при каком царе сажали на кол

Смертные казни: Сажание на кол

Мы продолжаем серию публикаций о смертных казнях. Невозможно заниматься уголовным процессом, игнорируя знания о высшей мере наказания, особенностях её применения и методах исполнения приговоров.

Именно данные о смертных казнях позволяют понять, как преломлялось правосудие в той или иной стране, как представления о гуманизме развивались и изменялись с течением времени. Сегодняшняя экзекуция – сажание на кол. Пожалуй, одна из самых жестоких казней. Поехали!

Многие считают сажание на кол (или «посажение на кол») исконно русским способом казни – это не так. И хотя в России этот изуверский метод применяли до восемнадцатого века включительно, пришёл он из Азии. Кстати, например, в Турции и Сиаме на кол сажали и в веке девятнадцатом.

То же касается и Персии. Ксеркс, например, посадил на кол царя Леонида – того самого, что вмести с 300 спартанцами пытался не пустить его армию в Фермопилы.

Сажание на кол активно применялось и в Африке, и в Северной Америке, и в Европе. Кодексом Каролины, например, предусматривалось сажание на кол для женщин, убивших собственных детей.

Как сажали на кол

Если говорить совсем грубо, суть казни состоит в забивании кола в тело осуждённого. Как правило, кол забивали в задний проход, после чего оставляли приговорённого умирать. Некоторые народы (например, ассирийцы) вводили кол через живот, а выводили через рот или подмышку.

Есть и другие методы сажания на кол – палачи столетиями упражнялись в этом деле, добиваясь максимально медленной смерти для своих жертв, а значит – и максимально мучительной.

Иногда механизм казни прописывался в приговоре (например, могло быть указано, насколько глубоко необходимо забить кол), но чаще механика отдавалась на откуп палачам.

И всё равно приговорённый умирал долго – случаи, когда страдания продолжались в течение нескольких дней, не были редкостью. На кол, например, посадили любовника жены Петра Первого Евдокии. Через двенадцать часов казни он ещё был в силах смачно харкнуть императору в лицо.

Казнь Сулеймана Эль-Галаби

Когда в 1798 году Наполеон вторгся в Египет, турецкий султан Селим Третий пообещал все земные блага и своё покровительство тому, кто убьёт французского главнокомандующего.

Разумеется, имелся в виду Бонапарт. Но Сулейман Эль-Галаби схитрил. Он дождался отъезда Наполеона из Египта и в 1800 году зарезал его преемника – генерала Клебера, ставшего главкомом войск Франции в Египте.

Казнь Сулеймана Эль-Галаби

Суд над Эль-Галаби вершила Французская военная комиссия, и по какой-то причине судьи решили отступить от военного кодекса. Для Эль-Галаби избрали принятый в Египте метод казни – сажание на кол.

Исполнять приговор отправился известный французский палач Бартелеми, никогда прежде не сажавший людей на кол. Казнь происходила при большом скоплении народа на эспланаде Каирского института.

Сообщников Эль-Галаби обезглавили, но потом так же насадили на колья и оставили на всеобщее обозрение. Тела спрятали только через три дня. Скелет Эль-Галаби хранится во Франции, в Музее естественной истории (Museum d,Histoire naturelle).

Казнь короля Эдуарда Второго

В Китае довели сажание на кол до максимального уровня изуверства. В анальное отверстие приговорённого вставляли бамбуковую палочку, через которую вводили раскалённый железный прут. Эдуард Второй ничего не сделал китайцам, но был казнён именно этим способом.

В хронике «Брут» написано, что палачи короля засунули «длинный рог поглубже в его задний проход, а потом взяли раскалённый медный прут и через рог ввели его внутрь тела, и много раз провернули во внутренностях».

Возвращаясь к вопросу о посажении на кол в качестве наказания за гомосексуализм, нельзя не вспомнить ещё один случай, о котором писал Ролан Вильнев. В 1958 году король Ирака посадил на кол своего дядю – как раз, чтобы «кара настигла его через место его греха».

Читайте на нашем канале в Яндекс.Дзен:

В следующих материалах поговорим о других видах смертной казни – подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить самое интересное!

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Присоединяйтесь к нашей деятельности и участвуйте в общественном контроле за следствием, назначением и исполнением наказаний в России.

