прилагательное в каком классе изучают
Система изучения имен прилагательных в начальных классах
Система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение материала как со стороны лексики, так и со стороны грамматики. Во II классе учащиеся наблюдают над лексическим значением имен прилагательных, учатся ставить к этим словам вопросы какой? какая? какое? к а к и е?; в III классе изучаются изменения прилагательных по родам и числам (в зависимости от имен существительных), а в IV классе — склонение прилагательных и правописание падежных окончаний. Одновременно на уроках русского языка и чтения в речь детей вводятся новые имена прилагательные, уточняется смысл ранее известных. Формируется умение правильно употреблять их в связной речи.
Методика изучения имен прилагательных обусловлена прежде всего их лингвистическими особенностями. Прилагательные обозначают признак предмета. Сущность смыслового значения прилагательных требует рассматривать их в связи с существительными. Грамматические признаки прилагательных (род, число, падеж) также зависят от имени существительного. Поэтому для понимания имен прилагательных важно уже со II класса направить внимание детей на установление зависимости имени прилагательного от имени существительного. Во II классе конкретно это выражается в том, что учащиеся, во-первых, подбирают признак к предмету и, во-вторых, развивают умение устанавливать с помощью вопроса связь слов в предложении, т. с. выделять словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного (без термина). Позднее, в III и IV классах, эта зависимость все более конкретизируется: в каком числе, роде, падеже стоит имя существительное, в таком же роде, числе, падеже употребляется и имя прилагательное.
В литературе (С. Ф. Жуйков, М. С. Ягодина и др.) отмечается, что распознавание прилагательных среди других частей речи представляет определенную трудность для младших школьников. Особенно затрудняют прилагательные, лексическое значение которых не совпадает с грамматическим (сыпучий, пахучий, висячий). Учащиеся нередко откосят к прилагательным имена существительные доброта, храбрость, голубизна, т. е. существительные, обозначающие качества.
Первый этап(II класс). Первоначальное
ознакомление с прилагательными начинается
с наблюдений над лексическим значением прилагательных и вопросов, на которые они отвечают. Признаки предметов разнообразны и
могут характеризовать предмет со стороны цвета,
формы, величины, материала, назначения, принадлежности и т. д.
Следовательно, для формирования понятия нужно раскрыть это многостороннее значение прилагательных. Учитель показывает предмет
или изображение предмета, учащиеся называют его признаки и
записывают, например: мяч (какой?) красный, круглый, резиновый, легкий, маленький. Лента (какая?) синяя, широкая.
Осознанию учащимися роли в нашей речи слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое?, способствует, например, сравнение текста без имен прилагательных и с именами, прилагательными. Точность описания значительно повышается, если используются слова, обозначающие признаки предметов.
Правильная постановка к словам вопросов какой? к а к а я? какое? по своей сути связана с пониманием рода имен существительных и имен прилагательных и синтаксической зависимости имен прилагательных от имен существительных. Поскольку с категорией рода учащиеся знакомятся только в III классе, второклассники учатся ставить вопрос, руководствуясь смыслом слов; помидор какой? спелый, слива какая? спелая, яблоко какое? спелое. Распознавание слов, отвечающих на вопрос какие?, и слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? (единственное и множественное число), целесообразно связать с наблюдениями надколичеством предметов. Это вносит элемент осознанности в действия учащихся.
Большое место при изучении имен прилагательных занимают творческие работы, как устные, так и письменные: описание экскурсии в лес, парк, описание птиц, зверей. Широкое применение на уроках находит наглядность в виде предметов, картин, предметных рисунков. В ходе наблюдений за теми или иными явлениями учащиеся учатся выделять признаки предметов и подбирать точные слова, называющие эти признаки. Эффективными являются следующие виды упражнений:
1. Распространение предложений.
2. Восстановление деформированных предложений и деформированных текстов.
3. Составление текстов по картинке и опорным словам.
Упражнения такого вида развивают умение точно и грамматически правильно употреблять слова, учитывая связь прилагательного с именем существительным.
Второй этап (III– IV класс) в основном направлен на решение трех задач: формирование понятия «имя прилагательное», развитие умения употреблять прилагательные в речи, формирование навыка правописания родовых окончаний имен прилагательных. Все три задачи решаются по взаимосвязи.
Формирование понятия «имя прилагательное» находится в прямой зависимости от уровня овладения учащимися обобщенной категорией «признак предмета». С этой целью проводится классификация слов, обозначающих цвет, вкус, запах, размер, материал, из которого сделан предмет, и обобщение особенностей таких слов. В качестве общих существенных свойств выделяются не только лексические значения слов, как это делалось во II классе, но и характерные грамматические особенности. На основе обобщения свойств конкретных имен прилагательных третьеклассники выделяют показатели, свойственные именам прилагательным как части речи: а) обозначают признак предмета, б) отвечают на вопросы какой? какая? какое? в) изменяются по родам и числам, г) относятся к существительным, вместе с которыми образуют словосочетания.
Формирование понятия «имя прилагательное» непосредственно связано с развитием речи. Особенно важно использовать для наблюдений прилагательные, обозначающие разнообразные качества людей (чуткий, отзывчивый, любознательный, аккуратный, прозорливый, добрый, трудолюбивый и пр.). Большие возможности по обогащению словаря детей открываются для учителя при умелом использовании, связей уроков чтения и русского языка.
Изучение «имени прилагательного» по классам.
Начальным этапом изучения частей речи (без терминов), в том числе имени прилагательного, является второй класс.
Дети 2 класса изучают следующие темы и вопросы: Общее значение прилагательного. Вопросы прилагательного: какой? какая? какое? какие? Роль имен прилагательных в речи. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные близкие и противоположные по смыслу. Наблюдения за согласованием в числе имени существительного и глагола, имени существительного и прилагательного.
Учащиеся второго класса овладевают следующими умениями:
— распознавать и осознанно употреблять в речи слова, обозначающие признаки предметов;
— характеризовать предметы с разных сторон;
— сопоставлять и сравнивать термины по одному из признаков (составлять пары имени прилагательного с противоположными значениями);
— различать слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? и слов, отвечающих на вопросы какие? (правильно ставить вопросы к имени прилагательному в единственном и множественном числе).
Класс.
В 3 классе изучаются такие темы как: Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Число и род прилагательных. Изменение прилагательных по вопросам, числам, родам. Понятие о склонении прилагательных. Прилагательные с твердой и мягкой основами. Родовые окончания прилагательных. Употребление имени прилагательного в речи.
Изучение темы «Имя прилагательное» в третьем классе имеет следующие задачи:
1) развитие умения распознавать имя прилагательное в тексте, находить имя существительное, к которому относится имя прилагательное;
2) развитие умения точно употреблять имя прилагательное в устной и письменной речи;
3) расширение знаний школьников об окружающей действительности; развитие умения наблюдать, подмечать разнообразные признаки предметов;
4) формирование грамматического понятия «имя прилагательное»: выделение показателей, характерных для имени прилагательного как части речи (обозначение признака предмета, ответа на вопросы какой? какая? какое? какие?, изменение по роду и числу, в предложении чаще всего бывает второстепенным и поясняет имя существительное);
5) углубление представлений учащихся об имени прилагательном, ознакомление с синонимическим рядом слов, их ролью в речи;
6) ознакомление с особенностями текста – описание и формирование умения составлять такой текст;
7) ознакомление с изменением имени прилагательного по родам и формирование навыков правописания родительных окончаний имени прилагательного;
8) развитие умения определять число имени прилагательного;
Предметом постоянных наблюдений является также употребление слов в прямом и переносном значении.
Развивается умение производить лексический анализ текста (в частности, обращать внимание на точное употребление имени прилагательного в тексте в соответствии с авторским замыслом). Наряду с лексическим, уделяется внимание грамматическому значению и грамматическим формам имени прилагательного, а также его роли в предложении.
В 4 классе ведущим направлением работы по языку является функционально-синтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. В 4 классе рассматриваются такие темы: имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении. Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаний имен прилагательных.
В 4 классе даются понятия о склонении имен прилагательных, некоторых случаях образования прилагательных с помощью суффиксов. Получают понятия о правописании безударных окончаний прилагательного.
Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением имен существительных, изменением их по падежам, склонением имен прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи — наречием. На этом этапе начинается работа над формированием сложных орфографических навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений (в ознакомительном плане), безударных личных окончаний глаголов. Развивается умение анализировать слово в единстве всех его сторон: смысловой, произносительной, словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Все части речи изучаются на синтаксической основе. При работе с 4-классниками следует ориентироваться на такие задачи:
1) усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи (обобщённое лексическое значение имён прилагательных, их изменение по родам, числам и падежам, зависимость имён прилагательных от имён существительных);
2) развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи;
3) формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе;
4) усовершенствование навыка правописания родовых окончаний прилагательных;
5) развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте.
При изучении падежей имён прилагательных ведущей является опора на словосочетание. Новым для учащихся 4 класса является склонение имени прилагательного и правописание падежных окончаний.
3.3.2. УМК «Система начального образования Л.В. Занкова»
1) обучение на высоком уровне трудности;
2)включение изучаемых дидактических единиц в многообразие функциональных связей (в прежней редакции — изучение материала быстрым темпом);
3) сочетание чувственного и рационального познания (в прежней редакции — ведущая роль теоретических знаний);
4) осознание школьниками процесса учения;
5) развитие всех учащихся, независимо от уровня их школьной зрелости.
Принципиальными являются следующие особенности данного УМК:
• учебный материал во всех учебниках представлен в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по открытию и усвоению новых знаний;
• особое значение имеет организация учебного материала в различных формах сравнения, в том числе и для постановки проблемных задач. Учебники обеспечивают регулярность включения подобных упражнений в процесс учения школьника;
• учебный материал направлен на формирование умений мыслительной деятельности: классифицировать (предметы и понятия путем формирования соответствующих операций), формулировать выводы, проводить анализ условий заданий и задач. Развитие обобщений у школьников базируется как на индуктивном, так и на дедуктивном пути в зависимости от характера раскрываемых знаний [34, c.7].
Среди особенностей курса русского языка в системе начального образования Л.В. Занкова можно выделить следующие:
• курс изучается в единстве двух форм его существования: как система русского языка и как повседневная речевая деятельность;
• обучение чтению строится на аналитико-синтетическом звукобуквенном методе, причем на первом этапе введено опосредованное чтение рисунков, пиктограмм, схем слов и предложений, перекодирование разных шрифтов, разгадывание ребусов;
• в ходе освоения нового материала активизируются объективно существующие языковые связи, их круг расширяется, осуществляется систематический возврат к ранее изученному;
Авторы концепции считают, что для осознанного изучения средств выражения мысли ребёнку с самого начала необходимо увидеть общую картину языковой системы, понять, как она построена.
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 812; Нарушение авторского права страницы
Имя прилагательное изучают в каком классе
Разработка урока русского языка в 5 классе «Имя прилагательное. Повторение изученного в начальных классах»
Учебник: Русский язык 5 класс. – Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др.
Тема: Повторение изученного в начальных классах. Имя прилагательное
Цель: повторить и закрепить знания учащихся о прилагательном, отрабатывать навык определения рода, падежа, числа, навык правильного употребления их в речи, нахождение в тексте, воспитание чувства прекрасного, прививать любовь к природе.
Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Книжка, ручка и тетрадка?
Карандаш, дневник, линейка?
И хорошее настроение?
Сценка «В грамматике силён».
Правдин: Это грамматика. Что же вы в ней знаете?
Митрофан: Много чего. Существительное да прилагательное.
Правдин: Дверь, какое имя?
Митрофан: Котора дверь? Эта? Прилагательное.
Правдин: Почему же?
Митрофан: Потому что она к своему месту приложена. Вон у чулана неделю дверь стоит еще не навешена. Так та покамест существительна.
О каких именах здесь идет речь?
Согласны ли вы с Митрофанушкой? И почему?
Подумайте, случайно ли мы говорим о существительном и прилагательном?
На предыдущих уроках мы много говорили о существительном. Сегодня пришла очередь поговорить о прилагательном. Нужны ли нам прилагательные?
А теперь послушайте стихотворение и ещё раз ответьте, какова роль прилагательного?
Очень занимательное имя прилагательное,
Трудно будет без него, если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это!
Как без признаков предмета.
Будем спорить, говорить!
Веселиться и шутить!
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая»,
«Красивая, любимая»,
Отцу, и брату, и сестре.
Не сможем говорить негде,
Эти замечательные
При – ла – га – тель – ные
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять
Давайте сформулируем цели сегодняшнего урока. Что мы должны узнать, чему нужно научиться?
Выразительное чтение отрывка из стихотворения С. Есенина, написанного на доске.
Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом.
Назовите части речи. Выпишите имена прилагательные со словами, к которым они относятся.
Что вы знаете об имени прилагательном? Чем отличается прилагательное от имени существительного?
Графически обозначьте окончания прилагательных. Образец: зорька (какая?) красная
Как проверить окончания имён прилагательных?
Объяснительный диктант: Запишите под диктовку, объясните графически окончания прилагательных и написание и — е в окончаниях имен существительных.
На праздничной улице, легкой зяби, из-за далекого горизонта, на тяжелой работе, властного голоса, о гибком пруте, зябкого дыхания, о низком навесе, у громоздкой стройки, о ненастной погоде, в лесной избушке, о счастливой жизни.
Какие написания вы могли бы ещё объяснить?
Какие не можете? Проверьте по словарю.
Информация о домашнем задании
Прочитайте задание, всё ли вам понятно:
упр.100 или 101 (по желанию)
Повторим, как проверить написание окончания прилагательных.
Работа по определению роли прилагательного в тексте — упр. 98.
Сравните два текста. В каком из них более ярко описан сад в конце лета?
Чем это достигается?
Сейчас на улице зима. Зима — удивительное время года. Давайте ненадолго пригласим её к нам на урок. Пусть она станет гостьей нашего урока.
Составьте 4 – 5 предложений с прилагательными о зиме. Расскажите о цвете, форме, размере снежинок на окнах и деревьях.
Прочитайте текст. Кто автор этих строк?
Вечер, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
О чём стихотворение? Какие картины рисует поэт?
Какими чувствами проникнуты строки?
Выписать словосочетания «прил. + сущ.», определите падеж имен прилагательных.
А есть ли в этом предложении прилагательные, стоящие во множественном числе?
Назовите прилагательное мужского рода, женского рода, среднего рода.
Выясним, какую роль в предложении выполняет имя прилагательное.
Разбор предложения: Красив, чудесен русский лес зимою!
А каков сейчас русский лес? (голый, печальный, мрачный, прозрачный, унылый, угрюмый).
Творческая работа: сделать текст красивым. А для этого, конечно, нужно вставить прилагательные.
Красив, чудесен русский лес зимою. (Глубокие, чистые) лежат под деревьями сугробы. Над (лесными) тропинками (кружевными, белыми) арками согнулись под тяжестью инея стволы (молодых) березок. (Тяжелыми) шапками (белого) снега покрыты (темно – зеленые) ветви (высоких и маленьких) елей. (Высокие) вершины елей унизаны ожерельем (лиловых) шишек с (веселым) свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки (красногрудых) клестов.
Прочитайте, свой текст. А вот как он звучит у Соколова–Микитова.
Резерв. Самостоятельная работа: Упр. 102.
Наш урок подходит к завершению. Вы сегодня были активны, внимательны, потрудились на славу. Подведем итоги.
Ребята, давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед уроком. Удалось ли нам их решить?
Что нового вы узнали на уроке?
Когда нам пригодятся наши знания?
Я думаю, что мы с вами справимся со всеми трудностями. Спасибо за работу на уроке.
Изучение темы «Имя прилагательное» в 5-6 классе.(Из опыта работы).
Изучение темы «Имя прилагательное» в 5-6 классе.(Из опыта работы).
Одним из важнейших моментов эффективности преподавания русского языка является связь нового материала с изученным ранее. Словесники средних классов должны внимательно изучить программу начальной школы не с целью контроля, а для ознакомления с объёмом изучаемого материала. Очень часто учитель в пятых классах изучает морфологию и орфографию так, будто учащиеся первый раз слышат об имени прилагательном, приставках и т.д. Поэтому планируя уроки по каждой теме, надо сравнить с программой начальной школы. Из этого сравнения можно сделать выводы, какие темы надо повторять, а какие изучать. Можно использовать такой прием, как работа с учебником 4 класса, это поможет осуществить принцип преемственности.
Изложение программного материала не следует ограничивать примерами из учебника. Оно должно быть основано на стилистических и лексических упражнениях, касающихся данной темы, взятых из живой речи, из лучших образцов художественной литературы и публицистики, а также на упражнениях, стимулирующих развитие не только грамматического, но и логического мышления учащихся. Это требование учитель должен предъявлять к своим урокам не эпизодически, а каждодневно.
Разберём, например, первый урок по теме «Имя прилагательное». На первом этапе происходит актуализация ранее изученных знаний. Учащиеся вспоминают, что имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Чей? Но при этом роль прилагательного в живой речи им не совсем ясна. То есть учащиеся должны познакомиться со стилистической и смысловой функцией этой части речи.
Пятиклассники обычно, кроме эпитетов-признаков плохой-хороший, затрудняются дать другую оценку ответа товарища, состояния своей тетради, состояния погоды, характера человека, просмотренной кинокартины или прочтённой книги. Не все учащиеся могут использовать богатую стилистическую и смысловую роль прилагательных в речи. На материале учебника можно выяснить, признаками предмета являются цвет, материал, размер, качество. Но этого недостаточно.
Возьмем, к примеру, существительное пальто. Предлагаем классу подумать, сколько можно указать признаков этого предмета.
По цвету: синее, зелёное
По материалу: суконное, меховое, бостоновое
По времени носки: новое, старое
По сезону: летнее, зимнее, демисезонное
По защите от холода: теплое, холодное
По принадлежности: бабушкино, мамино
По возрасту владельца: детское, подростковое
По полу владельца: мужское, женское
По внешнему виду: мятое, аккуратное
По фасону: модное, старомодное
Пор цене: дорогое, дешёвое
По размеру: узкое, широкое, тесное, длинное
По прочности: крепкое, ноское
По месту изготовления: московское, ульяновское
По оценке владельца: любимое, удобное, надоевшее
После проведённой работы учащиеся уже сравнительно легко подбирают прилагательные – признаки к словам ученик, книга, ответ.
Например, ученик внимательный, рассеянный, старательный, беззаботный, опрятный, вежливый, грубый, доверчивый, терпеливый, настойчивый, легкомысленный, вдумчивый, прилежный, ленивый, грустный, весёлый, способный, одарённый.
Задание можно менять: подобрать антонимы, синонимы, отрицательные признаки, положительные признаки.
Такая работа над понятием «признак предмета» показывает ученику богатство лексических возможностей нашего языка, помогает развитию их логического мышления (видовое, внутривидовое деление, синонимичность, антонимичность лексики), помогает лексико-стилистическому обогащению речи учащихся.
Учителю следует избегать шаблонных форм ведения урока. Хорошо, когда каждый урок отличается от предыдущего и своей организацией. Нужно разнообразить формы и виды грамматических заданий, чтобы держать внимание всего класса в напряжении, давать своими вопросами работу мышлению школьника, использовать такие формы тренировочных упражнений, которые требовали бы от учеников усилий. Весь класс должен втягиваться в работу.
Задания учебник «прочтите», «укажите», «подчеркните» достаточно однообразны. На уроке лучше использовать упражнения, которые требуют наиболее активной мысли учащихся: разбить прилагательные на группы, близкие по значению, с каждым синонимом составить предложение (устно или письменно); изменить данные предложения по образцу (Нитка толще волоса – Волос тоньше нитки). Необходимо видоизменять задания к упражнениям. Например, нужно образовать прилагательные от существительных с помощью суффиксов. Усложняем задание и предлагаем к каждому прилагательному подобрать существительное:
Очень важны при изучении темы «Имя прилагательное» следующие задания:
1. Составить предложения с данной грамматической формой (с превосходной степенью от прилагательного глубокий).
2. Найти в данном художественном тексте (стихотворении, рассказе) предложения с нужной грамматической формой прилагательного.
3. образовать предложения из слов, данных в начальной форме (в форме родительного падежа, предложного падежа и т.д.).
4. Образовать от данных слов те или иные словосочетания: осень, ненастье – осеннее ненастье, ненастная осень; стужа, зима – зимняя стужа, студёная зима; лето, жара – летняя жара, жаркое лето; сосна, лес – сосновый лес, лесная сосна; длина, дорога – длинная дорога, длина дороги; пОзднее, позднЕе – пОздний час, позднЕе сделано.
Очень полезны задания по предыдущим записям в тетради. Например, можно материал из работы над признаками прилагательных к слову пальто использовать при изучении темы «Разряды прилагательных». Даём задание определить, какие прилагательные здесь качественные, относительные и притяжательные. Такие задания по предыдущим записям в тетрадях повышают в глазах учащихся роль тетради, чувство ответственности к её состоянию.