при каком условии возрастает вероятность возникновения чс техногенного характера
Тест с ответами: “Чрезвычайные ситуации”
I вариант.
1. Химически опасными объектами (ХОО) народного хозяйства не будут являться:
а) предприятия химической промышленности
б) водоочистные сооружения
в) хладокомбинаты и продовольственные базы, имеющие холодильные установки
г) все ХОО+
2. Что из перечисленного относится к природным катастрофам?
а) метеорологические+
б) топологические+
в) тектонические+
г) социальные
д) специфические
3. Что можно отнести к топологическим катастрофам
а) наводнения+
б) снежные лавины+
в) оползни+
г) ураганы
д) кораблекрушения
4. Что можно отнести к метеорологическим катастрофам?
а) бури+
б) засухи+
в) пожары+
г) морозы+
д) эпидемии
5. Если случился пожар, то какие действия необходимо выполнить?
а)идти в сторону, противоположную пожару+
б) оценить обстановку и определить, откуда исходит опасность, а также сообщить в пожарную охрану о пожаре+
в) укрыться в здании и ждать помощи пожарных
г) двигаться в сторону незадымленной лестничной клетки или к выходу+
7. Что можно отнести к биолого – социальным катастрофам?
а) терроризм+
б) наркомания+
в) общественные беспорядки+
г) эпидемии+
д) транспортные катастрофы
8. Выберите объекты, которые относятся к пониманию химически-опасного объекта народного хозяйства:
а) производящие или использующие СДЯВ;
б) хранящие или использующие СДЯВ;
в) производящие, хранящие или использующие СДЯВ; +
г) использующие СДЯВ.
9. Что можно отнести к космическим катастрофам?
а) природным катастрофам+
б) техногенным катастрофам
в) специфическим катастрофам
г) социальным катастрофам
д) транспортным катастрофам
10. Что необходимо взять основой классификации и характеристики ЧС?
а) количество пострадавших+
б) число людей обратившихся за медицинской помощью
в) размер материального ущерба+
г) границы зон ЧС+
д) воздействие на людей нескольких поражающих факторов
11. Определите, какую территорию необходимо занять ЧС, чтобы являться региональной:
а) субъекта РФ+
б) федерального округа РФ
в) областного центра
г) нескольких муниципальных образований
д) государства
12. Согласна правилам в Республике Беларусь, где используются сильнодействующие ядовитые вещества?
а) только в сельском хозяйстве
б) только в промышленности
в) в сельском хозяйстве и промышленности+
г) не используются вообще
13. Какие силы и средства будут затрачены для устранения локальной ЧС?
а) предприятий, организаций+
б) органов местного самоуправления
в) органов исполнительной власти субъекта РФ
г) МЧС
д) Правительства РФ
14. Что можно отнести к критериям ЧС?
а) число пораженных от 10 – 15+
б) число погибших 2 – 4+
в) увеличение средне статистической заболеваемости в 3 раза+
г) возникновение одновременно 30 случаев острых инфекционных заболеваний
д) возникновение 20 случаев заболеваний с неизвестной этиологией+
15. Что произойдет в случае катастрофы?
а) возникновение массовых человеческих жертв+
б) нанесение ущерба здоровью группы людей+
в) изменение в формах и методах повседневной работы органов и учреждений здравоохранения+
г) создание сил и средств РСЧС
д) создание резервов материальных средств
16. На что должны быть устремлены основные усилия в борьбе с производственными авариями и катастрофами?
а) профилактику
б) предупреждение
в) профилактику и предупреждение+
г) человек не может предотвратить производственные аварии и катастрофы
17. Дайте название микроорганизмам, которые в обычных условиях не приносят вреда человеку:
а) патогенные микроорганизмы
б) анаэробы
в) сапрофиты
г) условно-патогенные микроорганизмы+
18. Что возникнет при аварии?
а) повреждение машин и оборудования+
б) ущерб здоровью людей+
в) ущерб окружающей природной среде+
г) угроза для жизни людей+
д) гибель людей
19. Выберите звено эпидемиологического процесса (цепи):
а) источник инфекции
б) механизм передачи
в) восприимчивое население
г) все является+
20. Что вы отнесете к медико – санитарным последствиям?
а) воздействие одного или нескольких поражающих факторов на человека
б) утрату средств защиты
в) санитарные потери среди населения+
г) осложненную санитарно – эпидемиологическую обстановку+
д) потери медицинских сил и средств+
II вариант.
1. Определите, что можно отнести к фазе развития ЧС:
а) зарождения+
б) инициирования+
в) кульминации+
г) затухания+
д) ликвидации
2. Как называются пути передачи инфекции, где возбудитель передаётся при непосредственном соприкосновении носителя инфекции со здоровым организмом, называется:
а) контактный+
б) фекально-оральный
в) аэрогенный
г) трансмиссивный
3. При возникновении какого фактора может возникнуть сложный очаг поражения?
а) механического фактора
б) термического фактора
в) психо – эмоционального фактора
г) химического фактора
д) нескольких поражающих факторов+
4. Среди общих потерь населения во время ЧС выделяются:
а) безвозвратные+
б) санитарные+
в) Транспортабельные
г) Стационарные
д) амбулаторные
5. Как называются пути передачи инфекции, при котором инфекция передаётся через внешние предметы:
а) контактный+
б) фекально-оральный
в) аэрогенный
г) трансмиссивный
6. Как называется путь передачи инфекции характерен для возбудителя болезни выделяется из организма больных с фекалиями, а заражение происходит через рот вместе с пищей и водой:
а) при контактном
б) при фекально-оральном+
в) при аэрогенном
г) при трансмиссивном
7. Что может стать источником воспламенения?
а) искры +
б) пламя спички+
в) бензин
г) непогашенный окурок+
8. Чрезвычайное событие это:
а) события, заключающиеся в отклонении протекающих процессов или явлений от нормы
б) события, вызывающие отрицательное воздействие на жизнедеятельность людей
в) события, вызывающие отрицательное воздействие на функционирование экономики, социальную сферу, природную среду
г) а+б+в +
9. Определите, степень огнестойкости материалов:
а) горючие +
б) трудногорючие +
в) негорючие +
г) среднегорючие
10. Какие силы и средства будут затрачены для устранения локальной ЧС?
а) предприятий, организаций+
б) органов местного самоуправления
в) органов исполнительной власти субъекта РФ
г) МЧС
д) Правительства РФ
11. Выберите, что относится к ЧС техногенного характера:
а) геофизические и геологические явления, приведшие к человеческим жертвам+
б) аварии на электростанциях и очистных сооружениях
в) аварии на химически опасных объектах и атомных электростанциях
г) авиационные катастрофы, повлекшие за собой значительное количество человеческих жертв и требующие проведение поисково-спасательных работ
12. Что такое горение?
а) реакция горения, при которой скорость выделения тепла превышает скорость ее рассеивания
б) неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровью людей
в) это физико-механический процесс превращения горючих веществ и материалов в продукты сгорания, сопровождающийся интенсивным выделением тепла, дыма и световым излучением+
г) кислород
13. Найдите то, что НЕ относятся к ЧС техногенного характера:
а) аварии в научно-исследовательских учреждениях, осуществляющих разработку, изготовление, переработку, хранение и транспортировку бактериальных средств
б) столкновение или сход с рельсов железнодорожных составов, повлёкшие за собой групповое поражение людей, значительные разрушения железнодорожных путей
в) массовые инфекционные заболевания людей+
г) гидродинамические аварии (прорыв плотин, дамб и др.).
14. Что можно отнести к безвозвратным потерям среди населения во время ЧС?
а) умерших в очаге поражения+
б) умерших во время транспортировки в лечебное учреждение+
в) без вести пропавших+
г) пораженных без сознания
д) лиц с нервно-психическими расстройствами
15. Выберите, какой путь передачи инфекции характерен для пищевого и водного способов:
а) для контактного
б) для фекально-орального+
в) для аэрогенного
г) для трансмиссивного
16. Что из данного можно отнести к санитарным потерям среди населения во время ЧС?
а) пораженных и больных потерявших трудоспособность+
б) пораженных и больных поступивших в лечебное учреждение+
в) без вести пропавших
г) пораженных и больных нуждающихся в медицинском наблюдении
д) пораженных и больных нуждающихся в амбулаторной медпомощи
17. Определите классификацию для санитарных потерь:
а) по структуре+
б) по тяжести+
в) по транспортабельности+
г) по нуждаемости в различных видах медпомощи
д) по числу погибших
18. Выберите средний уровень детских потерь в санитарной структуре:
а) 20%+
б) 5%
в) 10%
г) 30%
д) 50%
19. При каком условии возрастет вероятность возникновения ЧС техногенного характера?
а) экологического кризиса
б) социального кризиса
в) экономического кризиса+
г) глобального кризиса
20. Какие ЧС могут приносить огромный материальный ущерб, приводить к значительным человеческим жертвам?
а) стихийные бедствия+
б) ЧС техногенного характера
в) ЧС биологического характера
г) ЧС социального характера
При каком условии возрастает вероятность возникновения чс техногенного характера
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ МЧС России от 5 июля 2021 г. № 429 “Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера”
1. Установить критерии информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (приложение к приказу).
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2022 г.
Министр | Е.Н. Зиничев |
1 Собрание законодательства Российской Федерации 1997, № 13, ст. 1545; 2017, № 39, ст. 5704.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 сентября 2021 г.
Приложение
к приказу МЧС России
от 05.07.2021 N 429
Критерии информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
1 Пункт 9 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.04.2008 N 194н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13.08.2008, регистрационный N 12118) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.01.2012 N 18н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.03.2012, регистрационный N 23414).
2 Абзац третий пункта 3 Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.12.2014 N 344 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26.02.2015, регистрационный N 36209), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 29.07.2016 N 217 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23.08.2016, регистрационный N 43349), от 01.06.2018 N 218 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25.06.2018, регистрационный N 51426).
3 Пункт 19 Порядка подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.04.2020 N 275 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26.05.2020, регистрационный N 58458).
4 Пункт 1.2.1.1. Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 N 609 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 25, ст. 2918).
5 Пункт 20 Порядка подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.04.2020 N 275 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26.05.2020, регистрационный N 58458).
6 Статья 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2013, № 9, ст. 874).
7 Приложение N 2 к Порядку установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 30.12.2011 N 795 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11.03.2012, регистрационный N 23433), с изменениями, внесенными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.07.2016 N 376 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 01.08.2016, регистрационный N 43055).
8 Статья 44 Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; 2018, N 32, ст. 5135).
9 СанПиН 2.6.1.2523-09 (вместе с «НРБ-99/2009. СанПиН 2.6.1.2523-09. Нормы радиационной безопасности. Санитарные правила и нормативы»), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.07.2009 N 47 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14.08.2009, регистрационный N 14534).
10 Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Требования к планированию мероприятий по действиям и защите персонала при ядерных и радиационных авариях на судах и других плавсредствах с ядерными реакторами» (вместе с «НП-079-18. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Требования к планированию мероприятий по действиям и защите персонала при ядерных и радиационных авариях на судах и других плавсредствах с ядерными реакторами»), утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.06.2018 N 278 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 03.09.2018, регистрационный N 52051).
11 Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случаях радиационно опасных ситуаций» (вместе с «НП-005-16. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случаях радиационно опасных ситуаций»), утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.02.2016 N 68 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25.03.2016, регистрационный N 41573), с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.10.2016 N 415 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 03.11.2016, регистрационный N 44240).
12 Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации в случаях радиационно опасных ситуаций на исследовательских ядерных установках» (вместе с «НП-106-19. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации в случаях радиационно опасных ситуаций на исследовательских ядерных установках»), утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.09.2019 N 351 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29.11.2019, регистрационный N 56651).
13 Абзац второй статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3589; 2012, N 53, ст. 7616).
14 Абзац пятнадцатый статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2015, N 10, ст. 1408).
15 Абзац четырнадцатый статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2015, N 10, ст. 1408).
Обзор документа
МЧС определило критерии отнесения событий к техногенным и природным чрезвычайным ситуациям.
Прописаны критерии в отношении различных аварий и опасных природных явлений. Например, авария на объекте водо-, газо- или электроснабжения относится к ЧС, если нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более на 1 сутки и более. Сильный ливень (количество осадков 30 мм и более за 1 час и менее) считается ЧС, если, к примеру, имеются погибшие или пострадавшие, либо разрушены здания.
Введение ЧС – право или обязанность? Существует ли ЧС без акта о введении? Ввести ЧС сейчас или иск об установлении факта потом?
Этот пост – приглашение к дискуссии по вопросам:
Правила поведения и права граждан
До 20.03.2020 все регионы России ввели на своей территории режим повышенной готовности (ПГ).
Пункт а.1 ст. 10 Закона дает Правительству полномочия на введение режимов ПГ и ЧС, а пункт а.2 дает полномочия на установление правил поведения граждан в этих режимах.
Правительство Российской Федерации:
а.1) принимает решение о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части в случае угрозы возникновения и (или) возникновения чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера;
а.2) устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;
Пункт м ст. 11 Закона уполномочивает регионы на введение режимов ПГ или ЧС. А пункты у и ф этой же статьи наделяют регионы полномочиями по установлению обязательных для граждан правил поведения в этих режимах.
м) принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
у) устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» настоящего пункта;
ф) с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 настоящего Федерального закона.
То есть правила поведения Правительство и регионы устанавливать могут. Что они все и сделали каждый в своем регионе. Другое дело, что в законе о ЧС эти «Правила» никак не конкретизируются, и встает закономерный вопрос: а такие права, как право на передвижение можно ограничить в рамках этих «Правил»? Юридически запрета нет. Полагаю, что если обратиться в суд, то нарвемся на очевидную формулировку: «степень ограничения соответствует степени угрозы + законом не запрещено». Как думаете, эта позиция преодолима рассуждениями про базовые конституционные права? Или оспаривание через КАС?
А знаете, что интересно? Пункты а.1 и а.2 ст. 10 и пункты у и ф ст. 11 были введены с 01.04.2020. А еще то, что обязательные правила поведения для граждан Правительство и регионы может устанавливать одинаково, что в режиме ПГ, что в режиме ЧС. А это значит: зачем государству переходить из режима ПГ в режим ЧС, если вводить правила оно может и там и там, но в режиме ЧС появятся ещё и финансовые обязательства перед гражданами.
А появятся ли обязательства?
Права граждан или что нам даст введение ЧС?
Базово права граждан закреплены в статья 18 Закона о ЧС.
1. Граждане Российской Федерации имеют право:
на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
— на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка
Указанная статья абстрактна и без конкретных цифр. Пункт 2 этой же статьи говорит нам, что конкретику по условиям и цифрам мы должны искать в федеральном и региональном законодательстве. Об этом же нам говорят:
Правительство Российской Федерации:
м) принимает решения об оказании единовременной материальной помощи, финансовой помощи и о выплате единовременных пособий гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи и выплаты единовременных пособий гражданам Российской Федерации, а также определение круга лиц, которым указанная помощь будет оказана и указанные выплаты будут осуществлены
1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
л) принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены
Заметили? Единовременные выплаты и компенсации осуществляются только в режиме ЧС.
А вот и федеральное законодательство с конкретикой по компенсациям : Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2019 г. № 1928 Интересное из него:
Исходя из пункта м статьи 10 ФЗ о ЧС, а также из существа самого постановления, это постановление о компенсациях действует только в режиме ЧС.
У регионов, соответственно, есть свои постановления о том, кто, за что и сколько должен получить при ЧС. В Краснодарском крае – это постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 декабря 2016 года N 1022. Интересное из него:
2. Члены семьи гражданина Российской Федерации, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации, имеют право на выплату:
1) единовременного пособия в размере 1 млн. рублей за каждого погибшего (умершего);
2) единовременного пособия в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством Российской Федерации.
И это постановление действует также только при режиме ЧС.
Из указанного очевидно, что даже только в рамках Закона № 68 о ЧС у государства появляются существенные финансовые обязательства перед гражданами, но только в рамках режима ЧС.
Введение ЧС – это право или обязанность государства?
Правительство Российской Федерации:
а.1) принимает решение о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части в случае угрозы возникновения и (или) возникновения чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера
1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
м) принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
у меня не возникло понимания: введение ЧС – это право или обязанность органов власти? К слову, сами эти статьи называются полномочия Правительства и полномочия регионов. Формально из этого следует, что это их право. Но этот формализм выглядит так себе, если задаешься о глобальных целях Закона о ЧС. Этот закон устанавливает гарантии граждан и обязанности государства по этим гарантиям (в теории). Но так себе выглядят гарантии, если их осуществление зависит от права, а не от обязанности другой стороны.
Во исполнение пункта ж статьи 10 Закона о ЧС Правительство издало Постановление от 21.05.2007 N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в котором классифицировало чрезвычайные ситуации (тем самым установив их критерии) по признаку погибших людей (или ущерб здоровью) либо материальному ущербу. Так, для ЧС регионального характера нужно более 50 человек (смерть или ущерб здоровью), либо свыше 12 млн материального ущерба. А для федерального ЧС нужно более 500 человек (смерть или ущерб здоровью), либо свыше 1,2 млрд материального ущерба.
Ну, с материальным ущербом нелегко. На всякие статьи из интернета и мнение экспертов в суде не сошлешься, а официальные органы молчат с такой конкретикой. Но людей посчитать проще, ведь на 27.04.2020 погибших в России уже 794. А если заражение коронавирусом считать за ущерб здоровью, то 500 человек было преодолено ещё 25 марта.
Таким образом мы имеем критерии ЧС. По этим критериям на текущий момент в России фактически существует ЧС. В ретроспективе, говоря о конкретной дате, когда в России или по регионам отдельно фактически появилось ЧС, можно спорить, так как критерии дискуссионные (но явно раньше чем сегодня).
Из указанного усматривается, что закон не содержит конкретики: должно ли государство или регионы вводить ЧС при достижении критериев, или же это его право, которое оно реализует по своему усмотрению, основываясь на никому не озвучиваемых причинах.
ЧС появляется только после акта органа власти или же при соблюдении критериев по факту?
Вот определение ЧС из статьи 1 Закона о ЧС:
Из определения видно, что ЧС – это сложившаяся обстановка. Ни про какие «это режим, введенный органами…» речи нет. Из прочтения ст. 18 Закона о ЧС (права граждан), а также вышеуказанных постановлений (о компенсациях) видно, что никакого критерия об официальном акте органов власти тоже речи не идет нигде. То есть получается ЧС возникает, исходя из факта случившихся обстоятельств, а не из юридического акта органа власти.
Означает ли это, что вне зависимости от того, ввели официально ЧС или нет, мы можем пойти в суд с требованием: 1) установить юридический факт ЧС, 2) взыскать с государства компенсацию за погибшего члена семьи от коронавируса и прочее.. на основании указанных выше постановлений и прав граждан?
Что лучше: ввести ЧС сейчас или установить юридический факт потом?
С этим вопросом мы опускаемся в нашу российскую действительность. КАС позволяет нам оспорить бездействие государственных органов. Выше были указаны критерии ЧС. Это значит, что можно пойти в суд и попробовать признать бездействие по введению ЧС незаконным и обязать ввести режим ЧС. Если с высочайшей долей оптимизма мы предположим выигрыш, то что мы получим? Не случится ли так, что случаи смерти от коронавируса, как и его существование резко прекратятся, а увеличится пневмония, грипп, ОРВИ и прочее, что сделает невозможным попасть под критерии получения компенсаций по коронавирусу?
С другой стороны, если ЧС не введут, государство в спокойном режиме будет подтверждать случаи коронавируса, снабжая тем самым людей доказательствами. Сможем ли мы потом выиграть иски об установлении юридического факта ЧС и соответствующих полагающихся компенсациях?