Источник

Казнь как кровавая расправа. Как расправлялись с изменниками в Древней Руси

Во все времена изменники, казнокрады и преступники подвергались наказанию. Но мало когда это было так жестоко, как в древние времена. Ещё 500 лет назад казни на Руси выглядели зверским, бесчеловечным ритуалом. Над жертвами изощрённо измывались, кровь по плахе текла рекой, а страдания несчастных могли длиться несколько часов. Особо впечатлительным просьба материал не читать.

«Как поймают изменника Якина — на кол посадить», — эта фраза звучит забавно только из уст киношного Ивана Грозного из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». При реальном царе ничего смешного в этой казни не было. Как правило, на кол отправляли за государственную измену (мнимую или выдуманную), за бунт или подстрекательство к нему.

при каком царе сажали на кол

Казнь Анны Чарбоньере во время резни пьемонтских вальденсов (1655). Гравюра из «Истории евангелической церкви Пьемонта» Самюэля Морленда, 1658 г. Фото © Public Domain

Врагов карали люто. Самые жестокие виды казни в Древней Руси

при каком царе сажали на кол

Казнь считалась довольно изощрённой и сложной для исполнения. Осуждённого привязывали к колесу так, чтобы места сочленения суставов оказывались в чётко определённых местах. Затем колесо вращали, а палач бил молотом, по очереди ломая осуждённому суставы, а в конце — позвоночник. В итоге несчастного, который был ещё жив, сгибали на колесе так, чтобы ступни его ног касались затылка. Его связывали и оставляли. Так он мог страдать ещё несколько часов — как считалось, в назидание другим.

Этот вид казни на Руси был исключительно женским. Им наказывали мужеубийц, так как вешать женщин было неэстетично, а отрубать голову долгое время считалось слишком гуманной и мужской казнью. Суть закапывания была в следующем: осуждённую выводили в людное место — на рынок или на площадь — и вкапывали по шею в землю. Яму засыпали так, чтобы на поверхности оставалась одна голова. Обвинённую запрещалось поить и кормить. Но разрешалось бить, кидать в неё камни и всячески унижать.

при каком царе сажали на кол

Источник

Как пытали и казнили на Руси в средние века?

Видео для ЛЛ, пост ниже)

Свою седьмую жену Василису Мелентьеву, изменившую ему, Иван Грозный велел обвязать веревками, крепко заткнуть ей рот кляпом, положить в гроб живой и закопать в землю.

Царю ничего не стоило подвергнуть людей самым тяжким мукам даже из-за пустяка. Так, придворному шуту он вылил на голову миску горячего супа, а французскому послу, вовремя не снявшему шляпу, по приказу Грозного, пригвоздили ее к голове.

при каком царе сажали на кол

Как мы уже знаем Дыба применялась в средневековой Европе, но и на Руси она была популярным способом наказания, применяемого к ворам и нарушителям закона.

Первоначально дыбой на Руси называлась орудие наказания — колода или колодка, к которой привязывали обвиняемого («сажали в дыбу»).

при каком царе сажали на кол

По сути, батоги — это толстые палки или прутья с обрезанным концом. Наказание могли применить за дурные слова про хозяина или царя, в отдельных случаях — за воровство (например, курицы).

Наказуемого клали на землю лицом вниз. Один человек садился ему на шею, другой — на ноги, блокируя любое движение. Палачи брали по два прута и избивали человека по спине до тех пор, пока он не кричал, что виноват. Или пока не заканчивались назначенные удары. Незаконным считалось бить по частям тела, которые «нужны для работы».

К слову, при Иване Грозном получить батогами можно было за пьянство. Кроме того, пьяниц сажали голыми на муравейник, заковывали в кандалы и макали в прорубь головой.

при каком царе сажали на кол

3. Повешение за ребро

при каком царе сажали на кол

4. Четвертование по-русски.

Как и в средневековой Европе, на Руси применяли такой вид смертной казни, как четвертование. В России практиковался иной способ: осуждённому отрубали топором ноги, руки и затем голову. Планировалось таким же способом лишить жизни и Емельяна Пугачева, но ему сначала отрубили голову, а уж потом лишили конечностей. По приведенным примерам несложно догадаться, что подобный вид казни применяли за оскорбление царя, за покушение на его жизнь, за измену и за самозванство. Стоит заметить, что в отличие от среднеевропейской толпы, которая воспринимала казнь как зрелище, русские люди с состраданием и милосердием относились к приговоренным.

На Руси применялся ещё один вид четвертования – разрыв деревьями.

Казнь проходила следующим образом: нагибали два дерева, привязывали казнимого к макушкам деревьев и отпускали. Деревья разгибались, разрывая пополам казнимого.

при каком царе сажали на кол

5. Посажение на кол

Подобно четвертованию посажение на кол применялось обычно к бунтовщикам или воровским изменникам. Во время казни палач вбивал молотком кол в тело человека, затем кол ставили вертикально. Казненный постепенно под тяжестью собственного тела начинал съезжать вниз. Через несколько часов кол выходил у него через грудь или шею. Иногда на колу делали перекладину, которая останавливала движение тела, не позволяя колу дойти до сердца. Этот метод значительно растягивал время мучительной смерти. Сажание на кол до XVIII века было очень распространенным видом казни среди запорожских казаков. Меньшие колы использовали для наказания насильников – им вбивали кол в сердце, а также этот метод использовали в отношении матерей-детоубийц.

Источник

Пытки и казни при Иване Грозном (18+)

Важной вехой опричнины стала показательная казнь на Красной площади: по обвинению в измене на казнь было выведено 300 человек. Прямо на эшафоте царь Иван Грозный помиловал 184 человека, 116 велел замучить. Это произошло 25 июня 1570 года. Иван Грозный фигура крайне противоречивая, ему и его деяниям посвящены тысячи страниц профессиональных работ. Мы же постараемся осветить лишь одно из направлений его преобразований, а именно судебную реформу. Она сопровождалась распространением пыток, широким применением смертной казни и массовыми репрессиями.

Есть две вещи, которые можно сказать о царе Иване с полной уверенностью. Первое — он был жестоким. Второе — он был настоящим деспотом, эталоном самодержавного правителя, не знавшего и не признававшего никакой другой власти, кроме его собственной. «Жаловать есь мы своих холопов вольны, а и казнить вольны же», — эти строки приписывают Ивану Грозному и в это можно поверить. Но воспринимать его буквально не стоит. Под «холопами» следует понимать всё государство, а не только рабов.

При Иване Грозном в обиходе появляется выражение «государево преступление». Иначе, государственное преступление, политическое преступление. Соответствующее определение в законодательстве появится лишь столетием позже (в Соборном уложении 1649 года). Политический сыск также появился во времена правления Ивана IV и просуществовал до конца XX века, впрочем, некоторые считают, что он никуда, вместе с его методами, и не делся.

В Европе позднего Средневековья и Нового времени применение истязаний увязывается с развитием розыскной (инквизиционной) формы уголовного процесса. Характерные для нее черты — отсутствие прав у обвиняемого, сращивание следствия, суда и отправления правосудия. Следствие при такой форме процесса нацелено на сбор формальных доказательств вины, наиболее совершенным (неоспоримым) из которых считается признание обвиняемого. Нетрудно понять, что такие правила игры способствуют совершенствованию самых жестоких методов получения признательных показаний.

Подобная система сложилась и в России. Судебник Ивана Грозного (1550 год) существенно ограничил распространенный ранее метод решения споров и запутанных дел путем боевого поединка спорящих сторон. А с появлением тайной полиции (опричнины, 1565 год) была выстроена система розыска, дознания и казни, опиравшаяся на намеренное причинение страданий обвиняемым. Истязания применялись и как способ получения признания, и как вид тяжелого наказания за совершенное преступление.

К этим же временам восходят некоторые русские поговорки, позволяющие узнать, какими еще способами можно было получить признание. К примеру, выражение «подлинная правда» происходит от процедуры битья допрашиваемого просмоленным кнутом-подлинником. Выражения «рассказать подноготную» и «в ногах правды нет», также отсылающие к пыткам, восходят, скорее всего, ко временам более давним. Впрочем, нет оснований полагать, что запускание игл или гвоздей под ногти рук и ног не практиковалось и во времена Ивана IV.

Для обвиняемых, признавших вину в ходе описанных процедур, были определены различные наказания — в зависимости от тяжести совершенного преступления. Практиковалась, в частности, ссылка, в том числе и на каторжные работы (при Иване Грозном местами ссылки чаще всего служили Урал и другие окраины европейской России; первая ссылка в Сибирь считается делом рук Бориса Годунова, который отправил в Пелымский острог жителей города Углича в связи с убийством царевича Дмитрия). В отношении каторжан одновременно применялись и телесные наказания — к примеру, битье кнутами или палками, «резание носов» — удаление крыльев носа раскаленными или холодными щипцами.

Наказанием за тяжкие уголовные и политические преступления была смертная казнь. Перечень преступлений, караемых смертью, постепенно расширялся предшественниками Ивана Грозного. К примеру, в конце XIV века смертная казнь предусматривалась за кражу, совершенную в третий раз, но не за убийство.

Судебник Ивана III (1497 год) вводил смертную казнь за некоторые виды убийства, разбой, измену, религиозные преступления. Судебник Ивана Грозного сделал смертную казнь одним из самых частых видов наказания. К примеру, при наличии признания обвиняемого, смертью могла караться первая кража («…и скажет на собя сам, ино его казнить смертною казнию»). Отдельные царские указы предписывали казнить за разбой, государственную измену, учинение мятежа, подделку монет. Причем казнь должна была осуществляться публично и сопровождаться пытками.

В царствование Ивана Грозного в России применялись и тривиальные наказания — как например отрубание головы или повешение (за шею, ноги или ребро). Однако эту эпоху принято связывать и с особенно жестокими видами казни. Считается, к примеру, что одним из излюбленных методов казни в те времена было посажение на кол — одно из самых мучительных наказаний: искусство палача состояло в том, чтобы не повредить в процессе жизненно важных органов, и не избавить ненароком осужденного от страданий. Действительно, такое наказание встречалось в XVI веке относительно часто, однако едва ли Иван Грозный отдавал ему специальное предпочтение перед другими видами казни.

Более распространенной формой государственного воздаяния за политические преступление было четвертование — расчленение тела преступника с помощью топора. Если осужденный заслужил к себе гуманное отношение государя, то сперва он лишался головы и только потом — рук и ног. В ином случае казнь осуществлялась в обратной последовательности. Четвертование с помощью лошадей в России не практиковалось.

Вопреки расхожему мнению, при Иване Грозном не практиковалось колесование — переламывание костей с помощью колеса или привязывание к колесу и переламывание конечностей с помощью лома. Этот вид казни, известный еще с Античности, вновь распространился в Западной Европе в XVII веке, а в России первое упоминание о нем относится к 1696 году. Впоследствии колесование широко применялось при Петре I.

Однако Иван Грозный запомнился и тем, что лично определял для осужденных вид казни, часто не предусмотренный устоявшейся практикой тех времен. Дошли сведения о попеременном обливании приговоренных кипятком и ледяной водой; подвешивании вверх ногами и последующем рассечении на части; утоплении в реке, в том числе и как метода массовой казни (такая участь постигла в 1570 году несколько сотен представителей новгородской знати, а годом позже — 80 жен ранее казненных московских дворян). Массовые расправы в период опричнины были явлением нередким. Московские казни 1570−71 годов, когда в городе были убиты тысячи человек, в том числе и бывшие приближенные царя, стали пиком опричного террора.

Ивану Грозному приписывают изобретение заживо варить в котлах подозреваемых в измене. Существуют сведения, что после массовых казней Иван Грозный каждому своему придворному определил день смерти и способ казни: одним приказал отрубить руки, одну ногу и голову, другим же приказывал разрезать живот, потом рубить ноги, руки и голову. Впрочем, ему же приписывают такое изречение: «Чтобы охотиться на зайцев, нужно множество псов, чтобы побеждать врагов — множество воинов; кто же, имея разум, будет без причины казнить своих подданных!»

Другие примеры изобретательности царя дошли до нас в качестве единичных случаев, своеобразных исторических анекдотов. Одной из самых кровавых считается казнь главы иностранного приказа дьяка Ивана Висковатого: в 1570 году царь обвинил его в сговоре с литовским королем и турецким султаном и повелел казнить, привязав к столбу и приказав своим приближенным заживо отрезать от его тела по куску. Опричник Иван Реутов, отрезавший кусок, ставший для Висковатого последним, был обвинен царем в попытке смягчить страдания осужденного. Реутова Иван Грозный тоже приказал казнить, но тот умер от чумы, не дожив до исполнения приговора.

Известны и другие подобные истории: прибивание шапки к голове посла, не успевшего ее снять; своеобразное четвертование дьяка, принявшего взятку в виде жареного гуся, начиненного деньгами; повешение дворянина по фамилии Овцын на одной перекладине с овцой; зашивание осужденного в медвежью шкуру и последующая травля собаками — этой казни подвергся, в частности, новгородский епископ Леонид. О непростых отношениях царя с церковью и ее служителями известно немало. В частности, Ивану Грозному приписывается приказ привязать нескольких монахов к бочке с порохом и взорвать: чтобы сразу отправились на небеса, как ангелы. И несмотря на то, что подобные процедуры при преемниках Ивана IV не прижились, многие заложенные при нем принципы легли в основу судебно-дознавательной системы, существовавшей в России и в куда более просвещенные времена.

Источник

25 марта 1917 года в России впервые отменили смертную казнь. Вскоре, впрочем, опять вернули. « Сноб » вспоминает, как и зачем в России колесовали и сажали на кол

Поделиться:

Без милосердия

Богохульников — жечь. Кто хулит святых угодников — жечь также.

Так начинается Соборное уложение 1649 года — первый свод законов российского государства.

Все казни под одной обложкой собирали и раньше. При Иване III, когда Россия кончалась за Рязанью, по судебнику 1497 года убивали, например, за конокрадство.

Но серьезно за дело взялись лишь при царе Алексее Михайловиче по прозванию Тишайший (он убивал не картинно, как Грозный, а тихонечко). Соборное уложение писали год. Три тысячи копий разослали по всему Московскому государству. Оригинал и сейчас лежит в Кремле, в Оружейной палате, с виду ничего интересного: свиток и свиток. Но сколько на нем кровищи!

За адюльтер били кнутом, но не до смерти. За аборты — вешали. Отдельно было про обрезание: «А будет кого бусурман какими нибудь мерами насильством или обманом русскаго человека по своей бусурманской вере обрежет… зжечь огнем безо всякого милосердия».

Как видим, государство заботилось о духовной жизни граждан.

Поразительна глава 22, статья 17: «А будет кто с похвалы, или с пьянства, или умыслом наскачет на лошади на чью жену, и лошадью ея стопчет и повалит… его за такое его дело казнити смертию».

Интересно работает время. За этими буквами тысячи трупов, а сейчас читаешь — чистая поэзия.

Окно в Европу

На Западе царь Петр позаимствовал университеты, геологоразведку и военный флот. А также колесование — новую модную казнь, популярную в те годы в германских княжествах.

Колесовали в России вплоть до XIX века. Юрист Александр Кистяковский подробно описал процесс — и если вы противник смертной казни, просто промотайте этот абзац, а если вы ее сторонник, вчитайтесь в каждое слово.

«К эшафоту привязывали в горизонтальном положении андреевский крест, сделанный из двух бревен. На каждой из ветвей этого креста делали две выемки, расстоянием одна от другой на один фут. На этом кресте растягивали преступника так, чтобы лицом он был обращен к небу; каждая оконечность его лежала на одной из ветвей креста, и в каждом месте каждого сочленения он был привязан к кресту. Затем палач, вооруженный железным четырехугольным ломом, наносил удары в часть члена между сочленением, которая как раз лежала над выемкой. Этим способом переламывали кости каждого члена в двух местах. Операция оканчивалась двумя или тремя ударами по животу и переламыванием станового хребта. Разломанного таким образом преступника клали на горизонтально поставленное колесо так, чтобы пятки сходились с заднею частью головы, и оставляли его в таком положении умирать».

Для особых случаев у Петра была особая казнь. Он сажал людей на кол.

Опальных цариц в России принято ссылать в монастырь, но Евдокия Лопухина, первая жена Петра, в монастыре не страдала, а завела себе любовника Степана Глебова, который «с нею обнимался и целовался», как показали свидетели. За это Глебова пытали кнутом, гвоздями и углями, чтобы признался в заговоре против короны. Но он не признался, и его посадили на кол в центре Красной площади. Предусмотрительный Петр лично приказал надеть на Глебова тулуп, чтобы тот не умер преждевременно. За казнью наблюдали 200 тысяч человек — куда там Сенцову, Кольченко, Савченко.

Но настоящий зритель был один: Евдокия Лопухина. Два солдата держали ей голову и не давали закрыть глаза. Любовник умирал 14 часов.

Потрошить и наказывать

Но нет, это не очерк про жестокие нравы отсталой России. Отсталым — от чего отсталым, впрочем? — был весь мир.

«Повешение, потрошение и четвертование» — это официальное название, пожалуй, самой жестокой казни в истории.

Сначала преступника (чаще не преступника, а просто революционера) привязывали к чему-то вроде забора. Потом протаскивали лошадьми к месту казни, чтобы возбудить интерес народа. Потом последовательно вешали (не давая задохнуться), кастрировали, вспарывали живот, отрубали конечности и, наконец, голову.

Так умер полковник Эдуард Деспард, один из лидеров очередного ирландского восстания — казнили его, вспоминают, на глазах у 20 тысяч человек, то есть зрителей было в десять раз меньше, чем у майора Глебова. То ли к XIX веку нравы смягчились, то ли у народа были другие развлечения.

Свидетельства очевидцев, опять же, можно промотать.

«Хирург, пытаясь отрезать голову от тела простым скальпелем, пропустил необходимое сочленение и кромсал шею до тех пор, пока палач не схватил голову руками и не провернул ее несколько раз; лишь тогда ее с трудом удалось отделить от туловища».

В XIX веке эту замечательную казнь смягчили: вешали сразу до смерти, а кастрировали и потрошили уже труп. В 1870 году перестали делать и это.

В России в эти годы убивали исключительно гуманно: военным — пуля, штатским — петля.

Немного о гуманизме

В Европе придумали множество пыток, но там же придумали, что людей убивать нельзя. Никаких. Ни при каких обстоятельствах. В учебниках это называется «гуманизм», патриарх Кирилл предпочитает термин «глобальная ересь человекопоклонничества».

Тогдашний либеральный интеллигент, князь Михаил Щербатов тут же заявил, что «кнут палача горше четвертования». Намекал, что палачи очень старались и ни один побитый кнутом не дожил даже до вырывания ноздрей. На словах казнь отменили, фактически людей продолжали убивать.

С благими намерениями в России вообще не очень выходило.

Александра Радищева приговорили к смертной казни даже не за бунт, а всего лишь за «Путешествие из Петербурга в Москву». В частности, за рассуждение, имеет ли право господин бить раба.

«Крестьяне, убившие господина своего, были смертоубийцы. Но смертоубийство сие не было ли принужденно? Не причиною ли оного сам убитый асессор? Если в арифметике из двух данных чисел третие следует непрекословно, то и в сем происшествии следствие было необходимо. Невинность убийц, для меня по крайней мере, была математическая ясность».

Казнь заменили ссылкой. Не так повезло Кондратию Рылееву, автору двустишия: «Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело, и радостно гибнет за правое дело!» В 1823 году он это произнес, а уже в 1826 году был без особой радости повешен.

Достоевского, как человека служивого, приговорили к расстрелу. Судили по тогдашней 228-й статье: за распространение экстремистской литературы. А именно занимательного и актуального письма Белинского Гоголю. «Православная церковь всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма; но Христа-то зачем Вы примешали тут? Что Вы нашли общего между ним и какою-нибудь, а тем более православною, церковью? Он первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичеством запечатлел, утвердил истину своего учения. И оно только до тех пор и было спасением людей, пока не организовалось в церковь и не приняло за основание принципа ортодоксии. Церковь же явилась иерархией, стало быть поборницею неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницею братства между людьми, — чем и продолжает быть до сих пор».

В XVII веке за такое его бы сожгли, в XVIII вырвали бы ноздри, но в итоге он отделался четырьмя годами: времена наступали совсем травоядные.

Террористы и расхитители

Казнили в России всегда просто так, от широты душевной. Все разговоры об эффективности и неэффективности смертной казни были пустыми, поскольку реальную статистику преступлений начали вести лишь в конце XIX века.

И в любом случае оставалась маленькая проблема. Казнить или миловать, решал один человек, и все зависело лишь от того, какие книжки он читал: Дидерота или Домострой.

Советская республика тоже не могла решиться: быть ей в авангарде человечества или сразу взять курс на империю зла. Большевики отменили смертную казнь на третий день революции. 5 сентября 1918 года ее вернули, но только для белогвардейцев. 17 января 1920 года снова отменили, в мае вернули опять и после казнили без колебаний.

Трижды в XX веке в России все начиналось заново, и каждый раз новые правители старались быть добренькими: отменяли смертную казнь. Ельцинская Россия оказалась основательней всех: подписала Европейскую конвенцию по правам человека. Ту, где про право на жизнь, свободу совести, религии, выбора и прочая научная фантастика. И что бы ни случилось с выборами и совестью, смертной казни в России нет уже 20 лет.

Но в главном Россия не изменилась. Казнить или миловать, по-прежнему решает один человек, и этот человек несколько раз высказывался против. И потому о смертной казни говорят лишь маргиналы из ЛДПР или профессионально жестокие парни типа Бастрыкина и Кадырова.

Смертная казнь из пугала стала пшиком, депутатским пиаром. А значит, можно быть спокойным: в России не сожгут ни одного богохульника. А равно и тех, кто возводит хулу на святых угодников.

Во всяком случае, по решению суда. Во всяком случае, пока.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *