признаки какого литературного жанра отмечают критики в произведении чудесный доктор
Тест с ответами: “Чудесный доктор” А.И.Куприн
1. Произведение «Чудесный доктор» было написано в этом году:
а) 1897 +
б) 1899
в) 1902
2. Критики в произведении «Чудесный доктор» отмечают признаки этого литературного жанра:
а) исторический рассказ
б) рождественский рассказ +
в) фантастический рассказ
3. Укажите жанр произведения:
а) роман
б) повесть
в) рассказ +
4. События произведения происходят в этом городе:
а) Киев +
б) Москва
в) Воронеж
5. Елизавета Ивановна отправляла мальчиков с письмом:
а) к кредитору, чтобы заложить последние вещи
б) к самому богатому человеку города
в) к барину, у которого раньше служил Мерцалов +
6. После этого события материальное положение семьи Мерцалова ухудшилось:
а) после ссоры Мерцалова с бариным
б) после болезни Мерцалова +
в) после визита врача
7. «Им овладело неудержимое желание бежать куда попало, бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи», эти слова о:
а) Пирогов
б) Григорий
в) Мерцалове +
8. Мерцалов начал в парке кричать на незнакомца потому что:
а) Мерцалову было обидно, что незнакомец рассказывал о подарках другим детям +
б) Мерцалова возмутило, что незнакомец начал просить у него деньги
в) Незнакомец отказал дать ему милостыню
9. “В необыкновенном лице было что-то спокойное и внушающее доверие”, о ком эти слова:
а) о Володе
б) о Мерцалове
в) о Пирогове
10. Откуда семья Мерцаловых узнала имя «чудесного доктора»:
а) семья так и не узнала имя своего благодетеля
б) фамилия доктора была указана на аптечном ярлыке +
в) доктор был старым другом Мерцалова, они уже были знакомы
11. Историю, описанную в «Чудесном докторе» рассказчик услышал:
а) от Григория +
б) от Мерцалова
в) от Владимира
12. Как изменилась жизнь семьи после визита врача:
а) все осталось как прежде
б) дела семьи наладились +
в) вскоре заболели и другие дети
13. Два брата, Гриша и Володя, стояли перед окном:
а) гастрономического магазина +
б) магазина игрушек
в) бани
14. «..эта великолепная выставка» еды «..возбуждала в одинаковой степени их»:
а) любопытство и порок
б) кошельки и шутки
в) умы и желудки +
15. Мальчики смотрели на:
а) апельсины +
б) уток
в) цыплят
16. Мальчики смотрели на:
а) чипсы
б) поросёнка +
в) гусей
17. Мальчики смотрели на:
а) ананасы
б) баранину
в) рыбу +
18. Мальчики смотрели на:
а) сосиски
б) яблоки +
в) бананы
19. События произведения происходят накануне:
а) Пасхи
б) Рождества
в) Нового года +
20. Члены семьи главных героев:
а) Дядя, тетя
б) отец, мать +
в) бабушка, дедушка
21. Члены семьи главных героев:
а) четверо детей +
б) пятеро детей
в) шестеро детей
22. Что с утра поели мальчики:
а) пирожки с капустой
б) пустых щей +
в) кашу с молоком
23. Как звали сестру мальчиков:
а) Маруся
б) Дашутка
в) Машутка +
24. Семья Мерцаловых жила:
а) на чердаке
б) в подвале +
в) в приюте
25. Мерцалов каждый день уходил из дома, чтобы:
а) встречаться с друзьями
б) напиться в кабаке
в) искать любую работу +
26. Мать Елизавета Ивановна зарабатывала на жизнь:
а) мыла посуду на кухне
б) стирала бельё +
в) работала нянькой
27. Когда отец пробовал просить милостыню, то:
а) его чуть не отправили в полицию +
б) собрал мало денег
в) был избит
28. Когда отец пробовал просить милостыню, то:
а) собрал много денег
б) собрал много продуктов
в) один господин сделал ему выговор, что надо работать +
29. Уходя из дома Мерцаловых, незнакомец под блюдцем оставил:
а) деньги +
б) носовой платок
в) банан
30. Фамилия незнакомца:
а) Паровозов
б) Пирогов +
в) Блинов
Тест по литературе на тему А.И.Куприн «Чудесный доктор». (6 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор». 6 класс.
Составитель: Гаврикова Анна Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
РБ МО «Прибайкальский район»
МОУ «Таловская средняя общеобразовательная школа»
Каждый верный ответ оцениваем одним баллом.
Максимальное количество баллов за тест – 23.
1. Назовите жанр произведения «Чудесный доктор»:
А) повесть В) очерк
Б) рассказ Г) предание
2. Как автор относится к Мерцаловым?
А) сочувствует В) не высказывает определённого мнения
Б) осуждает за бездействие Г) равнодушно
А) в Одессе В) в Петербурге
Б) в Москве Г) в Киеве
4. Два брата, Гриша и Володя, стояли перед окном
Б) магазина игрушек; Г) гастрономического магазина.
5. «..эта великолепная выставка» еды «..возбуждала в одинаковой степени их»..
А) умы и желудки; В) любопытство и порок;
Б) кошельки и шутки; Г) глупое хихиканье и кривлянье.
6. Главные герои рассказа из семьи по фамилии:
А) Мелькаловы; В) Мельниковы;
Б) Мерцаловы; Г) Мурзилкины.
7. «В этот роковой год несчастье за несчастьем …сыпались» на семью (выбери несколько):
А) отец заболел брюшным тифом; Д) месяц назад умерла одна дочка;
Б) на лечение отца ушли все деньги семьи; Е) не хватает денег для поездки на море;
В) пока отец болел, его убрали с работы; Ж) отец не мог найти работу;
Г) начали болеть дети; З) семья продавала вещи, чтобы добыть деньги.
8. Сестру мальчиков звали:
А) Машутка; В) Дашутка;
Б) Маруся; Г) Снегурочка.
9. Семья главных героев состоит из:
А) отца, матери, троих детей; В) отца, бабушки, четырёх детей;
Б) бабушки, дедушки, четырёх внуков; Г) отца, матери, четырёх детей.
10. Мерцаловы жили в подземелье
Б) Более года. Г) полгода
11. Когда Мерцалов оказался в парке, то в его голову пришла мысль о том, чтобы:
А) заснуть и забыть обо всём; В) хорошо бы выпить горячего чаю;
12. Уходя из дома Мерцаловых, незнакомец под блюдцем оставил:
А) билеты в Москву.; В) носовой платок;
Б) несколько мелких купюр. Г) несколько крупных кредитных билетов.
13. Фамилию незнакомца Мерцаловы узнали:
А) от него самого; В) прочитали на его пальто;
Б) прочитав её на рецепте с лекарством; Г) спросив об этом в больнице.
14.Оба мальчика давно успели привыкнуть к
А) крысам и мышам в подземелье.
Б) сырости в подземелье.
В)закоптелым, плачущим от сырости стенам, и к мокрым отрепкам, сушившимся на протянутой через комнату верёвке, и к этому ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыснастоящему запаху нищеты.
15.Так как в темноте нельзя было ничего разобрать, то Мерцалов закричал наугад:….?
А)”Доктор! Доктор, постойте. Скажите мне ваше имя, доктор! Пусть хоть мои дети будут за вас молится!”
В)”Доктор! Остановитесь, постойте. ”
16. Мерцалов на три рубля, полученные от доктора, купил
А)Чаю, сахару, булок и достал в ближайшем трактире горячей пищи.
В)Чаю и горячей пищи.
1. Какое событие лежит в основе сюжета произведения?
А)тяжёлая жизнь семьи Мерцаловых В) помощь незнакомого доктора
Б) болезнь Машутки Г) празднование Рождества
2. С утра мальчики поели:
А) пирожки с капустой; В) блины со сметаной;
Б) кашу с молоком; Г) пустых щей.
3. Выберите и запишите, на какие продукты смотрели мальчики:
А) апельсины; Г) чупа-чупс; Ж) колбаса;
Б) рыба; Д) поросёнок; З) яблоки;
В) чипсы; Е) окорока; И) мандарины.
4. События рассказа происходят накануне:
А) Нового года; В) Пасхи;
Б) Рождества; Г) Дня юмора и смеха.
5. Отец Мерцалов остался без работы по причине того, что:
А) пока он болел, хозяин на его место взял другого работника;
Б) был уволен хозяином за то, что совершил на работе кражу;
В) был уволен хозяином за то, что часто опаздывал на работу;
Г) был уволен хозяином за то, что часто появлялся на работе в нетрезвом виде.
6. Семья Мерцаловых жила:
А) в подвале; В) в гостинице;
Б) на чердаке; Г) в приюте.
7. Мерцалов каждый день уходил из дома, чтобы:
А) напиться в кабаке; В) искать любую работу;
Б) играть в бильярд; Г) встречаться с друзьями.
8. Когда отец пробовал просить милостыню, то:
А) собрал много денег; В) его чуть не отправили в полицию;
Б) собрал много продуктов Г) один господин сказал, что надо работать.
9. Незнакомец в парке оказался:
А) поваром; В) бизнесменом;
Б) доктором; Г) сбежавшим преступником.
10. Фамилия незнакомца оказалась:
А) Пирогов; В) Булочкин;
Б) Блинов; Г) Паровозов.
11. После этой истории Мерцаловы видели своего спасителя:
А) четыре раза; В) два раза;
Б) три раза; Г) один раз.
12. Где встретил Мерцалов чудесного доктора?
А)в лесу В) в общественном саду
Б) на улице Г) за городом
А) стало скучно В) от безысходности
Б) из-за несчастной любви Г) был пьян
14. Двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина, принялись….
А)Неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи.
Б)Смеялись над увиденном за стеклом.
В)Хохотали над своим отражением.
15.Этот рассказ плоды воображения автора или реальное событие?
А)Плоды воображения автора.
В)Наполовину реальное событие.
А)Весёлым и задорным человеком.
Б)Кротким и робким человеком.
В)Кротким и застенчивым человеком.
Проверочная работа по рассказу
А.И.Куприна «Чудесный доктор»
Проверочная работа предназначена для учащихся 6 класса с целью проверки фактического знания содержания произведения как основы для дальнейшей деятельности: анализа произведения, написания развернутого ответа на вопрос и обсуждения интересных работ. Часть 1 данной работы можно провести в двух формах:
В форме литературного диктанта. Ответы на вопросы содержат от одного до трех-четырех слов. Вопросы литературного диктанта позволяют проверить знание содержания произведения в течение нескольких минут. Подобная форма работы на уроке литературы приучает учащихся к внимательному и вдумчивому домашнему чтению текста изучаемых произведений. Взаимопроверка в парах по предложенным ключам позволяет быстро проверить, оценить диктант и обсудить результаты.
В форме краткого письменного ответа на бланках с вопросами, которые раздаются каждому ученику. Подобный вид работы прививает навык внимательного чтения вопросов (что очень важно в плане подготовки к ОГЭ) и умения подбирать ключевые слова (фразы), содержащие основную информацию.
В каком городе и накануне какого праздника происходили события рассказа?_________________
Какое блюдо в витрине магазина поразило мальчишек?____________________________________
Какие фрукты в начале XX века были редкостью в магазинах России и были в продаже только в гастрономах крупнейших городов? _____________________________________________________
При виде какого предмета у мальчиков возникала соблазнительная мысль – «остановиться на несколько секунд и прильнуть глазком к окну»?__________________________________________
Где жила семья Мерцаловых?_________________________________________________
Кем раньше, год назад, работал отец семейства? __________________________________________
Почему отца уволили с хорошей должности?_____________________________________________
Почему мальчики были вынуждены есть холодный обед?__________________________________
Зачем мальчики ходили с письмом к барину, а отец обегал полгорода?______________________________________________________
Что во внешности Мерцалова говорило о крайне бедственном положении семьи?______________________________________________________
Какой выход он придумал сегодня, за что чуть не попал в полицию?____________________________________________________
Кого увидел Мерцалов в темноте аллеи?________________________________________________
Какие слова прохожего привели его в бешенство?___________________________________________________
Почему Мерцалов все рассказал незнакомому прохожему?__________________________________________________
Кем по профессии был встреченный прохожий?_________________________________________
Сколько в начале века стоил «чай, сахар, булки и горячая пища из ближайшего трактира»? ______________________________________________________
Что оставил незнакомец под чайным блюдцем?__________________________________________
Назовите фамилию незнакомца. Это был известнейший на то время человек, позже его именем назовут медицинский институт в Москве ______________________________________________
Как изменилась жизнь семьи после знакомства с «благодетельным ангелом»? ____________________________________________________________________________________________________________
Часть 2. Напишите развернутый ответ на один из вопросов (не менее 5 предложений).
Считаете ли вы себя добрым человеком?
Приходилось ли вам встречать доброго человека?
Инструкция для учителя
Проверочная работа состоит из двух частей.
Часть 1 включает в себя вопросы с кратким ответом, выявляющие знание прочитанного текста. Часть 2 требует написания развернутого ответа на поставленный вопрос (5-8 предложений). В зависимости от уровня подготовки класса Часть 2 можно предложить для домашней работы.
Критерии оценивания ответа на задания
Каждый правильный ответ части 1 оценивается в 1 балл. Максимальное количество – 20 баллов.
Часть 2 оценивается по пяти критериям:
— глубина раскрытия темы и убедительность аргументов — 1//0,
— уровень владения теоретико-литературными понятиями — 1//0,
— композиционная цельность и логичность изложения — 1//0,
— следование нормам речи (наличие или отсутствие речевых ошибок) — 1//0
Максимальное количество – 5 баллов.
Максимальное количество баллов за всю работу – 25.
Признаки какого литературного жанра отмечают критики в «Чудесный доктор»?
Изначально, произведение «Чудесный доктор» было написано в жанре : Рассказ, и направлении: реализм. Но поскольку действия событий происходили в предпраздничные дни, а именно на кануне великого праздника Рождества Христова, то жанр этого рассказа, не смотря на его реалистичность и отнесли критики к «Рождественскому рассказу».Ответ 3.
На самом деле, в этом рассказе Куприна при желании можно обнаружить признаки любого из перечисленных направлений, пожалуй кроме пасхального рассказа. Просто потому, что действие рассказа происходит не на Пасху, а это условие непременный атрибут любого пасхального рассказа.
Например фантастическое произведение. Само название рассказа словно говорит об этом, да и появление доктора в последний момент иначе как чем-то фантастическим не назовешь.
С доктором Мерцалов встретился в зимнем парке. Он никогда прежде не видел этого человека и потому не ждал от этой встречи ничего хорошего. Но сочувствие незнакомца побудило Мерцалова рассказать тому о своем горе и как выяснилось не напрасно.
Доктор сразу повел Мерцалова домой и осмотрел больную девочку. Он послал за дровами для печи, за булками и чаем, выписал рецепт в аптеку. А когда доктор уходил благодарный Мерцалов крикнул ему вслед, спросил имя доктора, чтобы знать на кого молиться. Но доктор ничего не ответил и просто ушел.
И этого человека Мерцаловы видели после только раз, на его похоронах.
Верный ответ 3: на аптечном ярлыке.
Поэтому этих героев мы сразу отбросим.
Подумаем, может ли эта фраза быть сказана про Емельяна Мерцалова. В рассказе он отнюдь не спокоен, напротив, он пребывает в страшном волнении, он в отчаянии. Он находится на грани самоубийства и вряд ли в такой момент его лицо может кому-то показаться спокойным или внушить доверие.
Остается вариант Пирогов. И действительно, когда Мерцалов встречает Пирогова в саду, тот кажется ему спокойным и внушающим доверие. И Мерцалов раскрывает перед незнакомым стариком свое горе. И как оказалось не напрасно.
Верный ответ 2: Пирогов.
История создания описана в самом же рассказе «Чудесный доктор».
Автор написал услышанную им историю, которая произошла много лет назад на самом деле. Если рассказ написан в 1897, то история выходит произошла примерно в 1867 году.
Тест с ответами «Чудесный доктор» А.И. Куприн для 6 класса
1. На что смотрели мальчишки:
а) апельсины +
б) уток
в) цыплят
2. На что смотрели мальчишки:
а) чипсы
б) поросёнка +
в) гусей
3. На что обратили свой взор мальчики:
а) ананасы
б) баранину
в) рыбу +
4. На что обратили свой взор мальчики:
а) сосиски
б) яблоки +
в) бананы
5. Накануне какого праздника события произведения происходят события в произведении:
а) Пасхи
б) Рождества
в) Нового года +
6. Кто являлся членами семьи главных героев:
а) Дядя, тетя
б) отец, мать +
в) бабушка, дедушка
7. Кто являлся членами семьи главных героев:
а) четверо детей +
б) пятеро детей
в) шестеро детей
8. Мальчики с утра покушали:
а) пирожки с капустой
б) пустых щей +
в) кашу с молоком
9. Сестру мальчиков звали:
а) Маруся
б) Дашутка
в) Машутка +
10. Где жило семейство Мерцаловых:
а) на чердаке
б) в подвале +
в) в приюте
11. Для чего Мерцалов каждый день уходил из дома:
а) встречаться с друзьями
б) напиться в кабаке
в) искать любую работу +
12. Чем зарабатывала на жизнь мать Елизавета Ивановна:
а) мыла посуду на кухне
б) стирала бельё +
в) работала нянькой
13. Отец пробовал просить милостыню, после чего:
а) его чуть не отправили в полицию +
б) собрал мало денег
в) был избит
14. Отец пробовал просить милостыню, после чего:
а) собрал много денег
б) собрал много продуктов
в) один господин сделал ему выговор, что надо работать +
15. Что оставил незнакомец под блюдцем, уходя из дома Мерцаловых:
а) деньги +
б) носовой платок
в) банан
16. Укажите фамилию незнакомца:
а) Паровозов
б) Пирогов +
в) Блинов
17. В каком году было написано произведение «Чудесный доктор»:
а) в 1897 +
б) в 1899
в) в 1902
18. Признаки какого литературного жанра отмечают критики в произведении «Чудесный доктор» :
а) исторический рассказ
б) рождественский рассказ +
в) фантастический рассказ
19. Правильно назовите жанр произведения:
а) роман
б) повесть
в) рассказ +
20. В каком городе происходят события произведения:
а) в Киеве +
б) в Москве
в) в Воронеже
21. Куда отправляла с письмом мальчиков Елизавета Ивановна отправляла мальчиков:
а) к кредитору, чтобы заложить последние вещи
б) к самому богатому человеку города
в) к барину, у которого раньше служил Мерцалов +
22. Материальное положение семьи Мерцалова ухудшилось после этого события:
а) после ссоры Мерцалова с барином
б) после болезни Мерцалова +
в) после визита врача
23. О ком следующие слова: «Им овладело неудержимое желание бежать куда попало, бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи:
а) Пирогов
б) Григорий
в) Мерцалове +
24. По какой причине Мерцалов начал в парке кричать на незнакомца:
а) Мерцалову было обидно, что незнакомец рассказывал о подарках другим детям +
б) Мерцалова возмутило, что незнакомец начал просить у него деньги
в) Незнакомец отказал дать ему милостыню
25. О ком следующие слова: “В необыкновенном лице было что-то спокойное и внушающее доверие”:
а) о Володе
б) о Мерцалове
в) о Пирогове
26. Имя «чудесного доктора» семья Мерцаловых таким образом:
а) семья так и не узнала имя своего благодетеля
б) фамилия доктора была указана на аптечном ярлыке +
в) доктор был старым другом Мерцалова, они уже были знакомы
27. От кого рассказчик услышал историю, описанную в «Чудесном докторе»:
а) от Григория +
б) от Мерцалова
в) от Владимира
28. После визита врача в семье:
а) все осталось как прежде
б) дела наладились +
в) вскоре заболели и другие дети
129. Перед окном какого заведения стояли два брата, Гриша и Володя:
а) гастрономического магазина +
б) магазина игрушек
в) бани
30. «..эта великолепная выставка» еды «..возбуждала в одинаковой степени их»:
а) любопытство и порок
б) кошельки и шутки
в) умы и желудки +
Анализ рассказа «Чудесный доктор» (А. Куприн)
Автор: Guru · 27.03.2018
Винница, Украина. Здесь в усадьбе «Вишня» на протяжении 20 лет жил и работал известный русский хирург Николай Иванович Пирогов: человек, за свою жизнь совершивший немало чудес, прототип «чудесного доктора», о котором повествует Александр Иванович Куприн.
История создания
25 декабря 1897 года в газете «Киевское слово» выходит произведение А.И. Куприна «Чудесный доктор (истинное происшествие)», которое начинается со строк: «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад…», — что сразу настраивает читателя на серьезный лад: ведь реальные истории мы воспринимаем ближе к сердцу и сильнее переживаем за героев.
Так, историю эту Александру Ивановичу поведал знакомый банкир, который, кстати, также является одним из героев книги. Реальная основа рассказа ничуть не отличается от того, что изобразил автор.
«Чудесный доктор» – произведение об удивительном человеколюбии, о милосердии одного известного доктора, который не стремился к славе, не ждал почестей, а лишь бескорыстно оказывал помощь тем, кому она была необходима здесь и сейчас.
Смысл названия
Почему автор назвал доктора чудесным? Во-первых, благодеяние врача совпало с кануном рождества, поэтому Мерцаловы восприняли его появление, как настоящее праздничное чудо.
Во-вторых, никто, кроме Пирогова, не захотел протянуть руку помощи нуждающимся людям, светлый и чистый посыл рождества прохожие заменили на погоню за скидками, выгодными товарами и праздничными яствами. В этой атмосфере проявление добродетели — чудо, на которое остается только надеяться.
Жанр и направление
«Чудесный доктор» – это рассказ, а если быть точнее, святочный, или рождественский, рассказ. По всем законам жанра, герои произведения оказываются в сложной жизненной ситуации: беды сваливаются одна за другой, не хватает денег, из-за чего персонажи даже задумываются о сведении счетов с жизнью. Помочь им может только чудо. Чудом этим становится случайная встреча с доктором, который за один вечер помогает им побороть жизненные трудности. Произведение “Чудесный доктор” имеет светлый финал: добро побеждает зло, состояние духовного упадка сменяется надеждами на лучшую жизнь. Однако это не мешает нам отнести данное произведение к реалистическому направлению, ведь все произошедшее в нем – чистая правда.
Действия рассказа происходят в предпраздничные дни. Из витрин магазинов выглядывают наряженные елки, всюду изобилие вкусной еды, на улицах раздается смех, а ухо улавливает веселые разговоры людей. Но где-то, совсем рядом царит нищета, горе и отчаяние. И все эти человеческие беды в светлый праздник Рождества Христова озаряются чудом.
Композиция
Все произведение построено на контрастах. В самом начале двое мальчишек стоят перед яркой витриной, в воздухе витает праздничный дух. Но когда они идут домой, все вокруг становится мрачнее: повсюду старые разваливающиеся дома, а их собственное жилище и вовсе находится в подвале. В то время как в городе люди готовятся к празднику, Мерцаловы не знают, как свести концы с концами, чтобы просто выжить. О празднике в их семье не идет и речи. Этот резкий контраст позволяет читателю ощутить то отчаянное положение, в котором оказалась семья.
Стоит отметить и контраст среди героев произведения. Глава семьи оказывается слабым человеком, который уже не способен решать проблемы, а готов бежать от них: он задумывается о самоубийстве. Профессор Пирогов же представлен нам невероятно сильным, бодрым и позитивным героем, который своей добротой спасает семью Мерцаловых.
В рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприн повествует о том, как человеческая доброта и неравнодушие к ближнему способны изменить жизнь. Действие происходит приблизительно в 60-е годы 19 века в Киеве. В городе царит атмосфера волшебства и приближающегося праздника. Начинается произведение с того, что двое мальчишек, Гриша и Володя Мерцаловы, радостно глазеют на витрину магазина, шутят и смеются. Но вскоре оказывается, что в семье их большие проблемы: живут они в подвале, денег катастрофически не хватает, отца погнали с работы, полгода назад умерла их сестренка, теперь и вторая, Машутка, сильно заболела. Все отчаялись и, кажется, готовы к самому худшему.
В этот вечер отец семейства идет просить милостыню, но все попытки тщетны. Он заходит в парк, где рассуждает о тяжелой жизни своей семьи, и его начинают посещать мысли о самоубийстве. Но судьба оказывается благосклонна, и в этом самом парке Мерцалов встречает человека, которому суждено изменить его жизнь. Они едут домой к обедневшему семейству, где доктор осматривает Машутку, выписывает ей необходимые лекарства и даже оставляет крупную сумму денег. Он не называет имени, считая содеянное своим долгом. И лишь по подписи на рецепте семья узнает, что доктор этот – знаменитый профессор Пирогов.
Главные герои и их характеристика
Рассказ предполагает небольшое количество действующих лиц. В этом произведении для А.И. Куприна важен сам чудесный доктор, Александр Иванович Пирогов.
Главными темами произведения являются милосердие, сострадание и доброта. Семья Мерцаловых делает все возможное, чтобы справиться с навалившимися бедами. И в момент отчаяния судьба посылает им подарок: доктор Пирогов оказывается настоящим волшебником, который своим неравнодушием и сочувствием излечивает их искалеченные души.
Он не остается в парке, когда Мерцалов выходит из себя: будучи человеком невероятной доброты, он выслушивает его и сразу же делает все возможное, чтобы помочь. Мы не знаем, сколько таких поступков совершил профессор Пирогов за свою жизнь. Но можно быть уверенным, что в его сердце жила огромная любовь к людям, неравнодушие, которые оказались спасительной соломинкой для несчастной семьи, которую он протянул в самый нужный момент.
Проблемы
А. И. Куприн в этом небольшом рассказе поднимает такие общечеловеческие проблемы как гуманизм и утрата надежды.
Профессор Пирогов олицетворяет человеколюбие, гуманизм. Ему не чужды проблемы незнакомых людей, а помощь ближнему он воспринимает как должное. Ему не нужны благодарности за содеянное, не нужна слава: важно лишь, чтобы люди вокруг боролись и не теряли веру в лучшее. Это и становится его главным пожеланием семье Мерцаловых: «…а главное – не падайте никогда духом». Однако окружение героев, их знакомые и коллеги, соседи и просто прохожие – все оказались безучастными свидетелями чужого горя. Они и не подумали, что чье-то бедствие их касается, не захотели проявить человечность, думая, что они не уполномочены исправлять социальную несправедливость. В этом и заключается проблема: никому нет дела до того, что происходит вокруг, кроме одного человека.
Смысл
Какова же основная идея А. И. Куприна? Ответ на этот вопрос как раз и заключен во фразе, которую говорит Пирогов, уходя от Мерцаловых: не падайте никогда духом.
Даже в самые темные времена нужно надеяться, искать, а если совсем не остается сил, ждать чуда. И ведь оно случается. С самыми обыкновенными людьми в один морозный, скажем, зимний день: голодные становятся сытыми, замерзшие – согретыми, больные – выздоравливают. И чудеса эти совершают сами люди добротой своих сердец — это и есть главная мысль писателя, который видел спасение от социальных катаклизмов в простой взаимовыручке.
Чему учит?
Это небольшое произведение заставляет задуматься о том, как важно быть неравнодушным к окружающим нас людям. В суете дней мы часто забываем о том, что где-то совсем рядом страдают соседи, знакомые, соотечественники, где-то царит нищета и хозяйствует отчаяние. Целые семьи не знают, как заработать себе на хлеб, и еле-еле доживают до получки. Поэтому так важно не пройти мимо и суметь поддержать: добрым словом или поступком.
Помощь одному человеку мир, конечно, не изменит, но изменит одну его часть, причем самую важную для того, что дает, а не принимает помощь. Даритель обогащается гораздо больше, чем проситель, ведь он получает духовное удовлетворение от того, что сделал.