принять кого какой падеж
Склонение слова «принятый»
Слово «принятый» имеет 2 значения с различными морфологическими признаками. Покажем формы изменения слова для каждого значения.
1 принятый — причастие, прошедшее время, страдательный залог.
Падеж | Единственное число Ед.ч. | Множественное число Мн.ч. | ||
---|---|---|---|---|
Мужской род М.р. | Женский род Ж.р. | Средний род Ср.р. | ||
Именительный Им. | принятый | принятая | принятое | принятые |
Родительный Род. | принятого | принятой | принятого | принятых |
Дательный Дат. | принятому | принятой | принятому | принятым |
Винительный (одушевленное) Вин. одуш. | принятого | принятую | принятое | принятых |
Винительный (неодушевленное) Вин. неодуш. | принятый | принятую | принятое | принятые |
Творительный Тв. | принятым | принятой, принятою | принятым | принятыми |
Предложный Пред. | принятом | принятой | принятом | принятых |
Причастие принятый имеет также краткую форму:
Единственное число | Множественное число | ||
---|---|---|---|
Мужской | Женский | Средний | |
принят | принята | принято | приняты |
2 принятый — имя прилагательное, мужской род.
Падеж | Единственное число Ед.ч. | Множественное число Мн.ч. | ||
---|---|---|---|---|
Мужской род М.р. | Женский род Ж.р. | Средний род С.р. | ||
Именительный Им. | какой? | какая? | какое? | какие? |
принятый | принятая | принятое | принятые | |
Родительный Род. | какого? | какой? | какого? | каких? |
принятого | принятой | принятого | принятых | |
Дательный Дат. | какому? | какой? | какому? | каким? |
принятому | принятой | принятому | принятым | |
Винительный (одушевленное) Вин. одуш. | какого? | какую? | какого? | каких? |
принятого | принятую | принятое | принятых | |
Винительный (неодушевленное) Вин. неодуш. | какой? | какую? | какое? | какие? |
принятый | принятую | принятое | принятые | |
Творительный Тв. | каким? | какой? | каким? | какими? |
принятым | принятой, принятою | принятым | принятыми | |
Предложный Пред. | о каком? | о какой? | о каком? | о каких? |
принятом | принятой | принятом | принятых |
Прилагательное принятый в краткой форме не склоняется по падежам, но изменяется по числам и по родам в единственном числе.
Единственное число Ед.ч. | Множественное число Мн.ч. | ||
---|---|---|---|
Мужской род М.р. | Женский род Ж.р. | Средний род Ср.р. | |
каков? | какова? | каково? | каковы? |
принят | принята | принято | приняты |
Прилагательное принятый не имеет превосходной степени.
Прилагательное принятый не имеет сравнительной степени.
Падеж имен существительных
Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам.
В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.
Характеристика падежей:
Падеж | Падежные вопросы | Смысловые вопросы |
Именительный | есть | |
Родительный | нет | Где? Как? |
Винительный | вижу | Где? Куда? |
Творительный | доволен | Где? Как? |
Предложный | думаю | Где? |
Падежи подразделяются на: прямой и косвенные.
Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.
Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.
Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:
Над волнами кружили чайки.
Кружили (над чем?) над волнами – Т. п.
Предлоги падежей
Именительный падеж – предлогов нет.
Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с.
Дательный падеж: к, по.
Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за.
Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с.
Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на.
Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами
Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.
Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).
Лапа (кого?) (лис ы ) медвед я – Р. п. – вижу (кого?) (лис у ) медвед я – В. п.
При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.
Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.
Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.
Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка
В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.
Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по
П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на
В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.
Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом
В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод
При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.
В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент
П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Что такое падеж? Таблица падежей
Падеж — это словоизменительная категория имени, выражающая его отношение к другим словам, обозначающим предмет, признак или действие в предложении.
Узнаем, что такое падеж в русском языке, какие существуют падежи, на какие вопросы отвечают, как определить падеж существительного.
Падеж — это словоизменительная категория
Термин «падеж» называет грамматическую категорию изменяемых слов русского языка.
В русском языке существуют как изменяемые, так и неизменяемые слова. У изменяемых слов, принадлежащих к именам существительным, прилагательным, числительным и местоимениям, можно указать форму слова, которая соответствует определенному падежу. Исходя из этого, можно дать общее определение грамматической категории падежа:
А вот как определяет, что такое падеж, Википедия:
С помощью форм слова связываются друг с другом в определенное сообщение, формируют законченную мысль.
Ранней осенью в моё окно машет багряной макушкой клен.
В первой строке записан обычный перечень слов, не связанных друг с другом. Вторая строка с помощью формоизменения слов (падежей) представляет собой предложение, в котором содержится сообщение, законченная мысль.
В русском языке различают шесть падежей, которые представлены ниже в таблице с вопросами и предлогами.
Таблица падежей
ПАДЕЖ | ВОПРОС | ПРЕДЛОГИ |
---|---|---|
Именительный (есть) | кто? что? | — |
Родительный (нет) | кого? чего? | с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме |
Дательный (дать) | кому? чему? | к, по, благодаря, вопреки, согласно |
Винительный (вижу) | кого? что? | под, за, про, через, в, на, во |
Творительный (доволен) | кем? чем? | с, со, за, над, под, между, перед |
Предложный (думать) | о ком? о чем? | в, о, об, на, при, по |
Падежи в русском языке (таблица с вопросами и с окончаниями)
Рассмотрим систему падежей имени существительного, уточнив определение падежа:
Падежи существительных. Падежные предлоги
Именительный падеж
Именительный падеж употребляется для наименования предметов. Это исходная, начальная форма существительного, которая отвечает на вопросы:
Именительный падеж всегда употребляется без предлога и называется прямым падежом в отличие от остальных, носящих название косвенных. В именительном падеже существительное выступает в роли подлежащего в предложении или именной части сказуемого.
Мой брат учится в шестом классе.
Родительный падеж
Все косвенные падежи (кроме предложного) могут употребляться как с предлогами, так и без них, например:
нет (чего?) дома — остановился (у чего?) у дома.
Предлоги уточняют значение падежей. Так, с родительным падежом для обозначения отсутствия предмета, указания места, причины, цели употребляются предлоги:
Например:
С дательным падежом употребляются предлоги:
Винительный падеж
Винительный падеж существительного обозначает объект действия и отвечает на вопросы: кого? что?
С существительными в форме винительного падежа в значении объекта, времени, места, уступки употребляются предлоги:
Предлоги «в», «на», «за», «под» в форме винительного падежа существительного раскрывают направленность на объект действия:
Творительный падеж
С этим падежом в значении совместности, места, причины употребляются предлоги:
Предложный падеж
Предложный падеж существительного обозначает объект размышлений и отвечает на вопросы: о ком? о чём?
Существительное в форме предложного падежа, как говорит его название, употребляется только с предлогами:
Предложные формы существительных обозначают объект действия или место:
Обратим внимание, что одушевленные существительные отвечают на вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком?
Неодушевленные существительные отвечают на падежные вопросы: что? чего? чему? чем? о чём?
Определение падежа существительного
Чтобы определить падеж существительного, нужно предпринять следующие действия:
Например, по вопросу и по окончанию определяем падеж существительного «бабушка».
В отдельных случаях предлоги являются средством различения падежей, например:
Система падежей составляет склонение изменяемых частей речи — имен существительных, прилагательных, местоимений и числительных. Узнаем о типах склонения имен существительных, о том, как определить склонение.
Урок русского языка в 3 классе. Падежи имен существительных
Поиск ответа
Вопрос № 308733 |
Как правильно: ФАО предоставила 7000 семей/семьям продовольственную помощь. В рамках инициативы была оказана поддержка 17 сетей/сетям НПО.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: ФАО предоставила 7000 семей продовольственную помощь (существительное тысяча управляет родительным падежом существительного семья); В рамках инициативы была оказана поддержка 17 сетям НПО (числительное семнадцать согласуется с существительным сеть). Подробнее см. в «Письмовнике».
Как правильно: при нуле градусов или при нуле градусах?
Ответ справочной службы русского языка
Слово нуль является существительным и управляет родительным падежом: при нуле градусов. Ср.: с миллионом друзей (существительное миллион требует род. падежа от зависимого существительного), с пятью друзьями (числительное и существительное согласуются в падеже).
как правильно пишется: признателен за ответ или признателен ответу (при согласовании существительное употребляется в В.п. или Д.п.)
Ответ справочной службы русского языка
Правилен первый вариант. Слово признательный (признателен) сочетается с дательным падежом слов, которые называют того, кому выражается признательность, например: Я вам очень признателен; Столь же признательны рецензентам, а также ученому секретарю редколлегии.
Добрый день! Подскажите,пожалуйста, как правильно писать (и говорить) «наставник молодЫМ специалистАМ» (Дательный падеж) или «наставник молодЫХ специалистОВ» (Родительный падеж)? И почему?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: наставник (кого?) молодых специалистов. Но возможен контекст и с дательным падежом. Ср.: слуга царю, отец солдатам, наставник молодым специалистам.
Ответ справочной службы русского языка
Глагол хватать (в т. ч. с отрицанием: не хватать) в значении ‘быть достаточным, иметься в необходимой мере, в нужном количестве для кого-, чего-л.’ в безличных предложениях требует формы родительного падежа: хватило минуты, не хватило минуты, не хватило полутора минут.
Поэтому вариант с винительным падежом ошибочный.
Ответ справочной службы русского языка
Ошибки в «Большом толковом словаре» под ред. С. А. Кузнецова (версия 2014 года), размещенном на портале, нет. Различие в словарях, которое Вы обнаружили, свидетельствует об эволюции грамматической нормы. Еще в 1976 году в словаре «Грамматическая правильность русской речи» Л. К. Граудиной, В. А. Ицковича, Л. П. Катлинской была отмечена тенденция к вытеснению родительного падежа со значением части винительным падежом: «При глаголах с общим значением «брать», «давать» (брать, взять, выпить, дать, купить, привезти, принести, съесть и под.) выбор падежной формы, в соответствии со старой нормой, определяется значением этой формы: винительный падеж обозначал полный охват объекта действием, определенное количество, родительный – распространение действия на часть объекта, неопределенное количество, например: Налей себе молока из кувшина (т. е. некоторую часть) – Выпей молоко, которое тебе оставлено. Такое разграничение конструкций существует еще и в настоящее время. Однако наряду с этим… различие между родительным и винительным падежом в описываемых конструкциях нейтрализуется, причем в современном употреблении родительный падеж в количественно-выделительном значении вытесняется винительным. Особенно активно этот процесс происходит в разговорной речи, в которой зафиксировано равное количество употреблений родительного и винительного падежа. Ср.: взять продуктов выпей воды, принеси молока, купить конопляного семени, принести хлеба, грибочков купить надо – брать укроп, дать сдачу, купить цветы, привезти сухари».
Подскажите, очень прошу, в каком падеже нужно ставить “концерт”: Сегодня без радиомикрофонов не проходит ни одного стоящего концерта? или ни один стоящий концерт? Какое здесь правило действует? Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Возможны оба варианта. В случае с родительным падежом это предложение будет безличным, и слова ни одного концерта выступят в роли дополнения. Если используется форма именительного падежа, предложение будет двусоставным, а слова ни один концерт — подлежащим.
Сын (14 лет) написал в сочинении «не ранить чувства других». Ему засчитали грамматическую ошибку. Я написала администрации школы, что это не ошибка. Сочинение сына дали на проверку ещё четырём учителям, все они являются экспертами ЕГЭ. Однако все они тоже ответили, что после «не ранить» обязательно должен стоять родительный падеж, правилен только вариант «Нужно стараться не ранить чувств других», А если написано «не ранить чувства других», получается, что речь идёт об одном чувстве. Я с этим категорически несогласна. Правильны оба варианта. Более того – вариант с родительным падежом устаревший, уже давно в данной конструкции чаще употребляется винительный падеж. Считаю, что в предложении «Нужно стараться не ранить чувства других» однозначно понятно, что имеется в виду не одно чувство. Так как же правильно? И что делать, если 5 экспертов ЕГЭ уверяют, что это грамматическая ошибка? Как ребёнок может доказать им и администрации школы свою правоту?
Ответ справочной службы русского языка
Выбор винительного и родительного падежа при глаголе с отрицанием – это довольно сложная область русской грамматики. «Единая старая норма обязательного родительного падежа при глаголах с отрицанием в современном языке под влиянием разговорной речи не выдерживается: во многих случаях употребление винительного падежа не только предпочитается, но и является единственно правильным» – так написано в академической «Русской грамматике» 1980 года. За прошедшие с того времени 40 лет эта тенденция только укрепилась и усилилась.
Есть ситуации, в которых может употребляться или только родительный, или только винительный падеж. Однако часто можно говорить лишь о предпочтительности одной из форм или о равных возможностях для их употребления. Во многих случаях несколько факторов, влияющих на выбор формы, действуют разнонаправленно. Эти факторы описаны в научной и справочной литературе («Русская грамматика» 1980 г., «Словарь грамматических вариантов русского языка» Л. К. Граудиной, В. А. Ицковича, Л. П. Катлинской, «Практическая стилистика современного русского языка» Ю. А. Бельчикова и др.). Обобщение рекомендаций сделано в «Письмовнике».
В сочетании не ранить чувства других нет признаков, которые указывали бы на обязательность родительного падежа. Винительный падеж подчеркивает конкретность объекта, на который направлено действие. Ю. А. Бельчиков показывает эту особенность на таких примерах: Не делай ошибок и Поупражняйся в написании глагольных форм и больше не делай ошибки. В первом предложении речь идет об ошибках вообще, а во втором – о конкретных орфографических ошибках. В современной нехудожественной литературе сочетание не ранить чувства кого-то (о многих) довольно частотно. Встречается и синонимичное сочетание: не оскорбить чувства других (В. Пелевин), не оскорбить чувства христиан (журн. «Знание – сила»). Возникающая омонимия форм род. падежа ед. числа (такое употребление немного архаично) и вин. падежа множ. числа обычно снимается контекстом.
Мы обсудили Ваш пример с коллегами из отдела культуры русской речи Института русского языка РАН. Е. М. Лазуткина, ведущий научный сотрудник, считает, что в Вашем случае винительный падеж предпочтителен. Другие коллеги склонны принять оба варианта как допустимые. Однако все согласны в том, что сочетание не ранить чувства других не следует считать ошибкой в экзаменационном сочинении.
Добрый день! В словосочетании «перчатки на меху», что такое «на меху», и, если это имя, то в каком падеже стоит? Одним словом, на меху, в лесу, в мозгу какой падеж?
Ответ справочной службы русского языка
В науке есть разные точки зрения на количество падежей в русском языке. Если исходить из того, что падежей шесть (такая система принята в школе), то существительные стоят в предложном падеже. Иначе можно определить падеж существительных как местный.
Местный падеж имеет особые окончания у некоторых существительных мужского рода (говорить о лес-е — находиться в лес-у), у большинства же существительных местный падеж совпадает с предложным падежом (говорить о стол-е — находиться в стол-е).
Здравствуйте! Кенотаф Ивана Иванова или Ивану Иванову?
Ответ справочной службы русского языка
Словарной рекомендации нет, однако корректным представляется управление дательным падежом (по аналогии со словом памятник): кенотаф кому.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, верно ли, возможно ли в стихотворной строке «Терпкой горечи выпью до дна» употребление существительного «Горечь» в родительном падеже? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Такое употребление возможно, хотя сочетание «выпить терпкой горечи» с родительным падежом может иметь значение «выпить какое-то количество, немного терпкой горечи», в связи с этим в сочетании со словами «до дна» лучше использовать винительный падеж.
склонение названий иногда вызвает ступор. например- » фраза «Жительница Домодедова» воспринимается как неверное, хотя склонение подобных названий регламентировано достаточно нечетко. Ваше мнение?
Ответ справочной службы русского языка
Склонение (точнее, управление падежом названия Домодедово) корректно.
Как правильно надеясь достичь лучший берег или надеясь достичь лучшего берега?
Ответ справочной службы русского языка
Корректен вариант с родительным падежом.
Здравствуйте! Хотелось бы узнать, правильным ли считается словосочетание «репетитор русского языка»? С каким падежом сочетается слово «репетитор»? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте, в Древнерусском (Старославянском) существовали краткие личные местоимения «и»,»е»,»ю»,»я» (которые переводятся на русский язык родительным падежом как «его», «его», «её» и «их» соответственно) от которых позднее образовались и относительные местоимения иже, еже, юже, яже. Вопрос: Связаны ли данные личные местоимения с окончаниями имён существительных (являются ли данные личные местоимения йотированными окончаниями имён существительных), исходя из нижеследующих примеров? Острожская библия Быт.9:23 «И въземша симъ иафетъ ризУ и възложиста Ю на обе раме свои» Быт.17:16 «..и дамъ тебе отъ неа чадО, и благословлю Е. » Быт.32:8 «И рече иаковъ аще приидетъ исавъ на единъ полкЪ, и исъсечетъ И.» Премудрости Иисуса, сына Сирахова.7:23 «суть ли ти чадА накажи Я, и преклони отъ юности выю ихъ»
Ответ справочной службы русского языка
Что Вы называете йотированными окончаниями в приведенных примерах?
Эти местоимения нельзя считать «окончаниями», однако они употреблены в соответствующем каждому существительному грамматическом роде и числе, при этом определенные закономерности в склонении существительных и местоимений действительно существуют (в современном русском языке эти закономерности легче проследить по полным прилагательным).