их сыновья.

Конечно, для Ростовых характерно соблюдение светских условностей, ведь они дворяне, но за этим никогда не стоят расчёт и корысть. Их фамилия созвучна слову «простые»: они радушны и гостеприимны, естественны и откровенны, чутки и бескорыстны, умеют искренне любить.

Итак, семья Ростовых — это граф и графиня, их старший сын Николай и младший Петя, дочери Вера и Наташа. У них живёт и неродная девочка — Соня, но ей здесь уютно.

Описание именин контрастирует с картиной аскетичного быта Болконских в Лысых Горах. Располагая рядом эти эпизоды, Толстой хочет подчеркнуть, что в их жизни чувства уступают место разуму.

Тип отношений в этой семье наиболее рельефно прорисовывается в сцене прощания старого князя с сыном Андреем перед отъездом на службу. Отец понимает, что, возможно, видит ребёнка в последний раз, но воли чувствам не даёт. Главное, о чём он напоминает: для Болконских честь превыше всего.

Строг Николай Андреевич и с дочерью Марьей: сам учит её математике, чтоб не была похожа «на глупых барышень», иногда прочитывает письма от её подруги Жюли, чтоб не писали вздора. Но он искренне хочет ей счастья. Когда к девушке сватается красивый, но глупый и беспринципный Анатоль, старый князь даёт ей возможность самостоятельно принять решение и очень радуется её мудрому отказу. С годами княжне Марье всё тяжелее сносить упрёки и колкости отца, у него очень тяжёлый характер.

Однако в сцене ухода старого князя из жизни проявляется его истинное отношение к дочери. Во время Отечественной войны 1812 года, узнав, что французы уже под Смоленском, Николай Андреевич не выдерживает этого известия, своей беспомощности, чувства безысходности. «Душенька», «голубушка», «все мысли о тебе» — вот те слова, которые старый князь обращает к девушке перед смертью. Он не проявляет родительскую любовь так открыто, как Ростовы, но выражает её в неустанной заботе, чтобы дать Андрею и Марье хорошее образование, воспитать честными, достойными людьми.

Его дети строят блестящее будущее: князь Андрей — один из лучших представителей прогрессивного дворянства, отдавший жизнь за Россию. А княжна Марья в эпилоге изображена Толстым как прекрасная жена и мать. Её супруг, Николай Ростов, искренне любит её и гордится тем, что «она так умна и хороша».

Итак, характерные черты Болконских: аристократизм, гордость, острый ум, глубина душевного мира, скрываемая от глаз посторонних.

В письме своему другу Афанасию Фету от 27 июня 1867 года Толстой одобряет его определения двух видов ума: «ума ума» (Болконские) и «ума сердца» (Ростовы).

Но у этих семей есть много общего: взаимная приязнь друг к другу, естественность в поведении, отличное знание родного языка как одна из примет искренней любви к Отечеству. Это сходство позволяет противопоставить их семье Курагиных. Это светский лев князь Василий и его дети — Элен, Анатоль и Ипполит.

Свою блистательную дочь князь привозит в салон Шерер, чтобы подыскать выгодную партию. Он жалуется Анне Павловне, что дети — «обуза его существования», и просит пристроить красавца сына Анатоля к невесте побогаче. Представители этой семьи ещё не раз на страницах романа покажут своё истинное лицо: вспомним отвратительную борьбу за мозаиковый портфель с завещанием умирающего графа Безухова (князь Василий в погоне за богатством готов на любое преступление); вспомним сцену сватовства Анатоля к Марье Болконской, когда самовлюблённый повеса оказывает недвусмысленные знаки внимания компаньонке Бурьен. Этот же Анатоль, будучи женатым на польке, решит ухаживать за юной Ростовой, чем расстроит её помолвку с Болконским.

Элен выйдет замуж за Пьера, подло изменит, заберёт половину состояния и будет жить в свое удовольствие, оставшись в Москве тогда, когда всё население покинет город, ожидая французов.

«Подлая бессердечная порода» Курагиных — авторский антиидеал воспитания. Все главные черты характера формируются дома, хорошая семья — результат упорной работы над собой, и она же — залог долгой, счастливой жизни: это писатель убедительно показывает в своём романе.

К тихому семейному уюту Толстой приводит в эпилоге своих любимых героев — Наташу Ростову и Пьера Безухова, Марью Болконскую и Николая Ростова. В семье Марьи и Николая царят любовь и уважение, потому что они оба унаследовали лучшее от своих родителей и потому что «ум ума» и «ум сердца» прекрасно дополняют друг друга.

Но очевидно, что идеальным для автора является союз Пьера и Наташи. Каждый из них прошёл долгий путь преодоления собственных ошибок и заблуждений и выстрадал право быть счастливым. Пьер — интеллектуальный центр семьи (Толстой намекает на его работу в тайном декабристском обществе), Наташа — её духовная опора, она ни на секунду не прекращает своего самоотверженного труда на благо близких и воплощает толстовский идеал женщины.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Выбор элемента из выпадающего списка:

Выберите из списка литературоведческий термин, обозначающий заключительную часть произведения, в которой повествуется о том, как сложились судьбы героев романов, повестей, поэм после событий, рассказанных в основной части:

Правильный ответ: Эпилог

Подсказка: Этот термин переводится с греческого как «послесловие».

Разбор задания: эпилог – заключительная часть произведения, в которой окончательно проясняется развязка сюжета, судьба героев, формулируется основная мысль произведения. Эпилог представляет собой итог романа.

В романе Л. Н. Толстого роль эпилога чрезвычайно велика. Во-первых, эпилог логически завершает сюжет произведения, во-вторых, содержит авторскую философскую и жизненную позицию, оценку сюжетных событий и персонажей. В «Войне и мире» Эпилог разделён на две смысловые части, поскольку не только завершает сюжетную часть романа, но и выражает философскую позицию автора – фактически самостоятельное произведение в рамках романа.

Соотнесите цитаты из романа с персонажами, к которым они относятся:

«… То, что справедливо и несправедливо – не дано судить людям. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чём больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым. ».

«. деньги, сколько от них горя на свете. »

«. Княгиня ничего не отвечала; её мучала зависть к счастию своей дочери. »

Болконские – «… То, что справедливо и несправедливо – не дано судить людям. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чём больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым. ».

Ростовы – «. деньги, сколько от них горя на свете. ».

Курагины – «. Княгиня ничего не отвечала; её мучала зависть к счастию своей дочери. ».

Болконские живут умом, Ростовы – сердцем, а Курагины – корыстными интересами.

По мысли Л. Н. Толстого, каждая из семей романа воплощает авторский идеал (Болконские, Ростовы) или антиидеал (Курагины). Поскольку Ростовы представляются семьёй, которая «живёт сердцем», ими движут порывы, порой, безрассудство. Болконские, напротив, – воплощение рассудочности, собственные страсти они стараются обуздать рациональным началом. Курагины – антиподы. Представители этой семьи символизируют отрицательные начала в человеке.

Источник

Образ и характеристика семьи Курагиных — героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Состав семьи Курагиных

Семья Курагиных — одна из влиятельных семей аристократической среды Петербурга. Такое положение создавалось не одним поколением князей Курагиных. Кроме того, значительное влияние в свете было достигнуто и благодаря князю Василию, имевшему престижную должность при дворе Александра I и влиятельные знакомства.

Семья Курагиных в начале романа состоит из главы семьи князя Василия, его жены княгини Алины, двоих сыновей, Ипполита и Анатоля, и дочери Элен.

Краткая характеристика князя Василия Курагина

Краткая характеристика княгини Алины Курагиной

Жена князя Василия — пожилая, «массивная, когда-то красивая, представительная женщина». Она не привила своим детям стремления к добродетели. Толстой часто упоминает, что старая княгиня Курагина завидует своей дочери: её молодости, красоте и замужеству с очень богатым графом Пьером Безуховым.

Краткая характеристика Ипполита Курагина

Князь Ипполит — старший сын князя Василия. Внешне поражал тем, что был очень похож на свою сестру красавицу Элен, но при этом был очень некрасив. Причина была в том, что его «лицо было отуманено идиотизмом», на нём всегда было выражение самоуверенной брюзгливости и скучная неподвижная гримаса. Ипполит был слабым, худым, его руки и ноги всегда находились в каком-то неестественном положении. У него, как и у отца, была неприятная манера хватать собеседника за руку. Глупость князя Ипполита проявлялась в том, что он часто что-нибудь говорил и только потом понимал, что сказал. Говорил он только банальности и только по-французски, по-русски объяснялся с трудом, смеялся отрывисто. Князь Ипполит — нетактичный, подлый, лживый человек. На вечере в салоне Шерер он ухаживал за женой князя Андрея Болконского Лизой и, судя по всему, похвастался виконту, что она его любовница, хотя это была ложь.

В 1805 году князь Ипполит стал служить в посольстве России в Австрии, и в обществе дипломатов его считали шутом из-за косноязычия и глупости, дипломаты часто насмехались над ним.

Краткая характеристика Анатоля Курагина

Младший сын князя Василия очень красив, на его лице часто было выражение добродушного довольства и веселья. Он смотрел на свою жизнь «как на непрерывное увеселение». В разговорах он «был не находчив, не быстр и не красноречив», зато был всегда спокоен и самоуверен. Он не был азартным игроком, у него не было тщеславия, честолюбия, скупости. «Одно, что он любил — это было веселье и женщины» (том 2, часть 5, глава 11). Анатоль не думал о том, что другим людям может быть плохо от удовлетворения этих его пристрастий. Однажды в Польше, где стоял его полк, небогатый помещик заставил его жениться на своей дочери. Анатоль договорился с ним, что будет присылать ему деньги, но за это будет слыть холостым человеком. О его женитьбе знали только близкие друзья.

Безнравственность и эгоизм Анатоля проявились в сватовстве к княжне Марье Болконской (во-первых, он уже женат, во-вторых, в доме Болконских стал ухаживать за компаньонкой княжны мадемуазель Бурьен). А если бы удалось его похищение Наташи Ростовой, то он навсегда сломал бы её жизнь.

Краткая характеристика Элен Курагиной

Дочь князя Василия отличается «античной» красотой и умением вести себя в светском обществе. Но за внешней красотой и аристократическими манерами поведения скрывается глупость, безнравственность и развратность этой женщины. Её холодная красота и всегда одинаковая улыбка — символ блеска и пустоты светского общества.

Эта холодная красавица вышла замуж за Пьера Безухова ради денег и хочет снова выйти замуж при живом муже за иностранного принца ради более высокого положения в обществе. Кроме того, она пользуется покровительством старого очень влиятельного вельможи.

Отношения между членами семьи

Отношение к детям в семье Курагиных не отличается душевностью, теплотой. Князь Василий не любит своих детей, в этом он шутливо признаётся Анне Павловне Шерер, которая хвалила Элен и Ипполита. Однако он заботится о них, старается пристроить на выгодное место Ипполита (но первым секретарём в посольстве в Вене устроить его не удалось, и он стал просто служащим дипломатического корпуса). Младшему сыну Анатолю князь Василий выхлопотал должность адъютанта главнокомандующего и старался, чтобы он женился на богатой невесте. То, что Элен вышла замуж за богатого Пьера Безухова — тоже заслуга её отца, умело воздействовавшего на наивного Пьера. Таким образом, князь Василий старался, чтобы его дети были богаты, имели нужные связи в обществе. Но душевной близости у него с детьми нет, в разговорах он часто упоминает, что они — его крест и обуза.

Жена князя Василия княгиня Алина, тоже не испытывает к своим детям любви. Она завидует дочери: её молодости, красоте и богатству. Мужа она тоже, скорее всего, не любит. Когда Элен, чтобы развестись с Пьером и выйти замуж за иностранного принца, переходит в католичество, старая княгиня сожалеет, что она в молодости не догадалась сделать так же.

Отношения в семье Курагиных между детьми тоже нельзя назвать хорошими. Ходили даже слухи, что Анатоль и Элен были влюблены друг в друга, и чтобы семья не была опозорена, отец удалил Анатоля из своего дома.

Недостатки семьи Курагиных

В этой семье отсутствует душевная близость, Курагины родные только по крови, у них нет духовного родства. Атмосфера, царящая в их доме, способствовала тому, что ни у одного из детей князя Василия нет нравственных принципов. В этой семье ценится следующее:

Исходя из таких «ценностей» в этой семье не считаются отрицательными такие качества как лицемерие, безответственность, корыстолюбие, эгоизм, тщеславная самоуверенность. Эти отрицательные черты характера в той или иной мере присутствуют почти у всех членов этой семьи. Толстой подчёркивает, что дети князя Василия глупы, но их глупость маскируется под манерами поведения, принятыми в светском обществе.

Отношение к войне

В салоне Анны Павловны Шерер, в отличие от французского кружка Элен, собирались патриотически настроенные люди. Князь Василий был звеном между этими кружками и часто по ошибке говорил в салоне Шерер то, что нужно было сказать в салоне Элен, и наоборот. Ему хотелось быть значимой фигурой в обоих противостоящих светских лагерях. Мнение своё он менял в зависимости от того, где его озвучивал. Кутузова он очень критиковал. Как только Кутузов был назначен главнокомандующим армий, князь Василий сразу стал его расхваливать. Всё это говорит о двуличности князя Василия Курагина. У него и его дочери нет любви в Родине, нет сочувствия к бедствиям русского народа.

Князь Ипполит во время войны вёл светскую жизнь в Петербурге, а Анатоль воевал и был тяжело ранен в Бородинском сражении.

Вывод

Для Л. Н. Толстого семья — это основа человеческого общества. Семью Курагиных из романа «Война и мир» автор ни разу не назвал семьёй. Для него это просто «дом Курагиных», так как он не считает их семьёй в истинном смысле. По его мнению, это объединение индивидуалистов, для которых главное — исполнение их ничтожных желаний. Курагины олицетворяют безнравственность и порочность светского общества, у них нет ни чести, ни достоинства.

Характеристика образа семьи Курагиных, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *