при описании какого либо явления или последовательность событий субъект как бы отстраняется

Типы речи (продолжение предыдущей записи)

(продолжение предыдущей записи)

Фрагменты текста определенного типового значения называют типами речи. К ним относится описание, повествование и рассуждение.

Тип речи зависит от характера объекта речи, от материала о котором надо что – то сказать. Если материалом речи являются последовательные действия, то речь будет повествовательной, если объект речи – предмет, признаки которого нужно словесно обозначить, то речь будет иметь описательный характер. Если же объектом речи являются какие – то суждения, при сопоставлении которых можно прийти к определенным выводам, то это речь типа рассуждения.

Вместе с тем любой художественный текст, включающий в себя все типы речи в своей основе является или повествованием или рассуждением, или описанием.

Рассмотрим все типы речи.

Описание- это тип речи, который является моделью монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков объекта.

цвет, объем и т. д., так и внутренние качества предмета или явления

(характер, увлечения, повадки и т. д.).

Описание объекта характеризует объект, т. е. сообщает о присущих ему признаках. Указание на признаки – это «новое» предложение. В «данном» предложении называется сам предмет или его части, отдельные детали. Выразительность описания в значительной мере зависит от того, удается

ли говорящему: 1) вычленить характерные детали предмета; 2) увидеть их главные и наиболее яркие признаки; 3) найти точные слова для обозначения этих признаков. Описание представляет собой своеобразный ответ на вопрос «какой?»

Описание обладает рядом особенностей, отличающих его от других типов связной монологической речи.

Прежде всего описание – это характеристика предмета в статистике (сообщается об одновременных признаках). Оно представляет собой «фотографию» предмета (явления) в определенный момент времени. Эта особенность определяет структуру текстов – описаний.

Описание отличается мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами компоненты текста. При описании чаще используются прилагательные, а также эпитеты, сравнения и метафоры. Характерна перечислительная интонация.

Описание не допускает смешения времен, поэтому в нем невозможно сочетание прошедшего, настоящего и будущего времени.

Описанию свойственны простые двусоставные и односоставные предложения, обладающие способностью передавать мысль обобщенно, а также в описательном тексте встречается большое количество эллиптических (неполных) предложений.

Описание может быть развернутым, подробным, и сжатым, кратким. Для него характерна лучевая связь между предложениями.

В зависимости от того что описывается, тексты – описания подразделяют на описание предмета, природы, помещения, архитектурного сооружения, скульптурного изображения, местности, внешности человека.

Описаниями являются и те тексты, в которых говориться о движущихся предметах, если они являются характерными признаками картины. К текстам – описаниям относят, также описания действий и процессов, если они составляют характеристику предмета.

В рассуждении содержится объяснение какого – либо факта

аргументируется определенная точка зрения, раскрывается причинно – следственные связи и отношения.

Рассуждение составляется в ходе логически последовательных ответов на вопросы: почему? Зачем? В чем смысл?

Этот тип речи имеет свои отличительные признаки.

В рассуждении обязательны две смысловые части, которые взаимообусловлены. Первая часть – это то, что объясняется, доказывается, а вторая – это само объяснение, доказательство. Изложение того что объясняется, доказывается, требует в рассуждении обязательного присутствия объяснения, доказательства.

Композиция рассуждения чаще всего строится так: вслед за введением подготавливающем слушателя к восприятию проблемы, выдвигается тезис, затем идут доказательства в его пользу и вывод.Возможно и иное построение рассуждения: вначале идут доказательства, а затем уже вывод, который и становится тезисом рассуждения. Структура рассуждения не

является жесткой, так как доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. В этом типе речи может доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщенный.

В рассуждении используется различные способы выражения причинно – следственных отношений.

Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразие связей и отношений реального мира.

Повествование – это тип речи, выражающий сообщение о развивающихся действиях и состояниях, которое происходит в разное время, но связаны

между собою, зависимы друг от друга.

В лингвистике повествование рассматривается как текст, в котором на первый план выдвигается порядок протекания действий (процессов,

явлений ит. д.). Каждое предложение его обычно выражает какой – либо этап, стадию в развитии действия, в движении сюжета к развязке. Повествование представляетсобой ответы на вопросы: что? Где? Как? Когда?

Повествование характеризуется рядом признаков.

Прежде всего повествование отличается динамичностью, которая передается семантикой глаголов, видовременными формами глаголов (настоящее, прошедшее, будущее время, совершенный и несовершенный вид) со значением мгновенности, стремительности («вдруг»,

«неожиданно» и пр., наличием обстоятельственных слов со значение временной последовательности

(«потом, «затем», «после этого» и др., союзов со значением чередования и др. В повествовательном рассказе допустимо смешение времен.

Повествование в отличие от описания можно проиллюстрировать серией картин или создать по нему диафильм.

Другим существенным признаком этого типа речи является наличие сюжета и действующих персонажей. В повествовании может быть передан диалог.

Повествование отличается также структурой: текст начинается с экспозиции, которая знакомит со временем и местом события (действия). Затем следует завязка (начало действия или причина события). После этого повествование продолжается развитием события и кульминацией, которая разрешается развязкой.

Структура повествования характеризуется большей жесткостью, так как перестановка компонентов ограничена фактором временной

последовательности, нарушение которой может привести к искажению сюжета.

Для повествовательных рассказов также характерна цепная связь между предложениями.

Особенностью повествовательного рассказа для детей дошкольного возраста

является то, что повествование – это такой тип речи, который в силу возрастной активности, деятельностного характера дошкольников привлекает их больше других и чаще создается ими в речевой практике. Однако, как показали исследования (О. С. Ушаковой, Н. Ф. Виноградовой, Н. Г. Смольниковой, Л. Г. Шадриной, В. В. Гербовой, Т. И. Гризик, Н. В. Елкиной, дети испытывают затруднения в освоении повествовательных монологов данного типа.

Повествовательные рассказы детей характеризуются следующим:

— Ребята затрудняются в определении главной темы повествовательного рассказа. На вопрос «О чем этот рассказ?» дети чаще всего начинают или пересказывать текст, или отвечают не по существу;

— повествование у многих детей не может иметь четкой структуры: в их рассказе часто пропускается какая –то структурная часть (начало, середина,

конец, нарушается последовательность действий в основной части, наблюдается беспорядочность изложения, отступление от первоначального замысла, стандартность и стереотипность зачинов, логическая незавершенность рассказов;

— в рассказах детей нет достаточно полной и четкой характеристики героев, редко встречаются описание природы, прямая речь;

— чаще всего дети используют такие средства выразительности, как назывные и бессоюзные предложения, инверсию, синонимы, антонимы, эпитеты. Сравнения и метафоры встречаются в единичных случаях;

— типичный недостаток детских повествований – большое количество пауз; частое использование повторов какого – либо из членов предложения, а также союзов, местоимений, обстоятельств времени и

места («потом», «там», «тут», что характерно для формально – сочинительной связи между предложениями. Вместо связного текста образуется несколько предложений, объединенных одной темой;

— для детских рассказов характерны однообразные, однотипные по структуре предложения (в основном простые и сложносочиненные, сложноподчиненных почти нет.

— дети не умеют детализировать действие, расчленять на составные части. Поэтому их рассказы схематичны, они не передают динамики, настроения.

Учитывая специфику повествования как типа монологической речи и особенности детских повествовательных рассказов, исследователи определи круг знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети в дошкольных учреждениях.К ним относятся:

— умение определять тему рассказа, давать заголовок;

— знание структуры рассказа и умение следовать ей;

— владение разными способами зачинов рассказов;

-соблюдение последовательности в переходе от одной мысли к другой, умение логически завершать рассказ;

— умение пользоваться разными типами связей между предложениями;

— владение разнообразными средствами выразительности, умение точно подбирать слова по смыслу;

— использование различных синтаксических конструкций предложений;

Формирование вышеназванных умений поможет детям создать высказывание, отвечающее требованиям хорошей речи. Обучая этим умениям, воспитатель помогает детям осознать особенности связного текста, способствует развитию умения самостоятельно строить связные высказывания.

Картотека ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (часть 4 продолжение) Занятие №16 «Весна поэта» Образовательные задачи: формировать звуковую культуру речи, учить произносить фразы с разной силой голоса, употреблять.

Консультация для родителей «Типы детско-родительских отношений» — презентация Слайд 1. Сегодня, уважаемые коллеги, мне хочется поделится с вами презентацией, которая понравилась родителям моих деток. Когда-то эта информация.

при описании какого либо явления или последовательность событий субъект как бы отстраняетсяПосткроссинг на МAAM. Продолжение Мы открытки шлём друзьям, Почтальон ответ приносит, Эта дружба с перепиской Называется «посткроссинг» Примерно неделю назад почта доставила.

Проектная деятельность в ДОУ: классификация, типы, этапы В современной педагогике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны.

Рабочая программа (продолжение) СТАРШАЯ ГРУППА Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки.

Рабочий лист для 5 класса для отработки навыков буквенной записи свойств сложения и вычитания, решения уравнений Рабочий лист6. Умения: Записывать и использовать буквенную запись свойств сложения и вычитания для нахождения значения числового и буквенного.

при описании какого либо явления или последовательность событий субъект как бы отстраняетсяРекомендации родителям на летний период по развитию речи. Продолжение. В предыдущей публикации я начала представлять рекомендации для родителей по летним видам спорта. В этой публикации представлены рекомендации.

Консультация для педагогов «Типы акцентуации» Демонстративный тип характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью.

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Типы речи. Повествование.

Обучающее изложение с элементами описания

Перечень рассматриваемых вопросов:

Грамматические особенности повествовательного текста – разнообразные лексические, грамматические средства, характерные для повествовательного текста.

Описание – словесное изображение какого-либо явления, предмета, лица путём перечисления и раскрытия его характерных признаков.

План работы над обучающим изложением – последовательность работы над обучающим изложением.

Повествование – рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.

Структура повествовательного текста – последовательность действий и событий.

Тип речи – это способ изложения, который автор использует, чтобы донести свои мысли. Выделяется три типа речи: повествование, описание и рассуждение. Каждый тип речи в русском языке уникален и имеет собственные характерные черты.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

1. Челышева И. Л., Русский язык. 5 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков // Челышева И. Л. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 211 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Высказывания, в зависимости от содержания, можно разделить на три типа: повествование, описание и рассуждение. Если мы говорим об устной форме, то имеются в виду типы речи. Если мы говорим о письменной форме, то повествование, описание и рассуждение будут называться типами текста.

Каждый тип речи имеет отличительные признаки.

Повествование передаёт действие в развитии во временной последовательности, идут ответы на вопросы: «что произошло?», «как произошло?». Если использовать приём «фотографирования» (фиксации события), то мы можем «сделать» несколько «снимков» развития события.

Описание характеризует статичные картины, передаёт их детали. Мы будто отвечаем на вопрос «какой?». Можно «сделать» один «снимок».

Рассуждение – это словесное разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Мы будто отвечаем на вопрос «почему?».

И, конечно же, не сможем «сделать» ни одного «снимка».

Приём фотографирования позволяет представить происходящее с точки зрения человека, который как будто снимает то, что ему рассказывают.

Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. В нём говорится о следующих друг за другом действиях, поэтому предложения идут одно за другим, как бы по цепочке.

Для всех повествовательных текстов общим является начало события: что и где будет происходить (это экспозиция), что произошло (это завязка), развитие действия, кульминация (это наивысшая точка напряжения) и конец события (это развязка).

Например, в «Сказке о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина экспозицией является фрагмент:

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Здесь даны исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт.

Как старик поймал золотую рыбку – завязка. То есть событие, которое определяет возникновение конфликта.

Развитие действия – это просьбы старухи.

То есть система событий, вытекающих из завязки.

Кульминация – приказ золотой рыбке сделать старуху владычицей морской.

То есть это наивысшая точка напряжения во всей сказке.

Развязка звучит так:

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.

То есть это часть, в которой происходит разрешение конфликта.

Повествование может вестись от первого лица и от третьего лица. Рассказывать может рассказчик или автор. Например, рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Собрание чудес» ведётся от первого лица, рассказчик обозначен местоимением я.

«От деревни, где я жил в то лето, до озера было всего двадцать километров. Все отговаривали меня идти, – и дорога скучная, и озеро как озеро, кругом только лес, сухие болота да брусника. Картина известная!».

А в «Сказке о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина повествование идёт от третьего лица.

Раз он в море закинул невод, ̶

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод,

Пришёл невод с травой морскою.

Каждый элемент повествования можно украсить описанием. Причём показывать можно как внешний, так и внутренний мир. Благодаря описанию текст приобретает характерные, отличительные черты.

Например, вот фрагмент из «Сказки о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина:

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Слова автора также могут играть роль описания.

«Старик сказал рыбке ласковое слово», «рассказал старухе великое чудо».

Совсем другой образ у старухи.

А старуха старика «забранила», «ещё пуще старуха бранится», «на чём свет мужа ругает», «осердилась пуще старуха».

Повествование очень распространено в таких жанрах, как рассказ, воспоминания, письма.

Вот пример повествования из сказки «Заботливый цветок» Константина Георгиевича Паустовского:

«Об этом кипрее я и хочу рассказать.

Прошлым летом я жил в маленьком городке на одной из наших полноводных рек. Около этого городка сажали сосновые леса…

Однажды я шёл перед вечером мимо базарной площади в лесничество. Оно помещалось на окраине городка над рекой».

В художественных произведениях типы речи переплетаются, создавая образность, выразительность и эмоциональность.

Повествование – это мир в движении.

Цель создания текста: рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных фактов и их взаимосвязи.

Содержание и форма текста

1.Соблюдается логическая последовательность.

2.Динамизм, смена событий.

3. Хронология композиции (выстроена последовательно во времени).

1. Обозначение места действия, название лиц, производящих действие, обозначение самих действий.

2.Слова, подчёркивающие последовательность действий (потом, затем…)

1. Глаголы формы прошедшего времени совершенного вида (пришёл, увидел…)

2. Глаголы начинательного способа действия (начали, стали…)

3. Глаголы со значение движения, восприятия, возникновения и мгновенности действия (как прыгнет, хлоп, прыг…)

1. Союзы со значением чередования, сопоставления или возникновения действия.

2. Порядок слов в предложении (прямой и обратный).

3. Цепной вид связи.

Каждому типу текста подберите соответствующее определение.

словесное разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

статичные картины, детали.

рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.

Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить характерные признаки каждого типа речи. Повествование рассказывает о событии в его временном развитии. Описание даёт характеристику предмету, явлению. Рассуждение – это разъяснение какой-либо мысли.

Повествование – рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.

Описание – статичные картины, детали.

Рассуждение – словесное разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Для каждого повествовательного текста характерен план. Восстановите последовательность.

Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить: каждый повествовательный текст имеет начало (экспозицию, которая содержит исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт), завязку (событие, которое определяет возникновение конфликта), развитие действия (систему событий, вытекающих из завязки), кульминацию (наивысшую точку напряжения) и развязку (часть, в которой разрешается конфликт).

Источник

Виды тропов

Тропы

Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа

В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи

Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение

Одни дома длиною до звёзд, другие – длиною до Луны

Употребление слова или выражения в обратном смысле с целью насмешки

Отколе, умная, бредёшь ты, голова?

Выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо явления

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить

Употребление слова или выражения в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии

Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой

Употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними

Янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе

Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ

Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами

Замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты

Солнце русской поэзии (вместо «Пушкин»)

Несколько метафор, связанных между собой по смыслу

В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть

Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними

Пуще всего береги копейку

Сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Сравнения выражаются творительным падежом, формой сравнительной степени прилагательного или наречия, оборотами со сравнительными союзами

Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит

Художественное, образное определение

Вечером синим, вечером лунным был я когда-то весёлым и юным

Стилистические фигуры

Фигуры

Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской

Это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия

И ненавидим мы и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви

Намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями

Спускаются длинные тени,

Горят за окном фонари,

Темнеет высокая зала,

Уходят в себя зеркала.

Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение

Тёмные, душные, скучные комнаты

Обратный порядок слов

Досадно было, боя ждали

Намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения

Но между нами – океан, и весь твой лондонский туман, и розы свадебного пира, и доблестный британский лев, и пятой заповеди гнев.

Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

Усердный в бригаде – клад, ленивый – тяжёлая обуза

Вопрос, не требующий ответа

Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно?

Обращение к неодушевлённому предмету

Ах ты, степь моя, привольная!

Сознательно выраженная не до конца мысль

Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону врем умереть.

Конструкция со специально пропущенным, но подразумеваемым каким-либо членом предложения для усиления динамичности

Здесь – овраги, дальше – степи, ещё дальше – пустыня.

Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков или близко расположенных друг к другу строк, фраз

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Функциональная характеристика языковых средств выразительности

Языковые средства

Назначение в тексте

Для усиления предшествующего слова

Как выразительное средство создания контраста

Для создания впечатления быстрой смены картин

С целью преувеличения какого-либо явления

Произвести впечатление по нарастающей

Деепричастие и деепричастные обороты

Для выражения краткости, динамичности

Привлечь внимание, сделать акцент на чём-либо

Для создания добавочных смысловых и выразительных оттенков

Для создания оттенка необычности, новизны

С целью экономии языковых средств

С целью образного выражения общих суждений, сентенций, часто воплощаемых в пословицах и поговорках

С целью создать изложение живым, лёгким для восприятия

Для создания образности, выразительности

Как средство изобразительности, позволяющее усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений

Для выражения волеизъявления говорящего

В качестве показателя образованности в определённой сфере

Для создания атмосферы непринуждённости, непосредственности

Для привлечения внимания читателя

Чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи

Сложные синтаксические конструкции

Как характеристика авторского стиля

Для создания художественной выразительности

Стилистически окрашенные слова

Несут в себе информацию значительно большую, чем другие слова

Для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи, художественной выразительности

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *