при планировании воспитателю доу необходимо соблюдать определенные условия какие

Особенности планирования деятельности воспитателя

План работы, согласно требованиям ФГОС, обязаны составлять все воспитатели детского сада. Планирование часто вызывает трудности, не все понимают его важность. Рассмотрим, какие виды планов существуют и что следует включить в планы воспитателю, работающему в дошкольном учреждении.

Виды планирования

В ДОУ используются трехуровневая система планирования. Она включает:

Для старшего воспитателя — это месячный или недельный план работы с воспитателями, а для воспитателя план может быть еженедельным или ежедневным и описывать работу с детьми и их родителями.

Для чего нужны планы

при планировании воспитателю доу необходимо соблюдать определенные условия какие

Не относитесь к планам исключительно как к отчетному документу, который нужно вести только потому, что этого требует начальство. Планы воспитателя — это рабочий инструмент, который помогает в достижении запланированных целей. Заранее составленный план позволит использовать все возможности для воспитания и избежать спешки, ошибок или чрезмерной нагрузки на детей. Ни одна важная задача не будет пропущена.

План облегчает воспитателю работу в группе — если каждая минута рабочего дня расписана, не нужно задумываться, что сделать сейчас и какие материалы для этого потребуются. Зная, что вы должны сегодня сделать, вы будете более собранны и спокойны.

Чтобы успешно планировать работу, используйте методические пособия, и рекомендации, которые дают старший воспитатель и методист, пройдите курсы повышения квалификации.

Источник

Консультация для воспитателей «Планирование образовательного процесса в ДОУ» (для воспитателей со стажем работы менее 3-х лет)

при планировании воспитателю доу необходимо соблюдать определенные условия какие Валерия Кадеева
Консультация для воспитателей «Планирование образовательного процесса в ДОУ» (для воспитателей со стажем работы менее 3-х лет)

Консультация для воспитателей «Планирование образовательного процесса в ДОУ» (для воспитателей со стажем работы менее 3-х лет)

Ф. И. О ст. воспитателя Кадеева Валерия Николаевна

МАДОУ детский сад № 453 г. Нижний Новгород

Основой образовательного процесса является планирование.

План – это рабочий документ, назначение которого – помочь в достижении намеченных задач. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе. План – это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса.

Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. Планирование – это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.

Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой.

Каждый педагог всегда четко должен знать, что при планировании педагогического процесса необходимо соблюдать требования СанПиН к режиму дня и организации воспитательно-образовательно процесса.

Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования у ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе,постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее. Недельное планирование одного воспитателя (если работа в паре) или другие формы являются нарушением цели планирования.

При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Планирование в ДОУ основано на:

1. Образовательной программе ДОУ, принятой на педсовете и утвержденной заведующим.

2. Плане на учебный год, принятом на педсовете и утвержденным заведующим.

3. Циклограмме деятельности воспитателя (не обязательно, но облегчает работу при планировании)

4. Календарном плане воспитательно-образовательной работы.

План работы с детьми является обязательной педагогической документацией воспитателя. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной форме для педагога. Однако существует ряд принципов, которые педагогу необходимо соблюдать при планировании:

принцип развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;

принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;

принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

принцип соответствия содержания форм и организации детей возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

Реализация принципа комплексно-тематического планирования образовательного процесса

В первую очередь тематическое планирование – это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по сем образовательным областям (физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому).

Алгоритм планирования образовательного процесса на учебный год можно представить следующим образом:

Шаг первый – выбор основы для построения тематического календаря. Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год («Времена года», «Труд взрослых», «Безопасность на дороге», «Новый год», «Москва» и др.). Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива (День знаний, День города, Осенняя ярмарка, День рождения группы, Новый год и др.).

Шаг второй – распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов.

Тематика, выбранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем.

Планирование тематической недели должно основываться на определенной системе общих требований.

Прежде всего, необходимо выделить цель и задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы воспитанников и темой недели.

Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить. Цель – это общий результат. Цель бывает одна, а задач может быть много.Цель всегда отвечает на вопрос: ЧТО? (формирование, расширение, совершенствование). Например, в младшей группе при планировании на тему «Мамин праздник» цель (на всю неделю): ЧТО? Формирование у детей представления о празднике мам и бабушек. ЧТО? Воспитание чувства любви и заботливое отношение к близким. ЧТО? Формирование дружелюбных отношений между детьми и т. д. Исходя из поставленной цели, планируется вся деятельность, по возможности с опорой на тему недели. Организованная образовательная деятельность не всегда совпадает с темой недели, т. к. литература, предлагаемая программой «От рождения до школы» не разработана по тематическому принципу. Принцип тематического планирования ФГОС ДО такого подхода не требует, т. к. достаточно с этой целью обогатить предметно-пространственную среду группы по теме.

Задача – это то, что требует выполнения, разрешения.Задача всегда отвечает на вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ? (обучать, формировать, приобщать). Например, слушание и пение песни «Наши бабушки».Задачи: побуждать эмоционально откликаться на музыкальное произведение, развивать музыкальный слух и память, совершенствовать певческие навыки. Пальчиковая гимнастика «Мамины помощники».Задачи: развивать координацию движений кистей и пальцев рук. Игровая ситуация «Семейный праздник».Задачи: закреплять умение сервировать стол, закрепить название чайной и столовой посуды.

Далее следует отобрать содержание образовательно материала согласно образовательной программе. Продумать формы, методы и приемы работы с детьми по реализации программных задач. Подготовить оборудование и продумать, какие изменения необходимо внести в предметно-развивающую среду группы (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, дидактических игр и др.).

Алгоритм действия педагога в рамках тематической недели может быть следующим:

выделение из программы и формулирование педагогической цели недели, задач развития ребенка (детей);

отбор педагогического содержания (из разных образовательных областей);

выделение события недели, основной формы организации детско-взрослой деятельности; формулировка индивидуальных обучающих, развивающих задач для каждого ребенка и группы в целом;

отбор методов и приемов работы с детьми и с каждым ребенком в отдельности;

практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели;

продумывание и организация процесса обсуждения результатов проживания с детьми события недели, при этом важно подчеркнуть роль каждого ребенка в его подготовке и проведении;

фиксации результатов освоения детьми образовательных задач.

Эффективность комплексно-тематического планирования

По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал. Ребенок не перенапрягается, т. к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т. к. они «проживают» тему не спеша, успевая осмыслить и прочувствовать ее.

Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях.

Задача педагога – спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанникомполноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.

Какие итоговые мероприятия можно планировать в ходе реализации темы недели, которые побуждают детей к активной деятельности? (Обогащение предметно-развивающей среды с помощью оформления учебной доски предметными картинками, изготовление макета, просмотр презентации, размещение литературы в книжных уголках, выставка детских работ по продуктивным видам деятельности, создание альбома по данной теме из картинок, которые дети приносят из дома, детские доклады (предварительная работа) и т. д.)

При планировании указываются мероприятия, которые совместно с семьей будут проведены, что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общие мероприятия для всего ДОУ будут проведены.

Далее рассмотрим формы организации деятельности взрослого и ребенка. Так как, совместная деятельность – это особая система взаимоотношений и взаимодействия, то существенные признаки совместной деятельности взрослых и детей – это наличие партнерской позиции и партнерской формы организации.

1. Непосредственно образовательная деятельность – это деятельность,основанная на одной из специфических детских видов деятельностей: игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение художественной литературы и т. д. Она осуществляется совместно со взрослыми и направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей на основе их интеграции. Выбор форм и методов работыосуществляется педагогом в зависимости: от особенностей детей, уровня их развития, стоящих образовательных задач. Задачи должны реализовываться в процессе занятия, они должны быть конкретные к теме и их не должно быть слишком много.

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, требует определения особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. В образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, может быть организовано начало работы по теме, затем в процессе организованной образовательной деятельности происходят обобщение и систематизация знаний детей, формирование обобщенных способов осуществления детской деятельности, что в свою очередь позволяет ребенку осуществлять деятельность на высоком уровне самостоятельности, проявлять творчество (вариант 1). Возможен и другой путь, когда началом работы по теме является организованная образовательная деятельность, а затем знания и умения находят дальнейшее применение в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов и в самостоятельной детской деятельности (вариант 2). При планировании совместной образовательной деятельности в ходе режимных моментов необходимо планировать задачи.

3. Самостоятельная деятельность детей.

Самостоятельная деятельность детей – свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметной развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам, позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Планирование самостоятельной деятельности детей согласно принципу комплексно-тематического построения образовательного процесса, организуется с учетом актуальной на данную неделю темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня.

Самостоятельная деятельность отражается в календарных планах образовательной работы: указываются зоны (центры активности, уголки, в которых педагог организует деятельность детей по интересам; описываются материалы и оборудование, предлагаемые вниманию детей, атрибуты к сюжетным и другим играм).

при планировании воспитателю доу необходимо соблюдать определенные условия какиеКалендарное планирование воспитательно-образовательного процесса на сентябрь 2017 года в младшей группе 01.09.2017 пятница РЕЖИМНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ ДНЯ Прием детей 1. Формирование культуры поведения: приветствие, вежливые взаимоотношения.

Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в рамках ФГОС дошкольного образования Содержание образовательной работы в рамках реализации ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ (с тяжелыми.

при планировании воспитателю доу необходимо соблюдать определенные условия какиеКомплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса во 2 младшей группе по теме: «Осенний урожай». Здравствуйте уважаемые коллеги, Вы знаете, что планирование является важной частью работы педагога. Согласно ФГОС планирование образовательного.

при планировании воспитателю доу необходимо соблюдать определенные условия какиеКонсультация для воспитателей «Планирование и организация Международного дня детской книги» В наш век весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей длительности человека. Общеизвестно.

Источник

Особенности планирования воспитатель-образовательного процесса в условиях ФГОС

при планировании воспитателю доу необходимо соблюдать определенные условия какие Светлана Воробьева
Особенности планирования воспитатель-образовательного процесса в условиях ФГОС

Уважаемые коллеги, представляю Вам готовый информационный материал (презентацию и текстовый материал к ней, который может пригодиться как старшим воспитателям – для консультирования педагогов, так и для самих воспитателей при планировании воспитательно-образовательного процесса.

1 слайд Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – она отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей За годы педагогической практики сменилось много разных видов календарного планирования. Раньше все воспитатели писали план в тетради. На правой стороне тетради писался план, а на левой — учёт проделанной работы. Но менялось время, педагоги, образование, с которым приходили педагоги, и естественно менялись планы, модернизировались, упрощались в написании, привнося новые технологии (компьютер). Но привнося новое, забылось то положительное, что было в старых планах, и на сегодняшний день многие календарные планы стали схематичные, неконкретные, какие-то размытые. Парой сам воспитатель не может разобраться, что же он сегодня проводит или упускает какой-то раздел, форму работы с детьми, сам об этом даже не подозревая.

Открывая план воспитателя, видно лицо педагога, его грамотность; умение анализировать, планировать.Его профессионализм: знание методик, возрастные и индивидуальные особенности детей группы. Есть ли контакт со специалистами и прослеживается ли система планирования.

итак, что же представляет собой Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов.

Составляя план педагог должен знать принципы планирования

-принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста

Виды планирования 1) перспективный план составляется перед началом нового учебного года. 2) календарный план составляется на основании перспективного ежедневно.

Важным условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе,постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее. А также планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день, ведется поочередно воспитателями

Разрабатывая план работы оба сменных воспитателядолжны соблюдать определенные требования:

• Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка. Существуют четкие рамки содержания (стандарт).

• Учтены местные региональные особенности (национальные традиции, культура, климат, природные условия).

• Учтены время года и погодные условия.

• Предусмотрение в плане чередования организованной и самостоятельной деятельности детей. Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3—4 часа в течение дня в зависимости от времени года. Обязательное выделение времени для свободной игры в детском саду.

• Учет уровня развития детей. Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной работы с каждым ребенком.

• Непременная взаимосвязь процесса воспитания, обучения и развития.

• Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.

Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, работающих в группе с детьми. Необходимо учитывать рекомендации специалистов

• Взаимодействие с родителями работа планируется как согласно годовому плану так и согласно вновь вытекающих насущных проблем и ситуаций.

— При планированиипедагогом НОД осуществляется выбор разнообразных форм и методов работы в зависимости: от особенностей детей, уровня их развития, стоящих образовательных задач. Задачи должны реализоваться в процессе занятия, и они должны быть конкретные к теме и их не должно быть слишком много.

— Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов – это решение образовательных задач с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми (утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).

При планировании совместной образовательной деятельности в ходе режимных моментов планируем задачи.

Например, в игра –упражнение «Осенние листья».Задачи: совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных –кленовые, березовые, осиновые и т. д.).

Пальчиковая гимнастика «Ветер и листья».Задачи: обучать координировать речь с движениями.

Алгоритм работы над планом (основан на комплексно-тематическом принципе)

1. Итак- определили тему Например, в подготовительной группе тема «Осень. Погода. Природа.»

2. при планировании лексической темы мы планируем «ЦЕЛЬ», которую должны будем реализовать в течении всей недели.

«Цель – это то к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить.» Цель – это общий результат.

Тем более цель бывает ОДНА, а задач может быть МНОГО.Цель всегда отвечает на вопрос: ЧТО? (Формирование, расширение, совершенствование)

Цель (на всю неделю): (ознакомление с природой) ЧТО? обобщение и систематизация представлений об осени и типичных осенних изменениях в природе. ЧТО? (Р/р)Расширение и уточнение, актуализация словаря по теме. ЧТО? Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных). (Музыка)Формирование певческих навыков и т. д.

Исходя из цели, мы планируем всю деятельность привязываясь к теме недели по возможности. А при организации непосредственной образовательной деятельности не всегда получается планировать занятия по теме недели т. к. литература, предлагаемая программой «От рождения до школы» не разработана по тематическому принципу. С этой целью, а также для реализации национально-регионального компонента можно и нужно использовать дополнительные программы (как мы помним 40%)

3. Для родителей предлагаются краткие рекомендации, проводятся беседы, проекты в рамках темы недели. Доводим до сведения родителей что узнали дети, о чем нужно поговорить дома, на что обратить внимание.

4. Итоговые мероприятия- это обогащение развивающей среды группы. Мероприятия с целью создания у детей положительного эмоционального настроя, побуждения их к активному участию в жизни группы.

Какие итоговые мероприятия можно планировать в ходе реализации темы недели, которые побуждают детей к активной деятельности? (Обогащение предметно-развивающей среды с помощью оформления учебной доски предметными картинками, изготовление макета, просмотр презентации, размещение литературы в книжных уголках, выставка детских работ по продуктивным видам деятельности, создание альбома по данной теме

5. Обсуждение результатов событий недели с детьми в конце дня

Задача педагога- спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанникомполноценно прожить все его этапы:

При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.

Любой план не является действенным без методического сопровождения, которое может быть представлено в виде перспективных планов, методических указаний, книг, картотек.

11 слайд Спасибо за внимание

Уважаемые коллеги! Я очень надеюсь на то, что мои рекомендации помогут и облегчат вашу педагогическую деятельность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *