принять кого какой падеж

Склонение слова «принятый»

Слово «принятый» имеет 2 значения с различными морфологическими признаками. Покажем формы изменения слова для каждого значения.

1 принятый — причастие, прошедшее время, страдательный залог.

ПадежЕдинственное число Ед.ч.Множественное число Мн.ч.
Мужской род М.р.Женский род Ж.р.Средний род Ср.р.
Именительный Им.принятыйпринятаяпринятоепринятые
Родительный Род.принятогопринятойпринятогопринятых
Дательный Дат.принятомупринятойпринятомупринятым
Винительный
(одушевленное) Вин.
одуш.
принятогопринятуюпринятоепринятых
Винительный
(неодушевленное) Вин.
неодуш.
принятыйпринятуюпринятоепринятые
Творительный Тв.принятымпринятой, принятоюпринятымпринятыми
Предложный Пред.принятомпринятойпринятомпринятых

Причастие принятый имеет также краткую форму:

Единственное числоМножественное число
МужскойЖенскийСредний
принятпринятапринятоприняты

2 принятый — имя прилагательное, мужской род.

ПадежЕдинственное число Ед.ч.Множественное число Мн.ч.
Мужской род М.р.Женский род Ж.р.Средний род С.р.
Именительный Им.какой?какая?какое?какие?
принятыйпринятаяпринятоепринятые
Родительный Род.какого?какой?какого?каких?
принятогопринятойпринятогопринятых
Дательный Дат.какому?какой?какому?каким?
принятомупринятойпринятомупринятым
Винительный
(одушевленное) Вин.
одуш.
какого?какую?какого?каких?
принятогопринятуюпринятоепринятых
Винительный
(неодушевленное) Вин.
неодуш.
какой?какую?какое?какие?
принятыйпринятуюпринятоепринятые
Творительный Тв.каким?какой?каким?какими?
принятымпринятой, принятоюпринятымпринятыми
Предложный Пред.о каком?о какой?о каком?о каких?
принятомпринятойпринятомпринятых

Прилагательное принятый в краткой форме не склоняется по падежам, но изменяется по числам и по родам в единственном числе.

Единственное число Ед.ч.Множественное число Мн.ч.
Мужской род М.р.Женский род Ж.р.Средний род Ср.р.
каков?какова?каково?каковы?
принятпринятапринятоприняты

Прилагательное принятый не имеет превосходной степени.

Прилагательное принятый не имеет сравнительной степени.

Источник

Падеж имен существительных

Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам.

В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.

Характеристика падежей:

Вспомогательные слова

Кто? лис а

Что? земл я

Что?

Кого? лис ы

Чего? земл и

Кому? лис е

Чему? земл е

Кого? лис у

Что? земл ю

Кем? лис ой

Чем? земл ей

О ком? о лис е

О чем? о земл е

ПадежПадежные вопросыСмысловые вопросы
Именительныйесть
РодительныйнетГде? Как?
ВинительныйвижуГде? Куда?
ТворительныйдоволенГде? Как?
ПредложныйдумаюГде?

Падежи подразделяются на: прямой и косвенные.

Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.

Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.

Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

Над волнами кружили чайки.

Кружили (над чем?) над волнами – Т. п.

Предлоги падежей

Именительный падеж – предлогов нет.

Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с.

Дательный падеж: к, по.

Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за.

Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с.

Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на.

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.

Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).

Лапа (кого?) (лис ы ) медвед я – Р. п. – вижу (кого?) (лис у ) медвед я – В. п.

При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.

Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.

Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.

Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка

В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.

Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по

П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на

В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.

Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом

В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод

При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.

В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент

П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Что такое падеж? Таблица падежей

Падеж — это сло­во­из­ме­ни­тель­ная кате­го­рия име­ни, выра­жа­ю­щая его отно­ше­ние к дру­гим сло­вам, обо­зна­ча­ю­щим пред­мет, при­знак или дей­ствие в предложении.

Узнаем, что такое падеж в рус­ском язы­ке, какие суще­ству­ют паде­жи, на какие вопро­сы отве­ча­ют, как опре­де­лить падеж существительного.

Падеж — это словоизменительная категория

Термин «падеж» назы­ва­ет грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию изме­ня­е­мых слов рус­ско­го языка.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют как изме­ня­е­мые, так и неиз­ме­ня­е­мые сло­ва. У изме­ня­е­мых слов, при­над­ле­жа­щих к име­нам суще­стви­тель­ным, при­ла­га­тель­ным, чис­ли­тель­ным и место­име­ни­ям, мож­но ука­зать фор­му сло­ва, кото­рая соот­вет­ству­ет опре­де­лен­но­му паде­жу. Исходя из это­го, мож­но дать общее опре­де­ле­ние грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии падежа:

А вот как опре­де­ля­ет, что такое падеж, Википедия:

С помо­щью форм сло­ва свя­зы­ва­ют­ся друг с дру­гом в опре­де­лен­ное сооб­ще­ние, фор­ми­ру­ют закон­чен­ную мысль.

Ранней осе­нью в моё окно машет баг­ря­ной макуш­кой клен.

В пер­вой стро­ке запи­сан обыч­ный пере­чень слов, не свя­зан­ных друг с дру­гом. Вторая стро­ка с помо­щью фор­мо­из­ме­не­ния слов (паде­жей) пред­став­ля­ет собой пред­ло­же­ние, в кото­ром содер­жит­ся сооб­ще­ние, закон­чен­ная мысль.

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют шесть паде­жей, кото­рые пред­став­ле­ны ниже в таб­ли­це с вопро­са­ми и предлогами.

Таблица падежей

ПАДЕЖВОПРОСПРЕДЛОГИ
Именительный
(есть)
кто? что?
Родительный
(нет)
кого? чего?с, у, от, до, из, без, для, вокруг, око­ло, воз­ле, кроме
Дательный
(дать)
кому? чему?к, по, бла­го­да­ря, вопре­ки, согласно
Винительный
(вижу)
кого? что?под, за, про, через, в, на, во
Творительный
(дово­лен)
кем? чем?с, со, за, над, под, меж­ду, перед
Предложный
(думать)
о ком? о чем?в, о, об, на, при, по

Падежи в рус­ском язы­ке (таб­ли­ца с вопро­са­ми и с окончаниями)

принять кого какой падеж

принять кого какой падеж

Рассмотрим систе­му паде­жей име­ни суще­стви­тель­но­го, уточ­нив опре­де­ле­ние падежа:

Падежи существительных. Падежные предлоги

Именительный падеж

Именительный падеж упо­треб­ля­ет­ся для наиме­но­ва­ния пред­ме­тов. Это исход­ная, началь­ная фор­ма суще­стви­тель­но­го, кото­рая отве­ча­ет на вопросы:

Именительный падеж все­гда упо­треб­ля­ет­ся без пред­ло­га и назы­ва­ет­ся пря­мым паде­жом в отли­чие от осталь­ных, нося­щих назва­ние кос­вен­ных. В име­ни­тель­ном паде­же суще­стви­тель­ное высту­па­ет в роли под­ле­жа­ще­го в пред­ло­же­нии или имен­ной части сказуемого.

Мой брат учит­ся в шестом классе.

Родительный падеж

Все кос­вен­ные паде­жи (кро­ме пред­лож­но­го) могут упо­треб­лять­ся как с пред­ло­га­ми, так и без них, например:

нет (чего?) дома — оста­но­вил­ся (у чего?) у дома.

Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние паде­жей. Так, с роди­тель­ным паде­жом для обо­зна­че­ния отсут­ствия пред­ме­та, ука­за­ния места, при­чи­ны, цели упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

Например:

С датель­ным паде­жом упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

Винительный падеж

Винительный падеж суще­стви­тель­но­го обо­зна­ча­ет объ­ект дей­ствия и отве­ча­ет на вопро­сы: кого? что?

С суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа в зна­че­нии объ­ек­та, вре­ме­ни, места, уступ­ки упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

Предлоги «в», «на», «за», «под» в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го рас­кры­ва­ют направ­лен­ность на объ­ект действия:

Творительный падеж

С этим паде­жом в зна­че­нии сов­мест­но­сти, места, при­чи­ны упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

Предложный падеж

Предложный падеж суще­стви­тель­но­го обо­зна­ча­ет объ­ект раз­мыш­ле­ний и отве­ча­ет на вопро­сы: о ком? о чём?

Существительное в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа, как гово­рит его назва­ние, упо­треб­ля­ет­ся толь­ко с предлогами:

Предложные фор­мы суще­стви­тель­ных обо­зна­ча­ют объ­ект дей­ствия или место:

Обратим вни­ма­ние, что оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на вопро­сы: кто? кого? кому? кем? о ком?

Неодушевленные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на падеж­ные вопро­сы: что? чего? чему? чем? о чём?

Определение падежа существительного

принять кого какой падеж

Чтобы опре­де­лить падеж суще­стви­тель­но­го, нуж­но пред­при­нять сле­ду­ю­щие действия:

Например, по вопро­су и по окон­ча­нию опре­де­ля­ем падеж суще­стви­тель­но­го «бабуш­ка».

В отдель­ных слу­ча­ях пред­ло­ги явля­ют­ся сред­ством раз­ли­че­ния паде­жей, например:

Система паде­жей состав­ля­ет скло­не­ние изме­ня­е­мых частей речи — имен суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний и чис­ли­тель­ных. Узнаем о типах скло­не­ния имен суще­стви­тель­ных, о том, как опре­де­лить склонение.

Урок русского языка в 3 классе. Падежи имен существительных

Источник

Поиск ответа

Вопрос № 308733

Как правильно: ФАО предоставила 7000 семей/семьям продовольственную помощь. В рамках инициативы была оказана поддержка 17 сетей/сетям НПО.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: ФАО предоставила 7000 семей продовольственную помощь (существительное тысяча управляет родительным падежом существительного семья); В рамках инициативы была оказана поддержка 17 сетям НПО (числительное семнадцать согласуется с существительным сеть). Подробнее см. в «Письмовнике».

Как правильно: при нуле градусов или при нуле градусах?

Ответ справочной службы русского языка

Слово нуль является существительным и управляет родительным падежом: при нуле градусов. Ср.: с миллионом друзей (существительное миллион требует род. падежа от зависимого существительного), с пятью друзьями (числительное и существительное согласуются в падеже).

как правильно пишется: признателен за ответ или признателен ответу (при согласовании существительное употребляется в В.п. или Д.п.)

Ответ справочной службы русского языка

Правилен первый вариант. Слово признательный (признателен) сочетается с дательным падежом слов, которые называют того, кому выражается признательность, например: Я вам очень признателен; Столь же признательны рецензентам, а также ученому секретарю редколлегии.

Добрый день! Подскажите,пожалуйста, как правильно писать (и говорить) «наставник молодЫМ специалистАМ» (Дательный падеж) или «наставник молодЫХ специалистОВ» (Родительный падеж)? И почему?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: наставник (кого?) молодых специалистов. Но возможен контекст и с дательным падежом. Ср.: слуга царю, отец солдатам, наставник молодым специалистам.

Ответ справочной службы русского языка

Глагол хватать (в т. ч. с отрицанием: не хватать) в значении ‘быть достаточным, иметься в необходимой мере, в нужном количестве для кого-, чего-л.’ в безличных предложениях требует формы родительного падежа: хватило минуты, не хватило минуты, не хватило полутора минут.

Поэтому вариант с винительным падежом ошибочный.

Ответ справочной службы русского языка

Ошибки в «Большом толковом словаре» под ред. С. А. Кузнецова (версия 2014 года), размещенном на портале, нет. Различие в словарях, которое Вы обнаружили, свидетельствует об эволюции грамматической нормы. Еще в 1976 году в словаре «Грамматическая правильность русской речи» Л. К. Граудиной, В. А. Ицковича, Л. П. Катлинской была отмечена тенденция к вытеснению родительного падежа со значением части винительным падежом: «При глаголах с общим значением «брать», «давать» (брать, взять, выпить, дать, купить, привезти, принести, съесть и под.) выбор падежной формы, в соответствии со старой нормой, определяется значением этой формы: винительный падеж обозначал полный охват объекта действием, определенное количество, родительный – распространение действия на часть объекта, неопределенное количество, например: Налей себе молока из кувшина (т. е. некоторую часть) – Выпей молоко, которое тебе оставлено. Такое разграничение конструкций существует еще и в настоящее время. Однако наряду с этим… различие между родительным и винительным падежом в описываемых конструкциях нейтрализуется, причем в современном употреблении родительный падеж в количественно-выделительном значении вытесняется винительным. Особенно активно этот процесс происходит в разговорной речи, в которой зафиксировано равное количество употреблений родительного и винительного падежа. Ср.: взять продуктов выпей воды, принеси молока, купить конопляного семени, принести хлеба, грибочков купить надобрать укроп, дать сдачу, купить цветы, привезти сухари».

Подскажите, очень прошу, в каком падеже нужно ставить “концерт”: Сегодня без радиомикрофонов не проходит ни одного стоящего концерта? или ни один стоящий концерт? Какое здесь правило действует? Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Возможны оба варианта. В случае с родительным падежом это предложение будет безличным, и слова ни одного концерта выступят в роли дополнения. Если используется форма именительного падежа, предложение будет двусоставным, а слова ни один концерт — подлежащим.

Сын (14 лет) написал в сочинении «не ранить чувства других». Ему засчитали грамматическую ошибку. Я написала администрации школы, что это не ошибка. Сочинение сына дали на проверку ещё четырём учителям, все они являются экспертами ЕГЭ. Однако все они тоже ответили, что после «не ранить» обязательно должен стоять родительный падеж, правилен только вариант «Нужно стараться не ранить чувств других», А если написано «не ранить чувства других», получается, что речь идёт об одном чувстве. Я с этим категорически несогласна. Правильны оба варианта. Более того – вариант с родительным падежом устаревший, уже давно в данной конструкции чаще употребляется винительный падеж. Считаю, что в предложении «Нужно стараться не ранить чувства других» однозначно понятно, что имеется в виду не одно чувство. Так как же правильно? И что делать, если 5 экспертов ЕГЭ уверяют, что это грамматическая ошибка? Как ребёнок может доказать им и администрации школы свою правоту?

Ответ справочной службы русского языка

Выбор винительного и родительного падежа при глаголе с отрицанием – это довольно сложная область русской грамматики. «Единая старая норма обязательного родительного падежа при глаголах с отрицанием в современном языке под влиянием разговорной речи не выдерживается: во многих случаях употребление винительного падежа не только предпочитается, но и является единственно правильным» – так написано в академической «Русской грамматике» 1980 года. За прошедшие с того времени 40 лет эта тенденция только укрепилась и усилилась.

Есть ситуации, в которых может употребляться или только родительный, или только винительный падеж. Однако часто можно говорить лишь о предпочтительности одной из форм или о равных возможностях для их употребления. Во многих случаях несколько факторов, влияющих на выбор формы, действуют разнонаправленно. Эти факторы описаны в научной и справочной литературе («Русская грамматика» 1980 г., «Словарь грамматических вариантов русского языка» Л. К. Граудиной, В. А. Ицковича, Л. П. Катлинской, «Практическая стилистика современного русского языка» Ю. А. Бельчикова и др.). Обобщение рекомендаций сделано в «Письмовнике».

В сочетании не ранить чувства других нет признаков, которые указывали бы на обязательность родительного падежа. Винительный падеж подчеркивает конкретность объекта, на который направлено действие. Ю. А. Бельчиков показывает эту особенность на таких примерах: Не делай ошибок и Поупражняйся в написании глагольных форм и больше не делай ошибки. В первом предложении речь идет об ошибках вообще, а во втором – о конкретных орфографических ошибках. В современной нехудожественной литературе сочетание не ранить чувства кого-то (о многих) довольно частотно. Встречается и синонимичное сочетание: не оскорбить чувства других (В. Пелевин), не оскорбить чувства христиан (журн. «Знание – сила»). Возникающая омонимия форм род. падежа ед. числа (такое употребление немного архаично) и вин. падежа множ. числа обычно снимается контекстом.

Мы обсудили Ваш пример с коллегами из отдела культуры русской речи Института русского языка РАН. Е. М. Лазуткина, ведущий научный сотрудник, считает, что в Вашем случае винительный падеж предпочтителен. Другие коллеги склонны принять оба варианта как допустимые. Однако все согласны в том, что сочетание не ранить чувства других не следует считать ошибкой в экзаменационном сочинении.

Добрый день! В словосочетании «перчатки на меху», что такое «на меху», и, если это имя, то в каком падеже стоит? Одним словом, на меху, в лесу, в мозгу какой падеж?

Ответ справочной службы русского языка

В науке есть разные точки зрения на количество падежей в русском языке. Если исходить из того, что падежей шесть (такая система принята в школе), то существительные стоят в предложном падеже. Иначе можно определить падеж существительных как местный.

Местный падеж имеет особые окончания у некоторых существительных мужского рода (говорить о лес-е — находиться в лес-у), у большинства же существительных местный падеж совпадает с предложным падежом (говорить о стол-е — находиться в стол-е).

Здравствуйте! Кенотаф Ивана Иванова или Ивану Иванову?

Ответ справочной службы русского языка

Словарной рекомендации нет, однако корректным представляется управление дательным падежом (по аналогии со словом памятник): кенотаф кому.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, верно ли, возможно ли в стихотворной строке «Терпкой горечи выпью до дна» употребление существительного «Горечь» в родительном падеже? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Такое употребление возможно, хотя сочетание «выпить терпкой горечи» с родительным падежом может иметь значение «выпить какое-то количество, немного терпкой горечи», в связи с этим в сочетании со словами «до дна» лучше использовать винительный падеж.

склонение названий иногда вызвает ступор. например- » фраза «Жительница Домодедова» воспринимается как неверное, хотя склонение подобных названий регламентировано достаточно нечетко. Ваше мнение?

Ответ справочной службы русского языка

Склонение (точнее, управление падежом названия Домодедово) корректно.

Как правильно надеясь достичь лучший берег или надеясь достичь лучшего берега?

Ответ справочной службы русского языка

Корректен вариант с родительным падежом.

Здравствуйте! Хотелось бы узнать, правильным ли считается словосочетание «репетитор русского языка»? С каким падежом сочетается слово «репетитор»? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте, в Древнерусском (Старославянском) существовали краткие личные местоимения «и»,»е»,»ю»,»я» (которые переводятся на русский язык родительным падежом как «его», «его», «её» и «их» соответственно) от которых позднее образовались и относительные местоимения иже, еже, юже, яже. Вопрос: Связаны ли данные личные местоимения с окончаниями имён существительных (являются ли данные личные местоимения йотированными окончаниями имён существительных), исходя из нижеследующих примеров? Острожская библия Быт.9:23 «И въземша симъ иафетъ ризУ и възложиста Ю на обе раме свои» Быт.17:16 «..и дамъ тебе отъ неа чадО, и благословлю Е. » Быт.32:8 «И рече иаковъ аще приидетъ исавъ на единъ полкЪ, и исъсечетъ И.» Премудрости Иисуса, сына Сирахова.7:23 «суть ли ти чадА накажи Я, и преклони отъ юности выю ихъ»

Ответ справочной службы русского языка

Что Вы называете йотированными окончаниями в приведенных примерах?

Эти местоимения нельзя считать «окончаниями», однако они употреблены в соответствующем каждому существительному грамматическом роде и числе, при этом определенные закономерности в склонении существительных и местоимений действительно существуют (в современном русском языке эти закономерности легче проследить по полным прилагательным).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *